СТУДЕНИКИНА Елена Станиславовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета,
Краснодар, Россия Elena S. STUDENIKINA Cand. Sci. (Social Structure, Social Institutions and Processes), Assoc. Prof., Department of Sociology, Kuban State University,
Krasnodar, Russia [email protected]
Гражданская война в представлениях современного студенчества
The Russian Civil War
in the Views of the Modern Students
Статья посвящена представлениям современной студенческой молодежи о причинах, событиях и влиянии на жизнь страны Гражданской войны. В опросе принимали участие студенты 1 курса нескольких гуманитарных направлений Кубанского государственного университета. Социологическое исследование выявило наличие достаточно разрозненных и нечетких знаний о событиях вековой давности. Основной источник информации для респондентов - школьная программа по истории, которую лучше помнят выпускники, сдававшие ЕГЭ по этому предмету. Знания о Гражданской войне студенты также черпают из художественных произведений и СМИ. В отличие от Великой Отечественной, Гражданская война не является консолидирующим общество событием и ее практически не обсуждают в семьях. Все опрошенные отметили достаточно сильное воздействие рассматриваемых событий на дальнейшую жизнь страны, склоняясь к тому, что это влияние нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным.
Ключевые слова: Гражданская война, историческая память, «красные», «белые», военные и политические лидеры, современное студенчество, Кубанский государственный университет, социологические исследование.
The article is devoted to clarifying the ideas of the modern Krasnodar youth about the Russian Civil war, its causes, events and impact on the life of the country. The survey was attended by the 1st year students of several Humanities directions of the Kuban state University. Sociological research has revealed the presence of rather disparate and unclear knowledge about the events which took place a century ago. The main source of information for respondents is the school program on history, which is better remembered by those who passed the exam in this subject. Also, students learn about the Civil war from works of art and the media. Unlike the Great Patriotic War, the Civil War is not a consolidating event and it is practically not discussed in families. All respondents noted a strong enough impact of the events on the further life of the country, leaning to the fact that this influence cannot be called unambiguously positive or negative.
Keywords: Russian Civil War, historical memory, "Reds", "Whites", military and political leaders, modern students, Kuban State University, sociological research.
Историческое знание и историческая память в настоящее время все чаще вызывают интерес социологов. Эти конструкты, так или иначе, влияют на современные представления и отношения людей. Кроме того, значимые юбилейные исторические даты «провоцируют» на исследование не только историков, но и социологов [1] [2] [3].
К историческому знанию в узком смысле И. Б. Орлова предлагает относить знание первого уровня - профессиональное общественно-научное, представленное исторической наукой. А сумму «усвоенной и признанной широкими слоями населения информации о прошлом народа, страны, вписанной в представления об их месте и роли в мировой истории и культуре» считать обыденным историческим знанием [4, с. 72]. Именно такое обыденное знание, по мнению И. Б. Орловой, больше всего интересует социолога, поскольку влияет непосредственно на сознание населения и дух народа: «обыденное историческое знание может служить духовной опорой государства и общества, формировать культурно-историческую идентичность, тем самым выполняя важнейшую социальную и политическую функцию» [4, с. 72].
Попытаемся выявить частицы такого знания, относящиеся к событиям вековой давности. От Гражданской войны нас отделяет столетие: небольшой срок для истории и жизнь 3-4 поколений обычных людей. Несмотря на возрастающий интерес к отечественной истории в обществе, мы не можем говорить о хорошем знании и понимании событий того периода современными россиянами. Причины этого - не только отдаленность во времени, но и сложность трактовки ситуации даже для профессиональных историков. Современная молодежь, в отличие от своих родителей, изучала историю уже не по советским учебникам со стройной концепцией и четкой идеологической направленностью. Участников и современников событий, ко-
торые могли бы поделиться воспоминаниями «вживую», уже не осталось. Так что же и откуда знают о Гражданской войне краснодарские студенты?
