Научная статья на тему 'О российско-белорусском образовательном проекте «Память о Великом подвиге (1941-1945 гг. )» как средстве формирования общей исторической памяти народов России и Белоруссии (на материалах анкетирования белорусских педагогов)'

О российско-белорусском образовательном проекте «Память о Великом подвиге (1941-1945 гг. )» как средстве формирования общей исторической памяти народов России и Белоруссии (на материалах анкетирования белорусских педагогов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕРОИКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА / УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ / RUSSIAN-BELARUSIAN EDUCATIONAL PROJECT / GREAT PATRIOTIC WAR / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / POPULARIZATION OF THE RUSSIAN LANGUAGE / HISTORICAL MEMORY / PATRIOTISM / CIVIL IDENTITY / HEROIC AND HISTORICAL THEMES / STRENGTHENING THE CONNECTION BETWEEN GENERATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вяземский Е. Е., Крючкова Е. Е.

В статье подчеркивается взаимная заинтересованность педагогов России и Белоруссии в сотрудничестве через общие, актуальные для обеих сторон темы. Одна из них тема Великой Отечественной войны. Целью статьи было выяснение, существует ли и, если да, насколько актуален для современных белорусских педагогов запрос на разработку совместных российско-белорусских проектов в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, в котором приняли участие 106 человек. Участники анкетирования различались по педагогическому стажу, месту работы, типам образовательных организаций, в которых они работают, преподаваемым учебным предметам. Большинство респондентов преподаватели университетов, школ, гимназий. Анализ ответов респондентов подтвердил необходимость совместного российско-белорусского образовательного проекта, одна из целей которого трансляция с помощью публикации учебно-методического пособия общих у российского и белорусского народов духовно-нравственных ценностей. По мнению белорусских педагогов, пособие на русском языке, посвященное исторической проблематике, будет востребованным в образовательном процессе школ и университетов. Анализ анкет показал, какие информационные блоки должны быть обязательно включены в учебно-методическое пособие о Великой Отечественной войне с учетом необходимости одновременного решения задач исторической и филологической направленности (популяризация русского языка): обзор важнейших событий Великой Отечественной войны, документы, мемуары, визуальные источники информации, в том числе карты. Такой аспект пособия, как возможность совершенствования в русском языке, не вызвал интереса у педагогов в связи с тем, что, во-первых, русский язык в Белоруссии изучают в школах, а во-вторых, тема войны настолько грандиозна, что поглощает внимание читателей целиком. Анкетирование продемонстрировало готовность белорусских педагогов к укреплению сотрудничества в гуманитарной сфере, расширению общего образовательного пространства, обмену педагогическим опытом в условиях цивилизационных вызовов, введения цифровых образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RUSSIAN-BELARUSIAN EDUCATIONAL PROJECT “MEMORY OF THE GREAT FEAT (1941-1945)” AS A MEANS OF FORMING A COMMON HISTORICAL MEMORY OF THE PEOPLES OF RUSSIA AND BELARUS (ON THE MATERIALS OF THE SURVEY OF BELARUSIAN TEACHERS)

The article emphasizes the mutual interest of teachers of Russia and Belarus in cooperation through common, relevant for both sides, topics. One of them is the theme of the Great Patriotic War. The purpose of the article is to find out whether and, if so, how relevant is the request for the development of joint RussianBelarusian projects on the eve of the celebration of the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War for modern Belorussian teachers. As a method of research, a questionnaire was chosen, in which 106 people participated. The survey showed a different composition of participants: by pedagogical experience, place of work, different types of educational organizations, taught academic subjects. Most respondents are teachers of universities, schools, gymnasiums. The analysis of the respondents ' answers confirmed the need for a joint Russian-Belarusian educational project, one of the goals of which is to broadcast the spiritual and moral values shared by the Russian and Belarusian peoples through the publication of a training manual. According to Belarusian teachers, the manual in Russian, devoted to historical issues, will be in demand in the educational process of schools and universities. Analysis of the questionnaires showed, what information should be included in a textbook on the Great Patriotic War, taking into account the need to simultaneously solve the problems of historical and philological direction (popularization of the Russian language): an overview of key historical events, documents, memoirs, and visual sources of information, including maps. The aspect of benefits as an opportunity for improvement in the Russian language, have not attracted the interest of educators, first, in connection with that the Russian language in Belarus is taught in schools, and, secondly, the theme of the war are so tremendous that absorbs the readers ' attention entirely. The survey demonstrated the readiness of Belarusian teachers to strengthen cooperation in the humanitarian sphere, expand the educational space, exchange pedagogical experience in the face of civilizational challenges, the emergence of digital educational technologies.

