Научная статья на тему 'Попытки теологической самоидентификации российских неопятидесятников постсоветского периода (1990-е годы)'

Попытки теологической самоидентификации российских неопятидесятников постсоветского периода (1990-е годы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протестанты / неопятидесятники / харизматы / богословские взгляды / военная служба / светская власть / христианская свобода / Protestants / neo-Pentecostals / charismatics / theological views / military service / secular power / Christian freedom

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погасий Анатолий Кириллович

Неопятидесятники (или харизматы) возникли относительно недавно и поэтому не успели выработать собственного законченного богословия. Это вызывает определенные сложности при их конфессиональной идентификации. Существующие публикации неопятидесятнических авторов — в большинстве своем иностранных — не дают единого представления о вероучении данной конфессии, поскольку, во-первых, представляют собой скорее нравоучительную проповедь, назидание, а во-вторых, по большей части отражают лишь богословские взгляды самого автора, не всегда разделяемые даже представителями его общины, не говоря уже о конфессии в целом. В статье осуществлена попытка обобщить некоторые теологические воззрения российских неопятидесятников 1990-х годов, в частности их интерпретацию библейских положений о соотношении христианской свободы и подчинения светским властям, а также об отношении к войне и воинской службе. Учитывая, что в России не предпринимались сколько-нибудь систематические исследования вероучительных взглядов неопятидесятников, следствием чего стало отсутствие соответствующей литературы, автор использовал материалы собственных полевых исследований, предпринятых им «по горячим следам» — непосредственно в период появления и становления неопятидесятнических общин в Казани, Йошкар-Оле, Ижевске, Саратове и отчасти в Москве (1990–2000 гг.). Исследования проводились методом включенного наблюдения, интервью и нарративного анализа. Автор не утверждает, что полученные результаты являются официальной богословской точкой зрения конкретных общин. Это скорее обобщенные представления мыслящих участников различных групп и сообществ верующих, в целом разделяющих харизматические религиозные воззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attempts at theological self-identification of Russian neo-Pentecostals in the Post-Soviet period (1990s)

Neo-Pentecostals (or charismatics), due to their relatively short existence, did not have time to develop their own complete theology. This causes certain difficulties in their confessional identification. The existing publications of neo-Pentecostal authors — most of them foreign — do not give a unified idea of the creed of this denomination, since for the most part they reflect only the theological views of the author himself and are not always shared even by representatives of his community, not to mention the denomination as a whole. The article attempts to summarize some of the theological views of the Russian neo-Pentecostals of the 1990s, in particular, their interpretation of the biblical provisions on the relationship between Christian freedom and submission to secular authorities, as well as their attitude to war and military service. Considering that no systematic studies of the doctrinal views of neo-Pentecostals were undertaken in Russia, which resulted in the lack of relevant literature, the author used the materials of his own field research undertaken by him “hot on the heels” — directly during the emergence and formation of neo-Pentecostal communities in Kazan, Yoshkar-Ola, Izhevsk, Saratov and, in part, in Moscow (1990–2000). The research was carried out by the method of included observation, interviews and narrative. The author does not claim that the results obtained are the official theological point of view of specific communities. Rather, these are generalized representations of thinking participants of various groups and communities of believers who generally share charismatic religious views.

Текст научной работы на тему «Попытки теологической самоидентификации российских неопятидесятников постсоветского периода (1990-е годы)»

№1 УДК 278, 322

том 6

2024

Попытки теологической самоидентификации российских неопятидесятников К постсоветского периода (1990-е годы)

А. К. Погасий

К

о

О

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18

О

^^ Для цитирования: Погасий А. К. Попытки теологической самоидентификации рос-

сийских неопятидесятников постсоветского периода (1990-е годы) // Вопросы теоло-^ гии. 2024. Т. 6, № 1. С. 150-166. https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.108

I ^ Неопятидесятники (или харизматы) возникли относительно недавно и поэ-

тому не успели выработать собственного законченного богословия. Это вызывает определенные сложности при их конфессиональной идентификации. Существующие публикации неопятидесятнических авторов — в большин-Рц стве своем иностранных — не дают единого представления о вероучении

данной конфессии, поскольку, во-первых, представляют собой скорее нравоучительную проповедь, назидание, а во-вторых, по большей части отражают лишь богословские взгляды самого автора, не всегда разделяемые даже представителями его общины, не говоря уже о конфессии в целом. В статье осуществлена попытка обобщить некоторые теологические воззрения российских неопятидесятников 1990-х годов, в частности их интерпретацию библейских положений о соотношении христианской свободы и подчинения светским властям, а также об отношении к войне и воинской службе. Учитывая, что в России не предпринимались сколько-нибудь систематические исследования вероучительных взглядов неопятидесятников, следствием чего стало отсутствие соответствующей литературы, автор использовал материалы собственных полевых исследований, предпринятых им «по горячим следам» — непосредственно в период появления и становления неопятидесятнических общин в Казани, Йошкар-Оле, Ижевске, Саратове и отчасти в Москве (1990-2000 гг.). Исследования проводились методом включенного наблюдения, интервью и нарративного анализа. Автор не утверждает, что полученные результаты являются официальной богословской точкой зрения конкретных общин. Это скорее обобщенные представления мыслящих участников различных групп и сообществ верующих, в целом разделяющих харизматические религиозные воззрения.

