Гуманитарные исследования. История и филология. 2024. № 13. С. 41-51. Humanitarian Studies. History and Philology. 2024. No. 13. P. 41-51.
Научная статья УДК 930.1
doi: 10.24412/2713-0231-2024-13-41-51
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ1
1 2
Юлия Сергеевна Чернышева '
1 Институт гуманитарных исследований УрО РАН, Пермь, Россия;
2
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия, yulyachernysheva99@gmail. com
Аннотация. Популяризация исторического знания является одной из важнейших задач современного исторического образования. Поставленная органами власти задача по популяризации исторических знаний среди молодежи вызывает закономерный вопрос о востребованности кампании у собственно молодежи, в особенности - у студентов высших учебных заведений. В настоящей статье рассматриваются два ключевых вопроса: считают ли студенты важным популяризацию исторических знаний и какие инструменты популяризации исторических знаний наиболее востребованы среди студентов? Исследование выполнено на материалах опроса студентов нескольких высших учебных заведений города Перми, проведенного в октябре 2023 г. Опросник состоял из нескольких блоков, содержащих сведения о месте исторического знания в системе человеческих знаний и основным источникам, откуда студенты черпают информацию об исторических событиях; блок вопросов был посвящен важным историческим событиям и обоснованием их важности для респондентов; а также популяризации истории и эффективных средствах ее популяризации и информационных ресурсах, откуда студенты черпают информацию об исторических событиях. Полученные результаты позволяют заключить, что студенты интересуются историей и считают важным знание истории для человека. При этом уровень владения историческими знаниями, по мнению опрашиваемых, достаточно высокий - 85,7 % респондентов считают, что они знают историю своей страны. Также большинство студентов (88,5 %) убеждены, что историческое знание нуждается в популяризации. Наиболее эффективными инструментами популяризации исторического знания среди студентов можно назвать Интернет и электронные ресурсы; работу учреждений образования и культуры; научные и научно-популярные издания.
Ключевые слова: историческое знание, фальсификация истории, студенты, инструменты популяризации.
Для цитирования: Чернышева Ю. С. Популяризация исторического знания среди студентов: востребованность и инструменты // Гуманитарные исследования. История и филология. 2024. № 13. С. 41-51. https://doi.org/10.24412/2713-0231-2024-13-41-51
© Чернышева Ю. С., 2024
1 Статья выполнена в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (руководитель академик РАН В. А. Тишков).
Original article
POPULARIZATION OF HISTORICAL KNOWLEDGE AMONG STUDENTS: RELEVANCE AND TOOLS
1 2
Yuliya S. Chernysheva '
1 Institute of Humanities Research of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia Udmurt State University, Izhevsk, Russia, [email protected]
Abstract. Popularization of historical knowledge is one of the most important tasks of modern historical education. The task set by the authorities to popularize historical knowledge among young people raises a legitimate question about the relevance of the campaign among the youth themselves, especially among students of higher educational institutions. This article addresses two key issues: Do students consider it important to popularize historical knowledge and which tools of popularization of historical knowledge are most in demand among students? The study was carried out on the basis of a survey of students of several higher educational institutions of the city of Perm, conducted in October 2023. The questionnaire consisted of several blocks containing information about the place of historical knowledge in the human knowledge system and the main sources from which students get information about historical events; the block of questions was devoted to important historical events and justification of their importance for respondents; as well as the popularization of history and effective means of its popularization and information resources from where students get information about historical events. The results obtained allow us to conclude that students are interested in history and consider it important for a person to know history. At the same time, the level of proficiency in historical knowledge, according to the respondents, is quite high - 85.7 % of respondents believe that they know the history of their country. Also, the majority of students (88.5 %) are convinced that historical knowledge needs to be popularized. The most effective tools for popularizing historical knowledge among students can be called the Internet and electronic resources; the work of educational and cultural institutions; scientific and popular scientific publications
