Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
311
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кохан Жанна Сергеевна, Рыболова Елена Анатольевна, Толстиков Виктор Александрович

Актуальность сохранения исторической памяти в современный век глобализации обусловлена распространением мультикультурности, что особенно характерно стало для Европы. В наши дни в средствах массовой информации, в заявлениях политиков, в выступлениях неофициальных лиц происходит трансформация, а иногда целенаправленное искажение исторического прошлого. В связи с этим, в статье поднимается проблема сохранения исторической памяти и преследуется цель: выявить отношение молодых людей к значимой странице истории - Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кохан Жанна Сергеевна, Рыболова Елена Анатольевна, Толстиков Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MEMORY AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF PUBLIC CONSCIOUSNESS

The relevance of preserving historical memory in the modern age of globalization is due to the spread of multiculturalism, which is especially typical for Europe.Nowadays, in the media, in the statements of politicians, in the speeches of unofficial persons, there is a transformation, and sometimes a purposeful distortion of the historical past. In this regard, the article raises the problem of preserving historical memory and aims to identify the attitude of young people to a significant page in the history of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ»

УДК 316.4

DOI 10.23672^0108-5857-3421^

Кохан Жанна Сергеевна

кандидат философских наук, доцент,

Белгородский университет кооперации,экономики и права ZGolovko99@rambler.ru

Рыболова Елена Анатольевна

кандидат исторический наук, старший преподаватель, Белгородский университет кооперации,экономики и права yolka76@mail.ru

Толстиков Виктор Александрович

кандидат философских наук, доцент,

Белгородский университет кооперации,экономики и права Vicsan61 @yandex.ru

Zhanna S. Kohan

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law ZGolovko99@rambler.ru

Elena A. Rybolova

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law yolka76@mail.ru

Victor A. Tolstikov

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law Vicsan61 @yandex.ru

Историческая память

как важнейший компонент общественного сознания

Historical memory as the most

important component of public consciousness

Аннотация. Актуальность сохранения исторической памяти в современный век глобализации обусловлена распространением мультикультурности, что особенно характерно стало для Европы. В наши дни в средствах массовой информации, в заявлениях политиков, в выступлениях неофициальных лиц происходит трансформация, а иногда целенаправленное искажение исторического прошлого. В связи с этим, в статье поднимается проблема сохранения исторической памяти и преследуется цель: выявить отношение молодых людей к значимой странице истории - Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: историческая память, общественное сознание, историческое сознание, Великая Отечественная война, отношение молодежи.

Annotation. The relevance of preserving historical memory in the modern age of globalization is due to the spread of multiculturalism, which is especially typical for Europe.Nowadays, in the media, in the statements of politicians, in the speeches of unofficial persons, there is a transformation, and sometimes a purposeful distortion of the historical past. In this regard, the article raises the problem of preserving historical memory and aims to identify the attitude of young people to a significant page in the history of the Great Patriotic War.

Keywords: historical memory, the public consciousness, historical consciousness, The Great Patriotic War, attitude of youth.

В

ведение.

Актуальность сохранения исторической памяти в современный век глобализации обусловлена распространением мультикультурности, что особенно характерно стало для Европы. Стирание национальных и культурных границ между странами, приводит к необходимости обращать повышенное внимание на формирование у молодого поколения социальной памяти, как средства сохранения народом своей идентичности. Если совсем еще недавно источником знаний были учебные заведения, книги, то с появлением телевидения и, тем более, сети интернет, ситуация изменилась. Современные молодые

люди формируют свои знания из множества информационных каналов, причем не всегда получая достоверную информацию.

По мнению одного из отечественных социологов, доктора философских наук Ж.Т. Тощенко, историческая память «представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей» [5].

Историческая память выражается в отношении людей к отдельным фрагментам прошлого. Эти представления могут передаваться от поколения к поколению в неизменном или мало измененном виде, а может претерпевать серьезные изменения. Из этих взглядов, идей, убеждений формируется понимание себя как части культурно этнического сообщества, без которого невозможно сохранить целостность, жизнеспособность нации. Поэтому важно не упустить момент, когда эта цепочка, связывающая различные поколения между собой, может прерваться, так как молодое поколение будет представлять собой некий чуждый антагонистический элемент.

