DOI 10.37523/SUI.2023.52.1.021 УДК 343.8
Корольчук Ольга Олеговна
адъюнкт,
Академия ФСИН России,
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,
e-mail: [email protected],
Olga О. Korolchuk
адъюнкт,
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, e-mail: [email protected],
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация. В статье анализируются ключевые функции, которые выполняют различные общественные объединения в рамках исправления осужденных, не достигших совершеннолетия, раскрываются отдельные проблемы реализации таких функций, которые, по мнению автора, в наибольшей степени связаны с правовым регулированием указанного круга общественных отношений. Предметом статьи выступили официальные статистические показатели, современное законодательство, а также научная юридическая литература. Цель исследования - обосновать целесообразность преобразования уголовно-исполнительного законодательства в сфере участия общественных объединений в вопросах исправления несовершеннолетних осужденных к уголовным наказаниям с учетом тенденций современной уголовно-исполнительной политики. Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы сформулированы предложения по совершенствованию правовой регламентации участия общественности в сфере исправления данной категории осужденных с указанием непосредственных вариантов. Обозначена авторская позиция о важности специального обучения представителей общественных организаций для проведения работы с соответствующими осужденными. Рассмотрены вопросы, касающиеся создания механизмов воспитания осужденных, повышения эффективности использования ими свободного времени, совершенствования их духовно-нравственного и патриотического воспитания, развития у них стремления к общественно полезной деятельности. Предлагается расширение инструментов воспитания несовершеннолетних осужденных в форме подготовки Инструкции о порядке деятельности волонтерских отрядов. Данные решения положительно отразятся на совершенствовании действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, несовершеннолетние осужденные, исправление осужденных, общественные объединения, институт добровольчества.
Summary. The article analyzes the key functions performed by various public associations within the framework of the correction of convicts who have not reached the age of majority, reveals some problems of the implementation of such functions, which, according to the author, are most closely related to the legal regulation of the specified range of public relations. The subject of the article was official statistical indicators, modern legislation, as well as scientific legal literature. The purpose of the study is to substantiate the expediency of the transformation of penal enforcement legislation in the field of participation of public associations in the correction of minors sentenced to criminal penalties, taking into account the trends of modern penal enforcement policy. The methodological basis of the study consisted of the statistical method, analysis, synthesis, induction, system-structural, formal-logical methods. As a result of the conducted work proposals for improving the legal regulation of public participation in the sphere of correction of this category ofprisoners with the indication of direct options are formulated. The author's position on the importance of special training of representatives ofpublic organizations for carrying out the work with the convicts in question has been indicated. The issues of creating mechanisms for upbringing convicts, increasing efficiency of using their free time, improving their spiritual, moral and patriotic upbringing, developing their aspiration for socially useful activity are considered. It is proposed to expand the tools of education ofjuvenile convicts in the form of preparation of the Instruction on the procedure of volunteer squads' activities. These decisions will have a positive effect on the improvement of the existing criminal-executive legislation.
Keywords: the Penal System, juvenile convicts, correction of convicts, public associations, institute of volunteerism.
LEGAL REGULATION OF PUBLIC ORGANIZATIONS PARTICIPATION IN THE PROCESS OF CORRECTION OF JUVENILE CONVICTS
© 2023 Корольчук О. О.
Исправление осужденных - концептуальная идея, лежащая в основе функционирования отечественной уголовно-исполнительной системы и обозначенная в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) как цель уголовно-исполнительного законодательства. Ее реализация применительно к несовершеннолетним гражданам, которым назначены уголовные наказания, представляет собой многогранный и сложный процесс.
Отдельные аспекты исправления несовершеннолетних правонарушителей рассматривались учеными в сфере юридических, психологических и педагогических наук, о чем свидетельствуют монографические и диссертационные исследования [1-4]. В них доказывается необходимость особого подхода к лицам, не достигшим совершеннолетия, в рамках уголовно-исполнительного процесса [2], обусловливаются психолого-педагогические особенности подростков, которые должны быть учтены государственными органами при исполнении уголовных наказаний в их отношении [3]. Вместе с тем исследование вопросов применения средств исправления к рассматриваемой категории правонарушителей с участием общественных объединений представлено в российской науке фрагментарно и требует дальнейшей проработки.
