различных правовых семьях мира в призме использования их рационального опыта в правовой системе России, в том числе, МВД России, 13 мая 2011. г.Калининград КлЮИ МВД России.
2. Соколов А.Н. Правовое государство в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Правовое государство: теория и практика. 2011 №2.
3. Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации: Монография. -Калининград. Янтарный сказ, 2002.
4. Утяшев М.М. Высшая форма государства -правовая // Правовое государство: теория и практика. 2012. №2.
5. Mohl, von, Robert. Das Staatsrecht des Koenigsrechts Wuertemberg. Bd.1. Tuebengen, 1829.
Ф.Х. Галиев
6. Stern Klaus. Das staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. B.I. Verlag C.H. Bek, Muenchen, 1977.
7. Welcker Carl Fh. Die letzten Gruende von Recht, Staat und Strafe, 1813. I. Buch., Kap. 6.
8. Aretin, von Yoh. Christ. Staatsrecht der konstitutionallen Monarchie. Bd.1, Altenburg, 1824.
9. Кант И. Собрание сочинений. В 6-ти - М.: Мысль, 1963 - 1966. Т. 6 Т.4 Ч.2.
10. Mayer O. Kerwaltungsrecht. 1895. I.
11. Stein, voh, L. Handbuch der Verwaktungslehre. 3 Aufl.1887. Bd.1.S.133.
12. Thoma R. Rechtsstaatsidee undVerwaltungwissenschaftyor Bd.4 (1910).
13. Ellwein T. Das Erbe der Monarchie in der deutschen Staatskrise. Muenchen, 1954.
ПОНЯТИЯ «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО» И «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Правовая культура, как одна из составляющих элементов общей культуры общества, с одной стороны, отражает специфику правосознания, сформировавшегося к данному этапу в политико-правовом развитии государства. С другой стороны, правовая культура представляет собой своеобразный фундамент, способствующий дальнейшей позитивной динамике общественного сознания в данном направлении. В статье использованы результаты опроса населения, проведенного автором.
Ключевые слова: правовая культура, правовое государство, гражданское общество, общественное сознание, правовое сознание.
F.Kh. Galiev
THE NOTIONS OF THE «RULE-OF-LAW STATE" AND CIVIL» SOCIETY"IN THE SOCIO-CULTURAL DIMENSION
Legal culture as one of the constituent elements of general public culture on the one hand reflects specifics of the legal consciousness formed by this stage in political and legal development of the state. On the other hand legal culture is a kind of foundation contributing to the further positive dynamics of social consciousness in this direction. The paper contains the results of the public opinion polls performed by the author.
Key words: legal culture, rule-of-law state state, civil society, social consciousness, legal consciousness.
В условиях постсоветского времени понятия «правовое государство», «гражданское общество» стали довольно актуальными. В работах тех исследователей, которые работают над проблемами, связанными не только с историей становления и
функционирования или же современным состоянием государства и общества, но и с основными тенденциями их дальнейшего развития, все чаще стали употребляться эти понятия. И в выступлениях руководителей государства, известных политиков и общественных деятелей стали 20
звучать словосочетания «гражданское общество», «правовое государство».
Правда, судьбы этих понятий несколько отличаются друг от друга. Например, по сравнению с понятием «гражданское общество» понятие «правовое государство» привлекло особое внимание исследователей, вернувшись после долгого перерыва в российское поле научно-теоретических исследований
непосредственно в связи с наступлением перестроечного и постперестроечного времени. Однако, сравнительно быстро оно заняло свое место не только в научно-теоретических разработках, но и в конкретизации и официальном
обозначении формы и элементов формы отечественного государства в Конституции Российской Федерации, потому что «правовое государство в типологическом измерении является самостоятельным типом государства, возникшем на основе новых реалий на определенном этапе общественного развития»1.
Понятие «гражданское общество» тоже появилось «достаточно давно, тем не менее, в отечественной науке это явление
стало
предметом
пристального
исследования относительно недавно»2, что объясняется объективно существующими причинами. Во-первых, то, что «Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией», было обозначено в ежегодном Послании Президента В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 году .
