Научная статья на тему 'Использование современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России'

Использование современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
244
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИДЕСЯТНИКИ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ГОСПЕЛ / СПИРИЧУЭЛС / РОК-Н-РОЛЛ / ХРИСТИАНСКИЙ РОК / PENTECOST / LITURGY / CHARISMATIC MOVEMENT / MUSICAL CULTURE / GOSPEL / SPIRITUALS / ROCK-N-ROLL / CHRISTIAN ROCK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матушанская Юлия Григорьевна, Максимов Вадим Вячеславович

Исследуется феномен использования современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России, что актуально для понимания специфики религиозного сознания общества. Описывается происхождение и условия возникновения в 1990-х гг. неопятидесятнических общин на постсоветском пространстве, их связь со второй и третьей волнами харизматического движения на Западе, восходящего к традиционному пятидесятничеству, с одной стороны, и движению Jesus People с другой. Кратко описывается история применения современной, народной, популярной музыки в истории протестантизма, особое внимание уделяется стилям спиричуэлс и госпел, распространенным в «черных церквах» южных штатов, а также рок-н-роллу и рок-культуре 1960-1990-х, которая повлияла на стиль богослужений в западных, а затем и российских харизматических церквах. Описывается место и роль музыки в богослужении. Исследуется процесс усвоения российскими общинами западных образцов, а также выработки собственного стиля, поиска приемлемой формы, которая бы и соответствовала русской ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Modern Music in Liturgy of the Neo-Pentecostal Churches of Russia

The article deals with the phenomenon of the use of modern music in liturgy of neo-Pentecostal churches in Russia, which is relevant to understanding the specific character of religious consciousness of the society. The authors described the origin and conditions of appearance of the neo-Pentecostal communities in the former Soviet Union in 1990s, their connection with the second and third waves of the Western charismatic movement going back to traditional Pentecostalism on the one hand and to the movement Jesus People on the other hand. A brief review has been given to the history of application of modern, folk, popular music in the history of Protestantism; special attention has been paid to the styles of spiritual and gospel music widespread in "black" churches in the Southern States and to the rock-n-roll and the rock culture of 1960-1990s which affected liturgy in Western and later in Russian charismatic churches. The place and role of music in liturgy has been outlined. The process of assimilation of western models by the Russian communities has been examined, as well as developing a unique style and searching a suitable form corresponding to the Russian mentality.

Текст научной работы на тему «Использование современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России»



Серия «Политология. Религиоведение»

2019. Т. 27. С. 97-105

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

УДК 2-535

DOI https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.27.97

Использование современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России

Ю. Г. Матушанская, В. В. Максимов

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация. Исследуется феномен использования современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России, что актуально для понимания специфики религиозного сознания общества. Описывается происхождение и условия возникновения в 1990-х гг. неопятидесятнических общин на постсоветском пространстве, их связь со второй и третьей волнами харизматического движения на Западе, восходящего к традиционному пятидесятничеству, с одной стороны, и движению Jesus People - с другой. Кратко описывается история применения современной, народной, популярной музыки в истории протестантизма, особое внимание уделяется стилям спиричуэлс и госпел, распространенным в «черных церквах» южных штатов, а также рок-н-роллу и рок-культуре 1960-1990-х, которая повлияла на стиль богослужений в западных, а затем и российских харизматических церквах. Описывается место и роль музыки в богослужении. Исследуется процесс усвоения российскими общинами западных образцов, а также выработки собственного стиля, поиска приемлемой формы, которая бы и соответствовала русской ментальности.

Ключевые слова: пятидесятники, богослужение, харизматическое движение, музыкальная культура, госпел, спиричуэлс, рок-н-ролл, христианский рок.

Для цитирования: Матушанская Ю. Г., Максимов В. В. Использование современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2019. Т. 27. С. 97-105. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.27.97

В современной России конфессиональное поле представлено не только традиционными церквами, но и постоянно увеличивающимся количеством протестантских (в частности, харизматических) общин. Исследование специфики богослужения неопятидесятнических церквей России, в частности музыкального служения, актуально для понимания процессов, протекающих в религиозном сознании населения страны.

