Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / ОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / LABOR LAW / ENVIRONMENTAL LAW / LIFE SAFETY / CONCEPTUAL APPARATUS / DANGER / SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парсаданян Мери Арменовна

В статье рассматривается взаимосвязь общеобразовательных дисциплин со специальными на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с различными отраслями права, значение понятийного аппарата для дальнейшего освоения правовой отрасли, проводится статистический анализ работ студентов, определяющий уровень освоения ими, понятийного аппарата по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парсаданян Мери Арменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPARAT USE OF THE DISCIPLINE "LIFE SAFETY" AND ITS ROLE IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL LEGAL EDUCATION

The article examines the relationship between general education and special subjects on the example of the discipline "Life Safety" with various branches of law, the meaning of the conceptual apparatus for further development of the legal industry, a statistical analysis of students’ work, which determines the level of their mastery of the conceptual apparatus in the discipline "Life Safety".

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 340

Парсаданян Мери Арменовна Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции

Россия, Екатеринбург

p.mary.a@mail.ru Parsadanyan Mary

Ural State Law University

Institute of Justice

Russia, Ekaterinburg

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь общеобразовательных дисциплин со специальными на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с различными отраслями права, значение понятийного аппарата для дальнейшего освоения правовой отрасли, проводится статистический анализ работ студентов, определяющий уровень освоения ими, понятийного аппарата по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Ключевые слова: трудовое право, экологическое право, безопасность жизнедеятельности, понятийный аппарат, опасность, безопасность.

CONCEPTUAL APPARAT USE OF THE DISCIPLINE "LIFE SAFETY" AND ITS ROLE IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL LEGAL

EDUCATION

Annotation: the article examines the relationship between general education and special subjects on the example of the discipline "Life Safety" with various branches of law, the meaning of the conceptual apparatus for further development of the legal

109

industry, a statistical analysis of students' work, which determines the level of their mastery of the conceptual apparatus in the discipline "Life Safety". Key words: labor law, environmental law, life safety, conceptual apparatus, danger, safety.

Понятийный аппарат составляет основу любой науки, а система понятий определяет ее специфику. Исследование взаимосвязи понятийного аппарата, формируемого общеобразовательными дисциплинами с дисциплинами специализации в рамках высшего профессионального юридического образования, представляется актуальной.

Обучаясь на первом курсе Уральского Государственного юридического университета (УрГЮУ), студенты осваивают понятийный аппарат, составляющий основу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), с акцентом на синергетический подход, воссоздающий целостное представление о мире, позволяющего компактно изложить законы развития, являющиеся общими для природы, человека и общества [1. С.120].

Общеобразовательные дисциплины тесно связаны с дисциплинами правового цикла. Понятия регламентируются, с одной стороны, естественнонаучными законами, а с другой стороны - нормативными правовыми актами. Различные отрасли права, например, трудовое, экологическое, уголовное, административное используют понятийный аппарат, осваивающийся в рамках общеобразовательных дисциплин, в том числе и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

При освоении различных отраслей права и БЖД используются одни и те же правовые источники. В рамках программы БЖД студенты знакомятся с нормативно-правовой базой, как организационным методом защиты от опасностей окружающей среды, используемой и углубленно изучаемой в рамках различных отраслей права. Обладание информацией о праве или конкретном законе повышает и уровень правосознания, состоящий из представлений людей о праве [2, С. 201].

110

Предмет «Трудового права» составляют общественные отношения,

на которые направлено правовое регулирование, то есть трудовые отношения [3, С.13]. Вопросы, обсуждаемые и осваиваемые в рамках этой дисциплины, включают: трудовые правоотношения, правовое регулирование рабочего времени, времени отдыха и оплаты труда, гарантии и компенсации и другие.

Понятия, входящие в основу понимания перечисленных вопросов по трудовому праву, входят в программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в рамках которой дается естественнонаучное обоснование последних с точки зрения синергетики, устанавливающей общие закономерности функционирования сложных самоорганизующихся транспортно-информационных систем, находящихся вдали от состояния равновесия [1, С.120].

