Научная статья на тему 'ФЕСТИВАЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ ГОРОДОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ'

ФЕСТИВАЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ ГОРОДОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3844
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовый праздник / фестиваль / культура / актуальное искусство / городская среда / концепция / ритуал / функции фестиваля / mass festival / festival / culture / contemporary art / urban environment / concept / ritual / festival functions / бұқаралық мереке / фестиваль / мәдениет / заманауи өнер / қалалық орта / тұжырымдама / рәсім / фестиваль функциялары

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арман Токпан, Анар Сайымжановна Еркебай, Болат Сырлашович Тургынбай

Статья посвящена вопросам организации и проведения фестивалей в современной городской среде. В настоящее время в современную культуру внедряются синтетические формы художественной практики, главной из которых является фестиваль. Фестивальное движение является практикой, позволяющей осуществлять массовую коммуникацию, в основе которой – искусство. Фестивали служат формированию и продвижению брендов города, региона, так как напрямую связаны с общекультурной ситуацией и локальным контекстом определенного места. Фестивали служат способом преобразования городской среды и привлечения внимания к различным проблемам. Цель статьи заключается в описании особенностей разработки и проведения фестивалей как инструмента повышения привлекательности современного города. Представлен и проанализирован опыт проведения фестивалей в Алматы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVAL AS AN INSTRUMENT OF UPDATING CITIES THROUGH CULTURE

The article is devoted to the issues of organizing and holding festivals in the modern urban environment. Currently, synthetic forms of artistic practice have been introduced into modern culture, the main of which is the festival. The introduction of the festival movement into the daily life of modern person gives the opportunity to carry out this innovative form of general interaction and mass communication using the language of art. In addition, festivals today provide the formation and promotion of brands in cities and other regions, as the festival is directly related to the general cultural situation and the local context of certain places. Festivals serve as a way to transform the urban environment and draw attention to various problems. The purpose of the article is to describe the features of the development and implementation of festivals as a tool to increase the attractiveness of modern cities. The experience of holding festivals in Almaty is presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «ФЕСТИВАЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ ГОРОДОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»

ФЕСТИВАЛЬ КАК

ИНСТРУМЕНТ

ОБНОВЛЕНИЯ

ГОРОДОВ

ЧЕРЕЗ

КУЛЬТУРУ

ш

(сл <

МРНТИ 18.17.65

А. К. ТОКПАН1, А. С. ЕРКЕБАЙ2, Б. С. Т¥РГЫНБАЙ3

2| 3 Т. К- Жургенов атындаFы к,азак, улттык, енер академиясы (Алматы, Казахстан)

ФЕСТИВАЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ ГОРОДОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации и проведения фестивалей в современной городской среде. В настоящее время в современную культуру внедряются синтетические формы художественной практики, главной из которых является фестиваль. Фестивальное движение является практикой, позволяющей осуществлять массовую коммуникацию, в основе которой - искусство. Фестивали служат формированию и продвижению брендов города, региона, так как напрямую связаны с общекультурной ситуацией и локальным контекстом определенного места. Фестивали служат способом преобразования городской среды и привлечения внимания к различным проблемам. Цель статьи заключается в описании особенностей разработки и проведения фестивалей как инструмента повышения привлекательности современного города. Представлен и проанализирован опыт проведения фестивалей в Алматы.

Ключевые слова: массовый праздник, фестиваль, культура, актуальное искусство, городская среда, концепция, ритуал, функции фестиваля.

Введение

Праздник, как древнейшая форма человеческой культуры, выступает предметом изучения на протяжении длительного времени, однако вокруг этого понятия пока не сложилось единой теоретической базы.

Выступая в качестве устойчивого элемента культурного пространства, праздник одновременно с этим вбирает в себя все изменения, происходящие в обществе. На изменения влияют новые ценностные ориентиры общества, приобретение иных смыслов и их представление в самом понятии «праздник» [1, с. 97].

Лингвистическое исследование слова «фестиваль» восходит синонимически к слову «праздник». При переводе с романских языков оно приобрело к своему основному значению еще одно, дополнительное - праздник массовый, и так и было закреплено словарями. В своей статье к исследованию фестиваля мы подходим с этой позиции: фестиваль - массовое празднество, история которого насчитывает несколько веков [2].

