Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HISTORICAL IMAGES / NATIONAL AND STATE IDENTITY OF YOUTH / FALSIFICATION OF HISTORY / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исакова И.А., Сорокин А.С.

В статье рассматриваются наиболее важные закономерности формирования исторических образов в сознании российской молодежи на примере студентов ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Анализ проводится на основе анкетирования обучающихся нескольких направлений подготовки. Выявлены исторические образы, наиболее значимые для патриотического воспитания, в том числе в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Исакова И.А., Сорокин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF HISTORICAL IMAGES AS A TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF SELFAWARENESS OF RUSSIAN YOUTH

The article describes the basic principles of historical images formation in Russian youth consciousness on the example of Nizhny Novgorod State University students. The analysis is based on the results of the questioning, organized for the students of several bachelor programs. The most popular and promising historical images are identified, according to the needs of educational process and patriotic training.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Духовно - нравственный контент образования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

И. А. ИСАКОВА,

кандидат социологических наук,

заместитель декана по научной работе,

доцент кафедры общей социологии

и социальной работы факультета

социальных наук

ННГУ им. Н. И. Лобачевского

zamnauka@fsn.unn.ru

А. С. СОРОКИН,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры социальной

безопасности и гуманитарных технологий

факультета социальных наук

ННГУ им. Н. И. Лобачевского

lexsorokin@fsn.unn.ru

В статье рассматриваются наиболее важные закономерности формирования исторических образов в сознании российской молодежи на примере студентов ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Анализ проводится на основе анкетирования обучающихся нескольких направлений подготовки. Выявлены исторические образы, наиболее значимые для патриотического воспитания, в том числе в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях.

The article describes the basic principles of historical images formation in Russian youth consciousness on the example of Nizhny Novgorod State University students. The analysis is based on the results of the questioning, organized for the students of several bachelor programs. The most popular and promising historical images are identified, according to the needs of educational process and patriotic training.

Ключевые слова: исторические образы, национально-государственная идентичность молодежи, фальсификация истории, патриотическое воспитание

Key words: historical images, national and state identity of youth, falsification of history, patriotic education

В научном сообществе активно обсуждается происходящая в современном информационном социуме попытка провести ревизию, а часто и фальсификацию исторических фактов. Несмотря на то что подобные работы, как правило, не выдерживают критики с точки зрения научности и относятся в лучшем случае к сфере публицистики, они представляют опасность не только как элемент деструктивной политической риторики, но и как антинаучное течение, влияющее на умы молодежи. Особый интерес они вызывают как элемент «гибридной войны» — популярнейшего метода политического противостояния в современном мире.

Актуальность изучения «гибридной войны» в России возросла в связи с тем, что за последние тридцать лет произошла коренная смена методологии исторического исследования, что породило горячие научные и околонаучные дискуссии вокруг различных знаменательных событий. Особенно остро обсуждались моменты, связанные с Великой Отечественной войной и эпизодами новейшей истории, после того как так называемая «архивная революция» — рассекречивание больших массивов документов Минобороны и получение доступа к ним, а также немецким документам через сеть Интернет — породила целую волну новых исследований.

Важную роль в попытках пересмотреть историю, а равно и в противодействии им играет категория «исторического образа» — отражения в массовом сознании определенного яркого исторического события или личности, повлиявших на судьбу России или даже всего мира. Их развенчание, дискредитация является одним из важнейших компонентов фаль-

сификации истории. Проследив изменение отношения к тому или иному образу, можно определить степень данной угрозы. В этой связи актуализируется изучение осмысления современными российскими студентами поколения Z исторических образов разных эпох богатой российской истории. Именно молодежь является главной целью деструктивного воздействия, что также добавляет рассматриваемой проблеме актуальности.

В 2018 году в Нижнем Новгороде было проведено социологическое исследование — анкетирование студентов (п = 100) с целью изучения представления молодых людей об истории России. Анкета была составлена не для проверки знаний, то есть вопросы не подразумевали единого правильного ответа, а давали возможность для оценочных суждений в заданном направлении. По итогам проведенного анкетирования делались выводы, в том числе относящиеся к оценке собственно роли исторического знания в системе ценностей молодежи.

В качестве респондентов были выбраны студенты 18 лет — 16%, 19 лет — 41%, 20 лет —28%, 21 года —13%, 22 лет — 2 %. Именно в этом возрасте исторические образы могут оказать заметное воздействие на самосознание молодого человека. Опрашивались две контрольные группы по 50 человек: 1-я группа— студенты специальностей «Социология» и «Социальная работа», 2-я группа— обучающиеся специальности «Зарубежное регионоведение».