Текст научной работы на тему «О российско-белорусском образовательном проекте «Память о Великом подвиге (1941-1945 гг. )» как средстве формирования общей исторической памяти народов России и Белоруссии (на материалах анкетирования белорусских педагогов)»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Е. Е. Вяземский

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского педагогического государственного университета, ведущий научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва

E-mail: viazemskiy@rambler.ru

Evgeny E. Vyazemskiy Dr. Sc. (Education), Professor, Head of the Chair for the history teaching methods, Moscow pedagogical state university, leading researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

УДК 372.893 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10098

О российско-белорусском образовательном проекте «Память о Великом подвиге (1941-1945 гг.)» как средстве формирования общей

исторической памяти народов России и Белоруссии (на материалах анкетирования белорусских педагогов)*

В статье подчеркивается взаимная заинтересованность педагогов России и Белоруссии в сотрудничестве через общие, актуальные для обеих сторон темы. Одна из них — тема Великой Отечественной войны. Целью статьи было выяснение, существует ли и, если да, насколько актуален для современных белорусских педагогов запрос на разработку совместных российско-белорусских проектов в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, в котором приняли участие 106 человек. Участники анкетирования различались по педагогическому стажу, месту работы, типам

Е. А. Крючкова

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: elena.kryuchkova.58@ mail.ru

Elena A. Kryuchkova

PhD (Education) Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

* Статья подготовлена в рамках проекта «Создание учебно-методического пособия „Память о Великом подвиге" для использования в деятельности центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Беларусь», выполняемого в соответствии с Соглашением № 073-15-20191331 от 1 октября 2019 года между Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Как цитировать статью: Вяземский Е. Е., Крючкова Е. А. О российско-белорусском образовательном проекте «Память о Великом подвиге (1941-1945 гг.)» как средстве формирования общей исторической памяти народов России и Белоруссии (на материалах анкетирования белорусских педагогов) // Ценности и смыслы. 2019. № 6 (64). С. 80-93.

образовательных организаций, в которых они работают, преподаваемым учебным предметам. Большинство респондентов — преподаватели университетов, школ, гимназий. Анализ ответов респондентов подтвердил необходимость совместного российско-белорусского образовательного проекта, одна из целей которого — трансляция с помощью публикации учебно-методического пособия общих у российского и белорусского народов духовно-нравственных ценностей. По мнению белорусских педагогов, пособие на русском языке, посвященное исторической проблематике, будет востребованным в образовательном процессе школ и университетов. Анализ анкет показал, какие информационные блоки должны быть обязательно включены в учебно-методическое пособие о Великой Отечественной войне с учетом необходимости одновременного решения задач исторической и филологической направленности (популяризация русского языка): обзор важнейших событий Великой Отечественной войны, документы, мемуары, визуальные источники информации, в том числе карты. Такой аспект пособия, как возможность совершенствования в русском языке, не вызвал интереса у педагогов в связи с тем, что, во-первых, русский язык в Белоруссии изучают в школах, а во-вторых, тема войны настолько грандиозна, что поглощает внимание читателей целиком. Анкетирование продемонстрировало готовность белорусских педагогов к укреплению сотрудничества в гуманитарной сфере, расширению общего образовательного пространства, обмену педагогическим опытом в условиях цивилизационных вызовов, введения цифровых образовательных технологий.

Ключевые слова: российско-белорусский образовательный проект, Великая Отечественная война, духовно-нравственные ценности, популяризация русского языка, историческая память, патриотизм, гражданская идентичность, героико-историческая тематика, укрепление связи между поколениями.

Сотрудничество ученых, педагогов, деятелей культуры России и Белоруссии в области науки, образования, культуры формирует пространство плодотворного российско-белорусского диалога. В таком взаимном диалоге всегда находились и находятся сегодня точки соприкосновения, взаимодействия, историко-культурного синтеза. Одной из таких точек, формирующих общую память народов России и Белоруссии и фактически ключевой темой истории ХХ в., является тема Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война — одна из важнейших составляющих общей исторической памяти российского и белорусского народов.

