А.Ю. Шевелева, Д.В. Силакова
Курский государственный университет зНеие1еиа. сот
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРВОГО ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ» В Г. КУРСКЕ)
Аннотация
В данной статье рассматривается выбор каналов, специфика рекламно-информационного сопровождения современного культурного проекта в региональной медийной среде. Автор обращает внимание на необходимость преодоления порога недоверия регионального зрителя к новому предмету культуры. В статье выявляются эффективные каналы популяризации фестиваля современного искусства «Конец прекрасной эпохи» в городе Курске. Среди посетителей проведен опрос, по результатам которого выделяются наиболее успешные каналы продвижения фестиваля: присутствие продукта и активность в социальных сетях, привлечение лидеров мнений, имеющих авторитет в городских кругах, что сглаживает в сознании потенциальных посетителей настороженное отношение к предмету новой культуры, формирует их лояльность и заинтересованность. Обращено отдельное внимание на канал продвижения «сарафанное радио» как на информационный источник, которому доверяет население регионального города.
Ключевые слова: РЯ-кампания, выбор каналов, связи с общественностью, региональный город, фестиваль современного искусства.
РЯ-кампания в области современного искусства носит образовательную функцию и в первую очередь является возможностью популяризации нового явления культуры в обществе. Продвижение продуктов современного искусства в региональных городах требует преодоления порога недоверия зрителей.
Изучая специфику организации PR-кампаний в сфере искусства, мы опирались на работы И.В. Шаркова «Технологии PR-продвижения нишевых сегментов сферы культуры в России, Е.В. Домарева «Осо-
бенности маркетинга в сфере культуры и искусств», D. Pett «Use of Social Media within the British Museum and Museum Sector» и др.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить особенности выбора каналов и эффективность приемов рекламно-информационного сопровождения нового культурного проекта в региональной медийной среде.
Фестиваль «Конец прекрасной эпохи» — первое в городе Курске мероприятие в формате лофт, состоящее из цикла выставочных работ авторов, работающих в стиле современного искусства.
Для интегрированного подхода оценки ресурсов, использованных при продвижении фестиваля, применялась медиамодель PESO. Среди ресурсов выделялись упоминания в СМИ, региональное ТВ, радио, буклеты, партнерство в рамках мероприятия, сообщество в социальных сетях, «шеринги» в социальных сетях (Рис. 1).
" СМИ и интернет-СМИ
• ТВ
• Радио
• Наружная реклама, буклеты
Г-—шш-шш—]
• Лайки, комментарии, Партнерство шеринги в социальных Б рамках
* Положительные отзывы- ^^^Н мероприятия L публикации_с лидером
V^_мнений_j
Рис. 1. Медиамодель PESO
По результатам за первый день, выставку-открытие «Эпоха перемен» посетили 83 человека разного возраста. Среди них был проведен опрос, в задачи которого входило выявление источника осведомленности респондентов об открытии фестиваля. Опрос показал, что основным каналом получения информации об открытии пространства современного искусства для 62% опрошенных являются социальные сети (33% — знакомые и друзья, 5% — ТВ, радио и другие СМИ).
Опрос %
Социальные сети 63 1
Друзья и знакомые
СМИ 1 ]
ТВ
Радио
Рис. 2. Источники информации об открытии пространства современного искусства
Основная аудитория социальных сетей варьируется в возрасте от 18 до 35 и поэтому является приоритетной целевой аудиторией фестиваля. На данный момент у фестиваля как у отдельного бренда отсутствует четко просматриваемая интернет-активность (сайт, посадочная страница, качественная активность в социальных медиа).
По оценкам респондентов, из всех вышеперечисленных ресурсов одним из самых эффективных в привлечении аудитории стало сотрудничество с Олегом Радиным, известным курским художником-галеристом, коллекционером предметов старины и общественным деятелем, в рамках организации первой из цикла выставки «Эпоха перемен». Информация о привлечении к открытию и организации современного фестиваля человека более «традиционной школы», имеющего авторитет в городских кругах, сглаживает в сознании потенциальных посетителей настороженное отношение к предмету новой культуры, формирует их лояльность и заинтересованность.
Такое сотрудничество можно назвать феноменом сотрудничества с «наноинфлюенсером» категории «лидер мнений». Художник имеет ярко выраженный авторитет и лояльную аудиторию, вовлеченную в тему искусства. Его активность в социальных сетях сформировала
пласт будущих посетителей современного пространства и, что немаловажно, привлекла представителей старших возрастных групп.