Keywords: historical knowledge, falsification of history, students, popularization tools
For citation: Chernysheva Yu. S. Popularization of historical knowledge among students: relevance and tools. Humanitarian Studies. History and Philology. 2024;13:41-51. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2713-0231-2024-13-41-51
Постановка проблемы
В последние годы в России всё чаще говорят о проблемах популяризации исторических знаний и недопустимости фальсификации исторических фактов. В 2009-2012 гг. действовала Комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России [Указ Президента РФ № 549]1, а 2012 г. приказом Президента РФ был объявлен Годом российской истории в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе [Указ Президента РФ № 49]. Последние несколько лет проходили многочисленные заседания, круглые столы, конференции, семинары, в которых данная тема выступает одной из центральных, а также масштабные проекты - Всероссийский проект «Открытые уроки», реализуемый в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан
1 Признан утратившим силу в соответствии со ст.11 Указа Президента РФ от 14.02.2012 № 183
Российской Федерации» национального проекта «Образование» (с 2020 г.), Всероссийский семинар по борьбе с фальсификацией истории (с 2021 г.) и другие [Всероссийский проект...; Всероссийский семинар.; Сохранению исторической.]. Работа по популяризации исторических знаний и недопустимости фальсификации исторических фактов неразрывно связана с патриотическим воспитанием. Принятые в этом направлении меры, как правило, распространяются на школьников и в гораздо меньшей степени - на студентов. Хотя нужно отметить, что в последние годы студенчество всё активнее включается в данную работу, например, в 2021 г. была создана Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь», комментируя это событие Министр науки и высшего образования В. Н. Фальков заявил: «Задача университетов сегодня — не только передавать знания, но и воспитывать многостороннюю личность нравственного, ответственного и думающего гражданина России. А в основе воспитательной работы — формирование у студентов патриотического сознания, любви к Родине, выбранной профессии, исполнению гражданского долга и чувства ответственности за будущее страны» [В России создана.].
Поставленная органами власти задача по популяризации исторических знаний среди молодежи вызывает закономерный вопрос о востребованности кампании у собственно молодежи, в особенности - у студентов высших учебных заведений. Цель настоящего исследования - определение востребованности популяризации исторических знаний у студентов высших учебных заведений. Объектом исследования выступили студенты высших учебных заведений г. Перми. Нами были поставлены следующие исследовательские вопросы: 1) Считают ли студенты важным популяризацию исторических знаний? 2) Какие инструменты популяризации исторических знаний наиболее востребованы среди студентов?
Для решения обозначенных задач были использованы материалы опроса студентов высших учебных заведений г. Перми, проведенного в октябре 2023 г. В опросе приняли участие 252 студента, из них 165 (65,5 %) женщин, 87 (34,5 %) - мужчины. Из общего количества принявших участие в опросе 35,3 % - студенты по направлениям «точные и технические науки», 34,9 % - студенты направления «естественные науки», 29,8 % -гуманитарные и педагогические науки из Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (111 ГПУ), Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), Пермского государственного аграрно-технологического университета им. имени академика Д.Н. Прянишникова (ПГАТУ).
Опросник состоял из нескольких блоков, содержащих сведения о месте исторического знания в системе человеческих знаний и основным источникам, откуда студенты черпают информацию об исторических событиях; блок вопросов был посвящен важным историческим событиям и обоснованием их важности для респондентов; а также популяризации истории и эффективных средствах ее популяризации и информационных ресурсах, откуда студенты черпают информацию об исторических событиях.
Основная часть
Для определения важности популяризации исторических знаний с точки зрения студентов были заданы вопросы о важности знания истории своего государства для человека вообще. На вопрос «Как Вы считаете, является ли важным знание истории для человека?»
положительно ответили 247 человек (98 %), при этом вариант «да, безусловно» выбрали 142 человека (56,3 %), а вариант «возможно, но я бы не сказал(а), что эти знания первой важности» - 105 человек (41,7 %). Вариант «нет, они абсолютно бесполезны» выбрали только 2 человека (0,8 %) и еще трое (1,2 %) затруднились с ответом.
