Научная статья на тему 'Особенности трансформации логистических процессов в Республике Беларусь'

Особенности трансформации логистических процессов в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / STATE SUPPORT OF LOGISTIC PROCESSES / LOGISTIC SYSTEM / WAREHOUSE LOGISTICS / INFRASTRUCTURE OF THE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Вера Викторовна, Гордей Кирилл Григорьевич

В статье приведён анализ национальной экономики Республики Беларусь. Показано, что для её эффективного функционирования требуется создание и развитие логистической системы. В республиканской экономике доминирует государственная собственность, поэтому в проектировании логистических систем важную роль играет государство. В статье рассмотрены особенности развития складской логистики Республики Беларусь, как подсистемы макрологистической системы национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRANSFORMATION OF LOGISTIC PROCESSES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes the national economy of the Republic of Belarus. Its effective functioning requires creation and development of logistic system. The state ownership dominates in economy of the Republic of Belarus therefore state plays very important role in projection of logistic systems. Features of development of warehouse logistics in the Republic of Belarus as subsystems of macrologistic system of national economy are also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации логистических процессов в Республике Беларусь»

30

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Борисова В.В., Гордей К.Г.

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье приведён анализ национальной экономики Республики Беларусь. Показано, что для её эффективного функционирования требуется создание и развитие логистической системы. В республиканской экономике доминирует государственная собственность, поэтому в проектировании логистических систем важную роль играет государство. В статье рассмотрены особенности развития складской логистики Республики Беларусь, как подсистемы макрологистической системы национальной экономики.

Ключевые слова. Государственная поддержка логистических процессов, логистическая система, складская логистика, рыночная инфраструктура.

Borisova V.V., Gordey K.G.

FEATURES OF TRANSFORMATION OF LOGISTIC PROCESSES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract. The article analyzes the national economy of the Republic of Belarus. Its effective functioning requires creation and development of logistic system. The state ownership dominates in economy of the Republic of Belarus therefore state plays very important role in projection of logistic systems. Features of development of warehouse logistics in the Republic of Belarus as subsystems of macrologistic system of national economy are also considered in the article.

Keywords. State support of logistic processes, logistic system, warehouse logistics, infrastructure of the market.

У У У

Преобразования в материально-техническом снабжении Республики Беларусь были начаты в конце 1990-х годов. Кардинальное экономическое реформирование республиканского хозяйства имело как ряд положительных, так и ряд отрицательных аспектов. Положительным следствием экономических реформ стало создание в республике конкурентной среды, развитие элементов рыночной инфраструктуры, обеспечение поддержки предпринимательства. Среди отрицательных аспектов реформ особо

ГРНТИ 06.56.21

© Борисова В .В., Гордей К.Г., 2015

Вера Викторовна Борисова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры логистики и торговой политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Кирилл Григорьевич Гордей - аспирант кафедры логистики и торговой политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Гордей К.Г.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 911 837-46-23. Е-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 12.09.2015 г.

Для ссылок: Борисова В.В., Гордей К.Г. Особенности трансформации логистических процессов в Республике Беларусь // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95).

С. 30-36.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

31

проявили себя негативные последствия, связанные со снижением эффективности ряда ключевых секторов экономики, включая машиностроительный сектор, сокращение темпов роста научно-технического прогресса и возникновение имущественного расслоения в обществе.

Современная Беларусь характеризуется социально-ориентированной моделью рыночного типа с достаточно высокой степенью государственного воздействия на социально-экономические процессы. В республиканской экономике доминирует государственная собственность и недостаточно развит частный сектор по сравнению со странами европейского региона. Предприятия частного сектора преимущественно сосредоточены в оптовой и розничной торговле, а также в сфере услуг. Около 20% всех предприятий республики - это хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому бизнесу. Несмотря на преобладание государственной собственности в экономике страны, в распределении и планировании хозяйственной деятельности отсутствует централизованное планирование. При этом ряд макроэкономических действий, включая регулирование цен на наиболее важные товарные группы, централизованно осуществляет государство.

Мировой опыт свидетельствует о наличии ряда моделей построения национальных хозяйств, характеризующихся большей или меньшей степенью воздействия государства на социальноэкономические процессы в стране. Управление хозяйственными процессами в Беларуси осуществляется в условиях разнообразия и равноправия форм собственности, нацелено на синтез, а не противопоставление рыночных и государственных регуляторов.

