Научная статья на тему 'Поправки к Конституции РФ и изменение роли главы государства'

Поправки к Конституции РФ и изменение роли главы государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3166
649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция / конституционное право / поправки к Конституции / глава государства / система сдержек и противовесов / компетенция / Constitution / constitutional law / amend- ments to the Constitution / head of state / system of checks and balances / competence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Витальевич Парин, Агавни Арменаковна Абоян

В статье анализируются поправки к Конституции, предложенные Президентом Российской Федерации в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию. Авторы дают краткую характеристику статуса главы государства в системе государственных органов. Исследуется изменение роли президента в механизме государственного управления и его положения среди органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amendments to the Constitution of the Russian Federation and Changing the Role of the Head of State

The article analyzes the amendments to the Constitution proposed by the President of the Russian Federation during the annual address to the Federal Assembly. The authors give a brief description of the status of the head of state in the system of state bodies. The article examines the change in the role of the President in the mechanism of state administration and its position among state authorities.

Текст научной работы на тему «Поправки к Конституции РФ и изменение роли главы государства»

УДК 342.6 ББК 67.400.61

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10013

Поправки к Конституции РФ и изменение роли главы государства

Amendments to the Constitution of the Russian Federation and Changing the Role of the Head of State

Дмитрий Витальевич ПАРИН,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: [email protected]

Агавни Арменаковна АБОЯН,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: В.А. Шеховцов, кандидат юридических наук,

профессор кафедры конституционного и административного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Аннотация. В статье анализируются поправки к Конституции, предложенные Президентом Российской Федерации в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию. Авторы дают краткую характеристику статуса главы государства в системе государственных органов. Исследуется изменение роли президента в механизме государственного управления и его положения среди органов государственной власти.

Ключевые слова: Конституция; конституционное право; поправки к Конституции; глава государства; система сдержек и противовесов; компетенция

Abstract. The article analyzes the amendments to the Constitution proposed by the President of the Russian Federation during the annual address to the Federal Assembly. The authors give a brief description of the status of the head of state in the system of state bodies. The article examines the change in the role of the President in the mechanism of state administration and its position among state authorities.

Keywords: Constitution; constitutional law; amendments to the Constitution; head of state; system of checks and balances; competence

Сегодня в большинстве стран существует пост главы государства, под которым в правовой литературе принято понимать «высшее должностное лицо или государственный орган, юридически занимающие высшее место в системе органов государства» [6, с. 4]. Неотъемлемой частью этого института является его правовой статус, закрепленный нормами конституционного права, что непосредственно оказывает влияние на роль главы государства в механизме государственного управления и на особенности его взаимодействия с органами государственной власти.

Одной из особенностей правового статуса главы государства является порядок избрания лица

на указанную должность. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [1]. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения [2]. Кандидат на пост главы государства должен соответствовать требованиям, предусмотренным действующим законодательством, а именно: являться гражданином Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающим на территории РФ не менее 10 лет. Следует также отметить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Данное по-

ложение подразумевает под собой то, что даже после небольшого перерыва, который связан с досрочным прекращением полномочий избранного Президента, лицо, которое замещало данную должность два срока подряд, снова может претендовать на этот пост.

Статус главы государства РФ раскрывается в его основных функциях и полномочиях [4, с. 20]. Их широкий круг, а также факт того, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, а стоит над ними, предопределили его сильное положение. Он обладает возможностью воздействовать на законодательную, исполнительную и судебную власти, тогда как их влияние на главу государства минимально.

Президент РФ обладает широким кругом полномочий в сфере исполнительной власти. Так, глава государства в соответствии с Конституцией РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об его отставке. Помимо этого, глава государства устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, руководит проводимой внутренней и внешней политикой. Такое положение для части исследователей дает основание называть высший орган исполнительной власти Правительством Президента [3, с. 343].

Президент РФ обладает также властными полномочиями и по отношению к законодательному органу. Так, глава государства назначает выборы Государственной Думы, распускает нижнюю палату парламента РФ, подписывает и обнародует федеральные законы. Помимо этого, Президент РФ обращается к парламенту РФ с ежегодными посланиями, что является своеобразным способом участия в законотворческой деятельности. Глава государства обладает правом законодательной инициативы, которое никак не ограничивается по предмету ведения. Активное участие глава государства принимает и на этапе обнародования принятого закона, что подчеркивает тесную связь парламента и института Президентства в Российской Федерации. Также глава государства обладает правом вето и вправе лично издавать правовые акты, имеющие общеобязательный характер, в форме указов и распоряжений.

Глава Российской Федерации участвует в формировании судебной ветви государственной власти, он представляет кандидатов для назна-

чения на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда, а также назначает судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, судей других федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и военных судов.

