Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодёжи в системе военно-исторического туризма Московской области (на примере тура «Героини Московской битвы»)'

Патриотическое воспитание молодёжи в системе военно-исторического туризма Московской области (на примере тура «Героини Московской битвы») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1315
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-исторический туризм / патриотизм / актуальность / механизм реализации / military and historical tourism / patriotism / relevance / implementation mechanism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишкина Кристина Сергеевна

В статье раскрыто содержание понятия «военно-исторический туризм», проведено исследование истории участия российских женщин в войне. Особое внимание в статье уделено патриотическому воспитанию молодёжи на примере тура «Героини Московской битвы»: обоснована актуальность темы, определены значимость Победы под Москвой и её влияние на весь ход войны и судьбу нашей Родины, показан вклад женщин в Победу советского народа над фашизмом, отражена необходимость сохранения памяти об их подвиге, а также связи поколений и обозначено её воспитательное значение. В статье представлен разработанный автором военно-исторические тур «Героини Московской битвы». Однодневный тур, где представлен маршрут, подробно указано место, время, цели, задачи и содержание тура. В содержании раскрыты 4 темы: женщина-воин; тыл держался на женщинах; женщины-вдовы; война и материнство. Все темы объединены общей идеей – вклад женщин в Победу советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Виртуальный тур (для школьников и студентов). Для его выполнения подобран большой практический материал в виде приложений (иллюстративный, печатный и видеоматериал). В статье раскрыты новизна предложенного тура, механизм его реализации и ожидаемый результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE SYSTEM OF MILITARYHISTORICAL TOURISM IN MOSCOW REGION (CASE-STUDY: TOUR "HEROINES OF THE BATTLE OF MOSCOW")

The article reveals the concept of "military-historical and examines the history of participation of Russian women in the war. Special attention is paid to the patriotic education of the youth by the example of the tour 'Heroines of the Battle of Moscow ": the urgency of the theme is reasoned, the importance of the Victory near Moscow and its influence on the whole course of the war and the fate of our homeland are identified, women's contribution to the victory of the Soviet people over fascism is shown, the need for preserving the memory of their heroism are reflected, as well as connection between generations is shown, and its educational value are indicated. The article presents the developed by the author military and historical tour "Heroines of the Battle of Moscow." This is one-day tour, where the route, place, time, goals, objectives and content of the tour are specified in detail. The contents disclosed 4 themes: warlike woman; rear stand on women; women widows; war and motherhood. All themes are united by a common idea the contribution of women in the Soviet people's Victory over fascism in the Great Patriotic War. Virtual tour (for schoolchildren and students). For its implementation great practical material in the form of applications (illustrative, printed and video material) is selected. The article reveals the novelty of the proposed tour, the mechanism of its implementation and expected results.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодёжи в системе военно-исторического туризма Московской области (на примере тура «Героини Московской битвы»)»

УДК 338.482.224 Б01: 10.12737/17474

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТУРИЗМА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРА «ГЕРОИНИ МОСКОВСКОЙ БИТВЫ»)

Мишкина Кристина Сергеевна, магистрант, 125patron@rambler.ru

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье раскрыто содержание понятия «военно-исторический туризм», проведено исследование истории участия российских женщин в войне.

Особое внимание в статье уделено патриотическому воспитанию молодёжи на примере тура «Героини Московской битвы»: обоснована актуальность темы, определены значимость Победы под Москвой и её влияние на весь ход войны и судьбу нашей Родины, показан вклад женщин в Победу советского народа над фашизмом, отражена необходимость сохранения памяти об их подвиге, а также связи поколений и обозначено её воспитательное значение.

В статье представлен разработанный автором военно-исторические тур «Героини Московской битвы».

Однодневный тур, где представлен маршрут, подробно указано место, время, цели, задачи и содержание тура. В содержании раскрыты 4 темы: женщина-воин; тыл держался на женщинах; женщины-вдовы; война и материнство. Все темы объединены общей идеей - вклад женщин в Победу советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Виртуальный тур (для школьников и студентов). Для его выполнения подобран большой практический материал в виде приложений (иллюстративный, печатный и видеоматериал).

В статье раскрыты новизна предложенного тура, механизм его реализации и ожидаемый результат.

