Научная статья на тему 'Роль и место президента в системе органов государственной власти в соответствии с Конституцией Киргизской Республики'

Роль и место президента в системе органов государственной власти в соответствии с Конституцией Киргизской Республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2033
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / КОНСТИТУЦИЯ / СИСТЕМА ОРГАНОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / PRESIDENT / CONSTITUTION / SYSTEM OF STATE AUTHORITIES / STATE POWER / CONSTITUTIONAL REFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бокоев Жаныбек Абдраевич

Автор рассматривает роль и место президента в системе органов государственной власти на примере Киргизии. Раскрывает политическую концепцию института президентской власти, установленной в результате последней конституционной реформы 2010 г. Проводит анализ правового статуса президента Киргизии в условиях смешанной, президентско-парламентской системы правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and place of the president in the system of the state authorities in accordance with constitution of the Kyrgyz Republic

By this article the author research the role and the place of the president within the system of the state authorities based on the case of one of the Kyrgyz Republic. He describes the political conception of institute of the president power established as a result of the last constitutional reform by 2010. Author makes an analysis of the legal status of the Kyrgyz President in terms of the mix «president-parliament» system.

Текст научной работы на тему «Роль и место президента в системе органов государственной власти в соответствии с Конституцией Киргизской Республики»

РОЛЬ И МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СООТВЕТСТВИИ С КОНСТИТУЦИЕЙ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ж.Б. Бокоев

Юридический институт Киргизский национальный университет им. Ж. Баласагына ул. Фрунзе, 547, Бишкек, Киргизская Республика, 720033

Автор рассматривает роль и место президента в системе органов государственной власти на примере Киргизии. Раскрывает политическую концепцию института президентской власти, установленной в результате последней конституционной реформы 2010 г. Проводит анализ правового статуса президента Киргизии в условиях смешанной, президентско-парламентской системы правления.

Ключевые слова: президент, конституция, система органов, государственная власть, конституционная реформа.

Киргизстан учредил должность президента — главы государства в октябре 1990 г. Процесс становления и развития института президента Киргизской Республики происходил в сложных условиях и под воздействием ряда объективных и субъективных факторов.

Политическая концепция института президентской власти в Киргизской Республике, созданная по результатам конституционной реформы в июне 2010 г., является уникальной не только в Центральной Азии, но и в других постсоветских государствах — членах Содружества Независимых Государств.

Однако новые статус и объем полномочий главы киргизского государства получили неоднозначную оценку со стороны отечественных и зарубежных правоведов, политологов и общественно-политических деятелей. Сегодня в нашем обществе, среди общественно-политических деятелей, политологов, юридической общественности, нет однозначного понимания современного конституционного статуса президента — некоторые считают его всего лишь «нотариусом», другие — «английской королевой», третьи предлагают вновь усилить его полномочия. Многие общественно-политические деятели, не говоря уже о простых гражданах, на самом деле понятия не имеют, что представляет собой институт президента в современном государстве, его функции и роль в системе органов государственной власти, и тем более — при парламентской форме правления.

Поэтому анализ института президента Киргизской Республики, его роли и места в системе органов государственной власти, изучение практики функцио-

нирования, безусловно, является одним из актуальных и важнейших направлений в государственно-правовых исследованиях.

Развитие института президента в Киргизской Республике в 1990-2009 гг.

Институт президентской власти в Киргизстане имеет сравнительно короткую историю, и ее корни неразрывно связаны с учреждением и развитием этого института в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, в федерацию которых входила Киргизская ССР до его распада в декабре 1991 г. [7].

14 марта 1990 г. был учрежден пост президента СССР, в руках которого объединились все общесоюзные функции и полномочия президентского характера, а деятельность Президиума Верховного Совета СССР сосредоточилась на организации работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР [2].

После учреждения должности президента СССР, уже на первой сессии Верховного Совета Киргизской ССР двенадцатого созыва, состоявшемся в апреле 1990 г., отдельными демократически настроенными депутатами был поднят вопрос об учреждении в республике поста президента. Однако консервативная часть депутатского корпуса во главе с партийно-номенклатурной верхушкой парламента — Верховного Совета Киргизской ССР выступили против этой инициативы.

Аргумент противников идеи учреждения поста президента республики сводился к тому, что «неудобно как-то самим проявлять инициативу, а как на это посмотрит Москва — прежде бы нужно согласовать вопрос с Москвой» [7. С 22].