Студент, понимающий естественнонаучное происхождение понятий «опасность», «безопасность», «вредный фактор», «травмирующий фактор», «лимитирующий фактор», имеет возможность более глубокого понимания нормативно-правового регулирования деятельности человека в производственной сфере.

Источниками, регулирующими подобного рода общественные отношения, являются «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 года № 197-ФЗ, Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 года № 426-ФЗ и другие.

В рамках «Экологического права» рассматриваются вопросы в области охраны природных ресурсов, их использования при взаимодействии человека и природы. В основу входят понятия, которые осваиваются в рамках БЖД. Естественнонаучное обоснование терминов «предельно допустимая концентрация» (ПДК), «предельно допустимая нагрузка» (ПДН), «защита окружающей среды», «источник опасности», «отбросы», «отходы», «сбросы», «экологический риск» позволяет более углубленно и содержательно усвоить значение дефиниций «загрязняющее вещество», «вредное физическое

111

воздействие на атмосферный воздух», которые входят в программу предмета «Экологическое право».

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 года №2 200-ФЗ, Федеральный закон от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и другие источники.

Изучая специфику поведения людей в чрезвычайных ситуациях, студент вновь сталкивается с терминами, которые осваивал в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Понятия «чрезвычайная ситуация», «опасность», «источник опасности», «первая помощь», «ликвидация чрезвычайной ситуации», «предупреждение чрезвычайной ситуации» находят отражение в следующих нормативных правовых актах: Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Угроза заражения людей биологическими источниками опасности отражена в рамках «Уголовного права», которое регулирует ответственность за совершение подобного рода правонарушений. В качестве предмета данной дисциплины подразумевается человек и его уголовно-правовое удержание от совершения им преступления [4, С.25]. Успешное освоение студентами понятий «заражение другого человека», «умышленное заражение», «предумышленное заражение» в рамках «безопасности жизнедеятельности» позволит на последующих курсах основательнее ориентироваться как в подобных вопросах, так и, например, в понятии «форма вины». Важнейшим источником данной отрасли права является «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 года № 63-Ф3.

Немаловажную роль играет и взаимосвязь «Административного права» с «Безопасностью жизнедеятельности», в рамках которых изучаются, например, понятия «транспорт», «авария», «источник опасности». Подобным образом, эти

112

дефиниции отражены как в учебниках дисциплин общеобразовательного цикла, так и в нормативных источниках. Среди них отмечаются «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2009 №2 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, понятийный аппарат по «Безопасности жизнедеятельности» выступает крепким фундаментом и научно-методической базой для специальных дисциплин, на котором в дальнейшем будут воздвигаться более содержательные и точные знания по другим отраслям права.

В свете вышесказанного, представляется важным проанализировать освоение понятийного аппарата по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» среди студентов первого курса УрГЮУ, обучающихся по программе специалитета 40.05.04. «Судебная и прокурорская деятельность». Исходя из этого, целью работы является определение уровня освоения понятийного аппарата в рамках общеобразовательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», необходимого для дальнейшего изучения правовых дисциплин.

Оценка уровня освоения понятийного аппарата проводилась с использованием балльно-рейтинговой системы, выделяющей пороговый, базовый и продвинутый уровни полученных знаний.

При пороговом уровне студенты формулируют определения понятий, в рамках объема основной литературы, обладают отдельными декларативными и процедурными знаниями в конкретной предметной области.

Студенты, осваивающие материал на базовом уровне, формулируют определения понятий, в рамках объема основной и дополнительной литературы, они имеют системные, декларативные и процедурные знания в конкретной предметной области.

При продвинутом уровне студенты формулируют и анализируют определения понятий в рамках объема основной и дополнительной литературы,

113

а также имеют системные, декларативные, процедурные знания в данной предметной области и смежных областях знания [5, С.172].