Ключевые слова: протестанты, неопятидесятники, харизматы, богословские взгляды, военная служба, светская власть, христианская свобода.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2024

150 https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.108

Введение

В результате Реформации к середине XVI в. в Европе оформилось новое течение в христианстве — протестантизм. Первыми конфессиональными направлениями стали лютеранство, кальвинизм и англиканство — собственно, их и называют протестантами, или «классическими протестантами». Вследствие деления этих протестантских направлений в XVII-XIХ вв. появился целый ряд новых религиозных образований, вероучения которых в чем-то отличались от вероучений материнских церквей. Их называли сектами, ересями и т. п., но в современном религиоведении они чаще всего именуются «поздними протестантами». К таковым относят методистов, баптистов, евангельских христиан, адвентистов, пятидесятников и ряд других более мелких течений. В 1950-1980-х годах в недрах поздних протестантов возникло еще одно новое течение, которое можно назвать неопротестантизмом, а конкретнее — неопятидесятничеством, или харизматиз-мом (от др.-греч. х&рюца — дар Божий, благодать, помазание), поскольку здесь наиболее ярко и рельефно проявилась тенденция ставить в центр духовной жизни практику реализации «даров Святого Духа».

Мы попытаемся исследовать некоторые процессы, происходящие в этой неопротестантской конфессий в настоящее время, в частности эволюцию ее теологических воззрений.

Неопятидесятники относятся к так называемой третьей волне пяти-десятничества. В отличие от других протестантских конфессий, пятидесятники придают особое значение «крещению Святым Духом», понимая | \ ] его как особое духовное переживание в тот момент, когда на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа, внешне проявляющаяся как р глоссолалия — говорение на неизвестных слушателям и самому говоряще- ^^ му языках. Помимо «языков», согласно учению пятидесятников, Святой Дух дает дары истолкования этих языков, слово знания, слово мудрости, исцеления, веры, чудотворения, пророчества, различения духов (1 Кор

12:8-10). Ы

Первая волна пятидесятничества восходит к 1906 г., когда в Лос-Анджелесе в одной из методистских групп «Движения святости»1 началось так называемое пробуждение на Азуза-стрит — явление массовой глоссолалии и проповедь о дарах Духа. С.^

В конце 1950-х годов началась вторая волна, характерная тем, что глос- ^^ солалия и крещение Святым Духом проявились в других христианских р церквах — лютеранских, католических, даже православных; однако практиковавшие это, именовавшиеся «харизматиками», не выходили из своих конфессий, а оставались там на положении особой группы. ^^

О

1 Движение святости — течение в протестантизме, возникшее в 1840-х годах в среде американских методистов. Основной идеей данного движения является убеждение в воз- том 6

можности при определенных условиях достичь состояния святости и постоянно поддер- 2024

живать его еще при земной жизни, в отличие от традиционного учения, согласно которому этого можно достичь только «на небесах». №1

№ ] Третья волна, возникшая в 1970-е годы, знаменовала выход харизма-

тиков из своих конфессий и создание нового, самостоятельного течения — томе неопятидесятнического (или харизматического).

Неопятидесятники даже в большей степени, чем традиционные пятидесятники, не имеют единого богословия. Многочисленные общины, как объединенные в конфессиональные союзы, так и внеденоминацион-ные, отличаются друг от друга не только в каноническом плане, но иногда \ Г и догматически. Это объясняется тем, что пятидесятники, появившиеся ^^ в начале, а харизматы — в середине XX столетия, не успели (а вероятнее всего, в силу изначальной разрозненности и спонтанности просто не смог-

ТТТ» \ /»ЛГЛТТЛГПТ АТТТ»ТТ Г\ Т7ТТЛТТТ*Л Л/»ЛПЛТТТТА л/»ттт* ттттА/»тт тттл тлт^лтллпл г^лттллттттл

S

я

о и

с

о

PQ

ли) создать единое учение, особенно если учесть, что такового зачастую нет и внутри одной общины.

Тем не менее пятидесятники предпринимали и продолжают предпринимать попытки сформулировать собственный взгляд на различные положения Священного Писания для теологического обоснования своей самобытности. Здесь можно назвать книги Дерека Принса2, Ульфа Экмана3, Кэтрин Кульман4, Дэвида Вилкерсона5, Кеннета Хейгина6 и др. В 1983 г. ^^ в русском самиздате разошлась книга Джона Шерила в переводе Юлии БоР I рисенковой (Тулянской) «Они говорят на иных языках». Официально она, ставшая, вероятно, первым русским переводом книги о пятидесятниках, была выпущена лишь в 1991 г. в Казани7. Другие подобные книги, в том числе книги вышеприведенных авторов, были переведены и изданы в России чуть позже, в 1991-2000-е годы.

Немногочисленные работы российских неопятидесятнических авторов стали появляться в первой половине 1990-х годов и играли двоякую роль: с одной стороны, они популярно разъясняли библейские положения, связанные с Пятидесятницей и дарами Святого Духа (харизмой), а с другой — стали апологией, защищавшей новое религиозное течение от нападок со стороны православия и более традиционных для России протестантских конфессий. Однако искать в них какое-то единое, сформулированное и принятое всеми харизматами конфессиональное вероучение не приходится. Поэтому собственно теологические вопросы рассматривались в основном в устных беседах и дискуссиях внутри общин, лишь иногда выплескиваясь за их пределы в виде жарких межконфессиональных споров.

Такое положение сохранилось и поныне, несмотря на попытки отдельных конфессиональных центров зафиксировать некие общие «символы

2 Принс Д. Твердое основание христианской жизни. Ettlingen: Derek Prince Ministries, 2011. URL: https://dpmukraine.files.wordpress.com/2014/01/osnovy.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

3 Экман У. Доктрины. М.: Христианская миссия, 2008.

4 Кульман К. Нет ничего невозможного с Богом. М.: Христианская миссия, 2011.

5 Вилкерсон Д. Крест и нож. М.: Христианская миссия, 2012.

6 Хейгин К. Власть верующего. М.: Библейский взгляд, 2007.

7 Шерил Дж. Они говорят на иных языках. Казань: Лингватранс, 1991.

веры»8, призванные быть началом формирования собственного конфессионального богословия.

В силу этого большую часть информации по предмету настоящей статьи автор получил из бесед (интервью) с мыслящими верующими из харизматических церквей, а также дискуссий на эту тему в религиозных и околорелигиозных интеллектуальных кругах России первой половины 1990-х годов.

