Куракина С. И. О состоянии правовой культуры (по результатам социологического опроса в городе Перми) // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). С 163-167.
Kurakina S. I. State of legal culture (according to the results of sociological poll of the city of Perm). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 163-167. (In Russ.)
УДК 340
С. И. Куракина
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
О СОСТОЯНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ГОРОДЕ ПЕРМИ)
Куракина Светлана Ивановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права.
E-mail: [email protected]
На основе прикладного социологического исследования и правового анализа региональных печатных средств массовой информации дается оценка состоянию правовой культуры населения в г. Перми. Проводится утверждение о необходимости выявления факторов и противоречий, влияющих на ее формирование, имеющих практическое значение для разработки механизмов и программ ее приведения в соответствие с требованиями правового государства.
Ключевые слова: правовое государство, правосознание, правовая информатизация, правовая пропаганда.
S. I. Kurakina
Perm State University, Perm, Russia
STATE OF LEGAL CULTURE (ACCORDING TO THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL POLL OF THE CITY OF PERM)
Kurakina Svetlana I. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Right.
E-mail: [email protected]
Legal culture state of the population of Perm city is estimated on the basis of applied sociological research and legal analysis of regional print media. The author emphasizes the necessity to reveal factors and contradictions that influence the formation of legal culture, have a practical value in the development of mechanisms and programs to make it consistent with the principles of state of law.
Key words: state of law, legal consciousness, legal informatization, law propaganda.
Юбилей Конституции Российской Федерации, отмечаемый в этом году, дает основу для подведения некоторых итогов реализации положений Основного закона.
© Куракина С. И., 2018
В 1993 г. в ст. 1 Конституция провозгласила Российскую Федерацию правовым государством1 . В том же году в Преамбуле концепции правовой информатизации России, утвержденной указом Президента РФ, было подчеркнуто, что удобное и эффективное распределение и использование правовой информации влияет на темпы развития общества: «Поступательное развитие демократии возможно лишь тогда, когда между гражданами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. <...> Решения, казавшиеся неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информации, а не отсутствия компетентности или неэффективного использования той имеющейся информации, которая попала в информационные каналы»2.
4 мая 2011 г. в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан Президент РФ подтвердил курс страны на развитие высокого уровня правовой культуры населения, подчеркнув, что в противном случае правовое государство не сможет в полной мере развиваться, гражданское общество - формироваться, а национальное согласие - укрепляться3.
Общепризнанно, что высокий уровень правовой культуры населения является необходимым условием формирования правового государства, становления гражданского общества, усиления борьбы с преступностью.
Сегодня, в эпоху нестабильного экономического развития, социальных трудностей, становится все более очевидным, что без повышения уровня правовой культуры граждан, без распространения правовой информации среди населения разрешить назревшие проблемы крайне затруднительно.
Ученые трактуют само понятие «правовая культура» по-разному, тем не менее в подавляющем большинстве определений звучат три основных элемента, отражающих сущность правовой культуры: знание о праве, отношение к праву и навыки правового поведения.
Нами в целях определения современного уровня правовой информированности и правовой культуры общества на примере населения г. Перми была проведена комплексная работа по трем направлениям:
1) определение базового уровня правовых знаний в различных социальных группах;
2) оценка уровня правовой пропаганды в средствах массовой информации;
3) оценка уровня заинтересованности граждан в решении муниципальных вопросов напрямую.
Уровень правовых знаний определен посредством выборочного среднестатистический опроса населения г. Перми (см. табл. 1).
Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод о низких результатах исследуемого показателя, а именно:
1) 36,60 % опрошенных обладают базовым уровнем правовых знаний;
2) 72,73 % опрошенных заинтересованы в получении правовых знаний (63,63 % из них предпочли бы получать правовую информацию в формате лекций);
3) старшие возрастные группы (старше 35 лет) обладают большими познаниями в правовой сфере (50,00 % опрошенных против 28,57 % респондентов младшей возрастной группы);
4) студенты, в отличие от работающего населения, лучше осведомлены в правовой сфере (50,00 % респондентов-студентов против 37,50 % работающих респондентов).
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 Об утверждении концепции правовой информатизации в России: указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 (ред. от 22 марта 2005 г.) // Собр. актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 27. Ст. 2521
3 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Утв. Президентом РФ 28 апр. 2011 г. № Пр-1168 // Рос. газета. 2011. № 151.
Таблица 1
Результаты опроса населения Перми
Исследуемый субъект Пол Возраст Род деятельности Основной источник правовой информации Известно ли опрашиваемому, сколько в России субъектов Федерации? Известно ли, к какому типу муниципальных образований относится г. Пермь? Заинтересован ли опрашиваемый в прослушивании лекций правовой тематики? Пред-почтительная форма таких лекций Поинтересовался ли опрашиваемый правильными ответами на заданные вопросы?
1 Ж 22 Рабочий Интернет Нет Нет Лично Да
2 М 39 Рабочий (юридическое представительство) Высшее юридическое образование Нет Да Индифферентно Да
3 Ж 19 Рабочий. Учащийся Неоконченное высшее образование 81 Нет Лично Нет
4 Ж 19 Учащийся Интернет 83 Нет Лично Да
5 Ж 24 Рабочий Интернет 69 Нет Лично Да
6 Ж 35 Рабочий Интернет Много Нет Не заинтересован Нет
7 М 18 Учащийся Интернет 61 Нет Лично Нет
8 М 19 Рабочий Юридическая консультация Нет Нет Не заинтересован Нет
9 Ж 52 Рабочий Высшее юридическое образование Нет Нет Лично Да
10 М 51 Рабочий Интернет 80 Нет Лично Да
11 М 19 Студент Интернет 74 Нет Не заинтересован Да
Кроме того, в ходе исследования уровень правовой культуры респондентов анализировался по такому критерию, как возникновение у опрашиваемых желания узнать правильный ответ на заданный вопрос. К сожалению, ни один респондент не изъявил такого желания.
