■ ■ ■ Особенности продвижения музыкального фестиваля в новых медиа: преимущества и недостатки (на примере фестиваля «БОЛЬ»)
Коробицин С.И.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.
Аннотация: Цель исследования - рассмотреть ключевую роль новых медиа в продвижении андерграундного музыкального фестиваля «БОЛЬ» и выявить преимущества и недостатки этого формата продвижения. В статье рассматривается история появления Фестиваля «БОЛЬ», его миссия и идея, обосновывается использования средств продвижения в новых медиа. Научная новизна работы заключается в рассмотрении продвижения музыкального фестиваля в условиях распространения ко-ронавирусной инфекции.
Ключевые слова: музыка, музыкальная индустрия, рынок, фестиваль «БОЛЬ», новые медиа, продвижение, коронавирус
Дляцитирования: Коробицын С.И. Особенности продвижения музыкального фестиваля в новых медиа: преимущества и недостатки (на примере фестиваля «БОЛЬ») // Ком-муникология. 2020. Том 8. №3. С. 163-177. DOI 10.21453/2311-3065-2020-8-3-163-177.
Сведения об авторе: Коробицин Святослав Игоревич - студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; руководитель проектов в "Connected Agency". Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1. E-mail: sikorobitsin@gmail.com.
Статья поступила в редакцию: 24.06.2020. Принята к печати: 04.09.2020.
Фестиваль «БОЛЬ» появился в 2015 году как попытка отразить многогранность современной независимой музыки и показать массам новые имена, которые несправедливо игнорировались средствами массовой информации. Степан Казарьян, соорганизатор фестиваля, в одном из интервью сказал: «Это была реакция на появление большого количества русскоязычных групп — постпанка, преимущественно. А их появление — это, в свою очередь, реакция на засилье англоязычной музыки на российской сцене и в медиа»1. В отличие от своих конкурентов, фестиваль сделал акцент не на зарубежных хедлайнерах, способных собирать целые стадионы по всему земному шару, а на относительно неизвестные локальные коллективы. Отказавшись от стандартной формы музыкального фестиваля, сделав акцент исключительно на нишевой музыке, организаторы
1 Степан Казарьян («Боль»): «Не будет фестивалей — люди пойдут на митинги» [эл. ресурс]: https://secretmag.ru/cases/interview/stepan-kazaryan-bol-ne-budet-festivalei-lyudi-poidut-na-mitingi.htm (дата обращения 18.12.2019).
смогли создать уникальный бренд, который впоследствии заработал репутацию, достаточную для пропаганды нового видения музыки для индустрии в целом».
Нельзя сказать, что появление Фестиваля «БОЛЬ» стало сюрпризом. Если проанализировать развитие российской музыки с конца 00-х до 2015-го года может увидеть тенденцию формирования нового музыкального течения, которое постепенно отказывалось от зарубежного влияния, как в форме, так и в содержании. Мечты о зарубежном рынке оставались мечтами, в то время как в России появился собственный музыкальный рынок, один из самых крупных в мире. Это позволило многим группам исполнять песни на родном языке, так как не только слушатель, но и потенциальный организатор мероприятий, заинтересовался в новой музыке. По данным "PWC Россия" объем музыкального рынка на 2018 год составил 596 миллионов долларов США1 и продолжает расти. Если до финансового кризиса 2014-го года и начала конфликта на юго-востоке Украины основное внимание промо-агентств и владельцев площадок для выступлений было направлено на зарубежных исполнителей, то после, в связи с повышением курса валют, большее внимание стало уделяться отечественным исполнителям2.
«БОЛЬ» был не первым фестивалем, который объединял музыкантов новой русской волны, но именно благодаря ему у возникшего в музыкальной индустрии течения появилось свое название, и появился свой большой фестиваль.
Понятие и само направление «новая русская волна» появились по аналогии с британской «новой волной» 1970-х годов. Русская волна переняла у британской основу: первоначальный основной музыкальный жанр - постпанк. Также на «новую русскую волну» нашего времени оказала влияние советская рок-сцена 1980-х годов, в особенности такие группы как «Кино», «Альянс», «Аквариум», Nautilus Pompilius, «АукцЫон» и другие. Стоит отметить, что на вышеупомянутые российские группы оказала влияние та же самая британская «новая волна». Уже через год, ко второму фестивалю «БОЛЬ», популярность «новой русской волны» возросла, и термин стали использовать как основной и единственный для описания андерграундной музыки в России, появившейся после 2010-го года. Принадлежность артиста к ряду музыкантов «новой русской волны» зависит не столько от места происхождения коллектива (например, группа Super Besse из Минска, но считается группой «новой русской волны»), сколько от языка, на котором написаны тексты песен.
