Научная статья на тему 'Попечительницы народных училищ в пореформенной России'

Попечительницы народных училищ в пореформенной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬНИЦЫ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATION IN RUSSIAN EMPIRE / FEMALE EDUCATION / WOMEN-TRUSTEES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кардаильская Дарья Андреевна

В статье рассматривается деятельность попечительниц начальных народных училищ в пореформенной России (последняя четверть XIX в.). Отражены основные особенности участия женщин в работе этого института (на материалах Таврической губернии) и их роль в развитии народного образования империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women-trustees in the public schools in post-reform Russia

The article focuses on the activities of women-trustees in public schools in the post-reform Russia (the last quarter of the XIX century). It covers the main features of women’s participation in the work of this institution (on Tauric province materials) and their role in the development of public education in Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Попечительницы народных училищ в пореформенной России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2015. № 1

Д.А. Кардаильская

(аспирантка кафедры истории России XIX — начала ХХ в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ПОПЕЧИТЕЛЬНИЦЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ

В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматривается деятельность попечительниц начальных народных училищ в пореформенной России (последняя четверть XIX в.). Отражены основные особенности участия женщин в работе этого института (на материалах Таврической губернии) и их роль в развитии народного образования империи.

Ключевые слова: попечительницы, народное образование в Российской империи, женское образование.

The article focuses on the activities of women-trustees in public schools in the post-reform Russia (the last quarter of the XIX century). It covers the main features of women's participation in the work of this institution (on Tauric province materials) and their role in the development of public education in Russian Empire.

Key words: women-trustees, public education in Russian Empire, female education.

* * *

Во второй половине XIX в., в эпоху модернизации российского общества, «женский вопрос» становится одной из самых обсуждаемых тем. И именно тогда он находит, в некоторой степени, свое разрешение, — благодаря расширению круга женской общественной деятельности. Участие женщин в этой области признавалось необходимым как общественностью, так и правительством Российской империи1.

Частная инициатива в образовательной сфере была необходимым условием ее полноценного развития. Государство, переложив львиную долю забот о народном образовании на земства, тем самым перенесло на общество и львиную долю ответственности за качество просвещения. По мнению современников, женская частная инициатива в первую очередь была призвана решить проблему женского образования2.

С середины XIX в. женская инициатива играла ключевую роль сразу в нескольких аспектах образовательной сферы. Во-первых,

* Кардаильская Дарья Андреевна, тел.: 8-915-391-95-45; e-mail: [email protected]

1 Шашков С.С. История русской женщины. СПб., 1879. С. 294—295.

2 Висковатов Д. Несколько слов о женской школе частной инициативы. Одесса, 1910. С. 2.

женщины принимали активное участие в благотворительности в пользу учебных заведений и их учащихся. Во-вторых, женщины занимались организацией школьного дела: открывали школы и учительствовали в них. Наконец, третий путь женского участия — попечительство над учебными заведениями — лежал посередине между первыми двумя. Попечительство было сродни благотворительной деятельности — традиционному занятию общественниц. В то же время попечительница официально была прикреплена к одной школе, работая на ее благо, что придавало должности достаточно формальный характер — в ситуации, когда женщины, по сути, не допускались к государственной службе.

Роль попечительниц народных училищ мы рассмотрим на примере Таврической губернии, где образовательная сфера развивалась не менее динамично и успешно, чем в столичных регионах3.

Попечители и попечительницы народных училищ избирались земствами, городскими и сельскими общинами, учреждавшими эти учебные заведения. В должности их утверждал губернский училищный совет на три года службы, однако по желанию попечители могли покинуть пост ранее или наоборот, остаться в долж-ности4. Согласно положению о начальных училищах 1874 г., попечители и попечительницы начальных народных училищ, как и распорядители и распорядительницы частных и воскресных школ, заведуя делами вверенных им учебных заведений, были ответственны за порядок в их учебных заведениях перед учебным начальством, в частности, перед инспектором народных училищ5.

Ключевая обязанность попечителей заключалась в привлечении к школьному обустройству благотворительных обществ и частных лиц. Участие общественности было залогом успешности школы, а попечители были призваны обеспечить это участие. В самой школе попечители не могли отдавать распоряжений, но следили, чтобы «училищные здания и помещения были удобны, сухи и теплы», учебных принадлежностей хватало, а учителя и учительницы добросовестно выполняли свои обязанности.

Попечители должны были справляться о делах учителей в опекаемой ими школе, а также могли приглашать учителей для преподавания во вверенных им училищах. Так, попечительница Бер-дянского двухклассного женского училища Ольга Николаевна

3 Доклад губернской земской управы об общедоступности начального обучения в Таврической губернии. Симферополь, 1904. С. 2—3.

