Научная статья на тему 'О синкретизме правовой культуры'

О синкретизме правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОПОНИМАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / SOCIAL NORMS / МОРАЛЬ / ЭТИКА / ETHICS / MORALITY / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / СИНКРЕТИЗМ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / SYNCRETISM OF LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиев Ф. Х.

Правовая культура, как одна из составляющих элементов общей культуры населения, с одной стороны, непосредственно связана с правом. С другой стороны, огромное влияние на правовую культуру оказывают другие социальные нормы, функционирующие в обществе: мораль, религия, этика, традиции и т.д. Их совместное воздействие на сознание и поведение субъектов права может быть охарактеризовано как синкретизм правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SYNCRETISM OF LEGAL CULTURE

On the one hand, legal culture as one of the constituent elements of general culture of people is directly associated with law. On the other hand, there is a huge impact on legal culture from other social norms functioning in society: morality, religion, ethics, traditions, etc. Their overall effects on behavior and consciousness of legal subjects can be defined as syncretism of legal culture.

Текст научной работы на тему «О синкретизме правовой культуры»

Пристатейный библиографический список:

1. Абдуллаев М.Н. Традиционная система права и проблемы нормативного регулирования межэтнических отношений в Дагестане // История государства и права. 2011. №11.

2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2001.

3. Момотов В.В., Свечникова Л. Г. Основы исламского законодательства: учеб. пособие. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009.

4. Раянов Ф.М. Мусульманско-правовая доктрина и ее современное измерение // Проблемы востоковедения. 2013. №2.

5. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке: средневековье и новое время. - М.: Наука, 1993.

6. Ekinci Е. Islam hukuku. - Istanbul: An sanat yayinevi, 2006.

Ф.Х. Галиее

О СИНКРЕТИЗМЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура, как одна из составляющих элементов общей культуры населения, с одной стороны, непосредственно связана с правом. С другой стороны, огромное влияние на правовую культуру оказывают другие социальные нормы, функционирующие в обществе: мораль, религия, этика, традиции и т.д. Их совместное воздействие на сознание и поведение субъектов права может быть охарактеризовано как синкретизм правовой культуры.

Ключевые слова: право, правопонимание, правовая культура, социальные нормы, мораль, религия, этика, традиции, синкретизм правовой культуры

F.Kh. Galiev

ON SYNCRETISM OF LEGAL CULTURE

On the one hand, legal culture as one of the constituent elements of general culture of people is directly associated with law. On the other hand, there is a huge impact on legal culture from other social norms functioning in society: morality, religion, ethics, traditions, etc. Their overall effects on behavior and consciousness of legal subjects can be defined as syncretism of legal culture.

Keywords: law, legal consciousness, legal culture, social norms, morality, religion, ethics, traditions, syncretism of legal culture.

В современной юридической науке не утихают споры о том, что такое право, и сторонники каждого подхода к правопониманию дают свое определение права. Такая ситуация не может не отражаться и на понимании тех явлений, которые связаны с правом: правоотношений, правосознания,

правового поведения, правовой культуры.

В частности, правовая культура неразрывно связана с правом как регулятором общественных отношений и опирается на право, как на систему

общеобязательных правил поведения людей, обеспечиваемых силой

государственного принуждения. Но на формирование правовой культуры, которая складывается веками и должна способствовать будущему развитию общества, оказывают влияние не только нормы действующего законодательства.

В социально неоднородном обществе кроме системы юридических (правовых) норм существуют и функционируют и другие системы социальных норм, выработанных обществом и способствующих

гармонизации общественных отношений и оптимизации жизнедеятельности людей. При этом каждая из этих систем социальных норм представляет собой такой же регулятор общественных отношений, как и право. Юридические нормы (нормы права)находятся в постоянном контакте с нормами других регуляторов возникающих, изменяющихся и исчезающих общественных отношений, и вместе с ними обеспечивают оптимальный для данного общества режим проживания на территории государства множества людей различного

происхождения и вероисповедания. Самое главное отличие правовых (юридических) норм от других социальных норм заключается в обеспеченности силой государственного принуждения.

В нормальном обществе жизнь не выводит законодательное регулирование за пределы всеобщего регулирования общественных отношений именно посредством функционирующих в обществе социальных норм.

Законодательное регулирование

усиливает, дополняет эту целостность тем, что оно в большей степени конкретизировано, формализовано и находится в постоянной динамике в зависимости от специфики и темпов развития общественных отношений. Естественно, такое, скрепленное воедино состояние множества регуляторов общественных отношений, предполагает их синкретизм.

