Научная статья на тему 'Предъюбилейные размышления: ценности и смыслы общей памяти о Великой победе'

Предъюбилейные размышления: ценности и смыслы общей памяти о Великой победе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПОДВИГ НАРОДА / РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / HISTORICAL MEMORY / FEAT OF THE NATION / THE ROLE OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN HISTORICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчинников А. В., Половецкий С. Д., Седых В. В.

В статье актуализируется проблема сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Подчеркивается, что память о Великом подвиге в современных условиях должна сохраняться и углубляться. Для достойного представления общего исторического прошлого накануне 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне необходимо использовать все формы гуманитарного и научного сотрудничества. В этой связи важно помнить о многолетних традициях тесного взаимодействия, дружбы между народами России и Беларуси, сполна испытавшими ужасы и лишения военного лихолетья, своими героическими усилиями, вместе с народами СССР и других стран освободившими мир от коричневой чумы. Именно такое сотрудничество помогает в современных условиях сохранить общую правдивую память о военном времени. Подчеркнута особая роль исторической науки, русского языка в сохранении и преумножении памяти об общем подвиге наших братских народов, формировании правдивого ценностного отношения к Великой Победе над фашизмом у российской молодежи и у молодого поколения Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Овчинников А. В., Половецкий С. Д., Седых В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THOUGHTS BEFORE THE ANNIVERSARY: VALUES AND MEANINGS OF COMMON MEMORY ABOUT THE GREAT VICTORY

The article highlights the problem of preserving the historical memory about the Great Patriotic War. It is emphasized that the memory of the Great act of bravery should be preserved and expanded in this day and age. In order to present the common historical past, on the eve of the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, it is necessary to use all forms of humanitarian and scientific cooperation. In this regard, it is important to remember the long-standing traditions of close cooperation and friendship between Russian and Belarusian people, who have experienced a lot of horrors and hardships during the wartime, and who liberated the world from the fascism together with the peoples of USSR and other countries by their heroic efforts. It is precisely this kind of cooperation that helps nowadays to preserve the common truthful memory of wartime. This article emphasizes the special role of historical science and the Russian language in preserving and enhancing the memory of the common feat of our friendly nations, the formation of true value attitude to the Great Victory over fascism among Russian youth and the young generation of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Предъюбилейные размышления: ценности и смыслы общей памяти о Великой победе»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

А. В. Овчинников

Доктор педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: anatovch2014@yandex.ru

Anatoly V. Ovchinnikov Dr. Sc. (Education), Deputy Head of the Laboratory for the History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

УДК 372.893 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10093

Предъюбилейные размышления: ценности и смыслы общей памяти о Великой победе*

В статье актуализируется проблема сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Подчеркивается, что память о Великом подвиге в современных условиях должна сохраняться и углубляться. Для достойного представления общего исторического прошлого накануне 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне необходимо использовать все формы гуманитарного и научного сотрудничества. В этой связи важно помнить о многолетних традициях тесного взаимодействия, дружбы между народами России и Беларуси, сполна испытавшими ужасы и лишения военного лихолетья, своими героическими усилиями, вместе с народами СССР и других стран освободившими мир от коричневой чумы. Именно такое сотрудничество помогает в современных условиях сохранить общую правдивую память о военном времени.

Подчеркнута особая роль исторической науки, русского языка в сохранении и преумножении памяти об общем подвиге наших братских народов,

С. Д. Половецкий

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: polovez53@mail.ru

Sergey D. Polovetsky

Dr. Sc. (History), Leading Researcher at the Laboratory for the History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

* Статья подготовлена в рамках проекта «Создание учебно-методического пособия „Память о Великом подвиге" для использования в деятельности центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Беларусь», выполняемого в соответствии с Соглашением № 073—15—2019—1331 от 1 октября 2019 года между Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Как цитировать статью: Овчинников А. В., Половецкий С.Д., Седых В. В. Предъюбилейные размышления: ценности и смыслы общей памяти о Великой победе // Ценности и смыслы. 2019. № 6 (64). С. 6-17.