Исследованию пятидесятнического и харизматического движений в постсоветский период посвящены работы Л. Н. Митрохина [7], Р. Н. Лунки-на [5], О. В. Куропаткиной [4]. Ю. Т. Тулянская посвящает свой труд углублению понимания специфики феномена отечественного протестантизма путем вычленения влияния на российский протестантизм различных дискурсов (православия, российских исторических религиозных течений, западного мистицизма, кальвинизма и др.) [10]. В области исследования духовной музыки можно отметить монографию отечественного автора, советского и российского музыковеда и педагога, доктора искусствоведения, профессора

Московской консерватории В. В. Медушевского, занимавшегося изучением способов выражения духовной жизни человека в музыкальном искусстве. Автор проводит глубокий анализ шедевров высокой мировой музыки, говоря о ее духовных корнях и тесной связи с церковью [6]. Однако во всех вышеупомянутых трудах мы не найдем материала, который хоть как-то касался бы темы нашего исследования, находящегося на пересечении богослужебной практики неопятидесятников, современной музыки и социокультурного контекста.

В 90-е гг. XX в. окончательно разваливается Советский Союз, вместе с этим рушится основная идеология социалистического строя. На фоне сложившейся ситуации, так называемого духовного вакуума, в новом российском обществе возрождаются традиционные религии, такие как православие и ислам. Вместе с этим восстанавливаются и строятся новые храмы, мечети. Россияне начинают проявлять духовный интерес к восточным религиям и новым религиозным движениям. В этих условиях наблюдается массовый поток миссий, проповедников, служителей из стран Европы и Соединенных Штатов Америки, представляющих разные религиозные деноминации христианского харизматического направления. По всей территории бывшего Советского Союза западные христианские миссии проводят массовые мероприятия «евангелизации» с целью проповеди Евангелия и насаждения новых христианских общин и церквей. Таким образом, на территории страны за этот период появилось большое количество новых христианских общин, основанных на западной христианской теологии и перенявших форму богослужения западных церквей.

Независимо от изначальной конфессиональной принадлежности, в России все эти церкви стали называть харизматическими, или неопятидесятни-ческими в противоположность традиционным пятидесятническим, существовавшим на территории СССР с 1920-х гг. Эти церкви объединились в различные движения, такие как «Новое Поколение», «Слово Жизни», «Христианская миссия "Глобальная стратегия"» и т. д., и фактически являются продолжением западного пятидесятничества, корни которого прослеживаются в религиозных течениях протестантизма XIX и XVIII вв., вплоть до Реформации. Что касается пятидесятничества, возникшего в начале XX в., то, по словам О. В. Куропаткиной, принято выделять три волны этого движения: первая - это классическое пятидесятничество, которое появилось в 1906 г. на основе «движения святости» после так называемого «пробуждения на Азуза-стрит» (Azusa Street Revival), вторая возникла в конце 1950-х гг. и связана со священником епископальной церкви Д. Беннетом, который принял «крещение Святым Духом», и третья - харизматическая волна, появившаяся в 1970-е гг. в результате выхода из пятидесятнических деноминаций ряда общин [4, с. 25].

Музыка всегда занимала важное место в практике богослужений протестантских общин еще со времен основоположника Реформации М. Лютера, который приписывал ей большое значение как активному средству для формирования духовного человека. Такое же внимание ей уделялось и в но-

вых деноминациях, возникавших в Новом и Старом свете на протяжении XVI-XIX вв. С развитием культуры (в частности, музыкальной культуры) и искусства в обществе она стала проникать в протестантские церкви более глубоко. Новый импульс ее применению в практике богослужений придали так называемые черные церкви - общины в южных штатах США, которые состояли из афроамериканцев. Самобытная культура прихожан, уходящая корнями в традиции их исторической родины, вносит другие акценты в музыку, сопровождающую церковное богослужение, - экстатичность, экспрессию, бурную эмоциональность, динамику. Таким образом, постепенно родился жанр афроамериканских религиозных песнопений - спиричуэлс (от англ. spiritual - духовный, религиозный) и госпел (от англ. Gospel music -евангельская музыка). Спиричуэлс - духовные песнопения американских негров, важный жанр их музыкального фольклора. Гимны в стиле госпел представляли собой повтор слогов, слов и предложений. Это было обусловлено тем, что афроамериканцы, исполнявшие такую музыку на собраниях, в основной массе были неграмотными и поэтому не могли прочитать необходимый текст. Взяв начало от «черных церквей», такой тип песнопений с XVIII в. распространяется по всей Америке и попадает в обиход церковного богослужения.