С целью выяснения информированности молодежи и ее отношения к событиям столетней давности в апреле 2018 года был проведен опрос студентов нескольких гуманитарных направлений Кубанского государственного университета (мы сознательно не включали в выборку студентов-историков, более осведомленных об интересующих нас событиях в силу будущей профессиональной деятельности). В анкетировании участвовало 56 студентов 1 курса. Они недавно окончили школу, причем часть из них сдавала ЕГЭ по истории, а часть - нет.
Характеризуя причины Гражданской войны, респонденты чаще всего указывали поражение в Первой Мировой войне, социальные и политические противоречия, борьбу за власть, революцию и свержение монархии, поспешность большевистских преобразований. Встречались и своеобразные трактовки типа: «столкновение интересов рабочих и интеллигенции», «общий настрой на вооруженную борьбу» и т. д.
Соотношение мнений студентов о том, когда конкретно происходила Гражданская война, представлено на Рис. 1.
Подобный результат иллюстрирует не столько споры профессиональных историков о периодизации войны, сколько определен-
11914-1918 1918-1920 1918-1922 1917-1923
Рис. 1. Соотношение мнений студентов о хронологических рамках Гражданской войны
ную путаницу в сознании наших молодых респондентов: около 10% опрошенных выбрали вариант 1914-1918 гг., который относится к другому значимому событию - Первой Мировой войне.
Среди противоборствующих сторон 98,2% студентов уверенно назвали «красных» и «белых», 66% - упомянули также участие «зеленых», Около 8% сочли участниками войны фантастических «синих».
Гораздо больше сложностей возникло у респондентов при перечислении конкретных людей, принимавших участие в Гражданской войне (открытый вопрос). Чаще всего упоминались: Деникин (12 упоминаний), Ленин (9), Троцкий (8), Буденный (причем 5 человек считают, что он воевал за красных, 1 - за белых), Колчак (5), Чапаев (3), Тухачевский (2 респондента отнесли его к красным, 1 - к белым), Керенский (3), Врангель (2). Однократно упоминались: Фрунзе, Дзержинский, Котовский, Ворошилов, Махно, Краснов, Корнилов, а также Берия, Пастернак, Шолохов, Блок.
На вопрос об известных личностях, живших или воевавших в данный период на территории Кубани, более 75% студентов вообще не смогли дать ответ. Остальные чаще всего упоминали Буденного, также прозвучали фамилии Колчака, Троцкого, Чапаева и Головатого.
Подобные ответы говорят о неполных и разрозненных знаниях студентов не только о персоналиях, но и о данном историческом периоде в целом. Следует отметить, что более точные ответы давали студенты, сдававшие год назад ЕГЭ по истории.
I Родственники I ВУЗ Самостоятельно
I Друзья
I Произведения исскуства
90,2
Школьная программа СМИ
17,8
Рис. 2. Источники информации о событиях Гражданской войны (%)
Откуда же получили наши респонденты знания о событиях Гражданской войны? Среди источников информации самым весомым является курс истории в средней школе (этот вариант указали практически все респонденты), самым редким - друзья (см. Рис. 2).
Следует отметить, что вторым по частоте упоминания источником являются произведения искусства, за ними идут средства массовой информации. Семья существенно проигрывает: менее 18% опрошенных обсуждали события Гражданской войны со своими родственниками. Это может быть связано как с отсутствием информации в семьях о предках, сражавшихся во время Гражданской войны, так и с неоднозначностью оценок их участия.
Здесь мы можем наблюдать разительное отличие Гражданской и Великой Отечественной войны в восприятии молодежи. Бесспорно, что «историческая память о Великой Отечественной войне сегодня - главная составляющая общероссийской идентичности, объединяющая людей разных убеждений, разного уровня образования, разных социальных, этнических групп». [4, с. 75]. После неопределенности 90-х гг. прошлого века в обществе вновь достигнуто согласие об отношении к событиям 1941-1945 гг. и их героям. Наличие в Великой Отечественной войне внешнего врага упрощает деление «свой» - «чужой» и соотнесение личных и общественных интересов.
