http://www.1Lfsm.su/news/detaiLphp?ELEMENT_ID=367967 (дата обращения: 26.08.2018).
Сведения об авторе
Зауторова Эльвира Викторовна: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: elvira-song@mail.ru
Information about the author
Zautorova Elvira Viktorovna: Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), leading researcher, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: elvira- song@mail.ru
УДК 378
© Исакова Т. И., 2019
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ
В статье раскрыто понятие правовой культуры, рассмотрены интерактивные методы и технологии формирования правовой культуры студентов высшей школы и курсантов ведомственных вузов и возможности применения в деятельности преподавателей высшей школы интерактивных форм обучения.
Ключевые слова: правовая культура; интерактивные формы обучения; кейс-технологии; метод анализа конкретных ситуаций.
© Isakova T. I., 2019
CONCEPTUAL AND CATEGORIAL DEVICE OF A PROBLEM OF DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS
OF THE HIGHER SCHOOL AND CADETS OF DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
In article the possibilities of application in practical activities of teachers of the higher school of interactive forms of education are considered. Concept of legal culture and ways of formation, development of legal culture of students of the higher school and cadets of departmental higher education institutions.
Keywords: legal culture; cadets of departmental higher education institutions; interactive forms of education; case technology; method of the analysis of concrete situations.
В современном динамично развивающемся мире воспитание правовой культуры у обучающихся вузов является неотделимой частью модернизации высшего образования и вполне обоснованно входит в процесс инновационного развития общества и государства. Влияние Интернета, введение дистанционного обучения, интернационализация образования, использование интерактивных методов обучения делают обучение, с одной стороны, более доступным, а с другой — стирается влияние ранее игравшего огромную роль педагога и демонстрации личной правовой культуры непосредственно в ходе обучения.
Необходимость целенаправленного формирования правовой культуры у студентов вузов и курсантов ведомственных образовательных организаций сложилась из требований современного общества. В научной литературе имеется большое количество исследований по изучению как формирования правовой культуры, так и условий, способствующих ее формированию, изучению социально-культурной среды высших заведений.
Правовую культуру личности трактуем как познание структурных элементов правового статуса личности (права, обязанности, законные интересы и т. д.), а также механизмов реализации ее прав, свобод, и фиксирование
достигнутого уровня правового сознания, культуры и поведения людей [3].
Правовую культуру личности, исходя из определения, составляют три компонента. Наиболее важен личностный компонент, так как именно индивидуальные качества личности влияют на социализацию, что дает возможность воспринимать отраженную реальность, сопоставляя с убеждениями, идеалами и представлениями личности в целом. Исходя из личной системы ценностей, можно говорить о социокультурных условиях и, соответственно, о формировании положительного отношения к правовым нормам и правовым институтам. Следующим компонентом является когнитивно-смысловой. Именно через него проявляется обеспечение обучающихся вузов знаниями о праве, а также о правовых институтах, правоприменительной практике, правовых нормах, через которые и формируется правовое мышление. Нормативно-поведенческий компонент позволяет выявить и отследить, каким образом реализуется опыт правовой культуры в быту и повседневной деятельности обучающихся, а также в социокультурной среде вуза. Особенно заметно влияние этого компонента в ведомственных вузах, где изучение материального и процессуального права занимает большое количество учебного времени. Учитывая три компонента, составляющих правовую культуру, следу-
ет говорить о трех уровнях ее проявления: базовый, средний и повышенный, что перекликается с уровнями сформи-рованности компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах. Средством формирования правовой культуры является содержание правового воспитания, овладение правовыми компетенциями, ценностями, навыками правомерного поведения студентов, курсантов, слушателей в вузе.
Возвращаясь к проблеме воспитания правовой культуры, обратим внимание на работы, в которых данная проблема рассматривается с точки зрения социально-культурной деятельности (Е. Л. Раковская [4], Н. Н. Соловьев [5]). Авторы утверждают, что правовая культура формируется в свободное время, одновременно являя собой непрерывный педагогический процесс, ориентированный на воспитание уважительного отношения к праву и закону в целом, добровольное, осознанное желание жить в соответствии с принципами правового поведения. Особое внимание придается полноценному использованию различных социально-культурных средств в культурно-досуговой деятельности.
Принимая во внимание изученную научную литературу, а также личный опыт преподавания в Кузбасском институте ФСИН России, можно сделать вывод о необходимости повышения уровня правовой культуры курсантов и слушателей, а также проведения иссле-
дований, содействующих поставленной задачи. Реализации задачи способствует рассмотрение ее с точки зрения нескольких уровней. Так, устойчивую тенденцию, направленную на развитие системы правового воспитания, способствующую формированию базовых, а в дальнейшем и продвинутых социально-правовых компетенций у курсантов и слушателей Кузбасского института ФСИН России следует рассматривать на социально-педагогическом уровне. При этом разработку педагогических подходов к процессу воспитания правовой культуры в социально-правовой среде Кузбасского института ФСИН России и закрепление их в практике работы профессорско-преподавательского состава необходимо рассматривать на теоретико-методологическом уровне, в то время как непосредственно разработку форм, средств и методов воспитания правовой культуры в социально-правовой среде Кузбасского института ФСИН России, а также составление методических рекомендаций следует отнести к методико-технологическому уровню.
