ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 1 2023
Священник Евгений Веселов
Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников
УДК 271.2-76-9+271.2-4 DOI 10.47132/1814-5574_2023_1_75 EDN YCQYNS
Аннотация: Специфика вероучения и особенно практика богослужения и молитвы существенно затрудняют процесс покаяния и воцерковления при обращении бывших неопятидесятников. Уход из неопятидесятничества и присоединение к православию обычно являются результатом не целенаправленных миссионерских усилий, а личного выбора верующих. Основные мотивы при этом лежат в сфере личных отношений, неприятия «говорения на языках» и иных неопятидесятнических практик, изредка обусловлены догматическими сомнениями. При во-церковлении у бывших неопятидесятников вызывают затруднения практика иконопочитания, значение таинств и необходимость участия в них, отсутствие полноценной приходской жизни вне богослужения, непонимание со стороны других верующих или священника, привычка эмоциональной молитвы, строгость и установленный чин православного богослужения, церковнославянский язык, необходимость осознавать себя не святым, а кающимся грешником; более смиренное отношение к Лицу Святого Духа. В связи с выявленными противоречиями нуждается в общецерковной унификации практика присоединения неопротестантов к Церкви.
Ключевые слова: пятидесятники, неопятидесятники, харизматы, неохаризматическое движение, сектоведение, миссиология, воцерковление, глоссолалия, инкаунтер, чины приема.
Об авторе: Священник Евгений Геннадьевич Веселов
Кандидат богословия, кандидат юридических наук, преподаватель Костромской духовной
семинарии.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5141-1879
Для цитирования: Веселов Е, свящ. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 75-87.
Статья поступила в редакцию 03.03.2022; одобрена после рецензирования 03.04.2022; принята к публикации 17.04.2022.
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 1 2023
Priest Evgeny Veselov
Features of Repentance and Churching of Former Neo-Pentecostals
UDK 271.2-76-9+271.2-4 DOI 10.47132/1814-5574_2023_1_75 EDN YCQYNS
Abstract: The specifics of doctrine and especially the practice of liturgical worship and prayer make the process of repentance and churching of former Neo-Pentecostals very difficult. Leaving Neo-Pentecostalism and joining the Orthodox Church is usually the result not of targeted missionary efforts, but of the personal choice of believers. The main motivation for this lies in the sphere of personal relationships, aversion to "speaking in tongues" and other neo-Pentecostal practices, and occasionally dogmatic doubts. Former Pentecostals have experienced difficulties with icon worship, the need for the sacraments, the absence of full parish life outside the divine service, lack of understanding on the part of other believers or the priest, the habit of emotional prayer, the strictness of Orthodox worship, the use of the Church Slavonic language, the need for recognition of the sinner rather than the saint, and a more humble attitude towards the entity of the Holy Spirit. In view of the contradictions identified, the practice of the accession of Neo-Protestants to the Church needs to be unified in the Church as a whole.
Keywords: Pentecostals, neo-Pentecostals, charismatics, neo-charismatic movement, sectarian studies, missiology, churching, glossolalia, encounter, reception rites.
About the author: Priest Evgeny Gennad'yevich Veselov
Candidate of Theology, Candidate of Juridical Sciences, teacher at the Kostroma Theological Seminary.
E-mail: [email protected].
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5141-1879
For citation: Veselov E. G, priest. Features of Repentance and Churching of Former Neo-Pentecostals. Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 1, pp. 75-87.
The article was submitted 03.03.2022; approved after reviewing 03.04.2022; accepted for publication 17.04.2022.
Неопятидесятнические организации занимают немалое место на религиозной карте России и сопредельных государств. Хотя они дают самооценки до миллиона и более адептов, однако в действительности, вероятно, их число составляет около 300 тысяч человек, что также немало1. Поэтому православная оценка феномена неопяти-десятничества и рассмотрение различных практических аспектов миссии по отношению к неопятидесятникам являются насущной и важной задачей. Хотя основной акцент при этом стоит делать, конечно, на библейской и богословской полемике, однако нельзя оставить без внимания и особенности воцерковления бывших неопятидесятников. К сожалению, этот вопрос не привлек внимания ученых, и даже в более широких по объему исследованиях он оказался не раскрытым.
Связано это, думается, с двумя причинами. Во-первых, некоторые церковные полемисты и миссионеры пишут преимущественно об адептах так называемых тоталитарных сект, что особенно свойственно для проф. А. Л. Дворкина и сотрудников Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского. Неизбежно такой подход приводит к отсутствию церковного попечения о представителях «нетоталитарных» ересей, хотя и они находятся вне истинной Церкви — Тела Христова, и сами себя лишают возможности спасения. Так, в известном учебнике «Сектоведение» [Дворкин, 2014] А. Л. Дворкин не дает никаких практических рекомендаций для воцерковления бывших сектантов. В главе о «Движении веры» (прочие пятидесятнические и неопятидесятнические организации в книге не рассматриваются) имеется достаточно краткая справка, а также обзорно рассмотрены некоторые наиболее радикальные, на взгляд автора учебника, моменты их вероучения и практики [Дворкин, 2014, 559-598].
