Научная статья на тему 'Октябрьская революция 1917 года в историческом сознании современной студенческой молодежи'

Октябрьская революция 1917 года в историческом сознании современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
501
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ОКТЯБРЬ 1917 Г / АНКЕТИРОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ТHE GREAT RUSSIAN REVOLUTION / OCTOBER 1917 / QUESTIONING / STUDENTS / PUBLIC SENTIMENTS / HISTORICAL SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донцова Мария Владимировна, Тажидинова Ирина Геннадьевна

В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в связи с юбилеем 100-летием Октябрьской революции. Целью данного исследования стало выявление знаний и представлений современной молодежи о революционном прошлом России. Респондентами выступили студенты двух факультетов Кубанского государственного университета. Результаты исследования продемонстрировали недостаток информированности студентов о революционных событиях, происходивших в России в 1917 г. Основной объем сведений по этой теме был получен ими в школьные годы, в период обучения в высшем учебном заведении он значительно уменьшился или иссяк. Следствием этого является нечеткий характер знаний о событиях революционного прошлого и отсутствие выраженной позиции молодого поколения по отношению к нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

October Revolution of 1917 in the Historical Consciousness of Modern Student Youth

In the article the results of a sociological survey conducted due to the 100th anniversary of the October Revolution are analyzed. The purpose of this study was to identify the knowledge and ideas of modern youth about the revolutionary past of Russia. Respondents were students of two faculties of the Kuban State University. The results of the research showed a lack of awareness of students about the revolutionary events that took place in Russia in 1917. The bulk of information on this topic was received by them in school years. During the period of study at a higher educational institution it significantly decreased or dried up. The fuzzy nature of knowledge about the events of the revolutionary past and the absence of a strong position of the younger generation in relation to it are the consequences of this fact.

Текст научной работы на тему «Октябрьская революция 1917 года в историческом сознании современной студенческой молодежи»

российская революция: взгляд через столетия

ДОНЦОВА Мария Владимировна

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии Кубанского государственного университета

Краснодар, Россия Mariya V. DONTSOVA Cand. Sci. (Social Structure, Social Institutions and Processes), Senior Lecturer, Department of Sociology, Kuban State University, Krasnodar, Russia sim2025@rambler.ru

ТАЖИДИНОВА Ирина Геннадьевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета,

Краснодар, Россия Irina G. TAZHIDINOVA Cand. Sci. (National History), Assoc. Prof., Department of Sociology, Kuban State University,

Krasnodar, Russia tajidinova@yandex.ru

Октябрьская революция 1917 года в историческом сознании современной студенческой молодежи

October Revolution of 1917 in the Historical Consciousness of Modern Student Youth

В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в связи с юбилеем - 100-летием Октябрьской революции. Целью данного исследования стало выявление знаний и представлений современной молодежи о революционном прошлом России. Респондентами выступили студенты двух факультетов Кубанского государственного университета. Результаты исследования продемонстрировали недостаток информированности студентов о революционных событиях, происходивших в России в 1917 г. Основной объем сведений по этой теме был получен ими в школьные годы, в период обучения в высшем учебном заведении он значительно уменьшился или иссяк. Следствием этого является нечеткий характер знаний о событиях революционного прошлого и отсутствие выраженной позиции молодого поколения по отношению к нему.

Ключевые слова: Великая российская революция, Октябрь 1917 г., анкетирование, студенчество, общественные настроения, историческое значение.

In the article the results of a sociological survey conducted due to the 100th anniversary of the October Revolution are analyzed. The purpose of this study was to identify the knowledge and ideas of modern youth about the revolutionary past of Russia. Respondents were students of two faculties of the Kuban State University. The results of the research showed a lack of awareness of students about the revolutionary events that took place in Russia in 1917. The bulk of information on this topic was received by them in school years. During the period of study at a higher educational institution it significantly decreased or dried up. The fuzzy nature of knowledge about the events of the revolutionary past and the absence of a strong position of the younger generation in relation to it are the consequences of this fact.