1. Неопятидесятники о свободе и необходимости

Соотношение библейской идеи о свободе христианина («Где Дух Господень, там свобода», 2 Кор 3:17) с библейским же требованием подчинения светским властям («Всякая душа да будет покорна высшим властям», Рим 13:1) занимало умы многих христиан, особенно в свете недавнего прошлого нашей страны. В процессе размышлений и споров в представлении неопятидесятников постепенно начала вырисовываться картина соответствия этих, казалось бы, антагонистических положений Священного Писания.

Данная Богом свободная воля предполагает возможность выбора, но выбор этот невелик: либо уверовать в Бога и пытаться жить по Его заповедям, либо существовать по законам этого мира, которым, согласно Библии, правит дьявол («И сказал Ему дьявол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне (курсив мой. — А. П.), и я, кому хочу, даю ее», Лк 4:6), что предполагает духовную смерть.

В вопросе о том, почему дьявол стал «князем мира сего» (Ин 14:30), | \ ] неопятидесятники соглашаются с традиционным богословским понима- ^^ нием: Бог, сотворив человека, дал ему власть над землей (Быт 1:28), но, ^^ когда Адам послушался змея (дьявола) и тем свершилось грехопадение, власть перешла к дьяволу. И хотя после воскресения Христа дьявол не имеет власти над верующими (т. е. в Церкви), остальной мир продолжает принадлежать ему. Таким образом, отказываясь от Бога, человек заявляет: «Мне не нужен ни Бог, ни дьявол, я — сам по себе». Однако фактически он живет по законам мира, которым правит «враг рода человеческого», и, следовательно, принимает его ценности и установки.

Среди мирских ценностей одной из важнейших является свобода, причем желательно абсолютная. Однако человек, будучи существом сотворен- ^^ ным и конечным, не может обладать абсолютной свободой, поэтому при- Рц зывы к свободе, под которой он интуитивно подразумевает возможность делать все, что хочет, звучат как минимум двусмысленно. Гораздо полезнее для человека понимать свободу как «осознанную необходимость»9. ^^

О

е

нч

8 См., напр.: Декларация веры Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). URL: https:// том 6 www.cef.ru/documents/docitem/article/1378304 (дата обращения: 10.03.2024). 2024

9 Кто впервые высказал этот тезис, не совсем понятно. Иногда его приписывают Спинозе, однако в таком виде он свое понятие свободы не выражал. Также нет именно та- №1

том 6

2024

8

О

нч

№ ] Если по всем названным проблемам неопятидесятники принимают

общехристианские доктрины, то в некоторых других вопросах их воззрения в чем-то с ними расходятся.

Согласно библейскому учению, после грехопадения мир, созданный Богом совершенным, устремился к хаосу (так сказать, в прямом соответствии со вторым законом термодинамики, согласно которому «для вселен-| \ | ной в целом энтропия возрастает»). Иллюстрируя это утверждение, они, \ Г например, утверждают (по крайней мере, утверждали в описываемый пе-^^ риод — 1990-е годы), что любое научное открытие, любая отрасль знания, искусства, в общем — любой результат человеческой деятельности после грехопадения, принеся вначале какую-то видимую пользу, в конечном счете оборачивается во зло человеку. Закон гравитации, позволяющий поддерживать существующий порядок вещей, используется для того, чтобы бомбы — изобретение человеческого разума — падали вниз на наши головы. Колесо — нужный во всех отношениях предмет, однако он используется в совершенно ненужных человечеству танках и других видах ^^ вооружения. Искусство — созидающая музыка (например, произведения ^^ Моцарта), но вместе с тем и разрушающий «металл»10. Р I Общественные законы, по утверждению неопятидесятников, также

рч находятся под контролем дьявола. А поскольку его цель — противиться Богу и погубить Его творение, человека, он использует эти законы, интенсивно подталкивая массы к хаосу через призывы к абсолютной свободе, извращение нравственности, разрушение института семьи, неподчинение властям и призыв к бунту. Воистину гениальным изобретением дьявола, по мнению неопятидесятников, стал гуманизм (не путать с гуманностью — человеколюбием) — религиозно-философское учение XV-XVII вв., смысл которого в том, чтобы убрать с пьедестала Бога и установить культ человека, объявив его «мерой всех вещей». Гуманизм, в свою очередь, породил анархизм (греч. безвластие), толерантность, предполагающую терпимость буквально ко всему, включая то, что Бог признал «мерзостью» — гомосексуализм, педофилию и пр.

Теорию эволюции неопятидесятники (как, впрочем, и остальные христиане) также относят к придумкам дьявола. Человечество, за небольшим исключением, не отдает себе отчета в том, что общество отнюдь не эволюционирует. Оно тешится научно-техническим прогрессом, не замечая, что он может привести это самое общество к гибели, ибо действует обратно пропорционально духовности, будучи направлен исключительно на удовлетворение плотских вожделений (даже не потребностей). А чего стоит манипуляция красивыми фразами-утверждениями, такими как «красота спасет мир» или «образование народа решит все социальные проблемы»?!

О

м

кой фразы ни у Гегеля, ни у Энгельса, ни даже у Ленина. Вероятно, ближе всего она сформулирована у Плеханова: «сознанная необходимость» (Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: в 5 т. Т. 2. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1956. С. 307).

10 Из бесед с неопятидесятниками Казани // Архив автора.

Сейчас здравомыслящие люди уже скептически относятся к этим тезисам, потому что история и особенно современное состояние общества их опровергают.

Как можно остановить социальную и духовную энтропию?

Неопротестанты солидарны с традиционными христианскими конфессиями, которые утверждают, что мир нравственно и духовно деградирует, становится неуправляемым. Душевная энергия принимает угрожающие формы энергии демонической, культура становится, образно говоря, нравственным самопожиранием, искусство — песней смерти. Единственное, что могло бы противостоять разложению и распаду мира, — это религия как возможность контакта конечного с бесконечным, временного — с вечным, оскудевающего — с полнотой вечных божественных энергий11.