И в России, и в Белоруссии уделяется большое внимание воспитанию патриотизма, который рассматривается как важнейшая ценность гражданского общества [1; 2]. Такое сложное явление, как патриотизм, рассматривается педагогами как чувство социальной ответственности за судьбу Отечества, разделяемое личностью и обществом, чувство гордости за достижения и подвиги предыдущих поколений.

Для российского общества важно определить отношение к патриотизму и место этой важнейшей ценности среди других базовых российских ценностей. Дискуссии 1990-х гг., в которых были высказаны самые разнообразные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения — от отрицания патриотизма и возвеличивания однобоко трактуемых общечеловеческих ценностей до примитивно понимаемого патриотизма, сыграли большую роль в становлении подходов к пониманию патриотизма как значимого качества личности и общества.

Если обратиться к истории, то патриотизм всегда рассматривался в культурном коде обществ и цивилизаций как безусловно позитивное качество. Более того, уже в древних государствах, например Афинах, Спарте, Риме, патриотизм ассоциировался с осознанием своей принадлежности к определенному обществу и равнялся понятию «гражданин». Из глубин истории до наших дней дошел эпизод из греко-персидских войн об отважной защите прохода в Фермопильском ущелье спартанцами, которых насчитывалось всего 300, во главе с царем Леонидом. Этот эпизод считается классикой среди других примеров патриотического подвига и на протяжении двух тысяч лет прославляется поэтами, изучается в школах (на этот пример ссылались и в Древнем мире, и в Средневековье, и в Новое время). Этот эпизод присутствует и в современных российских учебниках по истории древнего мира для пятого класса. Сегодня во многих европейских странах патриотизм связывается с гражданским образованием [5].

С укреплением государственности, ростом понимания неразрывности связи разных поколений российского общества, осознанием необходимости формирования российской гражданской идентичности молодежи перед российским образованием встали задачи воспитания гражданина, патриота, духовно-нравственной личности, активного члена общества, деятельно относящегося к настоящему и будущему Отечества.

Идея патриотизма значима для многонациональной России с учетом вызовов современной эпохи, важнейшие из них — геополитические.

Цивилизационные особенности евразийской России, находящейся между евроатлантической западной и восточной цивилизациями, включают идеи защиты Отечества, толерантности, гражданственности, сплочения, консолидации многонационального российского народа, созидательного труда, духовности, нравственности, коллективных начал, отрицания индивидуализма и показухи, превалирования общих интересов над личными, выполнения долга перед обществом и государством и др. Сегодня эти начала как никогда востребованы в современном российском обществе. При этом объединяющей идеей выступает патриотизм, включающий культурно-исторический (знание и понимание отечественной истории, культуры), военно-патриотический (готовность встать на защиту Отечества), общественный (ощущение своей причастности к стране, малой Родине, стремление развивать и укреплять Отечество) компоненты.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет феномен коллективной памяти народа. Возрождая отечественные традиции патриотического воспитания, мы опираемся на историческую память народа, культурные символы, образы истории (так, например, в годы Великой Отечественной войны были учреждены государственные награды в честь выдающихся полководцев прошлого — А. В. Суворова, М. И. Кутузова и др.). В нашей стране на государственном уровне проводится политика сохранения памяти (политика коммеморации) о ключевых событиях истории России. Это, прежде всего, военные парады на Красной площади (в День Победы, 7 ноября). Третьего декабря в России проводят траурные мероприятия, посвященные Дню Неизвестного солдата [7]. В пантеон государственных праздников включен до этого практически забытый знаменательный день — день освобождения Москвы от польских захватчиков в начале XVII в., ныне это День народного единства.

В современной России патриотическое воспитание возложено прежде всего на систему образования [6]. Министерство образования и науки РФ и его правопреемник Министерство просвещения РФ ежегодно направляет руководителям органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, Календарь образовательных событий [12; 13], приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Этот календарь позволяет руководителям образовательных организаций, педагогам планировать систему истори-

ко-культурных мероприятий (тематических уроков и др.), способствующих формированию чувства патриотизма школьников и студентов.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются во многих государственных документах Российской Федерации — в Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, программе патриотического воспитания [9]. Одним из последних такого рода важных документов является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. (№ 683) [10]. Этот документ определяет отношение российского государства к многообразным вызовам современного этапа мирового развития, с которыми сталкивается российское общество в целом и каждый гражданин России в частности. Стратегия имеет самое непосредственное отношение к российской системе образования, и в этом смысле сочетается с идеями Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [11], где сформулированы ключевые направления гражданского и патриотического воспитания, уважения к своей семье, обществу, государству, к духовно-нравственным и социокультурным ценностям, национальному культурному и историческому наследию формирования российской идентичности молодежи.