В то же время Гражданская война по-прежнему остается сложным для общественной исторической памяти событием. В советский период трактовка послереволюционных событий была однозначной и транслировалась как учебниками истории, так и произведениями искусства. На этом фоне наличие в семье людей, не поддержавших Советскую власть сразу и однозначно, тщательно скрывалось. В 90-е гг. на волне критики коммунистического прошлого ситуация радикально поменялась, но наученные опытом представители старшего поколения (если они к тому моменту еще были живы) продолжали «дозировать» и «филь-
Няследие веков 2018 № 2
тровать» информацию, преподносимую своим потомкам. Таким образом, за прошедший век во многих семьях сложилась ситуация либо реальной утраты знания о родственниках, участвовавших в Гражданской войне, либо имелись сложности обсуждения данных вопросов с молодым поколением.
Тяга к самостоятельному поиску исторической информации о событиях обсуждаемого периода была отмечена лишь у 16% респондентов, что говорит о небольшой привлекательности данного этапа отечественной истории для молодых людей.
Вместе в тем почти все респонденты были знакомы с художественными произведениями о Гражданской войне. Чаще всего упоминался в анкетах роман М. Шолохова «Тихий Дон» (за что надо сказать спасибо школьной программе и кинематографу), также многие студенты читали «Белую гвардию» М. Булгакова или смотрели снятые по этому произведению фильмы. Кроме работ, вышедших еще в советский период («Двенадцать» и другие стихи Блока, рассказ М. Шолохова «Родинка», фильмы «Чапаев», «Офицеры», стихи Есенина,), ставших доступными после «перестройки» («Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой), наши респонденты указали и некоторые современные произведения, например, сериал «9 жизней Нестора Махно». Это демонстрирует большие возможности воздействия на историческое сознание молодежи средствами искусства и СМИ.
Оценивая по 10-балльной шкале влияние Гражданской войны на жизнь страны, все респонденты отметили ее достаточно высо-
Рис. 3. Влияние Гражданской войны на жизнь (по 10-балльной шкале)
кую значимость - не ниже 5 баллов (средний балл - 8,2).
При этом большинство респондентов (67,9%) указало, что влияние было «и негативным, и позитивным одновременно», 26,7% посчитали влияние «в большей степени негативным» и лишь 5,4% выбрали вариант «в основном, позитивным». Подобная позиция подтверждается и результатами ответа на следующий вопрос, о том, с чем ассоциируются у студентов слова «гражданская война» (открытый вопрос). Респонденты отметили, в основном, негативные ассоциации: разруха, братоубийство, потери, смерть, голод, потеря контроля в управлении, разрушения, убийства, кровопролитие, потрясение, утрата, разъединение семей и т. д. Всего подобные характеристики встречаются в ответах 53 раза. Существенно меньше условно нейтральных характеристик, фиксирующих события либо участников: борьба за власть, Ленин, победа большевиков, конец династии Романовых, коммунисты, Чапаев, революция, белые, красные, казаки, политические противоречия и т.д. (21 характеристика). И, наконец, самую малочисленную группу составляют позитивные ассоциации: союзники, справедливость, подъем после войны и т. д. (5).
Среди событий, которые, на взгляд респондентов, сопоставимы по масштабу и влиянию на жизнь страны с Гражданской войной начала ХХ в., были названы: Великая Отечественная война (16 упоминаний), Первая Мировая война (6), революция 1917 г. (4), распад СССР и Смутное время (по 3 упоминания), а также татаро-монгольское иго, крестьянские восстания и война с Наполеоном. Следует отметить, что не все студенты дали ответ на этот вопрос. В то же время ответившие явно пытались
■ 5 5аллов провести определенные историче-
I б баллов
7 баллов ские параллели, ориентируясь либо
■ 8 баллов на масштаб события, либо на его
■ 9 баллов
10 баллов ПРИЧИНЫ.