По их мнению, самый простой и правильный способ заключается в том, чтобы человечество изменило свою жизнь в соответствии с божественными принципами, изложенными в Священном Писании, на основе покаяния и принятия жертвы Иисуса Христа. Процесс покаяния — это не просто констатация своей греховности, это новое рождение в духе и истине: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:5-6). В понимании неопятидесятников тогда в жизни общества начнут работать духовные законы, заложенные Богом изначально.

Что такое в их представлении «духовные законы»? В мире материальном господствуют естественные законы (законы природы) — физические, химические, биологические и т. п., соблюдение которых поддерживает гармонию во Вселенной, а нарушение ведет к ущербу и даже катастрофе (например, много лет разрушая природу, мы вплотную подошли к эколо- ^ч гической катастрофе). ^^

В духовном мире также есть свои законы, которые не только гармо- |-Н низируют нравственную жизнь и общественную мораль, но и, в соответствии с законом всеобщей связи вещей и явлений12, влияют на жизнь всей Вселенной (хотя и неявно). Их нарушение с необходимостью вызывает те же последствия — ущерб и катастрофу. В частности, нарушение принципа иерархичности в семье (муж — жена — дети) приводит к несогласию, раздорам, конфликтам и в конечном счете к ее распаду. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу... потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил ^^ Церковь» (Еф 5:22-23, 25). «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, Рц ибо сего требует справедливость. и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:1,4). ^^

РР

К

о

е

нч

hJP

о

11 Рафаил (Карелин), архим. О духовной энтропии. URL: http://karelin-r.ru/ duhov/54/1.html (дата обращения: 10.03.2024). том 6

12 О всеобщей связи вещей и явлений в природе и в человеческом обществе. 2024 URL: https://studwood.net/815059/ekologiya/vseobschey_svyazi_veschey_yavleniy_prirode_ chelovecheskom_obschestve (дата обращения: 10.03.2024). №1

том 6

2024

8 К

С

О

№ ] «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Прит 14:1).

Наиболее знакомые нам духовные законы выражены в Десяти заповедях, но в целом вся Библия есть в известном смысле сборник этих законов, так что знающий, понимающий и исполняющий их человек становится защищенным от капризов судьбы.

Грех — нарушение весьма тонких и строгих законов духовной приро-\ Г ды. Его совершение, независимо от тяжести, можно сравнить с посторон-^^ ним предметом, брошенным в механизм, например в двигатель внутреннего сгорания. Начнутся перебои и в конце концов механизм заклинит; т. е. грех приносит вред в первую очередь самому согрешившему, а вслед за этим начнет разрушающе воздействовать на все окружающее.

ё

^ 2. Государство, право и законы Божьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неопятидесятники утверждают, что всеобщего покаяния, к сожале-О нию, не произойдет и человечество не захочет принять установленного ^^ Богом миропорядка. Поэтому человечество в лице своих лучших предста-р Р вителей вынуждено констатировать, что с обществом не все так хорошо, как представляет большинство, что мораль и нравственность деградируют по мере падения духовности. Это выражается в подмене смысла слова «духовность» примерно так, как это было в СССР, когда под духовно-РР стью понимали не веру в Бога, а увлечение литературой, искусством и т. п.

Только сегодня искажение пошло еще дальше: понятие веры в Бога как бы есть, но в большинстве своем существует на уровне декларации, традиции и конъюнктуры (социологи утверждают, что таких «верующих» не менее 95-97 %), мораль же и нравственность перестали быть абсолютной категорией, непосредственно связанной с Богом и духовным миром, а стали переменными величинами, зависимыми от моды и настроений в обществе, стремящемся к «абсолютной» свободе.

Таким образом, для замедления процесса скатывания общества к хаосу человечество, отвергая Божью мудрость и Его законы, надеется на свою собственную мудрость, ту самую, о которой Библия говорит: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор 3:19). Поэтому «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью» (Иов 5:13-14). Другими словами, люди, вместо того чтобы искоренить причину болезни, пытаются ее залечить, скрыть, а то и вовсе не задумываются о ней.

В течение веков выработались определенные правила поведения — обычаи, которые стали регулировать общественную жизнь, т. е. ограждать свободу одного индивида от свободы другого. С появлением государства как системы, призванной упорядочить и защитить жизнь общества, возникла необходимость организовать применение этих обычаев в соответствии с целями и нуждами государства. Появилось так называемое обычное

право — совокупность обычаев, санкционированных государством. К ним постепенно добавлялись искусственно установленные правила поведения, и со временем сложилось то, что мы называем собственно правом — совокупностью общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Нет смысла спорить, имеет ли право классовый характер, является ли оно «возведенной в закон волей господствующего класса»13. Важно уяснить, что право присуще всем без исключения человеческим сообществам и выполняет важную функцию регулятора общественных отношений. А эта функция, в свою очередь, в конечном счете имеет только одну цель — приостановить энтропию, и неважно, понимают это законодатели и правоприменители или нет.

Примечательно, на наш взгляд, как неопятидесятники (и, вероятно, представители некоторых других конфессий) рассматривают роль государства и права с сотериологических позиций.

Однажды ученики спросили Иисуса Христа, какие признаки Его пришествия и кончины века. Он показал несколько таковых (Мф 24:13), а в конце назвал самый важный из них: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда (курсив мой. — А. П.) придет конец» (Мф 24:14). Иными словами, конец (Судный день) будет тогда, когда все люди услышат Благую Весть о спасении и сделают свой выбор. Для этого Бог откладывает время Суда и всячески оберегает мир от хаоса, в который дьявол пытается его ввергнуть.