На сегодняшний день Фестиваль «БОЛЬ» остается главным фестивалем андерграундной музыки и стал для многих музыкантов некоторым достижением, способом к выходу на нового слушателя. В 2018-м году фестиваль приобрел но-
1 Музыкальная индустрия. Исследование РМС Россия [эл. ресурс]: ИНрвУ/шшш. pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2019/muzykalnaya-industriya.html (дата обращения 19.12.2019).
2 Ежегодный доклад Российской Ассоциации Электронных Коммуникаций "Интернет в России" [эл. ресурс]: https://raec.ru/live/branch/10489/ (дата обращения 18.12.2019).
вого партнера - агентство Pop Farm, специализирующееся на букинге иностранных артистов и работе с крупными фестивалями. Это привело к качественному и экономическому росту Фестиваля «БОЛЬ», что сделало его ключевым фестивалем в России и привлекло внимание старых медиа1. «Работа со спонсорами, работа по продакшну, сценам, согласования с городом - все, что касается организации и процессов, на которых завязано такое большое мероприятие», -говорит Саморуков, сооснователь агентства Pop Farm2. С тех пор у фестиваля «БОЛЬ» появился постоянный штат сотрудников, который работает над подготовкой фестиваля на протяжении всего года.
Новые медиа сыграли ключевую роль в развитии и продвижении Фестиваля «БОЛЬ». На это есть несколько причин: во-первых, название. Спонсоры неохотно и с предубеждением реагировали на предложения о сотрудничестве, так как боялись появления ассоциаций их бренда с молодежной (в какой-то степени маргинальной) культурой и негативными впечатлениями, связанными со словом "боль". Несмотря на то, что название считалось организаторами шуточным и пыталось отразить дух тех музыкальных коллективов, принимающих участие в фестивале, спонсоры обходили предложения стороной3. Крупные медиа также боялись делать публикаций о фестивале, опасаясь ответных мер со стороны регулирующих органов. Принимая во внимание вышеуказанные факты, решено было продвигать фестиваль в новых медиа, в которых потенциальный посетитель толерантнее (и с иронией) относился к мероприятиям подобного рода, появляющиеся в ленте новостей.
Вторая причина, по которой новые медиа стали основными каналами продвижения фестиваля, заключается в следующем: поскольку фестиваль не имел возможности и репутации увеличить бюджет за счет рекламных интеграций, бюджет строился исключительно на предпродаже билетов. Нельзя не упомянуть о проценте с продаж мерчандайза с символикой группы, физических носителей (винила, CD, кассет) и фудкорта, но он продолжает составлять несущественную часть. Расходы с каждым годом росли: площадки для проведения становились больше, как и количество сцен и выступающих групп; рост количества посетителей привел к необходимости увеличивать штат сотрудников (техники, звукорежиссеры, кассиры, менеджеры сцен). Снижение расходов, путем аренды менее качественной технической аппаратуры (а с ней и менее качественного получаемого звучания) и выбора площадки проведения, способной вместить меньшее количество людей, (а вместе с этим и снизить количество возможных проданных
1 Какая "Боль"? Устройство и организация главного андеграундного фестиваля страны [эл. ресурс]: https://i-m-i.ru/post/bol_2019 (дата обращения 19.12.2019).
2 "Боль" конкурирует с фестивалями со всего мира [эл. ресурс]: https://www.the-village.ru/village/weekend/industry/355295-bol (дата обращения 19.12.2019).
3 Степан Казарьян («Боль»): «Не будет фестивалей — люди пойдут на митинги» [эл. ресурс]: https://secretmag.ru/cases/interview/stepan-kazaryan-bol-ne-budet-festivalei-lyudi-poidut-na-mitingi.htm (дата обращения 18.12.2019).
билетов в целях безопасности) виделось невозможным. Тогда было решено сделать акцент в продвижении в новых медиа, ибо они требовали меньших затрат.
