Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 2 (6)
ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕНННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕСТЬ, А РЕЗУЛЬТА НЕТ...
© Р. В. Закомолдин
Закомолдин Руслан Валериевич
кандидат юридических наук, доцент
доцент кафедры уголовного права и процесса филиал НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия» в г. Тольятти
Необходимость обеспечения воинской дисциплины как залога боеготовности и боеспособности армии обусловила тесную взаимосвязь таких отраслей законодательства, как военное и уголовное. В частности, военным законодательством регламентируются особенности прохождения военной службы и правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, уголовное же законодательство отражает особенности уголовной ответственности военнослужащих и охраны порядка прохождения военной службы. Результатом такого взаимодействия явилось наличие такой отрасли законодательства, как военно-уголовное. При этом нормы военного законодательства являются первичными по отношению к уголовным, поскольку последние выполняют, прежде всего, охранительную функцию. Такое положение в свою очередь обуславливает бланкетный характер норм военно-уголовного законодательства.
Вместе с тем, УК РФ является единственным основанием уголовной ответственности военнослужащих и приравненных к ним лиц. При этом УК РФ, безусловно, внцс существенные изменения в регламентацию соответствующих норм [1]. Однако не все законодательные решения относительно ответственности военнослужащих по действующему УК РФ следует признать удачными. Имеет место масса недостатков и пробелов, которые требуют законодательного решения [2].
В связи с этим не прекращается работа по подготовке законопроектов, направленных на реформирование военно-уголовного законодательства. Некоторые из подобных инициатив считаем необходимым проанализировать более детально.
1. Прежде всего, несколько раз на обсуждение выносился законопроект № 130883-3 «О внесении изменений в Уголовным кодекс Российской Федерации». Первая редакция данного законопроекта была подготовлена Комитетом Госдумы РФ по обороне в 2001 году. Однако в связи с тем, что на данный законопроект Правительством РФ быш дан в целом отрицательный отзыт, он не был рассмотрен Госдумой РФ. В 2003 году работа над данным законопроектом возобновилась, была образована рабочая группа, в которую вошли представители Комитета Госдумы РФ по обороне, ученые Института государства и права Российской академии наук и Военного университета Минобороны России, Военной коллегии Верховного Суда РФ, Главной военной прокуратуры РФ, Генерального штаба Вооружцн-ныгх Сил РФ и др. Законопроект был доработан с учетом замечаний Правительства РФ и в 2004 году вновь внесцн депутатами А. А. Сигуткиным, Н. М. Безбородовым и В. В. Чайкой на обсуждение.
Данный законопроект направлен на совершенствование норм военноуголовного законодательства, применяемых в мирное время, а также на установление ответственности за преступления против военной службы, совершаемые в военное время или боевой обстановке [3].
Прежде всего, это касается норм Общей части УК РФ, применяемых в отношении военнослужащих, поскольку специфика военной службы не позволяет совмещать ее прохождение с исполнением отдельных видов уголовных наказаний.
В законопроекте предлагается не назначать исправительные и обязательные работы всем военнослужащим, в том числе и проходящим военную службу по контракту (п. 1 и 2 ст. 1 проекта). Кроме того, предлагается не назначать содержание в дисциплинарной воинской части военнослужащим, в отношении которых установлены предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для увольнения с военной службы (п. 3 ст. 1 проекта).
Военнослужащие, условно осужденные к ограничению по военной службе или содержанию в дисциплинарной воинской части, а также условно-досрочно освобожденные от содержания в дисциплинарной воинской части, могут быггь уволены с военной службы. В целях решения вопросов, возникающих при отмене условного осуждения или условно-досрочного освобождения, в законопроекте предлагается внести изменения в ст.ст. 74 и 79 УК РФ (п. 4 и 5 ст. 1 проекта). Кроме того, предлагается установить новое основание освобождения осужденных военнослужащих от отбывания воинских наказаний при их увольнении с военной службы. В этих случаях неотбытая часть наказания может быть судом заменена более мягким видом наказания (п. 6 ст. 1 проекта).