Во-вторых, даже если не делается различия между ересями по степени их «тоталитарности», главное внимание уделяется методике обращения еретиков от их заблуждения к православию. В работах такого рода рассматриваются история и отдельные богословские заблуждения, но не предлагаются аскетические и богословские рекомендации для самого бывшего сектанта в целях его последующего воцерков-ления. Например, именно так проводится анализ неопятидесятничества в учебных пособиях В. М. Чернышева [Чернышев, 2006; Чернышев, 2009]. Подобно и в весьма содержательных работах А. И. Солодкова [Солодков] и прот. О. Стеняева [Стеняев, 2009] предлагаются полезные советы практического характера, в первую очередь о необходимости для близких вместо бесполезных увещаний и конфликтов начать самим во-церковляться. Но главное, идет речь об организации центра реабилитации, в котором еретики и их родственники смогут услышать библейские и богословские аргументы в пользу православия. Судя по тексту, конечной целью оба автора видят прохождение бывшим еретиком чина присоединения к православию, но не дальше, что, впрочем, можно считать оправданным в контексте их исследований.
Итак, на фоне отсутствия специальных или общих исследований нужна какая-то эмпирическая основа, анализ реальных судеб людей, которые некогда ушли из нео-пятидесятничества и затем обратились в православие, хотя, быть может, потом покинули и Православную Церковь.
Как показывает опыт, даже без специальных миссионерских усилий с нашей стороны многие верующие уходят из неопятидесятнических общин по причинам вероучительного, нравственного и личного характера. Социологические исследования по России и Белоруссии предсказуемо показывают, что количество общин и верующих то увеличивается, то уменьшается (ср.: [Старостенко, 2020, 148-151])2. Например, на интернет-форумах бывшие пятидесятники свидетельствуют, что их оттолкнули практика глоссолалии, вмешательство пасторов в личную жизнь и подозрения в отношении нравственности верующих, двойные стандарты в отношении православных и постоянное их публичное осуждение, практика сбора десятины и дополнительных пожертвований ([Пожалуйста, отзовитесь: 1, 2009]; ср. также: [Изящная, 2013]),
1 Критерии такой оценки обозначены в: [Веселов, 2018, 5].
2 По России нам не известны сопоставимые общие данные, однако сходные тенденции текучести показывают исследования по регионам [Амбарцумов, 2017, 232-239].
харизматические «дары» исцелений и прорицаний [Кто уже уходил, 2016], а также догматические разногласия ([Пожалуйста, отзовитесь: 2, 2009]; ср.: [Свидетельства пострадавших, 2009]).
Для многих новоначальных неопятидесятников серьезным камнем преткновения является знакомство с практикой говорения на языках, в которой они справедливо видят что-то демоническое. Об этом же свидетельствуют и проведенные автором этой статьи опросы знакомых священников или бывших неопятидесятников. Например, свящ. Владимир Миронов (Камчатский край) рассказал, что несколько его нынешних прихожан в свое время в течение нескольких месяцев ходили к местным неопятидесятникам, но пришли в православный храм именно после того, как увидели говорение на языках3.
В других случаях подталкивает к уходу ложность якобы полученных исцелений. Так, хабаровчанке К. сообщили, что она уже исцелилась от серьезной болезни, т.к. у лидера ячейки было откровение. Однако врачи утверждали, что болезнь усугубляется, нужно делать операцию. В общине же больную К. упрекали: «Меня тут же обвинили в маловерии и объяснили, что в духовном мире уже свершилось исцеление; теперь нужно время, чтобы оно проявилось, а главное — моя вера (это канал), это я должна постоянно утверждать и говорить: „Ранами Иисуса Христа я исцелена. Исцеление, проявись", — это тоже считалось молитвой. И ждать, что вылечусь, а способы и методы у Бога разные: может исчезнуть болезнь враз, может, и операцию надо сделать, может, и таблетки пропить»4.
Отдельно стоит проблема исцеления от алкоголизма и наркомании, поскольку значительная часть отечественных реабилитационных центров принадлежит именно неопятидесятникам. Так, для костромича М. наркомания когда-то стала причиной прихода в новокузнецкую «Церковь воскресения». Однако после временного исцеления он сорвался и потом никак не мог добиться полноценного возвращения к нормальной жизни. Никакой помощи ему не оказало обучение в новосибирской семинарии ХВЕ «Святой Павел», многолетняя практика говорения на языках, участие в исцелениях и изгнаниях бесов. В ходе лечения в очередном реабилитационном центре он стал ходить на православные богослужения, что со временем привело его к воцерковлению и освобождению от зависимости5.
В ряде случаев причиной ухода из пятидесятничества стала практика G12, напоминающая пирамиду: лидер должен руководить ячейкой из 12 человек, а каждый из них в перспективе должен стать новым лидером для очередных двенадцати и т. д. [Пожалуйста, отзовитесь: 2, 2009]6. Понятно, что эта идеология серьезно противоречит
3 Из личной беседы о. Владимира с автором статьи. По свидетельству хабаровчанки К., их пастор регулярно призывал на воскресных богослужениях молиться не на языках, но только словами. А на языках можно лишь при условии, что у этого человека есть дар толкования. По его словам, он встречал лишь одного человека с таким даром. Сама К. предположила, что этот запрет был обусловлен нежеланием пастора напугать новичков. Вместе с тем верующие продолжали так молиться и объясняли это так: «Сам Дух молится за нас Богу по своему прямому каналу, что очень хорошо: ответ придет быстрее. А то что ты не различаешь слова и звуки, которые ты говоришь, и вообще не понимаешь, что ты говоришь, то тебе и не надо: главное, Господь понимает, о чем Дух молится, и Дух сам знает, что тебе надо, лучше тебя» (здесь и далее ее свидетельства приведены из личной беседы и переписки с автором статьи).
4 Кроме того, К. рассказала автору статьи другую подобную историю с лично знакомым со-верующим по имени Александр. Он решил выйти из хабаровского «Дома молитвы» и создать собственную общину, ездил за рукоположением в Киев к «апостолу» Владимиру Мунтяну. Однако через год после открытия хабаровского отделения «Возрождения» Александр умер от рака. Презрительное отношение к исцелениям продемонстрировал в беседе с автором статьи и бывший пятидесятник костромич М.