Keywords: The Great Russian Revolution, October 1917, questioning, students, public sentiments, historical significance.

15 НАСЛЕДИЕ ВЕКШ

www.heritage-magazine.com 2017 № 2

Консенсус в отношении революционных событий 1917 г. в академическом сообществе отечественных историков отсутствует, тем не менее, дискуссии последних лет привели к определенному результату. Как отмечает академик А. О. Чубарьян, ученые договорились понимать под Великой российской революцией целый комплекс революционных событий, в который органически входят Февральская и Октябрьская революции, продлевая его до окончания Гражданской войны [1].

И все же среди большинства населения России данная «договоренность» еще не укоренилась, и многим до сих пор привычнее не соединять, а дробить на этапы событийный ряд революционного 1917 года, особо акцентируя и «разводя» между собой Февраль и Октябрь. Выяснить, насколько такой взгляд актуален для современной молодежи, - это и было одной из задач нашего социологического исследования. Задумывая его, мы не стремились рассмотреть бытующие среди молодых россиян представления о причинах и предпосылках Октябрьской революции 1917 г., которые, вероятно, более всего занимают ученых. Усилия были направлены на то, чтобы выявить состояние исторической памяти об Октябре 1917 г., современные общественные настроения по поводу революционного прошлого нашей страны. Нам также показалось важным выяснить «багаж» знаний об этих событиях, которым располагает современный студент, и узнать, откуда он эти знания черпает. В свете 100-летнего юбилея революции постановка перечисленных задач видится своевременной.

Исследование происходило в мае-июне 2017 г. методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 103 человека. Выборочную совокупность составили студенты физико-технического факультета (17 чел. - 16,5%) и студенты ФИСМО - факультета истории, социологии и международных отношений (86 чел. - 83,5%). ФИСМО представлен учащимися отделения истории (18 чел.), социологии (53 чел.) и педагогического образования (15 чел.)

Исследуя степень владения студентами фактами, мы установили, что политическое руководство революцией признало за РСДР-П(б) большинство респондентов (76 %). В то же время почти четверть опрошенных (22 %)

не смогли назвать партию, стоявшую во главе революции. Лидера партии вспомнили 85 %, а в неведении по этому поводу пребывает 13 %. Довольно сложным оказался вопрос о соратниках, единомышленниках вождя революции. Ответить на него не смогла почти половина опрошенных. Как соратники Ленина чаще других в ответах респондентов фигурируют Троцкий и Сталин, причем первый значительно опередил второго по числу упоминаний. Похоже, студенты, знающие перипетии внутрипартийной борьбы за власть в послереволюционные годы, внимательно прочли вопрос, и, размышляя о степени единомыслия, признали таковое скорее за Троцким, чем за Сталиным. Среди единичных упоминаний: Бухарин, Дзержинский, Молотов, Свердлов, Крупская, Рыков, Чапаев, Буденный, Зиновьев, Каменев и др.

Разногласия вызвал вопрос о городе, где произошла революция. 59 % студентов-физиков выбрали Москву, а Петроград/Санкт-Петербург - 41 %. Студенты ФИСМО проявили в этом вопросе большую осведомленность; в их ответах Петроград/Санкт-Петербург доминирует (79 %); Москву выбрали 14 % респондентов. Примечательно, что несколько студентов ФИСМО все-таки затруднились ответить на данный вопрос, зато среди «самоуверенных» физиков таких не оказалось.

Известное единодушие проявили студенты ФИСМО, когда решали вопрос о том, чьи же идеи стремились воплотить в жизнь организаторы революции. 92 % студентов ФИ-СМО указали, что это были идеи Карла Маркса (оставшиеся 8 % студентов затруднились дать ответ). Что касается физиков, то, кроме лидера мнений К. Маркса (65 %), И. Канта выбрало 18 % респондентов, а на Ч. Дарвине остановилось 6 %. 12 % респондентов из числа физиков на «идейный» вопрос ответить затруднились.