Другая причина, на наш взгляд, заключается в том, что и гражданское общество «возникает там и только тогда, где и когда институт государства уже не в состоянии оптимально выполнять функции регламента общественных отношений, где созрели предпосылки гражданского компромисса и мировоззренческого
1 Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. С.45.
2 Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В.М.Сырых. - М.: Эксмо, 2008. С.122.
3 Послание Президента Российской Федерации
В.В.Путина Федеральному Собранию Российской
Федерации // Российская газета. 2003. 17 мая.
плюрализма; где складывается
совокупность общественных институтов, имеющих собственный статус и способных к равноправному диалогу с институтом государства, способных противостоять политической экспанции государства, быть его противовесом; сдерживать его стремление к монополии, превращению из системы обеспечения развития общества в систему самообеспечения»4.
Тем не менее, споры о том, что такое правовое государство, и что такое гражданское общество, продолжаются. «В современной научной литературе вопрос о целях и задачах гражданского общества и государства в значительной мере предопределяющих характер их взаимоотношений, по общему правилу, решается дифференцированно. Наряду с их общими целями и задачами выделяются и их особые, специфические для каждого из них задачи»5. Такая ситуация, с одной стороны, подчеркивает злободневность проблемы научного определения этих понятий, с другой стороны, усложняет восприятие данных понятий
общественным сознанием.
В то же время, если перед страной стоит задача усиления позиций гражданского общества и дальнейшего развития правового государства, то очевидна необходимость наличия в общественном сознании знания исходных начал и основных понятий. Без освоения теоретических и практических положений гражданского общества и правового государства у нас не может быть нормального развития в будущем66.
Бесспорно, особенности каждого конкретно-исторического этапа в развитии
4 См.: Гражданское общество: истоки и современность / Научный редактор проф. И.И. Кальной. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. С.22.
5 Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. - М.: Проспект, 2009. С. 149.
6 См.: Фархутдинов И.З., Галиев Ф.Х. Роль правового государства в евразийском пространстве: Интервью с Ф.М. Раяновым, доктором юридических наук, профессором, директором Уфимского научно-исследовательского института проблем правового государства, главным редактором журнала «Правовое государство: теория и практика» // Евразийский юридический журнал. 2012. №7. С.9.
государства отражаются в образе жизни, представлениях людей о справедливости, добре и зле. Та часть представлений людей, которая непосредственно связана с государством и правом, субъективными правами и юридическими обязанностями, пределами свободы и разумным применением принудительной силы государства, имеет прямое отношение к правосознанию.
Поэтому эти представления отражаются и на специфике правовой культуры данного общества. В свою очередь, представления о гражданском обществе базируются, в основном, на том, что гражданское общество, прежде всего, это наличие в обществе гарантированных Конституцией страны прав и свобод, а также предоставленная государством реальная возможность всех граждан пользоваться этими правами и свободами. В то же время понятие «правовое государство»
непосредственно ассоциирует с понятиями «закон», «законность», «право», «справедливость» и т.д.
В целях исследования широкого круга вопросов, имеющих
непосредственное отношение к правовой культуре и связанных, прежде всего, с правовой организацией общественной жизни в современном государстве, отношением людей к праву и закону, их восприятием поступков и деяний тех, кто игнорирует требования действующего законодательства, оценкой населением своего поведения, основанного на знании или на почитании права и закона, нами был проведен опрос населения в нескольких субъектах Российской Федерации .
Один из основных вопросов заключался в выяснении возможности влияния функционирующих в обществе социальных норм на поведение людей, в частности, и на правовую культуру, вообще. С учетом того, что в реальной жизни свое поведение человек
7 Галиев Ф.Х. Правовая культура и общественное мнение /Ф.Х.Галиев, С.А.Ларцева, Р.Р.Яппарова. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2011.
корректирует не только в соответствии с нормами права, но и согласно требований других социальных норм: морали, религии, традиций и т.д., в анкету были включены вопросы о роли и значении данных социальных норм в процессе выбора той или иной модели поведения и при решении жизненно важных проблем.
В целях большей результативности работа была дополнена экспертными оценками. В качестве экспертов выступили высококвалифицированные специалисты-юристы, занимающие
соответствующие должности в органах законодательной и судебной ветвей власти.