Исходя из этого, стремление людей упорядочить свои отношения при помощи силы государства и авторитета права для недопущения анархии (хаоса) и желание Бога спасти как можно больше людей, для чего Он еще Рн дает время, совпадают по целям. Поэтому, подобно тому как государство ^^ санкционирует некоторые полезные обычаи, возводя их в ранг закона, Бог |-Н благословляет и санкционирует всякую власть и законы людей, независимо от степени их строгости (разумеется, если эти законы не призывают нарушать данные Им заповеди). Недаром апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1).

В ответ на возможные возражения (мы, дескать, не понаслышке знаем власти, известные своей жестокостью по отношению к гражданам, и они явно не от Бога) неопротестанты (по крайней мере, в 1990-е годы) ^^ отвечали: нет на земле власти, которая имела бы целью уничтожить сво- Рц их подданных, ибо это равносильно самоуничтожению. Отсюда вытекает, ^^ что вся ее деятельность направлена на созидание (в том смысле, как это ^^ понимают носители данной власти), даже со всеми нелепостями, ошибками и жестокостями, а следовательно, и такая власть от Бога. Попытки же свергнуть власть неизбежно приводят к еще большему озлоблению и кро-

К S

О

е

нч

О

PQ

том 6

2024

13 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. 1848. URL: https:// www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm (дата обращения: 10.03.2024). №1

том 6

2024

№ ] вопролитию. Поэтому апостол Павел и писал: «Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим 13:2), — поскольку объективно их деятельность разрушительна, даже если у них на сей счет самые «добрые» побуждения.

В целом проблема отношения к властям решается просто: всякая власть лучше безвластия настолько, насколько порядок лучше беспорядка. | \ | Комментируя данное положение, неопротестанты проводят парал-

\ Г лель между законом Моисеевым, новозаветными требованиями, касаю-^^ щимися отношения к светским властям, и современным состоянием государственно-конфессиональных отношений. Когда-то, говорят они, чтобы сохранить и научить Свой народ, Бог дал ему Закон, регламентирующий все стороны жизни людей. В Новом Завете он назван «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24). Когда пришел Христос, необходимость в законе отпала: «По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя» (Гал 3:25). Однако заповеди выполнять, безусловно, необходимо, но только не из страха наказания, а из любви к Богу, как «дети Божьи и наследники»

С

о м

о (Рим 8:17).

Аналогично и нынешние законы государства: неверующие, по мне-Р I нию неопротестантов, обязаны исполнять их под страхом мер государственного принуждения, ибо для них этот закон продолжает играть роль «детоводителя» (роль правового и нравственного воспитания ими в расчет не принимается). Когда же человек «рождается свыше», т. е. становится христианином, то добровольно и честно исполняет законы, так как живущий в нем Дух Святой через совесть побуждает его делать это. Именно для такого человека сказано в Писании: «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13:5).

Все сказанное переносится и на лиц, призванных претворять законы в жизнь, т. е. на правоприменителей, или, по-библейски, начальствующих. Еще с древних времен известно, что любая власть ничего не стоит без реального ее обеспечения принудительной силой государства, роль которой выполняют полиция, прокуратура, суд, пенитенциарная система и т. п. Библия говорит: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь награду от нее» (Рим 13:3). Под «добром» здесь подразумевается выполнение законов государства (толкование категории добра в широком смысле в данном случае нецелесообразно, ибо это отдельная тема).

Библия прямо называет представителей власти «Божьими слугами», и это определение в толковании неопятидесятников относится не к каким-то определенным должностям, а ко всем без исключения лицам, облеченным властными полномочиями. Поэтому, по их мнению, если мы верим утверждению Бога, что они даны нам на «добро», то будем подчиняться «по совести». Если же нет, то мы поступаем против власти и, следовательно, против Бога, а объективно это есть зло. «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим 13:4).

В ответ на возражения о массовых примерах неправедных судей и коррумпированных следователей (напоминаю: речь идет о 1990-х годах) неопятидесятники отвечают, что упоминаемые здесь представители власти — не христиане. Вернее, они могут называться христианами, но на самом деле таковыми не являются, ибо сказано: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). Рожденный свыше14 христианин по определению не может поступать неправедно, потому что, как говорилось выше, он раб и слуга Божий и боится не людей, а Бога.

В отношении же неправедного судьи Библия говорит однозначно: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову» (Втор 27:19). Интерпретацию этого фрагмента весьма образно дал один из наших респондентов:

Мы в своем справедливом гневе хотели бы, чтобы этот неправедный судья, а вместе с ним и все преступники, вместе взятые, были осуждены немедленно, желательно к смертной казни и желательно, чтобы приговор был приведен в исполнение на площади при большом стечении народа — «чтобы другим неповадно было!» Но кто из людей сможет объективно определить всех неправедных судей, и кто возьмет на себя роль палача всех преступников? Может, ты? В народе говорят, что потерпевший всегда недоволен тем, что подсудимому дали слишком мало; подсудимый всегда жалуется, что ему дали слишком много, а судья всегда считает, что он дал в самый раз. Поэтому-то Бог и говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис 55:8). Он будет судить преступников, и суд будет жестоким. «Страшно впасть в руки Бога Живого!» — предупреждает Писание (Евр 10:31). Только всему — свое время. Совершающий преступление — всегда грешник и предатель. Он предает Христа, который уже однажды пострадал за все человечество. Каждый новый грех — новый гвоздь в Его руки. И о таких людях сказано: «Лучше бы этому человеку не родиться» (Мф 26:24)15.

Интересно, на наш взгляд, осмысление частью неопятидесятников Интересно, на наш взгляд, осмысление частью неопятидесятников

проблемы отношения к узурпированной власти. Можно ли назвать ее властью от Бога, и нужно ли ей подчиняться?

