Научная статья на тему 'Харизматические общины Санкт-Петербурга: история, церковная организация, особенности вероучения и социального служения'

Харизматические общины Санкт-Петербурга: история, церковная организация, особенности вероучения и социального служения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1133
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / РЕЛИГИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / ПЯТИДЕСЯТНИКИ / ХАРИЗМАТЫ / ГЛОССОЛАЛИЯ / ДУХОВНЫЕ ДАРЫ / ПЯТИДЕСЯТНИКИ-ЕДИНСТВЕННИКИ / ПАСТОР СЕРГЕЙ ТИМОХИН / "ЦЕРКОВЬ ХРИСТА" (CHRIST CHURCH) / ЦЕРКОВЬ "СЛОВО ЖИЗНИ" / ЦЕРКОВЬ "ВИНОГРАДНИК" / ПРОРОЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / ТЕОЛОГИЯ ПРОЦВЕТАНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / PROTESTANTISM / RELIGION IN ST. PETERSBURG / PENTECOSTALS / CHARISMATA / GLOSSOLALIA / SPIRITUAL GIFSС / ONENESS PENTECOSTALS / PASTOR SERGEI TIMOKHIN / CHRIST CHURCH / WORD OF LIFE CHURCH / VINEYARD CHURCH / PROPHETIC SERVICE / PROSPERITY THEOLOGY / FAMILY VALUES / SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амбарцумов Иван Владимирович

Статья посвящена харизматическим церквам и общинам Санкт-Петербурга. Дается общее представление о харизматизме как модернистской ветви пятидесятничества. Приведены сведения об истории и современном состоянии некоторых петербургских общин. Рассмотрены особенности религиозной практики и внутренней организации харизматических церквей, отдельные аспекты их нравственной доктрины и направления социального служения. В научный оборот вводятся данные, полученные автором в результате личных интервью с пасторами и служителями петербургских общин. Использованы труды отечественных религиоведов и данные, которые можно получить из интернета. По мнению автора, харизматы, сочетающие социальный активизм с опорой на жесткие нравственные принципы, являются носителями западных ценностей в их консервативном варианте. Автор также приходит к выводу, что периодом наибольшего расцвета харизматического движения в Санкт-Петербурге и России в целом являлись 90-е гг. XX в. Тем не менее, и в настоящее время это движение далеко от состояния упадка и кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charismatic Communities of St. Petersburg: History, Church Organization, Specifics of the Religious Doctrine and Social Service

The article is dedicated to Charismatic churches and communities of St. Petersburg. Te concept of Charismatism as the modernist branch of Pentecostalism is exposed. Information about the history and current state of some communities in St. Petersburg is given. Specifics of the religious practice and internal structure of Charismatic churches, some aspects of their moral doctrine and branches of social service are considered. Te data obtained by the author, which are the result of personal interviews with pastors and atendants of St. Petersburg communities, are introduced for scientific use. Works of domestic religious scholars and data from the Internet are used. In the author’s opinion, Сharismatics are carriers of the western values in their conservative option, combining social activism with a support on the rigid moral principles. Te author also comes to a conclusion that 1990’s were the period of the greatest rise of the Charismatic movement in St. Petersburg and all over Russia. Nevertheless, even at the present moment this movement is far from the state of decay and crisis

Текст научной работы на тему «Харизматические общины Санкт-Петербурга: история, церковная организация, особенности вероучения и социального служения»

Исторические науки

И. В. Амбарцумов

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЯ, ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ВЕРОУЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ

Статья посвящена харизматическим церквам и общинам Санкт-Петербурга. Дается общее представление о харизматизме как модернистской ветви пятиде-сятничества. Приведены сведения об истории и современном состоянии некоторых петербургских общин. Рассмотрены особенности религиозной практики и внутренней организации харизматических церквей, отдельные аспекты их нравственной доктрины и направления социального служения. В научный оборот вводятся данные, полученные автором в результате личных интервью с пасторами и служителями петербургских общин. Использованы труды отечественных религиоведов и данные, которые можно получить из интернета. По мнению автора, харизматы, сочетающие социальный активизм с опорой на жесткие нравственные принципы, являются носителями западных ценностей в их консервативном варианте. Автор также приходит к выводу, что периодом наибольшего расцвета харизматического движения в Санкт-Петербурге и России в целом являлись 90-е гг. XX в. Тем не менее, и в настоящее время это движение далеко от состояния упадка и кризиса.

