Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ПОНЯТИЙНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОСУЖДЕННЫЕ / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бякина Светлана Игоревна

Согласно одной из распространенных точек зрения, понятие, отраженное в законе, является одним из показателей его качества. Исходя из анализа научной юридической литературы, а также норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, автор приходит к выводу о целесообразности закрепления в нем понятия «воспитательная работа с осужденными», которая представляет собой комплексную, планомерную и систематическую деятельность, заключающуюся в дифференцированном проведении сотрудниками уголовно-исполнительной системы, иными субъектами и участниками воспитательных мероприятий с осужденными, в целях формирования у них устойчивой мотивации к исправлению. Аргументом, подкрепляющим авторскую позицию, выступают результаты проведенного эмпирического исследования с использованием метода анкетирования. Выводы, нашедшие свое отражение в данной статье, могут способствовать проведению дальнейших научных исследований в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бякина Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL CERTAINTY OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY IN THE PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION

According to one of the common points of view, the concept reflected in the law is one of the indicators of its quality. Based on the analysis of the scientific legal literature, as well as the norms of the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, the author comes to the conclusion that it is expedient to consolidate the concept of “educational work with convicts” in it, which is a complex, systematic and systematic activity consisting in differentiated conduct by employees of the penal enforcement system, other subjects and participants of educational activities with convicts, in order to form a stable motivation for their correction. The argument supporting the author’s position is the results of an empirical study using the questionnaire method. The conclusions reflected in this article may contribute to further scientific research in the field of execution of sentences not related to the isolation of convicts from society.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УДК 343.8

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/36-41

С. И. Бякина

ПОНЯТИЙНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Согласно одной из распространенных точек зрения, понятие, отраженное в законе, является одним из показателей его качества. Исходя из анализа научной юридической литературы, а также норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, автор приходит к выводу о целесообразности закрепления в нем понятия «воспитательная работа с осужденными», которая представляет собой комплексную, планомерную и систематическую деятельность, заключающуюся в дифференцированном проведении сотрудниками уголовно-исполнительной системы, иными субъектами и участниками воспитательных мероприятий с осужденными, в целях формирования у них устойчивой мотивации к исправлению. Аргументом, подкрепляющим авторскую позицию, выступают результаты проведенного эмпирического исследования с использованием метода анкетирования. Выводы, нашедшие свое отражение в данной статье, могут способствовать проведению дальнейших научных исследований в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство; осужденные; средства исправления осужденных; воспитательная работа; уголовно-исполнительные инспекции.

Для цитирования: Бякина С. И. Понятийная определенность воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества в уголовно-исполнительном законодательстве // Вестник Кузбасского института. 2022. № 4 (53). С. 36-41. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/36-41.

S. I. Byakina

CONCEPTUAL CERTAINTY OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY IN THE PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION

According to one of the common points of view, the concept reflected in the law is one of the indicators of its quality. Based on the analysis of the scientific legal literature, as well as the norms of the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, the author comes to the conclusion that it is expedient to consolidate the concept of "educational work with convicts " in it, which is a complex, systematic and systematic activity consisting in differentiated conduct by employees of the penal enforcement system, other subjects and participants of educational activities with convicts, in order to form a stable motivation for their correction. The argument supporting the author's position is the results of an empirical study using the questionnaire method. The conclusions reflected in this article may contribute to fur© Бякина С. И., 2022 © Byakina S. I., 2022

ther scientific research in the field of execution of sentences not related to the isolation of convicts from society.

Keywords: penal enforcement legislation; convicts; means of correction of convicts; educational work; penal enforcement inspections.

For citation: Byakina S. I. Conceptual certainty of educational work with convicts without isolation from society in the penal enforcement legislation. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 4 (53), p. 36-41. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/36-41.

Общемировая тенденция уголовного Оценить уровень регламентации

правосудия, связанная с гуманизацией воспитательной работы с осужденными

назначения и исполнения уголовных (применительно к наказаниям, не свя-

наказаний, наложила отпечаток и на занным с изоляцией осужденных от об-

отечественную уголовно-

исполнительную политику, о чем свидетельствуют официальные статистические данные. Так, по сравнению с 2010 г. количество назначенного наказания в виде лишения свободы в 2021 г. сократилось в 1,7 раза [7].

Особо следует подчеркнуть возросшую роль уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ) в системе уголовного правосудия, компетенция которого постоянно расширяется. При этом вся деятельность данного субъекта исполнения наказаний подчинена основным целям, отраженным в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), одной из которых является исправление осужденных. В свою очередь, реализация уголовно-исполнительной политики зависит от уголовно-исполнительного законодательства, которое формируется и развивается на ее основе [2, с. 5].

Вместе с тем, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р) декларируется совершенствование воспитательной работы с осужденными, ввиду чего актуально совершенствование правовой базы подобной деятельности, а также формирование понятийно-терминологической определенности.