Вопрос о насилии в религиозных кругах всегда был и остается спорным, и каждая конфессия (или даже отдельная община) решает его самостоятельно, основываясь на собственном толковании соответствующих положений Библии (например, с одной стороны, существует заповедь «не убивай», а с другой — имеется указание Бога полностью уничтожить семь Рч народов, населяющих Палестину во времена Иисуса Навина (Чис 31:17)). | ]

По воззрениям неопятидесятников описываемого периода, идея всякого насильственного захвата власти — будь то дворцовый переворот,

О

о

14 Рождение свыше — библейский термин, означающий воскресение духовно мерт- том 6 вого человека для новой жизни с Богом (Ин 3:3-5). 2024

15 Интервью с одним из пресвитеров церкви «Краеугольный Камень» г. Казани, 15.07.1993 // Архив автора. №1

о

е

нн

л

с

о

»

№ ] народное восстание против тирана или социально-политическая революция — принадлежит дьяволу, цель которого «украсть, убить и погубить» 2°М4 (Ин 1:10). Бог это знает лучше нас, поэтому Он уже осудил людей, соблазнившихся этой идеей (вспомним слова апостола Павла о том, что противящиеся власти сами навлекут на себя осуждение). В Судный день им не будет прощения.

| \ | Как следует относиться к людям, которые, пылая тем же «праведным

^ Г гневом, пытаются свергнуть эту новую узурпаторскую власть? Бог совер-^^ шенно определенно говорит о них: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (курсив мой. — А. П.)». И далее: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» (Рим 2:1, 3). Библия, таким образом, разъясняет, что всякое противление власти, даже установленной незаконно, обязательно приведет ко греху: к новому кровопролитию, к нарушению всех других заповедей и в конечном счете к дискредитации всего О Божьего плана спасения человечества. Воистину, человеческая мудрость ^^ обратилась в безумие! Из благих побуждений, чтобы наказать зло, люди р Р совершают еще большее зло, а, как известно, благими делами вымощена дорога в ад.

Подводя итог этой части рассуждений о власти, наш собеседник — пресвитер харизматической общины — сказал: «Нам всем нужно очень хорошо запомнить, что "немудрое Божье премудрее человеков, и немощное Божье сильнее человеков" (1 Кор 2:25). Эта простая истина не раз подтверждалась в веках и поколениях; следование ей убережет от осуждения Божьего»16.

3. Пределы подчинения мирским властям

В названии данного раздела, на первый взгляд, усматривается противоречие с предыдущими высказываниями. На самом деле оно только кажущееся. Исходя из библейских принципов, христианин вправе не подчиниться власти только в одном случае: если она призывает к совершению греха (например, священник, отказывающийся венчать гомосексуальные пары в странах, где приняты законы, уравнивающие гетеросексуальный и гомосексуальный браки; или верующий, не желающий применять оружие против людей, несмотря на требования властей, оправдывающих это некими «высшими государственными интересами»). Жизнь человека, по мнению неопятидесятников, имеет абсолютную ценность, и никакие «интересы», даже самые «высшие», не оправдывают нарушение заповеди «не убий».

В этом месте вопрос обычно сводится к проблеме отношения к оружию, военной службе и защите Отечества. Должен ли христианин служить

16 Интервью с одним из пресвитеров церкви «Краеугольный Камень» г. Казани, 15.07.1993 // Архив автора.

в армии? Должен, если в государстве предусмотрена всеобщая воинская обязанность, но такая служба связана с возможностью применения оружия, т. е. в любое время военнослужащий по приказу власти может совершить грех убийства. Как поступить в такой ситуации христианину? Что гласит по этому поводу Библия, кроме заповеди «не убий»?

Иисус Христос в Нагорной проповеди говорит: «Еще слышали вы, что сказано древними: "Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф 5:34-36).

Итак, Бог запрещает клясться. Но что есть армейская присяга, как не клятва? Следовательно, принимая присягу, человек дает клятву выполнять всё, что от него потребует командир. Стало быть, если поступит приказ стрелять в людей, его нужно исполнить. А как же заповедь? Христианин здесь становится перед дилеммой: или нарушить клятву, или не выполнить заповедь «не убий». Наиболее последовательные и убежденные верующие-протестанты в СССР, будучи призванными на военную службу, отказывались принимать воинскую присягу.

Можно, конечно, возразить: святой Сергий Радонежский, знавший и почитавший Священное Писание, сам благословил великого князя московского на битву при Куликовом поле. Однако есть и другая версия их разговора, согласно которой преподобный Сергий предложил князю откупиться от Орды данью, а не русской кровью:

£-4

— Прежде, господине, пойди к ним с правдой и покорностью, как следует по ^^ твоему положению покоряться ордынскому царю (ср.: Рим 13:1: «Всякая душа да будет покорна высшим властям». — А. П.). Князь молчит и тогда о. Сергий продолжает: ^^

— Ведь и Василий Великий утолил дарами нечестивого Юлиана, и Господь при- рг^ зрел на смирение Василия и низложил Юлиана17 (ср.: Дан 2:21: «Он. низлагает царей и поставляет царей». — А. П.).

Видя, что князь по-прежнему не внемлет, не хочет, не может увидеть альтернативы, св. Сергий обозначает этот другой возможный вариант еще более четко:

— Враг хочет от нас чести и злата, дадим ему это. Отдай им, господине, честь и злато, и Бог не допустит им одолеть нас. Он вознесет тебя, видя твое смире- ^^ ние, и низложит их гордыню (ср.: Рим 13:7: «Итак, отдавайте всякому должное: р ^ кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь». —

А. П.). 1-Н

__О

17 Император Юлиан Отступник (это прозвище он получил за то, что пытался вернуть христианский Рим к язычеству) в ответ на разрушение христианами в Кесарии Каппадокийской капища языческой богини судьбы Тихе, поклялся уничтожить город. том 6

Кесарийский епископ Василий Великий, воздавая Юлиану честь как кесарю, вышел ему 2024

навстречу и благословил, чем на время отсрочил разрушение города. Спустя несколько месяцев Юлиан был убит во время персидского похода.

