Научная статья на тему 'Менталитет современной российской молодежи: отношение к Гражданской войне 1917-1921 гг'

Менталитет современной российской молодежи: отношение к Гражданской войне 1917-1921 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
804
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ / РЕВОЛЮЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / "КРАСНЫЕ" / "БЕЛЫЕ" / "ЗЕЛЕНЫЕ" / ИНТЕРВЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / КЛАССОВАЯ БОРЬБА / CIVIL WAR IN RUSSIA / REVOLUTION / MODERN STUDENT YOUTH / "KRASNYE" / "BELYE" / "ZELYONYE" / INTERVENTIONISTS / SOCIAL CONFLICT / CLASS STRUGGLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ананченко Алексей Брониславович, Шаповалов Владимир Леонидович

В статье рассмотрены результаты исследования восприятия событий Гражданской войны в России современной учащейся молодежью в возрасте от 17 до 22 лет. Респонденты ответили на ряд вопросов об основных характеристиках гражданских войн как исторического явления, причинах возникновения, особенностях Гражданской войны в России в начале XX в. Вопросы носили открытый характер. Анализ результатов анкетирования свидетельствует о несформированности у российской молодежи целостной картины Гражданской войны, значительной дифференциации позиций по ключевым вопросам конфликта, отсутствием у большей части респондентов достаточных знаний о данном периоде отечественной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mentality of modern Russian youth: attitude to the Civil War of 1917-1921

The article deals with the results of the study of the perception of modern students of the events of the Civil war in Russia. The object of study was young students aged 17 to 22 years. Respondents answered a number of questions about the main characteristics of civil wars as a historical phenomenon, the causes of its occurrence, the features of the Civil war in Russia in the early XX century. The analysis of the survey results shows that the Russian youth has not formed a complete picture of the Civil war, a significant differentiation of positions on key issues of the conflict, the lack of sufficient knowledge of the majority of respondents about this period of national history.

Текст научной работы на тему «Менталитет современной российской молодежи: отношение к Гражданской войне 1917-1921 гг»

Политическая культура и идеология

А.Б. Ананченко, В.Л. Шаповалов

Менталитет

современной российской молодежи: отношение к Гражданской войне 1917-1921 гг.

В статье рассмотрены результаты исследования восприятия событий Гражданской войны в России современной учащейся молодежью в возрасте от 17 до 22 лет. Респонденты ответили на ряд вопросов об основных характеристиках гражданских войн как исторического явления, причинах возникновения, особенностях Гражданской войны в России в начале XX в. Вопросы носили открытый характер. Анализ результатов анкетирования свидетельствует о несформированности у российской молодежи целостной картины Гражданской войны, значительной дифференциации позиций по ключевым вопросам конфликта, отсутствием у большей части респондентов достаточных знаний о данном периоде отечественной истории. Ключевые слова: Гражданская война в России, революция, современная учащаяся молодежь, «красные», «белые», «зеленые», интервенты, социальный конфликт, классовая борьба.

Вековой юбилей Гражданской войны в России актуализировал обсуждение в обществе и среди ученых ее причин, характера и последствий. Этому историческому событию были посвящены выставки, научные конференции, «круглые столы». Был издан ряд научных исследований по различным аспектам проблематики Гражданской войны [1-4; 10-15].

В июне 2018 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен инициативный всероссийский опрос по теме отношения современных россиян к Гражданской войне [5].

101

Данные социологических опросов и выводы ученых свидетельствуют ^ |

о сложности и неоднозначности сложившихся в российском обществе ю ^-о

представлений об этом событии, множественности противоречий в сфор- ^ ^

мированной за прошедший период картине прошлого. Наряду с советской § ^

традицией героизации большевиков появилась альтернативная идеали- и

зация лидеров «белого движения», сакрализация царской семьи, а также о

представления о войне как о национальной трагедии, которая никогда не должна повториться.

Серьезную озабоченность слабым знанием учащейся молодежью ключевых событий новейшей отечественной истории, таких, как Великая российская революция и Гражданская война, выражают и представители учительского сообщества России [7].

Сложность проблемы, динамические изменения, происходящие в общественном сознании россиян, межпоколенческие противоречия по данному вопросу обуславливают необходимость продолжения научной разработки указанной темы и необходимости специальных усилий и программ для формирования общего отношения и оценки нашего прошлого. Данное исследование посвящено восприятию Гражданской войны в среде современной учащейся молодежи.

Теоретический объект исследования - восприятие Гражданской войны молодежью. Эмпирический объект - учащаяся молодежь в возрасте от 17 до 22 лет.

