ISSN 1029-3388
Крюкова А.А.
РОЛЬ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Термин «попечительство» в современности имеет более узкое значение, чем в дореволюционной России. В настоящее время в дефиниции «попечительство» делается акцент на защите прав и интересов несовершеннолетних или недееспособных граждан. В Толковом словаре под редакцией Д.Н.Ушакова в описаниях данного термина также есть значения: «Благотворительное учреждение для оказания помощи кому-н. (дорево-люц.); Городское попечительство о бедных; Должность попечителя. Получить попечительство».
Теме попечительства в образовании посвящено не слишком много исследований как современных, так и дореволюционных авторов. Так, исследованиями в данной области занимались: И.В. Бентковский, Е.А. Звягинцев,А.И. Адамский, А.Б. Вифлеемский, А.П. Смирнова, М.В. Никитин. Большое внимание развитию системы попечительства уделено в работе Л.Г. Рагозиной, Е.А. Коваленко, Е.Е. Гришиной и М.А. Пороховской.
Проведённое исследование и анализ архивных документов позволили оценить роль попечительства в развитии образования в дореволюционной России. Прежде всего, нами были выделены две формы попечительства: единоличная и коллегиальная. На наш взгляд, причины создания коллегиальных попечительств актуальны и для современной России: это недостаток средств, выделяемых на содержание учебных заведений и недостаточно крепкая связь между населением и школой. Несмотря на то, что создание коллегиальных попечительств в дореволюционной России не было обязательным, а являлось лишь рекомендуемым правительством, развитие системы попечительства происходило не без участия царской семьи. Наличие попечительств и результаты их деятельности отражались в отчётах к руководителю страны. В нашей работе мы относим к коллегиальным попечительствам попечительские советы, попечительства и Общества, оказывающие поддержку образованию, деятельность которых неразрывно связана. Изучение и систематизация архивных документов позволили нам составить авторскую типологию указанных Обществ [9, с. 79-85].
В 1899 году в России были собраны сведения, характеризующие состояние благотворительности в Российской Империи, и составившие основу сборника под редакцией Тайного Советника А.А. Тулубьева. Кроме того, был проведён анализ развития благотворительных учреждений по времени их основания. Выяснилось, что до 18 века насчитывалось в России всего 70 благотворительных учреждений (8 Обществ и 62 заведения), в 1881-1890 открылось 1384 Общества и 1190 заведений, а за период 1891-1899 гг. было учреждено 3504 Общества и 2875 заведений [4]. Рост благотворительных учреждений, которые посвятили свою деятельность призрению, воспитанию и обучению детей, начался с 1831 года и усилился к 60-м гг. ХК в. Именно этот период, как отмечают Н.Б. Ромаева, А.П. Ромаев, характеризуется подъемом гуманистической педагогики в России [13, с. 50-53]. В 1899 году в России действовало 2272 благотворительных заведения, ко-
30
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
торые ставили своей целью призрение, воспитание и обучение детей, в отчёт же вошли только те заведения, которые оказывали помощь бесплатно или за уменьшенную плату. Количество заведений, нацеленных на дешёвое и бесплатное обучение (общее и специальное), в 1899 году составило 424 заведения в губернских и областных городах и 509 заведений в уездах и округах.
В частности, в Ставропольской губернии в 1899 году по статистическим сведениям насчитывалось всего 14 Обществ и 16 заведений, из них лишь 4 заведения ставили своей целью призрение и воспитание детей, а также бесплатное и дешёвое обучение [2].
Из исторического очерка деятельности С-Петербургской дирекции училищ видно, что до 1868 года 10 начальных училищ С.-Петербургского уезда содержались исключительно на средства сельских обществ. После 1868 года уездное земство стало принимать участие в финансировании сельских школ и выделять средства на нужды образования - 2000 рублей. В 1884 году финансирование образовательных учреждений значительно выросло. Например, на начальные училища земство выделило 40 830 рублей, на двухклассные и одноклассные училища министерством народного просвещения было выделено 9649 рублей, сельские общества выделили в поддержку школ 6724 рубля, частные лица и частные общества на содержание школ предоставили сумму в размере 30 831 рубля [7, с. 44].