№1

8 5

О

о

е

нч

о

№ ] И только когда стало ясно, что князь по-прежнему не воспринимает смысл ска-

занного ему; не видит, что в будущем лежит и другой путь, другая возможность, ТОМ 6 только тогда св. Сергий благословил его на битву. И в момент прощания накло-

нился и шепнул: — Ты победишь.

Так открылось святому в ту минуту18.

2024

К

К Конечно, мы не можем с уверенностью сказать, действительно ли был

^^ такой разговор, а если и был, то проходил ли так, как описывается в приведенной в ссылке книге А. Горбовского. Однако в контексте новозавет-|—] ного взгляда на человеческую жизнь и дискуссий об отношении христиан ^^ к войне и миру19 такая беседа могла иметь место. С тех пор вопрос о войне и мире никуда не девается: в чем причины войн и других ситуаций, когда Г I приходится защищаться с оружием в руках?

^ ^ Мыслящие верующие-неопятидесятники (как, впрочем, и богословы

^ р большинства других христианских конфессий) видят причину в наруше-^^ нии Божьих заповедей, изложенных в библейских книгах. Вот как говорит ^^ об этих причинах гл. 28 Книги Второзаконие:

Рч Если ты... будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все

заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то. поразит пред тобою Го-

Осподь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Если не будешь слушать гласа Господа РР Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления

Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли (Втор 28:1, 7, 15, 25).

Таким образом, причиной всех бед, согласно Библии, является отступление от путей Божьих, что само по себя есть грех. Если его совершает один человек, то наказание получает он сам или, в случае достаточно серьезного греха, такого как волшебство, прорицательство, гадание, чародейство (то, что сейчас называется экстрасенсорными проявлениями), проклятие распространяется до третьего и четвертого поколения. Если же учитывать, что потомки часто продолжают грехи своих родителей, оно может длиться достаточно долго, до тех пор, пока кто-то из них не прервет проклятие покаянием и возвращением к исполнению заповедей, т. е. к праведной жизни.

Когда в грех впадает царь или соответствующие ему руководители государства, то наказанию подвергается весь народ, поскольку руководители представляют его перед Богом. В этом нет несправедливости, как может показаться, ибо они (руководители) каким-то непостижимым образом от-

18 Горбовский А. Колдуны, целители, пророки. М.: Мысль, 1993. С. 123-124.

19 См., напр.: Пчелинцев А. В.: 1) Право не стрелять. М.: Паллада, 1997. С. 11-33;

2) Армия. Религия. Закон. М.: Юриспруденция, 2012. С. 9-16.

ражают духовное состояние избравшего или принявшего их народа. Эта закономерность проявилась в известной поговорке о том, что народ имеет такого руководителя, какого он заслуживает.

Во всем этом, продолжают рассуждать неопятидесятники, прослеживается всеобщий духовный закон. Точно так же, как нарушение экологического равновесия влечет за собой необратимые негативные последствия в природе, нарушение указанного духовного закона объективно приводит к негативным последствиям в отношениях между людьми и в жизни целых народов.

Подводя итог рассуждениям о государстве, власти и пределах свободы, неопятидесятники подчеркивают, что идея свободы, понимаемой как возможность делать все, что хочешь, принадлежит отнюдь не Богу. Такая свобода неизбежно приведет к гибели. В качестве примера можно привести езду по горному серпантину: достаточно свернуть в сторону — и ты свободен... пока не достигнешь дна пропасти.

Для тех, кто все-таки чего-то не понимает и желает абсолютной свободы, существуют закон и власть, ограничивающие ее и разъясняющие, что личная свобода кончается там, где начинается свобода другой личности. Кроме того, не стоит забывать о безопасности общества и государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня почти все цивилизованные страны, включая Россию, пришли к разумному компромиссу: используют профессиональную армию либо принимают законы об альтернативной гражданской службе, основываясь на том, что служить Родине можно и без оружия.

В 2000-е годы начали меняться некоторые теологические взгляды протестантов. В частности, пересматривалось отношение к воинской службе, причем одни с радостью воспользовались возможностью альтернативной гражданской службы, другие же признали необходимость и возможность ^^ службы военной. |-Н

События последних девяти лет на Украине, особенно после 24 февраля 2022 г., произвели разделение в протестантской среде. Одни безоговорочно вняли призыву светских властей и проявляют патриотизм в виде различной помощи военным и гражданским Донецкой и Луганской республик (собирают продукты, вещи, медикаменты и т. п. и организуют их отправку нуждающимся). Что касается личного участия в СВО, то здесь действует конституционный принцип права на убеждения (ст. 59 Конституции РФ): будучи гражданином РФ и одновременно верующим, человек ^^ сам решает, защищать ему свое Отечество с оружием в руках, или испол- Рч нить этот гражданский долг другим разрешенным способом, например ^^ заменив его альтернативной гражданской службой. Сегодня известно до- ^^ статочное число примеров и того и другого, включая неопятидесятников, для которых этот вопрос продолжает быть неоднозначным, в том числе по причине отсутствия единого конфессионального учения об отношении к войне. Другая часть неопятидесятников (да и протестантов в целом) за- 2оМ4 няла нейтральную позицию: они лишь молятся за прекращение военных действий, а в случае мобилизации заявляют об отказе брать в руки оружие №1

К

О

е

нч

о

рр

том 6

2024

№ ] и тогда решают вопрос индивидуально. Еще одна часть протестантских верующих радикально настроена против СВО, мотивируя это соответствующими местами Священного Писания, подтверждающими их пацифистские взгляды.

Что касается отношения к светской власти, то некоторые протестантские общины, целенаправленно и систематически занимающиеся мис-| \ | сионерской деятельностью, усмотрели угрозу гонений, особенно после \ Г выхода так называемого закона Яровой, регулирующего миссионерскую ^^ деятельность религиозных организаций. Больше всего беспокоятся незарегистрированные баптисты и пятидесятники, подвергавшиеся гонениям в СССР, которых современное законодательство о свободе совести обязывает уведомлять власти о своей деятельности, причем на принципиально неприемлемых для них условиях.