5 Здесь и далее свидетельства М. приведены из личной беседы с автором статьи.
6 Итого, если лидер имеет 12 помощников, а каждый из них, как требует С. Кастелланос и как это обычно бывает, привел по 6 человек, то в среднем в инкаунтере участвует 72 человека [Новиков, 2016, 64].
традиционно сложившейся практике свободного развития протестантских деноминаций. Важной частью организованного собрания для «встречи с Богом» (инкаунтера) является «служение освобождения» (т.е. изгнание бесов) и последующее исцеление с помазанием елеем и причастием [Инкаунтер, 2010]. Однако, вопреки эмоциям, после инкаунтера его участники обычно не получают реального разрешения своих личных и бытовых проблем и поэтому нередко покидают эту религиозную общину [Инкаунтер, 2013]. Внутри самих пятидесятников иногда возникает разочарование вследствие того, что в этой «конвейерной системе обучения лидеров» пастор занимает решающее место: «Именно наш пастор решает все за нас, именно он имеет власть благословлять на то или иное дело, или не благословлять... Люди верят всем сердцем, что Господь никогда ничего не благословит, если на это не благословит наш пастор... Все, кто не подчиняется лидерам церкви, считаются бунтарями и отступниками... В нашей церкви учат, что все мы обязаны периодически проходить инкаунтеры (все это платно)... У нас не учат о духовной власти, которую мы имеем в Иисусе Христе; нам не говорят, что мы должны учиться сами противостоять грехам и искушениям именем Христа; не учат зависеть только от Господа и иметь водительство Духом Святым, советуясь с Ним по всем вопросам, а дают понять, что мы зависим от инка-унтеров и тех служителей, которые за нас молятся. Ведь они, как нам говорят, имеют большее помазание, и там нас очистят от всего, что прилепилось к нам за последние несколько месяцев» [Изящная, 2013]. Как видно, в этой ситуации можно повторить все традиционные неопротестантские обвинения в адрес православных священников и их духовного диктата, но с одним существенным отличием: священник имеет благодать Божию (которой, правда, надо уметь правильно воспользоваться), тогда как нео-пятидесятнические лидеры строят здания своих церквей на человеческом основании с помощью психотехнологий.
Кроме того, бывает, что люди уходят из неопятидесятничества без видимых причин. Так, бывший член благовещенского «Нового поколения» на неделю уехал в Хабаровск, а когда вернулся, то, по его словам, «почувствовал, что я больше не хочу ходить в „Новое поколение"». После этого он обратился к психологу и узнал, что в секте использовали гипноз [Козлов, 2021, 49-50].
Итак, самостоятельно уходит из пятидесятнических общин по личным причинам множество людей. Некоторые из них полностью теряют веру или становятся «вне-деноминационными христианами». Иные уходят в другие неопротестантские конфессии или переходят в другую веру. Наконец, кто-то переходит в православие.
Среди причин ухода немалое значение имеют и особенности вероучения и обрядовой практики неопятидесятников.
Весьма показательным в этом отношении является свидетельство игум. Дионисия (Колесникова) (Амурская область)7, вскрывающее целый ряд вероучительных и нравственных мотивов на пути духовного прозрения неопятидесятников. Когда о. Дионисия назначили настоятелем строящегося храма, в селе не было полноценной православной общины, а была неопятидесятническая «Благая весть». Его прихожанами с годами стали 9 бывших неопятидесятников, в том числе бывший пастор. По мнению о. Дионисия, в православную общину привели их такие причины. Вызывало смущение несоответствие евангельского требования о посвящении детей Богу (причем это был предмет частого обсуждения в общине) и в то же время запрет на их крещение. Никогда не говорилось о родине, о России и народе; напротив, царил дух космополитизма. Обнаруживалось противоречие между словами о том, что Бог есть любовь, и запретом не только молитвы за усопших, но даже участия в погребении (обосновывалось это словами Спасителя «Оставьте мертвым погребать своих мертвецов»), тем более посещения кладбища. Бросалось в глаза, что постоянно произносимые слова о любви к ближнему никак не реализовывались в жизни общины, вплоть
7 Здесь и далее свидетельства о. Дионисия приводятся из личной беседы и переписки с автором статьи.
до того, что когда один из верующих попросил состоятельного пастора дать ему немного продуктов, тот сказал: «Бог подаст», развернулся и ушел8. На богослужении часто порочили Православную Церковь, даже молились таким образом: «Господи, разрушь православие, эту мертвую, пустую религию!» Пастор запрещал здороваться с православными, хотя сам здоровался с о. Дионисием. Вызывало непонимание и поэтому смущение, на каком именно языке происходит говорение; для некоторых это был важный стимул, чтобы покинуть общину. В рамках служения прославления с участием гостей из Благовещенска приезжала какая-то женщина, которая возлагала на молящихся руки, после чего многие начинали падать, а у некоторых начинались конвульсии. В это время и пастор, и сама эта женщина, и приехавшие гости начинали кричать: «Бес, выйди из него (нее)!». Богословская примитивизация проявлялась в том, что в проповедях никогда не говорили о Троице, только об отдельных Лицах, причем относились к Ним без должного благоговения. Например, к Отцу можно было молиться в любом положении: лежа, сидя, сложив нога на ногу («ведь это же наш Отец!»). Наконец, за драку пастор был лишен своей должности и из Константиновки начал ездить на пятидесятнические богослужения в Благовещенск; община распалась.