Говоря о синкретизме правовой культуры, (синкретизм от греческого, зупкгейзшоз - соединение) видимо, более правомерно остановиться на тех моментах, которые непосредственно обозначают множественность связей и зависимостей между юридической культурой и другими социальными системами регулирования общественных отношений.

Синкретизм в философии

воспринимается как нерасчлененность какого-нибудь явления, или же смешение, неорганическое слияние разнородных элементов. «Синкретизм - философская и культурологическая категория,

характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостность, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса. Синкретизм обозначает такую стадию развития материальных и духовных явлений, когда они уже обособились от своего исходного нерасчлененного состояния, но еще не превратились в атомарно раздробленные сущности. Синкретизм выступает как всеобщая ступень формирования культуры и как всеобщий принцип социально-гуманитарного

познания»1.

A.C. Ахиезер рассматривает синкретизм как древнейший принцип отношения человека к миру, к самому себе, к воспроизводственной деятельности, как принцип социальной и культурной жизни, основанной на стремлении слиться с существенными для человека природными и социальными ритмами, фиксированными в культуре и культурных программах2.

B.Р. Кабо пишет, что по мере общественного развития из сложного мифологического целого, отражающего синкретическое мировоззрение первобытного общества, постепенно развиваются, дифференцируясь, и религия, и этика, и искусство, и наука, и философия, и обычное право3.

А.Ровнер утверждает, что «культура синкретична, она создает новый организм из отдельных, разрозненных членов...»4. Правовая культура тоже синкретична, потому что, во-первых, она является непосредственной составляющей общей культуры. И, как часть целого, обладает всеми характеристиками этого целого, т.е.

1 См.: Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев [и др.]; под ред. А.П.Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010. С.347.

2 См. по др.: Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Том 1. От прошлого к будущему. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1997. С.445.

3 См.: Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства. (По материалам австралийского изобразительного искусства). В кн.: Ранние формы искусства. - М.: Искусство, 1972. С.275-299.

4 См.: Ровнер А. Третья культура. - СПб.: Издательский дом Медуза, 1996. С. 37-38.

культуры вообще. Во-вторых, как часть целого правовая культура взаимосвязана с другими составляющими культуры. В-третьих, она функционирует в сопровождении и при поддержке целого комплекса действующих в обществе систем социальных норм, которые тоже принимают участие в процессе регулирования общественных отношений, способствуя оптимизации функциональных параметров механизма правового воздействия на сознание и поведение людей, и имеют непосредственное отношение к общей культуре. Правовую культуру с другими социальными нормами связывают особенности происхождения, сферы воздействия и, как конечный результат, общественный и правовой порядок, урегулированностьи оптимальный характер взаимоотношений людей между собой, обществом и государством.

На наш взгляд, исследование особенностей общего состояния,

функционирования и тенденций развития правовой культуры не представляется возможным без учета синкретического единства всех социальных норм, действующих в современном социально неоднородном обществе. Если подойти к рассмотрению этих систем регулирования общественных отношений как к единому социальному опыту, накопленному в течение всего времени существования человека как разумного существа и способствующему дальнейшему продолжению жизни людей в оптимальных для этого условиях, то мы не можем игнорировать их синкретизм.

По нашему мнению, культура вообще - это мир в нас и мы в этом мире, это реализуемая в поведении каждого из потомков и отражающаяся в образе жизни всего общества материальная и духовная потенция, стремления, энергия и возможности общих предков.

Э.Тоффлер пишет о том, что человечество переходит на качественно новое состояние - информационное общество, характеризующееся

повседневным распространением

компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий, в котором складываются

новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Право исправлять,

ответственность за ошибки или предвзятость, вопросы о справедливости -все это каскадом навалится на исполнительные власти и суды в грядущие годы, когда общество попробует адаптироваться к существованию экстраразумности5.

Проблема экстраразумности сама по себе представляет большой интерес, но она стыкуется с так называемой проблемой отцов и детей. Каждое новое поколение, имея возможность с момента появления на свет пользоваться достижениями

цивилизации, грамотнее прошлых поколений, так как те, например, не умеют пользоваться современными приборами, компьютерами, игрушками с электронным управлением. Но в отношении правовой культуры ситуация складывается иначе, потому что она, прежде всего, требует освоения, осознания того, почему что-то разрешено, что-то не разрешено, а что-то, вообще, запрещено, включая знание конкретных правовых норм и т.д.

