Научная статья на тему 'Моделирование и прогнозирование инвестиционной деятельности логистических систем'

Моделирование и прогнозирование инвестиционной деятельности логистических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ / INVESTMENT / FORECASTING / SIMULATION MODELS OF INVESTMENT DEVELOPMENT / LOGISTIC SYSTEM / COMPLEX ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щелков Д.А., Крутиков Н.А.

В статье рассматриваются основные принципы прогнозирования инвестиционной деятельности логистических систем, ключевые проблемы анализа и моделирования инвестиционной деятельности в логистических системах. Основное внимание уделено анализу современных тенденций развития логистических систем и факторов их определяющих, исследованию сложившихся подходов к управлению инвестиционной деятельностью в логистических системах, выявлению возможностей совершенствования управления инвестиционной деятельности логистических систем на базе анализа и моделирования инвестиционной деятельности, разработке метода комплексного анализа инвестиционной деятельности логистических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING AND FORECASTING OF INVESTMENT ACTIVITY OF LOGISTICS

This article discusses the basic principles of forecasting investment logistics, key issues in investment analysis and simulation in logistics systems. Focuses on the analysis of the current trends of development of logistic systems and their determining factors, the study of the approaches to the management of investment in logistics systems, identify opportunities to improve investment management of logistic systems based on analysis and modeling of investment activities, the development of integrated analysis method of logistics.

Текст научной работы на тему «Моделирование и прогнозирование инвестиционной деятельности логистических систем»

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Щелков Д.А., к.э.н.

Крутиков Н.А., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье рассматриваются основные принципы прогнозирования инвестиционной деятельности логистических систем, ключевые проблемы анализа и моделирования инвестиционной деятельности в логистических системах. Основное внимание уделено анализу современных тенденций развития логистических систем и факторов их определяющих, исследованию сложившихся подходов к управлению инвестиционной деятельностью в логистических системах, выявлению возможностей совершенствования управления инвестиционной деятельности логистических систем на базе анализа и моделирования инвестиционной деятельности, разработке метода комплексного анализа инвестиционной деятельности логистических систем.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, прогнозирование, имитационная модели инвестиционного развития, логистическая система, комплексный анализ.

MODELING AND FORECASTING OF INVESTMENT ACTIVITY OF LOGISTICS

Schelkov D., Ph.D.

Krutikov N., the post-graduate student of the Institute of world economy and informatization

This article discusses the basic principles of forecasting investment logistics, key issues in investment analysis and simulation in logistics systems.

Focuses on the analysis of the current trends of development of logistic systems and their determining factors, the study of the approaches to the management of investment in logistics systems, identify opportunities to improve investment management of logistic systems based on analysis and modeling of investment activities, the development of integrated analysis method of logistics.

Keywords: investment, forecasting, simulation models of investment development, logistic system, complex analysis.

Инвестиционная деятельность логистических систем реализуется определенной системой производственных, функциональных, организационных и институциональных структур, образующих сектор логистических услуг в национальной экономике.

Формализация связей между инвестиционными, инновационными и производственными подсистемами позволяет сформулировать условия эффективного функционирования логистических систем. Эти условия учитывают как внутренние (эндогенные) факторы, формирующие эффект инвестиционной деятельности, так и внешние (экзогенные) факторы по отношению к логистической системе, определяющие эффект, возникающий в результате предоставления логистических услуг.

Прогнозирование инвестиционной деятельности в логистических системах подчиняется следующим принципам.

Во-первых, усиление координации технологических и логистических операций в рамках инвестиционных программ с целью обеспечения рационального сочетания централизации и децентрализации инвестиционных процесса, повышения роли внутренних источников инвестирования проектов и программ.

Во-вторых, перенос центра тяжести с «дотационного» инвестирования ряда логистических операций на обеспечение рентабельности всех логистических услуг.

В-третьих, создание мотивационного механизма привлечения инвестиционных ресурсов для развития логистических систем.

В-четвертых, инвестирование процессов развития логистических систем в рамках проектов и программ исключительно на конкурсной основе с предварительной экспертизой каждой инвестиционной программы.

В-пятых, определение приоритетов инвестиционной политики в логистических системах с выделением особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов.

В-шестых, последовательная децентрализация инвестиционных процессов в логистических системах на уровне логистических операций.