Хабаровчанка К. в самом начале своего пребывания в неопятидесятнической церкви «Дом молитвы» прошла «Альфа-курс» из пяти занятий с изложением основ вероучения и практики молитвы, после чего стала полноправным членом организации. Важным элементом общинной жизни были еженедельные встречи в ячейках (на тот момент их было 8) на дому у кого-то из их членов. Встреча начиналась с «прославления» (пения нескольких песен, восхваляющих Господа), продолжалась чтением отрывка из Писания и дискуссией о его правильном толковании, а завершалась молитвой и чаепитием. Воскресное богослужение также начиналось с «прославления» с использованием музыкальных инструментов, а иногда и с подтанцовкой. Верующие при этом стояли и старались максимально громко подпевать (тексты песен демонстрировались на экране). Далее звучала проповедь и молитва пастора, после чего организованно собирались пожертвования (десятина). После этого пастор молился за уже принесенный дар, чтобы он умножился и принес плод. Завершалось богослужение повторным пением одной из уже пропетых песен, все брались за руки и потом обнимались. Наконец, после конечного благословения пастора наступало чаепитие. Практика личной молитвы в «Доме молитвы» достаточно детально регламентировалась. Молитва должна была быть как можно более чувственной (что гарантировало скорейшее получение ответа).
Житель Приморского края В. был членом «Слова жизни», совместно учился в библейской школе в США с основателем этой организации Ульфом Экманом, затем был его учеником и последователем. Его привлекало простое и раскрепощенное общение, сплоченность коллектива, а также ощущение, что его «все любят». В конце концов его оттолкнуло от неопятидесятничества откровенное признание его библейских учителей, что надо заработать больше денег, так что для него это будет бизнесом. Однако сам В. искал истину, а не бизнеса. Он ушел из «Слова жизни», а затем прочитал книгу протодиак. А. Кураева «Протестантам о православии» и начал относиться к православию без прежнего осуждения, а затем и присоединился к Церкви вместе с братом и другими родственниками. Когда брат В. объявил о своем решении уйти руководству общины и сказал им, что православие — более истинное учение, они ответили, что и сами это знают и не отрицают православие, но рядовым членам организации этого не говорят, потому что их бы не поняли9.
Петербуржец Евгений Гончаров ушел в свое время из церкви «Мировая жатва» после опыта общения с православным священником — бывшим харизматом. После
8 Что характерно, впоследствии пастор купил в селе дорогостоящий дом, при этом жители села свидетельствовали, что ему поступали денежные переводы из-за границы.
9 По сообщению свящ. Алексия Синенко (Приморский край). Обращает на себя внимание также лицемерное утверждение руководителей пятидесятнической общины. Удивительно, что они не постеснялись прямо сказать это бывшему единоверцу.
чего у него же в храме и начал воцерковляться10. Костромич А. ушел из неохаризматической церкви «Благодать Христа» после самостоятельных размышлений и чтения православной литературы, а также в результате бесед со священником11.
Иногда приход бывших неопятидесятников в Православную Церковь оказывался результатом непосредственного действия Божия. Например, один бывший «ново-поколенец» после своего ухода считал себя убежденным протестантом, но однажды из уважения к другу пошел на православную службу. Дальше он так описывает свои впечатления: «Пришел, стоял, смотрел на все это. Болела спина, я садился, вставал, думал: „Когда же это закончится?" Вышел какой-то мужик в этой одежде, надымил, пахнет дымом, целая стена икон-„идолов". Я решил, что если я не „переживу" там Бога, то что мне там делать, в этой Православной Церкви? Бога я, естественно, не „пережил". Служба закончилась. Я пошел из храма, и только переступил порог, как понял, что так греховно жить я больше не могу. Пока я стоял, мучился, спина болела, я думал: „Когда же это закончится?", Господь в это время провел работу в моем сердце. Незаметно для меня. Я не хотел так больше жить. Для меня было потрясением, что в неправильной (в моем понимании) Православной Церкви Бог двигается, работает с людьми, а как же идолы?» [Козлов, 2021, 50].
Протоиерей Игорь Зырянов 12 лет был пастором неопятидесятнической общины12. В православие его привело сначала желание больше узнать о религии своих предков, а затем знакомство с аскетическим опытом Церкви. В конце концов он понял, что добрый плод должно приносить не плохое, а хорошее дерево. Для его сотрудника решающим аргументом стало представление о Предании как единственном способе правильного прочтения Писания [Максимов, 2015; Зырянов, 2010].
Существенное влияние на представление о правильных взаимоотношениях с Богом оказывает практика богослужения и рекомендуемый образ частной молитвы, а также предлагаемое толкование Писания. В неопятидесятнических общинах предлагаются энергичные способы «духовного возрождения», раскрепощения эмоций верующего, массового или индивидуального «пророческого служения» и исцелений. При этом, по наблюдениям специалистов, эти способы во многом основаны на современной психологии и даже гипнозе. Так, согласно обширному экспертному заключению И. Б. Кудрявцева (заведующий лабораторией интегративной медицины Рижского университета им. Страдыня, президент Латвийской ассоциации интегративной медицины, директор «Центра психологических исследований»), в проповедях основателя «Нового поколения» Алексея Ледяева широко используются элементы гипноза: зал без окон, «ломаные» ритмы музыки, апелляция к эмоциям, постоянный повтор нескольких идей с помощью стереотипных фраз, минимум аргументации, активное использование «образа врага» в лице сатаны и Православной Церкви, приемы гипнотической коммуникации Милтона Эриксона, которым корреспондируют признаки гипнотического транса у публики в зале: техника наслоения реальностей, тройная спираль М. Эриксона, якоря транса и проч. [Мурзич, 2005, 115-128]. В 2011 г. в Хабаровске решением краевого суда была ликвидирована неопятидесятническая церковь «Благодать» (кстати, материнская для упомянутого выше «Дома молитвы») в связи с использованием «приемов, направленных на введение людей, присутствующих на службе, в состояние „повышенной психологической неуравновешенности" — массового религиозного психоза, а особо чувствительных — откровенной истерики, порой заканчивающейся припадком, конвульсиями, потерей сознания, тошнотой, рвотой,
10 Из личной переписки Е. Гончарова с автором статьи, а также из его интервью [Мировая жатва, 2010].