С середины XX в. музыкальная культура уже охватывает континенты и страны, обретая глобальный масштаб, и образует невиданный по пестроте калейдоскоп. Ярчайшим культурным явлением этого времени становится рок-музыка. Временем возникновения рока в ХХ в. принято считать 50-е гг., когда появился совершенно новый для той эпохи музыкальный жанр - рок-н-ролл. Он зародился в южных штатах Америки, где преобладали протестантские церкви евангельского, фундаменталистского толка. В их числе были пятидесятнические, которые на тот момент переживали вторую волну развития. В этой связи известные музыканты и певцы, такие как Элвис Пресли (Elvis Presley), Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis), Чак Берри (Chuck Berry), Бадди Холли (Buddy Holly), Литл Ричард (Little Richard) и т. д., которых принято считать родоначальниками рок-н-ролла, в юном возрасте вместе с родителями регулярно посещали церкви.

Элвис Пресли - самый известный представитель этого направления музыки, король рок-н-рола (И. А. Чижова называет его «демиургом» этого стиля [15]), заявлял официально, что вырос и воспитывался в религиозной семье, которая постоянно посещала собрания пятидесятнической церкви сначала в г. Ист Тапело (штат Миссисипи), а затем в Мемфисе (штат Теннесси) [9, с. 20]. Церковь, к которой принадлежал Э. Пресли, входила в крупную пятидесятническую деноминацию «Ассамблея Бога», в конце 30-х гг. XX в. была одной из самых больших пятидесятнических деноминаций Америки. Именно специфику церковного пятидесятнического стиля Элвис Пресли перенял и использовал в дальнейшем в своей музыке. Например, яркие фортепианные пассажи и быстрый ритм или абракадабра в песне «Тутти Фрутти» («Tutti Frutti») напоминает то, что было увидено и услышано Э. Пресли на богослужениях в пятидесятнической церкви.

Возникновение и развитие рок-музыки также повлияло на западное харизматическое движение, которое началось в 70-е гг. прошлого столетия. Оно взяло на вооружение все достижения современного рока на тот момент, для него были характерны масштабные богослужения (насчитывающие иногда несколько тысяч людей), проводимые в больших палатках, на стадионах и на открытой местности. В целях создания атмосферы торжественности, а также для повышения привлекательности таких мероприятий эти служения проводились под сопровождение музыкально-инструментальных групп, которые исполняли богослужебные песнопения в интерпретации современных стилей музыки (соул, ритм-н-блюз, госпел, рок-н-рол и т. д.) и ритмов с использованием современных инструментов, таких как барабаны, электрогитары, электроорганы. Для усиления звука применялись современные технические средства. Харизматики считали, что музыка (в том числе и современная) сотворена Богом для Его прославления, она имеет сверхъестественную природу воздействия на человека и способна обратить его к Богу. Они также верили, что диавол до своего падения был ангелом света, который был наделен особенными музыкальными способностями для прославления Бога на небесах. Авторитетный в харизматическом движении учитель и толкователь Библии К. Хейгин, интерпретируя книгу пророка Иезекиля, писал: «В этом отрывке Библия говорит о Люцифере как о творении -«помазанный херувим», но не как о человеке: "Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония". Бог не создавал Люцифера таким, каким мы его знаем сейчас. После изгнания Люцифера и его падения с Небес он стал дьяволом, но он не был создан таковым». К. Хейгин далее объясняет, какое отношение сатана имеет к музыке: «А вот еще одна интересная мысль о Люцифере, каким он был изначально сотворен. Иезекииль говорит нам: "Все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего". Вероятно, Люцифер имел отношение к музыке. Видимо, он был главным музыкантом на Небесах до его изгнания и падения с Небес. Заметили ли вы, какую роль играет музыка в плане и программе Бога, так же, как и в плане сатаны?» [12, с. 9]. Таким образом, харизматическое движение, понимая всю действенность и силу современных средств музыки и как бы «отвоевывая ее у дьявола» (еще М. Лютер сказал, что музыка слишком хороша, чтобы отдать ее дьяволу) и возвращая на служение Богу, активно и прогрессивно использовало ее в целях проповеди Евангелия. Это явление впоследствии сильно повлияло на то, что современная музыка стала активно применяться на богослужениях во многих церквях протестантского направления.