В соответствии с результатами опроса, 70,5% опрошенных граждан считают, что они знакомы с понятием «правовая культура», что представляется отрадным явлением. Однако, у каждого пятого опрошенного ответ на этот вопрос вызвал затруднения.
Из предложенных вариантов определения понятия «правовая культура», около половины (41,2%) респондентов и 39,3% опрошенных экспертов выбрали тот, который предполагает, что правовая культура - это знание основных требований и принципов действующего законодательства и умение пользоваться ими в реальных жизненных ситуациях. На наш взгляд, это позволяет говорить о том, что довольно большое количество респондентов воспринимают право, правовые нормы как необходимое и полезное явление в своей жизни.
При всем этом, большинство респондентов считает, что вопрос изучения правовой культуры для них является злободневным. 16,3%
опрошенных граждан и 19,6% экспертов при этом свой ответ мотивировали тем, что мы живем в условиях формирования правового государства. 20,8% опрошенных граждан и 21,4% экспертов мотивировали злободневность изучения правовой культуры тем, что мы живем в условиях становления гражданского общества. Сравнительно-сопоставительный анализ данных опроса позволяет говорить о том,
что точки зрения экспертов и граждан с незначительными цифровыми
отклонениями совпадают по этим вопросам, что свидетельствует о наличии единого понимания и восприятия понятий «правовое государство» и «гражданское общество».
Немаловажным моментом является и то, что преобладающее количество респондентов оценивает свое поведение как соответствующее основным параметрам современной правовой культуры (65,0% опрошенных граждан и 85,7% экспертов), но при этом довольно большое количество участников опроса населения (38,2% опрошенных граждан и 53,6% экспертов) считают свое поведение образцовым, что представляет
определенный научный интерес.
То обстоятельство, что
большинство респондентов (59,1% опрошенных граждан и 71,4% экспертов) считают, что уровень развития правовой культуры нашего общества оставляет желать лучшего, говорит о том, что современное общественное мнение неравнодушно относится к вопросам правовой организации общественной жизни, правовому поведению и правовой культуре соотечественников. Но при этом 18,1% опрошенных граждан и 17,9% экспертов считают, что если бы это зависело от них, они бы добились повышения общего уровня правовой культуры наших сограждан и всего общества в целом. При этом 20,1% граждан и 16,1% экспертов ужесточили бы наказание за правонарушения.
Одновременно, почти половина респондентов (41,5%) считает, что ужесточением наказания нельзя добиться повышения общего уровня правовой культуры, и треть опрошенных (39,2%) полагают, что повысить уровень правовой культуры можно только, ужесточив наказание за правонарушения.
При всем том, что преобладающее количество опрошенных не имеет юридического образования, большинство респондентов наиболее реальным на сегодняшний день принципом правовой
организации жизнедеятельности общества считает «разрешено все, что не запрещено законом».
Подавляющее большинство из числа опрошенных (72,9% опрошенных граждан и 89,3% принявших участие в опросе экспертов) считают, что именно государство должно заботиться о повышении общего уровня правовой культуры. Эту ситуацию можно оценивать как наличие в общественном мнении уважительного отношения к современному государству и правильного понимания роли и значения государства в общественной жизни. Но, эту же ситуацию можно оценивать и как довольно пассивную позицию опрошенных, иллюстрирующую тенденцию к нивелированию политической
инициативности и предприимчивости. Тем не менее, 10,7% опрошенных граждан и 7,1% экспертов считают, что все зависит от самого человека.
Привлекает к себе внимание ситуация, которая сложилась при ответе на вопрос об отношении к человеку, который игнорирует требования действующего законодательства. 36,0% опрошенных граждан и 28,6% экспертов выбрали ответ «я не осуждаю такого человека, это его личное дело». Однако, 41,3% опрошенных граждан и 42,9% экспертов осуждают такое поведение. Как показывают цифровые данные, число опрошенных, неравнодушных к поступкам других людей, намного больше количества тех, кто равнодушен ко всему этому.
Под воздействием тех изменений, которые происходят в общественно-политической и социально-экономической жизни общества, человек ищет наиболее подходящие для решения своих жизненно важных задач образцы и модели поведения.