Ключевые слова: протестантизм, религия в Санкт-Петербурге, пятидесятники, харизматы, глоссолалия, духовные дары, пятидесятники-единственники, пастор Сергей Тимохин, «Церковь Христа» (Christ Church), церковь «Слово жизни», церковь «Виноградник», пророческое служение, теология процветания, семейные ценности, социальное служение.

Харизматизм (новое пятидесятничество, неопятидесятничество) представляет собой одну из наиболее активных и многочисленных ветвей современного российского протестантизма. Российским харизматам (новым пятидесятникам) посвящены работы религиоведов Р. Н. Лункина, О. В. Куропаткиной, И. В. Скоробогатовой, ряда других исследователей1. Вместе с тем специальные исследования именно по общинам петербургского региона пока отсутствуют. Автор надеется хотя бы отчасти восполнить данный пробел. Вначале, однако, следует дать некоторые общие понятия.

1. Основные черты харизматизма

Харизматические церкви — течения радикального протестантизма, характеризующиеся верой в зримое проявление в жизни христианина даров Святого Духа (дар

Иван Владимирович Амбарцумов — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах Санкт-Петербургского государственного университета (ivanrusk@mail.ru).

1 Лункин Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2005, и другие работы; Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. Дисс. ... канд. культурологии. М., 2009; Скоробогатова И. В. Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 2. № 1. С. 229-238; Скоробогатова И.В. Харизматическое движение: от ривайвелизма к инсти-туционализации // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 4 (2б). С. 184-188; Клюева В. П., Поплавский Р. О., Бобров И. В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). СПб., 2013.

языков, пророчества, исцеления, чудотворения и других, которые упоминаются 12-й главе 1 Послания апостола Павла к Коринфянам). Учение харизматов о духовных дарах, в особенности о «даре языков», во многом сходно с учением пятидесятниче-ских деноминаций. Пятидесятническое движение, отличительным признаком которого является «глоссолалия» (молитва на «языках»), зародилось в США в начале XX века. В терминологии харизматических богословов оно представляет собой так называемую «первую волну Святого Духа». Затем, в конце 1950-х гг., последовала «вторая волна», в результате которой возникли харизматические группы, практиковавшие «глоссолалию» внутри уже существовавших христианских (не пятидесятнических) Церквей, включая протестантские (баптисты, англикане, лютеране), Католическую Церковь и даже некоторые православные общины. Третья «волна», появившаяся в 1970-е гг., — это харизматы, вышедшие из своих конфессий, а также ряд местных общин, создавших свои деноминации2. На Западе харизматические группы и деноминации существуют, как правило, отдельно от пятидесятнических церквей «первой волны». В России и на постсоветском пространстве ситуация несколько иная. Здесь произошло взаимопроникновение между старыми пятидесятническими общинами и пришедшими с Запада в 80-90-е гг. новыми харизматическими группами. Как отмечает И. В. Скоробогатова, российские харизматы считают себя «частью разнородного, но единого по существу пятидесятнического движения»3. Частью исследователей харизматы именуются «новыми пятидесятниками»4. В противосектантской литературе распространен термин «неопятидесятники»5.

«Классических» пятидесятников и харизматов можно рассматривать как консерваторов и модернистов внутри одного и того же религиозного движения. В харизматических общинах присутствуют такие моменты, как использование рока и другой современной музыки, резкие движения и современные танцы; в отдельных течениях «проявлениями Святого Духа» считаются вопли, выкрики и рычания, судорожные припадки, истерические рыдания и «святой смех». У пятидесятников «первой волны» религиозный экстаз проявляется не столь экстремально, «говорение на языках» проходит относительно более спокойно и, так сказать, упорядоченно. Также у харизматов присутствуют специфические богословские тезисы, неприемлемые для пятидесятников-традиционалистов, например, «теология процветания»6.