В-третьих - идеология фестиваля. Андеграундная музыка продолжает оставаться обществом для "своих", что ставит определенные ограничения перед РР-командой: каким образом продвигать мероприятие в массы, если большинство либо не готово узнать о таком новом явлении, как "новая русская волна" или не должно узнать? Реклама в новых медиа позволяла отсеять ту аудиторию, которая может негативно повлиять на образ фестиваля и созданную вокруг него атмосферу.
Теперь перейдем к рассмотрению особенностей продвижения Фестиваля «БОЛЬ» в новых медиа и ответим на вопрос: что же именно отличает методы продвижения этого фестиваля от других? какие у них преимущества и недостатки?
Одна из основных особенностей - это язык фестиваля. Языку в человеческой культуре издревле придавалось огромное значение, не только как одной из форм восприятия мира, но и как посреднику между различными формами культурного
пространства1. В зависимости от выбранных слов в создании сообщения, заложенных смыслов и эмоций, может создать бесконечную комбинацию форм для передачи одной и той же идеи. Столкнувшись с новым полем передачи сообщения - интернетом - сформировался и новый социум людей, не знавших времени без существования интернета; людей, которые родились тогда, когда мессен-джеры и постоянное общение стало нормой2. Мы не можем согласиться с мнением, что социальные медиа - это только коммуникация, но нельзя не отметить их влияние на язык, а вместе с ним и на восприятие вещей вне коммуникации.
Развитие новых медиа породило на распространение такого термина как "постирония" - состояние, при котором границы иронии и серьезности размыты3. В этом состоянии есть и положительные и отрицательные стороны: с одной стороны, существует "новая искренность", которая призывает отказаться от иронии, деконструкции и шаблонов, благодаря чему мы можем наблюдать появления следующий эпохи, после постмодерна; с другой стороны, размытие рамок вызывает страх из-за отсутствия определенности. Именно этот эффект в совокупности с молодежным сленгом и использует Фестиваль «БОЛЬ» в передачи сообщения в новых медиа.
На страницах фестиваля пользователи первые узнают о датах проведения фестиваля, месте проведения, артистах и билетах. Для всех социальных сетей
1 Кормочи Е.А. Язык как предмет философской рефлексии // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. №2 [эл. ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-kak-predmet-filosofskoy-refleksii (дата обращения: 13.05.2020).
2 Ловинк Г. (2019) Критическая теория интернета / пер. с англ. Д.Лебедева, П.Торкановского. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж».
3 Павлов А.Д. (2019). Дивный, новый «цифровой мир»: постировния как ценностная установка мировоззрения миллениалов // Горизонты гуманитарного знания. №3 [эл. ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/divnyy-novyy-tsifrovoy-mir-postironiya-kak-tsennostnaya-ustanovka-mirovozzreniya-millenialov (дата обращения: 13.05.2020).
используется единый дизайн оформления, меняющийся с каждым годом. Если у пользователей возникают вопросы, связанные с покупкой билетов или нехватки информации о мероприятии, они могут получить обратную связь путем написания личного сообщения в любой социальной сети. Манера общения самой страницы фестиваля разрушает привычное представление об обратной связи между организатором и гостем. Наоборот, сообщения сообщества полны иронии, дерзки и в меру наглые, без лишней вежливости и клишированных фраз. Каждый пользователь может получить комментарий от официальных страниц сообщества, будь то поддерживающий комментарий или критика в сторону поведения комментатора (см. рис. 1). По словам организаторов, это помогает находиться на одной плоскости вместе с пользователями: «Но зачем ставить клеймо на людей, спектр юмора которых просто больше, чем у вас! Играть в европейцев, которые все такие политкорректные — ну пожалуйста. Просто фестиваль "Боль" не об этом. Он об иронии. Об истинной свободе без лицемерия и барьеров»1.
Фестиваль Боль ✓
Карина, а не^^^^пи вам самой-то^^Н?
Из принципа не удалим ваш хамский коментарий, чтоб все могли вас пошеймить!
Ярослав красавчик! Хорошо сказал!