Краткое описание объема и типа выборки: 124 респондента в возрасте от 17 до 22 лет, репрезентирующие население указанного возраста и статуса по полу, образованию, национальности, уровню доходов и округу проживания.

Предмет исследования - особенности восприятия Гражданской войны учащейся молодежью.

Цель исследования - определение представлений о Гражданской войне, сформированных у учащейся молодежи в возрасте от 17 до 22 лет.

Гипотеза - современная учащаяся молодежь не имеет однозначной картины восприятия событий эпохи Гражданской войны в России. Неопределенность и противоречивость представлений о данном событии, сложившихся в российском обществе и транслируемых в молодежную среду, не позволяет сформировать определенное мнение о Гражданской войне. Основными каналами получения информации об историческом событии, влияющими на позиции молодежи, являются СМИ, в том числе так называемые «новые медиа», исторические знания, полученные в школе и вузе.

§ Метод исследования - пилотное исследование в форме анкетирования.

^^ Исследование было проведено 7 сентября 2018 г. в Москве. Респон-

2 | дентам было предложено ответить на семь вопросов, имеющих открытый

^ характер (табл. 1).

ь

§ Таблица 1

Опросный лист исследования

Вопросы Ответы

Что такое гражданская война?

Почему возникают гражданские войны?

О каких гражданских войнах вы знаете?

Когда в России была гражданская война?

Кто воевал в Гражданской войне в России?

Кто и когда победил в Гражданской войне в России?

Знаете ли вы историю своей семьи: кто, когда, почему и на чьей стороне участвовал в Гражданской войне?

Ответы на первый вопрос, «Что такое гражданское война?», должны были дать представление о том, как молодежь воспринимает гражданскую войну в целом, вне контекста конкретной страны и исторического времени. Ответы можно разделить на пять групп. Первую группу составили определения респондентами гражданской войны как вооруженного столкновения между гражданами одного государства. При этом респонденты не конкретизируют причины войны, не выявляют ее особенности. Фактически, данное определение перефразирует сам термин: «Гражданская война - это война между гражданами». Такие, самые простые по форме ответы, составляют самую большую группу. Так ответили 60 респондентов (48,4% всех опрошенных). Приведем несколько формулировок ответов представителей этой группы: Военные и политические столкновения, происходящие на определенной территории между жителями одной страны; Война внутри страны, одна часть народа сражается с другой; Период истории,

103

о" з -т ^ о:

ь у и

когда в стране между группами населения ведется братоубийственная ^ | война; Война, основными участниками которой являются граждане одной ^^ 55 страны; Военное противостояние между группировками населения вну- ^ ^ три страны. Один респондент указывает в качестве сопутствующего фак- ^ е^ тора иностранную интервенцию: Военные столкновения между группами и ^ населения, сопровождающиеся военной интервенцией. Еще один участник ^ опроса, рассматривая гражданскую войну как войну граждан, указывает в ответе ряд причин ее возникновения: Военное противостояние в рамках одного государства, обусловленное рядом социальных, экономических, политических и иных факторов. Интерес представляет также эмоциональное восприятие одним из респондентов гражданской войны как ожесточенного противостояния разных групп людей внутри страны.

Вторую группу составляют ответы респондентов, которые, прежде всего, обращают внимание на природу гражданской войны как конфликта внутри общества, социального и/ или политического. Эта группа включает в себя 10 респондентов (8,1%). При этом ответы дифференцированы от самых примитивных (раскол в обществе какого-либо государства; противостояние одного народа по каким-либо причинам) до достаточно сложных, включающих попытку объяснения причин возникновения конфликта и определения возможных последствий: Социальный конфликт внутри определенного сообщества, характеризующийся глобальными потрясениями для всего сообщества.

В третью группу входят ответы более высокого уровня сложности, объединяющие социальный характер явления (борьба между отдельными группами граждан) и его природу (гражданская война как конфликт). В эту группу входят 33 респондента (26,6%). Здесь представлены некоторые из ответов представителей данной группы: Военно-политическое противостояние между определенными слоями общества, людьми, относящимися к отдельному социальному классу или придерживающихся определенных политических мировоззрений; Противостояние между гражданами на общей территории, характеризующиеся столкновением социальных и политических взглядов на общие проблемы; Вооруженное столкновение между группами в одном государстве на почве социальных и политических противоречий; Высшая стадия политических противоречий в обществе, которые перерастают в вооруженный конфликт между противоборствующими сторонами. Один из респондентов рассматривает при этом гражданскую войну как протяженный по времени процесс, включающий несколько отдельных этапов: Цепь военно-политических событий в одной стране, сопровождающихся боевыми действиями между гражданами

| § одной страны, борьба идей и идеологий, путей развития страны. Интересным также представляется мнение, автор которого включает в перечень 2 ^ причин гражданской войны религиозные конфликты (Вооруженный кон-¥ фликт внутри государства, возникающий из-за политических, религиозных 5= и других разногласий между гражданами одной страны). ° Представители четвертой группы акцентируют внимание на основной,

с их точки зрения, причине гражданской войны - борьбе за государственную власть. Это самая немногочисленная часть выборки, включающая 8 респондентов (6,5%).