Наш опрос имеет целью рассмотрение отношения молодых людей к событию, которое, чаще всего, в начале XXI века подвергается ревизии в мировом сообществе, а именно - к Великой Отечественной войне. Его результаты не будут, конечно, являться всесторонним социологическим исследованием, но помогут обнаружить сходства и различия во взглядах, представлениях, отношениях части молодежи на важнейшее событие прошлого. Исследование является срезом среди потребителей коллективной памяти для которых характерно потреблять, опровергать, трансформировать культурные традиции, созданные творцами памяти и под влиянием коммуникативной памяти [2].

В ходе исследования применялся метод группового анкетирования, которое проводилось в виде анонимного, самостоятельного заполнения анкеты респондентами. Вопросы по содержанию направлены на выявление мнения, представлений и знаний молодежи по интересующей нас теме — Великая Отечественная война. Вопросы по форме относятся к закрытым и прямым. Применялся диалектический метод, позволивший рассмотреть респондентов, представляющих молодежь как живой организм наиболее склонной к изменениям.

Проведенное нами анкетирование осуществлялось среди студентов первого курса (16-17 лет) различных специальностей среднего профессионального образования (56 респондентов), обучающихся в Белгородском университете кооперации, экономики и права.

Результаты исследования.

По первому вопросу: «Отношение к празднику 9 мая и Великой Отечественной войне», ответы распределились следующим образом:

1) рассматривают 9 мая как важнейший государственный и народный праздник - 80 % респондентов;

2) обычный праздник, как все другие: повод отдохнуть в весенний день - 20 %;

3) вообще не чувствую, что это праздник - 1 %.

По второму вопросу: «Отношение к шествию «Бессмертный полк» в День Победы, были получены следующие ответы:

1) принимаю участие с удовольствием в акции «Бессмертный полк» - 55 % опрашенных;

2) учавствую в в акции «Бессмертный полк» только по принуждению со стороны учебного заведения, родителей и т.д. - 27 %;

3) не люблю эту шумиху вокруг не значительного для меня события, поэтому и уклоняюсь от участия в подобных праздничных мероприятиях -18 %.

На третий вопрос: «Как Вы думаете, будет ли через 50 лет праздник 9 мая отмечаться в нашей стране?», ответы распределились таким образом:

1. 77 % считают, что и через 50 лет в нашей стране этот праздник не будет забыт.

2. Остальные респонденты (23 % соответствег-нно) высказали противоположное мнение.

3. Затруднее в ответе этот вопрос не вызвал ни у одного респондента.

На четвертый вопрос: «Знаете ли, кто из вашей семьи, среди родственников был на фронте?» были даны ответы:

1) да, знаю по именам - 62 % студентов выбрали этот вариант;

2) 32 % - знаю, что кто-то воевал, но имен не помню;

3) 5 % студентов вообще этой темой не интересовались.

По пятому вопрос: «Кто внес главный вклад в разгром фашисткой Германии в годы второй мировой войны?», ответы распределились следующим образом:

1) больший вклад в разгром фашистской Германии и ее союзников внес СССР - 77 % респондентов;

2) США - 7 %;

3) остальные 16 % определили ключевую роль за союзными странами: СССР, США, Великобританией.

Да в ая ответ на шестой вопрос «Что лежало в основе героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны?», студенты выбрали следующие ответы:

1) воинский и гражданский долг - 5 %;

2) любовь к Родине, стремление защищать свою семью, родных - 91 %;

3) страх наказания со стороны властей, осуждение обществом за трусость - 4 %.

В седьмом вопросе респондентам было предложено определить «место Великой Отечественной войны в рамках второй мировой войны»:

1) События ВОВ являются основным содержанием второй мировой войны - 66 %;

2) ВОВ лишь часть всех военных событий второй мировой войны - 21 %;

3) ВОВ является локальной войной, значимой только для населения СССР - 12 % .

Ответы на последний, восьмой вопрос: «Испытываете ли Вы чувство гордости за свой народ в связи с Победой СССР в годы Великой Отечественной войны?» распредилились следующим образом:

1. 77 % студентов ответили, что разделяют чувство гордости в связи с Победой в Великой Отечественной войне.

