Научная статья на тему 'Понятия "Родина" и "патриотизм": взгляд современных педагогов'

Понятия "Родина" и "патриотизм": взгляд современных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитание / гражданско-патриотическое воспитание / обучающиеся / педагоги / Родина / патриотизм. / education / civic-patriotic education / students / teachers / motherland / patriotism.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герлах И.В., Твелова И.А., Щербанева Н.Г.

Цель исследования – выявление и научное обоснование эффективных форм и методов гражданско-патриотического и культурно-просветительского воспитания обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования. Научная новизна заключается в разработке диагностических материалов по выявлению форм и методов гражданско-патриотического и культурно-просветительского воспитания обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования. В результате сделаны выводы об объективных и субъективных факторах, влияющих на формирование профессиональной компетентности педагога в сфере гражданско-патриотического воспитания и о понимании опрошенными педагогами понятийно-терминологического аппарата гражданско-патриотического воспитания обучающихся, включающего такие понятия как "Родина" и "патриотизм". * Статья подготовлена в рамках исследования "Исследование форм и методов развития добровольчества (волонтерства) при реализации социально значимых проектов, направленных на патриотическое воспитание и сохранение историко-культурного наследия регионов", осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (соглашение №073-03-2022-107 от 14.01.2022 г).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герлах И.В., Твелова И.А., Щербанева Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts of "motherland" and "patriotism": the view of modern teachers

The purpose of the study is to identify and scientifically substantiate effective forms and methods of civil-patriotic and cultural-educational education of students in educational institutions of general and vocational education. The scientific novelty of the study lies in the development of diagnostic materials to identify the forms and methods of civil-patriotic and cultural-educational education of students in educational institutions of general and vocational education. As a result, conclusions were drawn about the objective and subjective factors influencing the formation of the professional competence of a teacher in the field of civic-patriotic education and about the understanding by the interviewed teachers of the conceptual and terminological apparatus of civic-patriotic education of students, including such concepts as "Motherland" and "patriotism". * The article was prepared as part of the study "Research on the forms and methods of developing volunteerism (volunteering) in the implementation of socially significant projects aimed at patriotic education and the preservation of the historical and cultural heritage of the regions", carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation (agreement No. 073-03-2022-107 of 01/14/2022).

Текст научной работы на тему «Понятия "Родина" и "патриотизм": взгляд современных педагогов»

* The article was prepared as part of the study "Research on the forms and methods of developing volunteerism (volunteering) in the implementation of socially significant projects aimed at patriotic education and the preservation of the historical and cultural heritage of the regions", carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation (agreement No. 073-03-2022-107 of 01/14/2022).

** Статья подготовлена в рамках исследования «Исследование форм и методов развития добровольчества (волонтерства) при реализации социально значимых проектов, направленных на патриотическое воспитание и сохранение историко-культурного наследия регионов», осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (соглашение №073-03-2022-107 от 14.01.2022 г).

The concepts of "motherland" and "patriotism": the view of modern teachers *

Gerlakh Irina Vitalievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice

Tvelova Irina Aleksandrovna, PhD of Psychology, Associate Professor, Department of Social, Special Pedagogy and Psychology

Shcherbaneva Natalya Gennadievna, PhD of Psychology, Associate Professor, Department of Social, Special Pedagogy and Psychology

Armavir State Pedagogical University, Armavir

The purpose of the study is to identify and scientifically substantiate effective forms and methods of civil-patriotic and cultural-educational education of students in educational institutions of general and vocational education. The scientific novelty of the study lies in the development of diagnostic materials to identify the forms and methods of civil-patriotic and cultural-educational education of students in educational institutions of general and vocational education. As a result, conclusions were drawn about the objective and subjective factors influencing the formation of the professional competence of a teacher in the field of civic-patriotic education and about the understanding by the interviewed teachers of the conceptual and terminological apparatus of civic-patriotic education of students, including such concepts as "Motherland" and "patriotism".

Keywords: education; civic-patriotic education; students; teachers; motherland; patriotism.