формировании правдивого ценностного отношения к Великой Победе над фашизмом у российской молодежи и у молодого поколения Республики Беларусь.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая память, подвиг народа, роль русского языка в историческом просвещении.

Всего несколько месяцев отделяют нас от знаменательного события — 75-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Каждый раз при праздновании очередного юбилея в сознании общества и каждого гражданина России и сопредельных государств, внесших вклад в разгром гитлеровского режима, рождаются новые смыслы этого поистине общенародного главного праздника в России, на постсоветском пространстве и во многих странах Европейского континента. И это будет продолжаться еще долгие годы, пока жива историческая память народов тех стран, по которым болезненно и безжалостно прошелся грозный пожар Второй мировой войны. Недаром 2020 год Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2019 года № 327 объявлен в стране Годом памяти и славы.

Чем дальше от нашего времени уходит героическое время Великой Отечественной войны, тем масштабнее представляется величие свершившейся Победы, одержанной во имя мира и прогресса человечества. В 1945 году был побежден фашизм не только как политическая система. Прогрессивный мир, человеческий разум нанес сокрушительный удар по фашизму как философии уничтожения личности, как псевдоучению, которое в основу Жизни закладывало бесправие разума перед низменными инстинктами. Это был страшный социальный эксперимент, проводимый с помощью грубой, беспощадной силы,

В. В. Седых

Кандидат педагогических наук, советник директора по научным проектам и программам Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: sedykh.vadim@gmail.com

Vadim V. Sedykh

PhD (Education), Advisor to the Director for Research Projects and Programs, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

ставящий во главу всей деятельности полное пренебрежение к индивидууму, законам развития человеческой культуры, общества, всей земной цивилизации.

В большинстве случаев история не знает сослагательного наклонения. Однако любой юбилей — это прежде всего хороший повод для размышлений о прошлом, о возможных путях развития социальных общностей самого различного уровня. А без размышлений о прошлом невозможно устремить взгляд в будущее. И в этой связи, по прошествии большого периода с момента окончания Второй мировой войны, все более отчетливо проявляется понимание того, что победа фашизма на нашей планете означала бы абсолютное прекращение на ней свободного развития мировой цивилизации, мировой общественной мысли. Помимо этого, была бы подавлена воля практически каждого человека на Земле. Он лишился бы возможности совершать самостоятельные, обдуманные поступки, ставить перед собой цели, задачи, направленные на собственное развитие, а это в корне противоречит всем принципам гуманитарного развития на нашей планете.

Без малого век назад, в 1930-х — первой половине 1940-х годов, население Европейского континента находилось в далеко не лучшем духовно-политическом состоянии. Оно оказалось подчиненным почти тотальному насилию со стороны малой группы представителей германского общества, стремившихся к заведомо невыполнимой цели. Это сообщество желало установить новый мировой порядок практически во всех странах, экономическая и политическая мощь которых до этого не вызывала сомнений. Этот новый порядок представлял извращенный, понятный только гитлеровскому фашизму образ смертоносного конвейера, созданного для морального и физического уничтожения людей.

Все это делалось лишь для реализации идеи нового порядка рабовладения, эфемерного величия особой когорты избранных, миссия которых якобы состояла в том, чтобы по своему разумению решать и разрешать все проблемы мирового развития. Идейной основой «нового порядка» стала человеконенавистническая «расовая теория» нацистов, которая утверждала превосходство арийской расы над всеми другими, необходимость расширения «жизненного пространства» для немцев и их «право» на мировое господство. При этом отбрасывались идеалы и ценности подавляющего большинства населения земного

шара, которое рассматривалось не иначе как биологический мусор или масса для проведения зверских социальных экспериментов. Для реализации столь бесчеловечных целей и была развязана Вторая мировая война, главной частью которой стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Реализуя свои бредовые идеи, в оккупированных районах СССР гитлеровцы истребили и замучили около 10 млн советских граждан. Символом вселенского горя и скорби стала белорусская Хатынь, все жители которой были сожжены заживо. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей, младшему из которых было семь недель. Человечество еще не знало таких чудовищных злодеяний, какие творили на земле России и Беларуси фашистские палачи.