Тем не менее, энергия, возможности, способности, умение и даже обыкновенная бытовая сноровка и традиционные навыки, методы снятия возникающих и исчезающих в обществе конфликтов, складывались на протяжении исторического времени, они не столько выработаны, а сколько выстраданы бесчисленными поколениями людей. Они передавались от поколения поколению с помощью традиций, обобщенных навыков, разнообразных способов решения бытовых и более сложных проблем и вопросов, возникающих и разрешающихся в социально неоднородном обществе. И, как правило, не противоречили друг другу, способствуя созданию гармоничных взаимоотношений.

Культура, прежде всего, способствует тому, что ребенок под ее влиянием, как правило, становится дитем своей эпохи, со всеми ее достижениями и недостатками, обычаями, традициями и другими социальными нормами,

5 См.: Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. /Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. С.149.

функционирующими в этом обществе, и превращается в полноправного

представителя своего поколения, народа, страны, эпохи.

В то же время, проходя по правовому полю государства, под воздействием разнообразных факторов человек

формируется как личность с соответствующим политическим и социальным опытом, мировоззрением и стремлениями, умением и амбициями, специфичной духовно-нравственной аурой. И в соответствии с выполняемой им в обществе социальной ролью он начинает вносить посильный вклад в

совершенствование и развитие этой же самой, взрастившей его родной культуры.

Ни одна общность в истории человечества не существовала, не могла существовать и ныне не представляет себя вне той атмосферы и специфической ауры, вне той своеобразной Галактики, которую мы называем культурой. У каждой исторической эпохи, государства, страны, общества есть своя собственная, соответствующая их уровню общественно-политического, социально-экономического, духовно-нравственного развития, правовая культура. С одной стороны, правовая культура представляет собой особую составляющую общечеловеческой культуры, непосредственно связанную с государством как с организацией политической власти, потому что, как и право без государства, так и правовая культура без государства немыслимы. С другой стороны, правовая культура, прежде всего, связана с самым древним и основным спутником государства на протяжении всего его существования -правом, и невозможна без наличия правовых норм.

Как бы не изменялась ситуация в стране, какие бы скачки в своем развитии не совершало государство, все это, в конечном счете, как в зеркале непосредственно отражается на общем состоянии правовой культуры.

Несмотря на то, что исследователи предлагают разные варианты понимания правовой культуры, в современной науке правовая культура рассматривается как

нечто автономное, самостоятельное и

развивающееся в пределах своих

функциональных параметров феноменальное

явление в жизни общества. При этом

подчеркивается непосредственная связь

правовой культуры с правом (законом), то,

что она представляет собой совокупность

правовых ценностей, созданных

человечеством, и т.д. Например, «правовая

культура - это определенные знания

исходных начал, основных положений

действующего законодательства и умение

ими пользоваться», «правовая культура как

система духовно-нравственных и правовых

ценностей выражается в достигнутом уровне

развития правовой действительности,

нормативно-правовых актах, правосознании,

в соответствии с которыми формируется

законопослушный образ жизни и

осуществляется правовое регулирование

общественных отношений,

устанавливающих уровень правопорядка в ь

нашей стране» .

В другом случае, правовая культура -это «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, и, в целом, в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод

7

человека» .

«Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно

прогрессивного, социально - полезного и

0 См.: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ.ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. B.C. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА -ИНФРА-М), 2001. С.406-407.

7 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. С.213.

г '

ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как

образ мышления, нормы и стандарты

8

поведения» .

С.С. Алексеев писал, что «правовая культура - это общее состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права»9.

Справочник по теории государства и праваобращает внимание на то, что, во-первых, правовая культура - состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики. Во-вторых, это качественное состояние правовой жизни общества,

характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явлений и т.д.10.

По мнению В.П.Сальникова, понятие «правовая культура» охватывает такие объективные социальные явления, как право, правовые нормы, общественное

правосознание, права и обязанности, правовое поведение, законность и правопорядок, законодательство и юридическую практику, а также знание права, умение его применять и т.д.11

В связи с этим актуализируется вопрос о составляющих элементах правовой культуры. Исследователи данного вопроса включают в их число, например, право как систему норм, правоотношения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правосознание, правовые учреждения, правовое поведение, качественное состояние процессов правотворчества и реализации права, специфические способы и результаты правовой деятельности в виде духовных и

8 См.: Теория права и государства: Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Право и Закон, 1996. С.184.

9 Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. -М.: ТК Велби, Пзд-во Проспект, 2006. С.64.

10 См.: Иванов A.A. Справочник по теории государства: основные категории и понятия /Автор-составитель А.А.Иванов. -М.: Экзамен, 2006. С.236, 240.

11 См.: Сальников В.П. Социалистическая правовая

культура. Методологические проблемы. - Саратов: Пзд-

во Саратовского ун-та, 1989. С.20-23.

материальных благ, созданных людьми, а также и общекультурные факторы12.