27 апр 2019 Ответить V 4
Рис. 1. Ответ от официального сообщества на оскорбление в адрес одного из гостей фестиваля2/ Response from the official community to an insult to one of the
festival guests
Следующая особенность продвижения фестиваля «БОЛЬ» в новых медиа - это сама аудитория. Так как фестиваль изначально был организован для молодежи (и в какой-то степени самой молодежью), огромную роль в создании контента играют именно посетители и подписчики социальных сетей. Молодежь, привыкшая и выросшая вместе с появлением социальной сети Вконтакте, следит за новыми альбомами музыкантов на их официальных страницах, читает о них публикации в сообществах по интересам. Именно слушатель в интернете стал основой популярности многих групп, ибо если ранее сообщение о музыкантах транслировали старые медиа, попутно отсеяв множество других коллективов, то сегодня любой человек может поделиться на своей странице музыкой; ушла необходимость покупать физический носитель для прослушивания музыки, теперь это лишь дань эпохи.
1 Политкорректность - не наш конек. Организатор фестиваля "Боль" о том, как он работает [эл. ресурс]: https://the-flow.ru/features/kazaryan-bol (дата обращения 18.12.2019).
2 Официальное сообщество Фестиваля Боль в социальной сети "Вконтакте" [эл. ресурс]: https://vk.com/wall-93179762?offset=480&own=1&w=wall-93179762_14627_r14631.
Мы считаем, что одним из самых эффективных способов распространения информации в интернете на сегодняшний день являются мемы: они отражают возникающие в обществе мнения на самые важные социальные и политические темы, являются способом идентификации "свой-чужой" и не нуждаются в глубоком понимание вопроса, затрагиваемого в нем1. Мемы, словно вирус, находят в человеке отклик и заставляют распространять его дальше, другим пользователям сети2.
Касательно Фестиваля «БОЛЬ» возникает следующая ситуация: команда продвижения намеренно побуждает пользователей принимать участие в создании контента, будь это смешные картинки в комментариях под анонсом одного из артистов или новогодняя сказка про музыкантов, выступающих на фестивале; дает различные инфоповоды (публикация, резкое высказывания в чужой адрес, или провокация по отношению к пользователям) (см. рис. 2).
Рис. 2. Примеры творчества подписчиков / Examples of subscribers' creativity
Даже негативные отзывы в свой адрес Фестиваль «БОЛЬ» обыгрывает в свою пользу, насмехаясь над собой и ситуацией целом (но не над авторами). В каче-
1 Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры [эл. ресурс]: http:// infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3. pdf (дата обращения: 13.05.2020).
2 Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М.: Ультра. Культура, 2003.
стве примера приведем фотографию с фестиваля 2018 года охранника со сцены "Кант" (см. рис. 3).
Изначально фотография не имела никакого посыла. Однако позднее пользователи социальных сетей начали обыгрывать ее разному: кто-то заявлял, что на ней изображена безответственность организаторов, не подготовившихся к большему количеству людей во время выступления одной из групп; кто-то наоборот удивился с какой радостью люди принимают участие в танцах; а кто-то стал с иронией писать о страхе в глазах сотрудника охраны, не готового к встрече с посетителями фестиваля. Открытая возможность трактовки фотографии позволила фестивалю использовать ее в продвижении, но в необходимом положительном для себя ключе. Кроме того, социальные сети фестиваля открыто поддерживают творчество участников, публикует их мемы, отвечает в комментариях на чужие. Постоянное нахождение в контакте с аудиторией позволяет фестивалю транслировать свои идейные взгляды и заставляет это делать других (даже вне рамок интернет пространства) (см. рис. 4).
Рис. 4. Я жалею, что подписался на Рис. 3. Сцена Кант во время давки / этот фестиваль - интеграция Банка Kant's scene during the stampede Тинькофф1 / I regret to have signed up for
this festival - Tinkoff Bank integration
Рассмотрев особенности продвижения Фестиваля «БОЛЬ» в социальных сетях и зафиксировав положительные стороны и преимущества их подхода, необходимо отметить негативные стороны и связанные с ними недостатки:
1. Основная задача любой коммерческой организации, согласно экономической теории, это приносить прибыль и расти. Один их основных недостатков продвижения Фестиваль «БОЛЬ» — это ограниченность роста. Отказываясь от старых медиа и привычных методов ведения продвижения, фестиваль отказывается от массового потребителя, тем самым занижая свою потенциальную прибыль.
1 Фото сделано автором.