«Война — это травматическая эпидемия» [3, с. 25]. Такое определение дал в своем учебнике по военно-полевой хирургии наш великий соотечественник Николай Иванович Пирогов, принимавший участие в двух войнах в качестве полевого хирурга. И сегодня, в канун очередного юбилея разгрома фашизма, эти слова великого отечественного врача-гуманиста звучат с особой актуальностью.

Да, действительно, как травматическая эпидемия распространялся новый мировой порядок. По всей Европе слышалась немецкая речь. Парадные расчеты германской армии уверенно чеканили шаг на площадях столиц покоренных стран. Впору было задавать вопросы: неужели за этим будущее и что можно противопоставить этому кошмару?

Так уж сложилось в мировой истории, что ответы на эти вопросы были найдены в Советском Союзе, граждане которого противопоставили гитлеровским оккупантам свой героизм, свою веру в победу над мировым злом.

Одна из сильных позиций нашей страны заключалась в том, что к началу Великой Отечественной войны, возможно, и формально, но было достигнуто единство нации. Говоря современным языком, вполне возможно было вести разговор о сформированности советской идентичности, что было достигнуто благодаря мощной пропаганде единства народов СССР. И это обстоятельство имело большое значение в достижении нашей победы.

Противостояние двух сторон в годы любой войны имеет несколько измерений, в том числе измерение духовное, историческое. Если для немецкой нации идея приобретения территорий генетически четко

прослеживается, то для российской цивилизации, напротив, всегда была важна организация защиты своих, поистине бескрайних границ от вражеских устремлений.

Это духовное начало, которое сыграло огромную роль в деле защиты Родины, и является основой, на которой зарождается и развивается то, что становится Подвигом, под которым понимается «героический, самоотверженный поступок» [2].

Может показаться, что подвиг является результатом единичного волевого акта личности. И в этом есть определенная доля правды. Однако подготовка личности к совершению подвига — это длительный социальный процесс, в котором участвуют многие факторы. Подвиг рождает героя, который с доблестью и самоотверженностью их совершает. В истории существуют такие времена, когда подвиги становятся массовым явлением и на определенном этапе рождают феномен массового героизма. Можно сделать заключение о том, что и массовый подвиг народа, защищающего свою Родину от врага, готовится всем ходом исторического развития этого народа, его способностью принять и переработать в нужное время все явные и потаенные смыслы своего прошлого и настоящего. Именно это, по нашему глубокому убеждению, произошло в трудные годы Великой Отечественной войны.

В боях советские солдаты и офицеры проявили непоколебимую стойкость, мужество и массовый героизм. За боевые подвиги 7 млн воинов, представлявших 100 национальностей, были награждены орденами и медалями. 11 603 человека удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Понять, осознать, пропустить через собственно «я» то, что называется массовым героизмом, сегодня означает стать сопричастным тому великому Подвигу, который совершили наши предки на полях сражений Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах за линией фронта или в глубоком тылу, на промышленных предприятиях и сельскохозяйственных полях. Героическим и ратным трудом наши предшественники приближали великое торжество Дня Победы.

Приведем в качестве примера партизанскую борьбу народов, восставших против фашизма, защищавших свои духовные ценности во время военного лихолетья. В 1941-1944 годах на оккупированной территории СССР численность партизан и подпольщиков превысила 1 млн человек. В антифашистском движении Сопротивления на терри-

тории зарубежных стран принимали участие свыше 40 тыс. граждан СССР.

