Научная статья на тему 'Роль коллегиального попечительства в развитии общего образования в дореволюционной России'

Роль коллегиального попечительства в развитии общего образования в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВА / SOCIETY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ / PREREVOLUTIONARY RUSSIA / СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / STAVROPOL GUBERNIYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крюкова Алиса Анатольевна

Исследуется влияние коллегиального попечительства на развитие общего образования. Вклад Обществ в развитие общего образования в Ставропольской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of collegiate patronage in the development of general education in pre-revolutionary Russia

There is examined the impact of the collegiate patronage for the development of general education. Company’s contribution to the development of general education in the Stavropol province.

Текст научной работы на тему «Роль коллегиального попечительства в развитии общего образования в дореволюционной России»

ISSN 1029-3388

Крюкова А.А.

РОЛЬ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Термин «попечительство» в современности имеет более узкое значение, чем в дореволюционной России. В настоящее время в дефиниции «попечительство» делается акцент на защите прав и интересов несовершеннолетних или недееспособных граждан. В Толковом словаре под редакцией Д.Н.Ушакова в описаниях данного термина также есть значения: «Благотворительное учреждение для оказания помощи кому-н. (дорево-люц.); Городское попечительство о бедных; Должность попечителя. Получить попечительство».

Теме попечительства в образовании посвящено не слишком много исследований как современных, так и дореволюционных авторов. Так, исследованиями в данной области занимались: И.В. Бентковский, Е.А. Звягинцев,А.И. Адамский, А.Б. Вифлеемский, А.П. Смирнова, М.В. Никитин. Большое внимание развитию системы попечительства уделено в работе Л.Г. Рагозиной, Е.А. Коваленко, Е.Е. Гришиной и М.А. Пороховской.

Проведённое исследование и анализ архивных документов позволили оценить роль попечительства в развитии образования в дореволюционной России. Прежде всего, нами были выделены две формы попечительства: единоличная и коллегиальная. На наш взгляд, причины создания коллегиальных попечительств актуальны и для современной России: это недостаток средств, выделяемых на содержание учебных заведений и недостаточно крепкая связь между населением и школой. Несмотря на то, что создание коллегиальных попечительств в дореволюционной России не было обязательным, а являлось лишь рекомендуемым правительством, развитие системы попечительства происходило не без участия царской семьи. Наличие попечительств и результаты их деятельности отражались в отчётах к руководителю страны. В нашей работе мы относим к коллегиальным попечительствам попечительские советы, попечительства и Общества, оказывающие поддержку образованию, деятельность которых неразрывно связана. Изучение и систематизация архивных документов позволили нам составить авторскую типологию указанных Обществ [9, с. 79-85].

В 1899 году в России были собраны сведения, характеризующие состояние благотворительности в Российской Империи, и составившие основу сборника под редакцией Тайного Советника А.А. Тулубьева. Кроме того, был проведён анализ развития благотворительных учреждений по времени их основания. Выяснилось, что до 18 века насчитывалось в России всего 70 благотворительных учреждений (8 Обществ и 62 заведения), в 1881-1890 открылось 1384 Общества и 1190 заведений, а за период 1891-1899 гг. было учреждено 3504 Общества и 2875 заведений [4]. Рост благотворительных учреждений, которые посвятили свою деятельность призрению, воспитанию и обучению детей, начался с 1831 года и усилился к 60-м гг. ХК в. Именно этот период, как отмечают Н.Б. Ромаева, А.П. Ромаев, характеризуется подъемом гуманистической педагогики в России [13, с. 50-53]. В 1899 году в России действовало 2272 благотворительных заведения, ко-

30

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

торые ставили своей целью призрение, воспитание и обучение детей, в отчёт же вошли только те заведения, которые оказывали помощь бесплатно или за уменьшенную плату. Количество заведений, нацеленных на дешёвое и бесплатное обучение (общее и специальное), в 1899 году составило 424 заведения в губернских и областных городах и 509 заведений в уездах и округах.

В частности, в Ставропольской губернии в 1899 году по статистическим сведениям насчитывалось всего 14 Обществ и 16 заведений, из них лишь 4 заведения ставили своей целью призрение и воспитание детей, а также бесплатное и дешёвое обучение [2].