Из оставшихся девяти ответов, не соотносимых с теми или иными группами, интересны два мнения. Один респондент рассматривает гражданскую войну через призму противостояния народа и власти: Восстание народа против государственной власти. Один участник опроса использовал в своем ответе классовый подход: Война двух классовых сторон внутри страны, возникающая во время революции.

Таким образом, большинство респондентов предоставили упрощенные ответы на поставленный вопрос, выделив только одну из характеристик гражданской войны. В целом, необходимо отметить значительный разброс в мнениях, отсутствие развитых и сложных уровней понимания этого социально-исторического явления.

При ответах на второй вопрос, о причинах гражданской войны, респонденты также продемонстрировали большое разнообразие мнений. Тем не менее, абсолютное большинство считают, что гражданские войны возникают из-за разногласий, конфликтов, внутренних противоречий, возникающих в обществе. Так считают 79 человек (63,7%). При этом в качестве основы конфликтов участники опроса называют разные причины: социальные, политические, идеологические, религиозные разногласия.

14 респондентов (11,3%) в качестве основной причины возникновения гражданской войны называют недовольство части населения властью. Шесть человек (4,8%) считают, что гражданские войны возникают по следующим основаниям:

1) из-за социального, этнического, иного неравенства;

2) при нестабильной политической ситуации, если политическая власть демонстрирует свое бессилие;

3) в результате смены государственного строя, общественной формации, при замещении одной идеологии другой.

Еще три участника опроса считают причиной гражданской войны революцию.

105

На основании ответов на третий вопрос мы составили представление ^ |

об осведомленности респондентов в географических рамках революций. ю ЕВ

Можно было дать неограниченное количество ответов, и всего участника- |Т ^

ми опроса было упомянуто 24 страны и территории (в числе ответов, поми- § ^

мо отдельных стран, также были указаны Шотландия и целый континент - и Африка) (табл. 2).

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос: «О каких гражданских войнах вы знаете?»

Варианты ответа Количество респондентов, чел. Удельный вес респондентов, %

Россия 70 56,5

Америка 67 54,0

Франция 50 40,3

Испания 49 39,5

Англия 31 25,0

Китай 26 21,0

Германия 11 8,9

Сирия 7 5,6

Польша 6 4,8

Украина 6 4,8

Финляндия 4 3,2

Югославия 4 3,2

Афганистан 4 3,2

Ливия 4 3,2

Корея 3 2,4

Вьетнам 3 2,4

Япония 3 2,4

Другие страны: Нидерланды, Мексика, Египет, Латвия, Иран, Австрия, Шотландия, Африка (каждая из этих стран/территорий упоминается один раз) 8 6,5

Затруднились ответить 6 4,8

| § Самым распространенным ответом, естественно, стал ответ о революции ^ в России. Тем не менее, такой ответ дали чуть более половины респонден-2 ^ тов - 70 человек (56,5%). При этом, помимо гражданской войны начала ^ XX в., респонденты также упоминают Смуту начала XVII в. и восстание ь Емельяна Пугачёва.

о Почти такое же количество респондентов, 67 человек (54%), упоминают

в своих анкетах Гражданскую войну в США. Конечно, это событие является известным историческим фактом, нашедшим отражение в школьной программе. Однако обращает на себя внимание то, что некоторые участники опроса знают о гражданской войне в США и не знают о гражданской войне в своей собственной стране. Это заставляет задуматься о серьезных пробелах в знаниях российскими школьниками истории собственной страны, о появлении несистематизированного, непоследовательного и фрагментарного исторического знания среди молодежи как явления. Гражданская война является ключевым событием отечественной истории новейшего времени. Очевидно, что представителям власти, научного, образовательного и экспертного сообщества необходимо обратить внимание на эту тревожную тенденцию.

Значительное число респондентов также упоминают в своих ответах гражданские войны во Франции, Испании, Англии и Китае.