Праздник в сознании человека понимается, по мнению Бахтина М., как временное вступление в пространство утопии, всеобщности, равенства, изобилия, свободы. Таким образом, праздник противопоставлен обычной жизни. С позиции общества, праздник выполнял важные функции, позволяя каждому члену общества быть его частью, внутри праздничного коммуникационного пространства осуществлять общение. Праздник создавал общее пространство, нивелировал социальные, культурные различия.

Городская праздничная культура начинает развиваться вместе

с зарождением самого города. Город становится организующим началом культуры, и праздник, имеющий фольклорное, сельское происхождение, в городской среде приобретает ряд несвойственных ему прежде особенностей - становится масштабным, массовым, зрелищным. Смена культурных формаций также серьезно изменила понимание городского праздника, стирая в его пространстве постепенно все противоположности, не преодолев пока оппозицию «урбанистическое-природное».

Развитие фестивалей приходится на рубеж 20-21 веков, и с течением времени этот вид городского праздника становится все более востребованной формой. Основной причиной этого является развитие массовой коммуникации, и способность фестиваля объединить в едином художественном пространстве различные виды искусства.

История фестивалей начинается с 18 века, с первых упоминаний о нем, и связана с интересом к праздничной культуре средневековья. Генетически фестиваль близок к праздничной обрядовой народной культуре, но развитие его пришлось на период урбанизации и глобализации. Фестиваль, обладая такими формальными признаками, как замкнутость пространства, привязанность к месту проведения, преобладание спектакля как основного формата, ярко выраженная дистанция и разграничение участников фестиваля на актеров и зрителей.

Методы

Внутренняя психологическая организация фестиваля основана на

зрелищном ритуале, в основе которого экстатическая сюжетность. Это позволяет фестивалю оказывать особое влияние, быть ярким и запоминающимся праздничным событием, за счет одновременного обращения к психике отдельного человека и в тоже время к общности людей, в сочетании современной формы и более ранних процессов развития человеческого поведения [4].

Остановимся более подробно на ритуальности фестиваля. В городской среде фестиваль становится ритуалом, с преобладанием социально-культурных функций, такими как консолидация общества и снижение внутренней агрессивности, структурирование пространства и времени. Фестиваль позволяет прервать повседневное течение времени и привлечь внимание к теме проведения.

Сакральные и обрядовые значения фестиваля уходят на второй план, тем самым демонстрируя, что участники рассматривают фестиваль, в первую очередь, как творческий диалог, как возможность объединиться, и более всего склонны относится к нему как к досугу. Эти потребности фестиваль удовлетворяет, посредством переноса своих участников в иной, фестивальный, отличающийся от обычного, повседневного, мир [4, с. 47]. Это добавляет праздничной атмосфере элементы эксцентричности и произвольности игры.

Результаты

Роль праздника как ритуала осознается участниками фестиваля, особенно организаторами и профессиональным сообществом. Для того, чтобы идеями фестиваля проникся и посторонний зритель,

смог подключиться к этому ритуалу, ему необходимо быть вовлеченным в это событие, непосредственно своим соучастием. В противном случае фестиваль станет для него только мероприятием на один раз, и не будет тем моментом, который он проживет как определенное экзистенциональное и важное событие своей жизни [5, с. 58].

Современные фестивали с полным основанием следует считать неотделимой от современной культуры частью, постоянно развивающимся художественным явлением, активно функционирующей системой. Как правило, фестиваль в сегодняшней культурной традиции, это демонстрация достижений искусства в области музыки, театра, эстрады, цирка. Обычно это массовый праздник, который состоит из ряда концертов, объединенных одним названием и программой, и проходят в торжественной обстановке с определенной регулярностью [6, с. 87]. Можно сказать, что фестиваль объединяет собой достаточно разнообразные празднества, иногда и сильно отличающиеся друг от друга.