Ответы на вопрос «Считаете ли Вы, что знаете историю своей страны?» распределились следующим образом: положительно ответили 216 человек (85,7 %), отрицательно - 30 человек (11,9 %) и еще 6 человек (2,4 %) затруднились с ответом. При этом самый популярный вариант ответа «скорее да, я обладаю кое-какими знаниями об истории своей страны» - так ответили 168 студентов (или 66,7 %), остальные, ответившие положительно, выбрали вариант «да, я могу уверенно заявить, что знаю историю своей страны» (48 человек или 19 %).
На вопрос «Откуда Вы сегодня черпаете основные знания по истории?» студенты отвечали следующим образом: «в университете» - 183 ответа (26,9 % от общего числа ответов), «в интернете (соцсети, блогеры и пр.)» - 161 ответ (23,7 %), «из книг, статьей (в т.ч. электронного формата)» - 127 ответов (18,7 %), «из кинематографа и ТВ» - 98 ответов (14,4 %), «из общения с друзьями и родными» - 90 ответов (13,2 %), «другое» - 16 ответов (2,4 %) и затруднились с ответом пятеро (0,7 %). В этом вопросе допускалось несколько вариантов ответов, поэтому в результатах дается не количество ответивших, а количество ответов каждого допустимого варианта.
Следующий блок вопросов касался важных (значимых), на взгляд студентов, исторических событий в истории России. Студентам предлагалось назвать 3 таких события и обосновать, почему они являются важными (значимыми). Самые популярные ответы -Великая Отечественная война (94 упоминания), Крещение Руси (62 упоминания), распад СССР и / или образование РФ (56 упоминаний), Октябрьская Революция 1917 г. (53 упоминания), отмена крепостного права (57 упоминаний), правление Петра I (28 упоминаний) и формулировки, косвенно указывающие на эти исторические события (например, «Взятие Рейхстага», «Победа в ВОВ»). Менее популярны ответы, относящиеся к освоению космоса (12 упоминаний), Смутному времени (10 упоминаний), вхождению Крыма в состав России 2014 г. (8 упоминаний), Гражданской войне (8 упоминаний), монголо-татарскому игу (8 упоминаний), Северной войне (7 упоминаний), Отечественной войне 1812 г. Остальные исторические события в ответах упоминаются менее 6 раз: СВО (специальная военная операция), Распятие Христа, покорение Арктики, дворцовые перевороты, принятие Конституции, Куликовская битва, Ледовое побоище, воцарение Романовых, индустриализация и другие.
На вопрос «Почему, на Ваш взгляд, указанные в предыдущем вопросе 3 события являются важными (значимыми) в истории России?» студенты отвечали следующим образом. По отношению к Великой Отечественной войне - «На войне проявляются истинные качества людей и именно эта война избавила мир от фашизма», «Эта война показала силу русского духа», «Как и сама война, так и её итоги повлияли на государство и его жителей, после решилась политическое направление», «Отечественная война и ВОВ доказали могущественность страны и единство народа», «Коренные изменения в политическом и социально-экономическом укладе государства, и межконтинентальная война», «Великая Отечественная война была крупнейшим и самым разрушительным конфликтом в истории
России. Советский Союз противостоял нацистской Германии и ее союзникам, вступивших в войну с целью захвата территории СССР. Победа в этой войне имела огромное значение для России и всего мира. Великая Отечественная война утвердила силу и выносливость советского народа, принесла освобождение от нацистской оккупации и привела к завершению Второй мировой войны».
По отношению к Крещению Руси - «Крещение Руси обусловило её дальнейший путь: отход от язычества, укрепление связей с другими христианскими государствами, например, с Византией и, как следствие, влияние этих стран и религии на культуру, быт и т. д.», «Крещение Руси в значительной мере изменило характер государства, частично предопределило путь его развития (по византийскому образцу - отдаление от Европы)», «Крещение Руси - новый этап государственности, коренное изменение политики и идеологии в государстве».