На разных уровнях хозяйствования управление экономическими процессами характеризуется существенными различиями применяемых методов. Так, на микроуровне, в первичных звеньях хозяйствования, в управлении преобладают рыночные методы. На макроуровне, когда возникает необходимость реализации общехозяйственных, национальных интересов и требуется решение социальных, общественных задач, преобладают социально-общественные подходы к управлению. В этом случае приоритетное положение государственного сектора в экономике страны способствует развитию социальных программ, позволяет поддерживать национальное сельское хозяйство, дотировать ЖКХ, медицинские и образовательные услуги населению, а также предоставлять льготы по кредитам при строительстве жилья. Решаются и задачи поддержки рыночных институтов макроэкономического уровня: логистических центров, бирж, инвестиционных фондов и др.

Анализ объективных и субъективных факторов социально-экономического развития Республики Беларусь свидетельствует о развитии национального хозяйства в формате социально-ориентированной многоукладной экономики. При этом необходимо отметить, что значительную роль в системе республиканских экономических отношений играет субъективный фактор, проявляющийся в реализации мер, принимаемых для осуществления объективных закономерностей. С нашей точки зрения, соединение объективных тенденций и субъективных факторов в системе республиканского управления позволяет решать сложные социально-экономические задачи в условиях глобальной нестабильности мирохозяйственных процессов.

Ошибочно было бы не отметить и наличие кризисных явлений в социально-экономическом развитии республики. Во втором десятилетии XXI-го века они проявились в девальвации национальной валюты, которая составила в 2011 году почти 189%, повышении цен на социально-значимые группы товаров, снижении заработной платы и в высоком уровне инфляции. На преодоление кризисных тенденций нацелены системообразующая и системорегулирующая функции государства. Это находит проявление в создании организационно-правовых условий хозяйствования, в развитии и укреплении социально-экономических процессов, в целенаправленном подходе к формированию государственного сектора экономики, в разработке стратегий развития страны, определении места и позиций страны в мировых хозяйственных процессах, распределении и перераспределении валового национального продукта. По данным республиканской государственной статистики ВНП на душу населения в 2012 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 3836 долл. США и составил 17700 долл. США.

Системообразующая роль государства реализуется в создании конкурентной рыночной среды в экономике, в защите предпринимательства и в противодействии со стороны государства монополизму. Без этого невозможно осуществить инновационные преобразования в национальной экономике и сформировать соответствующую рыночную инфраструктуру. В экономической литературе инфраструктура обычно рассматривается как комплекс отраслей и хозяйственных звеньев, поддерживающих рынок, способствующих ускоренному обслуживанию предприятий по доставке товаров на рынок

32

Борисова В.В., Гордей К.Г.

и их реализации без потерь качества и потребительских свойств. Рыночную инфраструктуру Республики Беларусь составляют банковские учреждения, страховые, инвестиционные компании, транспортно-логистический сектор экономики. Складская инфраструктура с позиции государственного сектора представляет собой совокупность компаний, специализирующихся на предоставлении складских услуг государственным предприятиям (как составная часть подразделений государственных предприятий - внутрипроизводственный склад). Комплексное развитие инфраструктуры рынка оказывает непосредственное воздействие на темпы роста и повышение эффективности, как частного сектора экономики, так и общественного производства.

Рассматривая взаимосвязь рыночных и плановых механизмов хозяйствования, белорусские учёные отмечают особенности государственного регулирования воспроизводственных процессов: «Для государственной собственности характерен процесс планового распределения созданного продукта. При этом основное место в нём принадлежит вещественному обороту, а финансово-денежные отношения лишь опосредуют его» [2, с. 5]. То есть диапазон воспроизводственных отношений в республиканской экономике простирается от плановой поставки материальных ресурсов по распоряжению управляющего центра до свободной продажи ресурсов на основе использования рыночных механизмов. Учёные Белорусского государственного экономического университета отмечают целесообразность применения логистического знания в практической деятельности республиканских предприятий и организаций. Логистическая терминология всё больше входит в хозяйственную практику предприятий Республики Беларусь, а логистическая составляющая (закупочная, транспортная, складская) рассматривается как ключевой компонент республиканской инфраструктуры.

В настоящее время транспортная инфраструктура Республики Беларусь характеризуется разветвленной сетью железных дорог, которая соединяет её с Россией на востоке и европейскими странами на западе. Общая эксплуатационная длина путей - 5512 км. В Беларуси имеются автодороги общего пользования (83 тыс. км), дороги ведомств (200 тыс. км) и городские дороги (10 тыс. км). Воздушный транспорт представлен 7 международными аэропортами, крупнейший из которых находится в Минске. Имеются также судоходные водные пути в бассейне Днепра (1,5 тыс. км). Многие звенья и институты инфраструктуры ещё не достаточно развиты и требуют качественных преобразований. Государство располагает инструментами лицензирования деятельности зарождающихся субъектов инфраструктуры, административными рычагами регламентации параметров и направлений их деятельности. Это предполагает наличие соответствующей нормативно-правовой базы; информационной поддержки; связующих интеграционных элементов и форм кооперирования.