Цитировать: Герлах И.В., Твелова И.А., Щербанева Н.Г. Понятия «Родина» и «патриотизм»: взгляд современных педагогов // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 241-246. EDN: HDFSZW. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.43

Герлах Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории, истории педагогики и образовательной практики

Твелова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Социальной, специальной педагогики и психологии

Щербанева Наталья Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Социальной, специальной педагогики и психологии

Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

Цель исследования – выявление и научное обоснование эффективных форм и методов гражданско-патриотического и культурно-просветительского воспитания обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования. Научная новизна заключается в разработке диагностических материалов по выявлению форм и методов гражданско-патриотического и культурно-просветительского воспитания обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования. В результате сделаны выводы об объективных и субъективных факторах, влияющих на формирование профессиональной компетентности педагога в сфере гражданско-патриотического воспитания и о понимании опрошенными педагогами понятийно-терминологического аппарата гражданско-патриотического воспитания обучающихся, включающего такие понятия как «Родина» и «патриотизм».

Ключевые слова: воспитание; гражданско-патриотическое воспитание; обучающиеся; педагоги; Родина; патриотизм.

УДК 371.135

5.8.1

Герлах И.В., Твелова И.А., Щербанева Н.Г.

Понятия «Родина» и «патриотизм»: взгляд современных педагогов **

Введение

В связи с обострившейся геополитической ситуацией, событиями на Донбассе и реализуемой Россией Специальной военной операцией, гражданско-патриотическое воспитание стало ведущим направлением государственной политики. Оно закреплено нормативно и законодательно. Так, Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет гуманистический характер образования, приоритет … гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры … [8].

При этом следует отметить, что на качество и результативность патриотического воспитания обучающихся влияют, в первую очередь, мотивированность и гражданская позиция самого учителя, его потребность заниматься саморазвитием, применять в своей работе педагогические умения и навыки, необходимые для этого направления профессиональной деятельности – важнейшего в современной системе российского образования.

Директор школы из Донецкой Народной Республики В.Л. Шулак отмечает, что существуют как объективные, так и субъективные факторы, воздействующие на формирование профессиональной компетентности педагогов в области осуществления гражданско-патриотического воспитания обучающихся [9]. К объективным факторам он относит:

- отношение государства к системе образования, его готовность к решению, прогнозированию и моделированию проблемных ситуаций в сфере патриотического воспитания, с пониманием особой важности получения высоких результатов, их развития и тиражирования;

- наличие государственной политики, поддерживающей и сохраняющей традиционные духовно-нравственные ценности, регламентированной соответствующими нормативно-правовыми документами и наплоенной актуальным содержанием, воплощаемым в реальной деятельности, направленной как на представителей подрастающего поколения, так и на общество в целом;

- наличие развитой системы непрерывного, в том числе, непрерывного педагогического, образования, а также поддержку получения и развития дополнительного образования на всех образовательных уровнях, связанного с сохранением историко-культурного наследия малой родины;

- развитое материально-техническое обеспечение гражданско-патриотического воспитания, включая систему финансирования.

Субъективными факторами В.Л. Шулак считает:

- психологические характеристики педагога, обеспечивающие адекватное и своевременное реагирование на потребности системы образования, связанные с актуальными проблемами гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- постоянное совершенствование профессиональных компетенций, позволяющих педагогам эффективно решать задачи гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- повышение государством престижности профессии учителя и трансляцию социальной значимости педагога, его роли в развитии личности и гражданского общества;

- наличие определённых идеологических установок, гражданской позиции педагога, соответствующей государственной политике в сфере образования и т.д.

Остановимся на последнем факторе подробнее. Идеологические установки, представляя собой взаимосвязь идейного, ценностного и нормативного аспектов, предполагают, что педагог должен не только владеть понятийно-терминологическим аппаратом гражданско-патриотического воспитания, но и сам разделять транслируемые обучающимся ценности. Очевидно, что они включают в себя такие основополагающие понятия, как «Родина» и «патриотизм».