В 1990-е гг. волна харизматического пробуждения распространяется и на постсоветское пространство. Новообразованные российские неопятидесятники, переняв западную христианскую теологию и форму богослужения, также заимствуют у них весь музыкальный «прославленческий» арсенал, адаптируя его под российские условия, т. е. используются те же песни, аранжировки, звучание, вместе с этим тексты переводятся на русский язык. Лидеры новых церквей, состоявших преимущественно из молодежи, стре-

мились «осовременить» богослужения, используя для этого средства массовой культуры, дабы привлечь людей в свои общины. Поэтому российские неопятидесятники в 90-е гг. довольно легко и беспрепятственно восприняли образцы как западной, так и отечественной современной поп- и рок-музыки, а также достижения технического прогресса и стали применять их на своих богослужениях.

Западные христианские миссии и деноминации осуществляют запись и выпуск музыкальных альбомов с песнями прославления на русском языке. Шведская христианская ассоциация «Слово жизни» выпускает сборник «Поколение новое», а также сборник песен «Идем к народам», который был записан на миссионерской конференции. Продюсер и композитор, президент крупнейшей христианской студии звукозаписи в США Integrity Дон Моэн издает альбом «Исцели нашу землю», который также вышел на русском языке и стал хитом среди верующих. Этой же компанией Integrity выпускается альбом с детским прославлением «Дивно я сотворен». Весь этот музыкальный материал, предназначенный для недавно образовавшихся нео-пятидесятнических общин и ставший популярным среди них, не только проигрывается на магнитофонах и радиолах, но также активно используется музыкантами на служениях прославления. Важно отметить, что со временем в христианство стали обращаться профессиональные музыканты, что не могло не повлиять на качество исполняемой в церкви музыки, значительно расширился состав музыкантов и набор музыкальных инструментов. Например, в 1991 г. в церковь «Краеугольный камень» (г. Казань) пришла большая группа студентов из казанской консерватории, в результате в группе прославления появилась брасс-секция, струнная группа и группа бэк-вокалистов. Подобная ситуация наблюдалась во многих российских неопя-тидесятнических общинах (по крайней мере, многие стремились к такому уровню). Вследствие этого на богослужениях исполнялась музыка в лучших традициях американского госпела и джаз-рока, музыканты вполне были способны петь песни самых популярных на тот момент в США христианских исполнителей, таких как Рон Кеноли (Ron Kenoly), Филл Дрисколл (Phil Driscoll), Клинт Браун (Clint Brown).

Далее в неопятидесятнических церквах проявляется тенденция к написанию собственных, авторских песен прославления. В песенном репертуаре российских церквей все больше своих песен, которые становятся востребованными другими общинами. Создаются отечественные христианские группы и исполнители, такие как группа «Корни» из Церкви Христа, воскресшего (г. Тверь), группа прославления церкви «Краеугольный камень», А. Костиков из церкви «Слово веры» (г. Краснодар). Эти процессы протекают не только в России, но и на постсоветском пространстве в целом. Так, известны К. Косячков из киевской церкви «Мировая жатва» (тогда еще «Слово жизни»), А. Кочкин из церкви «Новое поколение» (г. Рига), рок-группа «Новый Иерусалим» из Белоруссии. Это явление обусловлено тем, что церкви становятся более зрелыми, зарождается своя внутренняя культура и опыт духовной практики, происходит самосознание и самоидентификация в куль-