Особый размах получила народная борьба на оккупированной территории Беларуси, в ней приняли участие более полумиллиона советских людей. Такого подъема партизанского и подпольного движения не знала ни одна страна Европы. Среди партизан Беларуси были представители 70 национальностей. Героическая борьба партизан и подпольщиков стала одним из важных источников победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Для каждого поколения российских граждан Великая Отечественная война рано или поздно становится своей войной. Молодые поколения уже фактически лишены возможности общения с непосредственными участниками событий тех далеких лет. И это обстоятельство имеет важное социальное значение. Прежде всего, на порядки повышается ответственность тех, кто берется писать учебники и учебные пособия на военную тему.

Еще одно обстоятельство, которое заслуживает детальных предъюбилейных размышлений,— профессионализм при изложении фактов и событий Великой Отечественной войны. Тема войны с гитлеровской Германией, безусловно, будет вечной. Ранее существовала, можно сказать, монополия на истину о Великой войне и Великом подвиге. Гораздо сложнее обстоит дело сейчас. В эпоху информационного общества разнообразные представления о войне, а главное, восприятие этой информации молодым поколением разных стран становятся фактически нерегулируемыми со стороны властных институтов, определяющих государственную культурную и образовательную политику.

Однако есть фундаментальные ценности, которые неподвластны времени. Речь идет о решающем вкладе Советского Союза в разгром фашизма. И здесь можно привести неоспоримые исторические факты. 27 млн человек погибших — такую цену заплатил советский народ за Победу. Крупнейшими сражениями Второй мировой войны, коренным образом изменившими ее ход, стали битва под Москвой, Сталинградская и Курская битвы, Белорусская наступательная операция, взятие советскими войсками Берлина, освобождение народов Европы от фашистского ига.

Протяженность советско-германского фронта на протяжении вой-

ны превышала 6 тыс. километров, в то время когда в Италии и Северной Африке протяженность фронтов не превышала 350 км, а в Западной Европе — 800 км. К середине 1944 года на советско-германском фронте одновременно действовали от 190 до 270 дивизий противника, в то время как против англо-американских войск в Северной Африке и в Италии от 7 до 26 дивизий. Второй фронт в Европе был открыт только 6 июня 1944 года. За годы войны на советско-германском фронте было уничтожено более 600 дивизий вермахта. Англия и США разбили и взяли в плен в Северной Африке и Западной Европе 176 дивизий. На Востоке гитлеровцы потеряли три четверти авиации, большую часть артиллерии и танков, тысячи боевых кораблей и транспортных судов. Всего фашистская Германия потеряла в войне 13,6 млн солдат и офицеров, из них 10 млн человек — на советско-германском фронте, главном и решающем фронте Второй мировой войны.

В 1941-1945 годах против СССР вела войну не только фашистская Германия, но и ее союзники — Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия, Словакия, Хорватия, Испания. В распоряжении Германии находились промышленные мощности и резервы топлива и электроэнергии, по существу, всех стран Европы.

Надо сказать, что вопросы ценностного отношения к событиям прошедшей войны явление далеко не новое, а имеющее свою богатую историю, отсчет которой следует начинать с первого осмысления военных событий их современниками. Вряд ли следует забывать о том, что в те времена господствовал идеологический фильтр, который во многом порождал иррациональность в интерпретации военных событий для молодого поколения. И это обстоятельство необходимо учитывать и сегодня. Вместе с тем нельзя допустить и резкой ценностной межпоколенческой дезинтеграции, образец которой пришлось наблюдать совсем недавно — в последнем десятилетии ХХ века. Тогда вместо чистой воды из открытых исторических источников многие авторы, создававшие научные труды и учебные пособия на темы Великой Отечественной войны, предпочитали помещать на страницах изданий сенсации и пикантные данные, которые далеко не всегда можно было назвать грамотно выстроенными историческими фактами. К сожалению, на них воспитывалось целое поколение наших соотечественников, людей на всем постсоветском пространстве.

Сегодня также возникает ряд сложных вопросов, например, как

представить молодому поколению стран СНГ информацию о том, что их государства и Российская Федерация были единым государством и это стало важным источником нашей общей Победы. Тем более что сегодня у независимых государств далеко неодинаковые идеологические установки, ценностные ориентиры власти и населения.