Такое распределение обусловлено тем, что все специальности являются гумани-

Важную роль в попытках пересмотреть историю играет категория «исторического образа» — отражения в массовом сознании определенного яркого исторического события или личности, повлиявших на судьбу России или даже всего мира.

тарными, но отличаются объемами читаемых им исторических курсов, которых значительно больше у студентов-регионо-ведов; при этом для объективности оценки в выборочную группу не попали обучающиеся, специализирующиеся именно на изучении истории. По гендерному признаку анкетируемые распределились следующим образом: 56% — девушки и 44 % — юноши, — что соответствует демографическим показателям для данной возрастной группы.

В результате анкетирования были получены следующие данные.

Во-первых, к третьему году обучения у студентов гуманитарных направлений отмечается спад интереса к историческим знаниям (основные дисциплины по истории читаются на первом курсе). При этом внимание к истории проявляют примерно в равной степени как учащиеся направления «Зарубежное регионоведе-ние», близкого к историческим специальностям (поскольку у студентов-регионо-ведов профили обучения — «Политика, экономика и культура зарубежных регионов» и «Региональные аспекты военно-политического сотрудничества»; далее мы будем называть их «профильными»), — 48 %, так и студенты, не ориентирован-

Этот факт имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, это препятствует «разоблачению» стереотипов (так как нет единых) и не позволяет развернуть активную деятельность по фальсификации истории этих

ные именно на изучение истории России (далее — непрофильные) — 45 %. Однако уверенность в своих исторических знаниях у непрофильных студентов со временем утрачивается: в тех вопросах, где требовалось не выбирать варианты ответов, а вписать собственное мнение, учащиеся третьего курса оставляли поля незаполненными чаще, чем первокурсники. Кроме того, анкетерами было отмечено, что в процессе заполнения бланков студенты всех курсов стремились обсудить правильный ответ с одногруппниками, что, как нам кажется, также демонстрирует осознаваемое самими обучающимися отсутствие фактических знаний.

Во-вторых, в России историческое знание не используется для политической «мобилизации» молодежи. Это видно как из ответов на вопросы о древних периодах истории (см. таблицу 1), так и о более близких к современности (см. таблицу 2 на с. 115). У студентов сильно различается оценка связей современной России с Древнерусским государством, Московским царством и Российской империей. В ответах на такие вопросы не ощущается наличие какого-либо стереотипного подхода, который распространялся бы в школе или вузе.

периодов. С другой стороны, отсутствие стереотипов и устойчивых образов означает и ограниченность знаний. Таким образом, если какие-либо исторические факты не используются для «мобилизации» (этим может заниматься и государ-

Таблица 1

Представления об основании Древнерусского государства

Кто основал Древнерусское государство? Специальность анкетируемых

гуманитарная неисторическая, в % гуманитарная историческая, в % Всего, в %

Владимир Святой 0 4 4

Олег Вещий 9 11 20

Рюрик 39 34 73

Народ 2 1 3

Таблица 2

Представления о становлении Российской Федерации

Наследником какого государства является Российская Федерация? Специальность анкетируемых Всего, в % (среднее значение по двум группам)

гуманитарная неисторическая, в % (от числа респондентов в группе) гуманитарная историческая, в % (от числа респондентов в группе)

Киевская Русь 57 62 59,5

Советский Союз 5 1 3

Российская империя 16 13 14,5

Всех перечисленных 22 24 23

ство), не тиражируются с помощью СМИ, то в сознании молодежи их, как правило, нет вообще.

В-третьих, от младших курсов к старшим увеличивается скептическое отношение к некоторым моментам российской истории. Их можно проследить по количеству «шуточных» ответов, когда респонденты использовали графу для заполнения для выражения собственного отношения к вопросу. Также необходимо отметить, что нередко студенты при самостоятельном заполнении ячеек высказывали свое отношение к современности, а не к историческим событиям. Например, на вопрос «Считаете ли Вы, что России "во все времена чего-то не хватало", и если да, то чего именно?» были получены ответы: «борьбы с коррупцией», «везения, терпения, денег», «люди всегда будут чем-то недовольны, будут искать недостатки во всем», «европейской формы при русском содержании»,

«уважения к простому народу», «наглости», «через деревья видеть лес», «сына Ивана Грозного».