Вышесказанное обусловило в рамках исследования «Выявление эффективных форм и методов гражданско-патриотического и культурно-просветительского воспитания обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования», проведённого нами в 2022 году, рассмотрение вопросов, связанных с пониманием педагогами понятийно-терминологического аппарата гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Цель исследования структурировала следующие задачи:

1) выявить обобщённые характеристики респондентов (педагогов);

2) установить, как педагоги определяют понятие «патриотизм»;

3) установить, как педагоги определяют понятие «Родина».

Для осмысления полученных данных нами были применены следующие методы исследования: опрос с применением полузакрытых и закрытых вопросов, регистрация, обобщение данных, а также математические и статистические методы в форме ранжирования, рейтингового оценивания и расчета процентных соотношений.

Теоретической базой исследования послужили работы А.Я. Данилюка, A.М. Кондакова, B.А. Тишкова, И.Г. Томаревой, В.Н. Ефименко, Л.М. Дробижевой, И.А. Агаповой, Г.А. Коноваловой и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть учтены при организации воспитательного процесса образовательных организациях общего и профессионального образования.

Основная часть

В исследовании приняли участие 9702 человека: педагоги общеобразовательных организаций, колледжей, техникумов и организаций высшего образования из 31 региона Российской Федерации.

Онлайн-опросы проводились анонимно в форме анкетирования с помощью Google Forms. В опроснике были выделены 4 тематических раздела. Анализ полученных результатов по разделам опросника «Понимание педагогами понятийно-терминологического аппарата гражданско-патриотического воспитания обучающихся» и «Обобщенная характеристика респондентов» представлен ниже.

Обобщенная характеристика респондентов.

Гендерный и возрастной состав респондентов важен, т.к. даёт нам понимание: мнение, педагогов какого пола и каких именно возрастных групп, преобладает в результатах данного опроса. Как показал анализ полученных данных, большую часть опрошенных (8457 чел. – 89,5%) составляют женщины, а 10,5% (988 чел.) - мужчины. Большинство опрошенных (38,9%) - это педагоги в возрасте от 36 до 50 лет. Второе место по активности участия в опросе занимает группа педагогов в возрасте от 51 до 65 лет – 30,4%, на третьем месте участники от 20 до 35 лет – 27,3%, а на четвёртом месте педагоги в возрасте от 66 лет и старше – 3,4%.

В исследовании приняли участие педагоги общеобразовательных организаций, колледжей, техникумов и организаций высшего образования. Для нас было важно оценить активность участия и преобладание ответов представителей тех или иных образовательных организаций. Анализ полученных данных показал, что большинство опрошенных – школьные учителя – 62,9%, на втором месте находятся педагоги СПО – 24,2%, третье место занимают преподаватели вузов – 12,6%, на четвёртом – педагоги дополнительного образования – 0,4%.

Понимание респондентами понятийно-терминологического аппарата гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает «чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству» [1]. В законопроекте № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» [2], находящемся с 2017 г. на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, патриотизм трактуется как: «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

В связи с этим большой интерес представляет понимание педагогами данного термина, т.к. он является значимой составляющей не только содержания их профессиональной деятельности, но и мировоззрения, которое они «транслируют» воспитанникам. Полученные данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Определение участниками опроса понятия «патриотизм»

Мы провели ранжирование полученных ответов (рис.1). Определяя понятие «патриотизм», респонденты на первом месте рейтинга указали «любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни» (80,8%), на втором - «национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу» - 70,3%, на третьем - «стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы наше государство было самым мощным и уважаемым» - 66,5%, на четвертом - «интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей страны», его выбрали 27,7% опрошенных, на пятом - «участие в добровольческой/волонтёрской деятельности», этот ответ выбрали 20,6% опрошенных.

Среди ответов, несущих негативную смысловую нагрузку, на первое место может быть помещён вариант «нетерпимость к представителям других наций и народов» выбрали 5,6% респондентов, на второе место - «патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи» указали 3,5%, на третье - «патриотизм – это лишь литературная выдумка», его выбрали 2,2%.