Из исторического очерка деятельности С-Петербургской дирекции училищ видно, что до 1868 года 10 начальных училищ С.-Петербургского уезда содержались исключительно на средства сельских обществ. После 1868 года уездное земство стало принимать участие в финансировании сельских школ и выделять средства на нужды образования - 2000 рублей. В 1884 году финансирование образовательных учреждений значительно выросло. Например, на начальные училища земство выделило 40 830 рублей, на двухклассные и одноклассные училища министерством народного просвещения было выделено 9649 рублей, сельские общества выделили в поддержку школ 6724 рубля, частные лица и частные общества на содержание школ предоставили сумму в размере 30 831 рубля [7, с. 44].

Толчком для повсеместного развития коллегиальных попечительств при начальных училищах послужил доклад А.О. Селиванова о деятельности этих попечительств в Кубанской области, где они существовали с 1880 года. Доклад этот был сделан А.О. Селивановым на IX-й секции 2-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895-96 г. В результате работы секции было постановлено:

1. «Желательно устройство школьных попечительств при всех начальных школах.

2. Задачи попечительства - забота о материальном положении школы и учительского персонала.

3. В состав попечительств должны входить: священник, учащие и несколько выборных местным сельским обществам.

4. Желательно издание в законодательном порядке положения об этих попечи-тельствах.» [3, с. 2]. Наиболее активно коллегиальные попечительства учреждались после Высочайше утверждённого Положения о попечительствах при начальных училищах 26 марта 1907 года, в соответствии с которым на попечительства, открывающиеся при начальных училищах, возлагались заботы об улучшении положения обучающихся в образовательном учреждении и заботы о благоустройстве самих училищ. По желанию населения для нескольких школ могло быть учреждено одно большое попечительство [12].

Замена единоличного попечительства коллегиальным было достаточно распространённым явлением. Примером может служить Мятлевское начальное народное училище Медынского уезда Калужской губернии, где по ходатайству училищного совета, в связи с тем, что население посёлка Мятлево было «крайне разнохарактерно по своему составу» и не образовывало «правильно организованного общества, которое могло бы принять на себя заботы о благоустройстве училища», в 1893 году из местных жителей было учреждено коллегиальное попечительство вместо должности единоличного попе-

31

ISSN 1029-3388

чителя [14, с. 14].

В процессе нашего исследования мы обнаружили, что если в одних областях коллегиальные попечительства создавались взамен единоличных попечителей или вопреки желаниям единоличных попечителей, то в других они появлялись в помощь единоличным попечителям и даже по их инициативе. Например, при Никольской Земской Школе Попечительство возникло благодаря личной инициативе Я.А. Сердечного, бывшего в то время попечителем школы. Школа на тот момент находилась под угрозой закрытия, попечитель нашёл единственный путь для её сохранения - создание коллегиального попечительства. Сам Я.А. Сердечный занял место председателя попечительства и за первые три года его существования школа обзавелась новым зданием и дополнительным преподавательским персоналом. Также благодаря деятельности попечительства многие дети из бедных семей получили помощь и возможность обучаться в школе бесплатно. Таким образом, создание коллегиального попечительства стало единственным путём к выживанию указанной школы [11].

В губерниях причины создания коллегиальных попечительств отличались. В Пермской губернии идея повсеместного учреждении коллегиальных попечительств возникла в 1903 году, когда встал вопрос об оказании широкой помощи бедным учащимся. По мнению губернского начальства достойное содержание общежитий, помощь бедным учащимся и удовлетворение нужд школы могло быть достигнуто при условии организации сельских школьных попечительств. Именно с этой целью в Пермской губернии школьная комиссия поручила школьно-статистическому бюро разработать вопрос о создании при народных школах попечительств. Найти для учебного заведения индивидуальных попечителей, неравнодушных к судьбе школы было достаточно сложно: например, по данным Пермской губернской управы в 1898-99 учебном году должности попечителей были вакантны в 267 школах, что в то время составляло 23,5 % от всех школ губернии. В остальных школах попечители были, но только 29% из них принимали участие в деятельности и развитии школы. Остальные числились лишь на бумаге. В связи с этим руководство губернии решило, что более полезными для школ будут коллегиальные попечительства, так как, по мнению начальства, в этом случае будет невозможно отсутствие внимания попечителей и попечительниц к школьной жизни. Кроме того, коллегиальные попечительства призваны были решить актуальный в губернии вопрос сближения местного населения со школой, а у народа появлялась возможность не только делать взносы на школьные нужды, но и принимать активное участие в делах школы. Также губернское начальство рассудило, что первоначальная цель создания школьных попечительств для материальной помощи школам могла показаться обществу недостаточно широкой и неинтересной. В связи с этим было решено предоставить попечительствам влиять на успехи обучения в школе, на устройство народных чтений, библиотек, воскресных классов, книжных складов. В состав школьного попечительства Пермской губернии могло войти всякое интересующееся школьными делами лицо, сделавшее хотя бы незначительный благотворительный взнос или оказавшее какую-либо существенную услугу школе.