В-седьмых, совершенствование законодательной и нормативной базы, в том числе касающейся упрощения таможенного прохождения материальных потоков.

Ключевую роль в прогнозировании инвестиционной деятельности применительно к логистическим системам играет структура имитационной модели инвестиционного развития. Эта модель включает:

1) блок сценарных условий как экзогенных факторов внешней среды (рынок потребностей в логистических услугах, конкурентная среда их предоставления, состояние промышленной и транспортной инфраструктуры региона и т.д.);

2) блок эндогенных факторов внутренней среды как объектов инвестиционных воздействий (производство логистических услуг, снабжение логистических операций материальными потоками, внедрение инноваций в логистические процессы, развитие инфраструктуры логистической системы и др.);

3) блок эндогенных инвестиционных факторов внутреннего и внешнего характера;

4) блок расчета основных прогнозных параметров (состава производимых логистических услуг, их рыночных цен, себестоимости соответствующих логистических операций и частоты обращения потребителей за предлагаемым набором логистических услуг);

5) блок комплексной оценки развития логистических систем, предназначенный для диагностики их состояния.

Анализ рассчитываемых параметров позволяет давать оценку степени воздействия инвестиционной деятельности, отраженной в сценарных данных, на развитие логистической системы и разрабатывать рекомендации по ее корректировке. Важный момент подготовки и проведения вариантных прогнозных расчетов — выбор критериев качества и эффективности вариантов инвестиционного развития логистических систем (комплексная оценка). Комплексная оценка достигается в результате сопоставления выбранных индикативных показателей состояния логистической системы со среднерыночным уровнем, приведения всех значений показателей (в баллах) к сводной оценке и последующего анализа изменений значений этих показателей в прогнозируемом периоде. Индикативные показатели, используемые в блоке комплексной оценки, включают: 1) индекс физического объема логистических услуг; 2) доля логистической системы в общем рыночном объеме; 3) финансовая обеспеченность региона; 4) доля логистических услуг в общем объеме рыночных услуг; 5) индекс развития коммуникаций (в том числе транспортных); 6) уровень инвестиционной активности региона; 7) розничный товарооборот на душу населения; 8) экологическая ситуация (доля выбросов в атмосферу и воду).

Результаты вариантных расчетов количественных изменений параметров инвестиционного развития логистических систем, полученные при помощи сформированных имитационных моделей, являются основой для последующей аналитической оценки качественных изменений в логистических системах на прогнозируемый период и принятия рациональных управленческих решений.

Исследования показывают, что в настоящее время выделяются следующие проблемы анализа и моделирования инвестиционной деятельности в логистических системах.

Во-первых, предоставление логистических услуг развивается по пути наращивания числа этих услуг, отражающих функциональные области логистики. Поскольку на начальном этапе логистические компании, проранжировав рынок логистических операций, предоставляли самые выгодные по рыночной емкости и рентабельности услуги, то, безусловно, добавляемые к ним в последующем логистические услуги характеризуются меньшими рыночным объемом и экономической эффективностью. В этой связи увеличение числа логистических операций, предлагаемых логистической компанией, характеризуется естественным сокращением рентабельности логистических услуг, то есть:

Rq+1 (fi,... ,Cq+1; Si,... ,

q+1

)< R (Ci. fq; V.., Sq )

где R Rq - рентабельность различных логистических услуг, предлагаемых в объеме q+1 и q соответственно,

Cj,...,Cj - цены на логистические услуги,

S1V.., Sq+1 - себестоимость соответствующих логистических услуг.

Во-вторых, взаимосвязанность логистических услуг, предлагаемых в комплексе, приводит к тому, что зависимость результата Y предоставления q+1 логистических услуг не только носит нелинейный характер по отношению к коэффициентам a.j матрицы трансформации (3), в связи с чем усложняет систему уравнений (4), но и во многом определяется составом предлагаемых до этого набора q логистических услуг, то есть:

Yq +1 = У (X, Zt, q, Wq, Cq, Sq (Rq), П q, Yq ) Yq + = j (Yq) . ^

В-третьих, увеличение числа предлагаемых логистической компанией в рамках услуги операций, несмотря на сокращение рентабельности этой комплексной услуги, приводит к росту удовлетворения запросов потребителей, в связи с чем закономерно возрастает число заявок на услуги и растет интегральная выручка и прибыль логистической компании. При этом следует понять характер компенсации снижения рентабельности комплексных услуг ростом числа заявок потребителей на получение этих комплексных логистических услуг.