2. Сведения о некоторых общинах Санкт-Петербурга

Пятидесятническое движение в Санкт-Петербурге имеет более чем столетнюю историю: еще в 1913 г. в Северной столице появились первые общины пятиде-сятников-единственников (направление, отрицающее традиционное учение о Троице)7. Санкт-Петербург по сей день остается центром этого течения в России, хотя

2 Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России... С. 24-25.

3 Скоробогатова И. В. Харизматическое движение: от ривайвелизма к институционализации //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. №4 (26). С. 184.

4 Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. С. 74.

5 Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород, 2014. С. 559-598.

6 СкоробогатоваИ.В. Харизматическое движение: от ривайвелизма к институционализации // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. №4 (26). С. 186-187; Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. С. 86-90, 92-97.

7 Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России.. С. 70-71; Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб., 2009. С. 36-37.

пятидесятники-тринитарии здесь, как и по всей стране, численно преобладают. Значительная часть единственников в настоящее время восприняли харизматические веяния: «молодежный» стиль богослужения, некоторые элементы доктрины «новых пятидесятников». Эти единственники-модернисты входят в объединение ЦЕХДА (Церковь евангельских христиан в духе апостолов), возглавляемую Д. Д. Шатровым. Это всероссийская религиозная организация, имеющая центр в Санкт-Петербурге; в городе и области проживает около половины ее последователей (примерно 5000 из 10000). Структурой, аффилированной с ЦЕХДА, является Миссия «Благая весть» 8.

Отнюдь не все харизматические общины являются «модифицированными» старыми пятидесятническими церквами. С конца 80-х — начала 90-х гг. целый ряд церквей создается «с нуля» усилиями зарубежных проповедников и появившихся отечественных энтузиастов харизматического движения. Одна из первых таких общин в Петербурге — «Церковь Христа» Сергея Тимохина. Тимохин никак не связан с традицией советских пятидесятников. Он вырос в атеистической семье, в молодости принадлежал к субкультуре «хиппи», пришел к вере в 1979 г. и крестился в Церкви евангельских христиан-баптистов, затем основал со своим единомышленником Валерием Бариновым христианскую рок-группу «Трубный зов», подвергся репрессиям, включая заключение в тюрьме, в начале перестройки был освобожден и в 1989 г. основал харизматическую общину «Церковь Христа». Церковь С. Тимохина связана с американским религиозным течением Christ Church, от представителей которого петербургский пастор принял в 1991 г. официальное рукоположение в г. Нэшвилле (не следует путать эту церковь с другой одноименной протестантской деноминацией, тоже имеющей американские корни и тоже представленной в Санкт-Петербурге — так называемой «бостонской Церковью Христа»; название последней по-английски звучит несколько иначе — Church of Christ). В период расцвета, в 1990-е гг., число прихожан церкви С. Тимохина, по его свидетельству, достигало до 1000 человек, община арендовала для своих собраний вместительные здания, предназначенные для массовых мероприятий. Наиболее продолжительным был период, когда Церковь Христа собиралась в Ленинградском дворце молодежи. В свое время Тимохин прославился организацией «Маршей Иисуса» — торжественных религиозных шествий по центру города, завершавшихся стоянием на одной из площадей (аналогичные марши проводились и проводятся неопротестантскими лидерами в различных городах мира). К настоящему времени популярность «первого харизмата Советской России», как именует себя Тимохин, заметно упала, нынешняя численность его общины составляет около 50 человек, собрания теперь проходят в небольшом помещении в одном из пригородов Санкт-Петербурга. C. Тимохин позиционирует себя как убежденный демократ-западник и последовательный приверженец фундаментальных харизматических доктрин, таких как «теология процветания»9 (о последней речь пойдет ниже).

Практически одновременно с «Церковью Христа» С. Тимохина, тоже в 1989 г., в Санкт-Петербурге возникла церковь «Источник жизни», со времени ее основания бессменно возглавляемая пастором Михаилом Котовым. Котов получил образование в библейской школе в Швеции, он является последователем неохаризматического движения «Слово жизни», основанного Ульфом Экманом. К основанию петербургского «Источника жизни» имел отношение деятель шведской церкви «Слово Жизни» Карл-Густав Северин. В период наибольшего расцвета численность прихожан «Источника жизни» достигала до полутора тысяч, в настоящее время она составляет около 800 человек10.