Для более качественного решения вопросов управление в школьных попечитель-ствах поручалось создаваемым при них правлениям, в состав которых входили избирае-

32

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

мые на собрании из общего числа членов попечительства лица из школьного персонала (учителя, законоучитель, врач), а также представители тех учреждений, которые принимали участие в обеспечении школы. Правление попечительства могло действовать лишь в пределах тех полномочий, которые были ему даны на общем собрании членов. Для качественного и правильного понимания целей и способов работы попечительств был разработан устав для школьных попечительств Пермской губернии. В нём были прописаны цели и состав попечительств, средства попечительств, состав и обязанности правления попечительств, правила и общие цели проведений собраний попечительства, а также общие правила для попечительств [10].

Если в Пермской губернии цель создания попечительств заключалась не только в оказании помощи беднейшим ученикам и в решении материальных проблем школы, но и в сближении школы с местным населением, то во Владимирской губернии замена единоличных попечителей коллегиальными происходила, «чтобы усилить приток частных пожертвований к школам» [6, с. 1].

В губернии коллегиальные попечительства получили своё развитие в виде Обществ, которые оказывали помощь учебным заведениям и адресную помощь лицам, нуждающимся в образовании. Первое народное училище в Ставрополе появилось в 1804 году, но обучение в нём было платным. Две бесплатные воскресные школы, открытые в 1861 и 1862 годах, просуществовали недолго из-за отсутствия средств. В 1878 году на население Ставрополя (31 041 человек) во всех школах города, включая частные, обучалось лишь 510 детей. Именно это послужило толчком для открытия Общества для содействия распространению народного образования в Ставрополе. Общество для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе полностью содержало за свой счёт: три училища, две мужских воскресных школы, две женских воскресных школы, а также библиотеку имени В.Г. Белинского [8].

Благодаря деятельности благотворительных Обществ и поддержке частных лиц получило своё развитие женское образование в Ставропольской губернии. Благотворительное общество Св. Александры было основано в конце первой половины 19 столетия, когда началась активная борьба за народное просвещение, и на Кавказе остро чувствовался недостаток женских учебных заведений. В 1851 году во всём наместничестве было 45 учебных заведений, в которых обучалось 3302 учащихся, в их же числе были и 8 частных школ и пансионов. В частных пансионах обучались исключительно женщины. Девушки из малообеспеченных семей не имели возможности получать образование до открытия училища Св. Александры [1].

В поддержку бедным ученицам всех трёх женских школ Ставрополя действовали Общества, собирающие средства на обучение девушек из малообеспеченных семей. Подобные Общества оказывали поддержку и ученикам мужских гимназий Ставрополя. С целью оказания поддержки образованию в Ставрополе действовали следующие Общества: Общество для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе, Ставропольское женское благотворительное общество Св. Александры, Общество вспомоществования недостаточным ученицам Ставропольских женских гимназий, Общества вспомоществования недостаточным ученицам третьей Ставропольской городской женской гимназии, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся

33

ISSN 1029-3388

Ставропольской 2-ой мужской гимназии, Общество вспомоществования беднейшим ученикам Ставропольской гимназии, Общество вспомоществования недостаточным ученицам Ставропольских женских гимназий Ольгинской и Св. Александры, Общество для открытия и содержания среднего учебного заведения в г. Ставрополе-губернском, отдел Общества для содействия женскому сельскохозяйственному образованию, Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Ставропольской епархии.