турном аспекте. Неопятидесятническое движение в России все больше осознает себя частью русской церкви, хоть и берет начало в западном протестантизме. О. Куропаткина отмечает, что для неопятидесятников становится важным обретение собственной идентичности, которая способствовала бы их самоотождествлению с определенной социальной группой [4, с. 9], т. е. российским социумом и его культурой. Теперь уже возросший уровень духовных запросов членов церкви перестают удовлетворять «западные» ответы, звучащие в проповедях в церковных собраниях, и литература, переведенная на русский язык. Исходя из этого появляется необходимость в написании собственных песен прославления, отражающих российский культурный и исторический опыт, а также духовный опыт самой церкви. О. В. Куропаткина [4, с. 9], исследуя российское харизматическое движение, упоминает, что неопятидесятники, в целом сохраняя ценность эмоциональных проявлений на богослужениях, все же стремятся избежать крайности и пытаются найти приемлемую форму, которая бы и удовлетворяла потребность в религиозных переживаниях, и соответствовала русской ментальности [4, с. 10].

Что касается музыкальных стилей, применяемых на богослужении, то с 2000-х гг. считается приемлемым практически любой музыкальный стиль. В церкви «Новый Завет» (Владивосток) пастор хотя и не приемлет неохаризматические «дары», но позволяет музыкантам использовать любую музыку на богослужении. Церковь «Молодежная христианская миссия» (МХМ) вместе с группой G.O.N.G специально включают в богослужение песни в стиле рок и металл, чтобы привлечь молодежь. Наиболее интересной в этом плане является музыкальная группа прославления церкви «Краеугольный камень» (г. Казань), в музыкальном репертуаре которой имеются песни, написанные во многих стилях. Это песни, звучащие в народной традиции (русской, татарской, еврейской, кельтской и т. д.), музыкальные композиции, исполняемые в классическом жанре, а также разнообразных направлений современной музыки (джаз, госпел, рок).

В харизматических церквях музыкальной части могут уделять половину, а то и большую часть времени на церковном собрании. Музыкальное прославление может быть как автономным звеном, так и осуществлять вспомогательные функции, например, музыкальный фон может сопровождать проповедь (музыка усиливает восприятие речи), хлебопреломление (причастие), молитву, разные действия, называемые «действиями Святого Духа», сбор пожертвований и т. д.

Существуют неопятидесятнические движения, такие как «Новое поколение» (г. Рига), «Слово жизни» (г. Москва), «Хиллсонг» (г. Москва), практикующие богослужения, полностью посвященные хвале и поклонению. Движение «Хиллсонг» (с англ. Hillsong - песнь на горе), которое пришло в Россию из Австралии, популяризировало именно такую форму богослужения среди христианской молодежи нашей страны и по всему миру. Всемирное служение «Международный дом молитвы» (International House of Prayer) продвинулось еще дальше в вопросе использования музыки в духовной практике. Это служение проходит в формате 24/7, т. е. безостановочно

24 часа в сутки и 7 дней в неделю звучит музыка поклонения попеременно с молитвой и ходатайством за весь мир. Идея основана на книге 1 Паралипо-менон, где говорится о скинии Давида, в которой в течение сорока лет не прекращалась молитва и пение хвалы Богу.

Итак, музыка получила новый импульс к развитию с появлением протестантизма. В протестантское богослужение были включены фольклорные мотивы (спиричуэлс и госпел), а в XX в. - современные стили музыки, что и отражается в богослужебной практике неопятидесятнических общин России.

Список литературы

1. Зудов Ю. В. Пятидесятничество в ХХ в.: возникновение и эволюция [Электронный ресурс] // Азбука веры : сайт. URL: https://azbyka.ru/pyatidesyatnichestvo-v-xx-veke-vozniknovenie-i-evolyuciya#glava_ii_ot_pjatidesjatnichestva_k_kharizmatii (дата обращения: 03.05.2018).

2. История британской рок-группы The Beatles [Электронный ресурс] // RIA.RU : сайт. URL: https://ria.ru/spravka/20121005/765342254.html (дата обращения: 26.04.2018).

3. Каргина И. Г. Протестанты в России современные тенденции (по результатам социологических исследований) [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова : сайт. URL: http://www.yakov.works/library/11_k/ar/gina_02.htm (дата обращения: 05.05.2018).

4. Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. М., 2009. 256 с.