Рассматривая фестиваль с позиции определенной культурной формы, необходимо понимать, что это, прежде всего, технологический акт деятельности (или взаимодействия социального характера) с такими характеристиками как целостность и законченность, и выраженным инновационным характером. Фестиваль, как законченный акт, имеет определенные итоги, которые могут выражаться материально, так и другими способами. Так, фестиваль может нести новое социально значимое содержание, которое будет выражаться как материально (в виде сооружений, территории или

определенных предметов); так и в виде полученных интеллектуальных знаний; или эмоциональных впечатлений и чувств. Также фестиваль может обладать и определенными психологическими характеристиками (как мотивация, интерес, потребности) и представлять собой информационные продукты (символического, знакового или текстового типа); или продукты структурного характера (в виде формы организации людей) [7, с. 89].

По типу фестивали могут быть разными: выделяют международные и национальные, универсальные (охватывают более одного вида искусств) и более углубленные, специализированные, организуемые по одному виду искусства. Фестивали могут быть монографическими и быть посвященными конкретному лицу в искусстве - автору, режиссеру, актеру, драматургу, композитору; так и тематическими, касающиеся определенной эпохе, жанру, стилистике [8]. Фестиваль может носить узкоспециализированный характер, быть направленным на определенную область вида искусства (например, фестиваль народной песни). Учитывая такое разнообразие видов фестивалей в основном принята следующая типологизация фестивалей - профессионального творчества, народного творчества и фестивали смешанные.

Фестиваль обязательно должен иметь собственную концепцию и историю, обладать собственной спецификой. Организаторы используют опыт известных фестивалей и выстраивают индивидуальную стратегию для конкретного фестиваля [9, с. 65].

Анализируя опыт проведения казахстанских фестивалей, можно

отметить, что их концепция обязательно связана с древними этническими традициями, ставится задача по сохранению национальной культуры, новаторство в культуре понимается через призму этих задач. Это оправдано, так как в условиях углубления глобализации современного общества остро стоит вопрос о сохранении национальной идентичности [10]. Уважение к прошлому своего народа, возвращение утраченных ценностей и идеалов являются фундаментом глубинной ментальности народа и мировосприятия человека. Возродить это и укоренить возможно только через ключевые для самосознания народа идеи. Именно этот философско-эстетический подход - постигать и развивать этнокультурного наследие предков - становится стержневым в концепции фестивалей, проводимых в Казахстане [8].

Анализируя возникновение и развитие фестивального движения в Казахстане, хотелось бы начать с международного фестиваля искусств, который дважды осуществился в городе Алматы в 2000 и 2002 годах, организатором проекта выступил Общественный Фонд «Тенгри-Умай» [9].

Изначально фестиваль искусств в Алматы задумывался как масштабное арт-событие, охватывающее не только определенные выставочные площадки, но и способное преобразить городское пространство. Фестиваль искусств является международным проектом, призванным создать условия для взаимодействия с художественным международным сообществом на территории Казахстана, для интегрирования современного искусства молодого независимого государства в мировой художественный процесс, а

также для развития взаимосвязи между интеллектуально-творческой средой и обществом.

Именно эти аспекты обозначены как основные цели фестиваля «Тенгри-Умай». Фестиваль «Тенгри-Умай» был организован по инициативе общественного фонда при поддержке Гуманистического Института Хивос (Королевство Нидерландов) и спонсорских инвестиций, что обуславливает специфику финансирования и ставит под вопрос дальнейшее существование этого проекта [9].

Еще один пример фестиваля искусств, оставивший значительный след в культурной жизни Казахстана, воплотился в форме крупного регулярного художественного проекта под названием «Парад галерей». Этот проект просуществовал с 1995 по 1999 годы, и в течение 5 лет представлял основные тенденции галерейного движения города Алматы.

Дискуссия

Изначально «Парад галерей» не имел статус фестиваля искусств, но, по сути, обладал характерными признаками, присущими этой форме репрезентации искусства: зрелищность, синтетичность, отображение актуальных тем и проблем современного искусства, осуществление в рамках проекта кураторской стратегии, объединение различных художественных форм и разнополюсных тенденций в единой экспозиции [10].

Еще одним фестивалем искусства стал фестиваль «Алматы жаны» («Душа Алматы»). Для проведения фестиваля искусств «Алматы жаны» («Душа Алматы») были приглашены представители творческого сообщества [11].

Фестиваль позволил

продемонстрировать достижения города Алматы в самых различных сферах современной культуры, а в особенности в изобразительно-художественном искусстве.