По отношению к распаду СССР - «Распад СССР - распад одной из последних империй, появление новых стран на мировой арене», «Распад Советского Союза и создание независимой Российской Федерации имеют огромное значение для истории России и всего мира. Это событие привело к концу коммунистического режима и изменению политической системы страны. Российская Федерация стала наследницей СССР и вступила на путь демократических реформ и рыночной экономики. Распад СССР также повлиял на геополитическое положение и отношения России с другими странами, а также на жизнь и благосостояние российского народа».
По отношению к Октябрьской революции - «Октябрьская революция привела к свержению авторитарной монархии и установлению нового политического строя -Советской России. Это событие отмечает начало эпохи коммунизма в России и имеет важное значение для всего мира. Октябрьская революция способствовала формированию тоталитарного режима, влиянию коммунизма на мировую политику и социально-экономическим изменениям в России», «Революция привела к смене власти в стране», «Привела к краху неэффективную со всех сторон жизни Российскую империю, провозгласила диктатуру пролетария, привела к введению 8 часового рабочего дня, формированию социального государства, окончательную отмену крепостного права, а также дала мощный толчок революционному движению по всему миру».
По отношению к отмене крепостного права - «Крепостное право тормозило развитие России (в частности промышленное)», «Отмена крепостного права повлекла за собой целый ряд реформ, которые изменили ход событий», Крепостное право было пережитком прошлого, отягощало страну, останавливало на пути к развитой экономике и быстрому прогрессу. Оно не соответствовало идеям времени, его отмена способствовала падению уровня сакральности монарха, который уже не может беспорядочно раздавать крестьян дворянам для укрепления своего авторитета».
По отношению к правлению Петра I - «Период правления Петра первого, его реформы, войны и пр. также категорически изменили Россию», «Реформы Петра 1 - «переворот» в политике и культуре, новая точка отсчета», «Благодаря реформам Петра Первого, Российская империя стала одной из великих европейских держав. Также она получила выход к Балтийскому морю, что потом сыграло важную роль», «Петр внес реформы, которые улучшили страну и положили ее развитие в сравнении с другими странами».
По отношению к покорению космоса - «Полёт Гагарина в космос: положил начало в освоение человеком космоса», «Полёт Юрия Гагарина в космос стал началом освоения космоса, что было и остаётся стратегически важным делом для нашей страны».
По отношению к Смутному времени - «Смутное время - защита государства от потери самобытности, появление новой династии, сидевшей на престоле достаточно длительное время и продвинувшей государство на новые ступени развития», «Смутно время показывает, что будет если страной будет править определенная семья и вдруг у неё не будет наследников».
По отношению к вхождению Крыма в состав России 2014 г. - «Влияют на настоящее и происходящее в России», «Потому что всё это - достижения нашей страны. Очень значительные и решающие и в историческом плане, и просто в жизненном».
Часть опрашиваемых добавляли размышления, что невозможно выделить самые важные исторические события: «Я считаю, что все события в истории России важны, потому что они все повлияли на то, что происходит сейчас», «Все события способствовали развитию страны». Другие в своих ответах не определяли важность конкретного исторического события, а писали в общем о их важности: «В корне изменили ход событий», «Я считаю, что именно эти события принесли в нашу историю «яркие» моменты, которые запомнятся на долго».
Следующий блок вопросов был посвящен популяризации истории и эффективным средствам ее популяризации. На вопрос «Нуждается ли историческое знание в популяризации?» большинство (223 человека или 88,5 %) ответили положительно, из них чуть более половины от общего числа опрашиваемых (132 человека или 52,4 %) выбрали вариант «да, нужно популяризировать историю», 91 человек (36,1 %) - «скорее да». Отрицательно на этот вопрос ответили 19 человек (7,6 %), из них 12 (4,8 %) выбрали вариант «скорее нет», 7 (2,8 %) - «нет, в этом нет необходимости». Еще 10 студентов (4 %) затруднились с ответом.