5. Лункин Р. Н. Харизматическое движение в России [Электронный ресурс] // The East-West Church & Ministry Report : сайт. URL: http://www.eastwestreport.org/86-russian/1-r-13-1/509-2013-12-02-07-01-12 (дата обращения: 06.05.2018).

6. Медушевский В. В. Духовный анализ музыки. М. : Композитор, 2014. 632 с.

7. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб. : РХГИ, 1997. 480 с.

8. Селивановский В. В. «Движение Веры» в современном протестантизме [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека : сайт. URL: http://diss.seluk.ru/di-istoriya/1676898-1-dvizhenie-veri-sovremennom-protestantizme-word-faith-movement.php (дата обращения: 06.05.2018).

9. Тернер С. Лестница в небо : пер. с англ. / ред. М. Митичкина. М. : Триада, 2001.

288 с.

10. Тулянская Ю. Т. Дискурс кальвинизма в современном российском протестантизме : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.14. Казань, 2018. 214 с.

11. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки : пер. с англ. / ред. В. П. Ка-шалаба. СПб. : Мирт, 2001. 428 с.

12. Хейгин К. Победоносная Церковь : пер. с англ. / ред. В. С. Волкова. СПб. : Библейский взгляд, 2012. 384 с.

13. Христианство против рок-н-ролла [Электронный ресурс] // Информационный ресурс : сайт. URL: https://cyberpedia.su/15xf6bc.html (дата обращения: 03.05.2018).

14. Чебыкина Е. Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и фор-мо-содержательный аспекты [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека : сайт. URL: http://www.dissercat.com/content/russkaya-rok-poeziya-pragmaticheskii-kontseptualnyi-i-formo-soderzhatelnyi-aspekty (дата обращения: 03.05.2018).

15. Чижова И. А. Рок как явление западной культуры второй половины XX в. [Электронный ресурс] // BestReferat.ru : сайт. URL:http://www.bestreferat.ru/referat-179809.html (дата обращения: 26.04.2018).

Use of Modern Music in Liturgy of the Neo-Pentecostal Churches of Russia

Ju. G. Matushanskaya, V. V. Maksimov

Kazan Federal University, Kazan

Abstract. The article deals with the phenomenon of the use of modern music in liturgy of neo-Pentecostal churches in Russia, which is relevant to understanding the specific character of religious consciousness of the society. The authors described the origin and conditions of appearance of the neo-Pentecostal communities in the former Soviet Union in 1990s, their connection with the second and third waves of the Western charismatic movement going back to traditional Pentecostalism on the one hand and to the movement Jesus People on the other hand. A brief review has been given to the history of application of modern, folk, popular music in the history of Protestantism; special attention has been paid to the styles of spiritual and gospel music widespread in "black" churches in the Southern States and to the rock-n-roll and the rock culture of 1960-1990s which affected liturgy in Western and later in Russian charismatic churches. The place and role of music in liturgy has been outlined. The process of assimilation of western models by the Russian communities has been examined, as well as developing a unique style and searching a suitable form corresponding to the Russian mentality.

Keyword: Pentecost, liturgy, charismatic movement, musical culture, gospel, spirituals, rock-n-roll, Christian rock.

For citation: Matushanskaya Ju. G., Maksimov V. V. Use of Modern Music in Liturgy of the Neo-Pentecostal Churches of Russia. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2019, vol. 27, pp. 97-105. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.27.97 (in Russian)

References

1. Zudov Y. Pyatidesyatnichestvo vXXv.: vozniknovenie i ehvolyuciya [Pentecost in the twentieth century: emergence and evolution]. Available at: https://azbyka.ru/ pyatidesyatnich-estvo-v-xx-veke-vozniknovenie-i-evolyuciya#glava_ii_ot_pjatidesjatnichestva_k_kharizmatii (date of access: 03.05.2018). (in Russian)

2. Istoriya britanskoj rok-gruppy The Beatles [History of British rock band the Beatles]. Available at: https://ria.ru/spravka/20121005/765342254.html (date of access: 26.04.2018). (in Russian)

3. Kargina I. Protestanty v Rossii sovremennye tendencii (po rezul'tatam sociolog-icheskih issledovanij) [Protestants in Russia modern trends (according to the results of sociological research)]. Available at: http://www.yakov.works/library/11_k/ar/gina_02.htm (date of access: 05.05.2018). (in Russian)