Важнейшая задача российского общего образования — формирование российской гражданской идентичности, основой которой является патриотизм. Задача российского педагогического сообщества — создать условия для гармонизации общечеловеческих ценностей, российской гражданской идентичности и этнической принадлежности. Необходимость формирования российской гражданской идентичности стала особенно актуальной в условиях «парада суверенитетов», когда стала распадаться «времен связующая нить». Восстановить эту нить, то есть сформировать общероссийский культурно-исторический код (по образному выражению В. А. Никонова, российскую матрицу [8]) призвано историческое образование студентов и школьников. Поиски основ национальной и культурной идентичности характерны и для Белоруссии [14]. Для формирования гражданской идентичности необходимо обращение к исторической памяти как хранительнице не только общегражданских, но и семейных ценностей, которая обеспечивает связь поколений общества. Задача педагогов — не обострять противоречия между поколениями, а укрепить их социально-психологическое единство, способствовать формированию культурной преемственности.

С гражданской идентичностью тесно связано формирование патриотизма, который основывается на таких общечеловеческих качествах, как гуманизм, толерантность, неприятие шовинизма и агрессивного стиля поведения, способность к сотрудничеству, в том числе межэтническому, и др.

Воспитание патриотизма — прерогатива не только государства в лице государственной системы образования, но и, самое главное, гражданского общества, которое реализует идею патриотизма через общественные организации, вовлекающие школьников и молодежь в активные социальные проекты разного уровня и разной направленности (самоуправление, экология, преобразование городской среды и др.). Социальная активность молодежи — тот стратегический ресурс, который будет способствовать инновационному развитию страны. Повышение социальной мобильности и востребованности молодежи будет способствовать сплочению гражданского общества и в России, и в Белоруссии.

При реализации данного российско-белорусского проекта авторы поставили перед собой задачу на конкретном материале раскрыть общий подвиг народов России и Белоруссии в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Для решения этой задачи коллектив авторов — участников проекта готовит к изданию учебно-методическое пособие «Память о Великом подвиге (1941-1945 гг.)». Это пособие предназначено для образовательного процесса в центрах открытого образования в Республике Беларусь. Разумеется, его смогут использовать педагоги и учащиеся двух стран, которые изучают историю Второй мировой и Великой Отечественной войн.

История Великой Отечественной войны [9] как главная составляющая Второй мировой войны с момента ее окончания всегда подвергалась различного рода интерпретациям, а подчас и фальсификациям. Итоги Второй мировой войны (включая формирование нового миропорядка, становление нового геополитического баланса сил в мире, формирование новой карты Европы и другие факторы) затрагивали и затрагивают интересы многих государств, правительства и политическая элита которых которые заинтересованы в пересмотре итогов войны. Поэтому уже с самого начала послевоенного периода истории (начиная с 1945 г.) в некоторых странах Запада подвергается сомнению решающий вклад СССР в разгром фашизма в Европе. Стратегическим направлением попыток пересмотра характера и итогов Второй мировой войны в историографии

ряда стран Европы и США являются попытки возложить на СССР наряду с Германией ответственность за развязывание войны и тем самым фактически уровнять политическую ответственность руководителей СССР и нацистской Германии. В русле этого стратегического пересмотра исторических оценок причин, характера и последствий Второй мировой войны ключевым средством фальсификации истории войны [3] является принижение или отрицание массового характера подвига советского народа, героизма советских людей разных национальностей, внесших решающих вклад в разгром сил германского нацизма и его сателлитов, союзников по коалиции Берлин — Рим — Токио. Для реализации этих попыток фальсификации истории Второй мировой и Великой отечественной войны применяются разные средства от исторических трудов до произведений литературы, искусства, кинематографа.