8 Интервью с представителем Миссии «Благая весть» по связям с общественностью Людмилой Чичкановой // Архив автора.

9 Интервью с пастором Сергеем Тимохиным // Архив автора; Тимохин С. По милости Божьей я стал первым харизматом Советской России в 80-х. // Личная страница пастора Сергея Тимохина «ВКонтакте». URL: https://vk.com/wall127952934_5624 (дата обновления: 05.03.2016; дата обращения: 11.06.2017).

10 Интервью с волонтером церкви «Источник жизни» Андреем Титовым // Архив автора.

Следует упомянуть, что не так давно в городе на Неве возникла еще одна община, представляющая собой ветвь того же шведского неохаризматического течения. Это церковь «Слово жизни», основанная в 2014 г. выходцами из Тюменской области, возглавляемая молодым пастором Андреем Горновским. Данная община, несмотря на общность вероучения, никак организационно не связана с «Источником жизни»11.

К числу петербургских харизматических общин с достаточно солидной историей следует отнести «Церковь XXI века». Церковь эта возникла в 1996 г. и первоначально именовалась «Новое поколение», так как была связана с движением «Новое поколение» известного латвийского харизматического пастора Алексея Ледяева. Однако с 2005 г. община вышла на самостоятельный путь, отмежевавшись от некоторых радикальных доктрин Ледяева (в 2002 г. последним была опубликована брошюра «Новый мировой порядок», призывавшая к экспансии верующих во властные структуры и созданию «христианского правительства»12); размежевание выразилось в смене названия. С 2007 г. общину возглавляет пастор Дмитрий Шлетгаэур, ранее лидером был его тесть — пастор Вячеслав Макаров. Численность прихожан составляет около 300 человек13.

В городе существует также довольно много сравнительно небольших харизматических общин, численность которых находится в пределах 100, 50 или даже менее человек. Среди подобных групп, пожалуй, наиболее оригинальной и необычной для российского религиозного ландшафта является община церкви «Виноградник». Основоположником данного религиозного движения в мировом масштабе (полное название — «Виноградник христианского общения») является деятель «третьей волны Св. Духа» американец Джон Уимбер. Основатель петербургского «Виноградника» (возник в 1998 г.) — американский пастор Джим Мампер. В организации церкви принимали участие также шведские миссионеры. В настоящее время в общине всего около 30 прихожан, в большинстве своем студенчество и люди творческих профессий. С 2010 г. и по настоящее время петербургский «Виноградник» возглавляет Андрей Гвоздовский, широко мыслящий образованный человек, не являющийся ортодоксальным приверженцем какой-либо доктрины, а находящийся постоянно в религиозном поиске. В настоящее время он увлечен неолиберальным богословским течением Emerging Church (русск. «П(р)оявляющаяся Церковь»). Одна из заветных мыслей А. Гвоздовского — идея о том, что надо выйти из «евангельского колпака» (то есть из религиозно-протестантского «гетто»), надо «начать жить с людьми их обычной жизнью, как это делал Христос, когда жил на земле, и показывать своим примером, что к этой обычной жизни открыты небеса». Реализацией этой идеи является основанное А. Гвоздовским кафе «Боб и лист». В этом кафе проводятся концерты, культурные мероприятия, посиделки «Кофе с Иисусом» и собственно собрания общины. Глоссолалия (говорение языками) в церкви «Виноградник» не является обязательным элементом богослужения, однако вера в «дары Святого Духа» присутствует. Религиозные собрания проходят вполне благопристойно, под спокойную музыку14.

Дружественной по отношению к петербургскому «Винограднику» является церковь «Открытые небеса», возглавляемая в настоящее время пастором Аркадием Бизя-новым. Церковь эта выросла из общины Street Cry, основанной в Санкт-Петербурге американским пастором Джоном Расселом. Глоссолалия в данной общине также не является элементом публичного богослужения. Акцент делается на «даре пророчества», под которым понимается, в первую очередь, не предсказание будущего, а духовное наставление через живое слово, произносимое по «вдохновению». Пастор

11 Интервью с пастором Андреем Горновским // Архив автора.