Однако жизнь взяла свое. Под напором объективных и субъективных причин, стремительно ухудшавшегося социально-экономического положения в республике, консервативное руководство Верховного Совета Киргизской ССР было вынуждено созвать на 22 октября 1990 г. внеочередную вторую сессию Верховного Совета Киргизской ССР двенадцатого созыва. Под пунктом вторым в повестке дня сессии значился вопрос: «О вопросах президентства».

На очередном заседании 24 октября 1990 г. Верховным Советом Киргизской ССР в целях развития политических и социально-экономических преобразований в республике, обеспечения гарантий деятельности и необходимого взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти, повышения ответственности и эффективности работы государственных органов и исходя из общественной потребности укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан был принят Закон Киргизской ССР «Об учреждении поста Президента Киргизской ССР» и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР» [3].

В Конституцию Киргизской ССР 1978 г. была включена дополнительно глава 12-1 о президенте Киргизской ССР [7. С. 22].

Поправки в Конституцию фактически установили систему «слабый президент и сильный парламент», то есть парламентскую форму правления. Была создана система «сдержек и противовесов», направленная на то, чтобы прези-

дент, с одной стороны, имел необходимую самостоятельность в принятии решений, мог осуществлять формальный контроль за деятельностью высших законодательных и исполнительных органов, а с другой — чтобы сам президент находился под постоянным контролем, исполнял свои полномочия с «совета и согласия Верховного Совета», который был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Киргизской ССР [7. С. 25].

В дальнейшем в течение почти двух десятилетий со времени получения независимости Киргизстан в конституционном строительстве шел по пути, основанному на доминировании в государственном управлении института президента.

Конституция Киргизской Республики от 5 мая 1993 г. изменила правовой статус президента. Институт президента Киргизской Республики со времени его учреждения и с принятием Конституции 1993 г. претерпел эволюцию, которую можно охарактеризовать как развитие от «слабого президента» к «достаточно сильному президенту» [7. С. 34].

Изменения в Конституцию Киргизской Республики 1993 г., внесенные в ходе конституционных реформ в 1996, 2003, 2006 (в декабре) и 2007 (октябрь) гг. привели к откату от демократических принципов государственного устройства, разрушали имевшуюся систему «сдержек и противовесов», постепенно закрепляли концентрацию практически всей полноты власти в руках президента. Тем самым были созданы условия для постепенного перехода к семейно-клановой системе управления государством.

Влияние остаточных явлений авторитарной традиции государственного управления советского периода неизменно приводило к перекосу полномочий в пользу главы государства. Выстроить на основе президентско-парламентской формы правления систему сдержек и противовесов не удалось. Президенты легко подминали под себя парламент и правительство Киргизской Республики, устанавливая режимы личной власти.

Спутниками президентских режимов А. Акаева и К. Бакиева стали непотизм, коррупция, криминализация власти, политическая и экономическая монополия президентского клана, подавление свободы слова и преследование инакомыслия. Причем второй президент К. Бакиев прошел эту эволюцию быстрее и зашел в ней дальше, чем его предшественник А. Акаев. К 2008 г. в Киргизста-не упрочилась суперпрезидентская форма правления, при которой неформальные структуры управления брали верх над официальными государственными институтами.

В конце 2009 г. президент К. Бакиев инициировал конституционную реформу, целью которой было закрепление в Основном законе государства механизмов наследования президентской должности за представителями своей семьи. В марте 2010 г. он выступил с осуждением института выборов, предложив отказаться от общепризнанной мировой практики представительной демократии в пользу так называемой «совещательной демократии», якобы присущей

киргизскому народу. Тем самым К. Бакиев выразил намерение упразднить фундаментальное право народа на участие в формировании органов власти и контроля над ними [6].

Как могло случиться, что несмотря на зафиксированные в Конституции Киргизской Республики конкретные объемы полномочий президента и принцип разделения полномочий между ветвями власти, президент К. Бакиев сумел создать систему семейного правления?

Дело в том, что в Киргизстане к 2008 г. была создана конструкция власти, рычаги которой находятся за рамками Конституции и законов. Власть осуществлялась на основе совершенно неконституционных механизмов управления. Идеология такой не конституционной власти базируется на следующих трех явлениях: 1) политизация правоохранительных органов, судов, системы государственной и муниципальной служб (т.е. подчинение деятельности указанных структур политическим интересам правящего клана); 2) криминализация общества (т.е. проникновение преступности в те или иные сферы жизни общества, сращивание правоохранительных органов с преступным миром, усиление влияния преступного мира в обществе, вовлечение криминалитета в решение политических вопросов и в процесс перераспределения собственности и т.д.); 3) политическое отчуждение, т.е. отстранение народа от реальных рычагов формирования власти и контроля над ней.