Рассматриваемые нами неопятидесятники — общины, появившиеся в России уже после распада Советского Союза и не почувствовавшие на себе давления его идеологической машины, — не слишком болезненно реагируют на изменение отношений к ним властей, но пытаются приспосо-^^ биться к существующему положению вещей. Вместе с тем формирование Р I их теологии, несомненно, проходит под влиянием динамично изменяю-рн щейся политической и религиозной ситуации в стране.

О

о

PQ

Заключение

Пятидесятничество, включая неопятидесятников (харизматов), — молодая, динамично развивающаяся христианская конфессия, численность которой по разным данным составляет от 300 до 650 млн чел.20 В силу непродолжительности существования, динамики развития, особенностей интерпретации некоторых положений Библии, неприятия со стороны других конфессий на сегодняшний день единое вероучение так и не сложилось. Есть общий признак, отличающий его от других конфессий, — особый акцент на дарах Духа Святого (Мк 16:17, Деян 2, 1 Кор 12, 14 и др.), но в остальном в разных общинах одной конфессии наблюдаются как канонические, так в некоторых случаях и догматические расхождения, не позволяющие пока сформулировать всеобъемлющее пятидесятническое богословие. Будем надеяться, что рано или поздно это свершится, тем более что такая тенденция прослеживается и попытки делаются.

Статья поступила в редакцию 30 декабря 2022 г.; рекомендована к печати 20 ноября 2023 г.

Контактная информация:

Погасий Анатолий Кириллович — д-р филос. наук, канд. ист. наук, магистр теологии, проф.; religiovedkpfu@gmail.com

20 Сколько в мире христиан? URL: https://dzen.ru/a/X0F_YNIi2ECZ9TVF (дата обращения: 10.03.2024).

Attempts at theological self-identification of Russian neo-Pentecostals in the Post-Soviet period (1990s)

A. K. Pogasy

Kazan (Volga Region) Federal University, 18, ul. Kremlevskaya, Kazan, 420008, Russian Federation

For citation: Pogasy A. K. Attempts at theological self-identification of Russian neo-Pentecostals in the Post-Soviet period (1990s). Issues of Theology, 2024, vol. 6, no. 1, pp. 150-166. https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.108 (In Russian)

Neo-Pentecostals (or charismatics), due to their relatively short existence, did not have time to develop their own complete theology. This causes certain difficulties in their confessional identification. The existing publications of neo-Pentecostal authors — most of them foreign — do not give a unified idea of the creed of this denomination, since for the most part they reflect only the theological views of the author himself and are not always shared even by representatives of his community, not to mention the denomination as a whole. The article attempts to summarize some of the theological views of the Russian neo-Pentecostals of the 1990s, in particular, their interpretation of the biblical provisions on the relationship between Christian freedom and submission to secular authorities, as well as their attitude to war and military service. Considering that no systematic studies of the doctrinal views of neo-Pentecostals were undertaken in Russia, which resulted in the lack of relevant literature, the author used the materials of his own field research undertaken by him "hot on the heels" — directly during the emergence and formation of neo-Pentecostal communities in Kazan, Yoshkar-Ola, Izhevsk, Saratov and, in part, in Moscow (1990-2000). The research was carried out by the method of included observation, interviews and narrative. The author does not claim that the results obtained are the official theological point of view of specific communities. Rather, these are generalized representations of thinking participants of various groups and communities of believers who generally share charismatic religious views. ^^

Keywords: Protestants, neo-Pentecostals, charismatics, theological views, military service, secular power, Christian freedom. ^^

References

I—I

h-Q

Cheryl J. (1991) They speak in other tongues. Rus. ed. Kazan, Lingvatrans Publ. (In Russian) Ekman U. (2008). Doctrines. Rus. ed. Moscow, Khristianskaia missiia Publ. (In Russian) Gorbovskii A. (1993) Sorcerers, healers, prophets. Moscow, Mysl' Publ. (In Russian) Hagin K. (2007) The power of the believer. Rus. ed. Moscow, Bibleiskii vzgliad Publ. (In Russian) Kuhlman K. (2011) Nothing is impossible with God. Rus. ed. Moscow, Khristianskaia missiia Publ. (In Russian)

Marx K., Engels F. (1848) Manifesto of the Communist Party. Available at: https://www.marxists.

org/russkij/marx/1848/manifesto.htm (accessed: 10.03.2024). (In Russian) ^^

Pchelintsev A. V. (1997) The right not to shoot. Moscow, Pallada Publ. (In Russian) Pchelintsev A. V. (2012) Army. Religion. Law. Moscow, Iurisprudentsiia Publ. (In Russian) Plekhanov G. V. (1956) "On the question of the role of the individual in history", in Plekhanov G. V. Izbrannyefilosofskie proizvedeniia. In 5 vols, vol. 2, pp. 300-334. Moscow, Gosudarstvennoe isdatel'stvo politicheskoi literatury Publ. (In Russian) том 6

Prince D. (2011) The firm foundation of the Christian life. Rus. ed. Ettlingen, Derek Prince 2024

Ministries Publ. Available at: https://dpmukraine.files.wordpress.com/2014/01/osnovy.pdf (accessed: 10.03.2024). (In Russian) №1

№ ] Rafail (Karelin), archimandrite. About spiritual entropy. Available at: http://karelin-r.ru/

duhov/54/1.html (accessed: 10.03.2024). (In Russian) Wilkerson D. (2012) Cross and knife. Rus. ed. Moscow, Khristianskaia missiia Publ. (In Russian)

tom 6

2024

S £

O R

O

i—( h-Q

o

o

e

o

ÇQ

Received: December 30, 2022 Accepted: November 20, 2023

Author's information:

Anatoly K. Pogasy — Dr. Sci. in Philosophy, PhD in History, Master of Theology, Professor; religiovedkpfu@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.