В русле попыток фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн предпринимаются действия в явной или завуалированной формах пересмотреть оценки деятельности националистических и коллаборационистских движений, представители которых фактически взяли на себя роль создателей преступного «нового порядка» на территориях СССР и других стран, оккупированных нацистской Германией. В некоторых постсоветских государствах (Эстония, Литва, Латвия, Украина) произошел радикальный пересмотр итогов Великой Отечественной войны. Здесь «героями» стали считаться местные националисты, сотрудничавшие с фашистами и совершавшие кровавые злодеяния над собственным народом. Такая же тенденция характерна для ряда бывших социалистических стран, участниц распавшегося Варшавского договора.

При этом в ряде случаев подчеркивается, что эти коллаборационистские силы не во всех случаях были прямыми союзниками гитлеровской Германии. Да, действительно, в своей политической практике националистические силы и коллаборационистские движения могли преследовать конкретные политические цели, которые могли не совпадать с целями и задачами руководителей нацистской Германии. Вместе с тем борьба против Красной Армии, попытки создать в послевоенной Европе иной расклад политических сил объективно мешали формированию единого антифашистского фронта, что продлевало агонию нацистского режима.

Таким образом, спустя почти 75 лет после окончания Второй мировой войны тема Великой войны (включая ее итоги, осмысление нрав-

ственного подвига советского народа, антифашистов других стран) становится все более актуальной для историков, для деятелей культуры и искусства постсоветских стран. Поэтому идею подготовить совместное российско-белорусское учебно-методическое пособие, посвященное трагическим событиям и итогам Великой Отечественной войны, подвигу советского народа, можно рассматривать как актуальную политическую, теоретически и практически значимую задачу.

На первом этапе подготовки пособия было проведено анкетирование, одной из целей которого было выявление потребности педагогической общественности Белоруссии в российско-белорусских контактах через реализацию социально значимого для обеих совместного проекта «Память о Великом подвиге (1941-1945 гг.)».

На вопросы анкеты ответили 106 человек. В основном это преподаватели университетов (25) и колледжей (12), школ (38, включая школы-интернаты), гимназий (13), а также педагоги социально-педагогических центров, дошкольных учреждений, детских юношеских спортивных школ.

В анкетировании приняли участие педагоги, в основном, молодого (стаж педагогической работы до 5 лет — 31 человек, стаж 10-15 лет — 35 человек), а также среднего (стаж педагогической работы 15-25 лет — 17 человек, 25 лет и более — 23 человека) возраста. Эти данные интересны с точки зрения того, что учительская молодежь практически не имеет опыта педагогического сотрудничества с российскими коллегами и считает такой опыт позитивным для обогащения собственного педагогического опыта и разработки совместных проектов, поддерживающих коллективную память двух наших народов об общей исторической судьбе.

По результатам анкетирования 2/3 респондентов не имеют опыта создания учебных и учебно-методических пособий. В то же время 1/3 респондентов (довольно высокий процент опрошенных) подтвердили, что имеют такой опыт, что показывает определенный уровень качества полученных ответов на вопросы о составе информационных материалов будущего издания.

Результаты анкетирования свидетельствуют о большом интересе к теме не только педагогов, непосредственно связанных с преподаванием темы Великой Отечественной войны (35 историков), но и преподавателей других учебных дисциплин (физики, химии, биологии, физической культуры, информатики и др.), в том числе занимающихся напрямую воспитательной работой (социальные педагоги). Этот факт показыва-

ет, что предлагаемая тема как никогда актуальна и для России, и для Белоруссии в плане формирования духовно-нравственных ценностей, связи поколений, исторической памяти, общности исторической судьбы белорусского и российского народов, особенно учитывая предпринимаемые попытки фальсификации итогов Второй мировой войны, решающей частью которой была Великая Отечественная война советского народа. Педагоги рассматривают тему Великой Отечественной войны как одно из важнейших направлений в собственной воспитательной работе, как урочной, так и внеурочной, которую ведут учителя-предметники в качестве классных руководителей, а также в качестве руководителей кружков, секций, факультативов и др.