Базовая функция государства в части развития инфраструктурного комплекса страны состоит в правовом обеспечении хозяйствования, поддержке стабильности законодательных норм и регламентов. Правовая база хозяйствования Республики Беларусь в достаточной мере ориентирована на поддержку рыночных отношений в стране. Вместе с тем, негативным фактором является внесение изменений в условия деятельности предпринимательских структур. Структура национального хозяйства Беларуси характеризуется следующими секторами экономики (источник данных - Национальный статистический комитет Республики Беларусь): промышленность (30,1%); торговля и ремонт (14%); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8,6%); транспорт и связь (7,5%); строительство (7,4%); операции с недвижимостью (6%); образование (3,9%), финансовая деятельность (3,7%); государственное управление (3%); здравоохранение и социальные услуги (2,9%); коммунальные услуги (1,9%); гостиницы и рестораны (0,7%). Наибольший удельный вес в ВВП приходится на промышленное производство. Так, в 2013 году объем промышленного производства по видам экономической деятельности «Горнодобывающая промышленность», «Обрабатывающая промышленность» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в текущих ценах составил 609,2 трлн рублей. При этом, индекс промышленного производства к уровню 2012 года составил лишь 95,2%. Большую долю (90,4%) промышленного производства занимает обрабатывающая промышленность. Объёмы производства в этом секторе экономики составили 550442,3 млрд руб., на долю предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды приходится около 8%, что составляет 48884,6 млрд руб. Объёмы производства горнодобывающей промышленности - 9887 млрд руб., или 1,6% от общего промышленного производства.

В настоящее время социально-экономическое развитие республики характеризует сложное переплетение как положительных, так и негативных процессов. Положительные аспекты развития мы свя-

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

33

зываем со структурной трансформацией национального хозяйства и повышением степени открытости экономики, следствием чего стало обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Негативные процессы находят проявление в спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, в значительном износе основных фондов и низком уровне производительности труда. Можно выделить три группы отраслей, определяющих динамику национального хозяйства Республики Беларусь: отрасли, динамика развития которых выше средненационального уровня; отрасли, динамика производства которых совпадает с общими темпами роста промышленного производства; отрасли, динамика развития которых ниже, чем общие темпы развития промышленного производства.

Системообразующая роль государства в данном случае реализуется путём стимулирования рыночного спроса, использования рычагов ценообразования, системы госзаказа, что проявляется в формировании эффективных условий хозяйствования на собственной материальной основе. В данном контексте значительную роль играет и государственная научно-техническая политика, ориентированная на содействие инновациям, внедрению передовых, прорывных технологий в хозяйственную практику. В связи с этим актуализируется проблема государственного регулирования логистических процессов в системах поставок. Для эффективного функционирования республиканской экономики требуется создание и развитие таких организационных структур, как складские логистические комплексы, логистические распределительные центры, информационные базы обслуживания клиентов, сервисные станции и др., которые могли бы содействовать развитию товародвижения.

Условия для устойчивого развития сформировавшихся положительных тенденций в логистической сфере Республики Беларусь обеспечивает стабилизирующая функция государства. Это находит отражение в оптимальном комбинировании основных факторов производства, экономии ресурсов в процессе производства, нацеленности хозяйства страны на экономический рост. Согласно Закону Республики Беларусь «О логистической деятельности» (глава 2, статья 8), государственное регулирование в области логистической деятельности включает в себя: проведение единой государственной политики в этой области; разработку и утверждение при необходимости государственных программ развития логистической деятельности, включая ее государственную поддержку; обеспечение благоприятных экономических и иных условий для осуществления логистической деятельности; техническое нормирование, стандартизацию, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов и добровольную сертификацию логистической деятельности; установление требований безопасности логистической деятельности; выполнение государственной статистической отчетности в этой области; охрану окружающей среды при осуществлении логистической деятельности; обеспечение международного сотрудничества в этой области. Осуществление логистической деятельности в Республике Беларусь осуществляется по следующим основным принципам: государственное регулирование, управление и контроль; равенство прав участников логистической деятельности; соблюдение интересов всех участников логистической деятельности; обеспечение безопасности осуществления логистической деятельности на основе соблюдения требований законодательства Республики Беларусь, в том числе технических нормативных правовых актов.