щества) возможно посредством анализа отдельных положений УИК РФ.

В ч. 3 ст. 33, ч. 3 ст. 39, ч. 6 ст. 471, ч. 1 ст. 64 УИК РФ предписывается лишь обязанность УИИ по организации и проведению воспитательной работы с осужденными к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительным работам, ограничению свободы, без уточнения деталей ее проведения, что, по нашему мнению, явно недостаточно для качественной и эффективной работы сотрудников.

Примечательно, что в УИК РФ не закреплено понятие самой воспитательной работы. Между тем, понятие, закрепленное в законе — это один из показателей его качества [4, с. 169]. При этом практическая цель закрепления в УИК РФ понятия «воспитательная работа с осужденными» заключается в том, что, во-первых, будут исключены риски неоднозначного толкования и применения подобной деятельности, во-вторых, определение исходных начал воспитательной работы, к числу которых как раз относится ее понятие, позволит сформировать единство практической составляющей.

Представляется, что понятие «воспитательная работа с осужденными» в целях улучшения правоприменительной деятельности все-таки должно быть отражено в уголовно-исполнительном за-

конодательстве ввиду того, что подобного рода деятельность ведется в рамках строго регламентированного процесса исполнения уголовных наказаний.

Исследуя воззрения ученых в области уголовно-исполнительного права относительно понятия воспитательной работы с осужденными, можно сделать вывод о многообразии подходов к определению рассматриваемой дефиниции [8, с. 8-9; 9, с. 7]. Вместе с тем, большинство изученных нами определений частично вкладывают в понятие «воспитательная работа» содержавшиеся в ранее действующей Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы аспекты. При этом в специальной научной литературе отмечается важность закрепления понятия воспитательной работы с осужденными именно в УИК РФ [3, с. 130].

Таким образом, сложившуюся ситуацию в регламентации правоотношений в сфере воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, связанную с отсутствием понятийной четкости, а также детализации порядка ее исполнения возможно охарактеризовать как «неопределенность», которая подразумевает отсутствие или недостаток определения, или информации о чем-либо [5, с. 35].

Исследования отдельных отечественных юристов в рамках обозначенной нами проблематики доказывают ее актуальность. В частности, С. М. Воробьев констатирует, что в уголовно-исполнительном законодательстве не вполне удачно организована модель правового закрепления порядка организации и проведения воспитательной работы с осужденными [1, с. 364].

На основании изложенного представляется, что крайне важно в текущих условиях «трансформации» уголовно-исполнительной системы закрепить в УИК РФ понятие «воспитательная работа с осужденными», под которой необ-

ходимо понимать комплексную, планомерную и систематическую деятельность, заключающуюся в дифференцированном проведении сотрудниками уголовно-исполнительной системы, иными субъектами и участниками воспитательных мероприятий с осужденными в целях формирования у них устойчивой мотивации к исправлению.

Следующим, не менее важным аспектом исследуемой нами в рамках данной статьи проблемы является вопрос о том, нуждается ли в отграничении понятие воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, от аналогичной деятельности в рамках исправительных учреждений и, соответственно, таком разделении в Уголовно-исполнительном кодексе РФ?

В одной из актуальных научных разработок — научно-теоретической модели Общей части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации — устанавливается единое понятие «воспитательная работа с осужденными» применительно ко всем категориям осужденных [7, с. 98-99].

Вместе с тем, отличие воспитательной работы, проводимой, к примеру, сотрудниками исправительной колонии и уголовно-исполнительной инспекции, очевидны. В частности, это ее содержательная сторона, субъекты, объекты и др.

Именно на этом основании считаем важным разграничить данные понятия в рамках ведомственных актов, детализирующих порядок исполнения отдельных видов наказаний. Так, в настоящее время в отношении лишенных свободы уже разработан проект Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Полагаем целесообразным воплотить аналогичную идею применительно к лицам, состоящим на учете УИИ, тем более что, по результатам опроса 345 сотрудников УИИ, проведенного нами в 2021 г. в пя-

ти федеральных округах Российской но внести дополнения в уголовно-Федерации, 60,5 % респондентов выска- исполнительное законодательство, казались, что закрепление данного понятия сающиеся закрепления понятия воспита-улучшит в целом состояние воспита- тельной работы с осужденными. В от-тельной работы (39,5 % видят это не- дельности необходимо уточнить ее со-обоснованным). держание применительно к правонару-Резюмируя сказанное, отметим, что шителям, состоящим на учете уголовно-в современных условиях развития обще- исполнительных инспекций, на уровне ства, новых веяний уголовно- ведомственных актов. исполнительной политики целесообраз-

Литература

1. Воробьев, С. М. Проблемы правовой определенности в нормативно-правовом регулировании воспитательной работы как одного из средств исправления осужденных в России / С. М. Воробьев // Человек: преступление и наказание. — 2020. — Т. 28. — № 3. — С. 357-364.