Именно эти три явления стали основой сформированной в стране неформальных рычагов правления, с опорой на которые президенту К. Бакиеву удалось подавить оппозицию, узурпировать политическую власть, установить контроль над бизнесом и иметь теневые потоки финансовых средств. В итоге власть в стране стала абсолютной, бесконтрольной, безответственной и глубоко коррумпированной.

Народное восстание 6-7 апреля 2010 г. смело семейно-клановый режим президента К. Бакиева, что создало предпосылки для проведения конституционной реформы. Важнейшей целью конституционной реформы 2010 г. стал слом идеологии и механизмов зарождения и распространения семейно-кланового управления.

Уроки двух народных революций в Кыргызстане (март 2005 и апрель 2010 г.) свидетельствуют о том, что конституционный порядок, основанный на безраздельном доминировании института президента, является нестабильным и непрочным. В условиях кризиса системы сильной президентской власти временное правительство Киргизской Республики, пришедшее к власти в результате революции 7 апреля 2010 г., 20 мая 2010 г. вынесло на референдум (всенародное голосование) 27 июня 2010 г. для принятия гражданами принципиально новый проект Конституции с парламентской формой правления [1].

Главным ориентиром при разработке проекта новой Конституции для инцициаторов конституционной реформы стало закрепление эффективных механизмов политической конкуренции, сдержек и противовесов между властями, разделения политической ответственности между правительством и оппозици-

ей. Стабильное, бесперебойное функционирование политической системы не должно целиком зависеть от личных качеств главы государства. Ставка была сделана не на «политика-мессию», а на самоочищение системы через политическую конкуренцию и постоянный контроль гражданского общества.

Конституция Киргизской Республики 2010 г. строго ограничивает рамки полномочий президента Киргизской Республики и парламента — Жогорку Ке-неша Киргизской Республики, во избежание практики расширения их путем принятия законов и подзаконных нормативных правовых актов, которое широко использовалось прежними властями.

Президенту Киргизской Республики предполагалось отвести роль арбитра, функции которого минимальны при стабильности политической ситуации и расширяются в периоды возможных парламентских кризисов.

Самое главное, что удалось закрепить в новой Конституции Киргизской Республики 2010 г., — это создание механизма сдержек и противовесов в системе органов власти, чтобы ни у кого не было искушения вновь повернуть страну к авторитарным методам правления.

Функции президента Киргизской Республики

Конституция Киргизской Республики, принятая референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 г. [4], радикально изменила правовой статус, функции и полномочия президента Киргизской Республики по сравнению с «бакиевской» Конституцией, принятой референдумом (всенародным голосованием) 21 октября 2007 г. [5]. Так, у президента были исключены такие основные функции, как:

- высшее должностное лицо Киргизской Республики (п. 1 ст. 42 Конституции от 21 октября 2007 г.);

- гарант Конституции, свобод и прав человека и гражданина (п. 2 ст. 42);

- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- принятие мер по охране суверенитета и территориальной целостности Киргизской Республики (п. 3 ст. 42);

- обеспечение единства и преемственности государственной власти, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, их ответственность перед народом (п. 3 ст. 42).

Вместе с тем функции, полномочия и роль главы государства при новой Конституции Киргизской Республики не следует недооценивать.

По своему конституционному статусу президент Киргизстана на самом деле не является «английской королевой», как это принято в государствах с классической системой парламентского правления.

У главы государства имеются достаточные полномочия и инструменты влияния на выработку и проведение внешней и внутренней политики государства, которые заложены напрямую в нормах Конституции либо проистекают из «буквы и духа» конституционных функций и полномочий.

Согласно Конституции Киргизской Республики у президента в качестве главы государства имеются собственные функции, присущие только этой должности. Эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Каждой из функций присущи определенные полномочия, которые, как правило, реализуются президентом Киргизской Республики самостоятельно и независимо от других органов государственной власти.

Новая Конституция определила президенту Киргизской Республики следующие основные функции:

- является главой государства (ч. 1 ст. 60);

- представляет и обеспечивает верховенство власти народа (п. 1 ст. 3);

- олицетворяет единство народа и государственной власти (ч. 2 ст. 60);

- является Главнокомандующим Вооруженными Силами Киргизской Республики (ч. 8 ст. 64);

- представляет Киргизскую Республику внутри страны и за ее пределами (п. 1 ч. 6 ст. 64).