Помимо этого, предлагался ряд изменений в Особенную часты УК РФ.
Прежде всего, предлагается установить уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации, включив соответствующую норму в главу 32 «Преступления против порядка управления» (п. 8 ст. 1 проекта).
Существенным изменениям авторами законопроекта подверглись статьи главы 33 УК РФ «Преступления против военной службы». Условно данные изменения можно разделить на две основных группы: реформирование норм об ответственности за преступления против военной службы, совершаемые в мирное время, и — в военное время и в боевой обстановке.
Так, предлагается включить в эту главу преступления воинских должностных лиц, совершаемые ими с использованием своего служебного положения, непосредственно посягающие на интересы военной безопасности Российской Федерации (отдача незаконного приказа, применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненныгх, превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе, неисполнение обязанностей по реализации прав военнослужащих на льготы, гарантии и компенсации).
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и воинские уставы в числе важнейших требований, предъявляемых к военнослужащим, предусматривают строгое хранение государственной и военной тайны. Ответственность за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну, установленная в ст.ст. 283 и 284 УК РФ, на общих основаниях распространяется и на военнослужащих, признанных виновными в совершении этих преступлений. Что же касается военной тайны, которая, помимо сведений военного характера, отнесенных к государственной тайне, включает в себя значительное количество иных сведений военного характера, не подлежащих оглашению, их неразглашение является одним из важных требований порядка прохождения военной службы. Однако в действующем военно-уголовном законодательстве ответственность за нарушение данного запрета не предусмотрена. В связи с этим главу 33 УК РФ предлагается дополнить нормами об ответственности за разглашение военной тайны и за утрату документов, содержащих военную тайну.
Также подвергнуты корректировке санкции ряда статей главы 33 УК РФ, поскольку, по мнению авторов, они не соответствуют тяжести предусмотренных в этих статьях преступлений. Так, сопротивление начальнику или иному военнослужащему, исполняющему обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, а также насильственные действия в отношении начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы, сопряженные с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью и совершенные при других отягчающих обстоятельствах, наказываются лишением свободы на срок не более восьми лет (ст.ст. 333 и 334 УК). Такое положение свидетельствует о менее строгой защите здоровья военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы по сравнению с другими гражданами (чч. 2-4 ст. 111 УК). В этой связи в законопроекте предлагаются более строгие санкции за указанные преступления против военной службы.
Далее в санкции ст. 337 УК РФ за самовольное оставление части или места службы в зависимости от продолжительности уклонения военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы наряду с другими видами наказания предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет. Такое же по продолжительности уклонение от военной службы, но совершенное путем членовредительства, симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, наказывается лишь ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года. С учетом этого в законопроекте предлагается более строгая санкция в ч. 1 ст. 339 УК РФ.
Помимо этого, в специальной литературе неоднократно обсуждалась проблема криминализации преступлений против военной службы, совершаемых в военное время или в боевой обстановке [4]. В этой связи в законопроекте предлагается включить в главу 33 УК РФ соответствующие уголовно-правовые нормы об ответственности военнослужащих за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке. При этом авторами законопроекта воспринят опыт ранее действовавшего военно-уголовного законодательства (Закона СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» 1958 г. и УК РСФСР 1960 г.) [5].
