Научная статья на тему 'Попечители учебных заведений должность или призвание? (на примере Саратовской губернии второй половины XIX начала ХХ вв.)'

Попечители учебных заведений должность или призвание? (на примере Саратовской губернии второй половины XIX начала ХХ вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
463
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНАЯ ШКОЛА / WARDEN / CURATORS OF WARDSHIP / EDUCATION / PUBLIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арчебасова Надежда Анатольевна

В статье представлен анализ должностей попечителей образовательных учреждений второй половины XIX начала ХХ вв. Исследование практической деятельности попечителей и членов попечительских советов позволило показать их важную роль в российском образовательном наследии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the warden's position at educational institutions in the second half of 19th early 20th centuries. Research of the practical activity of wardens and curators of wardship helped to show their important role in the Russia's educational heritage.

Текст научной работы на тему «Попечители учебных заведений должность или призвание? (на примере Саратовской губернии второй половины XIX начала ХХ вв.)»

Надежда АРЧЕБАСОВА

ПОПЕЧИТЕЛИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ -ДОЛЖНОСТЬ ИЛИ ПРИЗВАНИЕ? (на примере Саратовской губернии второй половины XIX - начала ХХ вв.)

В статье представлен анализ должностей попечителей образовательных учреждений второй половины XIX - начала XX вв. Исследование практической деятельности попечителей и членов попечительских советов позволило показать их важную роль в российском образовательном наследии.

The article is devoted to the analysis of the warden’s position at educational institutions in the second half of 19th - early 20th centuries. Research of the practical activity of wardens and curators of wardship helped to show their important role in the Russia’s educational heritage.

Ключевые слова:

попечительство, попечительский совет, образование, народная школа; warden, curators of wardship, education, public school.

АРЧЕБАСОВА Надежда Анатольевна — к.и.н, доцент кафедры истории России ВолГУ narchebasova@mail.ru

Все попечительские должности в Российской империи второй половины XIX в. имели официальный статус и входили в общее расписание классных должностей1. Наиболее широко они были представлены в сфере народного образования.

Александр II принял учебные заведения народного просвещения «под ближайшее его императорского величества наблюдение и попечение». Попечители возглавляли учебные округа Российской империи и координировали работу Министерства народного просвещения (МНП) и местных органов власти. В губерниях и уездах попечительскими делами ведали думы и управы. Гласные земских собраний, приходские священники, члены городских и сельских обществ имели право избирать кандидатов в попечители и попечительницы для учреждённых и содержавшихся ими народных училищ.

В современной научной литературе тема попечительства в основном увязывается с благотворительностью и исследуется с историко-экономических позиций2. Исследователи выделяют три важных стимула благотворительной деятельности: религиозные побуждения, проявляющиеся в помощи русской православной церкви; проявления патриотизма и достижение общественных льгот и привилегий, в том числе получение потомственного гражданства3. Школьными попечителями люди становились добровольно и работали безвозмездно, напротив, оказывая учебным заведениям посильную материальную помощь.

Списки избранных кандидатов рассматривали местные управы и передавали в уездный училищный совет. Последний ходатайствовал об их утверждении перед губернским училищным советом при условии, что речь шла о светских школах; для учебных заведений духовного ведомства требовалось дополнительно официальное утверж-

1 Общее расписание классных должностей в империи. Т.111. Часть 1. — СПб., 1905.

2 Мозойро А. Частное предпринимательство и общественное служение в русской экономической мысли второй половины XIX в. // Вопросы экономики, 1994, № 7, стр. 98—108; Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт: дисс. ... док. ист. наук.

07.00.02. - Ставрополь, 1998, и др.

3 Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX — начала ХХ вв. // Вопросы истории, 1994, № 7, стр. 110—112.

дение попечителей епархиальным архиереем.

Многие попечители были связаны с органами, их избравшими. Большинство являлись гласными дум и управ. Кроме того, школьными попечителями в разное время были городские головы, земские начальники, мировые и почётные мировые судьи, частные поверенные в судебных делах, священники, церковные старосты, волостные старшины и пр.

При рассмотрении кандидатур попечителей и попечительниц в заинтересованные в этом деле инстанции подавались сведения по 10 параметрам: национальность, вероисповедание, возраст, место жительства, род занятий (если торговля, то какая именно), социальный статус, общественное положение и пр. Сравнительный анализ документов показывает, что социальный состав попечителей был представлен следующими категориями населения: на первом месте по количеству — «крепкие» крестьяне, далее шли купцы (обычно второй гильдии), дворяне, жёны и дочери купцов, дворян и почётных потомственных граждан, священники. Возраст варьировался в широких пределах — от 22 до 67 лет. Основные возрастные показатели приходились на 40—50-летних. Быть православным и русским (в редких случаях — малороссом) входило в разряд обязательных требований. Мужчины-попечители численно значительно преобладали над женщинами-попечительницами1.