12 Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России.. С. 66-67.

13 Интервью с пастором Дмитрием Шлетгауэром // Архив автора; Церковь XXI века. История // Сайт «Церковь ХХ1 века — христианская Евангельская церковь». URL: http://21church.ru/ история/ (дата обновления: 17.11.2014; дата обращения: 12.06.2017).

14 Интервью с пастором Андреем Гвоздовским // Архив автора.

Бизянов высоко ценит таких неохаризматических проповедников «пророческого служения», как Джон Пол Джексон и Грэм Кук. В отличие от церкви Андрея Гвоздовского, в богослужениях церкви «Открытые небеса» используется громкая ритмичная современная музыка. Число прихожан составляет около 50 человек, среди них довольно много образованных людей, в том числе школьных педагогов15.

3. Особенности церковной организации, нравственного учения

и социального служения

В харизматических церквах (как и в других протестантских деноминациях) возможны два варианта церковного устройства: «епископальный» и «пресвитерианский». Епископальный вариант предполагает, что все важнейшие вопросы в общине решаются единолично главным пастором. Пресвитерианский тип предполагает коллегиальное руководство, когда в общине (церкви) решения принимаются неким коллективом пасторов (пресвитеров). Крупнейшим в Санкт-Петербурге примером «епископального» типа управления является ЦЕХДА — Благая весть Д. Д. Шатрова. К такому же типу следует отнести «Источник жизни» Михаила Котова. Пресвитерианский, демократический тип управления присутствует, например, в общине «Церковь XXI века»16.

Отдельными харизматическими лидерами проповедуется учение об особом значении власти и авторитета пастора. Сергей Тимохин, например, настаивает на том, что верующий обязан хранить верность «первой любви», то есть первому пастору, приведшему его в церковь, и не переходить к другим. Измену пастору он считает «духовным блудом»17. Впрочем, такие воззрения для нашего времени являются скорее анахронизмом. Пастор петербургского «Слова жизни» Андрей Горновский говорит, что раболепство перед пасторами было распространено во многих общинах в 1990-е гг., когда харизматическое движение в стране только начинало развиваться и проповедник, приведший людей в церковь, казался для них абсолютным, непогрешимым авторитетом. Теперь же, по словам А. Горновского, это уходит в прошлое, так как в общинах все больше образованных людей, которые сами могут найти на интересующие их вопросы ответы не хуже, чем те, которые дал бы пастор18.

Специфическим элементом доктрины харизматов является «теология процветания» — учение об успехе (деловом, финансовом, житейском) как непременном атрибуте истинного христианина, угождающего Богу. В вульгарном виде учение о «процветании» было сформулировано, например, украинским пастором Валерием Иванником: «Слава Божия — это когда открываешь холодильник, и он — полный! Это когда открываешь кошелек — и он полный!»19. Следует указать, что такие прямолинейные тезисы были в большей степени характерны для харизматов 1990-х гг. В настоящее время большинство представителей российского харизматизма трактуют понятие «процветание» более осторожно и взвешенно: они говорят о том, что «процветание» имеет как материальную, так и духовную составляющую, что христианину вовсе не нужна роскошь, однако он вправе рассчитывать на восполнение необходимых нужд («всё, потребное для жизни и благочестия» (2 Пет 1:3)). Много говорится и о том, что богатство нужно христианину, прежде всего, чтобы служить ближним,

15 Интервью с пастором Аркадием Бизяновым // Архив автора.

16 Интервью с пастором Дмитрием Шлетгауэром // Архив автора; Интервью с пастором Андреем Горновским // Архив автора.

17 Тимохин С. Блуд («соблюдай свою деву») // Личная страница пастора Сергея Тимохина «ВКонтакте». URL: https://vk.com/wall127952934_5627 (дата обновления: 08.03.2016; дата обращения 12.06.2017)

18 Интервью с пастором Андреем Горновским // Архив автора.

19 Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. С. 582.