Таким образом, результаты исследования еще раз показывают низкий уровень правовой культуры населения современной России, что отмечается и в юридической литературе [2-4].
* Правильный ответ - 85. В данном случае ввиду того, что ни один респондент не дал правильного ответа, ответы с погрешностью плюс-минус пять субъектов засчитаны как правильные.
Профессор А. С. Бондарев в своих трудах о правовой культуре в российском обществе утверждает, что способом решения проблемы является реализация правового воспитания, представляющего собой процесс правового развития личности в ходе стихийно организованного воздействия на него всей совокупности факторов общественного бытия [1, с. 118]. При этом особое внимание ученый призывает уделять правовой пропаганде как наиболее распространенному и экстенсивному средству правового воспитания, потому что она позволяет массово формировать правовую культуру людей, причем и стихийно, и организованно [1, с. 136].
Правовая пропаганда преимущественно ведется через средства массовой информации. Качество такой правовой пропаганды может быть разным. В источниках, основной целью которых в большей степени являются развлечение и осведомление и в меньшей -правовое просвещение, распространение правовой информации осуществляется в тех пределах, пока читателю не становится скучно. Массово средствами пропаганды можно формировать и правовую антикультуру. В связи с указанной двоякой потенциальной целью пропаганды мы поставили перед собой задачу выявить характер влияния современных средств массовой информации на правовое воспитание.
В ходе исследования нами проанализировано содержание материалов региональных печатных изданий: выпуск № 36 за 2017 г. газеты «Аргументы и факты. Прикамье», выпуск № 37 (1322) от 11 октября 2017 г. печатного издания «Капитал Weekly». Выбор средств массовой информации обусловлен различным характером аудитории, на которые они рассчитаны: «Капитал Weekly» носит более элитарный характер, нежели газета «Аргументы и факты. Прикамье».
При анализе печатных изданий было обращено внимание на такие показатели, как доступность языка материала, имеющего правовой характер, наличие содержательных ошибок с точки зрения права, характер воспитательного воздействия.
Рассмотрение газеты «Аргументы и факты. Прикамье» показало следующее. Ни один материал печатного издания не имеет исключительно описательного, разъяснительного в отношении правовой сферы характера. Однако в выпуске присутствует большое количество правовой информации - не в чистом виде, но опосредованно через близкие населению темы (политические новости, образование, международная обстановка, медицина, заработная плата, пенсионные выплаты) происходит правовое воздействие на население, его образование осуществляется на доступном языке. Это можно объяснить всеохватывающим значением права в регулировании большинства видов отношений в обществе. При этом содержание материалов газеты в целом выражает уважительное отношение к органам государственной власти, формирует негативное отношение к неправомерной деятельности.
Анализ выпуска «Капитал Weekly» показал несколько иные результаты. Газета позиционируется как экономический ежедневник, рассчитанный на думающую и образованную аудиторию, поэтому подача материала, в том числе правового, осуществляется с использованием профессиональной терминологии, не всегда простым языком. Однако указанное обстоятельство, на наш взгляд, не является недостатком реализации правовой пропаганды, наоборот, на практике реализовано правило правового воспитания, в соответствии с которым цель правового воспитания и его методы должны быть сопоставимы с реальным уровнем правовой культуры воспитуемого.
Большинство статей носит познавательный, описательный характер. Следовательно, материал в первую очередь направлен на формирование правовых знаний у населения. Недостаток проанализированного печатного издания заключается в том, что большая часть статей, посвященных описанию преступлений, проникнута сочувствием к преступнику, либо в статье нивелируется общественная опасность совершенного деяния. Кроме того,
ряд статей подрывает отношение к судебной системе как оплоту справедливости, законности. Указанное ведет в большей степени к формированию правовой антикультуры у населения.
Таким образом, изучение отдельных печатных средств массовой информации показало, что в целом современные газеты реализуют задачу правового воспитания и образования населения.
Однако, на наш взгляд, в целях повышения уровня правовой культуры населения необходимо не только доносить правовые знания опосредованно, «невзначай», в процессе описания социальных, экономических и иных событий и явлений, но и посвящать отдельные части печатных изданий (статей) раскрытию исключительно правовых знаний доступным образом.
Субъектам, определяющим содержание средств массовой информации, следует в своей деятельности придерживаться целей воспитания уважения к праву и законности, формирования у населения ориентации на правомерное поведение, противостояния правовому нигилизму, иным деформациям правосознания. Однако при этом указанные установки ни в коей мере не должны ограничивать конституционное право на свободу слова, а «идти рука об руку», т. к. свобода слова вряд ли может быть реализована в обществе, которое характеризуется высоким уровнем правовой антикультуры.
Приходится констатировать тот факт, что на пути построения правового государства, исполняющего свои функции в рамках законности и права, нашему обществу предстоит еще длительный путь правовой пропаганды, правового обучения и правового воспитания.
Библиографический список
1. Бондарев А. С. Современные формы, средства и методы воспитания правовой культуры россиян: учеб.-метод. пособие для студентов старших курсов и магистров юрид. вузов. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2009. 202 с.
2. Мельников В. Ю. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 3. С. 18-26.
3. Непомнящая Н. Г., Авраменко С. С. Российская правовая культура на современном этапе // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (Москва, нояб. 2011 г.). М., 2011. С.9-13.
4. Потапенко С. В. О проблемах формирования правовой культуры личности в современной России // Общество и право. 2016. № 4 (58). С. 201-202.