Еще один вопрос был посвящен инструментам популяризации исторического знания. На него можно было ответить, выбрав несколько вариантов ответа, и всего было получено 591 ответ. Из них почти треть (186 ответов, 31,5 %) пришлось на вариант, что историческое знание следует популяризировать «в медиасреде - Интернет, СМИ», немного меньше ответов (165 или 27,9 %) пришлось на вариант «в образовательных, культурных и иных учреждениях (университетах, музеях, и пр.)», еще меньше (132 ответа или 22,3 %) - «с помощью медийных личностей - звезд шоу-бизнеса, блогеров и т. п.». Наименее популярным оказался вариант «с помощью научных и научно-популярных изданий» - всего 93 ответа (15,7 %). Затруднились с ответом 2,5 % (15 ответов).
Следующий вопрос подразумевал развернутый ответ «К каким ресурсам Вы обращаетесь, чтобы почерпнуть информацию об истории?». Часть студентов считают, что распространение информации на бумажном носителе может быть эффективно для популяризации истории (научно-популярные и не только издания, буклеты, рекламы, баннеры на улицах и пр.): «Раздача книжек на улице», «Делать рекламные баннеры истории, чтобы люди начали интересоваться», «Плакаты развешивать», «Какие-то интересные факты из истории на различных продуктах», «Реклама, вывески и выставки на улицах городов. Отсылки к истории в обыденной жизни (названия блюд в меню, логотипы брендов,
архитектура)», «Красивые бюллетени с интересными фактами», «Мне очень нравится практика в г. Перми с граффити, посвященными Пермскому периоду в разных местах. Подобное может пробудить желание хотя бы найти в поисковике что это такое и почему, что для некоторых может стать первым шагом в изучение истории».
Еще часть опрашиваемых считают, что популяризировать историю можно с помощью просветительских мероприятий, образовательно-культурных учреждений (в том числе лекций и встреч с экспертами в области исторической науки: «Проводить какие-нибудь мероприятия, посвящённые истории», «С помощью людей, которые занимаются раскопками, исследованием документов из архивом и т. д.», «Образовательных и культурных заведений будет достаточно. Нельзя что бы популяризация истории становилась назойливой, иначе к ней точно потеряется интерес», «Нужно проводить образовательные мероприятия», «Волонтерство, общение с молодежью», «Водить студентов на выставки и кино», «Культурно-досуговые мероприятия», «Офлайн встречи», «С помощью доступных онлайн и офлайн архивов и библиотек».
Некоторые студенты отметили медиаресурсы, в том числе СМИ, телевидение и соцсети, фильмы: «С помощью рекламы на ТВ», «Тикток», «В виде развлекательных телешоу».
Некоторые студенты считают эффективными для популяризации истории видео- или исторические игры, песни, подкасты: «Можно рассказывать историю через видеоигры», «В песнях, слышали про группу Sabaton?», «Исторические игры», «Добавлять их в компьютерные игры», «Исторические подкасты», «Science Slam, подкасты».
Немногочисленно встречались варианты ответов про практики, экспедиции, а также с помощью блогеров: «Практик по истории (раскопки, экскурсии и др.)», «Экспедиции, конкурсы, блогеры и др.», «Исторические блогеры и каналы».
Заключительный блок вопросов посвящен информационным ресурсам, откуда студенты черпают информацию об исторических событиях. Вопрос «К каким ресурсам Вы обращаетесь, чтобы почерпнуть информацию об истории?» допускал выбор нескольких вариантов ответов. Всего было получено 722 ответа. Самыми популярными вариантами стали «обращаюсь через поисковые системы на разные сайты» и «документальные фильмы (сериалы) об исторических событиях» - 149 (20,6 %) и 145 (20,1) ответов соответственно. Чуть меньше ответов набрали варианты «книги, статьи, журналы научного характера» (118 ответов или 16,3 %) и «художественные фильмы (сериалы) об исторических событиях» (109 ответов или 15,1 %). Еще чуть менее популярными ответами можно назвать «книги, статьи, журналы научно-популярного характера» и «читаю блогеров, экспертные телеграм-каналы и другие ресурсы» - они набрали по 90 (12,5 %) и 86 (11,9 %) ответов соответственно. 20 ответов (2,8 %) набрал вариант «не интересуюсь историей» и 5 ответов (0,7 %) -«затрудняюсь ответить».