Ответы на вопрос об «Авроре» («Что такое "Аврора"?») выявили, что символические события октября 1917 г. мало о чем говорят некоторой части современного студенчества. Так, 4/5 наших респондентов ответили на данный вопрос верно, однако оставшаяся 1/5 часть опрошенных решили, что «Аврора» - это «кодовое название операции по взятию Зимнего дворца», либо вообще на вопрос не ответили.

Продолжая выяснять познания студентов о революционных событиях, мы убедились, что они не всегда разделяют между собой результаты происшедшего в Феврале и Октябре 1917 г. Так, по мнению большинства опрошенных студентов обоих факультетов, осенью 1917 г. власть потерял царь Николай II. 45 % студентов ФИСМО ответили на данный вопрос правильно, выбрав потерю власти Временным правительством. Среди будущих физиков этот ответ выбрало 24 % респондентов, однако были и те, кто решил, что власти в Октябре 1917 г. лишился Григорий Распутин (12 %).

Временное правительство стало выбором существенного числа студентов в ответе на вопрос «Какой орган образовался в ходе революции в Октябре 1917 г.?». Таких студентов было 42 % среди опрошенных студентов ФИСМО, и 24 % - среди опрошенных студентов ФТФ. Правильный ответ на данный вопрос (Совет Народных Комиссаров) дали 45 % студентов ФИСМО и 65 % студентов ФТФ. Государственную Думу не выбрал никто. Затруднения с ответом на данный вопрос испытала 1/10 часть респондентов.

Не намного лучше обстояло дело с ответом на вопрос «Какой документ был принят в первые дни революции?». Хотя большинство опрошенных все-таки выбрали верный ответ «Декрет о земле» (58 % студентов ФИСМО и 41 % студентов ФТФ), но фигурировали и другие ответы. «Указ о вольных хлебопашцах» выбрали 14 % из числа студентов ФИСМО и 24 % - из числа студентов ФТФ, а «Пакт о ненападении с Германией» - 9 % и 6 % соответственно. Обращает на себя внимание, что очень многие даже не попытались ответить на этот вопрос: 19 %

- среди опрошенных студентов ФИСМО и 29 %

- среди студентов ФТФ.

Анализируя знания студентов Кубанского госуниверситета о событиях Октября 1917 г., мы попытались узнать, откуда они их почерпнули. Судя по ответам респондентов, главным образом, «из школьной программы по курсу "история"» (этот ответ выбрали 95 % студентов, обучающихся на ФИСМО, и 82 % студентов ФТФ). Еще одним важным источником информации о революции для молодых людей стали произведения искусства (ки-

нофильмы, литература, живопись и др.); на этот источник указала почти половина студентов обоих факультетов. Симптоматично, что средства массовой информации уступили произведениям искусства в просветительской функции о событиях революции, что может свидетельствовать либо о недостаточном освещением российскими СМИ революционного прошлого страны, либо об отсутствии у самих студентов интереса к такого рода сведениям, даже если они и не обойдены вниманием медиа. Если обратиться к цифрам, то СМИ как источник информации назвали 28 % опрошенных из студентов ФИСМО и 12 % - из студентов ФТФ. Последние цифры сопоставимы с влиянием на познания о революции, которые принесло студентам обучение в вузе, а также с той информацией, которую они получили от родственников. На значение «вузовского» канала поступления информации указало 34 % студентов из числа обучающихся на ФИСМО, и 18 % - из числа обучающихся на ФТФ. Примерно такие же данные по «родственному» каналу получения информации: 30 % и 15 % соответственно. Что касается канала получения информации «от друзей», то он практически не актуализирован.