Ключевые слова: военно-исторический туризм, патриотизм, актуальность, механизм реализации

Туризм - одна из крупнейших сфер мировой экономики, которая динамично развивается и в своем развитии ориентируется на потребителя. Одним из видов туризма является военно-исторический туризм. Военно-исторические туры - это не что иное, как поездки в страны и города, где проходили знаменитые сражения разных времен и народов. Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Очень серьёзный материал представлен в военных мемориалах [8].

Объект исследования данной статьи - мемориальные комплексы Московской области, посвящённые женщинам Великой Отечественной войны.

Исторически сложилось так, что практически вся Московская область может считаться тематическим военно-историческим парком. Сегодня на земле Подмосковья находится более двух тысяч памятников воинской славы. Приведём примеры.

1. Мемориальный комплекс Зои Космодемьянской. В селе Петрищево во время Московской битвы не было крупных сражений, но название маленькой деревушки ныне созвучно самому неприступному бастиону. Петрищево - это бастион высочайшего духа, преданности Родине [9].

2. Мемориально-парковый комплекс «Скорбящая мать» в г. Пушкино. Этот мемориал открыт в честь памяти воинов, павших в боях за Родину. Он находится на площади Советской в центре города. Мемориал состоит из скульптуры скорбящей матери, колонн, на которых увековечены имена погибших земляков, поминального колокола и Вечного огня.

3. Памятник труженикам тыла в Орехово-Зуевском районе. Мемориальный комплекс расположен в центре города Куровское. «Без тыла не было бы Победы. Тыл поставлял фронту всё: и технику, и продукты питания, и одежду... Их вклад трудно переоценить», - отмечает председатель Совета ветеранов г. Ликино-Дулево Н.Г. Гущина [13].

4. Памятник героической женщине - регулировщице дорожного движения в Истринском районе. Пятиметровая бронзовая скульптура регулировщицы изготовлена художником А. Рожниковым. Она дополнила ансамбль Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея на 42 километре Волоколамского шоссе, где было остановлено наступление немецких оккупантов на Москву.

Мониторинг памятных и мемориальных мест в Московской области показал, что в основном это братские могилы, памятники погибшим от благодарных земляков, монументы «Скорбящая мать» (г. Химки, г. Железнодорожный, г. Климовск, г. Пушкино, Яхромский, Коломенский, Луховицкий районы) и «Труженики тыла» (г. Химки, Орехово-Зуевский, Сергиево-Посадский районы). Но, к сожалению, нет памятника вдове-солдатке. Нет и значительного мемориала защитницам Отечества.

Важнейшей темой в российской мемориальной культуре остается память о Великой Отечественной войне и Победе в ней [7].

Во славу подвига нашего народа не только воздвигнуты памятники в граните и мраморе, но и созданы замечательные музыкальные, литературные и кинематографические произведения. Этот культурно-исторический потенциал имеет большое значение для воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения.

В преддверии 70-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне активизировалась работа по патриотическому воспитанию населения, стали появляться интересные работы, в которых высказываются авторские прочтения, смелые мысли. Это исследования В.Б. Базаржанова, В.Г. Анискова, Г.В. Серебрянской, В.В. Кожинова. Появилось много литературы по описанию военных действий под Москвой, мемуаров, воспоминаний, стихов, песен.

Однако тема военно-исторического туризма недостаточно освещена в научной литературе. Авторы научных статей (Ю.М. Лагусев, И.И. Зорецкая, Е.А. Титова) раскрывают новизну военно-исторического туризма, указывают на некоторые проблемы его развития (отсутствие комплексных тематических программ и туров, дефицит квалифицированных гидов и т. д.).

А ведь военно-исторический тур - это кладезь способов, приёмов и методов запечатлеть в народной памяти подвиг нашего народа в годы войны. В этом можно убедиться, побывав на реконструкциях, фестивалях, акциях - поездках по местам боевой славы, когда сам можешь окунуться в атмосферу тех далёких сражений.

При разработке военно-исторического тура «Героини Московской битвы» использовались самые разнообразные приёмы, с помощью которых туристы знакомятся, как жили, воевали, трудились советские женщины во время войны.