Прежде всего, он ищет такие модели поведения, которые не противоречат требованиям действующего законодательства, во-вторых, не сужают его собственные возможности и способности, и, в-третьих, соответствуют
его образованию и духовно-нравственным представлениям.
Правда, несоответствие
собственного поведения требованиям действующего законодательства не всегда огорчает определенное количество современных людей, доказательством чего является довольно большое число правонарушений, совершаемых в наши дни, о чем и говорят результаты нашего опроса об отношении к
правонарушителям.
Поэтому, на наш взгляд, и важны имеющиеся в общественном сознании представления о наиболее глобальных и востребованных современностью научных категориях, которые в предполагаемой перспективе должны быть реализованы.
Правовая культура общества - это, прежде всего, правовая культура составляющих это общество людей, правосознание, стремления и поведение которых характеризуют особенности становления гражданского общества и дальнейшего развития правового государства в нашей стране.
Все вышесказанное еще раз приводит к мысли о том, что правовая культура в любом отдельно взятом государстве - это зеркальное отражение сформировавшегося к данному моменту в жизни людей и общества правосознания в повседневном поведении и реальных поступках конкретного человека. И, так как поведение и поступки людей во многом зависят от их общих представлений о государстве, праве, обществе, специфике юрисдикции, особенностях сложившегося правового пространства, о своих правах и обязанностях и т.д., правосознание претерпевает воздействие на него требований и других социальных норм, функционирующих в обществе и определяющих то, что хорошо, что плохо, справедливо или несправедливо, допустимо или недопустимо, и т.д.
В этом плане представляют интерес результаты исследований лингвистов. Ю.С. Степанов, например, пишет, что «в настоящее время выражение гражданское
общество в общем русском употреблении полностью уступило место выражению цивилизованное общество, причина чего, по-видимому, чисто концептуальная русская: сравнительно слабая выработанность системы прав личности, с одной стороны, и
стремление ставить этические нормы выше
- 8
юридических, с другой» .
По нашему мнению, современная действительность требует не столько разработанности прав и свобод человека и гражданина, они, в принципе, разработаны, а наличия действенного механизма реализации этих прав и свобод. При этом немаловажным элементом этого механизма является знание своих прав и свобод теми, кто нуждается в них, а также способов осуществления этих прав и свобод в сегодняшних условиях. Без этого сколько угодно можно говорить о правах и свободах человека и гражданина, о правовой свободе личности, это будут лишь только слова.
Этим же объясняется и стремление людей ставить этические нормы выше юридических. В то же время, единство правовых, моральных и иных социальных норм заключается не только в возможном сходстве способов закрепления, специфике установления, и даже не в субъектах формирования. Это единство
обеспечивается совпадением их конечных целей, т.е. достижением в процессе регулирования общественных отношений и воздействия на поведение субъектов права требуемого порядка в обществе и гармонии в отношении людей друг к другу, обществу и государству.
Специфика государственно-
правового развития страны, хотим мы этого или же не хотим, отражается не только на условиях жизни и материальной обеспеченности, но и в мыслях, желаниях, образе жизни и поступках людей. От всего
8 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С.545.
этого не остается на стороне и правовая культура общества, информационная база которой в наши дни невозможна без наличия представлений о гражданском обществе и правовом государстве. И,
соответственно, невозможно дальнейшее развитие гражданского общества и правового государства, если люди не знают, что это такое, зачем оно нужно и почему к этому нужно стремиться.
Пристатейный библиографический список:
1. Галиев Ф.Х. Правовая культура и общественное мнение /Ф.Х. Галиев, С.А.Ларцева, Р.Р. Яппарова. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2011.
2. Гражданское общество: истоки и современность / Научный редактор проф. И.И. Кальной. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000.
3. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В.М.Сырых. - М.: Эксмо, 2008.
4. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2003. 17 мая.
5. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2010.
6. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. - М.: Проспект, 2009. 7 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 8. Фархутдинов И.З., Галиев Ф.Х. Роль правового государства в евразийском пространстве / Интервью с Ф.М. Раяновым, доктором юридических наук, профессором, директором Уфимского научно-
исследовательского института проблем
правового государства, главным редактором журнала «Правовое государство: теория и практика» // Евразийский юридический журнал. 2012. №7.