В анкету был также включен блок вопросов, проясняющих отношение современной студенческой молодежи к событиям Октября 1917 г., восприятие их связи с настоящим временем. Начать следует с трактовок понятия «революция», которые предложили респонденты. Большинство из них в своих трактовках использовали такие термины как «переворот» («коренной переворот», «переворот в системе», «государственный переворот», «переворот в жизни», «переворот в обществе») и «изменение» («резкое изменение», «коренные изменения», «изменение государственного строя»). Судя по формулировкам ответов на другой вопрос («Как Вы думаете, какие эмоции испытывали люди, которым довелось жить в революционную эпоху?»), такого рода «переворот» и «изменения» способны были привнести в жизнь населения угрозы, риски, проблемы. Именно так, по преимуществу, видит ситуацию 1917 года современная молодежь. Не случайно чувства людей, переживших революцию, чаще всего описываются

студентами с использованием слова «страх». Также в ответах нередко фигурируют «смятение», «тревога», «напряжение», «неуверенность» («неизвестность»), «негативные» («отрицательные») настроения. Несколько будущих социологов из числа студентов ФИ-СМО употребили для описания состояния населения термин «аномия» (например, «Любая революция не несет положительного. Аномия породила страх, безысходность»). Несколько респондентов на данный вопрос о чувствах ответили словом «голод», подчеркнув, тем самым, приоритет для человека решения насущных проблем.

В противовес негативным чувствам и состояниям другая часть опрошенных назвала настроения противоположного спектра: «воодушевление», «радость», «освобождение», «надежда». Были и те, кто предположил необычные ощущения у людей революционной эпохи: «нервозность», «азарт», «экстремальное психологическое состояние». Стоит обратить внимание, что значительная часть респондентов акцентировала противоречивость чувств современников революционной эпохи. Процитируем варианты ответов такого рода: «Смятение, радость, разочарование - в зависимости от политических взглядов»; «Часть восприняла революцию с восторгом, а часть - как катастрофу»; «Внутренний раскол, трудности выбора, страх неизвестности»; «Разные эмоции: кому-то было по нраву, для кого-то - трагедия»; «Страх и одновременно злость»; «Одни надеялись на светлое будущее, другие испытывали негативные эмоции, потерю всего»; «Смотря какие люди, но вообще это был раскол, и в итоге привело к гражданской войне»; «Страх, неуверенность в будущем; возможно, некоторые верили в лучшую жизнь»; «Одни радовались, другие -плакали».

Итак, для абсолютного большинства наших респондентов революционная эпоха представляется либо неоднозначным, либо негативным событием в жизни современников. Поэтому, думается, объяснимо то, что довольно многие (более четверти опрошенных) затруднились с ответом на вопрос о последствиях революции для страны. Тем не менее, 33 % студентов ФИСМО остановились на от-

вете «Революция была амбициозным социальным экспериментом», и его же выбрал 41 % студентов ФТФ. «Трагедией России» сочли революцию ровно такое же число студентов ФИСМО (33 %), а среди студентов ФТФ - 12 %. Наконец, наименьшее число респондентов выбрали ответ, что революция в Октябре 1917 г. была «благом для России».

Что касается важного вопроса о значении революции, то в таковом ей отказал всего один из опрошенных нами студентов. 1/5 часть наших респондентов затруднились оценить события Октября 1917 г. по оси «положительно - отрицательно». Критическую («задержка развития») и позитивную («дальнейший прогресс») оценки революции выбрали следующие группы опрошенных студентов ФИСМО: 42 % и 35 %, соответственно. У будущих физиков разброс мнений оказался шире: прогрессивный импульс в революции увидели 59 %, а регресс - 29 %. В целом же, можно констатировать, что мнения студентов Кубанского государственного университета распределились по данному вопросу практически также, как в случае со студентами г. Таганрога в 2014 г. в ходе более обширного социологического опроса, касающегося исторической памяти и ценностных ориентаций [2].