Общественное положение попечителей влияло на предоставление им значительных прав в управлении школой. По «Положению о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 г. некоторым из попечителей (по рекомендации губернского училищного совета) предоставили право участвовать в заседаниях уездных училищных советов. Законом от 25 мая 1874 г. полномочия попечителей существенно расширились. Они получили возможность выступать в училищных советах по проблемам своих школ, присутствовать на выпускных экзаменах учащихся, выполнять некоторые обязанности заведующего школой. Попечитель являлся, по мнению МНП, «защитником школы, её ходатаем перед училищным советом и покро-

1 При анализе анкетных данных попечителей использованы фонды № 286, 410, 1132 ГАСО и фонды № И 187, И 329 Государственного архива Волгоградской области (ГАВО).

вителем её в смысле материального пре-успевания»2. В 1902 г. учёным комитетом МНП был разработан уточнённый проект школьных попечительств. Реализация этого проекта потребовала от попечителей решения следующих задач: улучшения школьных помещений и их обстановки; устройства ночлежных приютов и предоставления подвод детям, живущим далеко от училища; снабжения неимущих учащихся одеждой, питанием, недостающими учебными и методическими пособиями; создания церковного хора из числа учащихся детей; организации полезных прогулок и развлечений, разведения при училище сада и огорода для сельскохозяйственных занятий школьников и т.д.

Образование попечителей начали обязательно фиксировать только в 90-х гг. XIX в. Этот критерий при выборе кандидатов был не обязательным. Уровень образования напрямую зависел от удалённости населенных пунктов от образовательных учреждений и резко снижался от столиц к губернским центрам, а далее — к уездным городам. Хуже всего дела обстояли в сельской местности.

Срок полномочий школьных попечителей и попечительниц исчислялся 2—3 годами и мог быть продлён. Чтобы снять с себя добровольно взятые ранее обязанности, попечителям требовалось подать письменное ходатайство об этом в губернский училищный совет.

Наиболее ранние сведения о попечителях относятся к деятельности церковноприходских школ. Православное духовенство особенно дорожило вниманием попечителей, так как церковные начальные училища отличались от других типов учебных заведений множественностью нестабильных источников финансирования. Предложение Саратовского и Царицынского епископа Павла принять звание почётного попечителя церковно-приходских школ Саратовской губернии 29 января 1885 г. получил и с благодарностью принял Саратовский губернатор А.А. Зубов3. По-

2 Записка по вопросу о всеобщем начальном обучении с приложением сведений о начальном образовании в России за 1903 г. Прил. к постановлению МНП о введении всеобщего обучения в Российской империи. — СПб., 1906, стр. 6, 9.

3 Письма Саратовского губернатора, представления Саратовского епархиального училищного совета, рапорты священнослужителей и другое о деятельности церковно-приходских школ // ГАСО, ф. 1132, оп. 1, ед. хр. 4, л. 3.

чётными попечителями могли стать лица, учредившие школы на собственные средства (почётный учредитель) и продолжавшие оказывать им материальную поддержку. При этом следует подчеркнуть, что решение об образовании при каждой православной церкви коллегиальных по-печительств из числа наиболее подходящих для этого прихожан было принято в 1865 г., а местные светские власти оценили пользу коллегиальных попечительств лишь в начале ХХ в. Обычно за счёт денежных пособий попечителей оплачивали труд учителей и стоимость наёмного школьного помещения.

Одним из самых известных почётных граждан г. Царицына являлся меценат и филантроп, купец А. А. Репников. Вместе с братом А.В. Репниковым он владел несколькими мануфактурными магазинами города. А.А. Репников был бессменным членом попечительского совета Царицынской женской гимназии, членом уездного училищного совета и Саратовской учёной архивной комиссии (СУАК); непосредственным инициатором создания краеведческого музея на базе образованного при его участии Дома науки и искусств; оказывал помощь начальным городским школам, одной из которых в 1911 г. было присвоено его имя; жертвовал деньги на археологические исследования края; устраивал концерты в пользу общества помощи бедным учащимся народных школ г. Царицына; привлёк к общественной, попечительской и благотворительной деятельности преподавателей Царицынского реального училища второй женской гимназии1. А.А. Репников представлял собой классический тип попечи-теля-благотворителя рубежа XIX—ХХ вв. — мецената-организатора.

К данному типу можно причислить всех проявивших себя на этой должности школьных попечителей. При избрании попечителей обязательно учитывалась их потенциальная возможность оказывать начальному училищу материальную по-

1 Журналы XXXV Царицынского очередного уездного земского собрания 1901 г. с приложением докладов управы. — Саратов, 1902, стр. 50; Программа концерта в пользу общества пособия бедным учащимся народных школ г. Царицына, состоявшегося

9 марта 1909 г. в г. Царицыне. Распорядитель тов. председателя В.А. Репников // Волгоградский областной краеведческий музей (ВОКМ), № 27371; О присвоении второму смешанному училищу в г. Царицыне имени А.А. Репникова. 1911 // ГАСО, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 3580, и др.