В таких условиях общий Подвиг, идея которого на протяжении десятилетий носила консолидирующий характер, приобретает множественные интерпретации, набор которых может сыграть далеко не позитивную роль в воспитании у современной молодежи чувства уважения к истории, воинским традициям. Молодым людям будет сложно представить то духовное единение многих народов и народностей СССР, лучшие представители которых героически сражались за свободу и независимость своего единого тогда государства, отдавали свои жизни за право его дальнейшего существования на планете.

Сказанное свидетельствует о необходимости постоянного и целенаправленного ознакомления молодого поколения стран постсоветского пространства с историей Великой Отечественной войны. Сегодня это является важнейшей геополитической и идеологической задачей и ареной взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций стран СНГ.

Особое место должно занимать тесное сотрудничество между странами, в которых отношение к Великой Отечественной войне, изложение ее истории, по крайней мере, не имеет противоречий, как, например, между Российской Федерацией и Беларусью. Вряд ли стоит лишний раз говорить об общности судеб этих государств в годы Великой Отечественной войны. Беларусь, в то время Белорусская ССР, стала практически выжженной территорией, наиболее пострадавшей от немецко-фашистских оккупантов, как и западные районы Российской Федерации. Представители этих народов героически освобождали свою землю, а потом восстанавливали на ней разрушенное гитлеровцами народное хозяйство. Этот героический подвиг не знает межгосударственных различий, а значит, и историческая, генетическая память у населения этих районов во многом общая. И сегодня важно помнить об этом.

Эта война действительно Отечественная и действительно Великая. Так ее назвали те, кто непосредственно в те годы вступил в смертельную схватку с фашизмом и ценой огромных жертв и страданий заду-

шил его в его же собственном логове. Германские фашисты, планируя «молниеносную» войну против СССР, надеялись, что многонациональная советская страна в условиях войны распадется на отдельные части, которые будут быстро завоеваны. Надежды гитлеровцев не оправдались: народы многонациональной страны в едином строю выступили против оккупантов и разгромили их.

Значимая роль в сохранении Великой Памяти о Великой войне принадлежит русскому языку — языку межнационального общения. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что «особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах — участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции» [1].

Именно русский язык был государственным языком страны, которая победила в Великой Отечественной войне. На этом языке разрабатывались стратегические планы и отдавались приказы, которые вели войска к достижению победы над врагом. Великий и могучий русский язык в годы военного лихолетья стал основой творчества писателей и поэтов военной поры, создавших бессмертные произведения. Они поднимали дух воинов, шедших в атаку, славных работников тыла, которые, не жалея сил, работали почти круглосуточно, урывками отдыхали, не отходя от своего рабочего места, многократно перевыполняя производственные задания и тем самым создавая прочную материальную основу достижения победы над фашизмом.

Кроме того, сегодня нужно обратить особое внимание и на тот факт, что менее чем за четыре года Великой Отечественной войны гуманитарная культура славянских народов пополнилась неоценимым филологическим богатством, ставшим общенародным, а теперь и межгосударственным достоянием. Военная проза, стихи, песни и сегодня активно звучат на пространстве России и Беларуси, формируя у населения этих

государств особое духовное пространство исторического единения. Представляется важным актуализировать данную проблему, чему, безусловно, будут способствовать приближающиеся юбилейные торжества.

В наши дни, когда остро проявилась проблема сокращения использования русского языка на том исторически и географически обусловленном пространстве, в котором он был приоритетным, важно сохранить его как важнейший инструмент сохранения исторического знания — основы патриотического, гражданского воспитания. Тем более что организационных условий для такого сохранения становится все меньше. Сокращают свою деятельность и другие институции, которые могли бы продвигать русский язык, например, общественные организации, фонды и др.

Только в тесном сотрудничестве с государственными и общественными организациями стран, которые совместно сражались против фашизма, возможно сохранить память о Великом подвиге, достоверно описав события и факты многолетней давности, которые к тому же приросли преданиями, часто не совсем верными с точки зрения исторической действительности, а то и явными фальсификациями.