Непростым для респондентов оказался вопрос о периодизации Гражданской войны в России. Всего в ответах содержится 10 различных версий. Самой популярной версией является 1918-1922 гг. Такой ответ содержится в 46 анкетах (37,1%). Еще два популярных ответа, 1917-1922 гг. и 1918-1921 гг., упомянули соответственно 25 и 20 респондентов (20,2 и 16,1%). Дата начала Гражданской войны варьируется от 1917 до 1919 гг. Дата окончания войны имеет значительно больший разброс - от 1918 до 1925 гг. При этом ни один участник опроса не упомянул вариант датировки Гражданской войны, установленный Историко-культурным стандартом, разработанным в 2015 г. Российским историческим обществом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, - 1917-1921 гг. [8].

Еще большим является разброс мнений по одному из ключевых вопросов анкеты: «Кто воевал в гражданской войне в России?» (табл. 3). Этот вопрос должен продемонстрировать понимание респондентом сути конфликта, его содержания и участников. По поводу участников конфликта представлено 13 различных версий. Два самых популярных ответа имеют практически одинаковые результаты: 37,1% респондентов считают, что война шла между «красными» и «белыми», 35,5% упоминают три стороны, участвовавшие в конфликте: «красных», «белых» и «зеленых».

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос: «Кто воевал в гражданской войне в России?»

и з % 5 сл

Варианты ответа Количество респондентов, чел. Удельный вес респондентов, %

Красные и белые 46 37,1

Красные, белые и зеленые 44 35,5

Красные, белые, зеленые, интервенты 10 8,1

Красные, белые, зеленые, националисты 3 2,4

Красные, белые, зеленые, розовые 1 0,8

Красные, белые, зеленые, черные 1 0,8

Красные, белые, интервенты, войска вольного типа 1 0,8

Красные, белые, зеленые, николаевцы 1 0,8

Красные, белые, зеленые, коричневые, интервенты 1 0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красные, белые, зеленые, представители левых идеологий, интервенты 1 0,8

Красные, белые, зеленые, анархисты, интервенты, чехословацкий корпус 1 0,8

Множество: красные, белые, зеленые, интервенты, националисты и др. 1 0,8

Большевики, белые, интервенты, махновцы, петлюровцы, отдельные банды 1 0,8

Затрудняюсь ответить 11 8,9

Таким образом, участники опроса разделились на сторонников войны между двумя лагерями и тех, кто считает, что в войне было большее число сторон конфликта.

Следующий вопрос, о победителе в Гражданской войне, не вызвал больших затруднений. Подавляющее большинство, 108 чел. (87,1%), уверены в том, что победили «красные». Остальные респонденты либо затруднились с ответом, либо считают, что однозначного ответа на этот вопрос нет.

§ Самые серьезные проблемы у респондентов возникли с ответом напослед-ний вопрос анкеты: «Знаете ли вы историю своей семьи: кто, когда, почему 2 ^ и на чьей стороне участвовал в гражданской войне?» (табл. 4). Этот вопрос ^ должен был продемонстрировать, насколько знания человеком истори-ь ческих фактов и событий соотнесены с личной историей, историей своей о семьи. Результат получился негативным. Две трети участников опроса (82 человека) затруднились с ответом на этот вопрос. Оставшиеся респонденты дали семь вариантов ответа. При этом количество респондентов, которые уверены, что их предки воевали на стороне «красных», значительно больше тех, кто уверен, что члены его семьи были на стороне «белых».

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос: «Знаете ли вы историю своей семьи: кто, когда, почему и на чьей стороне участвовал в гражданской войне?»

Варианты ответа Количество респондетов, чел. Удельный вес респондентов, %

За красных 15 12,1

Не принимали участие в войне 11 8,9

За белых 6 4,8

Не принимали участие, но поддерживали большевиков 4 3,2

Одни за красных, другие за белых 3 2,4

Выехали за границу 2 1,6

И за красных, и за белых 1 0,9

Не знаю 82 66,1

Анализ результатов анкетирования свидетельствует о несформированно-сти у российской молодежи целостной картины Гражданской войны, значительной дифференциации позиций по ключевым вопросам конфликта, отсутствием у большей части респондентов достаточных знаний о данном периоде отечественной истории. В их сознании Гражданская война постепенно превращается в «неизвестную войну», событие, историческая память о котором размывается и исчезает. Отсутствие у общества серьезного

109

запроса на изучение этой темы, желание предать забвению тяжелый период ^ | сг9 отечественной истории, смещение акцентов в массовой культуре от геро- ю ЕВ

изации «красных» к романтизации лидеров «белого» движения, привели к тому, что у молодежи в значительной степени утрачены сознательные исторические представления об эпохе, сформированы стихийные, размытые, противоречивые образы прошлого. Особенно показательным являет- ^ ся исчезновение Гражданской войны из семейной истории большинства респондентов и, как следствие, отсутствие сформированного осознанного личного отношения и оценки одного из важнейших исторических событий истории России начала XX в.