Необходимо обращать внимание на то, что население региональных городов с небольшой численностью доверяет информации, полученной от своих знакомых, авторитетов, и учитывать такой канал продвижения, как «сарафанное радио».
Новый арт-продукт
Стратегическая активность в соиальных сетях
Привлечение харизматичных авторитетов арт
1асти, лидеров мнений, общественных деятелей
Лайки, шеринги и комментарии в социальны сетяхх
Сарафанное радио
Рис. 3. Модель продвижения арт-продукта
Выстраивание PR-стратегии фестиваля современного искусства в региональном городе с учетом активного присутствия в digital-среде и привлечения лидеров мнений создает большой потенциал для «выхода» фестиваля к новым аудиториям, формирует сообщество постоянных посетителей с возможностью взаимодействия с ними при минимальных вложениях.
Литература
1. Бабарыкина Т. С. Социальные сети как инструмент PR музея // МНСК-2018: МЕНЕДЖМЕНТ, материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35635075 (дата обращения: 1.05.2020).
2. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование: Сб. статей / Под ред. С.И. Дудника. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С. 418-427.
3. Гордин В. Э., Хорева Л. В., Дедова М. А. Применение теории стейкхолдеров в системе управления услугами фестивалей культуры // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 56-65.
4. Домарева Е.В. Особенности маркетинга в сфере культуры и искусств // International Scientific Review. 2015. № 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24091812 (дата обращения: 1.05.2020).
5. Петракова А. Как меняются технологии коммуникации музеев с посетителями // The Art Newspaper. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3133/ (дата обращения: 1.05.2020).
6. Шаркова И. В. Технологии PR-продвижения нишевых сегментов сферы культуры в России (на примере Московского музей современного искусства) // Российская школа связей с общественностью. 2018. № 11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35147181 (дата обращения: 1.05.2020).
7. Pett D. "Use of Social Media within the British Museum and Museum Sector", Academia. URL: http://www.academia.edu/2259635/Use_of_Social_Media_within_the_Briti sh_Mu seum_and_Museum_Sector (дата обращения: 1.05.2020).
8. McLean F. "Marketing the Museum", Routledge, Psychology Press, 1997, 257 p.
9. Как музеи увеличивают целевую аудиторию с помощью digital // Out of cloud. URL: http://outofcloud.ru/blog/2017/03/30/kak-muzei-uvelichivayut-cele (дата обращения: 1.05.2020).
A.Yu. Sheveleva , D.V. Silakova
Kursk State University
PROMOTION OF THE CONTEMPORARY ART FESTIVAL IN THE REGIONAL CITY (USING THE EXAMPLE OF THE FIRST CONTEMPORARY ART FESTIVAL "THE END OF A BEAUTIFUL ERA" IN KURSK)
This article discusses the choice of channels, the specifics of promotion of a modern cultural project in the regional media environment. The author draws attention to the need to overcome the threshold of regional viewers' distrust of a new cultural object. The article identifies effective channels for promoting the contemporary art festival "The End of the beautiful era" in the city of Kursk. A survey was conducted among the visitors, which highlighted the most successful channels for promoting the festival: the presence of the product and activity in social networks, attracting opinion leaders who have authority in urban circles, which smoothes the minds of potential visitors wary attitude to the subject of new culture, forms their
loyalty and interest. Special attention is paid to the promotion channel "word of mouth" as an information source trusted by the population of a regional city.
Key words: channel selection, public relations, regional city, contemporary art festival.
С.С. Шляхова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет [email protected]
ВЛИЯНИЕ БЛОГОСФЕРЫ НА СТУДЕНЧЕСТВО В РЕГИОНАХ
Аннотация
Мировые исследования показывают, что использование микроблогеров для влияния на общественное мнение является наиболее эффективной стратегией, поскольку микроблогеры легче формируют такие отношения с пользователями, как идентификация и доверие. Цель исследования — установить степень влияния блогосферы на молодежную аудиторию в регионах на материале текстовых блогов на платформе LiveJournal. Установлено, что медийность и известность блогера у молодежи в регионах не связаны со степенью доверия к нему. В целом узнаваемость текстовых блогеров у молодежи в регионах невысока — в среднем 30-35%. Рейтинги и анализ контента блогов показывает, что наибольшая известность у студентов тех блогов, в которых актуализирован визуальный контент, путешествия, психология и «скандалы, интриги, эпатаж». Не вошли в рейтинг студентов блоги политической, патриотической, научной, исторической тематики. Наибольший рейтинг влияния на студентов в регионах у блогеров, контент которых связан с путешествиями и психологией (межличностными отношениями). Степень влияния блогеров на общественное мнение требует дополнительных исследований.