11 Из личной беседы А. с автором статьи.
12 На своей страничке «ВКонтакте» о. Игорь так свидетельствует о себе: «18 лет я был протестантом, 12 лет пастором, почти 10 из которых прошли под эгидой межденоминационного служения... В течение 6 лет я служил православным священником в Иркутской епархии, был благочинным, помощником руководителя миссионерского отдела, после этого ушел на покой» [Игорь Зырянов, 2022].
нервным срывом» [Жертв хабаровской церкви, 2011; В Хабаровске, 2010]13. В свою очередь, и в практике «позитивного исповедания», присущей влиятельному «движению веры» (к которому, в частности, относится семейство церквей «Новое поколение» и многие другие неопятидесятники), иеродиак. Викторин (Селивановский) справедливо обнаруживает признаки позитивной магии, предназначенной к тому, чтобы лишить Бога Его самовластия и свободы [Селивановский, 2010; Селивановский, 2012; Селивановский, 2013]. Определенный духовный опыт и привычки дают и опыты «говорения на языках».
Конечно, привычка к получаемым при этом чувствам и эмоциям сохраняется и после ухода из неопятидесятнической общины. Так, хабаровчанка К. рассказывала автору данной статьи, что ей приходится бороться с собой, потому что иногда у нее возникает желание вновь «говорить на языках», либо эти звуки сами собой, против воли, звучат в ее голове. Большую трудность для нее составляло привыкание к православному образу молитвы, т. к. ранее ее учили долгой личной молитве (не менее часа в день), обязательно вслух и с эмоциями, своими словами или «на языках». Понятно, насколько это отличается по форме и содержанию от домашнего прочтения утренних или вечерних молитв. Однако К. убеждала саму себя, что ей надо принимать православие целиком, включая образ совершения домашней молитвы.
Еще одну трудность для бывших неопятидесятников составляет пассивность участия в православном общественном богослужении, да и сама форма нашего богослужения, церковнославянский язык. Если для больших городов неопятидесят-нической нормой является «служение прославления» с исполнением музыкальных номеров во время богослужения; краткая и произвольная система праздников14, то продолжительное, без внешних эффектов и эмоций православное богослужение вызывает скуку и тяжесть. Иногда бывшие неопятидесятники чувствуют к иконам ненависть15 либо неприятие16; бывает трудно отказаться от ношения брюк и косметики в храме, покрывать голову на молитве. По словам одного бывшего неопятидесятника, у него вызывал неприятие принятый у православных «мистико-языческий подход» («магизм» в отношении икон и свечей)17. Существенно затрудняет во-церковление, вплоть до ухода из Церкви, негативное отношение православных верующих к бывшим сектантам, особенно если когда-то этот человек раньше ходил в данный православный храм, затем ушел к неопятидесятникам, но впоследствии стал раскаиваться18. Ситуация усугубляется в случае непонимания со стороны свя-щенника19. Так, костромич М. при конфликте с приходским священником смог устоять в вере благодаря поддержке духовного отца.
Большую пользу при воцерковлении бывших неопятидесятников приносит чтение ими православной догматической и апологетической литературы, теоретическое изучение богослужения. Поэтому крайне желательно иметь соответствующую литературу в церковной лавке и в приходской библиотеке. В этом отношении огромную помощь может оказать священник, знающий основные элементы вероучения
13 Среди прочего, в статьях приведено яркое описание семинара «Трес диас» со слов очевидцев. По заключению экспертизы, после посещения семинара троим его участникам был нанесен психический вред здоровью средней тяжести (головные боли, ночные кошмары, постоянная рассеянность и проч.) (ср. более раннее описание подобного семинара: [Трес-Диас, 2008]).
14 Напр., по сообщению игум. Дионисия (Колесникова), в их селе праздновались день жатвы, Рождество (25 декабря), Крещение, Пасха (по православной пасхалии). В хабаровском «Доме молитвы» — Пасха, Рождество и День благодарения.
15 Как сказала одна прихожанка о. Дионисия (Колесникова), вначале ей хотелось подойти к иконам и разбить их.
16 Так, хабаровчанка К. вначале не могла прикладываться к иконам, но потом преодолела себя и стала не только их целовать, но и молиться перед иконами.
17 Из сообщения свящ. Алексия Синенко (Приморский край).
18 Печальный пример такого рода привел в своем сообщении о. Алексий Синенко.
19 Целый ряд таких примеров привел о. Игорь Зырянов в своем интервью [Из пасторов в пастыри, 2015].
и практики пятидесятников и способный подсказать круг чтения — как в области вероучения и богослужения, так и о духовной жизни, нуждающейся в существенном изменении.