Исторически сложилось, что видовое разнообразие в искусстве является достаточно подвижной системой. Существенное влияние на это оказало и развитие технологий, и усиление роли масс-медиа. В результате этого влияния появились новые виды искусства. Усложняются представления об окружающем мире, исторических процессах, требуются новые формы для освоения действительности посредством новых художественных средств. Синтез становится основной возможностью для художественного познания.

Стремление понять принципы взаимодействия видов и создать условия для их органичного взаимоотношения, потребность осмыслить процессы в искусстве с позиции теории, все это неизбежно вело к созданию синтетических форм в искусстве. Требовалось осмыслить и проанализировать не только отдельное произведение как факт искусства, но и подойти с позиции художественного дискурса в целом, определяя место отдельных произведений искусств в сложной многосоставной структуре и взаимосвязи всех составляющих художественного процесса. Фестиваль на данном этапе становится способом построения особенного синтетического художественного пространства, где и произойдет объединение и синтез самых разных видов искусства [14].

Идеи синтеза свойственны непосредственно самой природе искусства. Объемность и разносторонность синтетических процессов способны реализовываться

в самых различных отношениях. Отмечаются процессы развития синтетических искусств, соединения разных видов искусств в единую композицию и переход одной художественной формы в другую. Художественные выразительные средства одного искусства могут использоваться другим его видом. Отражение находит и взаимодействие искусства и других явлений культуры и внешнего материального мира.

Наиболее сильные процессы синтеза в искусстве отмечались в 20 веке, когда возник конфликт между уже действующими традиционными видами искусства и новыми художественными практиками. Этот период в истории культуры так и отмечен, как эпоха повышенной инновационности искусства [14].

Фестиваль как форма современного искусства особенным образом организует художественное пространство, в котором взаимодействуют различные виды искусства, как традиционные, так и современные. Фестиваль

Фестиваль задает временной ритм культурному городскому пространству. Жизнь города включает в себя множество культурный событий и мероприятий, преобладающее большинство которых носят постоянный либо разовый характер. Фестиваль же представляет собой особенное культурное явление, так как обладает повторяемостью и масштабностью. Фестиваль - это череда культурных событий, которые организуют специальное городское пространство, задают определенные временные рамки, отражаются на участниках фестиваля, которые проживают определенный временной промежуток

вместе с фестивалем.

Непосредственно сама организация фестиваля включает в себя определенные циклы -подготовительный, проведение мероприятия, подведение итогов. Все это требует определенных временных и финансовых затрат. Здесь снова проявляется ритуальный характер фестиваля, как праздника. Цикличность восходит к напоминанию обществу о значимости события, посредством праздника. Становясь постоянным элементом культурной жизни города, фестиваль своим проведением возобновляет те культурные смыслы, которые были заложены изначально [14].

Итак, фестиваль - это сложное многофункциональное синтетическое явление искусства. Синтез искусства в фестивале проявляется на различных уровнях. В первую очередь, определяется синтетичность каждого конкретного произведения. Во-вторых, отмечается слияние искусства и других культурных феноменов и форм общественного сознания. В-третьих, действенным будет и синтетический характер восприятия произведения. Таким образом, самые разные способы синтеза будут проявлены как в пространстве конкретного произведения, так и во всем контексте фестиваля, выраженного в его концепции [14].

С внешней позиции фестиваль имеет серьезную продуманную организацию, внутреннее же его пространство допускает определенную спонтанность, выраженную множеством незапланированных событий, решениями участников изменить планы, что сильнее подчеркивает праздничность, нацеленность на

производство радости.

Организационно фестиваль связан с тремя типами участников -организаторы, авторы, зрительская аудитория, роли которых не являются строго закрепленными и могут быть изменены в зависимости от формата мероприятия фестиваля.