2. Грушин, Ф. В. Влияние системы факторов на развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации: монография / Ф. В. Грушин; под науч. ред. В. И. Селиверстова. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 208 с.

3. Колесникова, Ю. П. К вопросу о понятии и содержании воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества / Ю. П. Колесникова // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: материалы международных научно-практических конференций и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России, в 10 т., Рязань, 20-22 ноября 2019 года. — Рязань: Академия ФСИН России, 2019. — С. 128-130.

4. Лаврентьев, А. Р. Понятийная определенность и система отсылок как показатели качества нормативного правового акта / А. Р. Лаврентьев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 22. — С.165-169.

5. Ломакина, И. Б. Категория неопределенности в правопонимании / И. Б. Ломакина // Закон. Право. Государство. — 2021. — № 1 (29). — С. 35-39.

6. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. д. ю. н., профессора В. И. Селиверстова. — Москва: ИД «Юриспруденция», 2017. — 328 с.

7. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2010, 2021 гг. // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. — URL: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 09.11.2022)

8. Сиряков, А. Н. Организационно-правовые вопросы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы : исторические аспекты и современность: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Сиряков Алексей Николаевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. — Тамбов, 2007. — 25 с.

9. Смирнова, И. Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Акад. права и упр. Минюста России. — Рязань, 2003. — 23 с.

References

1. Vorob'ev S. M. Problemy pravovoj opredelennosti v normativno-pravovom reguliro-vanii vospitatel'noj raboty kak odnogo iz sredstv ispravleniya osuzhdennyh v Rossii [Problems of legal certainty in the regulatory and legal regulation of educational work as one of the means of correcting laws in Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: Crime and Punishment], 2020, vol. 28, no. 3, p. 357-364.

2. Grushin F. V. Vliyanie sistemy faktorov na razvitie ugolovno-ispolnitel'noj politiki i ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Influence of the system of factors on the development of penal policy and penal law of the Russian Federation]. monograph. Under science ed. by V. I. Seliverstov. Moscow, INFRA-M, 2017. 208 p.

3. Kolesnikova Yu. P. K voprosu o ponyatii i soderzhanii vospitatel'noj raboty s osu-zhdennymi k nakazaniyam, ne svyazannym s izolyaciej ot obshchestva [To the question of the concept and content of educational work with those sentenced to punishments not related to isolation from society]. In: IV Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum "Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie" [IV International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Correction"]. Materials of international scientific and practical conferences and round tables, to the 140th anniversary of the penitentiary system of Russia and the 85th anniversary of the Academy of the FPS of Russia. 10 vol. Ryazan, November 2022, 2019. Ryazan,the Academy of the FPS of Russia, 2019. P. 128-130.

4. Lavrent'ev A. R. Ponyatijnaya opredelennost' i sistema otsylok kak pokazateli kachest-va normativnogo pravovogo akta [Conceptual certainty and a system of references as indicators of the quality of a regulatory legal act]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii [Law Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2013, no. 22, p. 165-169.

5. Lomakina I. B. Kategoriya neopredelennosti v pravoponimanii [Category of uncertainty in legal understanding]. Zakon. Pravo. Gosudarstvo [Law. Right. State], 2021, no. 1 (29), p. 35-39.

6. Obshchaya chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii: itogi i obosnovaniya teoreticheskogo modelirovaniya [The general part of the new Criminal Executive Code of the Russian Federation: the results and justifications of theoretical modeling]. Under ed. by dr. of law, professor V. I. Seliverstov. Moscow, Yurispru-denciya Publishing House, 2017. 328 p.

7. Siryakov A. N. Organizacionno-pravovye voprosy vospitatel'noj raboty s osuzhdenny-mi k lisheniyu svobody : istoricheskie aspekty i sovremennost' [Organizational and legal issues of educational work with those sentenced to imprisonment: historical aspects and modernity]. Abstract of the thesis of candidate of law. Tambov, 2007. 25 p.

8. Smirnova I. N. Vospitatel'naya rabota v mekhanizme preduprezhdeniya soversheniya prestuplenij osuzhdennymi, sostoyashchimi na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh in-spekciyah [Educational work in the mechanism for preventing higher crimes by convicts registered in the penitentiary inspectorates]. Abstract of the thesis of candidate of law. Ryazan', 2003. 23 p.

Сведения об авторе

Светлана Игоревна Бякина: Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права. Email: lana.byakina@bk.ru

Information about the author

Svetlana I. Byakina: Samara Law Institute of the FPS of Russia (Samara, Russia), lecturer of the Chair of Criminal and Penal Enforcement Law. Email: lana.byakina@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.