Дело в том, что в самооценке верующих происходит своего рода психологический перелом. Если раньше они считали себя святыми (хотя действительно святых Божиих не признавали и не почитали), то в Церкви им предлагается осознать свою греховность и смиренно испрашивать милости у Бога, искать разрешения грехов в таинстве Покаяния, перестать утешать себя ложной надеждой на спасение по одной только интеллектуальной вере. Так, хабаровчанка К. понуждала себя к хождению в храм и к молитве осознанием того, что за свои грехи мы должны будем дать отчет Богу на Его суде. Она так сказала в беседе с автором статьи: «За неисповеданные грехи положен ад, и не надо тешить себя иллюзиями, а все, что мне говорили протестанты, — ересь».
Существенно меняется отношение к Богу, особенно к Лицу Святого Духа. Неопятидесятникам свойственно представление об особом водительстве Святого Духа, поэтому даже в период воцерковления они могут ощущать какое-то специальное руководство, как они считают, от Святого Духа20. Ясно, что это весьма далеко от принятого в Церкви смиренного сознания своего недостоинства.
Двойственное отношение вначале вызывает фигура священника. В неопятиде-сятнических общинах, судя по проведенным опросам и интернет-форумам, зачастую пропагандируется крайне отрицательное отношение к православным священникам, утрируются и обобщаются их личные грехи, но главное — декларируется, что между верующим и Богом не должно быть посредников. С другой стороны, для весьма многих неопятидесятнических общин характерен культ пастора, которому усваиваются черты особой личной освященности, поскольку он постоянно пребывает в молитве и имеет особые дарования от Бога. Например, бывшая неопятидесятница К. именно так относилась к местному пастору. Она желала развестись с мужем, но пастор категорически отказал ей в этом, причем аргументы для этого использовал не от личной харизмы, а из сочинений реформата Дж. Макартура. В свою очередь, в новопоколенских церквях для богословского обоснования культа пастора создана доктрина «крещения в Моисея», предполагающая безусловное повиновение пастору не только в вероучении, но и в бытовых вопросах21. Как видно, здесь имеется логическое противоречие: посредник между Богом и верующим в лице православного священника не нужен, а вот в лице пастора — необходим. Рядовыми верующими это противоречие вначале обычно не осознается, но при воцерковлении со временем может привести к неправильному отношению к священнику, своеобразному ожиданию младостарчества.
Думается, что проблему вхождения в православную аскетическую традицию усложняет и характерный для неопятидесятников образ молитвы, который обусловлен тем, что они ранее не стремились при молитве держать ум безвидным, но, напротив, разжигали воображение при молитве22.
Отсутствие правильной внутренней дисциплины может привести к неоправданному поиску аналогий православному духовному опыту в других конфессиях
20 По словам о. Дионисия (Колесникова), некоторые его прихожане выражались таким образом: «Дух Святой сказал мне сегодня пойти в церковь».
21 Так, А. Ледяев требует даже подражания пастору в его манере речи, поведении, чертах характера, мимике, стиле одежды (см.: [Селивановский: Харизматическая ересь, 2013, 60-64]).
22 Ср. известные слова свт. Игнатия (Брянчанинова): «Самый опасный, неправильный, образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их по-видимому из Священного Писания, в сущности же — из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, — этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все, сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, — есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель с первого шага на пути молитвенном исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны» [Игнатий Брянчанинов, 2014, 217-218].
и религиях с приуменьшением или игнорированием объективных различий в объекте и форме поклонения, а также в желаемых конечных результатах.
Таким образом, в процессе воцерковления сформированный ранее «харизматический» образ духовной жизни не может не входить в противоречие с православной аскетической традицией. Понятно, что преодоление духовных стереотипов чрезвычайно затруднительно и не всегда заканчивается успешно. Весьма яркий пример такого рода показывает собой фактически оставивший пастырское служение прот. Игорь Зырянов. На своей странице «ВКонтакте» он пишет сообщения в пользу тибетской медицины и предлагает свои услуги в этой области23; обращается к сведениям из астрологии; занимается практической психологией24; активно действует в пользу суперэкуменизма, призывая всемерно учиться мудрости мусульманских, буддистских и прочих неправославных и нехристианских мудрецов и пропагандируя участие в суперэкуменических мероприятиях [Игорь Зырянов, 2022, записи от 14 и 20 апреля 2021 г.]25; выступает апологетом межрелигиозного диалога и религиозной толерантности [Игорь Зырянов, 2022, запись от 10 сентября 2021 г.]. В целом просмотр его страницы показал, что там совершенно нет информации о спасении, деятельном исполнении всех заповедей Христовых, аскетической жизни в лоне Церкви, исключительном значении Церкви как Тела Христова и единственном месте нашего спасения, решающем влиянии покаяния и таинств на духовную жизнь верующего. Зато постоянно говорится о психологии и делах милосердия; отчасти также о профилактике абортов и помощи людям, потерявшим близких. Как видно, у о. Игоря вполне сохранился свойственный неопротестантам акцент на внешних делах милосердия в ущерб внутреннему деланию и, казалось бы, самоочевидным для пастыря молитве за паству и душепопечению, — настолько, что он даже ушел за штат Иркутской епархии. Сам себя он теперь характеризует так: «К 47 годам я гештальт-терапевт, трансперсональный психолог, тренер Mindfulness (практики внимательности), религиовед (25 был пастором и священником РПЦ, изучаю много лет буддизм, шаманизм). С 2016 года веду прием как психолог. Более 2500 часов работы с клиентами» [Игорь Зырянов, 2022, запись от 17 января 2022 г.]. Думается, желание дальнейших духовных поисков вне Церкви усугубило у него крайне быстрое рукоположение: между присоединением к Русской Православной Церкви и иерейской хиротонией прошло 2 года26.