Кроме Обществ, действовавших в губернском городе, существовало множество Обществ, оказывающих поддержку и открывающих за свой счёт учебные заведения в Ставропольской губернии. Так, в Медвеженском уезде Ставропольской губернии действовало Общество вспомоществования недостаточным учащимся в Воронцово-Нико-лаевской волости, которое ставило своей целью попечение о недостаточных учащихся в начальных и средних учебных заведениях, находящихся в селении Воронцово-Нико-лаевском [5].

В Ставропольской губернии благодаря деятельности Александровского Общества по открытию и содержанию гимназии и прогимназии была открыта женская гимназия. Общество взаимного вспоможения в селении Александровском ежегодно выделяло средства на оплату за обучение детей членов Общества. Однако в 1905 году в Дирекцию народных училищ Ставропольской губернии поступило ходатайство об открытии в с. Александровском женского училища от Общества взаимного вспоможения, которое было удовлетворено [4]. Для открытия гимназий в с. Петровском Благодарненского уезда Ставропольской губернии также было учреждено Общество, имеющее целью открытие и содержание гимназий.

Все перечисленные Общества как форма коллегиального попечительства - это только малая часть тех, которые действовали на благо образованию в Ставропольской губернии и в России. Их вклад в развитие и становление общего образования переоценить невозможно, также как и вклад инициативных граждан, много сделавших ради нужного дела. Многие Общества, действовавшие на территории России, были основаны благодаря деятельности людей, занимающих активную гражданскую позицию, желающих внести свой вклад в развитие образования и оказать помощь нуждающимся. На наш взгляд, опыт, накопленный действовавшими в царской России коллегиальными попечительствами, значим для современной России и нуждается в актуализации в современных условиях государственно-общественного управления общим образованием.

34

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

Литература

1. Бентковский И.В. Обозрение XXVII-летней деятельности Ставропольского женского благотворительного общества по учебному заведению Св. Александры. -Ставрополь: Типография Ставропольского Губернского Правления, 1877. - 233 с.

2. Благотворительные учреждения Российской Империи. - С.- Петербург: Типография Спб. акц. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1900. - 300 с.

3. Говоров. С.К. О попечительстве в начальной школе единоличном и коллегиальном. - М.: Тип. А.В. Васильева и К, 1902. - С. 2.

4. Государственный архив Ставропольского края. Ф. 15., оп. 2, дело 3220.

5. Государственный архив Ставропольского края. Ф.15., оп.2, дело 3493.

6. Записка и проект устава о школьных попечительствах. - Владимир: Типо-Лито-гр. Губернской Земской Управы, 1899. - С. 1.

7. Исторический очерк деятельности С-Петербургской дирекции училищ. Составлен для Всероссийской Выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. С.-Петербург. Типография П.П. Сойкина, 1896. - С. 44.

8. Краснов М. Историческая справка к двадцатипятилетию Общества для содействия распространения народного образования в г. Ставрополе. - Ставрополь: Типография Губернского Правления, 1913. - 69 с.

9. Крюкова А.А. Деятельность Обществ, попечительствовавших образованию в дореволюционной России // Гуманизация образования - № 4 - 2014. - С. 79-85.

10. Об учреждении при начальных земских училищах Пермской губернии коллегиальных школьных попечительств. - Пермь: Тип. Губ. Земства, 1905. - 13 с.

11. Отчёт попечительства Никольского земского двухклассного училища с 21 Августа 1909 г. по 1 Июня 1912 г. - С.- Петербург: Типография В.Д. Смирнова, 1912. - 22 с.

12. Положение о попечительствах при начальных училищах. - Тверь: Типо-Лито-графия Н.М. Родионова, 1914 - 1 с.

13. Ромаева Н.Б., Ромаев А.П. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация // Педагогическое образование и наука. - № 5. - 2006. - С. 50-53.

14. Сыромятников А.И. Сборник действующих распоряжений Министерства Народного Просвещения о попечителе народного училища. - Одесса: Типография А.И. Сыромятникова, 1914. - С. 14.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.