Рассмотрим позицию городских жителей, участников фестиваля, его зрительской аудитории. Находясь в коммуникационном потоке, человек вынужден обособляться от общения, при этом стараясь создать связи в обществе [15, с. 21]. Фестиваль привлекает внимание городской аудитории, так как позволяет удовлетворить потребность в объединении с людьми. Таким образом, личный интерес становится одним из главных мотивов участия городского жителя, которую удовлетворяет фестиваль [16, с. 60]. Современный зритель - это молодые люди, не обремененные хозяйством, обладающие свободным временем для посещения мероприятий. Это подвижные, и одновременно находящиеся в развитии субъекты, открытые для информации, лабильные. Во многом эти характеристики эвристически совпадают и с характеристиками фестивалей. Фестивали редко становятся долгожителями, зачастую основываются не на традиции, а, подобно молодым, ищут себя, задумываются как амбициозные, индивидуалистичные проекты [12, с. 41].

Потребности организаторов могут быть выражены такими категориями - компенсация недостатка связей в профессии или социуме, нехватка определенного культурного продукта, дефицит общения. Переход от подобной личной мотивации на уровень социальный, меняет характер

реализации и удовлетворения этих потребностей, так как на этом этапе к фестивалю присоединяются зрители, как активные участники создания культурной среды города и установления новых социальных взаимодействий. Все участвующие в фестивальном процессе получают зрительский или организационный опыт, посредством которого происходит культурная инициация. Именно этот механизм способствует созданию привязанности, «чувства места». Наибольшие показатели долговечности у фестивалей, организуемых командой менеджеров, что связано с профессиональной заинтересованностью, в отличие от интересов микрогруппы, основанной на личностных связях.

Фестиваль, зародившийся по инициативе организатора или группы организаторов, может завершиться с окончанием ритуала для его устроителей, либо переквалифицироваться в постоянную игру и повторять эту инициацию в разных вариантах. Основной же функцией организаторов здесь станет получение удовольствия от собственной организаторской деятельности и коммуникация участников внутри микрогруппы. Возможным вариантом развития может стать и переход такого фестиваля в разряд профессионального, и стать сферой реализации творческих сил участников. В этом случае, организаторы будут перенимать и передавать определенную традицию, или создавать на ее основе другое, новаторское и существенное [18, с. 68].

Третья сторона участников фестивального процесса - авторы. Личность в фестивальном деле приобретает огромную роль. Для фестивалей переходного или

просветительского типов, с многолетней историей, личность выполняет роль стержня. На интересе этой личности, ее энтузиазме организуется и работает фестиваль. Личность эта обладает особенностью создавать вокруг себя сообщество [15, с. 147].

Погружение участников и зрителей фестиваля в атмосферу праздника — необходимое свойство успешного фестиваля. Успешность современного городского фестиваля должна учитывать ряд факторов: глобальную и локальная социально-культурную ситуацию; ценности потенциальной целевой аудитории и ее запросы. Отмечается, что современное общество характеризуется такими показателями, как пресыщенность, ощущение безграничности собственных возможностей человеком, индивидуализм [17].

Праздничная культура современного города пока остается малоизученной, лишенной внимания, областью, несмотря на общий интерес к проблематике города. Привлекательность проведения фестиваля, как городского праздника, зависит от поддержки местного сообщества. Проведение фестиваля может стать частью плана по формированию капитала места, создаст предпосылки для локальных процессов развития и восстановления городской среды; будет стимулировать творческую потенцию территории. Долгосрочная перспектива мероприятия отразится на процессах изменения или восстановления городской среды и другие. Фестиваль позволит сформировать у жителей новый взгляд на привычное для них место их проживания. Дает возможность улучшить коммуникацию населения, работает на укрепление

взаимопонимания среди различных общественных групп. Традиция осознавать потребности общества, и производимые эффекты в казахстанском опыте проведения фестивалей постепенно начинает приживаться [13, с. 19].

Городская политика сегодня все больше связана с формированием имиджа территории. Городу необходимо иметь собственное лицо, в первую очередь, для реализации экономических, культурных и социальных потребностей, а также, чтобы стать более привлекательным для туристов. Быть креативным - один из многих способов на пути к конкурентоспособности. Для того, чтобы территории приобрести такое качество, необходимо найти и задействовать ее городские культурные (в первую очередь) ресурсы. Согласно концепция «креативности» РФлориды и Ч.Лэндри (начало 2000 гг.) формирование творческого слоя в обществе создает возможности и для развития городов в том числе, опираясь на культуру [13, с. 26].