Анализ российской уголовной преступности показывает, что несовершеннолетние осужденные в ней занимают незначительную часть. Согласно статистическим данным МВД России за 2021 г. общественно опасные деяния, совершаемые лицами, не достигшими 18 лет, составляют 3,4 % от количества всех зарегистрированных преступлений. Наибольший удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, зафиксирован в Еврейской автономной области (6,4 %), Магаданской (6,3 %) и Новгородской (6 %) областях [5]. Однако это не снижает актуальности исследования преступности несовершеннолетних, ведь они составляют «резерв» всей преступности.
Принятие Россией на рубеже ХХ-ХХ1 вв. основ современного конституционализма выдвинуло взаимодействие институтов гражданского общества с государственными органами на новый уровень - оно начало развиваться с учетом новых социально-экономических и политических факторов, оказывающих влияние на уголовно-исполнительную политику. Переход к рыночной экономике обусловил и особенности взаимодействия с общественностью - низкий уровень мотивации участия тех или иных организаций и объединений в рамках формирования у осужденных положительных качеств. Наряду с этим проблема взаимодействия администрации воспитательных колоний с различными общественными объединениями включает в себя множество вопросов, «точек соприкосновения», одной из которых является исправительно-предупредительное воздействие, оказываемое на осужденных. Его основные аспекты требуют научного обоснования и возможно даже критического подхода.
В доктрине уголовно-исполнительного права участие общественных объединений в процессе исполнения уголовных наказаний традиционно рассматривается в трех аспектах: содействие работе учреждений и органов, исполняющих наказания (например, в улучшении жилищно-бытовых условий осужденных); участие в исправлении осужденных; контроль деятельности указанных учреждений [6; 7].
По нашему мнению, наиболее важной именно для подростков с делинквентным поведением, которое собственно и привело к совершению преступления, является деятельность, направленная на их исправление. В законе данный термин трактуется как формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК РФ).
Анализ указанной дефиниции позволяет сделать вывод о том, что сущность исправления именно несовершеннолетних осужденных в ней отражена лишь частично, поскольку, на наш взгляд, оно предполагает не только формирование отношения к чему-либо (кому-либо), но и коррекцию отдельных негативных свойств личности, осуществление которой немыслимо без повышения интенсивности данных процессов при участии представителей гражданского общества.
Важность реализации общественными объединениями конкретных функций в исправлении несовершеннолетних осужденных предопределена основными тенденциями современной уголовной и уголовно-исполнительной политики - гуманизацией и расширением сферы применения альтернативных наказаний.
Обобщенные данные ФСИН России показывают тенденцию к сокращению численности осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Так, согласно показателям за 2021 г., среднесписочная численность осужденных за отчетный период составила 883 и по сравнению с предыдущими периодами продолжает неуклонно снижаться [8, с. 338], а доля несовершеннолетних осужденных в общей массе лиц, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, которые исполняют большинство наказаний без изоляции от общества, растет [8, с. 280-281].
Международные акты и стандарты в области исполнения уголовных наказаний в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, являясь отражением устоявшейся мировой практики обращения с анализируемой категорией, призывают государства к повышению исправительного воздействия на них в рамках каждой стадии уголовного судопроизводства при одновременном вовлечении общественности в данную деятельность.
Российская Федерация не является в этом исключением, так как в настоящее время уже сложилась определенная практика сотрудничества общественных объединений с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы по исполнению наказаний, как связанных с изоляцией от общества, так и не связанных с изоляцией, в отношении подростков.
В целом правовые основы функционирования общественных объединений установлены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В нем раскрыто понятие общественного объединения и установлена их классификация (в зависимости от организационно-правовой формы): общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия [9]. Следовательно, в пенитенциарной сфере могут принимать участие представители общественных организаций в любой возможной организационно-правовой форме, отраженной в законе.
Применительно к несовершеннолетним осужденным, отбывающим лишение свободы, правовые основы деятельности общественных объединений обозначены в ст. 142 УИК РФ. Единственным нормативно закрепленным вариантом участия общественности в деятельности воспитательных колоний является родительский комитет - при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных, порядок деятельности которых детализируется в положении, утверждаемом начальником воспитательной колонии.