Цель данной статьи - патриотическое воспитание молодёжи: воспитание чувства гордости за наш народ, нашу страну, за её героическое прошлое; сохранение исторической памяти о подвиге женщин в Великой Отечественной войне; воспитание уважения к женщине; поддержание на достойном уровне культуры почитания павших за Отечество и сохранение памятников боевой славы России.

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент -это патриотизм.» (из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи, Краснодар, 12 сентября 2012 г.)

Патриотизм - это не книжное отвлечённое понятие, это ген в крови, это клеточка в любом человеческом сердце, это уважение к истории своей Родины. Как без корней дерево не вырастет, так и без знаний истории Родины, родного края не будет патриота.

С.И. Ожегов определяет патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [15].

Кто мы без патриотизма? Чем нам заняться, чем гордиться? Конечно, подвиг во имя Родины может совершить не каждый, но быть порядочным человеком под силу всем. Значит, патриотом должен быть каждый, а иначе память предадут, культурные ценности продадут, о своём человеческом достоинстве забудут.

Предметом исследования автора настоящей статьи является отображение вклада советских женщин в Победу в мемориальной памяти Подмосковья.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: -исследовать историю участия российских женщин в войнах; -воссоздать картины прошлого о великом подвиге женщин на войне; -донести до молодёжи собирательный образ российской женщины; -разработать военно-исторический тур «Героини Московской битвы» и представить методические разработки.

Военно-исторический туризм всегда будет востребованным и актуальным. Ведь память о войне не стирается и не тускнеет с годами. Это память народа, навечно вписанная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание [3].

Война - не женское дело. На протяжении многих столетий война была прерогативой только мужчин. А женщина выступала как плачущая Ярославна или жертва воинской добычи. Женщина с оружием в руках, женщина-солдат - это было невероятным во все времена и порождало много легенд. Примерами могут служить кавалерист Надежда Дурова, партизанка Кожина Василиса - наши героини войны 1812 года [4].

Всё кровопролитнее и страшнее становились войны, но больше и больше женщин приобщались к несвойственному им ремеслу. Во время обороны Севастополя (Крымская война 1853-1856 гг.) женщины собирают ядра и подают их кавалеристам, работают фельдшерицами в лазаретах. Под командованием поручика Марии Бочкарёвой формируется первый женский добровольческий ударный батальон смерти во время Первой мировой войны [1].

Фактором истории России становится женщина с ружьём. В двадцатом столетии женщина во время войны с оружием в руках - это реальность, чему способствовала и политика Советского государства. После революции вовлечение женщин в общественное производство привело к росту эмансипации. Участие женщин в тяжёлом физическом труде, приобщение их к «мужским» профессиям всё больше становятся популярными в молодёжной среде. Мобилизация и наборы молодёжи под лозунгами: «Девушки в

авиацию», «Девушки на трактор» - было своего рода подготовкой к участию женщин в войне.

Девушки 17, 18 лет, имеющие в основном книжно-романтическое представление о войне, воспитанные на героических символах революционного прошлого, с первого дня Великой Отечественной войны осаждали военкоматы, требовали немедленно отправить их на фронт. Вот как написала об этом Галина Докутович, лётчица женского авиаполка ночных бомбардировщиков: «Помню 10 октября 1941 года город Москва. В этот день в ЦК ВЛКСМ было особенно шумно и многолюдно. И, главное, здесь были почти одни девушки. Пришли они со всех концов столицы - из институтов, с учреждений, с заводов. Девушки были разные - задорные, шумные и спокойные, сдержанные; коротко стриженные и с длинными толстыми косами; механики, парашютистки, пилоты и просто комсомолки, никогда не знавшие авиации. Они по очереди заходили в комнату, где за столом сидел человек в защитной гимнастёрке.

- «Твёрдо решили идти на фронт?» - «Да!» - «А Вас не смущает, что будет трудно?» - «Нет!»». [10]

Вместе с мужчинами ушли на фронт и сражались с врагом около миллиона женщин. 80 тысяч из них были офицерами Советской армии. Из женщин-добровольцев были сформированы: стрелковая бригада, женская школа снайперов, женская рота моряков. 90 женщинам за годы войны было присвоено звание Героя Советского Союза, большей части посмертно [6]. На фронте (1941-1945 гг.) советские женщины овладели многими воинскими специальностями.

Маршал Советского Союза А.И. Еременко в книге «Сталинград» (1961) писал: «Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины и также хорошо, как их братья, мужья и отцы» [14].