4 Инструкция Попечителям и Попечительницам начальных народных училищ Таврической губернии // Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1883 г. Бердянск, 1884. С. 103—106.

5 Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1898. С. 68-72.

Шмидт, жена начальника города Бердянска и порта, помимо различных пожертвований в пользу школы нанимала на собственные средства учительницу рукоделия. Кроме того, она активно интересовалась учебно-воспитательным делом, «большая доля в преуспевании которого всецело может быть отнесена к ее просвещенному вниманию», как отмечал директор народных училищ А. Дьяконов в своем отчете о состоянии народных училищ6.

Попечительницы нередко устраивали различные благотворительные мероприятия в пользу учеников. В Судаке попечительница М.Ф. Романовская устроила в пользу местного училища спектакль, от которого было выручено 140 руб. Часть из этих средств также пошла в счет аренды квартиры для училища, часть — на учебные пособия и классную мебель7. Другой пример: О.И. Нестроева, под опекой которой находилось Чулаковское училище, устраивала обеды для беднейших учеников. Кроме того, попечители сами жертвовали различные суммы на обеспечение заведений. Так, попечительница Бердянского училища Ольга Головкина заплатила за посещение учащимися спектакля на Рождественских каникулах, а также за устройство елки и обувь для беднейших учениц сумму в 85 руб.8

Еще одной обязанностью попечителей и попечительниц были переговоры с родителями учеников, убеждение населения в необходимости обучения детей и аккуратном посещении уроков. Ведь даже если дети поступали в школу, они нередко пропускали занятия, а то и вовсе бросали учебу, дабы помочь семье по хозяйству.

Примечательно, что отдельно в пункте 12 Инструкции попечителям и попечительницам, говорилось, что в особенности необходимо располагать родителей к посылке в школы девочек, поскольку крестьяне упорно считали, что дело женщин — «смотреть за горшками». Такое отношение крестьян сказывалось на положении дел в сельских учебных заведениях, где доля девочек долгое время в несколько раз уступала количеству мальчиков9. Задача попечителей состояла в том, чтобы разъяснить родителям необходимость грамотности для девочек, в том числе как для будущих матерей10.

6 Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1885 г. Бердянск, 1886. С. 90.

7 Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1884 г. Бердянск, 1885. С. 110.

8 Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии Севастопольского и Керченского градоначальств за 1898—1899 годы. Составлен по годовым отчетам Таврической Дирекции народных училищ. Симферополь, 1900. С. 109—111.

9 Лихачева Е.О. Материалы по истории женского образования в России. Т. 4. 1856-1880. СПб., 1901. С. 413-415.

10 Инструкция Попечителям и Попечительницам начальных народных училищ Таврической губернии. С. 103-106.

Формально женщины наделялись правом попечительствовать над любым начальным учебным заведением, однако в соответствующей статье «Наказа Губернским и Училищным Советам» имелось примечание, в котором уточнялось, что при женских учебных заведениях должны стоять преимущественно попечительницы11. По сложившейся традиции женщины не попечительствовали над мужскими учебными заведениями.

Число попечительниц народных училищ вообще было ничтожно мало в сравнении с числом попечителей. Согласно отчету директора народных училищ губернии за 1885 г., всего при народных училищах состояло 202 попечителя и 4 попечительницы12. Главная причина такого положения дел достаточно очевидна — в отличие от мужчин, среди попечительниц были в основном женщины из обеспеченных классов общества: дворянки, состоятельные мещан-

13

ки или жены купцов13.

Необходимо отметить, что хотя среди попечительниц учебных заведений могли быть представительницы разных сословий, в отличие от мужчин среди попечительниц не было представительниц крестьянства. Первая причина этого обстоятельства, очевидно, заключается в том, что непременным условием попечительства была грамотность кандидата14. Как известно, среди крестьянок грамотность даже в начале ХХ в. была редким явлением, поскольку традиционный уклад крестьянской семьи требовал от женщины исполнение роли жены, матери и хозяйки15. Кроме того, даже тем женщинам, которым посчастливилось оказаться достаточно учеными для должности попечительницы, просто некогда было заниматься общественными делами, поскольку дом, дети и хозяйство держались на них. Наконец, женщины в конце XIX — начале ХХ в. находились в финансовой зависимости от своих мужей, отчего не могли самостоятельно распоряжаться средствами, а в попечительском деле одну из главных ролей играла именно благотворительность в пользу опекаемой школы, и если попечитель мог посильно помочь в школе хотя бы с ремонтом, то женщина должна была либо иметь достаточно времени для активной общественной дея-

11 Переписка с уездными училищными советами по личному составу, протоколы заседания Таврического Губернского Училищного Совета в 1900 г. — ГААРК. Ф. 103. Оп. 1. Д. 83. Л. 188.