Город, эффективно использующий в своем развитии культурные ресурсы (выражаемые в особенности места или проживающих там людей), экономически успешно развивается. По мнению авторов концепции, физические объекты города неинтересны для креативного класса. Эта часть социума нацелена на получение нового опыта, на разнообразие, коммуникацию. И здесь актуальным становится сосредоточение на истории города, на его духовных активах, выражаемых во взаимодействии институтов культуры и непосредственно самих горожан. Как раз такой формой креативности в масштабе города становится традиция массовых мероприятий, - фестивалей.

Фестивали могут становиться брендом города, тем более если они будут основаны на уникальных ресурсах культуры города. Такой фестиваль обеспечит создание объединения (коммьюнити) горожан и туристов. А имеющиеся объекты городского пространства в среду проявления креативности. Любой город обладает собственной оригинальностью в культурном смысле, важным становится найти способ переосмыслить это и реализовать в качестве конкурентного преимущества перед другими городами. Для города проведение крупного фестиваля позволяет получить дополнительные источники дохода, если традиционные источника пока не приносят желаемый финансовый результат. Фестиваль может стать мощным инструментом для обновления города через культуру [19, с. 69].

Вечерний фестиваль искусств «Алматы жаны» - фестиваль идей, в программе которого художественные и социальные акции были рассмотрены в качестве предложений по развитию современного города. В рамках фестиваля город рассматривался в качестве единого созидательного пространства. Каждое мероприятие фестиваля было нацелено на то, чтобы люди учились быть горожанами, уметь творчески, эффективно и экологично пользоваться городом, видеть возможности для своего участия в преобразовании его жизни, любить свой город свою историю. Фестиваль нацелен на развитие города Алматы через культурные инициативы, сотрудничество власти, бизнеса и творческого сообщества. Укрепление статуса города Алматы как одного из крупнейших центров культуры. Совершенствование городской культуры через усиление

и укрепление гуманитарных связей, развитие более тесных контактов в едином культурном пространстве.

Фестиваль был нацелен на расширение зрительской аудитории, и воспитание эстетического и нравственного потенциала, художественного вкуса, интеллектуального и духовного развития населения и гостей города. Одной из задач стало повышение туристической привлекательности Алматы. Была сформирована информационная база о наличии в Алматы уникальных имиджевых и инновационных практик в сфере культуры, что способствовало её развитию, трансляции в новом социокультурном пространстве [8, с. 6].

Вечерний фестиваль искусств «Алматы жаны» стал мощным средством коммуникации с широкой аудиторией, благодаря данному фестивалю возник культурный обмен.

Положительные стороны проведения фестиваля состоит в том, что такой фестиваль внес вклад в социально-культурную жизнь города, привлек внимание к проблемам искусства и его роли не только в городе Алматы, но и в других городах Казахстана. Молодые и талантливые люди получили площадку, материальную и техническую поддержку для реализации своих художественных замыслов, а также новую информацию, навыки и мастерство, расширили круг своего профессионального общения. Это послужило импульсом для формирования сообществ в сфере культуры, искусства, развития туризма и качественного досуга [8, с. 2].

Заключение

Фестиваль напрямую связан с общекультурной ситуацией и локальным контекстом определенного места.

Фестиваль зависит от данного контекста. Фестиваль, являясь культурным феноменом, развивается в рамках исторического контекста. Посредством контекста фестиваля реализуются идеалы культурных элит. На фестиваль оказывает влияние способность этих элит к манифестации исповедуемых ими ценностей, цельность сообщества, социальный заказ и социальная активность. Фестиваль искусства служит показателем интеллектуального и элитарного потребления.

Идеология фестиваля может базироваться на конкретной личности, на микрогруппе, на сообществе. Условно в типологии фестивалей выделяют три модели - просветительский, переходный, индивидуалистический типы. Устойчивость и долговременность будут зависеть от типа культуры и субъекта организации [20, с. 10].

Фестиваль может выполнять роль интегратора в сообществе, как местном так и профессиональном, создавая в городской среде определенное коммуникативное, социальное и

психологическое пространство.

Являясь частью праздничной культуры, фестиваль служит ритуалом, воссоздающим определенное пространство, временные условия. В такой среде испытывают потребность как устроители фестиваля, так и его потребители в лице городской интеллигенции и художественных сообществ.