Таким образом, проблема моделирования инвестиционной деятельности в логистических системах заключается в многократной итерационной оценке эффективности результата Y, получаемого не только под влиянием множества экзогенных факторов (x.) и инвестируемых эндогенных факторов (zt), но и состава предлагаемых услуг q, характеризуемых своей рыночной емкостью Wq, рыночной ценой

Cq и себестоимостью Sq (либо рентабельностью Rq), а также частотой поступления заявок n q на логистические услуги, содержащие определенный состав логистических операций q:

Yq+1 = У (Xt, zt, q, Wq, Cq, Sq (Rq), П q, Yq ) . ^

Проведенный анализ современного состояния, тенденций развития логистических систем и факторов их определяющих позволил выявить основные факторы развития современной логистики.

Проведенные исследования показали, что использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления материальными потоками на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия. Не случайно развитие электронного бизнеса сегодня происходит гораздо быстрее обычного, заменяя фактические материальные запасы надежной информацией.

В целом проведенные исследования этапов развития логистики, показали, что тенденции ее развития обусловлены:

1) объективными рыночными тенденциями;

2) широтой понимания возможностей логистического подхода и уровнем разработки концепций, методов и моделей логистического управления;

3) уровнем охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий;

4) уровнем сложность логистического управления

5) уровнем развития технических средств обработки и передачи данных, автоматизации производства.

В результате проведенных исследований автор выделяет следующие тенденции развития логистических систем:

- интеграция транспортно-складского процесса при распределении готовой продукции;

- интеграция производственных, складских и транспортных процессов;

- интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией;

- глобализация (компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном - мировом пространстве);

- глобальная научно-техническая революция порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения;

- расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг;

- аутсорсинг (в первую очередь в части передачи функций контроля над распределением готовой продукции от производителей к специализированным фирмам);

- сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами;

- усовершенствование методов управления логистическими процессами.

Таким образом, современные тенденции развития логистических систем связаны с разработкой новых методов управления логистическими процессами, призванные решить следующие логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов логистической цепи и т.д.

Создаваемая на предприятии система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении этих условий можно добиться минимизации совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Логистика предполагает фиксирование пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока, который позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

Все затраты возникающие в процессе производства можно разделить на две группы: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. Основным фактором стратегического успеха является исключительно рыночная ориентация — ориентация на потребителя, запросы которого постоянно растут. Поэтому затраты на преобразование ресурсов постоянно увеличиваются. Однако для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны рационально использовать затраты (ресурсы) на взаимодействие. Такая политика обеспечивает предприятию наиболее серьезные конкурентные преимущества.

Учет расходов, связанный с процессом продвижения ресурсов, складывается из множества специфических издержек, которые возникают, в том числе, на следующих этапах: прием заказа, обработка заказа, оформление документов, комплектация заказа, хранение, доставка,

транспортно-экспедиторские услуги, выставление счета и т. д.

Расходы отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны между собой. Например, экономия на транспортных расходах может привести к значительному увеличению затрат, вызванных ростом складских запасов, а экономия на упаковке грузов — к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке, и т.д. При определенных условиях возможно такое перераспределение затрат, при котором некое незначительное их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой, что в конечном счете приведет к снижению суммарных издержек по системе в целом.

Традиционные методы учета, происходящие на всех этапах логистической системы, направленные на определение затрат по функциональным областям (снабжение, транспорт, производство, запасы, сбыт) не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, и сформировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом. При традиционном учете издержек известно только во что обходится реализация той или иной функции.

При учете логистических издержек на всем пути движения материального потока получается наглядная картина формирования затрат, связанных с выполнением заказа.

Для выявления сложившихся подходов к управлению инвестиционной деятельностью в логистических системах была проведена классификация задач логистики применительно к различным уровням управления (на микро- и макрологистическом уровне), представленная в табл.1. Проведенная классификация задач позволяет выделить четыре основных свойства логистических систем.

Первое свойство - целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем: закупка, управление производством, складирование, транспортировка, сбыт.