В-четвертых, непрофильные обучающиеся крайне редко самостоятельно читают исторические книги, просмотр документальных исторических фильмов и сериалов — также нечастое явление, которое носит, как правило, развлекательный характер. Студенты не испытывают заметной потребности в увеличении количества исторических киноработ.

Обучающиеся всех специальностей не удовлетворены знаниями по истории, полученными в школе: непрофильные студенты —11 %, профильные — 21 %. Характерно, что чем грамотнее в области исторических наук студенты, тем выше их неудовлетворенность знаниями.

При этом только чуть больше половины опрошенных (58 %) восполняют недостаток в знаниях чтением специальной исторической литературы (таблица 3).

Таблица 3

Отношение студентов к исторической литературе

Читаете ли Вы историческую литературу? Специальность анкетируемых Всего, в %

гуманитарная неисторическая, в % гуманитарная историческая, в %

Да 28 30 58

Нет 22 20 42

Отчасти это компенсируется просмот- смотрят (таблица 4 на с. 116). Однако ром художественных фильмов на истори- еще раз подчеркнем, что интерес вызы-ческую тематику: 90 % опрошенных их вают художественные фильмы, а не до-

Таблица 4

Отношение студентов к историческим фильмам

Смотрите ли Вы исторические фильмы? Специальность анкетируемых Всего, в %

гуманитарная неисторическая, в % гуманитарная историческая, в %

Да 45 45 90

Нет 2 2 4

Не знаю 3 3 6

кументальные. Интерес к кинематографу может объясняться спецификой информационного восприятия поколения Z, склонного к предпочтению визуализированного, а не печатного материала. Од-

Таблица 5

нако и к фильмам студенты относятся неоднозначно, поскольку в необходимости увеличения их количества сомневаются 28 % опрошенных, а не заинтересованы в их распространении 4% (см. таблицу 5).

Отношение к распространению исторических фильмов

Надо ли увеличить количество исторических фильмов и сериалов на телевидении? Специальность анкетируемых Всего, в %

гуманитарная неисторическая, в % гуманитарная историческая, в %

Да 31 37 68

Нет 1 3 4

Не знаю 18 10 28

Таким образом, следует отметить в целом невысокий уровень интереса молодежи к историческому знанию, который, к тому же, понижается по мере обучения в высших учебных заведениях. Отчасти это объясняется отсутствием практической необходимости в историческом знании в конкретных, объективных обстоятельствах жизни студентов. Существенный процент выпускников, решив свои насущные проблемы, связанные с обучением, самостоятельно возвращается к изучению истории или как минимум сохраняет интерес к ней, что подтверждает структура книжного рынка России [2].

Конечно, результаты анкетирования указывают на некоторые успехи официальной государственной пропаганды в использовании исторических образов, особенно связанных с Великой Отечествен-

ной войной. Однако эти же результаты открывают и нереализованные возможности, причем весьма существенные.

По результатам анкетирования относительно непосредственного использования тех или иных исторических образов можно сделать следующие выводы.

3 В сознании российской молодежи есть несколько исторических образов, имеющих однозначно положительную окраску. Это относится как к некоторым историческим личностям, так и к событиям. Так, абсолютное уважение у студентов ННГУ вызвал Юрий Гагарин (таблица 6); он был выбран большинством респондентов из таких персоналий, как: бунтарь Степан Разин, революционер Владимир Ульянов (Ленин), реформаторы Петр Первый и Александр Второй, военачальник Георгий Жуков, герой-первопроходец Юрий Гагарин.

Таблица 6

Представления об исторических личностях, соответствующих идеалу российского народа

Какая историческая личность наиболее полно соответствует идеалу российского народа? Специальность анкетируемых Всего, в %

гуманитарная неисторическая, в % гуманитарная историческая, в %

Степан Разин 8 5 13

Петр Первый 5 2 7

Александр Второй 5 0 5

Владимир Ульянов (Ленин) 2 7 9

Юрий Гагарин 26 34 60

Георгий Жуков 2 1 3

Никто 1 2 3

Из числа исторических событий абсолютное лидерство принадлежит победе в Великой Отечественной войне. Именно этот факт, как мы считаем, можно вне всякого сомнения записать в актив современной российской идеологии, которая достаточно целенаправленно работает именно над превращением победы над нацистской Германией и ее союзниками в основную объединяющую идею. Кроме того, однозначно положительное отношение (хоть и с заметным отставанием от лидера) завоевали первый полет в космос и победа в Отечественной войне 1812 года.