Библиографический список

1. Ананченко А.Б. Война и революция - от анализа процессов к пониманию эпохи // Война и революция: социальные процессы и катастрофы: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2016. С. 7-8.

2. Ананченко А.Б. Гражданское сознание: эпоха, нация и проблема идентичности // Подготовка учителя к формированию российской гражданской идентичности обучающихся: вызовы, опыт, проектирование моделей: Материалы научно-практической конференции, Ставрополь, 2017. Ставрополь, 2017. С. 13-21.

3. Ананченко А.Б. Проблемы формирования советской политической системы: историко-аналитическое исследование. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019.

4. Воронов В.Н., Ипполитов Г.Н. Южнороссийское белое движение в советских историографических источниках 1920-х - первой половины 1930-х гг. // Наука. Общество. Оборона. 2018. № 4 (17). С. 8.

5. Гражданская война в России: сто лет спустя // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9180 (дата обращения: 29.01.2019).

6. Гришанин П.И., Ермаков В.П. Современное переосмысление истории Гражданской войны и Белого движения в России // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 4. С. 255-260.

7. Денисова А.А., Дергилева Д.В. 100-летие Октябрьской революции в России. Современный взгляд // CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза: Сб. научных трудов. Вып. IX. М., 2018. С. 315-319.

8. Историко-культурный стандарт, разработанный Российским историческим обществом // Официальный сайт Российского военно-исторического общества. URL: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart. html (дата обращения: 06.12.2018).

9. «Они за Россию, и мы за Россию...»: Патриотическое воспитание военнослужащих в годы гражданской войны в России (1918-1922 гг.): историография проблемы: Монография / А.В. Горожанин, В.Я. Ефремов, Г.М. Ипполитов, В.В. Рыбников. Самара, 2003.

л § 10. Проблемы советской истории должны объединять и воспитывать / Ананчен-^ ° ко А.Б., Попов В.П., Цветков В.Ж., Чураков Д.О. // Преподавание истории

к в школе. 2015. № 9. С. 12-23.

го

5 ^ 11. Сафонов Д.А. Изучение революции 1917 года и Гражданской войны за столе-¥ тие: итоги и проблемы // 1917 год в судьбах народов России: Сб. материалов

н Всероссийской научно-практической конференции с международным участи-

| ем. М., 2017. С. 17-23.

с 12. Цветков В.Ж. К вопросу об актуальности комплексных исследований по исто-

рии белого движения в России. 1917-1922 гг. // Россия в эпоху революций и реформ. Проблемы истории и историографии. 2018. Т. 6. С. 359-365.

13. Цветков В.Ж. Ответы на вопросы по истории Гражданской войны в России // Россия в эпоху революций и реформ. Проблемы истории и историографии. 2018. Т. 6. С. 136-148.

14. Шаповалов В.Л. Российская революция 1917 года в политическом дискурсе современной России: анализ партийных программ и выступлений лидеров политических партий // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7. № 5 (29). С. 30-38.

15. Щербаков А.Ю. Гражданская война: генеральная репетиция демократии. М., 2011.

Ананченко Алексей Брониславович - кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории Института истории и политики, директор Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]

Шаповалов Владимир Леонидович - кандидат исторических наук, доцент; заместитель директора Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]

А. Ananchenko, V. Shapovalov

The mentality of modern Russian youth: attitude to the Civil War of 1917-1921

The article deals with the results of the study of the perception of modern students of the events of the Civil war in Russia. The object of study was young students aged 17 to 22 years. Respondents answered a number of questions about the main characteristics of civil wars as a historical phenomenon, the causes of its occurrence, the features of the Civil war in Russia in the early XX century. The analysis of the survey results shows that the Russian youth has not formed a complete picture of the Civil war, a significant differentiation of positions on key issues of the conflict, the lack of sufficient knowledge of the majority of respondents about this period of national history.

Key words: Civil war in Russia, revolution, modern student youth, "krasnye", "belye", "zelyonye", interventionists, social conflict, class struggle.

Ananchenko Alexey B. - PhD in History; head at the Department of Contemporary Russian History, Director of the Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University

E-mail: [email protected] 2

Ssc^' 3 u ^

VQ _-0 O -a - Q.

Hi?

and Politics, Moscow Pedagogical State University O

Shapovalov Vladimir L. - PhD in History; deputy director at the Institute of History id Politics, Moscow Pedagogical St E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.