В педагогике представлено множество подходов к формированию правовой культуры детей, подростков, молодежи, курсантов ведомственных вузов и др. Остановимся на нескольких подходах в рамках методико-технологического уровня, так как каждый из подходов содержит индивидуальную методику воздействия, направ-
ленную на формирование правовой культуры.
Среди современных исследований представляются интересными работы С. П. Зайцевой [2], которая считает игровые технологии наиболее эффективными при формировании правовой культуры молодежи. Однако следует учитывать, что игровые методы, несмотря на то, что позволяют участникам наиболее полно погрузиться в игровой материал в ходе использования ситуаций, максимально приближенных к реальной жизни, и позволяют индивидууму выразиться в ходе творческого процесса, все же ассоциируются именно с игрой, «несерьезностью» происходящего. В связи с этим у обучающихся проявляются всякого рода «допущения», далекие от жизненных реалий. Так, в ходе применения игровой технологии в процессе практического занятия по дисциплине «Уголовный процесс» по теме «Производство следственных действий в стадии предварительного расследования» с представлением ситуации личного обыска подозреваемого курсанты в качестве одного из вариантов поведения героев ситуации предложили проведение медицинских манипуляций в условиях следственного изолятора силами сотрудников УИС, а не медицинских работников. При этом оговаривая, что ситуация рассматривается как игровая, и для оказания эмоционального воздействия на группу они сознательно допустили «нарушение» действующего законодательства. Мож-
но сказать, что поставленная педагогом цель по воспитанию правовой культуры и формированию компетенций по изучаемому предмету не была достигнута. При этом помним, что игровые методы в контексте методологии являются составляющей более сложного понятия — кейс-метода. В свою очередь, кейс-метод является частью кейс-технологии. Сложившуюся на занятии ситуацию педагогу следует перевести из игрового метода в метод анализа конкретных ситуаций (далее — АКС), что даст максимальный эффект по формированию компетенций и воспитанию правовой культуры.
Упомянутая выше ситуация, спонтанно возникшая в учебном процессе, в реальности представляла бы собой существенное нарушение требований уголовно-процессуального права Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и др.
Учитывая, что метод анализа конкретных ситуаций изначально состоит из конфликта либо ярко выраженного противоречия, ошибка, допущенная обучающимися при подготовке к занятию, может быть использована
педагогом в качестве яркой ситуации- ким образом, на занятии дается базовая
иллюстрации. На ее примере в ходе по- модель, которую можно использовать в
знавательного процесса педагог органи- служебной деятельности в учреждении
зует диалог с обучающимися, благодаря УИС после окончания обучения в вузе.
чему курсанты выступают субъектами Задача преподавателя сводится к эф-
обучающей деятельности в большей фективному управлению группой при
степени, нежели при традиционных поиске допущенных ошибок, устране-
формах обучения. Решаются проблем- нию их и выработке законного и обос-
ные, поисковые и творческие задания, нованного решения [1]. ориентированные на имеющиеся право- Таким образом, применение широ-
вые знания и закрепление их в ходе ра- кого спектра интерактивных форм обу-
боты на практическом занятии. Хоро- чения в высшей школе помогает про-
ший кейс позволяет не только развить, фессорско-преподавательскому составу
но и привить навыки, необходимые для реализовывать требования федеральных
использования в дальнейшей професси- государственных образовательных
ональной деятельности курсантов. Та- стандартов нового поколения.
Литература
1. Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 2. — С. 1-18.
2. Зайцева, С. П. Социально-культурные условия формирования правовой культуры студенческой молодежи средствами игровых технологий : дис. ... канд. пед. наук. — Тамбов, 2015. — 262 с.
3. Исакова, Т. И. Воспитание правовой культуры подростков в социально-культурной среде специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа : дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 2017. — 178 с.
4. Раковская, Е. Л. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры : дис. . канд. пед. наук. — Тамбов, 2013. — 156 с.
5. Соловьев, Н. Н Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи : дис. ... канд. пед. наук. — Тамбов, 2010. — 132 с.
Сведения об авторах
Исакова Татьяна Игоревна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат педагогических наук. E-mail: kolesn_tanya@mail.ru
Information about the author
Isakova Tatyana Igorevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), assistant professor of the Chair of the Criminal Trial and Criminalistics, candidate of pedagogical sciences. E-mail: kolesn_tanya@mail.ru
УДК 35.08
© Кольев А. А., 2019
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ
В статье рассмотрены особенности индивидуальной программы обучения резервистов — сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве руководящих кадров, — представлены элементы программы теоретического обучения данной категории сотрудников, а также предложены мероприятия по совершенствованию практической подготовки таких сотрудников
Ключевые слова: индивидуальная программа обучения резервистов; программа теоретического обучения резервистов; практическая подготовка сотрудников, состоящих в резерве руководящих кадров уголовно-исполнительной системы.
© Kolyev A. A., 2019
IMPROVING THE TRAINING OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM, CONSISTING IN THE RESERVE MANAGEMENT STAFF
The article describes the features of the individual training program for reservists, presents elements of the theoretical training program for this category of employees, and also suggests measures to improve the practical training of employees who are in the reserve of the executive personnel of the penitentiary system.
Keywords: individual training program for reservists; theoretical training program for reservists; practical training of staff members in the reserve of the leading personnel of the penitentiary system.
Организация целенаправленной грамму подготовки следует включать
подготовки резерва руководителей не только занятия в различных формах
должна основываться на ее индивиду- непрерывного образования, в том числе
альном планировании. При этом в про- в рамках целевого обучения и перепод-