Итак, анкетирование выявило значительный потенциал исторических образов для поддержания россиянами позитивной самоидентификации, что, как нам кажет-

ся, весьма пассивно используется в информационной работе государственных структур, в том числе в борьбе с фальсификацией истории.

3 Для российских студентов роль личности в истории гипертрофирована, поэтому исторические деятели чаще берутся в качестве основы исторического образа, нежели события. Причем оценка исторических личностей по категории «успешность» дает нам совершенно иную картину, нежели их оценка по положительному отношению. Среди глав Российского государства лидирующее положение занимает Петр Первый (таблица 7), причем он же чаще других фигурирует в ответах на вопросы с самостоятельным заполнением графы о наиболее уважаемых политических деятелях России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кто был наиболее успешным правителем централизованного Российского государства? Специальность анкетируемых Всего, в %

гуманитарная неисторическая, в % гуманитарная историческая, в %

Никто 5 7 12

Александр Второй 3 1 4

Алексей Михайлович 2 0 2

Екатерина Вторая 3 4 7

Таблица 7

Представления студентов о наиболее успешных правителях централизованного Российского государства

Окончание табл. 7

Кто был наиболее успешным правителем централизованного Российского государства? Специальность анкетируемых Всего, в %

гуманитарная неисторическая, в гуманитарная историческая, в %

Иван Калита 3 1 4

Иван Третий 8 17 25

Иван Четвертый 8 2 10

Петр Первый 14 16 30

Сталин 4 0 4

Ярослав Мудрый 0 2 2

При выявлении типичных причин российских проблем респондентами часто указывался «недостаток сильных личностей» или «недостаточная ответственность руководителей».

3 Исторические образы должны постоянно поддерживаться в сознании людей; напоминать о них нужно если и не очень часто, то все же систематически. В вопросах анкеты раздел об уважаемых исторических личностях предшествовал вопросу с заполнением графы о событии российской истории, которым отвечающие больше всего гордятся. В первом вопросе среди вариантов ответа был указан Юрий Гагарин, а во втором значительное количество ответов было посвящено первому полету в космос. Причем дату этого события (в качестве самостоятельной инициативы) указали лишь несколько человек. Нам представляется, что такое внимание к первому космическому полету связано с тем, что в предыдущем вопросе анкеты респондентам «напомнили» о Юрии Гагарине как историческом персонаже. С другой стороны, в вопросах с вариантами ответов о более ранней российской истории не встретилось имя Козьмы Минина, и в вопросе с заполнением графы о том, какой период отечественной истории был самым критическим для существования государства, Смутное время практически не упоминалось. Как нам кажется, если бы в анкете «напомнили» об этой исторической личности, то воз-

росло бы и внимание к Смутному времени и героям той эпохи.

Весьма важной в этом плане стала кампания по присвоению аэропортам крупных городов имен великих россиян, благодаря которой в Нижнем Новгороде вновь зазвучало имя выдающегося летчика Валерия Чкалова. В то же время аэропорту Мурманска рекомендовали присвоить имя Николая Второго, что скорее спровоцировало споры, нежели улучшило восприятие собственной истории. Однако само голосование заставило вспомнить о выдающемся полярнике Иване Папанине [3].

3 Анкетирование выявило двойственное отношение, но одновременно и значительное внимание опрашиваемых к советскому периоду истории и судьбе Советского Союза. Распад СССР за редчайшими исключениями не расценивается студентами как что-то положительное. Более того, в вопросе о реформах в российской истории, без которых можно было бы обойтись, максимальный процент (39 %) набрала перестройка в период правления М. С. Горбачева (см. таблицу 8 на с. 119).

Почти однозначно отрицательно оцениваются эпоха 1990-х годов и личность Б. Н. Ельцина, причем в вопросах с вариантами ответов эти исторические образы не упоминались, а указывались самими студентами в вопросах с самостоятельным заполнением граф анкеты.