История ещё не знала такого массового участия женщин в вооружённой защите своей Родины, какое в годы Великой Отечественной войны показали женщины Советского союза.

Если мужчину война захватывала, как действие, то женщина переносила войну морально и физически намного труднее. Всё что ей пришлось пережить, увидеть и делать, было страшным противоречием всему женскому существу. «Когда посмотришь на войну нашими бабьими глазами, так она страшнее страшного, но мы выжили, выстояли и победили, потому что мы женщины, которые любят, ждут и надеются» (В. И. Котенкова г. Домодедово, Московская область) [10].

Женщина и война... Женщина, оберегающая и дарящая жизнь. С другой стороны, война, уносящая жизнь неповторимую и единственную.

Женщина - это любовь, милосердие и забота, но ей пришлось стать солдатом. На хрупкие женские плечи легли совсем не женские обязанности: мастерски стрелять, убивать врагов, выносить раненых с поля боя, жить в антисанитарных условиях в окопах.

Нам сейчас даже трудно представить, что нашим предкам пришлось испытать. Вот некоторые воспоминания из дневника военной переводчицы И.М. Дунаевской о фронтовых буднях.

«18 января 1943 года. Спала «на тычке», в одной из землянок, отведенных штабу. Холодно и ужасно неудобно.»

«21 февраля 1943 года. Холодно! Печка не спасает, потому что плащ-палатка, заменяющая дверь, постоянно полощется взад-вперед вслед вносящим и выносящим носилки с ранеными.» [5].

«Питались чем придётся, собирали летом траву, долбили берёзовую кору, которую добавляли к выдаваемой муке. Мы, женская часть семьи, была на трудовом фронте в тылу» (Н.А. Кондарушкина) [12].

Что же, какая сила заставляла женщин воевать, встать наравне с мужчинами на защиту своей Родины?

В первую очередь милосердие, патриотизм, нравственные нормы. В прошлое всё дальше уходит величайшая трагедия человечества. Но мы не вправе забывать о большом вкладе женщин в Великую Победу!

Военно-исторический тур «Героини Московской битвы» является активным и в то же время познавательным и воспитательным видом отдыха, цель его - передать значимость Победы под Москвой на весь ход войны и судьбу нашей Родины, а также рассказать о вкладе женщин в Победу Советского народа над фашизмом.

Необходимо донести до туристов достоверную информацию о сражениях за Москву. С этой целью в основном использовались материалы музеев, т.к. экспонаты не могут искажать реальность событий, а это очень важно, поскольку современное общество развивается в условиях острых социальных, политических и экономических проблем. Много примеров умалчивания, переписывания истории, в т.ч. принижение роли нашего народа в освобождении Европы от фашизма, унижение ветеранов, осквернение памятников. Всё это не может оставить людей равнодушными. Современная молодёжь не только должна знать свою историю, гордиться своими предками, но и нести эти знания и чувства в народ. Особое внимание следует уделять школьникам. С каждым годом

ветеранов остаётся всё меньше и меньше, им всё сложнее одним справляться с этой задачей. Необходимо взять у них эстафету по патриотическому воспитанию молодёжи и всё делать, чтобы молодёжь любила, берегла, гордилась своей Родиной, как любили её Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Александра Дрейман, Зина Голицына, Лида Матвеева ., и была достойна памяти этих героев.

Идёт 70-ый год Победы в Великой Отечественной войне. Но время не властно над народной памятью, потомки всегда будут помнить то драматическое и героическое время, всегда будут чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «Битва за Москву».» [16].

С первого дня войны фашисты стремились всеми силами овладеть сердцем нашей Родины - Москвой. Отборные немецкие войска, до зубов вооружённые новейшей техникой, под руководством лучших военных начальников были направлены для решения этой задачи.

Наши войска отступали с большими потерями, несмотря на массовый героизм, стойкость, поддержку тыла. И вот Москва совсем близко, уже ликует фашизм, мечтая о параде на главной площади нашей столицы, о Победе над советским народом. Но фашисты не учли главного, русского характера, патриотизма, мужества, душевного порыва народа.

В самые трудные дни для нашей Родины, когда враг подошёл близко к Москве, было решено сформировать 3 авиационных полка из лётчиц, которые работали на линии гражданского воздушного флота, инструкторами в школах, аэроклубах. Это было впервые в истории.