Об отдалении событий Октября 1917 г. от современности, причем не только во временном выражении, отчетливо свидетельствуют ответы на вопрос «Как отразилась революция на Вашей жизни и жизни Вашей семьи?». В тупик данный вопрос поставил 24 % опрошенных студентов ФИСМО и 53 % студентов ФТФ, т.е. эти молодые люди «затруднились ответить». Считают, что «никак не отразилась», 42 % студентов ФИСМО и 35 % студентов ФТФ, а что «отразилась незначительно» - 19 % студентов ФИСМО (из будущих физиков этот ответ не выбрал никто). Наконец, в пользу «самого серьезного влияния» революции на собственную жизнь и жизнь семьи высказались всего 15 % опрошенных студентов ФИСМО и 12 % - студентов ФТФ, т.е. данный ответ выбрало наименьшее число респондентов.

Интересно, тем не менее, что порывать связь с революционным прошлым страны студенты не готовы. Пусть они абсолютно не

Наследие веков

2017 № 2

видят смысла «праздновать на государственном уровне» (в пользу праздника в честь революции высказался лишь один из 103 опрошенных), но и «предать забвению» 1917 год не хотят (такой вариант ответа выбрал тоже только один респондент). С необходимостью «помнить как исторически значимые» события Октября 1917 г. согласны 80 % опрошенных студентов ФИСМО и 59 % студентов ФТФ. Ответ «помнить как историческую ошибку» выбрали намного меньше респондентов: 14 % студентов ФИСМО и 24 % студентов ФТФ. То есть, даже при, преимущественно, негативном восприятии последствий революции для развития страны и жизни отдельных граждан,

категоричность в отношении революционного прошлого современному студенчеству не свойственна.

В целом, результаты исследования продемонстрировали недостаток информированности студентов о революционных событиях, происходивших в России в 1917 г.; стало очевидно, что основной «приток» сведений по этой теме был получен ими в школьные годы, а в пору студенчества он если и не иссяк, то значительно уменьшился. Отсюда -возникающая путаница в знаниях о событиях революционного прошлого и отсутствие выраженной позиции молодого поколения по отношению к нему.

Использованная литература:

1. Александр Чубарьян - о новом учебнике истории [Электронный ресурс] // РИА Накануне^. URL: http://www.nakanune.ru/articles/18265 (дата обращения 12.12.2016).

2. Рачипа А. В., Бурьков В. В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностных ориентаций молодежи среднего города России в социологическом измерении (на примере г. Таганрога, 20102014 гг.). Таганрог: Изд-во ЮФУ 2014.

References:

1. Aleksandr Chubar'yan - o novom uchebnike istorii (Alexander Chubaryan about a New History Textbook), in RIA Nakanune.RU. URL: http://www.nakanune.ru/ articles/18265. Accessed December 12, 2016.

2. Rachipa, A. V. and Bur'kov, V. V., Fenomen istoricheskoj pamjati i problemy formirovanija cennostnyh orientacij molodezhi srednego goroda Rossii v sociologicheskom izmerenii (na primere goroda Taganroga, 2010-2014 gody) (Phenomenon of Historical Memory and Problems of Formation of Value Orientations of Youth of the Middle City of Russia in the Sociological Dimension (on the Example of Taganrog, 2010-2014), Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo Federal'nogo Universiteta, 2014.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Донцова, М. В. Октябрьская революция 1917 года в историческом сознании современной студенческой молодежи [Электронный ресурс] / М. В. Доцова, И. Г. Тажидинова // Наследие веков. - 2017. - № 2. - С. 15-19. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/06/2017_2_Dontsova_Tazhidinova.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Dontsova, M. V. and Tazhidinova, I. G., Oktyabr'skaya revolyutsiya 1917 goda v istoricheskom soznanii sovremennoy studencheskoy molodezhi (October Revolution of 1917 in the Historical Consciousness of Modern Student Youth), Nasledie Vekov, 2017, no. 2, pp. 15-19. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/06/2017_2_Dontsova_ Tazhidinova.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.