К сожалению, лишь несколько филологов приняли участие в анкетировании и ответили на предлагаемые вопросы (среди них: преподавателей русского языка — 6, белорусского языка — 5, литературы — 4), поэтому линия популяризации русского языка через данное пособие пока выпадает. По крайней мере, подавляющее большинство опрошенных не обратили на такую возможность внимания. Большинство анкетируемых считает вопрос популяризации и анкетирования русского языка среди белорусской молодежи малоактуальным (14) и неактуальным (33). Подобная тенденция связана с достаточной распространенностью русского языка в Белоруссии, но в то же время возникает версия о снижении интереса к его изучению, что ставит проблему создания в Белоруссии специальных центров по изучению русского языка. Анкета в данном отношении прямого ответа не дает, хотя большинство респондентов поддержало пункт о востребованности совместного российско-белорусского пособия о войне среди молодежи, что свидетельствует о достаточном уровне знания русского языка среди молодежи.

Характерно, что большинство опрошенных считает изучение темы Великой Отечественной войны актуальным всегда в силу ее особой важности (51 человек), а особенно в преддверии 75-летнего юбилея Победы (50 человек). 32 человека подчеркнули важность совместного российско-белорусского проекта. Только семеро, уточним, это не специалисты-историки, посчитали тему в полной мере изученной, с чем, конечно же, согласиться нельзя. 36 человек предложили найти новые подходы к освещению истории войны. Хотя респонденты не уточнили, о каких новых путях может идти речь, подчеркнем, что составители анкеты прежде всего имели в виду возможности новых информационных

технологий. Помимо традиционного визуального ряда (кино- и фотодокументы) в пособие могут быть включены (при наличии технической возможности) интерактивные материалы (например, карты), с которыми могут активно работать пользователи пособия. В содержательном плане новизна — это ранее замалчиваемые материалы, а также новые материалы по фальсификации истории войны и др.

Учитывая, что изучению Великой Отечественной войны в Белоруссии, которая очень сильно пострадала в годы войны, уделяется большое внимание [4; 15], подавляющее большинство респондентов все же полагает, что тема Великой Отечественной войны неисчерпаема, многое еще предстоит открыть и ввести в научный оборот и образовательное пространство. Сейчас как никогда важно обратиться к совместной борьбе наших и других народов против фашизма, человеконенавистничества, геноцида, варварского уничтожения памятников культуры. К сожалению, все это актуально и для современного мира.

Отвечая на вопрос об адресате пособия, 86 человек посчитали, что такое совместное российско-белорусское пособие необходимо в первую очередь для белорусских университетов.

Респонденты подчеркивают: сегодня необходимо не только рассказывать молодежи о Великой Отечественной войне, но делать это на документальном материале. Показать войну правдиво — только подлинная история войны может всколыхнуть современную молодежь.

Среди пособий, наиболее важных для изучения Великой Отечественной войны, на первом месте находятся учебники, сборники документов, хрестоматии, документальные кино- и фотоматериалы; на втором месте — научно-популярная и биографическая литература, мемуары, художественная литература. Современные учебники снабжены отрывками из документов, существуют специализированные образовательные сайты документов, используемых в школьном и университетском образовании. Для школы документы адаптируются, снабжаются вопросами и заданиями, развернутыми комментариями и описаниями. События XX — начала XXI века отражены в кино-, фотодокументах, аудиозаписях. Традиционные пособия (учебники, учебные пособия) снабжены авторским текстом, отрывками из документов, визуальным рядом (картами, фотографиями, графиками, таблицами и др.).

По мнению респондентов, подобные информационные блоки должны быть и в предлагаемом совместном пособии. В то же время новое пособие

должно показывать новые методические пути подхода к изложению темы и др. Такой подход реализуется в пособии через решение двуединой задачи: исторической и филологической направленности. Помимо отрывков из мемуаров, документов, пособие ориентировано на представление отрывков художественных произведений разных жанров о войне.

Педагоги поддержали пункт о включении в пособие полного перечня информационных ресурсов по тематике с указанием содержания информационных сайтов в качестве методического подспорья.

Анкетируемые согласны с тем, что комплекс разнообразных информационных материалов непременно должен быть снабжен развернутым методическим сопровождением. Поэтому методически целесообразно показать алгоритм работы с информацией разных жанров, например, с документальным материалом, биографической литературой, визуальной информацией.

В целом респонденты позитивно отнеслись к разработке и созданию совместного российско-белорусского пособия по истории Великой Отечественной войны, подчеркивая актуальность и важность темы, необходимость укрепления сотрудничества между Белоруссией и Россией в образовательной, научной и культурной сфере, повышения профессионального уровня через обмен информацией, трансляции общих основ духовно-нравственной культуры.