Почти во всех изученных случаях (кроме о. Игоря Зырянова) никакой систематической работы с бывшими неопротестантами в процессе их духовных поисков или воцерковления не велось. Отчасти и иногда этот недостаток был восполнен библейскими или воскресными школами (там, где они были) и самообразованием. Конечно, в условиях совершенно иного предшествующего духовного опыта, вероучения и толкования Писания это создало большие трудности для их полноценного вхождения в ограду Церкви и следования по пути спасения. В сравнении с прочими прихожанами от них требовалась чрезвычайно высокая мотивация для повседневной церковной жизни (в рассмотренных нами случаях это были, в частности, страх возврата болезни и наркотического срыва, а также сильная депрессия).
В связи с вопросом о воцерковлении бывших неопятидесятников стоит особо сказать о практике их присоединения к Церкви. Согласно церковным правилам (2 Всел. 7; 6 Всел. 95), существует три чина присоединения к Церкви: через Крещение,
23 В частности, ведет страничку «Тибетская медицина с о. Игорем Зыряновым» [Тибетская медицина, 2022].
24 В том числе на своей странице «ВКонтакте» рекламирует свои услуги в этой области и предлагает участие в своих онлайн-семинарах.
25 В записи от 5 декабря 2021 г. он даже предлагает собственное видеоинтервью «о своем духовном пути от пастора до православного священника, который пришел к надконфессиональ-ному пониманию религии» [Игорь Зырянов, 2022].
26 См. в сообщениях на форуме в период воцерковления о. Игоря [Бывшие протестанты, 2010; Из пасторов в пастыри, 2015].
Миропомазание и Покаяние. Принципиальное значение при выборе чина приема имеет соблюдение формы Крещения и веры в Троицу. Однако баптисты и пятидесятники, как правило, совершают крещение в одно погружение27, либо вместо традиционной формулы крещения могут говорить что-то иное. Вообще вопрос о форме крещения и сопровождающих его словах и действиях для них не является принципиальным. Но даже если в данной конкретной общине крещение совершается в три погружения, они не могут передать Святого Духа, Которого не приняли ранее через правильное таинство Крещения.
Итак, в силу нарушения правильной формы крещения неопятидесятников, ранее не крещенных в Православной Церкви (или у католиков либо традиционных протестантов), необходимо присоединять через полноценное совершение над ними таинства Крещения. Поэтому недопустимой канонической ошибкой является данная миссионерским отделом Московской епархии в справке «О чинах присоединения к православию» рекомендация присоединять баптистов и пятидесятников через Миропомазание [Актуальная практика, 2011, 120].
Если же неопятидесятники ранее были крещены в Православной Церкви, то практика разнится. Строго говоря, вначале требуется благословение правящего архиерея, а правильный чин — через Миропомазание (вторым чином). Так совершается присоединение в Москве в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (с заменой Миропомазания на архиерейское руковозложение) [Актуальная практика, 2011, 26-27]. Однако при проведенном автором статьи опросе ряда священников из различных российских епархий оказалось, что нигде нет практики уведомления правящего архиерея о необходимости присоединения бывших сектантов; ни разу нам не приходилось слышать, чтобы правящие архиереи специально указывали священникам на правильный порядок совершения этого присоединения, но всегда оставляли этот важный вопрос на их собственное усмотрение. Поэтому обычно присоединение ранее крещенных в Церкви сектантов совершалось через покаяние по обычной формуле чина Исповеди из Требника (третьим чином). Например, именно таким образом присоединял ранее крещенных в Православной Церкви бывших неопятидесятников игум. Дионисий (Колесников); так же присоединился и петербуржец Е. Гончаров. Однако свящ. Алексий Синенко использовал чин присоединения лютеран из Дополнительного Требника, составленного свт. Иоанном (Максимовичем).
Изредка священники перед присоединением проводили огласительные беседы или в произвольной форме требовали отречения от конкретных неопятидесятниче-ских (а также общепротестантских) ересей. Таким образом автор статьи присоединил К., свидетельства которой стали ценным источником при написании данной работы. Особый чин присоединения прошел в Новосибирске и костромич М.: священник читал долгую молитву, а все присоединяемые (около 10 человек) ее за ним повторяли (содержание молитвы М. не смог вспомнить).
К сожалению, чин отречения от ересей до сих пор не разработан на общецерковном уровне, что существенно затрудняет полноценное покаяние, потому что далеко не всегда священники в деталях знакомы с особенностями еретических вероучений. Даже отчасти пригодные тексты «Книги чинов присоединения к Православию» [Книга чинов, 1915] (скажем, в отношении штундистов) обычно не известны священникам.
Как представляется, выработка текстов чинов отречения от различных неопротестантских ересей является важной насущной задачей отечественной литургики и сектоведения. Возможно, хотя бы отчасти эти тексты смогут помочь и бывшему неопятидесятнику в ходе его воцерковления лучше узнать православную веру.
27 Например, по свидетельству К., именно в одно погружение совершалось крещение в хабаровском «Доме молитве».
Источники и литература
1. Актуальная практика (2011) — Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви. М.: Душепопечительский Православный Центр св. прав. Иоанна Крондштадт-ского, 2011.
2. Амбарцумов (2017) — Амбарцумов И.В. Харизматические общины Санкт-Петербурга: история, церковная организация, особенности вероучения и социального служения // Христианское чтение. 2017. № 5.
3. Бывшие протестанты (2010) — Бывшие протестанты говорят. После 18 лет служения пастор, община перешли в Православие. URL: http://www.cirota.ru/forum/view. php?subj=87782 (дата обращения: 13.01.2023).