Толчком для повсеместного развития коллегиальных попечительств при начальных училищах послужил доклад А.О. Селиванова о деятельности этих попечительств в Кубанской области, где они существовали с 1880 года. Доклад этот был сделан А.О. Селивановым на IX-й секции 2-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895-96 г. В результате работы секции было постановлено:
1. «Желательно устройство школьных попечительств при всех начальных школах.
2. Задачи попечительства - забота о материальном положении школы и учительского персонала.
3. В состав попечительств должны входить: священник, учащие и несколько выборных местным сельским обществам.
4. Желательно издание в законодательном порядке положения об этих попечи-тельствах.» [3, с. 2]. Наиболее активно коллегиальные попечительства учреждались после Высочайше утверждённого Положения о попечительствах при начальных училищах 26 марта 1907 года, в соответствии с которым на попечительства, открывающиеся при начальных училищах, возлагались заботы об улучшении положения обучающихся в образовательном учреждении и заботы о благоустройстве самих училищ. По желанию населения для нескольких школ могло быть учреждено одно большое попечительство [12].
Замена единоличного попечительства коллегиальным было достаточно распространённым явлением. Примером может служить Мятлевское начальное народное училище Медынского уезда Калужской губернии, где по ходатайству училищного совета, в связи с тем, что население посёлка Мятлево было «крайне разнохарактерно по своему составу» и не образовывало «правильно организованного общества, которое могло бы принять на себя заботы о благоустройстве училища», в 1893 году из местных жителей было учреждено коллегиальное попечительство вместо должности единоличного попе-
31
ISSN 1029-3388
чителя [14, с. 14].
В процессе нашего исследования мы обнаружили, что если в одних областях коллегиальные попечительства создавались взамен единоличных попечителей или вопреки желаниям единоличных попечителей, то в других они появлялись в помощь единоличным попечителям и даже по их инициативе. Например, при Никольской Земской Школе Попечительство возникло благодаря личной инициативе Я.А. Сердечного, бывшего в то время попечителем школы. Школа на тот момент находилась под угрозой закрытия, попечитель нашёл единственный путь для её сохранения - создание коллегиального попечительства. Сам Я.А. Сердечный занял место председателя попечительства и за первые три года его существования школа обзавелась новым зданием и дополнительным преподавательским персоналом. Также благодаря деятельности попечительства многие дети из бедных семей получили помощь и возможность обучаться в школе бесплатно. Таким образом, создание коллегиального попечительства стало единственным путём к выживанию указанной школы [11].
В губерниях причины создания коллегиальных попечительств отличались. В Пермской губернии идея повсеместного учреждении коллегиальных попечительств возникла в 1903 году, когда встал вопрос об оказании широкой помощи бедным учащимся. По мнению губернского начальства достойное содержание общежитий, помощь бедным учащимся и удовлетворение нужд школы могло быть достигнуто при условии организации сельских школьных попечительств. Именно с этой целью в Пермской губернии школьная комиссия поручила школьно-статистическому бюро разработать вопрос о создании при народных школах попечительств. Найти для учебного заведения индивидуальных попечителей, неравнодушных к судьбе школы было достаточно сложно: например, по данным Пермской губернской управы в 1898-99 учебном году должности попечителей были вакантны в 267 школах, что в то время составляло 23,5 % от всех школ губернии. В остальных школах попечители были, но только 29% из них принимали участие в деятельности и развитии школы. Остальные числились лишь на бумаге. В связи с этим руководство губернии решило, что более полезными для школ будут коллегиальные попечительства, так как, по мнению начальства, в этом случае будет невозможно отсутствие внимания попечителей и попечительниц к школьной жизни. Кроме того, коллегиальные попечительства призваны были решить актуальный в губернии вопрос сближения местного населения со школой, а у народа появлялась возможность не только делать взносы на школьные нужды, но и принимать активное участие в делах школы. Также губернское начальство рассудило, что первоначальная цель создания школьных попечительств для материальной помощи школам могла показаться обществу недостаточно широкой и неинтересной. В связи с этим было решено предоставить попечительствам влиять на успехи обучения в школе, на устройство народных чтений, библиотек, воскресных классов, книжных складов. В состав школьного попечительства Пермской губернии могло войти всякое интересующееся школьными делами лицо, сделавшее хотя бы незначительный благотворительный взнос или оказавшее какую-либо существенную услугу школе.