Еще один вопрос подразумевал развернутый ответ: «Назовите популярные ресурсы, которые Вы регулярно используете чтобы почерпнуть информацию об истории». Самые популярные варианты - Википедия (41 упоминание), YouTube (29 упоминаний), Студопедия (21 упоминание). Менее популярны Киберленинка (17 упоминаний) и Arzamas (8 упоминаний), eLibrary (7 упоминаний). Остальные упоминались менее 6 раз: Вконтакте (6 упоминаний), Электронные библиотеки (5 упоминаний), Телеграм-каналы (5 упоминаний), Рувики (3 упоминания), Кинопоиск (2 упоминания).
Также студентам предлагалось назвать имена блогеров, медийных личностей, каналы и блоги которых студенты регулярно читают, чтобы чтобы почерпнуть информацию об истории. Среди названных имен чаще упоминаются Асафьев Стас, Клим Жуков, Тамара Эдельман, а также каналы и проекты «Антропогенез.ру», «Ёжик Лисичкин», упоминается часто «ролики на YouTube». Также упоминаются ТВ-каналы «Звезда», «Discavery» и другие, группы Вконтакте, например, «История для чайников», «Эпичная история», «Краткая история», «История интересно», «История.РФ» и другие.
Заключение
Полученные результаты позволяют заключить, что студенты интересуются историей и считают важным знание истории для человека. При этом уровень владения историческими знаниями, по мнению опрашиваемых, достаточно высокий - 85,7 % респондентов считают, что они знают историю своей страны. Также большинство студентов (88,5 %) убеждены, что историческое знание нуждается в популяризации.
Для определения востребованных инструментов популяризации исторических знаний были заданы три вопроса: «Откуда Вы сегодня черпаете основные знания по истории?», «К каким ресурсам Вы обращаетесь, чтобы почерпнуть информацию об истории?», «Каким образом, на Ваш взгляд, следует популяризовать историческое знание?». Данные вопросы задавались в разной последовательности - первый в начале анкеты, второй и третий - в заключении. Это позволило сначала определить, откуда студенты черпают информацию, а затем зафиксировать, насколько этот источник важен для популяризации исторического знания по мнению студентов (Таблица 1).
Таблица 1. Определение востребованных инструментов популяризации исторических знаний и реальных ресурсов, к которым обращаются студенты
Откуда Вы сегодня черпаете основные знания по истории? К каким ресурсам Вы обращаетесь, чтобы почерпнуть информацию об истории Каким образом, на Ваш взгляд, следует популяризовать историческое знание?
Медиасреда (Интернет, электронные ресурсы) 23,7 % 20,6 % 31,5 %
Учреждения образования и культуры 26,9 % - 27,3 %
Научные и научно-популярные издания 18,7 % Научные - 16,3 % Научно-популярные - 12,5 % 15,7 %
Так, к Интернету и электронным ресурсам обращаются 20-23 % опрашиваемых, а популяризировать историческое знание с помощью его инструмента предлагают более 30 %. Изучать историю посредством чтения научных и научно-популярных изданий предпочитают 12-18 % опрашиваемых, а популяризировать таким образом предлагают 15,7 %. В учреждениях образования и культуры получают знаний по истории почти 27 % опрашиваемых и столько же считают необходимым популяризировать историю с помощью таких учреждений. Полученные выводы позволяют заключить, что студенты получают
знания об истории в первую очередь в учреждениях образования и культуры. В этой связи крайне актуален Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 19.07.2022 № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» [Приказ Министерства науки и высшего образования № 662], который устанавливает обязательный минимум зачетных единиц, отводимых в вузах на изучение дисциплины (модуля) истории в рамках образовательных программ высшего образования. Уже в 2023-2024 учебном году студенты занимаются по новым образовательным программам, что позволит противодействовать фальсификации истории в любых ее проявлениях, формировать у студентов чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти поколений, ответственности за судьбу страны.