2. У 23 % респондентов нет личной связи с этим праздником.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных в ходе анкетирования молодых людей:

- признают важность 9 мая для нашего народа;

- сознают свою причастность к Дню Победы, как правнуки фронтовиков.

Около 80 % уверены, что этот день не утратит своей значимости и через 50 лет. Больше половины студентов отвели главную роль в разгроме фашистской Германии Советскому Союзу, однако были среди анкетируемых и те, кто приоритет отдал США.

Особо хочется отметить единодушие в ответе на вопрос об источнике массового героизма советских воинов в годы войны. Любовь к Родине, стремление выполнить свой долг перед Отечеством были выбраны в качестве мотива 96 % студентов.

При этом принимать личное участие в праздновании 9 мая по своей воле согласилось около

Литература:

1. Бочкарева Е.Д. Понятие «историческая память молодежи» / Е.Д. Бочкарева // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2016. № 24(43). С. 178-184.

2. Проказина Н.В. Социологический подход к изучению исторической памяти о Великой Отечественной войне / Н.В. Проказина // Казанская наука. 2014. № 7. С. 201-204.

3. Репина Л.П. Историческая память и национальная идентичность: подходы и методы исследования / Л.П. Репина // Диалог со временем. 2016. № 54. С. 9-15.

4. Скворцова Е.В. Особенности ценностно-моти-вационной сферы современного студенчества / Е.В. Скворцова, И.Б. Марьясис // Журнал ВАК «Педагогика искусства». 2015. № 2. С. 177-184.

половины опрошенных. Около 40 % студентов подобную пассивность проявили и в вопросе о своих предках - участниках Великой Отечественной войны, о которых они либо мало что знают, либо вообще не интересовались ими.

Таким образом, если рассматривать полученные результаты анкетирование как проявление частью молодежи своего отношение к наиболее значимому событию прошлого, то можно утверждать о сохранении приемственности исторической памяти у нового поколения россиян. Несомненно, что необходимо обратить внимание на специфику проявления патриотизма в молодежной среде, нацеленной на удовлетворение собственных потребностей, не интересующихся проблемами государства. Такой тип некритического патриотизма характерезуется лишь эмоционально положительным отношением личности к тому или иному вопросу, тогда как критический патриотизм подразумевает ответственность человека за будущее своего народа, страны, готовность внести свой вклад в улучшение ситуации [4].

По результатам проведенного опроса можно сделать следующий вывод. Несмотря на негилизм, который характерен для молодого поколения, их историческое сознание показало устойчивость в представлении о Великой Отечественной войне. Процесс мифотворчества в области военной истории, с которым можно столкнуться сегодня и на просторох интернета, и в работах псевдоисториков, и в современных художественных фильмах судя по полученным результатам опроса, еще не привел к полному разрыву приемственности между поколениями. Для предотвращения искаженного представления о прошлом нашего народа, государства, необходимо формировать историческое сознание молодежи на научной базе, объективных источниках. Прочная историческая память позволяет избежать национального раскола, сохранить этническую идентичность будущим поколениям.

Literature:

1. Bochkareva E.D. The concept of «historical memory of youth» / E.D. Bochkareva // Bulletin of the Vladimir State University named after Alexander Gri-goryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov. 2016. № 24(43). P. 178-184.

2. Prokazina N.V. Sociological approach to the study of historical memory of the Great Patriotic War / N.V. Prokazina // Kazan Science. 2014. № 7. P. 201204.

3. Repina L.P. Historical memory and national identity: approaches and methods of research / L.P. Repina // Dialog with time. 2016. № 54. P. 9-15.

4. Skvortsov E.V. Features of the value-motivation sphere of modern students / E.V. Skvortsova, I.B. Maryasis // Journal of Higher Attestation Commission «Pedagogy of Art». 2015. № 2. P. 177-184

5. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния / Ж.Т. Тощенко // Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 3-14.

5. Toshchenko Zh.T. Historical consciousness and historical memory. Analysis of the current state / Zh.T. Toshchenko // New and newest history. 2000. № 4. P. 3-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.