мощь и нравственную поддержку. Частные пожертвования в пользу церквей, богаделен (позже — больниц) были распространённым явлением в России, но народным школам уделялось меньше внимания. В основном попечители предоставляли единовременные пособия на расширение, ремонт старых и строительство новых помещений, снабжение школ топливом, учебниками; брали на себя оплату обучения учащихся из других сёл, покупали бедным детям одежду и обувь, организовывали школьные ночлежные приюты, завтраки и пр.2

К долговременным источникам помощи школе относились специальные капиталы с целевой программой использования, предоставлявшиеся попечителями и благотворителями в ведение городских общественных управлений. Наличность таких капиталов оставалась неприкосновенной, расходовались лишь процентные начисления. Однако они получили распространение лишь к началу ХХ в. Например, капиталы имени А.И. Покровской и АН. Ермолина использовались для оплаты курса обучения беднейших учеников городских школ г. Царицына, стипендии имени врача Н.С. Розанова и К.М. Гудакова могли получить учащиеся в Дубовском четырёхклассном училище. Торговый дом наследников И. К. Глича к столетию существования фирмы выдал капитал в сумме 1000 руб. для награждения лучших учеников Сарептинского земско-обществен-ного училища. За добросовестно выполняемую работу по укреплению материального благосостояния народных училищ была разработана система общественных и ведомственных поощрений безвозмездного труда попечителей.

Значение частной благотворительности в сельской местности стало снижаться с усилением земских позиций в деле народного образования. Систематический, планомерный характер работы земств по оказанию крестьянам различного рода помощи подрывал основу случайной и неорганизованной благотворительности. Земства, с точки зрения МНП, сами считались попечителями в делах народа. Некоторые земцы (в основном врачи и писари) ста-

2 Формулярный список о службе учителей Царицынских начальных училищ И.Ф. Савельева, П.П. Сусоколова, законоучителя А. П. Строкова. 1903 // ГАВО, ф. И 329, оп. 1, ед. хр. 2, л. 27; Чарно-луский В. Частная инициатива в деле народного образования. —СПб., 1910, стр. 126—128; 131—133.

новились школьными попечителями. Так, например, Стефанидовское начальное училище работало в доме земского попечителя. Земства выдавали сельским обществам беспроцентные долговременные ссуды на строительство школьных зданий. Многие из этих ссуд крестьяне погашали частично на протяжении 10—25 лет, а остаток земства «списывали за давностью», что являлось одной из форм земской благотворительности по отношению к бедным крестьянским обществам. Учащиеся начальных училищ получали земские пособия на продолжение обучения в средних и высших учебных заведениях при условии, что стипендиаты должны были отслужить определённое число лет в качестве земских специалистов (агрономов, статистиков, учителей, врачей и др.) или в течение ряда лет вернуть деньги1.

Усиление влияния европейских традиций, в том числе и на должностные отношения, не способствовало сохранению института попечительства. Патриархальнопопечительский характер таких отношений становился всё более формальным. Из-за увеличения объёма финансирования народного образования местными и центральными властями термин «попечитель» постепенно утратил финансовую подоплёку. Остался лишь нравственный отте-

1 Абрамов В.Ф. Казанское земство в пореформенный период. 1865—1890 : дисс. ... канд. ист. наук.

07.00.02. — Л., 1989.

нок этой должности. Так, кандидатуры купца второй гильдии Д.В. Суходаева и мещанина г. Камышина Н.И. Пантелеева, занимавшего эту должность с 1888 г., в 1890 г. отвергли, так как они занимались виноторговлей (морально осуждаемая в обществе профессия), хотя это не мешало Д.В. Су-ходаеву длительное время исполнять обязанности председателя управы и мирового судьи2.

Таким образом, большую и разнообразную помощь в финансовой поддержке народных школ сыграли школьные попечители, коллегиальные церковные попечительства и частные благотворители. Должность школьного попечителя являлась добровольной и не подотчётной ни одному учреждению, но при этом стояла выше должностей учителей и заведующего учебным заведением, так как давала попечителям право участвовать в работе губернского и уездных училищных советов, а также оказывать влияние на материально зависимых от них преподавателей.

Проанализировав роль провинциальных попечителей и попечительниц начальных народных школ, мы можем утверждать, что их деятельность сыграла важную роль в российском образовательном наследии.

2 Об утверждении лиц в звании попечителей и попечительниц начальных училищ. 1889—1890 гг.// ГАСО, ф. 286, оп. 1, ед. хр. 13, 40об.; то же. 1890// Там же, ед. хр. 20, л. 6, 8об.—9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.