2. Исходя из первого пункта, можно сказать, что фестиваль продолжает оставаться нишевым, недоступным широкому кругу лиц. Но если в первом пункте акцент делается именно на экономическую неэффективность, то во втором под вопрос ставится сама идея о закрытости мероприятия. Однако стоит отметить, что в 2019 году наметилась тенденция к открытости для рядового слушателя.
Некоторые методы продвижения могут показаться потенциальным покупателям обидными, оскорбительными и не понятными.
Таким образом, мы рассмотрели несколько особенностей продвижения Фестиваля «БОЛЬ» в новых медиа, отметили ключевую роль социальных сетей в привлечение аудитории, вклад посетителей музыкантов и на каких этических и философских принципах основан фестиваль.
Распространение коронавирусной инфекции по миру не могло не задеть рынок музыкальных фестивалей, как в России, так и за рубежом. 16 марта 2020 года было принято решение о временном ограничение въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства до 1 мая 2020 года1, что привело к отмене и переносу десятков концертов и других мероприятий. В тот же день мэр Москвы Сергей Собянин ввел запрет на проведение мероприятий численностью более 50 человек2. Боясь за свое здоровье и здоровье гостей, возможные убытки, концертные промоутеры начали массово отменять мероприятия или переносить их на лето. Не смотря на развитие платформ для стриминга музыки, концертная деятельность оставалась основным источником дохода музыкантов. Количество заболевших росло с каждым днем, симметричные с Москвой ограничения были приняты по всей стране, и вскоре концертная индустрия встала. Многие концертные площадки, агентства и независимые промоутеры не были к такому: это первый подобный случай в истории современной России. 25 марта Владимир Путин объявил о нерабочей неделе с 30 марта по 3 апреля, которая впоследствии растянулась до 12 мая. Еще до введения ограничения количество людей на концертах становилось меньше. Люди выбирали сознательную самоизоляцию. 10 апреля в Москве ввели систему пропусков и полностью запретили любые развлекательных, зрелищных, выставочных и других мероприятий3.
Постепенно стали отменяться либо переноситься фестивали по всему миру (Coachella, Urvakan, Primavera, Rewire, Tallinn Music Week, Flow) и России (Дикая Мята, УсадьбаJazz). Отмена или перенос масштабных мероприятий - процесс трудоемкий, энерго- и финансово затратный, а потому идти на такие меры
1 Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 29.04.2020) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» // СПС КонсультантПлюс.
2 Указ Мэра Москвы «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ // СПС КонсультантПлюс.
3 Указ Мэра Москвы «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ // СПС КонсультантПлюс.
до официального постановления правительства или местных властей о продлении карантина мало кто готов. Принцип «ждать и надеяться до последнего» можно назвать формообразующим в нынешней деятельности организаторов. "Любой продюсер нынче задает себе главные вопросы: будут ли свободны заранее забукированные артисты и площадка при переносе, как убедить зрителей не сдавать билеты на перенесенные мероприятия и как минимизировать убытки" - отмечает исполнительный директор компании Igor Butman Music Group Роман Христюк.
Если у одних отечественных промоутеров на этот случай уже заготовлены антикризисные алгоритмы, другие предпочитают принимать решения «здесь и сейчас». Музыкантам пришлось открывать для себя новые платформы для выступлений - трансляции на Youtube и Instagram1, а организаторам мероприятий считать убытки и обещать покупателям билетов, что скоро все наладится2.
Из-за снижения покупательской способности и отсутствия гарантий, что фестиваль сможет состояться хотя бы в урезанном формате, организаторы столкнулись с проблемой, которой никогда ранее не было на рынке. Тогда Фестиваль «БОЛЬ» провел благотворительное мероприятие в поддержку музыкантов, пострадавших во время распространения коронавирусной инфекции и принятых для борьбы с ней мер. Данный формат позволил привлечь большую аудиторию, при этом не поставив под угрозу чужое здоровье и не нарушив санитарно-эпидемиологические нормы.