Женщин-лётчиков, изъявивших желание вести в бой самолёт, оказалось так много, что можно было сформировать не 3 полка, а намного больше. Формирование этих трёх авиационных полков было поручено Герою Советского Союза Расковой Марине Михайловне - прославленному штурману авиации.

Приказом Народного Комиссара обороны СССР № 0099 И.В. Сталина от 8 октября 1941 года были созданы 585 истребительный полк, 587 полк ближайших бомбардировщиков, 585 ночной полк.

Около шестисот тысяч жителей столицы и Подмосковья, главным образом женщины, подростки и старики, участвовали в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу и в самом городе.

Люди активно участвовали в многочисленных патриотических движениях, направленных на оказание материальной помощи фронту. Только в фонд обороны Родины жителей столицы внесли свыше трёх млрд. рублей, сотни тысяч коллективных и индивидуальных посылок, отправили на фронт миллионы штук тёплых вещей, сдали 520 тысяч литров донорской крови. Только вслушайтесь 520 тысяч литров крови! Народ показал пример высокой трудовой активности. На авторемонтном предприятии №1 в октябре 1941 года свыше 100 рабочих 18 суток не покидали своих цехов, выполняя срочный заказ, в 6 раз увеличили выпуск транспортных машин так необходимых фронту. В Москве было сформировано 25 батальонов ПВО, 4 ремонтно-восстановительных полка. Трудовая Москва и Подмосковье внесли свой весомый вклад в разгром фашистских войск под Москвой, вклад женщин в Великую Победу, который нельзя переоценить.

Битва под Москвой была масштабная, по потерям с обеих сторон просто ужасающая, а по значимости, влиянию на весь ход войны - центральным событием [2].

Главной задачей при выборе маршрута «Героини Московской битвы» было объединение мемориальных комплексов, посвящённых женщинам в Московской области. По нашему мнению, такое объединение поможет полнее воссоздать картины прошлого о великом подвиге женщин на войне и донести до молодёжи собирательный образ русской женщины-героини.

Рисунок - Маршрут однодневного тура «Героини Московской битвы»

Весь тур строится на показе конкретных событий, которые произошли в данной местности, и включает в себя посещение 3-х музеев, 5 мемориалов, 6 населённых пунктов. Представлен подробный план с указанием маршрута, времени, содержания, задач и целей тура (табл).

Таблица - Содержание тура «Героини Московской битвы»

Участки перемещения Км, время Место остановки Объект показа Время Основной перечень информации Цели и задачи экскурсии

музей Великой Отечественной войны сбор у музея Музей Великой Отечественной войны Залы: «Московская Битва»; «Зал памяти и слёз» 1 ч 30 мин -Знакомство с программой тура, с правилами поведения у Вечного огня, при посещении музеев, мемориалов, храмов. -Экскурсия с экскурсоводом по музею (зал «Московская Битва» и «Зал памяти и слёз») -Дать целостное представление о сложности и грандиозности Московской битвы. -Донести достоверную информацию об этой битве. -Воспитание любви к Родине, гордости за предков, отстоявших нашу столицу. -Воспитание национального самосознания и уважения к истории нашей Родины

музей Великой Отечественной войны - д. Головково 91 км 1ч 34 мин В пути -В автобусе висит плакат «Родина - Мать зовёт». -Звучит песня (1 куплет) Священная война (слова Лебедев - Кумач В.; музыка Александров А.). -На фоне песни начинается показ презентации «Война не женское дело». -Чтение воспоминаний о женщинах, защищавших наше Отечество. -Чтение стихотворения А. Язева «Женщинам Великой Отечественной» -Сохранение исторической памяти о подвиге женщин в Великой Отечественной войне. -Содействие воспитанию у молодёжи уважения и бережного отношения к женщине

д. Головково д. Головково Место казни Веры Волошиной 40 мин 1 ч -Знакомство с биографией Героини Московской битвы Веры Волошиной. -Показ слайдов места захоронения и памятников Веры Волошиной (в Мытищах) -Знакомство с местом гибели. -Возложение цветов. -Минута молчания -Предоставить информацию о жизни и подвиге Веры Волошиной. -Вызвать не только уважение, но и желание быть достойными её памяти