Таким образом, предлагаемая авторами законопроекта система норм военно-уголовного законодательства включает три группы норм:
— нормы, предусматривающие ответственность за преступления, совершаемые только в условиях военного времени или боевой обстановки (сдача или оставление противнику средств ведения войны, самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием, добровольная сдача в плен, преступные действия военнослужащего, находящегося в плену, мародерство);
— нормы, содержащие в качестве основного состав мирного времени, а в качестве квалифицированного или особо квалифицированного — состав военного времени или боевой обстановки;
— нормы, предусматривающие ответственность за преступления, совершаемые только в условиях мирного времени.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» [6] Верховным Судом РФ и Правительством РФ были подготовлены официальные отзывы на данный законопроект. При этом Верховным Суд РФ полностью поддержал предложенный законопроект в части совершенствования военно-уголовного законодательства, Правительством же был подготовлен отрицательный отзыв и высказан целый ряд замечаний [7]. Последнее обстоятельство привело к тому, что данный законопроект вновь не был внесен на рассмотрение в Госдуму Федерального Собрания РФ. Однако в научной литературе данный законопроект продолжает обсуждаться, что свидетельствует о необходимости продолжения работы над данной законотворческой инициативой [8].
2. В настоящее время имеет место также проблема определения круга субъектов преступлений против военной службы. Так, в чч. 1 и 2 ст. 331 УК РФ установлено, что субъектами преступлений против военной службы могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ; граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов; военные строители военно-строительных отрядов и частей.
Между тем, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военная служба предусмотрена не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, но и в других органах исполнительной власти, в частности, в Службе внешней разведки, в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в федеральных органах правительственной связи и информации, в федеральных органах государственной охраны, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (ст. 2).
Таким образом, фактически имеет место ситуация, когда УК РФ необоснованно сужает круг субъектов преступлений против военной службы.
С целью устранения данного пробела в мае 2002 г. депутатами Госдумы РФ С. А. Поповым и А. Г. Арбатовым был внесен законопроект № 202603-3 «О внесении изменения в статью 331 Уголовного кодекса Российской Федерации». Авторы законопроекта предложили уточнить и расширить понятие субъекта преступлений против военной службы, распространив его на военнослужащих, проходящих службы в органах исполнительной власти.
Однако в официальных отзывах данный законопроект поддержки не нашцл. Указывалось, в частности, что правовой статус военнослужащих спецслужб и порядок прохождения ими службы весьма отличен от военнослужащих Вооруженных Сил, иных войск и воинских формирований в связи со спецификой выполняемых ими задач. В связи с этим в случае совершения данными лицами деяний, совпадающих по своим признакам с преступлениями против военной службы, их следует квалифицировать как общеуголовные деяния по соответствующим статьям Особенной части УК РФ [9].
3. В определенной законотворческой инициативе нуждаются также положения УК РФ, регламентирующие применение к военнослужащим уголовного наказания в виде ареста. В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК военнослужащие должны отбывать арест на гауптвахте, что связано со спецификой прохождения военной службы и необходимостью достижения целей уголовного наказания в отношении военнослужащих. В настоящее время в связи с отсутствием необходимых условий отбывания данного наказания возможность его применения законодательно исключена. Более того, официально высказываются предложения о целесообразности полного исключения ареста из УК РФ. Так, 27 июня 2002 г. Правительством РФ было дано поручение № ХВ-П4-09282 Минюсту РФ о разработке соответствую-
щего законопроекта. Однако данное предложение Правительства РФ продиктовано, на наш взгляд, сугубо экономическими причинами.
Следует констатировать, что относительно военнослужащих реальная возможность отбывания ареста на гауптвахте имеется, поскольку до недавнего времени в России было создано и функционировало значительное количество гарнизонных и войсковых гауптвахт, где военнослужащие отбытали иные виды взысканий и мер пресечения. Такая ситуация позволила одним авторам говорить о возможности сохранения ареста в отношении военнослужащих при исключении его в качестве уголовного наказания в отношении иных лиц [10], а другим — настаивать на необходимости реального применения ареста к военнослужащим уже в настоящее время [11]. Полагаем, что с данными предложениями ни в коей мере нельзя согласиться, поскольку они ставят военнослужащих в более выгодное положение в сравнении с другими осужденными и тем самым нарушают принцип равноправия граждан перед законом и судом.
Правительству РФ с учетом сложившейся обстановки следовало бы дать поручение соответствующим органам не исключить арест из УК РФ, а создать необходимые условия для его реального применения.