12 Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1885 г. С. 11.

13 Переписка с уездными училищными советами по личному составу... Л. 2—4.

14 Инструкция Попечителям и Попечительницам начальных народных училищ Таврической губернии. С. 103—106.

15 Глузман А.В., Редькина Л.И. и др. Образование и педагогическая мысль Крыма (XIX — начало XX столетия). Киев, 2007. С. 104.

тельности в пользу школы, либо достаточно денежных средств для ее финансирования.

Среди попечительниц учебных заведений в Таврической губернии встречались известные и уважаемые представительницы прекрасного пола. В Феодосийском уезде славилась своей благотворительной деятельностью Анна Никитична Айвазовская, супруга прославленного художника И.К. Айвазовского, уроженца и жителя Феодосии16. Анна Никитична долгое время способствовала благоустройству города, а в 1900 г., заступив на место попечительницы Феодосийского училища имени Айвазовского, стала оказывать покровительство народному образованию17. Примечательно, что хотя большинство женщин продолжали держаться в тени своих мужей, именно в это время в России появляются женщины, которые не только занимаются благотворительностью, но самостоятельно добывают на это средства. В Днепровском уезде своей благотворительной деятельностью была известна Софья Богдановна Фальц-Фейн, которая являла собой яркий пример не только того, что женщина может ни в чем, включая предпринимательское дело, не уступать мужчине, но и того, как следовало правильно распоряжаться заработанными средствами. Успешная предпринимательница систематически жертвовала деньги, в частности и на развитие народного образования18. Так, в 1883 г. на выделенные ею 217 руб. было отремонтировано здание Громовского училища: были сделаны новые рамы, починены двери, исправлена крыша, покрашены полы и окна19. В 1900 г. Софья Богдановна была избрана попечительницей Алешковского женского училища, которое она поддерживала и ранее, выделяя средства на обеспечение учебного заведения и его учениц20. Поддержка громких имен, несомненно, шла на пользу делу просвещения, не только способствуя учебному процессу материально, но и повышая престиж народного образования в обществе.

16 Ковтунова О.В. Частная периодическая печать Таврической губернии как источник по социальной истории России конца XIX — начала XX веков: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2010. С. 168.

17 Переписка с уездными училищными советами по личному составу, протоколы заседания Таврического Губернского Училищного Совета в 1900 г. — ГААРК. Ф. 103. Оп. 1. Д. 83. Л. 122.

18 Задерейчук А.А. Внесок роду Фальц-Фейшв у сощально-економ1чний та суспшьно-полгтичный розвиток швдня Краши // Учен. зап. Таврического нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер. Исторические науки. Т. 23(62). 2010. № 1: спецвыпуск «История Украины». С. 50-61.

19 Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1884 г. С. 42.

20 Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии Севастопольского и Керченского градоначальств за 1898-1899 годы... С. 108.

По своей форме попечительство было административной обязанностью, и, хотя женщины фактически не имели права на полноценную государственную службу, их участие в попечительских советах ставило их почти на тот же уровень, что и мужчин-чиновников, занимавшихся школьными делами в земских советах. Однако по своему содержанию попечительство над учебными заведениями было особой формой благотворительной деятельности, когда женщина помогала школе, будучи официально ответственной за ее судьбу.

Таким образом, попечительство над образовательными учреждениями знаменовало собой некоторые успехи эмансипации женщин в России во второй половине Х1Х в. Такая инициатива женщин способствовала повышению доступности и качества образовательных услуг в системе образования страны.

Список литературы

1. Глузман А.В., Редькина Л.И. и др. Образование и педагогическая мысль Крыма (XIX — начало XX столетия). Киев, 2007.

2. Задерейчук А.А. Внесок роду Фальц-Фейшв у сощально-економ1чний та сусптьно-полгтичный розвиток твдня Краши // Учен. зап. Таврического нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер. Исторические науки. Т. 23 (62). 2010. № 1: спецвыпуск «История Украины».

3. Ковтунова О.В. Частная периодическая печать Таврической губернии как источник по социальной истории России конца XIX — начала XX века: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2010.

4. Лихачева Е.О. Материалы по истории женского образования в России. Т. 4. 1856-1880. СПб., 1901.

5. Шашков С.С. История русской женщины. СПб., 1879.

Поступила в редакцию 18 декабря 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.