Реализация родительским комитетом своих функций затруднена тем, что воспитательные колонии, которых в нашем государстве в настоящее время всего 14 (из них 2 для лиц женского пола), расположены, как правило, удаленно от региона постоянного проживания подростков, как следствие, привлечение заинтересованных положительно характеризующихся родителей к участию в уголовно-исполнительном процессе осложнено территориальным фактором.
Несмотря на отсутствие в нормах УИК РФ иных форм участия общественных объединений в деятельности воспитательных колоний, практика данного вектора деятельности государственных органов выходит за пределы нормативных предписаний.
Анализ правоприменительной деятельности сотрудников воспитательных колоний, осуществленный в ходе проведенного нами исследования, показывает, что среди функций общественных объединений в рамках исправления несовершеннолетних осужденных наиболее актуальными являются следующие:
- просветительская работа в области юриспруденции;
- оказание помощи в реальной защите прав подростков по вопросам свободного вер о-исповедания;
- улучшение условий труда и организации досуга, а также содействие в повышении образовательного уровня подростков;
- создание комфортной и безопасной среды проживания;
- духовное, морально-нравственное воспитание, культурное совершенствование и физическое развитие подростков;
- создание и постоянное совершенствование общественно полезных связей для развития личности;
- содействие подросткам в подготовке к выходу из мест заключения, в разрешении проблем с трудоустройством, налаживанием быта, медицинским обслуживанием, а также в психологическом становлении в новой жизни;
- общественное попечительство над исправительными воспитательными колониями.
Самыми типичными формами воспитательного воздействия на правонарушителей,
не достигших совершеннолетия, со стороны общественных объединений являются культурно -массовые мероприятия, единовременная незначительная материальная помощь и частные приемы для решения личных проблем подростков.
Следует особо подчеркнуть роль Русской православной церкви (далее - РПЦ) как представителя гражданского общества в морально-нравственном совершенствовании подростков, работа которой в последние годы ведется на основе специальных программ, подготовленных православной
общественностью совместно с сотрудниками органов исполнения наказаний. К примеру, воспитательным отделом Брянской колонии для несовершеннолетних и областным епархиальным управлением РПЦ проводится программная работа «По дороге к свету», разработанная для формирования комплекса морально-нравственных ценностей у оступившейся молодежи, которая имеет противоправные поведенческие наклонности. Подобная деятельность, на наш взгляд, заслуживает особого внимания, ведь основные постулаты православия могут стать для них ориентирами общественно полезного поведения и крепким щитом от возможных криминальных рисков.
В научной юридической литературе отмечается, что для проведения реальной и высокоэффективной общественной работы с несовершеннолетними правонарушителями требуется организовать образовательные спецкурсы для представителей общественных организаций, а также обязать вести работу в присутствии сотрудников системы исполнения наказаний [10, с. 130]. В связи с этим полагаем, что для реализации указанного важно, чтобы между соответствующими субъектами были заключены двухсторонние договоры о сотрудничестве.
Таким образом, систематическая общественная работа, направленная на реальные позитивные изменения личностей правонарушителей, в настоящее время развивается в зависимости от уголовно-исполнительной политики, на которую оказывают влияние социально-экономические и политические тенденции государственного развития.
Рассмотренные практические примеры деятельности общественных объединений в сфере уголовного правосудия в отношении подростков отражают широкий функционал общества в данном направлении. Вместе с тем имеются и некоторые проблемы осуществления общественными объединениями как участниками уголовно-исполнительных правоотношений своих функций.
Анализ уголовно-исполнительного законодательства в части правовых основ применения средств исправления в отношении несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества показывает определенные несовершенства и недостатки. Вопреки тенденции расширения сферы применения альтернативных наказаний, законодательно не определен порядок участия общественных объединений в проведении воспитательной работы, как и алгоритм ее проведения в целом [11, с. 7]. Не конкретизированы функции общественных организаций в исправлении несовершеннолетних.
Вместе с тем имеется многолетняя наработанная практика в указанной сфере. Так, в ряде субъектов Российской Федерации есть собственный опыт проведения мероприятий по сотрудничеству органов системы исполнения наказаний и общественных организаций при исправлении несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. В частности, в качестве участника уголовно-исполнительных правоотношений привлекаются родительские образования, и территориальный фактор не препятствует этому.