Для более качественного решения вопросов управление в школьных попечитель-ствах поручалось создаваемым при них правлениям, в состав которых входили избирае-
32
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
мые на собрании из общего числа членов попечительства лица из школьного персонала (учителя, законоучитель, врач), а также представители тех учреждений, которые принимали участие в обеспечении школы. Правление попечительства могло действовать лишь в пределах тех полномочий, которые были ему даны на общем собрании членов. Для качественного и правильного понимания целей и способов работы попечительств был разработан устав для школьных попечительств Пермской губернии. В нём были прописаны цели и состав попечительств, средства попечительств, состав и обязанности правления попечительств, правила и общие цели проведений собраний попечительства, а также общие правила для попечительств [10].
Если в Пермской губернии цель создания попечительств заключалась не только в оказании помощи беднейшим ученикам и в решении материальных проблем школы, но и в сближении школы с местным населением, то во Владимирской губернии замена единоличных попечителей коллегиальными происходила, «чтобы усилить приток частных пожертвований к школам» [6, с. 1].
В губернии коллегиальные попечительства получили своё развитие в виде Обществ, которые оказывали помощь учебным заведениям и адресную помощь лицам, нуждающимся в образовании. Первое народное училище в Ставрополе появилось в 1804 году, но обучение в нём было платным. Две бесплатные воскресные школы, открытые в 1861 и 1862 годах, просуществовали недолго из-за отсутствия средств. В 1878 году на население Ставрополя (31 041 человек) во всех школах города, включая частные, обучалось лишь 510 детей. Именно это послужило толчком для открытия Общества для содействия распространению народного образования в Ставрополе. Общество для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе полностью содержало за свой счёт: три училища, две мужских воскресных школы, две женских воскресных школы, а также библиотеку имени В.Г. Белинского [8].
Благодаря деятельности благотворительных Обществ и поддержке частных лиц получило своё развитие женское образование в Ставропольской губернии. Благотворительное общество Св. Александры было основано в конце первой половины 19 столетия, когда началась активная борьба за народное просвещение, и на Кавказе остро чувствовался недостаток женских учебных заведений. В 1851 году во всём наместничестве было 45 учебных заведений, в которых обучалось 3302 учащихся, в их же числе были и 8 частных школ и пансионов. В частных пансионах обучались исключительно женщины. Девушки из малообеспеченных семей не имели возможности получать образование до открытия училища Св. Александры [1].
В поддержку бедным ученицам всех трёх женских школ Ставрополя действовали Общества, собирающие средства на обучение девушек из малообеспеченных семей. Подобные Общества оказывали поддержку и ученикам мужских гимназий Ставрополя. С целью оказания поддержки образованию в Ставрополе действовали следующие Общества: Общество для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе, Ставропольское женское благотворительное общество Св. Александры, Общество вспомоществования недостаточным ученицам Ставропольских женских гимназий, Общества вспомоществования недостаточным ученицам третьей Ставропольской городской женской гимназии, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся
33
ISSN 1029-3388
Ставропольской 2-ой мужской гимназии, Общество вспомоществования беднейшим ученикам Ставропольской гимназии, Общество вспомоществования недостаточным ученицам Ставропольских женских гимназий Ольгинской и Св. Александры, Общество для открытия и содержания среднего учебного заведения в г. Ставрополе-губернском, отдел Общества для содействия женскому сельскохозяйственному образованию, Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Ставропольской епархии.