Еще один популярный канал получения знаний у студентов - Интернет. Часто к интернет-ресурсам обращаются и в рамках образовательного процесса. В этом случае уделить внимание как качеству контента, который освещает исторические события так и его количеству. В России много интересных онлайн-ресурсов 1 , которые предоставляют правдивую информацию об истории в красочной форме, но студенты, согласно результатам опроса, чаще всего используют Википедия, YouTube и Студопедию.
Мы видим причины обращения к этим каналам в следующем:
1) алгоритмы поисковой системы выдают их страницы первыми, их чаще видят пользователи;
2) информация в них охватывает большое количество исторических явлений, процессов, личностей;
3) информация представлена в формате, удобном и для чтения, и для копирования и использования в образовательном процессе.
Причем, при использовании материалов студенты не всегда проверяют его достоверность. Необходима работа по увеличению статей на отечественных ресурсах по разным темам, интересным пользователям. При этом использовать такой формат подачи, чтобы с материалом было удобно работать: делить на разделы с заголовками, включать гиперссылки, иллюстрации, а также видеоматериалы.
Еще одним значимым ресурсом для популяризации исторических знаний является научная и научно-популярная литература. Здесь можно отметить опыт Пермского края, в частности -научно-популярный проект «Народы Перми: история и культура», который включает 24 издания об истории и культуре народов, проживающих в городе Перми [Черных 2018].
Проект был осуществлен при поддержке администрации города Перми в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Перми» в 2015-2018 гг. под общим руководством А. В. Черных. За выпуск данной серии книг коллектив издательства «Маматов» стал лауреатом премии Пермского края в сфере культуры и искусства за 2019 год в номинации «Сохранение и популяризация культурного наследия» [Постановление № 1891]. А в ноябре 2023 г. был представлен одноименный мультимедийный проект, который открывает новые возможности популяризации истории и культуры региона [Проект.].
1 Портал «История.РФ», ресурсы Российского исторического общества на разных площадках (сайт, Телеграм-канал, группа Вконтакте и пр.), электронные базы данных государственных архивов, музеев и т. п.
Список источников
1. В России создана Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь». URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/39226/ (дата обращения: 17.01.2023).
2. Всероссийский проект «Открытые уроки». URL: https://институтвоспитания.рф/institut/projects/otkrytye-uroki-/ (дата обращения: 17.01.2023)
3. Постановление Законодательного собрания Пермского края от 26.11.2020 № 1891 «О присуждении премий Пермского края в сфере культуры и искусства за 2019 год».
4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования».
5. Проект «Народы Перми: история и культура». URL: https://mamatov.ru/multimedia/proekt_narody_permi_istoriya_i_kultura/ (дата обращения: 10.10.2023).
6. Прошёл Всероссийский семинар по борьбе с фальсификацией истории «История сквозь призму кинематографа». URL: https://dev.rospatriotcentr.ru/news/patriotika/proshyel-vserossiyskiy-seminar-po-borbe-s-falsifikatsiey-istorii-istoriya-skvoz-prizmu-kinematografa/ (дата обращения: 17.01.2023).
7. Сохранению исторической правды посвятили семинар. URL: https://pobedarf.ru/2023/10/03/sohraneniyu-istoricheskoj-pravdy-posvyatili-seminar/ (дата обращения: 17.01.2023).
8. Указ Президента РФ от 09.01.2012 года № 49 «О проведении в Российской Федерации Года российской истории».
9. Указ Президента РФ от 15.05.2009 года № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».
