Научная статья на тему 'Понятийные особенности логистическойинфраструктуры в системе внешнеторговых отношений'

Понятийные особенности логистическойинфраструктуры в системе внешнеторговых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛОГИСТИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов М.М.

В статье рассматриваются теоретические особенности применения логистического подхода при осуществлении внешнеторговых операций. Обосновывается формирование логистической инфраструктуры и ее функционально-структурное содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятийные особенности логистическойинфраструктуры в системе внешнеторговых отношений»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 25 (64). 2012 г. № 1. С. 80-88.

УДК 338.44

ПОНЯТИЙНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кузнецов М.М.

Таврические национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: kuznecmikle@rambler.ru

В статье рассматриваются теоретические особенности применения логистического подхода при осуществлении внешнеторговых операций. Обосновывается формирование логистической инфраструктуры и ее функционально-структурное содержание.

Ключевые слова: логистический подход, логистика, внешнеэкономическая деятельность, инфраструктура рынка, логистическая инфраструктура.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Сегодня общемировые торговые тенденции формируются в рамках интенсивного развития коммуникаций будущего, в основе которых лежат интермодальные и мультимодальные транспортные коридоры (системы), концентрирующие на генеральных направлениях транспорт общего пользования - железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный, а также телекоммуникации. На их пересечении концентрируются коммуникационные узлы (центры), которые в условиях преференциального режима обеспечивают высокое качество обслуживания и разнообразие логистического сервиса, который зависит от степени развития логистической инфраструктуры.

Степень проработки проблематики. Весомый вклад в исследование теории и практики логистики сделали М. Григорак [1], Е. Крикавский [2], О. Мышко [3], И. Смирнова [4] и прочие. Наименее исследованной проблемой в области логистики, на сегодняшний день, являются вопросы функционирования логистической инфраструктуры. Тем не менее, отдельные аспекты данной проблематики рассматриваются в работах А. Алексахина, Н. Бойко, О. Поляковой [5], И. Соломникова [6] и др.

Однако целый ряд проблем, которые касаются теоретических и прикладных принципов развития логистической инфраструктуры, еще не достаточно исследованы и нуждаются в детальном изучении.

Целью статьи является выявление понятийных особенностей логистической инфраструктуры в системе внешнеторговых отношений.

I. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время логистика играет существенную роль при планировании и реализации товарно-материального потока.

В рамках внешнеторговой деятельности, логистика выступает, как инструмент международного маркетинга, с помощью которого, маркетинговый отдел

внешнеэкономического предприятия (производитель/экспортер) реализует свой товар потребителю/импортеру на зарубежном рынке (рис. 1).

Рис. 1. Место логистики во внешнеторговых отношениях

После глубоких, всесторонних маркетинговых исследований происходит движение материально-товарного потока, которое осуществляется посредством использования существующей инфраструктуры международного рынка.

Инфраструктура рынка - это совокупность элементов рыночной среды, регулирующих кругооборот материально-товарных, трудовых и финансовых ресурсов, инвестиций и капиталов.

Элементами инфраструктуры рынка являются: национальное и международное законодательство; совокупность промышленных, торговых и посреднических фирм; система коммерческих банков и др.

Другим словами инфраструктура рынка - это совокупность разнообразных посреднических структур между производителями и потребителями материально-товарного потока, функционирующих в рыночной среде (рис. 2).

производитель (источник материально-товарного потока) ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА материально-товарный поток

потребитель

рыночная среда

Рис. 2. Место инфраструктуры рынка в системе движения внешнего материально-товарного потока

Таким образом, в рамках внешнеторговой деятельности, предприятие источник материально-товарного потока, при условии досконального изучения внешнего рынка, может с максимальной эффективностью использовать инфраструктуру рынка при сбыте продукции иностранному потребителю.

Достичь эффективности при этом помогает логистический подход или логистика (рис. 3).