Кроме Обществ, действовавших в губернском городе, существовало множество Обществ, оказывающих поддержку и открывающих за свой счёт учебные заведения в Ставропольской губернии. Так, в Медвеженском уезде Ставропольской губернии действовало Общество вспомоществования недостаточным учащимся в Воронцово-Нико-лаевской волости, которое ставило своей целью попечение о недостаточных учащихся в начальных и средних учебных заведениях, находящихся в селении Воронцово-Нико-лаевском [5].
В Ставропольской губернии благодаря деятельности Александровского Общества по открытию и содержанию гимназии и прогимназии была открыта женская гимназия. Общество взаимного вспоможения в селении Александровском ежегодно выделяло средства на оплату за обучение детей членов Общества. Однако в 1905 году в Дирекцию народных училищ Ставропольской губернии поступило ходатайство об открытии в с. Александровском женского училища от Общества взаимного вспоможения, которое было удовлетворено [4]. Для открытия гимназий в с. Петровском Благодарненского уезда Ставропольской губернии также было учреждено Общество, имеющее целью открытие и содержание гимназий.
Все перечисленные Общества как форма коллегиального попечительства - это только малая часть тех, которые действовали на благо образованию в Ставропольской губернии и в России. Их вклад в развитие и становление общего образования переоценить невозможно, также как и вклад инициативных граждан, много сделавших ради нужного дела. Многие Общества, действовавшие на территории России, были основаны благодаря деятельности людей, занимающих активную гражданскую позицию, желающих внести свой вклад в развитие образования и оказать помощь нуждающимся. На наш взгляд, опыт, накопленный действовавшими в царской России коллегиальными попечительствами, значим для современной России и нуждается в актуализации в современных условиях государственно-общественного управления общим образованием.
34
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
Литература
1. Бентковский И.В. Обозрение XXVII-летней деятельности Ставропольского женского благотворительного общества по учебному заведению Св. Александры. -Ставрополь: Типография Ставропольского Губернского Правления, 1877. - 233 с.
2. Благотворительные учреждения Российской Империи. - С.- Петербург: Типография Спб. акц. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1900. - 300 с.
3. Говоров. С.К. О попечительстве в начальной школе единоличном и коллегиальном. - М.: Тип. А.В. Васильева и К, 1902. - С. 2.
4. Государственный архив Ставропольского края. Ф. 15., оп. 2, дело 3220.
5. Государственный архив Ставропольского края. Ф.15., оп.2, дело 3493.
6. Записка и проект устава о школьных попечительствах. - Владимир: Типо-Лито-гр. Губернской Земской Управы, 1899. - С. 1.
7. Исторический очерк деятельности С-Петербургской дирекции училищ. Составлен для Всероссийской Выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. С.-Петербург. Типография П.П. Сойкина, 1896. - С. 44.
8. Краснов М. Историческая справка к двадцатипятилетию Общества для содействия распространения народного образования в г. Ставрополе. - Ставрополь: Типография Губернского Правления, 1913. - 69 с.
9. Крюкова А.А. Деятельность Обществ, попечительствовавших образованию в дореволюционной России // Гуманизация образования - № 4 - 2014. - С. 79-85.
10. Об учреждении при начальных земских училищах Пермской губернии коллегиальных школьных попечительств. - Пермь: Тип. Губ. Земства, 1905. - 13 с.
11. Отчёт попечительства Никольского земского двухклассного училища с 21 Августа 1909 г. по 1 Июня 1912 г. - С.- Петербург: Типография В.Д. Смирнова, 1912. - 22 с.
12. Положение о попечительствах при начальных училищах. - Тверь: Типо-Лито-графия Н.М. Родионова, 1914 - 1 с.
13. Ромаева Н.Б., Ромаев А.П. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация // Педагогическое образование и наука. - № 5. - 2006. - С. 50-53.
14. Сыромятников А.И. Сборник действующих распоряжений Министерства Народного Просвещения о попечителе народного училища. - Одесса: Типография А.И. Сыромятникова, 1914. - С. 14.
35