4. В Хабаровске (2010) — В Хабаровске много лет под видом церкви безнаказанно действует секта. Побег из «Благодати». URL: https://www.hab.kp.ru/daily/24514/664175/ (дата обращения: 13.01.2023).
5. Веселов (2018) — Веселов Е, свящ. Эсхатология сект протестантского происхождения: Дисс. ... канд. богословия. Сергиев Посад, 2018.
6. Дворкин (2014) — Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2014.
7. Жертв хабаровской церкви (2011) — Жертв хабаровской церкви «Благодать» ищет милиция. URL: https://amurmedia.ru/news/154391/ (дата обращения: 13.01.2023).
8. Зырянов (2010) — Зырянов И. Господь привел меня домой! URL: http://www.pravoslavie. ru/38208.html (дата обращения: 13.01.2023).
9. Игнатий Брянчанинов (2014) — Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Отдел II: О прелести // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М., 2014.
10. Из пасторов в пастыри (2015) — Из пасторов в пастыри. Священник Игорь Зырянов о протестантизме и проповеди Православия. URL: https://pravoslavie.ru/77880.html (дата обращения: 13.01.2023).
11. Изящная (2013) — Изящная О. Почему видение G12 опасно? URL: https://proza.ru/ 2012/12/13/1918 (дата обращения: 13.01.2023).
12. Игорь Зырянов (2022) — Игорь Зырянов. Личная страница в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/sibigor (дата обращения: 13.01.2023).
13. Инкаунтер (2010) — Инкаунтер — особая «встреча с Богом»? URL: http://www. glaznayamaz.org/inkaunter/ (дата обращения: 13.01.2023).
14. Инкаунтер (2013) — Инкаунтер. «За» и «против». URL: http://www.evangelie.ru/forum/ t117509-5.html (дата обращения: 13.01.2023).
15. Книга чинов (1915) — Книга чинов присоединения к Православию. Пг., 1915. Ч.2.
16. Козлов (2021) — Козлов А, свящ. Пятидесятнические и харизматические секты Амурской области: история и современность: Выпускная квалификационная работа. Хабаровск, 2021.
17. Кто уже уходил (2016) — Кто уже уходил из пятидесятнического движения? URL: https://vk.com/topic-792610_33582587 (дата обращения: 13.01.2023).
18. Максимов (2015) — Максимов Г., свящ. «Самое важное, что получает протестант в православии, — это Церковь». Беседа с православным священником Игорем Зыряновым, в прошлом пастором пятидесятников. URL: https://pravoslavie.ru/88813.html (дата обращения: 13.01.2023).
19. Мировая жатва (2010) — «Мировая жатва» — просто «христиане»? URL: https://www. youtube.com/watch?v=-tMFhl6L8Kc&list=PLHfHzfd3Bpzeov5RE-KJ_vckSqeLL_GAC&index=5 (дата обращения: 13.01.2023).
20. Мурзич (2005) — Мурзич П., свящ. «Новое поколение»: история, вероучение, религиозная практика: Дипломная работа. Сергиев Посад, 2005.
21. Новиков (2016) — Николай (Новиков), инок. Теория и практика инкаунтера в харизматическом движении (неопятидесятников): Магистерская диссертация. Сергиев Посад, 2016.
22. Пожалуйста, отзовитесь: 1 (2009) — Пожалуйста, отзовитесь, кто ходил к пятидесятникам, поделитесь своей историей. URL: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=247681.0 (дата обращения: 13.01.2023).
23. Пожалуйста, отзовитесь: 2 (2009) — Пожалуйста, отзовитесь кто ходил к пятидесятникам, поделитесь своей историей. Страница 2. URL: http://orthodoxy.cafe/index. php?topic=247681.20 (дата обращения: 13.01.2023).
24. Свидетельства пострадавших (2013) — Свидетельства пострадавших и бывших неопятидесятников. URL: https://forum.iriney.ru/topic/63-svidetelstva-postradavshih-i-byvshih-neopyatidesyatnikov/ (дата обращения: 13.01.2023).
25. Селивановский (2010) — Селивановский В.В. Позитивное мышление: симпатическая магия и христианство. СПб., 2010.
26. Селивановский (2012) — Селивановский В.В. «Движение Веры» в современном протестантизме. Word-Faith Movement: Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2012.
27. Селивановский (2013) — Селивановский В.В. Харизматическая ересь. Анализ учения религиозной организации «Новое поколение» г. Благовещенска. Благовещенск, 2013.
28. Солодков — Солодков А. И. Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от православия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/organizatsija-i-metodika-tserkovnoj-reabilitatsii-lits-otpavshih-ot-pravoslavija/ (дата обращения: 13.01.2023).
29. Старостенко (2020) — Старостенко В. В. Динамика развития пятидесятничества в контексте религиозной жизни Республики Беларусь 1990-х — 2000-х гг. // Религия и обще-ство-14: Сб. научн. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. Б. м., 2020.
30. Стеняев (2009) — Стеняев О., прот. Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий // Блуждания вне Церкви и их преодоления. СПб., 2009.
31. Тибетская медицина (2022) — Тибетская медицина с о. Игорем Зыряновым. URL: https://vk.com/medtibed (дата обращения: 13.01.2023).
32. Трес-Диас (2008) — Трес-Диас. URL: http://jesuschrist.ru/forum/619585,,1.php (дата обращения: 13.01.2023).
33. Чернышев (2006) — Чернышев В. М. Сектоведение. Киев, 2006.
34. Чернышев (2009) — Чернышев В. М. Сектоведение. Часть вторая. Киев, 2009.