4. Kuropatkina O.V. Religioznaya i sociokul'turnaya samoidentifikaciya "novyh "pyati-desyatnikov v Rossii [Religious and socio-cultural self-identification of "new "Pentecostals in Russia. Cand. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2009, 256 p. (in Russian)

5. Lunkin R. Harizmaticheskoe dvizhenie v Rossii [Charismatic movement in Russia]. Available at: http://www.eastwestreport.org/86-russian/1-r-13-1/509-2013-12-02-07-01-12 (date of access: 06.05.2018). (in Russian)

6. Medushevskij V.V. Duhovnyj analiz muzyki [Spiritual analysis of music]. Moscow, Kompozitor Publ., 2014, 632 p. (in Russian)

7. Mitrohin L.N. Baptizm: istoriya i sovremennost [Baptist: history and modernity]., Saint-Petersburg, RHGI Publ., 1997, 480 p. (in Russian)

8. Selivanovskij V. "Dvizhenie Very" v sovremennom protestantizme [The Faith movement in modern Protestantism]. Available at: http://diss.seluk.ru/di-istoriya/1676898-1-dvizhenie-veri-sovremennom-protestantizme-word-faith-movement.php (date of access: 06.05.2018). (in Russian)

9. Terner S. Lestnica v nebo [Hungry for heaven]. Moscow, Inter Varsity Press Publ., 1995, 240 p. (in Russian)

10. Tulyanskaya Y.T. Diskurs kal'vinizma v sovremennom rossijskom protestantizme [The discourse of Calvinism in the modern Russian Protestantism. Cand. sci. diss. abstr.]. Kazan, 2018, 214 p. (in Russian)

11. Wilson-Dikson A. Istoriya hristianskoj muzyki [A brief history of Christian music]. By Lion Publishing plc, Oxford, England, 1997, 428 p. (in English).

12. Hejgin K. Pobedonosnaya Cerkov' [The triumphant church]. Rhema Bible Church, 1993, 384 p. (in Russian)

13. Hristianstvo protiv rok-n-rolla [Christianity vs rock-n-roll]. Available at: https://cyberpedia.su/15xf6bc.html (date of access: 03.05.2018). (in Russian)

14. Chebykina E. Russkaya rok-poehziya: pragmaticheskij, konceptual'nyj i formo-soderzhatel'nyj aspekty [Russian rock-poetry: pragmatic, conceptually and in terms of formcontent aspects]. Available at: http://www.dissercat.com/content/russkaya-rok-poeziya-pragmaticheskii-kontseptualnyi-i-formo-soderzhatelnyi-aspekty (date of access: 03.05.2018). (in Russian)

15. Chizhova I. Rok kakyavlenie zapadnoj kul'tury vtorojpoloviny XX veka [Rock as a phenomenon of Western culture of the second half of the XX century]. Available at: http://www.bestreferat.ru/referat-179809.html (date of access: 26.04.2018). (in Russian)

Матушанская Юлия Григорьевна

доктор философских наук, доцент, кафедра религиоведения Казанский (Приволжский) федеральный университет

Российская Федерация, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 тел.: 8(843)2337109 e-mail: jgm2007@yandex.ru

Максимов Вадим Вячеславович

аспирант, кафедра религиоведения Казанский (Приволжский) федеральный университет

Российская Федерация, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 тел.: 8(843)2337109 e-mail: vadimaksmov@inbox. ru

Matushanskaya Julia Grigoryevna

Doctor of Sciences (Philosophy), Associate

Professor, Department of Religion Studies

Kazan Federal University

18, Kremlyovskaya st., Kazan, 420008,

Russian Federation

tel.: 8(843)2337109

e-mail: jgm2007@yandex.ru

Maksimov Vadim Vyacheslavovich

Postgraduate Student

Department of Religion Studies

Kazan Federal University

18, Kremlyovskaya st., Kazan, 420008,

Russian Federation

tel.: 8(843)2337109

e-mail: vadimaksimov@inbox.ru

Дата поступления: 30.01.2019 Received: January, 30, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.