о социальной ответственности бизнеса20. Теология процветания подвергается резкой критике со стороны консервативных пятидесятников: в этом состоит одно из их расхождений с модернистами-харизматами21. Впрочем, оппоненты учения о «процветании» встречаются и среди богословски образованных харизматических пасторов, понимающих, насколько слабо эта доктрина согласуется с Новым Заветом22.

Харизматам и классическим пятидесятникам в равной мере свойствен моралистический ригоризм, почти такой же, какой был присущ основоположником Реформации. Они активно отстаивают идеал крепкой семьи, традиционные представления о «мужественности» и «женственности»23. Утверждение традиционных семейных ценностей сочетается с решительным неприятием гомосексуальных отношений. Не так давно в среде российских харизматов возникло такое направление социальной деятельности, как «служение ЛГБТ». Цель этого служения — помочь людям «нетрадиционной ориентации» обратиться к Богу и преодолеть свои болезненно-порочные наклонности. К служению привлекаются волонтеры, священнослужители, христианские психологи, а также «бывшие геи и лесбиянки, полностью восстановленные Господом», т. е. излечившиеся с помощью веры от своего порока. Идея «служения ЛГБТ» принадлежит санкт-петербургскому пастору Андрею Горновскому, возглавляющему общину «Слово жизни»24.

Широкую известность получили «служения» харизматических церквей, связанные с реабилитацией нарко- и алкозависимых, представителей «социального дна». В петербургском регионе этим занимаются, в частности, центр «Новая жизнь» С. А. Матевосяна, община «Краеугольный камень» пастора С. Кубасова и ряд других организаций25.

4. Заключение

Харизматическое направление в протестантизме парадоксальным образом сочетает религиозный экстаз и «американский» деловой рационализм. Миссионерским успехам этого направления в немалой степени способствует использование языка современной культуры. В рамках российского культурного пространства хариз-маты, несомненно, являются носителями «западнических» ценностей. Неслучайно одним из центров данного религиозного движения стал самый «западный» город России — Санкт-Петербург. Установка на «успех» и «процветание», социальный активизм харизматов весьма контрастируют с духом русского православия, ставящего на первый план добродетели смирения, терпения, самоотверженного несения креста. Вместе с тем идеалы, которые отстаивают российские харизматы, — это не ценности «либерально-толерантного» евроатлантического истеблишмента. Скорее, это идеалы старой протестантской Северной Европы и религиозной американской глубинки:

20 Интервью с волонтером церкви «Источник жизни» Андреем Титовым // Архив автора; Интервью с пастором Андреем Горновским // Архив автора; Интервью с пастором Сергеем Кубасовым // Архив автора.

21 См., напр.: Лункин Р.Н. Епископ Георгий Бабий: «Бог даровал Украине возможность создавать благополучное общество» // Keston Institute. Russian Review. URL: http://www.keston.org.uk/ russia/articles/mar2006/03Interview.html (дата обновления: 09.03.2006; дата обращения: 12.06.2017).

22 Интервью с пастором Андреем Гвоздовским // Архив автора; Интервью с пастором Аркадием Бизяновым // Архив автора.

23 Клюева В. П., Поплавский Р. О., Бобров И. В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО)... С.226-243; Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России.. С. 158-163.

24 Горновский А. Другие краски. Служение ЛГБТ // 316 News. Христианский информационный портал. URL: http://316news.org/drugie-kraski-sluzhenie-lgbt/ (дата обновления: 23.07.2015; дата обращения: 12.06.2017); Интервью с пастором Андреем Горновским // Архив автора

25 Интервью с пастором Сергеем Кубасовым // Архив автора; Новая жизнь: бесплатная социальная реабилитация для алкоголиков и наркоманов // Сайт «Новая жизнь». URL: http:// newliferus.ru (дата обращения 25.08.2016).

сочетание уважения к личности и ее достоинству, поощрения частной инициативы с опорой на жесткие моральные принципы, крепкую семью, нравственную чистоту личности и общества. Периодом наибольшего расцвета харизматического движения в Санкт-Петербурге и России в целом были, несомненно, 90-е гг. XX в. В настоящее время численность многих общин заметно сократилась, тем не менее, говорить о кризисе и упадке российского харизматизма пока представляется преждевременным.