10. Черных А. В., Каменских М. С. «Народы Перми: история и культура»: исследовательский и издательский проект // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. 2018. № 1. С.68-74.
References
1. V Rossii sozdana Assotsiatsiya studencheskikh patrioticheskikh klubov «Ya gorzhus'» [The Association of Student Patriotic Clubs "I'm Proud" was created in Russia]. (In Russ.). Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/39226/ (accessed: 17.01.2023).
2. Vserossiyskiy proekt «Otkrytye uroki» [All-Russian project "Open Lessons"]. (In Russ.). Available at: https://institutvospitaniya.rf/institut/projects/otkrytye-uroki-/ (accessed: 17.01.2023)
3. Postanovlenie Zakonodatel'nogo sobraniya Permskogo kraya ot 26.11.2020 № 1891 «O prisuzhdenii premiy Permskogo kraya v sfere kul'tury i iskusstva za 2019 god» [Resolution of the Legislative Assembly of the Perm Territory dated November 26, 2020 No. 1891 "On awarding prizes of the Perm Territory in the field of culture and art for 2019"]. (In Russ.).
4. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 19.07.2022 № 662 «O vnesenii izmeneniy v federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated July 19, 2022 No. 662 "On amendments to federal state educational standards of higher education"]. (In Russ.).
5. Proekt «Narody Permi: istoriya i kul'tura» [Project "Peoples of Perm: history and culture"]. (In Russ.). Available at: https://mamatov.ru/multimedia/proekt_narody_permi_istoriya_i_kultura/ (accessed: 10.10.2023).
6. Proshel Vserossiyskiy seminar po bor'be s fal'sifikatsiey istorii «Istoriya skvoz' prizmu kinematografa» [The All-Russian seminar on combating the falsification of history "History through the prism of cinema" was held]. (In Russ.). Available at: https://dev.rospatriotcentr.ru/news/patriotika/proshyel-vserossiyskiy-seminar-po-borbe-s-falsifikatsiey-istorii-istoriya-skvoz-prizmu-kinematografa/ (accessed: 17.01.2023).
7. Sokhraneniyu istoricheskoy pravdy posvyatili seminar [A seminar was dedicated to the preservation of historical truth]. (In Russ.). Available at: https://pobedarf.ru/2023/10/03/sohraneniyu-istoricheskoj-pravdy-posvyatili-seminar/ (accessed: 17.01.2023).
8. Ukaz Prezidenta RF ot 09.01.2012 goda № 49 «O provedenii v Rossiyskoy Federatsii Goda rossiyskoy istorii» [Decree of the President of the Russian Federation dated January 9, 2012 No. 49 "On holding the Year of Russian History in the Russian Federation"]. (In Russ.).
9. Ukaz Prezidenta RF ot 15.05.2009 goda № 549 «O Komissii pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu popytkam fal'sifikatsii istorii v ushcherb interesam Rossii» [Decree of the President of the Russian Federation of May 15, 2009 No. 549 "On the Commission under the President of the Russian Federation to counter attempts to falsify history to the detriment of the interests of Russia"]. (In Russ.).
10. Chernykh A. V., Kamenskikh M. S. «Narody Permi: istoriya i kul'tura»: issledovatel'skiy i izdatel'skiy proekt ["Peoples of Perm: history and culture": research and publishing project]. Vestnik Permskogofederal'nogo issledovatel'skogo tsentra [Bulletin of the Perm Federal Research Center]. 2018, no. 1, pp. 68-74. (In Russ.).
Информация об авторе Ю. С. Чернышева - научный сотрудник Института гуманитарных исследований УрО РАН; научный сотрудник НОЦ «Современные этнополитические исследования» Удмуртского государственного университета.
Information about the author Yu. S. Chernysheva - Researcher at the Institute of Humanitarian Studies of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; Researcher at the Research Center "Modern Ethnopolitical Studies"
of Udmurt State University.
Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 25.10.2023; принята к публикации 10.01.2024.
The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 25.11.2023; accepted for publication 10.01.2024.