Что означают эти конституционные нормы?

Каждый из органов государственной власти (Жогорку Кенеш, правительство, суды, правоохранительные органы) в рамках своей компетенции обязаны выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие тех или иных норм Конституции. Только перед президентом Конституцией Киргизской Республики ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность.

В соответствии с Конституцией деятельность президента Киргизской Республики должна быть направлена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, принятие всех необходимых мер по обеспечению защиты конституционных прав граждан, незамедлительное устранение нарушений Конституции.

Следовательно, президент Киргизской Республики не может оставаться безучастным, если хоть один государственный орган нарушает или не соблюдает Конституцию, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп общества, граждан.

В этом случае президент не только вправе, но и просто обязан принимать меры вплоть до самого широкого принуждения на законной основе.

Закрепленные в Конституции Киргизской Республики функции главы государства требуют от президента осуществления мер для обеспечения выполнения Конституции, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь при этом в прерогативы Жогорку Кенеша или правительства Киргизской Республики.

Президент Киргизской Республики обязан занимать принципиальную позицию по отношению к действиям и решениям парламентского большинства в Жогорку Кенеше Киргизской Республики и сформированного им правительства Киргизской Республики, сохранять самостоятельность и независимость при ис-

полнении функций главы государства и связанных с данным статусом своих полномочий.

Президент в соответствии с Конституцией Киргизской Республики призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

Согласно Конституции Киргизской Республики парламентское большинство в Жогорку Кенеше и правительство Киргизской Республики обладают значительными полномочиями, президент же не сможет вмешиваться в их деятельность.

Но в спорных ситуациях именно президент Киргизской Республики должен выступать арбитром в урегулировании спорных вопросов, конфликтов между ветвями власти (политических кризисов).

Например, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 64 Конституции Киргизской Республики президент вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша Киргизской Республики. То есть в случае необходимости президент Киргизской Республики вправе изложить свое видение по разрешению какой-либо политической или социально-экономической проблемы и предложить парламенту и правительству Киргизской Республики варианты разрешения проблемы.

Или другой пример: согласно ч. 6 ст. 84 Конституции Киргизской Республики в случае если в установленном Конституцией порядке не будет утверждена программа, определены структура и состав правительства Киргизской Республики, президент назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш Киргизской Республики.

Полномочия президента Киргизской Республики

Новая Конституция Киргизской Республики полномочия Президента как главы государства прописала, на первый взгляд, очень скромно. Но на самом деле круг предоставленных президенту Киргизской Республики полномочий очень широк.

В Конституции Киргизской Республики (ст. 64) полномочия президента классифицированы по направлениям деятельности и по сферам взаимодействия президента с Жогорку Кенешем и премьер-министром (правительством) Киргизской Республики.

1. Полномочия в сфере формирования представительных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Конституции президент:

1) назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Ке-неш в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией;

2) назначает выборы в местные кенеши (советы); в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей.

2. Полномочия в сфере законотворческой деятельности государственных органов.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 президент:

1) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;

2) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;

3) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.

3. Полномочия по формированию органов судебной власти.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 президент:

1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;

2) представляет Жогорку Кенешу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей;

3) назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;

4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом.

4. Полномочия по формированию государственных органов, ведающих вопросами обеспечения законности, обороны и национальной безопасности.

В соответствии с ч. 4 ст. 64 президент:

1) назначает с согласия Жогорку Кенеша генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности генерального прокурора с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Ке-неша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Ке-неша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша; по предложению генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;

2) назначает и освобождает от должности членов правительства — руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей.

5. Полномочия по формированию иных государственных органов.

В соответствии с ч. 5 ст. 64 президент:

1) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;

2) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

3) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

4) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.

6. Полномочия в сфере внешней политики.

В соответствии с ч. 6 ст. 64 президент:

1) представляет Киргизскую Республику внутри страны и за ее пределами;

2) ведет переговоры и подписывает по согласованию с премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия премьер-министру, членам правительства и другим должностным лицам;

3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;

4) назначает по согласованию с премьер-министром глав дипломатических представительств Киргизской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Полномочия в сфере обороны и обеспечения безопасности.

В соответствии с ч. 8 ст. 64 президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Киргизской Республики, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил Киргизской Республики.