В УФСИН России по Смоленской области существует признанный передовым опыт «Взаимодействие ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области с Национальной родительской ассоциацией в сфере профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества», который позволяет эффективно применять технологию родительского образования в отношении осужденных без изоляции от общества [12, с. 29].
В ГУФСИН России по Пермскому краю организуется взаимодействие с Академией родительского образования (передовой опыт «Взаимодействие ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю с частным учреждением дополнительного профессионального образования „Академия родительского образования"») [13, с. 29].
Можно предположить, что опыт, апробированный в рамках указанных субъектов Российской Федерации, по привлечению родителей к участию в исправлении несовершеннолетних осужденных, с криминологической точки зрения, будет способствовать эффективной профилактике делинквентного поведения правонарушителей. В свою очередь, описанное выше наталкивает на мысль о закреплении в уголовно-исполнительном законодательстве нормы об участии родительских комитетов и при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
О реализации общественными объединениями функций по исправлению осужденных без изоляции от общества свидетельствует практика УФСИН России по Оренбургской области в части взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с региональной молодежной общественной организацией социально значимых инициатив «Навигатор», позволяющей сформировать ответственное поведение подростков, организовать их досуг [13, с. 29].
В качестве отдельной формы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и общества выступает институт добровольчества, который также не закреплен в УИК РФ. Однако отдельные исследователи, в том числе И. А. Лакина, отмечают позитивный эффект такой формы общественной поддержки и влияния на осужденных [14, с. 8]. Мы разделяем приведенное мнение, тем более что, по данным Фонда общественного мнения, большинство граждан высоко оценивают пользу обществу от различных видов добровольческой деятельности [15].
Вне сомнений, исправление осужденных неразрывно связано с профилактикой правонарушений. Она, в свою очередь, представляет собой наиболее раннюю стадию предупреждения преступлений, в которой, как правило, задействованы не только государственные органы, но и общественность. Кроме того, обозначенные аспекты являются содержанием подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению, которая начинается, как правило, с момента прибытия лица в учреждение уголовно-исполнительной системы. На основании этого осуществление общественными объединениями своих функций в данной сфере также весьма актуально.
Российская правовая база в области профилактики правонарушений определила задачу сокращения рецидивных преступлений. Существует позиция, согласно которой ставка исключительно на карательные меры в борьбе с правонарушениями дает обратный эффект и усугубляет криминогенную обстановку в обществе [16, с. 295].
Профилактику вторичных правонарушений невозможно представить без тесного сотрудничества органов исполнения наказаний и общественных организаций. Практика подтверждает, что у большей части представителей общественных организаций, которые проводят единовременные акции в местах лишения свободы несовершеннолетних правонарушителей, отсутствуют элементарные представления о принципах работы этих учреждений, особенностях и субкультурных нравах в преступной среде, выборе правильных видов воспитания, у них нет соотве т-ствующего педагогического опыта и знаний в области психологии для работы с таким кругом правонарушителей.
Осужденные, проживающие в среде правопослушных граждан, с одной стороны, легче поддаются исправительному воздействию, с другой стороны, могут быть подвержены криминальному влиянию. Анализ повторной преступности в воспитательных колониях показывает следующее: в 2016 г. зарегистрировано 9 преступлений, в 2017 г. - 3, в 2018 г. - 1, в 2019 г.у - 5, в 2020 г. - 0, в 2021 г. - 3. В УИИ за 2021 г. за повторные преступления было осуждено 27 911 человек, из них 0,98 % несовершеннолетних (273 человека), что должно настораживать правоприменителей и нацеливать их на поиск осуществления новых форм профилактической работы, которая практически невозможна без представителей гражданского общества [8, с. 280-281]. Важнейшая роль отводится профилактическому влиянию на подростковую личность, преимущественно индивидуальному подходу к решению вопросов профилактики преступлений в каждом конкретном случае.
Роль общественных организаций в исправлении несовершеннолетних осужденных должна повышаться на уровне как нормативно -правовых актов, так и каждодневной правоприменительной практики.
В повседневной рабочей практике, направленной на профилактику подростковых правонарушений, общественные организации могут вести общую и индивидуальную работу. Возможны следующие векторы:
- локализация вредных общественных воздействий, влияющих на условия совершения подростковых преступлений;
- влияние на условия, которые благоприятствуют совершению преступлений отдельных
видов;
- прямое влияние на подростков, которые склонны к противоправному поведению;
- влияние на антисоциальные группировки, ведущие противоправный образ жизни, в которые могут вступить новые подростки.
