Научная статья на тему 'Дидактические особенности преподавания дисциплины «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности»'

Дидактические особенности преподавания дисциплины «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLE / COGNITIVE ACTIVITY / LIFE ACTIVITIES SAFETY / MOODLE-BASED DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неделяева Анна Вячеславовна

В статье рассмотрены целевой, содержательный и рефлексивно-оценочный компоненты дисциплины «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности». Акцентируется внимание на методах стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неделяева Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC PECULIARITIES OF TEACHING “THEORETICAL AND NOTIONAL CONCEPTS LIFE ACTIVITIES SAFETY”

The article is dedicated to the goal, content and assessment components of the course “Theoretical and Notional Concepts of Life Activities Safety”. Special accent is made on the methods of stimulation and motivation of students’ cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Дидактические особенности преподавания дисциплины «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности»»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Неделяева Анна Вячеславовна

канд. биол. наук, доцент кафедры физиологии и БЖ человека, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний

Новгород

E-mail: trudngpuAnna @mailru

DIDACTIC PECULIARITIES OF TEACHING "TEORETICAL AND NOTIONAL CONCEPTS LIFE ACTIVITIES SAFETY "

Anna Nedeliaeva

candidate of Biological Sciences, Associate professor of the chair of physiology and

life safety Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia

Nizhny Novgorod

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены целевой, содержательный и рефлексивно-оценочный компоненты дисциплины «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности». Акцентируется внимание на методах стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

ABSTRACT

The article is dedicated to the goal, content and assessment components of the course "Theoretical and Notional Concepts of Life Activities Safety". Special accent is made on the methods of stimulation and motivation of students' cognitive activity.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность; дистанционное обучение по безопасности жизнедеятельности с использованием платформы Moodle.

Keywords: cognitive activity; Life Activities Safety, Moodle-based distance learning.

В настоящее время появилась насущная необходимость в подготовке будущих учителей по «Безопасности жизнедеятельности» (БЖД). На кафедре физиологии и безопасности жизнедеятельности человека НГПУ им. К. Минина

читается большой блок дисциплин по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили «География и БЖД», «Физическая культура и БЖД»). В преподавании этих дисциплин есть своя методологическая специфика.

Изучение модуля «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» начинается с курса «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности».

Учебная дисциплина БЖД представляет собой систему, состоящую из целевого, содержательного, процессуального и рефлексивно-оценочного компонентов [1, с. 26]. Основной целью курса БЖД, в т. ч. и курса «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности», является формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

В категории культуры безопасности жизнедеятельности выделяют несколько структурных компонентов: систему знаний и практических умений по оказанию само- и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях (ЧС); систему ценностных ориентаций, основанных на идеях природоцентризма и антропоцентризма; формирование проблемного и прогностического мышления; поведение в соответствии с ценностями и принципами безопасности жизнедеятельности.

Отбор содержания учебного курса «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности» (ТОБЖ) в НГПУ им. К. Минина осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Примеры содержательного наполнения учебного курса представлены далее в части «Дистанционное обучение по ТОБЖ».

В процессуальный компонент курса входят следующие группы методов обучения: методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности [1, с. 44].

Совокупность рефлексивно-оценочных компонентов служит выражением обратной связи, с помощью которой сравнивается соответствие фактических результатов деятельности студентов на каждом этапе обучения его целям и задачам.

В процессе обучения по дисциплине используются как методические приемы, направленные на репродуктивное воспроизведение материала (основные понятия дисциплины, алгоритмы действий в ЧС и др.), так и активно применяются приемы продуктивного воспроизведения и креативной деятельности. Это не только творческий подход в осмыслении основных понятий и принципов БЖД, но и развитие способностей студентов к анализу неординарных ситуаций, к созданию новой ориентировочной основы деятельности в экстремальных ситуациях.

Для проверки достижения необходимого уровня подготовки студентов по учебной дисциплине ТОБЖ могут быть использованы как традиционные способы оценки (тесты, контрольные работы, письменные и устные ответы), так и более современные методики, позволяющие стимулировать учебно-познавательную деятельность.

Дистанционное обучение по ТОБЖ. В настоящее время по учебной дисциплине БЖД написано большое количество учебников и учебных пособий, а по учебному предмету «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности» они отсутствуют. С целью восполнить «дефицит» учебных пособий по предмету нами разработан электронный учебный курс с использованием обучающей платформы МооШе. Электронный учебный курс позволяет повысить эффективность учебно-познавательной деятельности, при применении курса можно использовать методы проектной деятельности, тестовый контроль и др.

Разработанный нами электронный учебный курс ТОБЖ содержит пояснительную записку, инструкцию по изучению курса, лекции, дидактические материалы, различные формы заданий по дисциплине, словарь терминов и персоналий, презентации и другие материалы.

В словаре терминов могут быть сформулированы следующие понятия курса: опасность, риск, чрезвычайная ситуация, радиационно-опасный объект, химически опасный объект, аварийно химически опасное вещество и т. д.

В электронном курсе содержательное наполнение учебной дисциплины отражено в лекциях. Более простым вариантом лекции является использование линейной схемы лекции, состоящей из ряда обучающих страниц.

В модуле 1 может быть отражен раздел «Безопасность жизни как наука». Основные лекции этого модуля: «Связь науки «Безопасность жизнедеятельности» с исследованиями в других областях знаний», «Понятийный аппарат науки БЖД», «Безопасность и теория риска». Модуль 2 может быть под названием «Культура безопасного поведения», в нем — лекция с аналогичным названием, а также материал презентации на данную тему.

Модуль 3 отражает вопросы, касающиеся источников опасностей и причин их возникновения. Лекции этого модуля: «Проблемы оптимального управления безопасностью системы «Человек — окружающая среда», «Учение В.И. Вернадского и стратегия устойчивого развития», «Природные, техногенные и социальные опасности. Детерминизм опасностей». В этом модуле также могут быть презентации.

В модуле 4 находят отражение вопросы безопасности в различных сферах жизнедеятельности, основные лекции этого модуля «Современный комплекс проблем безопасности», «Проблемы безопасного развития цивилизации». Модуль 5 может быть под названием «Уровни безопасности личности и общества», в котором рассмотрены различные уровни общественной безопасности и представлены материалы по основным мероприятиям в ЧС мирного и военного времени.

Дидактический материал по курсу ТОБЖ должен помочь студентам не только освоить теоретические аспекты дисциплины, но и овладеть навыками составления алгоритма поведения в конкретной чрезвычайной или экстремальной ситуации. С этой целью в заданиях к модулю № 5 может быть предложено составление технологических карт, описывающих все этапы

алгоритма действий в конкретной ситуации. При этом сначала формулируется задача: например, «произошла авария на радиационно-опасном объекте. Вы находитесь в доме. Ваши действия». Затем студент продумывает алгоритм, и вписывает ответы в диалоговое «окно».

При изучении дисциплины с целью повышения мотивации учебно-познавательной деятельности наиболее эффективны коммуникативные методы обучения, используемые на аудиторных занятиях: проблемная лекция, семинары-дискуссии, защита проектных заданий, коллективное решение ситуационных задач. При этом дистанционные методы обучения логично дополняют аудиторные формы работы, позволяют студентам лучше подготовиться к работе в команде.

Список литературы:

1. Головачев М.В. Дидактические основы конструирования учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессиональной подготовки учителя: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Камериловой. Н. Новгород: НГПУ, 2004. — 107 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.