В соответствии с ч. 9 ст. 64 президент:

1) возглавляет Совет обороны, образуемый в соответствии с законом;

2) при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;

3) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Киргизской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

4) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогор-ку Кенеша.

8. Полномочия, присущие президенту в качестве главы государства (собственные полномочия).

В соответствии с ч. 7 ст. 64 президент решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Киргизской Республики.

В соответствии с ч. 10 ст. 64 президент:

1) награждает государственными наградами Киргизской Республики;

2) присваивает почетные звания Киргизской Республики;

3) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

4) осуществляет помилование;

5) определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя.

Главное отличие нового правового статуса президента Киргизской Республики заключается в следующем.

В соответствии с ч. 11 ст. 64 Конституции Киргизской Республики президент осуществляет только те полномочия, которые предусмотрены Конституцией. В прежней редакции Конституции Киргизской Республики от 21 октября

2007 г. президент осуществлял полномочия, предусмотренные Конституцией и законами (п. 11 ст. 46), т.е. фактически полномочия главы государства могли быть дополнены и расширены путем принятия законов.

Кроме того, следует отметить, согласно действующей Конституции Киргизской Республики президент лишается права на неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности в порядке, установленном ст. 67 Конституции.

Вышеизложенные функции и полномочия президента Киргизской Республики, установленные действующей Конституцией, предоставляют президенту возможность активно участвовать при решении вопросов государственного и общественного значения, тесно взаимодействуя при этом с Жогорку Кенешем и премьер-министром Киргизской Республики.

В соответствии со ст. 64 Конституции Киргизской Республики президент взаимодействует с Жогорку Кенешем Киргизской Республики по вопросам:

- возвращения законов с возражениями в Жогорку Кенеш (п. 1 ч. 2);

- созыва внеочередного заседания Жогорку Кенеша в необходимых случаях и определения вопросов, подлежащих рассмотрению (п. 2 ч. 2);

- внесения в Жогорку Кенеш представлений по кандидатурам для избрания на должности судей Верхового суда и освобождения от них (п. 1, 2 ч. 3);

- внесения в Жогорку Кенеш кандидатуры для избрания на должность председателя Национального банка (п. 1 ч. 5), а также для избрания и освобождения от должности кандидатуры 1/3 членов Центральной избирательной комиссии (п. 2 ч. 5);

- получения согласия Жогорку Кенеша на назначение Генерального прокурора и его освобождение (п. 1 ч. 4);

- сообщения в Жогорку Кенеш о возможности введения чрезвычайного положения, о введении его в отдельных местностях (п. 2 ч. 9);

- незамедлительного внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша вопросов об объявлении общей или частичной мобилизации, состояния войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Киргизской Республике (п. 3 ч.

9);

- внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша вопроса об объявлении в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военного положения (п. 4 ч. 9).

В соответствии со ст. 64 Конституции Киргизской Республики президент взаимодействует с премьер-министром Киргизской Республики по вопросам:

- назначения и освобождения от должности членов правительства — руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей (п. 2 ч. 4);

- ведения переговоров и подписания по согласованию с премьер-министром международных договоров, а также правомочия президента передавать указанные полномочия премьер-министру, членам правительства и другим должностным лицам (п. 2 ч. 6);

- назначения по согласованию с премьер-министром глав дипломатических представительств Киргизской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; приема верительных и отзывных грамот глав дипломатических представительств иностранных государств (п. 4 ч. 6).

Таким образом, в соответствии с новой Конституцией президент Киргизской Республики не будет вмешиваться в оперативную деятельность правительства Киргизской Республики, а также в кадровую политику премьер-министра. Согласно ст. 89 Конституции Киргизской Республики персональную ответственность за деятельность правительства Киргизской Республики перед Жогорку Кенешем несет премьер-министр.

При подготовке проекта Конституции Киргизской Республики на начальном этапе (первые 2-3 недели после апрельской революции 2010 г.) «революционеры» действительно преследовали цель свести роль президента к функциям своеобразного «государственного нотариуса» и установить парламентскую форму правления.

Однако трезвомыслящим членам рабочей группы, работавшей над проектом Конституции, было понятно, что такая постановка задачи никак не соответствует объективным реалиям сегодняшнего киргизского общества, и поэтому на конечном этапе подготовки законопроекта и его обсуждении на Конституционном совещании (к середине мая 2010 г.) цели конституционной реформы были скорректированы в сторону более «весомого» института президента.