Таким образом, мы можем констатировать разрозненность знаний о Гражданской войне у современной молодежи. События этого периода страны большинством опрошенных воспринимаются как отдаленные и не яв-
ляются личностно значимыми. Их оценка достаточно абстрактная, ориентированная на знания, полученные в школе. И хотя практически все респонденты знакомы с художественными произведениями о событиях Гражданской войны, самостоятельным поиском дополнительной научной или публи-
Использованная литература:
1. Гаврилова Н. И., Кисель Д. П. Октябрьская революция 1917 г. в исторической памяти иркутян среднего возраста. Результаты социологического исследования [Электронный ресурс] // Социальная компетентность. 2017. Том 2. № 2. С. 50-53. URL: http://sociacom.istu.irk.ru/ journals/2017/02 (дата обращения 10.04.18).
2. Горшков М. К., Петухов В. В. Октябрьская революция 1917 г. и ее последствия в восприятии современных россиян // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 6-18.
3. Донцова М. В. Октябрьская революция 1917 года в историческом сознании современной студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Наследие веков. 2017. № 2. С. 15-19. URL: http://heritagemagazine.com/wp-content/uploads/2017/06/2017_2_Dontsova_Tazhidinova. pdf (дата обращения 15.04.18).
4. Орлова И. Б. Историческое знание как предмет социологического анализа (феноменологический аспект) // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 66-77.
цистической информации занимаются единицы. Если Великая Отечественная война в общественном сознании выступает консолидирующим событием, то Гражданская война таковым не является. Осмысление, оценка и личностное «принятие» Гражданской войны нам еще предстоит.
References:
1. Gavrilova, N. I. and Kisel', D. P., Oktyabr'skaya revolyuciya 1917 goda v istoricheskoy pamyati irkutyan srednego vozrasta. Rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya [The October Revolution of 1917 in the Historical Memory of the Middle-Aged Irkutsk Citizens. The Results of Sociological Research], Social'naya kompetentnost', 2017, vol. 2, no. 2, pp. 50-53. http://sociacom.istu.irk.ru/ journals/2017/02. Accessed April 10, 2018.
2. Gorshkov, M. K. and Petuhov, V. V., Oktyabr'skaya revolyuciya 1917 goda i ee posledstviya v vospriyatii sovremennyh rossiyan [The October Revolution of 1917 and Its Consequences in the Perception of Modern Russians], Sociologicheskie issledovaniya, 2018, no. 1, pp. 6-18.
3. Dontsova, M. V. and Tazhidinova, I. G., Oktyabr'skaya revolyutsiya 1917 goda v istoricheskom soznanii sovremennoy studencheskoy molodezhi [October Revolution of 1917 in the Historical Consciousness of the Modern Student Youth], Nasledie Vekov, 2017, no. 2, pp. 15-19. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/06/2017_2_ Dontsova_Tazhidinova.pdf. Accessed April 15, 2018.
4. Orlova, I. B., Istoricheskoe znanie kak predmet sociologicheskoe analiza (fenomenologicheskij aspekt) [Historical Knowledge as a Subject of Sociological Analysis (Phenomenological Aspect)], Sociologicheskie issledovaniya, 2017, no. 9, pp. 66-77.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Студеникина, Е. С. Гражданская война в представлениях современного студенчества [Электронный ресурс] / Е.С. Студеникина // Наследие веков. — 2018. — № 2. — С. 14-18. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2018/06/2018_2_Studenikina.pdf (дата обращения дд.мм.гг).
Full bibliographic reference to the article:
Studenikina E. S., Grazhdanskaya voyna v predstavleniyakh sovremennogo studenchestva [The Russian Civil War in the Views of the Modern Students], Nasledie Vekov, 2018, no. 2. pp. 14-18. http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2018/06/2018_2_Studenikina.pdf. Accessed Month DD, YYYY.