Эти элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционированию логистических систем.

Второе свойство - связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интерактивные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

Третье свойство - организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство - интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.). Интегративные качества логистической системы позволяют закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду готовую продукцию, достигая при этом заранее намеченных целей.

Таким образом, основным направлением инвестиционного развития логистических систем является создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал инвестициями взаимодействие основных элементов логистической системы: «закупка—производство — складирование — транспортировка — сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания инвестиционных и организационных условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепи. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Таблица 1. Классификация задач логистики

Глобальные Общие Частные

1. Достижение максимального эффекта функционирования с минимальными затратами 1 .Создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков 1 .Снижение уровня страховых за пасов

2.Разработка способов управления движением товаров 2.Сокращение времени хранения продукции в запасах

3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров 3.Сокращение времени перевозки

4.Разработка системы учета и анализа погистических издержек 4.0пределение оптимального количества складов на обслуживаемой территории

5.Внедрение системы качества на предприятии 5.Поиски, выбор поставщиков

б.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д. б.Организация приемки, разгрузки, складирования материальных ресурсов

7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями 7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей

8.0рганизация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей 8.Выбор места расположения торговой точки

2. Моделирование и условий их надежного ^Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов 9.Кратковременное увеличение мощности логистических систем

Ю.Внедрение систем управления движен материальных потоков и их модификаций Ю.Устранение непроизводительных участков

11 .Планирование мощности логистических цепей 11 .Оформление заказов

12.Контроль материальных потоков 12.Выбор типа торгового посредника

13.Координация деятельности различных подразделений предприятий 13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов

14.Внешняя и внутренняя интеграция 14.Выбор маршрута перевозки

15. Разработка логистической стратегии 15.Оформление внешнеторговой сделки

16. Моделирование логистического инжиниринга 16. Трансформация логистической инфраструктуры

94

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2012 |

Блок экзогенных

факторов прямого

воздействия {Хх}-

поставщики,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потребители,

конкуренты,

инвесторы

Блок экзогенных факторов косвенного воздействия на микроуровне {Х2} - промышленная и транспортная инфраструктура, сбытовые посредники, органы местного самоуправления, посредники в снабжении, органы по сертификации, фискальные органы,

потребительские объединения

Блок экзогенных факторов косвенного воздействия на макроуровне {Х3} — политика и экономика, социальная и культурная среда, законодательство и право,

географические, климатические и экологические

Логистическая система

Элементы логистической системы {г,} -снабжение, производство, сбыт, блок управления, инфраструктура, кадры, финансы, система качества

Функциональные

области логистической

системы {^2}

закупочная логистика,

производственная

логистика;

распределительная

логистика;

транспортная

логистика; логистика

запасов; логистика

складирования;

логистика сервиса;

информационная

логистика

Блок интеграции функциональных областей логистической

Ожидаемые результаты управления инвестиционной деятельностью У

Снижение запасов на пути движения

ТО

МП

Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ

ТО

Снижение транспортных расходов {Уз}

Сокращение затрат ручного труда и

соответствующ их расходов на операции с грузами {УЛ

Сокращение периода оборота средств

ТО

Рис. 1. Модель управления инвестиционной деятельностью в логистических системах

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;

- реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм — логистических сетей;

- технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.

В процессе выявления возможностей совершенствования управления инвестиционной деятельностью логистических систем на базе анализа и моделирования инвестиционной деятельности была сформирована модель управления инвестиционной деятельностью логистических систем (рис. 1).

Материальный поток (МП), двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что в стоимости продукта, попадающего к конечному потребителю, около 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материальных потоков. В масштабах экономики развитых стран, таких как США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, на логистические издержки приходится около 20% валового внутреннего продукта. Логистические затраты в России составляют 25% валового внутреннего продукта. По оценкам многих специалистов, комплексное внедрение логистики на предприятиях может не только снизить уровень запасов на 30-50%, но и уменьшить время продвижения продукции на 25-45%. Сокращение удельных расходов на выполнение логистических операций на 1% даёт возможность получить эффект, равный увеличению объёма производства и реализации продукции на 10%.

Высокая доля расходов на логистику показывает, что оптимизация управления материальным потоком имеет значительные резервы для улучшения экономических показателей деятельности предприятий. Основные источники экономического эффекта от использования логистического подхода представлены подмножествами ^1},...,^4} в модели на рис. 1.