Системный подход к трансформации логистических процессов в Республике Беларусь предполагает структуризацию национального хозяйства на элементы, звенья, иерархические уровни и выявление взаимосвязей и взаимозависимостей, а также адаптацию объекта исследования к меняющимся условиям внешней среды, включая противодействие дезорганизационным факторам и сохранение целостности системы. При таком подходе экономику Республики Беларусь можно рассматривать как воспроизводимую целостность элементов-звеньев макрологистической системы, обеспечивающей воспроизводственный цикл хозяйствования в соответствии с заданной стратегической целью.

Теоретическую основу построения такого рода макрологистической системы обеспечивает воспроизводственный подход к финансово-кредитным, трудовым, материальным и др. производственным ресурсам. При этом логистический подход к запуску воспроизводственных процессов позволяет осуществить интенсивное развитие элементов-звеньев системы. Взаимодействия и взаимосвязи звеньев системы отражают функциональный срез организации национального хозяйства республики. Характерные черты такой организации - саморазвитие, через воспроизводственный цикл, самосохранение, адаптация к изменениям, самообеспеченность. Отметим, что акцент в развитии данной системы смещается от объёмных показателей в сторону качественных инновационных параметров.

34

Борисова В.В., Гордей К.Г.

Известно, что для логистической системы характерна потоковая форма организации экономической материи. Рассматривая материальный поток на всём пути его следования - от источника возникновения сырья до конечного потребителя, - выделяют следующие функциональные области: логистика снабжения, логистика производства, логистика сбыта (распределения). Проведённый нами анализ показал, что складирование участвует на всех этапах движения материального потока. Именно склады связывают всех участников логистической системы, проводящих материальный поток. Со склада начинаются и складом заканчиваются все функциональные области логистики, и само товародвижение внутри каждого звена логистической системы сопровождается складированием.

Перемещение материальных потоков в логистической цепи почти всегда невозможно без концентрации в определённых местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Кроме того, склады позволяют координировать и выравнивать спрос и предложение в снабжении и сбыте (распределении) за счёт создания страховых и сезонных запасов; обеспечивают условия поддержки активной стратегии сбыта; увеличивают географический охват рынков сбыта. Для Республики Беларусь значение складов велико в связи с развитием и созданием новых территориально-производственных комплексов, в которых целесообразно размещение крупных объединённых складских баз по видам продукции производственно-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров народного потребления (для снабжения населения). В этой связи складская логистическая система Республики Беларусь рассматривается нами как важнейшая подсистема макрологистической системы национальной экономики.

В последнее время учёные всё больше внимания уделяют не только экономическим, но и социальным, экологическим, ресурсосберегающим параметрам логистических систем. Так, например логистические системы определяют, как «системы управления экономическими потоками, охватывающие посреднические, торговые и транспортные организации и предприятия других отраслей и сфер. Эти системы создаются на уровне административно-территориального образования для решения коммерческих, социальных, экономических, экологических, научных и других задач» [1, с. 395]. Такой подход к определению понятия «логистическая система» особенно важен для Республики Беларусь. При проектировании логистических систем разного уровня необходимо не просто оптимизировать (с точки зрения рационализации и минимизации логистических затрат) потоковые процессы, но и учитывать экологические, социальные, ресурсосберегающие характеристики логистической системы.

Поскольку в логистической системе Республики Беларусь инфраструктурный комплекс выполняет системообразующую роль, то в рамках построения республиканской логистической системы важно учитывать такие элементы-звенья, как экология, ресурсосбережение, безопасность жизнедеятельности населения страны. Все эти составляющие следует рассматривать во взаимосвязи и взаимозависимости, исходя из постоянно изменяющихся факторов и условий развития системы, при этом все они объединены общей целью: обеспечение успешного развития, функционирования и жизнеобеспечения, что невозможно без выработки соответствующей стратегии и целенаправленного управления хозяйством страны.

В настоящее время центр тяжести в плановой управленческой деятельности смещается в сторону стратегического планирования. Под стратегическим развитием Республики Беларусь мы понимаем выбор долгосрочных крупномасштабных мероприятий социально-экономического развития. Главная задача в данном случае состоит в определении приоритетов хозяйствования, обосновании комплексных программ и ключевых точек роста. Планирование всё в большей степени приобретает индикативный характер, что находит отражение в ключевых показателях жизнеобеспечения населения страны, на которые необходимо выйти в определённый временной период. Индикаторы, выступая в качестве плановых ориентиров, становятся весьма эффективным инструментом управления. Индикаторы - это планы-прогнозы, составляемые государством с целью помочь хозяйствующим субъектам в выборе ориентиров и разработке собственных планов, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлечёнными ими научными организациями.