д. Головково - д. Петрищево 37 км 37 мин В пути -Знакомство с биографиями Ани Самойловой и Вали Быковой с показом слайдов. -Рассказ о жительницах Лотошинского района (Раи Рябовой, Лены и Раи Виноградовых, Раи Ионовой). -Чтение писем с фронта -Дать достоверную информацию о подвиге Анны Самойловой и Валентины Быковой, повторивших подвиг и мученическую смерть Зои Космодемьянской. -Донести до молодёжи собирательный образ сверстниц, защищавших нашу Москву

д. Петрищево - д. Петрищево Музей Зои Космодемьянской 40 мин -Знакомство с биографией Зои Космодемьянской, памятникам у музея -Информация экскурсовода о подвиге и биографии Зои Космодемьянской.

Участки перемещения Км, время Место остановки Объект показа Время Основной перечень информации Цели и задачи экскурсии

Место казни Зои Космодемьянской 40 мин (дать информацию об авторах памятника). -Чтение стихотворения А. Харчикова «Она врагу не сдалась». -Экскурсия по музею. -Знакомство с местом гибели Зои -Героини Московской битвы. -Возложение цветов. -Минута молчания -Вызвать чувство гордости и желания быть похожими на Зою. -Оказать почести мужеству, стойкости Московской школьницы Зои Космодемьянской «Это счастье - умереть за свой народ» Зоя

д. Петрищево - пос. Уваровка 59 км 50 мин В пути -В автобусе плакаты: «У обелиска»; «Слава женщине матери»; «Будь героем!»; «Отомсти». -Обзорный рассказ с показом слайдов о подвиге матерей, отдавших своих детей на алтарь Великой Победы: Татьяна Николаевна Николаева; Епистиния Фёдоровна Степанова; Анастасия Акатьевна Ларионова; Прасковья Еремеевна Володичкина. -Звучит песня «Журавли» (слова Гамзатова Р., музыка Френкель Я.). -Показ слайдов - памятники матерям в Московской области. -Рассматривание картины «Казнь партизана». -Чтение стихов о матери -Показать собирательный образ русской женщины - матери, её подвиг и вклад в Победу над фашизмом. -Воспитание уважения и почитания матери

пос. Уваровка пос. Уваровка Мемориальная доска Могила А.М. Дрейман 40 мин 50 мин -Знакомство с биографией и подвигом Героини Московской битвы Дрейман А.М. -Просмотр отрывка (допрос) из фильма «Радуга». -Познакомить с книгами, посвящённых подвигу партизанки А.М. Дрейман (книга «Мать» О. Кургановой; книга «Женщина с винтовкой» В. Василевской). -Знакомство с местом, где захоронена А.М. Дрейман. -Возложение цветов к могиле -Минута молчания - Оказать почести мужеству и стойкости А.М. Дрейман. -Сохранение исторической памяти для последующих поколений о самой жестокой и кровопролитной войне. -Показать значимость женщин в Великой Победе

пос. Уваровка 70 км В пути - - -Новые плакаты: «Похоронка»; «Победа -Воссоздать исторические картины

Участки перемещения Км, время Место остановки Объект показа Время Основной перечень информации Цели и задачи экскурсии

- д. Иваново 1 ч 13 мин будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне»; «Воин, ответь Родине Победой». -Обзорный рассказ о подвиге вдов. -Слушание песни «Тёмная ночь». -Чтение стихотворения «Вдова» Б. Окуджава прошлого. -Сохранить память о великом подвиге женщин-вдов. -Пополнить собирательный образ русской женщины. -Показать значимость женщин в Победе Советского народа над фашизмом

д. Иваново д. Иваново Рузского района Обелиск Лиды Матвеевой 40 мин -Знакомство с биографиями героинь Московской битвы Лиды Матвеевой и Зины Голицыной. -Показ слайда памятника Зины Голицыной в городе Талдом. -Осмотр обелиска Лиды Матвеевой, дать информацию об авторах и создателях обелиска. -Возложение цветов. -Минута молчания. -Чтение отрывка стихотворения «У войны не женское лицо» С. Алексиевич. -Звучит Гимн Москвы (слова Лисянский М., Агранян С., музыка Дунаевский И.) -Показать Великую любовь к Родине юных защитниц Москвы, которые не жалели своих жизней ради Победы над врагом. -Сохранить историческую память о подвиге Лиды Матвеевой и Зины Голицыной