В организации мероприятия принимали участие ООО "Музыкальный фестиваль Боль", занимающиеся логистикой, общением с артистами, продвижением в новых медиа, клуб Шестнадцать Тонн, предоставившее площадку для проведения мероприятия, а также кейтеринг, и SBTG.ru, целиком взяв на себя технические аспекты онлайн-трансляции, подготовку оборудования, съемку, звук и режиссуру. Участие в онлайн-фестивали приняло десять групп: Avramova!, Штадт, Дима Мидборн, Луни Ана, Деревянные киты, [Жахни] ему, Донателло!, Шарлот, Казускома, Илья Мазо, Дом престарелых аутистов, Спасибо, Интурист, Хадн дадн. Собранные средства, в размере около 350 тысяч рублей, пошли музыкантам, принявшим участие и тем, чьи выступления и туры были отменены либо перенесены. Сама трансляция собрала около 1 миллиона просмотров и была активно поддержана рядом интернет-изданий34. Во время трансляции могли об-
1 Нет шоу - нет бизнеса. Как музыканты всего мира переживают пандемию [эл. ресурс]: https://ria.ru/20200326/1569032436.html?in=t (дата обращения 13.05.2020).
2 «2020-й бьет все антирекорды». Российские промоутеры - о том, как пережить пандемию [эл. ресурс]: https://i-m-i.ru/post/2020-y-biet-vse-antirekordy-rossiyskie-promoutery-o-tom-kak-perezhit-pandemiyu (дата обращения 13.05.2020).
3 Виртуальный бар, виртуальная опера, виртуальное все [эл. ресурс]: https:// meduza.io/slides/virtualnyy-bar-virtualnaya-opera-virtualnoe-vse (дата обращения 02.05.2020).
4 Фестиваль «Боль» с участием Шарлота и «Хадн дадн» пройдет онлайн [эл. ресурс]: https://www.gazeta.ru/culture/news/2020/03/25/n_14203993.shtml (дата 02.05.2020).
щаться с музыкантами, оставляя комментарии в чате трансляции YouTube и Вкон-такте, а также подключиться к конференции в Zoom.
Позитивная реакция общественности сподвигла Фестиваль «БОЛЬ» продолжать устраивать различные активности в своих социальных сетях. Одной из первых стала лекция Булата Халилова, основателя лейбла Ored Recordings1, специализирующегося на традиционной музыке народов Кавказа, о том, как вновь появился спрос на народную музыку2 (см. рис.5).
Всего было проведено около 25 трансляций по различным тематикам: лекции о философах, в честь которых названы сцены на фестивале, от музыкантов; акустические и полноценные выступления групп, общение на абстрактные темы, совместное прохождение компьютерных игр, чтения и кулинарное шоу. Обратимся к графику (см. рис. 6). На нем можно увидеть, что с марта наметилось падение внимания аудитории к социальной сети фестиваля. Однако, в середине апреля, начав серию трансляций, заметно постепенное возвращение к предыдущему до-карантинному показателю. Вместе с этим и увеличилось число уникальных посетителей и просмотров страницы (см. рис. 7).
Таким образом, когда доступ к старым медиа стал ограниченным, трансляции стали одним из новых способов продвижения в новых медиа. Помимо получения контента, пользователь сам принимает активное участие, путем общения с артистом. Фестиваль «БОЛЬ» одним из первых фестивалей на российском рынке, организовав первый онлайн фестиваль и таким образом, открыв для широкой публики и зарубежных коллег3 новый формат, позволяющий продолжать свою деятельностью, не смотря на распространение коро-навирусной инфекции. Многие артисты единогласно сходятся во мнении, что онлайн-концерты никогда не смогут заменить живых выступлений4; некоторые эксперты, например, соорганизатор фестиваля Боль, Степан Казарьян считает, что пандемия скорее всего положительно скажется на музыкальном рынке в долгосрочной перспективе5. Как изменится индустрия после окончания эпидемии и когда сейчас предсказать сложно.
1 «Всем кажется, что исполнитель традиционной музыки - старичок из высокогорного аула. Это не так» [эл. ресурс]: https://meduza.io/feature/2019/08/07/vsem-kazhetsya-chto-ispolnitel-traditsionnoy-muzyki-eto-starichok-iz-vysokogornogo-aula-eto-гю^ак (дата обращения 02.05.2020).
2 Как кавказский этнографический лейбл попал на "Боль"? [эл. ресурс]: https:// vk.com/wall-93179762_20207 (дата обращения 02.05.2020).
3 ТЯЕДМ: interaktivni spletni prenosi koncertov iz Katedrale [эл. ресурс]: https:// www.kinosiska.si/dogodek/stream (дата обращения 04.05.2020).