Фестиваль искусств продвигает в обществе новые культурные ценности и смыслы, участвует в образовании микрогрупп и сообществ, на уровне личности способствует ее самоопределению и процессу погружения в культуру.

История проведения фестиваля может стать тесно связанной и неразрывной от города. Успешность фестивального движения зависит от ряда факторов, таких как ценности и устремления на личностном уровне, и уровне микрогрупп, их потребности, социальная активность элиты города, стратегии развития города и его культурной политики.

Литература:

1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. - Москва: Академ. проект, 2016. - 496 с.

2. Николаева П. В. Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры / П. В. Николаева // Культурная жизнь. - 2017. - №2. - С. 144 - 146.

3. Сванидзе А. А. (отв. ред.) Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Том 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. - Москва: Наука, 2015. - 378 с.

4. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб.пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2017. -384 с.

5. О'Догерти Б. Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства / Б. О'Догерти. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 143 с.

6. Эстетико-культурологические смыслы праздника. - Москва: ГИИ, 2015. - 460 стр.

7. Дараган С. Продолжение темы. Международный художественный фестиваль «Тенгри-Умай»: Открытый город / Каталог. - Алматы, 2002.

- С. 170.

8. Вечерний фестиваль искусств. Управление культуры города Алматы. [Электронный ресурс]. - URL: http://almatymadeniet.kz/ru/post/1202 (Дата обращения: 21.11.2019).

9. Тенгри-Умай. Галерея современного искусства. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.tu.kz/ (Дата обращения: 19.11.2019).

10. Парад галерей. Статья. .Электронный ресурс]/ - URL: http://np.kz/ old/2002/30/cultura1_3.html (Дата обращения: 20.11.2019).

11. Вечерний фестиваль искусств «Алматы жаны». [Электронный ресурс]. -URL: http://almatylife.kz/article/ve4ernii-festival-iskusstv-almaty-jany (Дата обращения: 23.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Репина Л. П. Город, общество, цивилизация: историческая урбанистика в поисках синтеза. - Москва: Наука, 2016. - 259 с.

13. Самодуров Ю. Объекты современного искусства в городской среде // Знание-сила: сетевой журнал. [Электронный ресурс]. - URL: https:// znanie-sila.su/themes/sobstvennoe-mnenie/obekty-sovremennogo-iskusstva-v-gorodskoj-srede (Дата обращения: 25.11.2019).

14. Паксина Е. Б. Социокультурные функции фестиваля искусств. [Электронный ресурс]. - URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=18601 (Дата обращения: 24.11.2019).

15. Лэндри Ч. Креативный город. - Москва: Классика - XXI, 2016. - 399 с.

16. Линч К. Образ города. - Москва: Стройиздат, 1982 - 328 с.

17. Глазычев В. Л. Урбанистика. - Москва: Изд-во Европа, 2008. - 220 с.

18. Тропина И. Г. Социально-культурные функции художественных фестивалей в г.Волгограде. [Электронный ресурс] // https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialno-kulturnye-funktsii-hudozhestvennyh-festivaley-v-g-volgograde (Дата обращения: 26.11.2019).

19. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность.

- Москва: МГУКИ, 2014. - 539 с.

20. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. -Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2017. - 480 с.

21. Флорида Ричард. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Монография. - Москва: Классика-XXI, 2017. - 421 с.

22. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

А. К- Токпан, А. С. Еркебай, Б. С. Туртынбай

Т. К,. ЖYргенов атындагы Казан; улттын; внер академиясы (Алматы, Казахстан)