д. Иваново - пос. Снегири 100 км 1 ч 33 мин В пути -В автобусе новые плакаты: «Чем ты помог фронту?»; «Всё для войны!»; «Фронту от женщин»; «Фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за Вас!»; «На каждом участке военного тыла женщина наша - огромная сила»; «Ждём с Победой!» -Обзорный рассказ о подвиге женщин -тружениц тыла. -Мемориалы Московской области, посвящённые труженицам тыла (просмотр слайдов). -Чтение стихотворения Симонова «Жди меня!» -Укрепление связи поколений, воспитание уважения к женщинам труженицам тыла. -Показать, что весь народ встал на защиту столицы нашей Родины, не жалея ни сил, ни жизни

Пос. Снегири Пос. Снегири Мемориал «Рубеж Славы» 1 ч -Посещение музея под открытым небом. -Осмотр нового памятника Регулировщице. -Информация об авторах, рассказ о -С помощью экскурсовода музея донести достоверность событий на «Рубеже Славы».

Участки перемещения Км, время Место остановки Объект показа Время Основной перечень информации Цели и задачи экскурсии

женщинах регулировщицах на войне. -Просмотр фильма «Защитники Москвы» -Воспитание чувства гордости за предков

Пос. Снегири - Москва (м. Тушинская) 30 км 40 мин В пути -В автобусе новые плакаты: «Слава боевым подругам!»; «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!». -Беседа об экскурсии (что особенно запомнилось? что узнали нового?...). -Просмотр фильма «Женское лицо войны» -Воспитание чувства гордости за наш народ, нашу страну, за её героическое прошлое. -Поддержание на достойном уровне культуры почитания павших за Отечество и сохранение памятников боевой славы России

Группу сопровождает опытный экскурсовод.

Этот тур можно проводить и виртуально, что особенно актуально для школьников и студентов вузов, а также использовать как дополнение к учебным пособиям по патриотическому воспитанию молодёжи.

Возможно, в недалеком будущем военно-исторический туризм станет массовым, да и география его значительно расширится: будут охвачены и другие регионы, поскольку наша страна имеет богатую историю и может гордиться своим героическим прошлым.

Знакомство соотечественников, особенно молодежи, с военно-историческим наследием, имеет неоценимое воспитательное значение. Об этом поэт Роберт Рождественский писал так - «Вспомним всех поимённо, сердцем вспомним своим. Это нужно не мёртвым, это нужно живым» [11]. Память о битве за Москву - это память о великом народном подвиге, душевном порыве, единстве и мужестве. А память народа -это самый великий, самый нерушимый памятник Победы [8].

Литература

1. Алексиевич С. А. У войны не женское лицо. - М.: Пальмира, 2004.

2. Волобуев О.В., Кулешов С.В. Формирование представления о Московской битве. - М.: Дрофа, 2012.

3. Воскресенский В.Ю. Военно-исторический туризм. - М.: Юнити-Дана, 2013.

4. Драбкин А., Иринчеев Б. «А зори здесь громкие»: женское лицо войны. - М.: Эксмо-Яуза, 2012.

5. Дунаевская И.М. От Ленинграда до Кёнигсберга: дневник военной переводчицы (1942-1945). - М.: РОССПЭН, 2010.

6. Петрова Н.К. Женщины Великой Отечественной войны: сб. документов. - М.: Вече, 2014.

7. Святославский А.В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. - М.: Древлехранилище, 2013.

8. Мишкина К.С., Кулямина О.С. Перспективы развития военно-исторического туризма Московской области // Научный аспект. - 2015. - №2. - С. 171 - 182.

9. Зоя Космодемьянская // Российский Патриот. - 2009. - №6 (Спец. выпуск).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. URL: http://nezabudem2009.narod.ru/iensininavaine.html (дата обращения 14.01.16).