Возможность изучить историю Великой Отечественной войны по совместно подготовленному пособию представит более полную картину войны белорусскому студенчеству, расширит российско-белорусское сотрудничество, укрепит связи в гуманитарной сфере, предоставит возможности совершенствования в русском языке белорусской молодежи, поднимет на новый уровень общение между профессорско-преподавательским составом белорусских и российских вузов, укрепит научное сотрудничество между научными учреждениями. Издание может быть адресовано в качестве методического пособия учителям школ и гимназий, а также старшеклассникам в качестве внеурочного учебного пособия.

Проведенное анкетирование показывает актуальность гражданско-пат-риотических ценностей для Белоруссии. Полагаем, что опыт России и Белоруссии в патриотическом воспитании молодежи на материалах истории Великой Отечественной войны должен получить развитие, в том числе средствами российско-белорусских образовательных проектов. Проведенное

исследование показало, что стратегия взаимодействия в рамках совместных проектов эффективна и обладает воспитательным потенциалом.

Литература

1. Беляева Г. Н. Инновационный проект «Внедрение авторских электронных средств обучения и воспитания в процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся // Народная асвета, 2014. С. 18-23.

2. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Минск: Издательский центр БГУ, 2004. 232 с.

3. ВяземскийЕ. Е., Стрелова О. Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование: метод. пособие. М.: Русское слово, 2014. 136 с.

4. Дианова Т. Б., Косарева С. Г.,Ивицкий А. М. Беларусь в годы Великой Отечественной войны (1941-1944 гг.): учеб.-метод. пособие для студентов 1-го курса всех специальностей и форм обучения. Витебск: ВГАВМ, 2016. 36 с.

5. Коростелева А. А. Современная французская система образования: содержание и инновации в области гражданского образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 4. С. 72-81.

6. Крючкова Е. А. Гражданская идентичность и обучение истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № 1. С. 39-47.

7. Мединский В. Р., Мягков М. Ю., Никифоров Ю. А. Военная история России: уч. пособие для общеобр. орг-ций / под общей ред. В. Р. Мединского. М.: Просвещение, 2017. 456 с.

8. Никонов В. А. Российская матрица. М.: Русское слово, 2014. 992 с.

9. Об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы: Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493 // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/21341 (дата обращения: 29.10. 2019).

10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 29.10.2019).

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.htm (дата обращения: 29.10.2019).

12. Стрелова О. Ю., ВяземскийЕ. Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: метод. пособие. М.: Русское слово, 2014. 72 с.

13. Стрелова О. Ю.,ВяземскийЕ. Е., Болотина Т. В. Тематические уроки к Календарю образовательных событий: метод. пособие. М.: Русское слово, 2019. 144 с.

14. Чикалова И. Р. Белорусская национальная и культурная идентичность в оптике фронтирных исследований // Актуальные проблемы истории и культуры: сб. науч. ст. / гл. ред. В. В. Данилович. Вып. 1: Европа: актуальные проблемы этнокуль-туры. Минск: Беларус. навука, 2018. С. 71-76.

15. Лтвт М.Я. Вусны часошк «Я сын вайны салдата» // Народная асвета. 2015. С. 1-3.

ON THE RUSSIAN-BELARUSIAN EDUCATIONAL PROJECT

"MEMORY OF THE GREAT FEAT (1941-1945)" AS A MEANS OF FORMING A COMMON HISTORICAL MEMORY OF THE PEOPLES OF RUSSIA AND BELARUS (ON THE MATERIALS OF THE SURVEY OF BELARUSIAN TEACHERS)