Мы, постоянно развивая наше духовное богатство, должны правдиво, объективно и всесторонне излагать отечественную историю на хорошем литературном русском языке. В частности, эта идея неоднократно звучала в выступлениях на Пленарном заседании II Съезда Общества русской словесности 6 ноября 2019 года. И в этой связи изложение примеров героических подвигов в годы Великой Отечественной войны сегодня становится нашей важнейшей задачей, связующей нитью Прошлого, Настоящего и Будущего.

Излагая исторические факты, историк порождает определенные смыслы в уме и душе каждого представителя молодого поколения той страны, которая принимала участие в сражениях Великой Отечественной войны. Процесс решения этой задачи порождает высочайшую духовную ответственность перед Прошлым, во имя благоприятного Будущего. В этом и состоит величайшая гуманитарная, патриотическая миссия обществоведа, педагога-историка.

Сказанное выше — не отвлеченные размышления. В настоящее время общими усилиями историков двух стран готовится совместное учебно-методическое пособие по истории Великой Отечественной войны на русском языке для преподавания в учебных заведениях

Республики Беларусь, в том числе в центрах открытого образования на русском языке и обучения русскому языку. Общими усилиями ученых-историков, педагогов и методистов двух стран после проведения мониторинга среди преподавателей Беларуси были определены контуры будущего пособия. Выражаем надежду на то, что подготовка издания — это только первый шаг в гуманитарном сотрудничестве историков-педагогов в сохранении и преумножении знаний о героических днях стойкости народов наших стран в годы смертельной схватки с немецко-фашистскими оккупантами.

Литература

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&f ld=134&dst=100014,0&rnd=0.036972211149272294#00556406113719485 34 (дата обращения: 08.11.2019).

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 08.11.2019).

3. Пирогов Н. И. Начала общей военно-полевой хирургии, взятыя из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний о Кримской т.е. Крымской войне и Кавказской экспедиции // Национальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004822636/ viewer/?page=5 (дата обращения: 10.11.2019).

THOUGHTS BEFORE THE ANNIVERSARY: VALUES AND MEANINGS OF COMMON MEMORY ABOUT THE GREAT VICTORY

The article highlights the problem of preserving the historical memory about the Great Patriotic War. It is emphasized that the memory of the Great act of bravery should be preserved and expanded in this day and age. In order to present the common historical past, on the eve of the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, it is necessary to use all forms of humanitarian and scientific cooperation. In this regard, it is important to remember the long-standing traditions of close cooperation and friendship between Russian and Belarusian people, who have experienced a lot of horrors and hardships during the wartime, and who liberated the world from the fascism together with the peoples of USSR and other countries by their heroic efforts. It is precisely this kind of cooperation that helps nowadays to preserve the common truthful memory of wartime.

This article emphasizes the special role of historical science and the

Russian language in preserving and enhancing the memory of the common feat of our friendly nations, the formation of true value attitude to the Great Victory over fascism among Russian youth and the young generation of the Republic of Belarus.

Keywords: The Great Patriotic War, historical memory, feat of the nation, the role of the Russian language in historical education.

References

• O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=100014,0& rnd=0.036972211149272294#00556406113719485 34 (data obrashcheniya: 08.11.2019). [In Rus].

• OzhegovS.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Elektronnyj resurs]. URL: https://gufo. me/dict/ozhegov (data obrashcheniya: 08.11.2019). [In Rus].

• Pirogov N. I. Nachala obshchej voenno-polevoj hirurgii, vzyatyya iz nablyudenij voenno-gospital'noj praktiki i vospominanij o Krimskoj t.e. Krymskoj vojne i Kavkazskoj ekspedi-cii // Nacional'naya elektronnaya biblioteka [Elektronnyj resurs]. URL: https://rusneb.ru/ catalog/000199_000009_004822636/viewer/?page=5 (data obrashcheniya: 10.11.2019). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.