ФЕСТИВАЛЬ МЭДЕНИЕТ АРКЫЛЫ КАЛАНЫ ЖАЦАРТУ РЕТ1НДЕ

Ацдатпа

Макала заманауи калалык ортада фестивальдердi уйымдастыруга жэне вткiзуге арналган. К,азфп уакытта фестивальдщ негiзгiсi болып табылатын квркемдiк тэжiрибенщ синтетикалык тYPлерi казiргi замангы мэдениетке ене бастады. К,азфп замангы адамныц кYнделiктi вмiрiне фестиваль козгалысыныц енгiзiлуi осы инновациялык формага внер тiлiн колдана отырып, жалпы взара эрекеттесудi жэне жаппай карым-катынасты жYзеге асыруга мYмкiндiк бередi. Сонымен катар, бYгiнде фестивальдер каланыц, аймактыц брендтерiн калыптастыруга жэне алга жылжытуга кызмет етедi, вйткенi фестиваль жалпы мэдени жагдайга жэне белгiлi бiр жердщ жергiлiктi жагдайына тiкелей байланысты. Фестивальдар кала ортасын взгертуге жэне эртYPлi проблемаларга назар аударудыц тэсЫ ретiнде кызмет етедi. Макаланыц максаты - фестивальдердщ дамуы мен втшзшу ерекшелiктерiн заманауи каланыц тартымдылыгын арттыру куралы ретiнде сипаттау. Алматыда фестивальдер втшзу тэжiрибесi усынылып, талданады.

ТYЙiндi свздер: букаралык мереке, фестиваль, мэдениет, заманауи внер, калалык орта, тужырымдама, рэсiм, фестиваль функциялары

A. K. Tokpan, A. S. Yerkebay, B. S. Turgynbay

T.K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakh&an)

FESTIVAL AS AN INSTRUMENT OF UPDATING CITIES THROUGH CULTURE

Abstract

The article is devoted to the issues of organizing and holding festivals in the modern urban environment. Currently, synthetic forms of artistic practice have been introduced into modern culture, the main of which is the festival. The introduction of the festival movement into the daily life of modern person gives the opportunity to carry out this innovative form of general interaction and mass communication using the language of art. In addition, festivals today provide the formation and promotion of brands in cities and other regions, as the festival is directly related to the general cultural situation and the local context of certain places. Festivals serve as a way to transform the urban environment and draw attention to various problems. The purpose of the article is to describe the features of the development and implementation of festivals as a tool to increase the attractiveness of modern cities. The experience of holding festivals in Almaty is presented and analyzed.

Keywords: mass festival, festival, culture, contemporary art, urban environment, concept, ritual, festival functions

Сведения об авторах:

Арман Токпан — магистрант 2 курса специализации «Режиссура массовых

шоу и представлений» Казахской национальной академии искусств

им.Т. К. Жургенова

(Алматы, Казахстан);

e-mail: armantokpan@gmail.com

Анар Сайымжановна Еркебай — кандидат искусствоведения, доцент кафедры «История и теория театрального искусства» Казахской национальной академии искусств им.Т. К. Жургенова (Алматы, Казахстан); e-mail: aerkebaj@bk.ru

Болат Сырлашович Тургынбай — профессор, заведующий кафедрой «Живописи и скульптуры» Казахской национальной академии искусств им.Т. К. Жургенова (Алматы, Казахстан); e-mail: aerkebaj@bk.ru

Авторлар туралы мэл1меттер:

Арман Токпан — Т. К. Жургенов атындагы Казак, улттык енер академиясыныц «Кепшiлiк койылымдар мен шоу режиссурасы» мамандандыруыныц 2 курс магистранты (Алматы, Казакстан); e-mail: armantokpan@gmail.com

Анар Сайымжанкызы Еркебай — енертану кандидаты, Т. К. Жургенов атындагы Казак улттык енер академиясыныц «Театр енершщ тарихы мен теориясы» кафедрасыныц доцентi (Алматы, Казакстан); e-mail: aerkebaj@bk.ru

Болат Сырлашулы Тургынбай — профессор, Т. К. Жургенов атындагы Казак улттык енер академиясыныц «Кесюндеме жэне мYсiн» кафедрасыныц мецгерушiсi (Алматы, Казакстан); e-mail: aerkebaj@bk.ru

Author's bio:

Arman Tokpan is a 2-year master's student of the specialty "Directing mass shows and performances" at T.K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan) e-mail: armantokpan@gmail.com

Anar Siemzhanovna Erkebai — Ph. D., associate Professor of the Department "History and theory of theater art" T.K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan) e-mail: aerkebaj@bk.ru

Bolat Syrlashovich Turgynbay — Professor, head of the Department of "Painting and sculpture" of the Kazakh national Academy of arts. After T. K. Zhurgenov (Almaty, Kazakhstan) e-mail: aerkebaj@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.