Проанализировав результаты освоения понятийного аппарата, получили следующее: большинство студентов знает понятийный аппарат на базовом уровне: 61% (первый модуль), 68% (второй модуль) и 80% (третий модуль) (см. Гистограммы 1,2,3). В свою очередь, это предполагает, что они способны принимать решения в новой ситуации, актуализируя необходимые знания с использованием известных им алгоритмов деятельности.

Таким образом, в результате проделанной работы можно заключить, что студенты первого курса УрГЮУ, осваивающие понятийный аппарат по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», формулируют его в рамках объема основной и дополнительной литературы, имеют системные, декларативные и процедурные знания в конкретной предметной области. Это, в свою очередь, позволяет надеяться, что у большинства студентов уже на уровне понятийного аппарата сформировано представление о личной ответственности каждого за формирование своего настоящего и будущего, необходимое для получения более глубоких знаний по различным отраслям права, изучаемым на последующих курсах.

1. Аксенова В.И., Пушенко С.Л. Понятийный аппарат дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и его роль в обеспечении безопасного развития общества / В.И. Аксенова, С.Л. Пушенко / Безопасность как фактор устойчивого развития общества. - 2019. - С. 117-121.

2. Алексеев С.С. Общая теория права: Т.1 / С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1981. - 360 с.

3. Головина, С. Ю., Кучина Ю.А. Трудовое право: учебник для вузов / С. Ю. Головина, Ю. А. Кучина; под общей редакцией С. Ю. Головиной. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 313 с.

Список литературы:

114

4. Козаченко И. Я., Новоселов Г.П. Уголовное право. Общая часть:

учебник для вузов / И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. — 5-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 373 с.

5. Аксенова В.И., Парсаданян М.А. Взаимосвязь теоретических знаний студентов и практических навыков при освоении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" / В.И. Аксенова, М.А. Парсаданян / Актуальные проблемы физической культуры и спорта в образовательной среде. - 2020. - С. 171-175.

6. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для академического бакалавриата / С.В. Белов — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 702 с.

7. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №2 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Рг, № 256, 31.12.2001.

8. Федеральный закон от 28.12.2013 года № 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О специальной оценке условий труда» // Рг, № 295, 30.12.2013.

9. Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» // Рг, № 6, 12.01.2002.

10. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 года № 200-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Рг, № 277, 08.12.2006.

11. Федеральный закон от 04.05.1999 года № 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ, № 18, 03.05.1999.

12. Федеральный закон от 21.12.1994 года №2 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Рг, № 250, 24.12.1994.

13. Федеральный закон от 12.02.1998 года № 28-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О гражданской обороне» // СЗ РФ, № 7, 16.02.1998.

14. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ, № 25, 17.06.1996.

115

15. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 года №2 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Рг, №2 256, 31.12.2001.

16. Федеральный закон от 30.12.2009 года № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // Рг, № 255, 31.12.2009.

116

Приложения

Гистограмма 1. Гистограмма распределения результатов педагогических измерений. Модуль 1.

Гистограмма распределения результатов педагогичеких измерений. Модуль 1.

70% 60%

«

£ 50% -

^ 40% о

Ё 30%

о 20% С

10%

0%

I

123 12 27 2

Баллы

Гистограмма 2. Гистограмма распределения результатов педагогических измерений. Модуль 2.

Гистограмма распределения результатов педагогических измерений. Модуль 2.

80%

70%

«

о Ё 60%

нн <и ч 50%

О н 40%

£ <и 30%

Я

О ^ 20%

с

10%

0%

I

1,1-1,9 2-2,9 3-4

3 30 11

Баллы

Гистограмма 3. Гистограмма распределения результатов педагогических измерений. Модуль 3.

117

118

Гистограмма распределения результатов педагогических измерений. Модуль 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90% 80% о 70%

5 60%

ч

р 50% Ё 40%

и 30% о

^ 20% 10% 0%

0-0,6 0,7-1,4 1,5-2

2 35 7

Баллы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.