необходимый товар

ЛОГИСТИКА и ее 7 правил

потребитель

Рис. 3. Логистический подход в системе движения внешнего материально-товарного потока

Исходя из этого, применение предприятием логистического подхода, позволяет непосредственно взаимодействовать с инфраструктурой рынка, что в свою очередь, дает возможность воздействовать и использовать в собственных интересах последнюю. Это взаимодействие приводит к формированию логистической инфраструктуры (рис. 4)

Рис. 4. Формирование логистической инфраструктуры в системе движения внешнего материально-товарного потока

Логистическая инфраструктура возникает в ходе выборки элементов инфраструктуры рынка, для достижения поставленных целей по реализации материально-товарного потока на внешний рынок.

Таким образом, логистическая инфраструктура - это совокупность элементов, участвующих в движении материально-товарного потока от производителя к потребителю.

В ее основе лежит:

• Организационная база (снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации);

• Материальная база (транспортные системы, складское и тарное хозяйство, информационная система и средства связи);

• Кредитно-расчетная база (банковские и структурные учреждения).

От решения поставленных задач (оптимизация, рационализация, интенсификация, повышение эффективности и т.п.) для реализации товара существенно меняется конфигурация логистической инфраструктуры.

Таким образом, в результате применения системного подхода, на основе логистики, формируется логистическая инфраструктура, интегрирующая в себе отдельные элементы инфраструктуры рынка, очерчивая систему внешнеторговых отношений между производителем и потребителем в международном обмене.

II. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В рамках внешнеэкономических отношений различных участников хозяйственной деятельности в настоящее время ведущее место занимают внешнеторговые операции.

Внешнеторговые отношения, в современных условиях либерализации международной торговли, регулируются на основе активного внедрения в этот процесс логистического подхода, который позволяет эффективно управлять товарно-денежными потоками между продавцом и покупателем.

Применение логистики возможно из-за того, что во внешнеторговых отношениях срединное положение занимает внешнеэкономический материально-товарный поток, который охватывает участников различной национальной принадлежности и разной отраслевой принадлежности.

В простом виде это отрасли-производители, отрасли-посредники, отрасли-потребители и собственно конечные потребители, т.е. люди.

Все эти участники формируют глобальную логистическую инфраструктуру, которая представляет собой сложную логистическую систему, с многообразием специфических логистических функций.

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные функции.

В мировой практике выделяются два вида логистических систем -макрологистическая и микрологистическая.

Макрологистическая система - это крупная система управления материально-товарными потоками, объединяющая предприятия и организации промышленности, а также посреднические, торговые и транспортные организации для достижения единой цели.

Макрологистическая система представляет собой определенную логистическую инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран и направлена на решение специфических задач юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве разных стран, таможенными барьерами и др.

Микрологистичская система - это система управления материальными потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы, а также в рамках самостоятельных производственных или торговых предприятий и производственных комплексов без выхода за их пределы.

В условиях внешнеторговых отношений в продвижении материально-товарного потока главенствующее значение отводится макрологистическим системам.

В тоже время, микрологистическая система управления материально-товарным потоком внутри отдельного предприятия должно постоянно находиться в активном функциональном состоянии, поддерживающем эффективное производство конкурентоспособного и востребованного товара на внешнем рынке. Без этого допущения, о реализации собственных внешнеторговых возможностей на предприятии, не может быть и речи.

Логистическая функция - это совокупность однородных логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Логистические функции лежат в основе выделения основных видов логистики. Таким образом, логистическая инфраструктура обеспечивает такие базовые функции, как снабжение, производство, сбыт и распределение (рис.5).

Рис. 5. Функциональные особенности логистической инфраструктуры

Исходя из этого, под логистической инфраструктурой, понимается часть инфраструктуры рынка, выполняющая определенные логистические функции, в целях обеспечения движения материально-товарного потока от производителя к потребителю.

В целом логистические функции, характеризуются спецификой управления внешнеэкономическим материально-товарным потоком. Исходя из трех базовых функций, она может быть подразделена на несколько видов логистической инфраструктуры: закупочная; производственная, распределительная, транспортная и информационно-финансовая.

Особое значение в межнациональном движении материально-товарного потока занимают отрасли-посредники, которые выполняют логистические функции, связанные с транспортировкой, страхованием, складированием, финансовым обменом при движении внешнеэкономического материально-товарного потока и т.п. Известно, что основными видами внешнеэкономических операций являются экспорт и импорт, а также транзит.