The article emphasizes the mutual interest of teachers of Russia and Belarus in cooperation through common, relevant for both sides, topics. One of them is the theme of the Great Patriotic War. The purpose of the article is to find out whether and, if so, how relevant is the request for the development of joint Russian- Belarusian projects on the eve of the celebration of the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War for modern Belorussian teachers. As a method of research, a questionnaire was chosen, in which 106 people participated. The survey showed a different composition of participants: by pedagogical experience, place of work, different types of educational organizations, taught academic subjects. Most respondents are teachers of universities, schools, gymnasiums. The analysis of the respondents ' answers confirmed the need for a joint Russian-Belarusian educational project, one of the goals of which is to broadcast the spiritual and moral values shared by the Russian and Belarusian peoples through the publication of a training manual. According to Belarusian teachers, the manual in Russian, devoted to historical issues, will be in demand in the educational process of schools and universities. Analysis of the questionnaires showed, what information should be included in a textbook on the Great Patriotic War, taking into account the need to simultaneously solve the problems of historical and philological direction (popularization of the Russian language): an overview of key historical events, documents, memoirs, and visual sources of information, including maps. The aspect of benefits as an opportunity for improvement in the Russian language, have not attracted the interest of educators, first, in connection with that the Russian language in Belarus is taught in schools, and, secondly, the theme of the war are so tremendous that absorbs the readers ' attention entirely. The survey demonstrated the readiness of Belarusian teachers to strengthen cooperation in the humanitarian sphere, expand the educational space, exchange pedagogical experience in the face of civilizational challenges, the emergence of digital educational technologies.

Keywords: Russian-Belarusian educational project, Great Patriotic War,

spiritual and moral values, popularization of the Russian language, historical

memory, patriotism, civil identity, heroic and historical themes, strengthening the connection between generations.

References

• Belyaeva G. N. Innovacionnyj proekt «Vnedrenie avtorskih elektronnyh sredstv obucheni-ya i vospitaniya v process grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya uchashchihsya // Narodnaya asveta, 2014. S. 18-23. [In Rus].

• Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny). Minsk: Izdatel'skij centr BGU, 2004. 232 s. [In Rus].

• Vyazemskij E. E., Strelova O. Yu. Fenomen fal'sifikacii istorii Rossii i istoricheskoe obra-zovanie: metod. posobie. M.: Russkoe slovo, 2014. 136 s. [In Rus].

• 4. Dianova T. B., Kosareva S. G., Ivickij A. M. Belarus' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1944 gg.): ucheb.-metod. posobie dlya studentov 1-go kursa vsekh special'nostej i form obucheniya. Vitebsk: VGAVM, 2016. 36 s. [In Rus].

• Korosteleva A. A. Sovremennaya francuzskaya sistema obrazovaniya: soderzhanie i inno-vacii v oblasti grazhdanskogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. № 4. S. 72-81. [In Rus].

• Kryuchkova E. A. Grazhdanskaya identichnost' i obuchenie istorii // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2015. № 1. S. 39-47. [In Rus].

• Medinskij V. R., Myagkov M. Yu., Nikiforov Yu. A. Voennaya istoriya Rossii: uch. posobie dlya obshcheobr. org-cij / pod obshchej red. V. R. Medinskogo. M.: Prosveshchenie, 2017. 456 s. [In Rus].

• 8. Nikonov V. A. Rossijskaya matrica. M.: Russkoe slovo, 2014. 992 s. [In Rus].

• Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii» na 2016-2020 gody: Postanovlenie ot 30 dekabrya 2015 goda № 1493 // Pravitel'stvo Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/docs/21341 (data obrashcheniya: 29.10. 2019). [In Rus].

• O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 goda № 683 // Rossijskaya gazeta [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-sitedok.html (data obrashcheniya: 29.10.2019). [In Rus].

• Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r // Rossijskaya gazeta [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok. htm (data obrashcheniya: 29.10.2019). [In Rus].

• Strelova O. Yu., Vyazemskij E. E. Istoriya posle zvonka. Vneklassnaya rabota po istorii v shkole: metod. posobie. M.: Russkoe slovo, 2014. 72 s. [In Rus].

• Strelova O. Yu., Vyazemskij E. E., Bolotina T. V. Tematicheskie uroki k Kalendaryu obrazovatel'nyh sobytij: metod. posobie. M.: Russkoe slovo, 2019. 144 s. [In Rus].

• Chikalova I. R. Belorusskaya nacional'naya i kul'turnaya identichnost' v optike fron-tirnyh issledovanij // Aktual'nye problemy istorii i kul'tury: sb. nauch. st. / gl. red. V. V. Danilovich. Vyp. 1: Evropa: aktual'nye problemy etnokul'tury. Minsk: Belarus. navuka, 2018. S. 71-76. [In Rus].

• Litvin M. Ya. Vusny chasopik «Ya syn vajny saldata» // Narodnaya asveta. 2015. S. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.