4 Артисты - одна из самых безработных категорий в период пандемии [эл. ресурс]: https://www.interfax.ru/presscenter/706497.
5 Пандемия и музыкальный бизнес: позитивные стороны [эл. ресурс]: https://i-m-i. ru/event/pandemiya-i-muzykalnyy-biznes-pozitivnye-storony.
#БОЛЬНАКАРАТ:тЛНЕ 1
ЛЕКЦИЯ
«КАК КАВКАЗСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЛЕЙБЛ ОКАЗАЛСЯ НА БОЛИ»
Смотри стрим на vk.com/bolbfest
Халилов
г i *
Ж
\ I
m
Вторник
14:00
Рис. 5. Лекция Булата Халилова / Lecture by Bulat Khalilov
Рис. 6. Внимание аудитории к социальной сети фестиваля1 / Audience attention to the festival's social network (Vkontakte)
1 График взят из статистики сообщества "Фестиваль Боль" в Вконтакте: https:// vk.com/bolbfest.
15 ООО
12 500
10 ООО
7500
5000
2500
Феврэль'20 Март20 Апрель'20
.___А _ ________ А _
Q уникальные посетители Q просмотры
Рис. 7. Количествоуникальныхпосетителей и просмотровстраницы1/ Number of unique visitors and page views (Vkontakte)
Таким образом сегодня без продвижения в новых медиа нельзя представить ни один социально значимый проект. Количество пользователей в интернет пространстве с каждым днем становится все больше, и игнорирование таргетин-га, образовавшихся в сети новых медиа-каналов, SEO-продвижения, SMM, возможности проведения специальных мероприятий с интернет-изданиями, может негативно (если не фатально) сказаться на рекламе любого мероприятия.
Развитие интернета прошло большой путь со времен появления идеи и первых протоколов до признания интернет-доступа, как неотъемлемого права человека2. Расходы в цифровой маркетинг растут, появляются новые профессии, базирующиеся на технологиях, связанных с интернетом. Вместе с этим и поменялись и люди, которые свою жизнь без него более не представляют. Страница, как минимум в одной социальной, сети стала необходимостью. Государство постепенно переводит правительство и различные министерства в интернет. Так, во время распространения коронавирусной инфекции, когда выход из дома был
1 График взят из статистики сообщества "Фестиваль Боль" в Вконтакте: https:// vk.com/bolbfest.
2 Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression, Frank La Rue [эл. ресурс]: https://www2.ohchr.org/english/ bodies/hrcouncil/docs/ 17session/A.HRC.17.27_en.pdf (дата обращения 04.05.2020).
разрешен только по пропускам, Сайт "Госуслуги" смог обеспечить доступ гражданам к необходимым сервисам на расстоянии.
Принимая это во внимание продвижение в новых медиа критично, особенно для социально значимых проектов. Не многие их них возможно продвигать с помощью старых медиа, так как аудитория, на которую они направлены (например, молодежь), может не использовать их в качестве источника информации. Или же цель проекта и его идейная составляющая может не соответствовать им. Специфика новых медиа позволяет доносить сообщение слушателю в совсем иных формах, более дружелюбных и открытых; они еще не успели потерять того доверия, и все больше привлекают жителей Российской Федерации1.
Являясь одной из форм социально значимых проектов, музыкальные фестивали признают новые медиа во всех их проявлениях, если не главным, то ключевым каналом продвижения. Социальные сети, как платформа, призывают пользователей к действиям, комментариям, обмену музыкой, вместе с тем подталкивая людей с обмену информации; в мессенджерах намного удобнее (и менее затратно) производить розыгрыш билетов, чем на радио; в отличии от телевидения, в котором программа расписана на недели вперед, в интернете в любой момент можно посмотреть выступление артиста, которого хотелось бы увидеть вживую и там же увидеть таргетированную рекламу с покупкой билета на его ближайшее выступление. С каждым годом все большую роль играют инфлюэнсеры и микро-инфлюэнсеры, и рынок их услуг продолжает только расти2.
Источники
Кормочи Е.А. (2010). Язык как предмет философской рефлексии // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. №2 [эл. ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-kak-predmet-filosofskoy-refleksii (дата обращения: 13.05.2020).
Ловинк Г. (2019) Критическая теория интернета / пер. с англ. Д.Лебедева, П.Торкановского. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж».