Поэтому становится очевидной необходимость восприятия правовой культуры как правовой реальности, потому что мы не можем отказаться от реалий сегодняшнего дня ни в плане положительных, ни в плане отрицательных или нежелательных моментов в поведении и поступках людей. Л.А. Морозова в структуре правовой культуры выделяет знания о праве; отношение к праву; навыки правового поведения, при этом человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом - правовой менталитет общества. А правовой менталитет характеризуется устойчивостью, особым правовым духом, нормативно-ценностными ориентациями,

обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенностями

развития13.

На наш взгляд, правовая культура -это реализуемый в поведении субъектов права нормативный потенциал общества, представленный в нормах права, морали и этики, канонах религии, установках традиций и обычаев, обеспечиваемый государственно-правовыми достижениями современности и сопровождаемый всеобщим стремлением установить в стране соответствующий сегодняшним требованиям правовой и общественный порядок.

Этим и объясняется тот феномен, что правовая культура по своей сути синкретична, она вбирает в себя многие моменты и нюансы всей обширной системы функционирующих в обществе социальных норм, которые, в свою очередь, тоже не могут быть свободными от влияния и

См.: Право и культура: Монография /Под ред. Н.С.Соколовой. - 2-изд-е., перераб. - М.: РУДН, 2009. С.97.

13 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. -М.: Эксмо, 2007. С.406-407.

воздействия правового поля государства. Единое информационное пространство страны делает эту ситуацию неумолимой и уже предопределенной. При этом и религия, и мораль, и традиции, и этика, как системы социальных норм, не могут

функционировать без запретов, разрешений и обязываний.

Эти же основополагающие составляющие обязательны и для права как системы норм, регулирующих поведение людей. «Право можно рассматривать в трех измерениях, - пишет М.В. Немытина. -Первое - человек, его права, свободы; второе - общие интересы, согласовывающиеся посредством действующих внутри общества регулятивных систем; третье волеизъявление государства, получившее нормативное выражение»14.

В принципе, получается, что все функционирующие в обществе системы регулирования общественных отношений и поведения людей по своей сути схожи друг с другом. И задача у них одна и та же -добиться соответствующей всеобщим представлениям организации порядка в обществе.

Право от других подобных систем отличается только тем, что опирается на силу государственного принуждения, официально и фактически постоянно обновляется и изменяется. Сила государственного принуждения, в свою очередь, обеспечивается законом, соблюдение и выполнение требований которого общеобязательно. Таким образом, круг вроде бы замкнулся, и в этот круг уже не вмещаются другие нюансы. Тем не менее, сочетание понятий «право» - «государство» достигает гармонии только в окружении всей совокупности функционирующих в обществе регуляторов общественных отношений. «Право - одно из немногих явлений современной цивилизации, которое получило общее признание в качестве непременного условия нормального существования людей, феномена исконно цивилизованного порядка, достижения

14 См.: Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Изд. 2-е, перераб. - Саратов: Научная книга, 2008. С.25.

человечества, его культуры, - писал С.С. Алексеев. - И именно в таком качестве и таком значении праву, по общему признанию, уготовано оптимистическое будущее - оно переходит в новое, третье тысячелетие и призвано по-прежнему играть достойную, высоко значимую роль в жизни человеческого сообщества.

Потому - то, надо полагать, само понятие «право», производные от него формулы и лозунги, в том числе «правовое государство», «правовой порядок», «законность» и т.д., независимо от реального положения дел в том или ином обществе, повсеместно и постоянно используются буквально всеми: и правящими режимами, и политической элитой, и оппозиционными кругами, деятелями разной аполитической и моральной ориентации, обывателями. Притом неизменно используется как надежный знак приверженности высоким требованиям современной развитой цивилизации, культуры, морали»15.

Поэтому без учета синкретизма невозможно исследовать парадигмы становления, функциональные параметры, основные тенденции развития, причинно-следственные связи и зависимости в правовой культуре.

Каждая эпоха вырабатывает наиболее приемлемую модель поведения для современников, и эта модель поведения проявляется во множестве допустимых вариантов. Люди принимают и придерживаются тех условий, при соблюдении которых государство обеспечивает им свободное пребывание на территории страны. Но неоценимую значимость в условиях насыщенности информацией и расширения горизонтов деятельности человека приобретает его отношение к себе, к другим людям, к государству и обществу в целом. Испокон веков эти взаимоотношения регулировались всей совокупностью функционирующих в обществе социальных норм: моралью, этикой, религией, обычаями и т.д.

15 Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития -надежда и драма современной эпохи. - М.: «Статут», 2000. С.180.