По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материальных потоков обеспечивает сокращение материальных запасов на пути их движения на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США - на 30-50%). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется тем, что:

во-первых, в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

Системного подхода Целостности

Интегративно-

Рис. 2. Система принципов совершенствования инвестиционной деятельности в логистических системах

во-вторых, большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

в-третьих, в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25-30% от общего объема издержек.

В общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95-98% - на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

Рис. 3. Рациональный подход к моделированию и прогнозированию инвестиционной деятельности в логистических системах.

По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику (общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается примерно в 6,5% валового национального продукта.). В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25-35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции.

Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом приводит:

во-первых, к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла;

во-вторых, к сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистических цепей (ЛЦ).

Сформированная модель управления инвестиционной деятельностью в логистических системах демонстрирует, что инвестиции {Х1} необходимы не только в развитие элементов логистической системы ^}и расширение ее функциональных областей но и в блок интеграции функциональных областей логистической системы ^3}.

Это позволяет добиться через снижение запасов на пути движения МП {У1}, сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ {У2}, снижение транспортных расходов {У3} и сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом {У4} сократить периода оборота средств {У5}, повысить прибыльность и рентабельность логистических услуг {У6}.

В результате через обратные связи увеличивается объем внутренних инвестиций логистической системы, увеличивается инвестиционная привлекательность логистической системы для внешних инвесторов, а так же увеличить размер неосязаемых активов логистической системы через отношение рыночных субъектов прямого и косвенного воздействия на микроэкономическом уровне.

При разработке метода комплексного анализа инвестиционной деятельности в логистических системах была сформирована система принципов совершенствования инвестиционной деятельности в логистических системах (рис. 2).

Исходя из представленной системы принципов совершенствования инвестиционной деятельности в логистических системах, был разработан метод комплексного анализа инвестиционной деятельности в логистических системах. Этот метод отражает комплексное исследование всех составляющих логистической системы и возможностей совершенствования системы путем управления инвестиционной деятельностью за счет композиции организованной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности, объединенными стратегическими и тактическими целями, а также потоками инвестиций из внешних и внутренних источников.

Поскольку сформулированные принципы и построенный на их основе алгоритм комплексного анализа инвестиционной деятельности логистической системы инвариантны по отношению к любой функциональной области логистики и сочетанию этих областей, на их базе и базе разработанной модели управления инвестиционной деятельностью логистической системы был обоснован рациональный подход к моделированию и прогнозированию инвестиционной деятельности логистических систем. Сформированный рациональный подход к моделированию и прогнозированию инвестиционной деятельности логистической системы представлен в виде алгоритма на рис. 3.

Предложенный подход содержит в качестве ключевых составляющих наряду с традиционными элементами: определение направлений совершенствования инвестиционной деятельности логистической системы (поэлементного, функционального, итеграционного либо наращивания функций), а также оценки различных вариантов инвестиционной деятельности в логистической системе не с позиций минимума логистических издержек, а с позиций комплексного изменения: рыночной доли логистической системы, роста неосязаемых активов логистической системы, сокращения затрат ресурсов в логистической системе, вероятных рисков инвестирования в логистической системе и ожидаемого увеличения прибыли и рентабельности логистической системы.

При этом в частном случае развития логистической системы путем наращивания функций в основе оценки увеличения прибыли и рентабельности системы лежит компенсация падения рентабельности единичной услуги частотой спроса на нее в результате расширения спектра предлагаемых в услуге функций:

дХ р дя

•—>-1

дУ р

дЧ дЧ , (4)

где - скорость рост суммарной прибыли при увеличении логистических функций в услуге,

дд

дя

- - скорость падения рентабельности услуги при увеличении количества логистических функций в нее входящих.

дд

Литература:

1. Егоров А.Ю., Сельсков А.В. Ресурсный подход как методологическая основа инновационного развития общества. - М.: «Инновации и инвестиции». №2, 2008

2. Егоров А.Ю., Тотиков А.В. Взаимодействие ресурсных потоков как объект менеджмента. - М.: Транспортное дело России, № 11, 2011.

3. Тебекин А.В. Логистика. - М.: Дашков и К, 2011 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.