Таблица 8

Представления о преобразованиях в истории России, без которых можно было бы обойтись

Были ли в истории России преобразования, без которых можно было бы обойтись? Специальность анкетируемых Всего, в %

гуманитарная неисторическая, в % гуманитарная историческая, в %

Принятие христианства 0 4 4

Реформы Петра Первого 1 0 1

Коллективизация 1920— 1930-х годов 15 21 36

Перестройка 1980-х годов 22 17 39

Принятие христианства + коллективизация 1920— 1930-х годов 9 7 16

Не ответили на вопрос 2 2 4

С другой стороны, опрошенные отнюдь не идеализируют советскую историю: среди наиболее трагичных событий указывался расстрел царской семьи в 1918 году, а коллективизация набрала практически такой же процент голосов, как «лишняя» реформа перестройка. Эти результаты весьма показательны, так как демонстрируют, на наш взгляд, самую искреннюю заинтересованность анкетируемых (по сравнению с интересом к другим историческим эпохам). Дело в том, что отвечавшие на вопросы анкеты молодые люди 18—22 лет почти всю жизнь провели в новой официальной информационной среде. Причем эта позиция нередко звучала в риторике поддержки многих исторических личностей антисоветского толка. Результатом такого отношения стало появление памятников и мемориальных досок таким крайне одиозным личностям, как атаман Краснов, генерал Ман-нергейм, солдаты Чехословацкого корпуса; особо романтизирован оказался образ адмирала А. В. Колчака, исторически тоже неоднозначный. Несмотря на такое устойчивое и постоянное антисоветское воздействие, обучающиеся воспринимают советскую эпоху совершенно не однобоко и весьма положительно.

По итогам исследования можно предложить несколько путей более активного использования исторических образов для борьбы с фальсификацией истории и другими деструктивными воздействиями.

3 Более частое напоминание об исторических личностях (при этом особое внимание должно обращаться на исторические личности с однозначно положительной оценкой) и привлечение новых каналов воздействия. В современном информационном обществе в дополнение к книгам и фильмам ими могут стать так называемые социальные медиа — видео-блоги (в формате лекции, дискуссии или неформальной беседы) и прямые трансляции с ответом на вопросы зрителей (стримы). Статистика свидетельствует о постоянном снижении объемов продаж неэлектронных книг [1], поэтому можно достичь большего результата, если рассказывать молодежи об исторических фактах в роликах, а не только призывать их ознакомиться с информацией в книгах.

3 Объективизация представлений о значимости политики, проводимой в Советском государстве, в правительственных и научных кругах. Ее не следует восхвалять, однако строго научный анализ истории XX века с указанием плю-

сов и минусов советской власти, а также более сдержанное отношение к фигурам противников большевиков стали бы важными условиями для формирования более спокойной общественной информационной среды.

3 Следует начать сложный процесс отхода от стереотипов и патетики в освещении Великой Отечественной войны в официальной пропаганде. Этот исторический образ по-прежнему один из сильнейших по воздействию на российскую молодежь, и максимальное использование новых научных разработок, показывающих реальные события на основании документов, не так давно ставших достоянием общественности, только усилит этот эффект, возможно, открыв для российского общества новые исторические образы.

ЛИТЕРАТУРА _

Итак, анализ отношения современных российских студентов поколения Z к историческим образам, принадлежащим разным историческим эпохам, показывает значительный незадействованный потенциал данной технологии для борьбы с фальсификацией истории и другими деструктивными воздействиями с учетом определенной стереотипизированности представлений студентов в некоторых аспектах истории, сочетающейся с готовностью воспринимать оригинально поданную визуальную историческую информацию.

Важно привлекать студентов, в том числе неисторических специальностей, к дискуссиям со свободным обсуждением популярных исторических образов, развенчивая исторические мифы и закрепляя в их сознании наиболее положительные аспекты.

1. Книжный рынок России 2013—2014 гг. Статистика. Тренды. Прогноз. — URL: http:// www.bookind.ru/research/is_2014.pdf.

2. Нечай, Ю. П. Особенности современного книжного рынка России / Ю. П. Нечай, О. В. Хло-пунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: «Филология и искусствоведение». — 2016. — Вып. 3 (182). — С. 198—203.

3. Победители голосования «Великие имена России. — URL: https://великиеимена.рф/results.

В 2019 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Петров Ю. Н., Гринина М. В. Профессионализм выпускников профессиональных образовательных организаций малого города: факторы влияния: Монография. 114 с.

В монографии рассматриваются факторы и условия развития профессионализма у выпускников профессиональных образовательных организаций малого города. На основе теоретических и экспериментальных исследований, анализа практического опыта предложена организационно-функциональная модель образовательной деятельности профессиональной образовательной организации, адаптированная к социально-экономическим условиям малого города.

Издание адресовано научным и практическим работникам образовательной, производственной сфер, препо-. давателям, аспирантам, студентам профессиональных образовательных организаций.

V_^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.