11. URL: http://www.rogdestvenskii.ru/rekviem.html (дата обращения 15.01.16).

12. URL: http://iremember.ru/ (дата обращения 14.01.16).

13. URL: http://informc.ru/chtoby-pomnili-potomki (дата обращения 17.01.16).

14. URL: http://www.fanread.ru/book/5237013/?page=1 (дата обращения 17.01.16).

15. URL: http://ozhegov.info/slovar/ (дата обращения 14.01.16).

16. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. - М., 1974. - Т. 2. - С. 56-57, 58,

60.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE SYSTEM OF MILITARY-HISTORICAL TOURISM IN MOSCOW REGION (CASE-STUDY: TOUR "HEROINES

OF THE BATTLE OF MOSCOW")

Kristina Mishkina, Master's Degree student, 125patron@rambler.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

The article reveals the concept of "military-historical and examines the history of participation of Russian women in the war.

Special attention is paid to the patriotic education of the youth by the example of the tour 'Heroines of the Battle of Moscow ": the urgency of the theme is reasoned, the importance of the Victory near Moscow and its influence on the whole course of the war and the fate of our homeland are identified, women's contribution to the victory of the Soviet people over fascism is shown, the need for preserving the memory of their heroism are reflected, as well as connection between generations is shown, and its educational value are indicated.

The article presents the developed by the author military and historical tour "Heroines of the Battle of Moscow."

This is one-day tour, where the route, place, time, goals, objectives and content of the tour are specified in detail.

The contents disclosed 4 themes: warlike woman; rear stand on women; women widows; war and motherhood. All themes are united by a common idea - the contribution of women in the Soviet people's Victory over fascism in the Great Patriotic War.

Virtual tour (for schoolchildren and students). For its implementation great practical material in the form of applications (illustrative, printed and video material) is selected.

The article reveals the novelty of the proposed tour, the mechanism of its implementation and expected results.

Keywords: military and historical tourism, patriotism, relevance, implementation mechanism

References

1. Aleksievich S.A. U vojny ne zhenskoe lico [War Does Not Have a Woman's Face]. Moscow: Pal'mira, 2004.

2. Volobuev O.V., Kuleshov S.V. Formirovanie predstavlenija o Moskovskoj bitve [Formation of ideas about the Battle of Moscow]. Мoscow: Drofa, 2012.

3. Voskresenskij V.Yu. Voenno-istoricheskij turizm [Military and historical tourism]. Moscow: Unity-Dana, 2013.

4. Drabkin A., Irincheev B. «A zori zdes' gromkie»: zhenskoe lico vojny ["The dawns here loud": Woman's face of war]. Moscow: Eksmo-Jauza, 2012.

5. Dunaevskaja I.M. Ot Leningrada do Kjonigsberga: dnevnik voennoj perevodchicy (1942-1945) [From Leningrad to Konigsberg: diary of military interpreter (1942-1945)]. Moscow: ROSSPEN, 2010.

6. Petrova N.K. Zhenshhiny Velikoj Otechestvennoj vojny: sb. Dokumentov [Women of World War II: a collection of documents]. Moscow: Veche, 2014.

7. Svjatoslavskij A.V. Istorija Rossii v zerkale pamjati. Mehanizmy formirovanija istoricheskih obrazov [History of Russia in the mirror of memory. Design mechanisms of historical images]. Moscow: Drevlehranilishhe, 2013.

8. Mishkina K.S., Kuljamina O.S. Perspektivy razvitija voenno-istoricheskogo turizma Moskovskoj oblasti [Development prospects of the military and historical tourism in Moscow region] // Nauchnyj aspect [Scientific Aspect]. 2015. №2. Pp. 171 - 182.

9. Zoe Kosmodemyanskaya // Rossijskij Patriot [Russian patriot]. 2009. №6 (Special

Issue).

10. URL: http://nezabudem2009.narod.ru/jensininavaine.html (Accessed on January 14,

2016).

11. URL: http://www.rogdestvenskij.ru/rekviem.html (Accessed on January 15, 2016).

12. URL: http://iremember.ru/ (Accessed on January 14, 2016).

13. URL: http://informc.ru/chtoby-pomnili-potomki (Accessed on January 17, 2016).

14. URL: http://www.fanread.ru/book/5237013/?page=1 (Accessed on January 17,

2016).

15. URL: http://ozhegov.info/slovar/ (Accessed on January 14, 2016).

16. Zhukov G.K. Vospominanija i razmyshlenija [Memories and Reflections]. Moscow, 1974. Vol. 2. Pp. 56-57, 58, 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.