Для успешного осуществления деятельности в сфере духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания молодежи педагог сам, в первую очередь, должен иметь чёткую морально-нравственную позицию, устойчивое мировоззрение, включая высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4], свободно ориентироваться в основных понятиях, которыми пользуется данная область педагогики. В связи с этим, мы включили в опросник ряд вопросов, раскрывающих понимание педагогами этих понятий и терминов, центральным из которых является понятие «Родина». Полученные данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Ассоциации респондентов со словом «Родина»

Полученные данные свидетельствуют о том, что слово «Родина» ассоциируется у 64,5% респондентов с государством, в котором они живут», у 55,1% - с землей, территорией, на которой они живут, у 45,5% - с семьёй, у 40,2% - с традициями и обычаями, у 29,1% - с родным языком, у 19% - это друзья, круг общения, у 16,5% - с верой и религией. Также респондентами были даны собственные варианты ответов, среди которых наиболее часто встречаются варианты «все вышеперечисленное», «место, где ты родился».

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования от 2010 г. дано определение термина «российская гражданская идентичность» [6], который включён в стандарты 2012 г. [7, с.2, 4, 11, 34]. В определении сказано, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)».

Заключение

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Большую часть опрошенных педагогов составляют женщины, что указывает на проблему гендерного дисбаланса среди специалистов, занимающихся гражданско-патриотическим воспитанием обучающихся. Данный факт не может не отражаться на результативности и содержании воспитательного процесса.

2. По возрастному показателю группы респондентов представлены примерно в равных количествах (количественные различия в пределах 10%), с преобладанием педагогов в возрасте от 36 до 50 лет.

3. Большинство опрошенных (наиболее активная группа респондентов) – школьные учителя, на втором месте находятся педагоги СПО, третье место занимают преподаватели вузов, на четвёртом - педагоги дополнительного образования.

4. Большинство опрошенных трактуют понятие «патриотизм» как любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни, национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу, стремление трудиться для процветания Родины. Однако вызывает обеспокоенность тот факт, что, определяя понятие «патриотизм», 5,6% респондентов выбрали «нетерпимость к представителям других наций и народов», что можно интерпретировать как наличие признаков шовинизма [3]. При этом 5,7% опрошенных педагогов отрицают актуальность патриотического воспитания. В процентном соотношении приведённые цифры не велики, однако, в численном – это 520 и 529 человек. Отметим, что в среднем каждый учитель ежедневно активно взаимодействует в учебном процессе примерно со 150 обучающимися, осуществляя их воспитание. Следовательно, вышеуказанные педагоги, составляющие в общей сложности 11,3% опрошенных, ежедневно воздействуют на умы более 157 тысяч обучающихся. Данная цифра вполне сопоставима с численностью населения небольшого города.

5. Большинство респондентов ассоциирует понятие «Родина» с государством, в котором они живут, с родной землей, более 40% участников опроса связывают его с семьёй, традициями и обычаями. Заслуживает внимания тот факт, что только 29,1% соотносят слово «Родина» с родным языком.

В качестве рекомендаций следует отметить, что необходимо расширять и углублять представления педагогов о таких ключевых для гражданско-патриотического воспитания понятиях, как «патриотизм» и «Родина», о значимости и ценности родного языка, и устойчивых взаимосвязях между гражданственностью и выполнением долга перед Родиной. Проводить в педагогической среде мероприятия по профилактике шовинизма.

Таким образом, результаты проведённого исследования показали необходимость сбора и оценки фактического материала, позволяющего выявить эффективные формы и методы гражданско-патриотического и культурно-просветительского воспитания обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования.

Литература:

1. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. URL: http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf (дата обращения: 21.11.2022).

2. Законопроект №315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/315234-7 (дата обращения: 21.09.2022).

3. Значение слова «шовинизм» [Электронный ресурс]. URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/шовинизм (дата обращения: 21.11.2022).

4. Мужчина в образовании: герой, необходимый современной России [Электронный ресурс]. URL: https://urgaps.ru/news/81 (дата обращения: 21.11.2022).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 21.11.2022).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 21.11.2022).

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 21.11.2022).

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 19.11.2022).

9. Шулак В.Л. Профессиональная компетентность педагога в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-v-grazhdansko-patrioticheskom-vospitanii-podrastayuschego-pokoleniya-2740682 (дата обращения: 19.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.