Таким образом, Президент РФ является ключевой фигурой в системе государственной власти. Сосредоточив в своих руках практически всю полноту власти, определяя направления внутренней и внешней политики, глава государства образует собственную ветвь власти, которая исполняет ведущую роль среди остальных. По нашему мнению, указанное положение вносит дисбаланс в систему разделения властей. Как верно отмечает Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин: «У нашей Конституции есть недостатки. В их числе — отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между Президентом и Правительством... Но подобные недостатки вполне исправимы путем точечных изменений» [5]. И попытка принятия таких точечных изменений, которые в первую очередь касаются статуса главы государства и его реального положения в системе государственной власти, происходит сегодня.

Во-первых, вводятся дополнительные ограничения кандидатам на пост Президента РФ, а именно срок постоянного проживания на территории Российской Федерации изменяется с 10 лет до 25 лет. Также претендовать на занятие поста главы государства могут лишь те граждане Российской Федерации, которые не имеют и не имели ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Во-вторых, в соответствии с предлагаемыми изменениями одно и то же лицо не сможет занимать должность Президента РФ более двух сроков, что исключает положение, о котором говорилось выше, когда после небольшого перерыва, который связан с досрочным прекращением полномочий вновь избранного Президента, лицо, которое замещало должность Президента два срока подряд, снова может претендовать на этот пост.

В-третьих, повышается роль главы государства в законодательном процессе. Помимо права отлагательного вето, Президент РФ будет иметь возможность обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности

2020 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

59

федеральных законов и федеральных конституционных законов до их подписания и обнародования. С одной стороны, данные изменения должны благоприятно сказаться на качестве принимаемых в будущем законов, а как следствие — и на стабилизации практики правоприменения, причиной чему будет являться минимизация тех законов, чьи положения не соответствуют Конституции РФ. С другой стороны, значительно повышается роль главы государства в законодательном процессе, что не может не сказаться на его положении среди других органов государственной власти и положении Федерального Собрания.

В-четвертых, повышается роль парламента как нижней, так и его верхней палаты, что напрямую влияет на конституционно-правовой статус главы государства. Государственная Дума начинает играть значительную роль в формировании Правительства РФ. Назначению Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров на должность предшествует обязательное утверждение их кандидатур Государственной Думой. Назначению руководителей «силовыми» федеральными органами исполнительной власти предшествует обязательное согласование их кандидатур с Советом Федерации, что повышает роль последнего в формировании органов исполнительной власти.

Однако, по нашему мнению, данные нововведения не приведут к реальному изменению положения главы государства в системе государственной власти. В незначительной степени они ослабят его власть путем повышения роли парламента, повлияют на стабилизацию системы разделения властей. Как отмечалось выше, роль парламента в формировании органов исполнительной власти повышается, однако незначительным образом ввиду того, что кандидатуры на должности Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров назначает, как и прежде, Президент РФ. Реальная роль данного нововведения в Конституцию РФ сводится к тому, что парламент становится лишь неким номинальным связующим звеном при назначении указанных кандидатур, что, в свою очередь, создает дополнительную бюрократическую волокиту, на деле лишь затягивающую процесс назначения руководителей на определенные должности.

Нельзя не отметить и тот факт, в соответствии с которым, несмотря на повышение роли Государственной Думы в процессе формирования Правительства РФ, глава государства имеет реальную возможность распустить нижнюю палату парламента на основаниях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. С учетом преобразований, которые происходят сегодня, по нашему мнению, содержание данных статей не соответствует тому положению, которому предстоит в скором времени устояться на практике, а именно: в случае если Государственная Дума не согласовывает кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ три раза, то она подлежит роспуску Президентом РФ, что противоречит природе преобразований, направленных на повышение роли парламента в назначении состава Правительства РФ.

Положение ст. 117 Конституции РФ также противоречит природе изменений. Правительство, чей состав был утвержден Государственной Думой, должно нести ответственность перед ней, из чего следует, что в случае выражения недоверия Правительству РФ нижней палатой парламента оно должно быть отправлено в отставку Президентом РФ. Однако содержание указанной статьи предполагает, что в таком случае Президент РФ может принять решение и о роспуске Государственной Думы, что, по нашему мнению, нелогично. Исходя из этого, полагаем, следует исключить указанное положение из ст. 117 Конституции РФ.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2018.

2. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 40445/

3. Авакьян СА. Конституционное право России. Т. 2. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020.

4. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

5. Зорькин В.Д. Буква и Дух Конституции // Российская газета. 2018. 9 октября.

6. Кутафин O.E. Глава государства: Монография. М.: Проспект, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.