В зависимости от этого зависит использование той или иной логистической инфраструктуры:

♦♦♦ Экспорт - в основном распределительная логистическая инфраструктура;

♦♦♦ Импорт - в основном закупочная логистическая инфраструктура;

♦♦♦ Транзит - в транспортная логистическая инфраструктура.

Каждый отдельный вид логистической инфраструктуры состоит из совокупности отдельных элементов, взаимодействие которых формирует

макрологистическую систему, отвечающую за выполнение той или иной задачи при осуществлении внешнеторговых операций.

Таким образом, движение материально-товарного потока по логистической инфраструктуре начинается в точке месторождения первичных материальных ресурсов или сырья - в структуре экономики этим занимаются отрасли первичного сектора (сельское хозяйство, добывающая промышленность, лесозаготовка и рыболовство), которые выступаю, как поставщики сырья, полуфабрикатов и т.п.

Относительно производственного подразделения (завод, предприятие) в процессе движения материального потока широко используются услуги закупочной логистической инфраструктуры, так как происходит поиск необходимого товара (сырья), которое в дальнейшем подвергается переработки.

Закупочная логистическая инфраструктура - это совокупность элементов инфраструктуры рынка, участвующих в управлении внешнеэкономическими материально-товарными потоками в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Ее основные функции, связаны с обеспечением отраслей-производителей материальными ресурсами и услугами, которые предлагают поставщики - закупка, доставка, приемка, временное хранение материальных ресурсов и др.

В тоже время, в рамках логистического подхода, предприятия первичного сектора экономики выступают как производители, а сырье, которое они поставляют, последующим участникам в движении материально-товарного потока выступает в роли товара.

В этом случае материальный поток движется от склада сырья поставщика к складу сырья производителя, вовлекая в этот процесс движения транспорт.

Таким образом, закупочная логистическая инфраструктура отвечает за выполнение таких основных логистических функций, как складирование и транспортировка, которые направлены на оказание специфических логистических услуг (рис. 6).

Рис. 6. Функционально-структурная особенность закупочной логистической инфраструктуры

Далее материально-товарный поток движется к отраслям вторичного сектора, где сырье-товар, трансформируется в готовый товар.

Относительно поставщика сырья в процессе движения материального потока он пользуется услугами распределительной логистической инфраструктуры, так как занимается распределением собственного товара (сырья), которое он продает на рынке покупателям, в лице которых выступаю производственные структуры.

Последние, используют распределительную логистическую инфраструктуру для распространения собственного готового товара.

Распределительная логистическая инфраструктура - это совокупность элементов инфраструктуры рынка, участвующих в управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, которые осуществляются в процессе доведения внешнеэкономического материально-товарного потока (готовой продукции) до потребителя согласно интересам и требованиям последнего (рис. 7).

Элементы распределительной логистической инфраструктуры

Транспорт

Складские услуги по подготовке товаров к отправке к заказчику

Транспортные услуги по перевозке и экспедировани

ю сырья от производителя к потребителю

Складские услуги по подготовке товара к реализации потребителю

Функции распределительной логистической инфраструктуры

Рис. 7. Функционально-структурная особенность распределительной логистической инфраструктуры

Таким образом, каждый отдельный вид логистической инфраструктуры, представляет собой сложную систему, т.е. состоит из отдельных составляющих, которые могут являться составными элементами других видов, например, складская логистическая инфраструктура - входит в закупочную (склад сырья поставщика), производственную (склад сырья, полуфабрикатов на производстве и склад готовой продукции) и распределительная (склад крупного оптовика, склад среднего оптовика, склад ритейлера и т.п.).

Необходимо отметить, что логистическая инфраструктура является связующим звеном между производством и потреблением, обслуживает процесс товародвижения, создает условия для удовлетворения спроса, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек

товародвижения и цен, формирования эффективной конкурентной среды. Логистическая инфраструктура как интегрированный комплекс транспортно-складских систем, логистических подразделений по обслуживанию производства, диспетчерских информационно-контролирующих служб, других предприятий логистических услуг способствует объединению экономических субъектов, углублению их взаимодействия. На формирование логистической инфраструктуры оказывают влияние местонахождение, количество логистических объектов, объем и структура запасов товарно-материальных ценностей, место размещения заказов клиентов на поставку товаров, готовность компаний использовать аутсорсинг. Логистическая инфраструктура обеспечивает эффективность единого технологического процесса «материально-техническое обеспечение - производство - сбыт - потребление - спрос - производство» на основе оптимизации процесса перемещения товарно-материальных ценностей в цепи поставок, повышения качества обслуживания потребителей, сокращения времени доставки ресурсов.