Основным средством реализации индикативного планирования является обмен планами между государственными органами управления и частными предпринимателями. Итогом такого обмена становятся проекты, совместимые как по линии государства, так и по линии частного бизнеса. Индикаторы развития применяются и при проектировании элементов логистической системы. Так, например, что-

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

35

бы создать эффективную складскую логистическую систему, необходимо выбрать правильное территориальное размещение склада, что связано с процедурой отвода земельного участка и подготовкой территории для строительства склада. Данные процедуры регулируются Законом Республики Беларусь «О логистической деятельности». Так, отвод земельных участков под строительство логистических центров осуществляется Минским городским исполнительным комитетом в г. Минске и областными исполнительными комитетами в других городах. При этом устанавливается порядок отведения земельных участков. В первую очередь отводятся земельные участки в городах, в которых предусмотрено строительство логистических центров решениями правительства, а также в свободных экономических зонах. Также земельные участки, в которых предполагается строительство логистических центров общего пользования, могут отводиться в случае заявок инвесторов. В таком случае, инвестиционное предложение направляется в Минский городской или областной исполнительный комитет.

Инвестор предоставляет государственным органам управления следующие данные: предполагаемый объём и номенклатура, перерабатываемых логистическим центром грузов; обоснование требуемой под строительство складских помещений площади и потребности в подъездных путях различных видов транспорта; предполагаемые объёмы инвестиций, в том числе их источник, период инвестирования и окупаемости вложений. Инвестиционное предложение сопровождается экспертным заключением, подтверждающим категорию и класс планируемого, строящегося объекта. Отведенные под строительство логистического центра общего пользования земельные участки выставляются на аукцион. В случае если на один и тот же земельный участок или его часть имеется несколько претендентов, то выбор инвестора осуществляет конкурсная комиссия.

Государственное регулирование логистической и складской деятельности осуществляется также на основе государственных стандартов: СТБ 1487-2004 «Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Термины и определения», СТБ 2046-2010 «Транспорто-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию», СТБ 2047-2010 «Логистическая деятельность. Термины и определения», СТБ 2133-2010 «Классификация складской инфраструктуры», СТБ 2196-2011 «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Требования к логистической структуре базы данных», СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации», СТБ 2345-2013 «Логистическая деятельность. Требования к профессиональной компетентности персонала исполнителей логистических услуг и процедура сертификации».

Согласно государственному стандарту СТБ 2046-2010, к транспортно-логистическим центрам предъявляются требования по их техническому оснащению: наличие автоматизированных систем складского учета товарно-материальных ценностей; возможность многоярусного стеллажного хранения грузов (при осуществлении складских операций с грузами, позволяющими производить такое хранение); наличие современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций по переработке грузов; расположение на территории транспортно-логистического центра структурных подразделений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по Строительным нормам и правилам СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»; наличие подъездных путей одного или нескольких видов транспорта в соответствии со Строительными нормами Республики Беларусь СНБ 3.03.01-98 «Железные дороги колеи 1520 мм», ТКП 059, ТКП 45-3.02-90; наличие крытых складских помещений по Строительным нормам и правилам СНиП 2.09.03-85; охраняемая территория для парковки и отстоя автопоездов; наличие помещений для административно-делового центра; общая площадь территории, занимаемая транспортно-логистическим центром; общая площадь крытых складских помещений; общая площадь открытых площадок для хранения грузов; площадь контейнерной площадки, предназначенной для обработки большегрузных контейнеров; суммарная вместимость складов транспортно-логистического центра; коэффициент, характеризующий долю проездов и определяемый отношением площади, занимаемой проездами к общей площади транспортно-логистического центра. Столь детальная регламентация логистической деятельности обусловлена тем, что для успешного развития республиканского хозяйства инфраструктурный комплекс выполняет роль своего рода общего фундамента, опоры для различных секторов экономики.

Основное назначение инфраструктурного комплекса Республики Беларусь мы видим в обеспечении эффективного функционирования товарных, сервисных, информационных и финансовых потоков

36

Борисова В.В., Гордей К.Г.

в хозяйственных системах разного уровня. Успешное социально-экономическое развитие Республики Беларусь во многом зависит от возможности и способности создания эффективной инновационноориентированной инфраструктуры, основанной на инновационных знаниях, ресурсах и продуктах, освоении новых рынков сбыта продукции. Решение этой задачи невозможно без модернизации складской инфраструктуры на принципах логистики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 395 с.

2. Баско И.М., Дурасов А.С., Карпенко О.И. и др. Материально-техническое снабжение. Мн.: БГЭУ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.