Таким образом, с переменной активностью законопроектная работа в сфере отечественного военно-уголовного законодательства ведется. Однако предлагаемые законопроекты, прежде всего, не находят одобрения в Правительстве Российской Федерации, в связи с чем не выносятся на рассмотрение Госдумы Федерального Собрания РФ.
Вместе с тем, принятие законодателем того или иного решения требует его согласования с нормами целого ряда смежных отраслей законодательства, поскольку любая система, в том числе система законодательства, характеризуется взаимосвязью составляющих ее элементов. Принятие же поспешных и непоследовательных решений лишь порождает новые проблемы. На фоне весьма некачественной законотворческой работы в последнее время в специальной литературе все чаще указывается на необходимость активного участия в данной деятельности ученых-экспертов [12]. Полагаем, что одним из способов преодоления несогласованности в законотворческой работе может стать научное обоснование решений об изменении и дополнении законодательства, а также проведение научных экспертиз законопроектов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Подробнее см., напр.: Мацкевич И. М. Криминологический и уголовно-правовой анализ преступлений против военной службы // Государство и право. 1999. № 6. С. 58.
2. Подробнее см., напр.: Толкаченко А. А. К вопросу о совершенствовании военно-уголовного законодательства Российской Федерации // Уголовное право в XXI веке : матер. Междунар. науч. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова 31 мая-1 июня 2001 г. М. : ЛексЭст, 2002. С. 206—212; Закомолдин Р. В. Нормы УК РФ о преступлениях против военной службы нуждаются в реформировании // Военно-юридический вестник Приволжского региона : сб. науч. тр. Вып. 2. Самара : Самар. гуманит. акад., 2004. С. 149—154.
3. Подробнее см.: Зателепин О. К. О концепции законопроекта о совершенствовании военно-уголовного законодательства Российской Федерации // Военно-уголовное право. 2004. № 5. С. 14—16 (вкладка к журналу «Право в Вооруженных Силах». 2004. № 10).
4. См., напр.: Лещев А В. О криминализации воинских общественно-опасных деяний, совершаемый в военное время // Военно-уголовное право. 2005. № 1. С. 3—4 (вкладка в журнал «Право в Вооруженныгс Силах». 2005. № 2; Закомолдин Р. В. О структуре и содержании статьи 331 Уголовного кодекса РФ: критический взгляд // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 2 (19). С. 168—169.
5. Подробнее см., напр.: Закомолдин Р. В. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года (из истории становления советского военноуголовного законодательства) // История развития уголовного права и ее значение для современности : матер. Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова, 26-27 мая 2005 г. М. : ЛексЭст, 2006. С. 130—134.
6. Данная статья быша введена Федеральными законом № 161-ФЗ от 08.12.2003 г.
7. См.: Военно-уголовное право. 2004. № 6. С. 14—15 (вкладка к журналу «Право в Вооруженныгс Силах». 2004. № 12).
8. См., напр.: Лысенков С. Г., Дубовский Ю. М. О некоторых новеллах военноуголовного законодательства // Научные труды Российской академии юридических наук. Выт. 8. В 3 т. Т. 3. М. : Юрист, 2008. С. 280—283; Закомолдин Р. В. Законопроектная работа в сфере отечественного военно-уголовного законодательства и законодательства о военной службе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. «Право». 2008. № 2. С. 82—105.
9. Подробнее см., напр.: Михайлов В. И. О субъекте воинского преступления // Российская юстиция. 2005. № 7. С. 48—50.
10. См., напр.: Зателепин О. К. К вопросу о необходимости сохранения ареста в отношении военнослужащих как уголовного наказания // Военно-уголовное право. 2005. № 2. С. 4—6 (вкладка к журналу «Право в Вооруженных Силах». 2005. № 4).
11. См., напр.: Косован О. А. Юридическая ответственность военнослужащих / под ред. А. А. Толкаченко. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2004. С. 74.
12. См., напр.: Денисова А. В, Малков В. П. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань : Таглимат, 2006. С. 134.