Во-первых, несмотря на то, что новая Конституция закрепила основные элементы парламентской формы правления, президент Киргизской Республики все же избирается гражданами путем всенародного голосования, что предполагает наличие у главы государства достаточно широкого круга полномочий, в отличие от главы государства, избираемого парламентом. Конституция Киргизской Республики закрепила за президентом такой объем полномочий, которых фактически нет у глав государств в классических парламентских республиках.

Во-вторых, президенту Киргизской Республики отведена роль арбитра, функции которого минимальны при стабильности политической ситуации и расширяются в периоды возможных парламентских и правительственных кризисов. Президент Киргизской Республики призван быть ответственным перед народом за суверенитет государства, главой которого он является, за надежную и устойчивую работу государственной системы, за эффективное сотрудничество государственных органов, за то, что бы они не разошлись слишком далеко и в то же время не поглотили и не подчинили друг друга.

В-третьих, президент Киргизской Республики не является символической фигурой, подписывающей подготовленные и принятые другими органами решения. Ему принадлежат широкие кадровые, контрольные полномочия. В условиях развитого в Кыргызстане регионализма и трайбализма, внедрения много-

партийности фигура сильного главы государства на фоне возможных слабых парламентских коалиций и неустойчивых правительств должна была стать гарантом государственной стабильности.

Премьер-министр и правительство Киргизской Республики подотчетны высшему представительному органу — Жогорку Кенешу Киргизской Республики (парламенту), члены правительства могут быть уволены главой государства в отставку в случае вынесения им вотума недоверия Жогорку Кенешем. Президент не ответственен за действия правительства и остается надпартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя.

В моменты острых политических кризисов, таких, как отставка правительства или обострение противоборства между различными общественно-политическими группировками (депутатскими фракциями) в парламенте, именно глава государства должен выступить в качестве высшего должностного лица, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию спокойствия в обществе и соблюдению всеми гражданами законности.

Важная стабилизирующая сила президентского поста в системе правления, установленной действующей Конституцией, состоит в том, что правительство, Жогорку Кенеш могут приходить и уходить, а глава государства имеет конституционное право оставаться на своем посту до конца срока своих шестилетних полномочий.

Как известно, в классических парламентских республиках президент является номинальной, формальной и безвластной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит премьер-министру и правительству.

Однако в Киргизстане была избрана модель, согласно которой в системе органов государственной власти действуют «достаточно сильный президент», «сильный парламент» и «сильный премьер-министр».

Таким образом, анализ правового статуса института президента Киргизской Республики показывает, что фактически в Киргизстане установлена смешанная, президентско-парламентская система правления.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Декрет Временного Правительства Киргизской Республики «О референдуме (всенародном голосовании) по принятию новой Конституции Киргизской Республики» от 20 мая 2010 г. № 40 // Эркин Тоо. — 2010. — № 9-10. — 28 мая.

[2] Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон СССР) // Ведомости Съезда Народных Депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 12. — Ст. 189.

[3] Закон Киргизской ССР «Об учреждении поста Президента Киргизской ССР» от 24 октября 2990 г. № 222-Х11. — Бишкек, Информационный правовой центр «Токтом», 2012.

[4] Конституция Киргизской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) Киргизской Республики 27 июня 2010 г. // Эркин Тоо. — 2010. — № 59. — 2 июля.

[5] Конституция Киргизской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) Киргизской Республики 21 октября 2007 г. // Эркин Тоо. — 2007. — № 83. — 24 окт.

[6] Укушов М.К. Является ли Президент Киргизстана по статусу «английской королевой»? — Институт общественной политики, 15 декабря 2011 г. URL: http://www.ipp.kg.

[7] Укушев М.К., Бокоев Ж.А. Президент Киргизской Республики. — Бишкек, 1997.

ROLE AND PLACE OF THE PRESIDENT IN THE SYSTEM OF THE STATE AUTHORITIES IN ACCORDANCE WITH CONSTITUTION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Zh.B. Bokoev

Law Institute Kyrgyz National University

547, Frunze st., Bishkek, Kyrgyz Republic, 720033

By this article the author research the role and the place of the president within the system of the state authorities based on the case of one of the Kyrgyz Republic. He describes the political conception of institute of the president power established as a result of the last constitutional reform by 2010. Author makes an analysis of the legal status of the Kyrgyz President in terms of the mix «president-parliament» system.

Key words: president, constitution, system of state authorities, state power, constitutional reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.