ВЫВОДЫ

В ходе выявления понятийных особенностей логистической инфраструктуры в системе внешнеторговых отношений было определено, что:

Во-первых, логистическая инфраструктура является неотъемлемой частью инфраструктуры рынка, преобразование которого происходит под воздействием логистического подхода на основе семи правил логистики;

Во-вторых, структурная особенность логистической инфраструктуры заключается в сопряжении организационной, материальной и кредитно-расчетной баз;

В-третьих, логистическая инфраструктура обеспечивает такие базовые функции внешнеторговых отношений, как снабжение, производство, сбыт и распределение;

В целом особенности логистических функций, характеризуются спецификой управления внешнеэкономическим материально-товарным потоком. Исходя из трех базовых функций, она может быть подразделена на несколько видов логистической инфраструктуры: закупочная; производственная, распределительная, транспортная и информационно-финансовая.

Список литературы

1. Григорак М.Ю. Методика оцшки використання потенщалу лопстично! шфраструктури / М.Ю. Григорак, Л.В. Костюченко // Еконотчш науки. Серш "Еконотка та менеджмент": Зб1рник наукових праць. Луцький нацюнальний техшчний утверситет. - Випуск 7 (26) Частина 4. -2010. - С. 103 - 108.

2. Економжа лопстичних систем: [Монографш] / М.Васелевський, 1.Бшик, О.Дейнега [та ш.]; За наук. ред. С.Крикавського, С.Кубша. - Льв1в: Видавництво Национального утверситету "Льв1вська пол1техн1ка", 2008. - 596 с.

3. Мишко О. А. До питань розвитку лопстично! шфраструктури в Укра1ш / О.А.Мишко // Науковий журнал «Лог1стика: теор1я та практика»; Луцький нац1ональний техн1чний ун1верситет. - Луцьк. - 2011. - №1. - С. 96-100.

4. См1рнов 1.Г. Лог1стика: просторово-територ1альний вим1р: [Моногр.] / 1.Г. См1рнов . - К.: ОбрИ, 2004. - 335 с.

5. Полякова О.М. Методолопчш основи формування i розвитку мережi репональних логiстичних центрiв в Украш / О.М.Полякова // Вiсник економжи i промисловостi.- 2010. - №30. - С. 28 -33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Полякова О.М. Передумови форсування мережi мультимодальних транспортно-логiстичних центрiв в Украш / О.М. Полякова, ГВ.Соломнжов // Вюник економжи i промисловостi. - 2011. -№34. - С. 217 - 222.

Кузнецов М.М. Понятшш особливосп логiстичноï iнфраструктури у ŒCTeMÏ зовнiшньоторговельних вiдносин / Кузнецов М.М. // Вченi записки Тавршського национального ушверситету iменi В.1. Вернадського. Серiя: Економжа i управлiння. - 2012. - Т. 25 (64), № 1. - С. 8088.

У статп розглядаються теоретичш особливост застосування логiстичного пiдходу при здшсненш зовншньоторговельних операцш. Обгрунтовуеться формування лопстично1 iнфраструктури та ïï функцiонально-структурний змют.

KnwHoei слова: логiстичний пiдхiд, лопстика, зовнiшньоекономiчна дiяльнiсть, шфраструктура ринку, лопстична шфраструктура.

Kuznetsov M.M. Concept features of logistic infrastructure are in system of foreign trade relations / Kuznetsov M.M. // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. - Series: Economy and Management. - 2012. - Vol. 25 (64), № 1. - P. 80-88.

In the article the theoretical features of application of logistic approach are examined during realization of foreign trade operations. Forming of logistic infrastructure and her functionally-structural maintenance is grounded.

Keywords: logistic approach, logistic, foreign economic activity, market infrastructure, logistic infrastructure.

Статья поступила в редакцию 16. 05. 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.