Источники и литература

1. Горновский А. Другие краски. Служение ЛГБТ // 316 News. Христианский информационный портал. URL: http://316news.org/drugie-kraski-sluzhenie-lgbt/ (дата обновления: 23.07.2015; дата обращения: 12.06.2017)

2. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород, 2014. 816 с.

3. Интервью с волонтером церкви «Источник жизни» Андреем Титовым // Архив автора.

4. Интервью с пастором Андреем Гвоздовским // Архив автора.

5. Интервью с пастором Андреем Горновским // Архив автора.

6. Интервью с пастором Аркадием Бизяновым // Архив автора.

7. Интервью с пастором Дмитрием Шлетгауэром // Архив автора.

8. Интервью с пастором Сергеем Кубасовым // Архив автора.

9. Интервью с пастором Сергеем Тимохиным // Архив автора.

10. Интервью с представителем Миссии «Благая весть» по связям с общественностью Людмилой Чичкановой // Архив автора.

11. Клюева В. П., Поплавский Р. О., Бобров И.В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). СПб., 2013. 256 с.

12. КуропаткинаО.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. Дисс. ... канд. культурологии. М., 2009. 258 с.

13. Лункин Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2005. 200 с.

14. Лункин Р.Н. Епископ Георгий Бабий: «Бог даровал Украине возможность создавать благополучное общество» // Keston Institute. Russian Review. URL: http://www.keston.org. uk/russia/articles/mar2006/03Interview.html (дата обновления: 09.03.2006; дата обращения: 12.06.2017).

15. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб., 2009. 354 с.

16. Новая жизнь: бесплатная социальная реабилитация для алкоголиков и наркоманов // Сайт «Новая жизнь». URL: http://newliferus.ru (дата обращения 25.08.2016).

17. СкоробогатоваИ.В. Харизматическое движение: от ривайвелизма к институциона-лизации // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 184-188.

18. СкоробогатоваИ.В. Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 2. № 1. С. 229-238.

19. Тимохин С. По милости Божьей я стал первым харизматом Советской России в 80-х. // Личная страница пастора Сергея Тимохина «ВКонтакте». URL: https://vk.com/ wall127952934_5624 (дата обновления: 05.03.2016; дата обращения 11.06.2017).

20. Тимохин С. Блуд («соблюдай свою деву») // Личная страница пастора Сергея Тимохина «ВКонтакте». URL: https://vk.com/wall127952934_5627 (дата обновления: 08.03.2016; дата обращения 12.06.2017).

21. Церковь XXI века. История // Сайт «Церковь ХХ1 века — христианская Евангельская церковь». URL: http://21church.ru/история/ (дата обновления: 17.11.2014; дата обращения: 12.06.2017).

Ivan Ambartsumov. Charismatic Communities of St. Petersburg: History, Church Organization, Specifics of the Religious Doctrine and Social Service.

The article is dedicated to Charismatic churches and communities of St. Petersburg. The concept of Charismatism as the modernist branch of Pentecostalism is exposed. Information about the history and current state of some communities in St. Petersburg is given. Specifics of the religious practice and internal structure of Charismatic churches, some aspects of their moral doctrine and branches of social service are considered. The data obtained by the author, which are the result of personal interviews with pastors and attendants of St. Petersburg communities, are introduced for scientific use. Works of domestic religious scholars and data from the Internet are used. In the author's opinion, Charismatics are carriers of the western values in their conservative option, combining social activism with a support on the rigid moral principles. The author also comes to a conclusion that 1990's were the period of the greatest rise of the Charismatic movement in St. Petersburg and all over Russia. Nevertheless, even at the present moment this movement is far from the state of decay and crisis.

Keywords: Protestantism, religion in St. Petersburg, Pentecostals, Charismata, glossolalia, spiritual giftsc, Oneness Pentecostals, pastor Sergei Timokhin, Christ Church, Word of Life church, Vineyard Church, prophetic service, prosperity theology, family values, social service.

Ivan Vladimirovich Ambartsumov — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the History Department for teaching at natural and humanitarian faculties of St. Petersburg State University (ivanrusk@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.