Павлов А.Д. (2019). Дивный, новый «цифровой мир»: постировния как ценностная установка мировоззрения миллениалов // Горизонты гуманитарного знания. №3 [эл. ресурс]: 1-^8:// cyberleninka.ru/article/n/divnyy-novyy-tsifrovoy-mir-postironiya-kak-tsennostnaya-ustanovka-mirovozzreniya-millenialov (дата обращения: 13.05.2020).
Музыкальная индустрия. Исследование РШО Россия [эл. ресурс]: https://www.pwc.ru/ru/ publication8/mediaindu8triya-v-2019/muzykalnaya-indu8triya.html (дата обращения 19.12.2019).
Ежегодный доклад Российской ассоциации электронных коммуникаций "Интернет в России" [эл. ресурс]: https://raec.ru/live/branch/10489/ (дата обращения 18.12.2019).
Рашкофф Д. (2003). Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М.: Ультра. Культура.
1 Источники информации: предпочтения [эл. ресурс]: https://fom.ru/SMI-i-internet/14256.
2 Influencer Marketing Hub [эл. ресурс]: https://influencermarketinghub.com/ influencer-marketing-2019-benchmark-report/.
Савицкая Т.Е. (2013). Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Культура в современном мире. №3 [эл. ресурс]: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM _archive / articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения: 13.05.2020).
■ ■ ■ Features of an Underground Fest Promotion in The New Media (on the example of BOL Festival, Russia)
Korobitsin S.I.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.
Abstract. The aim of the research is new media and their role in events promotion, which has acquired particular relevance in connection with the measures taken in connection with the pandemic and isolation. The study is based on practical experience of the promotion of one of Russia top summer festivals in the new media in Spring 2020 - BOL Festival1,2 - and the related advantages and disadvantages of this mode of promotion. The article examines the history of BOL Festival, its mission and idea, justified by the use of promotion tools in new media. The scientific novelty of the work is to consider the promotion of the music festival in the conditions of the spread of coronavirus infection.
Keywords: music, music industry, market, BOL Festival, new media, promotion, coronavirus
For citation: Korobitsin S.I. (2020). Features of an underground fest promotion in the new media (on the example of BOL Festival, Russia). Communicology (Russia). Vol. 8. No.3. Р. 163-177. DOI 10.21453/2311-3065-2020-8-3-163-177.
Inf. about the author: Korobitsin Sviatoslav Igorevich, graduate student of the Institute of Public Administration and Civil Service, RANEPA; project manager at Connected Promotion Agency. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky av., 82. E-mail: sikorobitsin@gmail.com.
Received: 24.06.2020. Accepted: 04.09.2020.
References
Kormochi Ye.A. (2010). Language as a subject of philosophical reflection. Bulletin of KRAUNTS. Humanitarian sciences. No. 2 [access mode]: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-kak-predmet-filosofskoy-refleksii (In Rus.).
Lovink G. (2019) Critical Theory of the Internet / transl. from English. D. Lebedev, P. Torkanovsky. Moscow: Ad Marginem Press; Garage Museum of Contemporary Art (In Rus.).
Pavlov A.D. (2019). Brave, new "digital world": postirovniya as a value setting of the millennial worldview // Horizons of humanitarian knowledge. No. 3 [access mode]: https://cyberleninka.ru/
1 Pain // Яндекс.Переводчик. Russan - English [el.source]: https://translate.yandex. ru/dictionary/Russian-English/боль.
2 BOL Festival website: http://bolfest.com.
article/n/divnyy-novyy-tsifrovoy-mir-postironiya-kak-tsennostnaya-ustanovka-mirovozzreniya-millenialov (In Rus.).
Music industry. PWC Russia Survey [el. source]: https://www.pwc.ru/ru/publications/ mediaindustriya-v-2019/muzykalnaya-industriya.html (In Rus.).
Annual Report of the Russian Association for Electronic Communications "The Internet in Russia" [el. source]: https://raec.ru/live/branch/10489/ (In Rus.).
Rushkoff D. (2003). Media virus. How pop culture secretly affects our consciousness. Moscow: Ultra. Culture (In Rus.).
Savitskaya T.E. (2013). Internet memes as a phenomenon of mass culture. Culture in the modern world. No. 3 [el. source]: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive / articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (In Rus).