Профилактическая работа, которая ведется по данным векторам, призвана гарантировать всю полноту влияния на подростков, склонных к противоправному поведению, на социальные факторы и среду пребывания молодежи.
На основе вышеизложенного с целью создания механизмов воспитания осужденных, повышения эффективности использования ими свободного времени, совершенствования их духовно-нравственного и патриотического воспитания, развития у них стремления к общественно полезной деятельности считаем важным внести изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 г. № 91 ©Об утверждении Инструкции по организации
воспитательной работы с осужденными», а именно в п. 6 включить пп. 6.3 в следующей редакции: ©С целью создания механизмов воспитания осужденных, повышения эффективности использования ими свободного времени, совершенствования их духовно-нравственного и патриотического воспитания, развития у них стремления к общественно полезной деятельности в колониях и при уголовно-исполнительных инспекциях создаются волонтерские отряды, в том числе из несовершеннолетних осужденных».
Ввиду того что согласно общей теории права, правовому регулированию подлежат наиболее значительные сферы общественной жизни, дальнейшим развитием предложенной инициативы, направленной на расширение инструментария воспитания несовершеннолетних осужденных, может быть разработка Инструкции о порядке деятельности волонтерских отрядов, включающей в себя следующие положения:
1. Информационно-просветительские мероприятия, направленные на ознакомление «трудных» подростков с добровольческой деятельностью (подготовка различных видео-и интернет-курсов, стендов и брошюр с наглядной агитацией, проведение различных занятий и тренингов).
2. Структурно-организационные мероприятия (принципы, задачи и функции волонтерских отрядов; структура; правовое регулирование деятельности; права и обязанности кураторов волонтерских отрядов; процесс организации и анализ проводимых мероприятий).
3. Организация участия в практической деятельности как на муниципальных, районных, так и на федеральном уровнях (принятие участия в событиях, проектах, акциях с привлечением опытных специалистов уже существующих в регионе волонтерских организаций).
4. Взаимодействие с волонтерскими центрами и некоммерческими организациями.
В работе по профилактике правонарушений среди молодежи общественные организации могут приложить все усилия для установления факторов, благоприятствующих противоправному поведению, а также их полной ликвидации. Для этого общественные организации должны сотрудничать со всеми профильными государственными органами, которые отвечают за снижение уровня подростковой преступности, организовывать системные операции и прочую подобную работу.
Библиографический список
1. Попова Е. Э. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных: историко-правовые аспекты и современные тенденции развития: монография. М., 2015. 197 с.
2. Матвеенко В. Е. Общественное воздействие как средство исправления несовершеннолетних осужденных: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2000. 242 с.
3. Вилкова А. В. Средства исправления несовершеннолетних осужденных: монография. М., 2018. 103 с.
4. Дикопольцев Д. Е. Аутодеструктивное поведение несовершеннолетних осужденных к лишению свободы и пути его психологической профилактики: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2013. 286 с.
5. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 года [Электронный ресурс] // МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 (дата обращения: 03.07.2022).
6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. В. Бриллиантов, В. В. Геранин, Л. П. Дубровицкий и др.; науч. ред. А. С. Михлин [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.07.2022).
7. Бриллиантов А. В., Курганов С. И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. В. Бриллиантова. 3-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.07.2022).
8. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы за январь - декабрь 2021 г.: информ.-аналит. сб. Тверь, 2022. 436 с.
9. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
10. Игнатенко В. И. Предупреждение антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних: монография. Рязань, 2004. 248 с.
11. Бякина С. И. Проблемы организации и проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 9 (232). С. 6-12.
12. Передовой опыт учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний за 2021 год (информационный бюллетень) / С. И. Кузьмин и др. М., 2022. 56 с.
13. Передовой опыт учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний за 2020 год (информационный бюллетень) / А. А. Сивова и др. М., 2021. 49 с.
14. Лакина И. А. Развитие института добровольчества (волонтерства) как фактор ресоциализации лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 8 (231). С. 6-11.
15. Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть 11). Ст. 8791.
16. Зубкова В. И. К некоторым вопросам реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13 (1-4). № 3. С. 294-298.