/Г '

При этом по мере усиления государственности право начинает резко выделяться над другими, становится более значимой, заметной системой норм, потому что право предполагает такую модель всеобщего поведения, которую можно контролировать, пользуясь житейским и, одновременно, жестким способом: проверяя соответствие поведения индивида требованиям нормы права.

Синкретизм правовой культуры позволяет ей синтезировать в себе многие аспекты и нюансы регулирующих способностей и возможностей социальных норм. А.П. Семитко подчеркивает, если правовые формы лишь навязываются извне государством, а не вырастают из общественного сознания, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией. Последние предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые общественному сознанию формы регуляции социальных отношений: моральные, патриархально-семейные,

традиционно-бытовые, религиозные и т.п16.

Все в социальном мире делает человек, отмечает И. Л. Честнов, поэтому возникает насущная задача для юриспруденции вернуть «человека действующего» как основу правовой реальности, т.е. сформировать

персоноцентристскую юридическую науку, которая должна быть ориентирована на социологию символического

интеракционизма, дискурсивную

психологию, концепцию социальных представлений, семиотику и учитывать цель, мотивацию, идентичность, установки, когнитивные формы переработки

информации людей, формирующих правовую реальность, которая воплощается в

17

их деятельности .

Таким образом, под синкретизмом правовой культуры мы понимаем объективно формируемую в ходе жизнедеятельности общества естественную взаимосвязь, взаимообусловленность,

взаимозависимость и взаимодействие различных социальных норм, в совокупности воздействующих на сознание и поведение субъектов права и оптимизирующих общественные отношения соответственно потребностям человеческого развития18.

Проблемы синкретизма правовой культуры современного общества мы связываем с проблемами осуществления политических и экономических реформ, направленных на оптимизацию

общественных отношений, повышение благосостояния общества, возврат и утверждение нашего государства на передовых позициях международной политической арены. При этом значение и роль правовой культуры неизмеримо возрастают. Чем больше, быстрее и точнее нормы права охватывают наиболее важные общественные отношения, тем значимее становится правовая культура. А чем больше она подхватывается и поддерживается другими системами воздействия на сознание и поведение людей, ее влияние на общественные отношения вдвойне усиливается.

'"Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории и методологии). Дисс. на соиск. уч. степ, д.ю.н. Екатеринбург, 1996. С.261.

17 Честнов И. Л. Полемические размышления о состоянии и перспективах теории права. - В сб.: Современное правоведение: поиск методологических оснований.

Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 26 марта 2010 г. / Под ред. Г.И.Муромцева, М.В. Немытиной. - М.: РУДН, 2011. С.22.

18См.: Галиев Ф.Х. Синкретизм современной правовой культуры. Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.

Пристатейный библиографический список:

1.Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Том 1. От прошлого к будущему. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997.

2.Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. - М.: «Статут», 2000.

4. Галиев Ф.Х. Синкретизм современной правовой культуры. Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.

5. Иванов A.A. Справочник по теории государства: основные категории и понятия /Автор-составитель A.A. Иванов. - М.: Экзамен, 2006.

6. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г.Васильев [и др.]; под ред.

A.П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: РГ-Пресс, 2010.

7. Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства. (По материалам австралийского изобразительного искусства). В кн.: Ранние формы искусства. - М.: Искусство, 1972.

8. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ .ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф.

B.C. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

9. Морозова J1.A. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Эксмо, 2007.

10. Ровнер А. Третья культура. - СПб.: Издательский дом Медуза, 1996.Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Изд. 2-е, перераб. - Саратов: Научная книга, 2008.

12. Право и культура: Монография /Под ред. Н.С.Соколовой. - 2-изд-е., перераб. - М.: РУДН, 2009.

13. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

14. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.

15. Теория права и государства: Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Право и Закон, 1996.

16. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы. - Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1989.

17. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории и методологии). Дисс. на соиск. уч. степ.д.ю.н. Екатеринбург, 1996.

18. Честнов ИЛ. Полемические размышления о состоянии и перспективах теории права. - В сб.: Современное правоведение: поиск методологических оснований. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 26 марта 2010 г. / Под ред. Г.И.Муромцева, М.В. Немытиной. - М.: РУДН, 2011.

E.H. Булычёв

О ТОЧНОСТИ ФИКСАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ ВО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА)

В настоящей статье автор обосновывает необходимость более точной фиксации такого юридического факта как рождение человека, а также приводит аргументы в пользу необходимости использования в документах удостоверяющих личность и момент рождения такие единицы измерения времени как часы и минуты, при этом предлагается фиксировать факт появления на свет по всемирному координированному времени (UTC (ранее - GMT)).

Ключевые слова: юридические факты, человек, права ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.