References
1. Popova Е. Е. Obshchestvennoe vozdejstvie как osnovnoe sredstvo ispravleniya osuzhdennyh: istoriko-pravovye aspekty i sovremennye tendencii razvitiya: monografiya [Social impact as the main means of correcting convicts: historical and legal aspects and modern development trends]. Moscow, 2015, 197 p. [in Russian].
2. Matveenko V. Е. Obshchestvennoe vozdejstvie kak sredstvo ispravleniya nesovershennoletnih osuzhdennyh. Diss. kand. ped. nauk [Social impact as a means of correcting juvenile convicts. Candidate's of Pedagogy thesis]. Ryazan, 2000, 242 p. [in Russian].
3. Vilkova A. V. Sredstva ispravleniya nesovershennoletnih osuzhdennyh: monografiya [Means of correction of juvenile convicts]. Moscow, 2018, 103 p. [in Russian].
4. Dikopol'cev D. Е. Autodestruktivnoe povedenie nesovershennoletnih osuzhdennyh k lisheniyu svobody i puti ego psihologicheskoj profilaktiki. Diss. kand. psihol. nauk [Autodestructive behavior of minors sentenced to imprisonment and ways of its psychological. Candidate's of Psychology thesis]. Ryazan, 2013, 286 p. [in Russian].
5. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar'-dekabr' 2021 goda [The state of crime in Russia for January-December 2021]. MVD Rossii [The Ministry of Internal Affairs of Russia]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 (Accessed: 03.07.2022) [in Russian].
6. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) [Commentary to the Penal Enforcement Code of the Russian Federation (article by article)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.07.2022) [in Russian].
7. Brilliantov A. V., Kurganov S. 1. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) [Commentary on the Penal Code of the Russian Federation (article by article)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.07.2022) [in Russian].
8. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy za yanvar' - dekabr' 2021 g.: inform.-analit. sb. [The main indicators of the activity of the penal enforcement system for January - December 2021]. Tver, 2022, 436 p. [in Russian].
9. Ob obshchestvennyh ob"edineniyah : Federal'nyj zakon ot 19 maya 1995 g. no. 82-FZ [On Public Associations: Federal Law no. 82-FZ of May 19, 1995]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 1995, no. 21, st. 1930 [in Russian].
10. Ignatenko V. 1. Preduprezhdenie antiobshchestvennogo obraza zhizni i recidiva prestuplenij nesovershennoletnih: monografiya [Prevention of antisocial lifestyle and recidivism of juvenile crimes]. Ryazan, 2004, 248 p. [in Russian].
11. Byakina S. 1. Problemy organizacii i provedeniya vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi, sostoyashchimi na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah [Problems of organizing and conducting educational work with convicts registered in penal enforcement inspections]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Sheets of the penal enforcement system], 2021, no. 9 (232), pp. 6-12 [in Russian].
becthhk emu
12. Peredovoj opyt uchrezhdenij i organov Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij za 2021 god (informacionnyj byulleten') [Best practices of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service for 2021 (newsletter)]. Moscow, 2022, 56 p. [in Russian].
13. Peredovoj opyt uchrezhdenij i organov Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij za 2020 god (informacionnyj byulleten') [Best practices of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service for 2020 (newsletter)]. Moscow, 2021, 49 p. [in Russian].
14. Lakina I. A. Razvitie instituta dobrovol'chestva (volonterstva) kak faktor resocializacii lic, osuzhdennyh k nakazaniyam, ne svyazannym s izolyaciej ot obshchestva 11 [Development of the Institute of volunteerism (volunteering) as a factor of re-socialization of persons sentenced to punishments not related to isolation from society]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Sheets of the penal enforcement system], 2021, no. 8 (231), pp. 6-11 [in Russian].
15. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossijskoj Federacii do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 27 dekabrya 2018 g. no. 2950-r [On the approval of the Concept of the Development of Volunteerism in the Russian Federation until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation. Federation of December 27, 2018 no. 2950-r]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2018, no. 53 (Part II), art. 8791 [in Russian].
16. Zubkova V. I. K nekotorym voprosam realizacii Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g. [On some issues of implementation of the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation until 2020]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal enforcement Law], 2018, vol. 13 (1-4), no. 3, pp. 294-298 [in Russian].