КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 342+342.55
КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ГАЛИЕВ Фарит Хатипович
доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Правовая культура, вбирая в себя все то, что присуще праву, как регулятору общественных отношений, и культуре, как общему материальному и духовному достоянию людей, по большому счету, представляет собой знание требований действующего законодательства и умение пользоваться ими в различных жизненных ситуациях. Обусловленность и взаимосвязанность требований законодательства с конституционными установками делает необходимым знание, прежде всего, Конституции страны, и уважительного к ней отношения.
Ключевые слова: конституция, общество, государство, право, правовая культура, правосознание.
THE CONSTITUTION AND LEGAL CULTURE OF MODERN SOCIETY
GALIEV Farit Khatipovich
Doctor of Law, Professor of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
Legal culture, incorporating all that is proper to law, as a regulator of public relations, and culture, as a common material and spiritual heritage of people, by and large, represents current legislation knowledge requirements and the ability to use them in different life situations. The conditionality and interconnect-edness of legislation requirements with constitutional guidelines makes it necessary to know, first of all, the Constitution of the country, and to respect it.
Key words: constitution, society, state, law, legal culture, legal consciousness.
Правовая культура представляет собой специфическое явление в жизни современного общества. С одной стороны, она является результатом многолетней правовой жизни общества, а с другой стороны, она не только способствует правовому решению разнообразных конфликтных ситуаций, но и позволяет избежать житейских недоразумений на основе наличия определенных правовых знаний. Бесспорно, трудно обозначить в качестве основного смыслообразу-ющего элемента в словосочетании «правовая культура» какое-то одно слово: «право» или «культура», тем не менее, правовая культура на то и называется правовой культурой, потому что она, прежде всего, имеет отношение к праву. В свою очередь, при всем множестве споров о праве и наличии различных подходов к правопониманию, нельзя игнорировать значение конституции как самого главного правового явления в жизни современного общества.
Однако прежде чем начинать говорить о роли и значении Конституции, на наш взгляд, необходимо уяснить то, что такое конституция, когда она появилась и для чего нужна. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что Конституцию иначе называют Основным законом, в соответствии с которым должны быть упорядочены все стороны жизнедеятельности того общества, который принял данную конституцию.
В то же время, и кроме конституции есть очень много других законов, от которых зависит жизнь человека, в частности, и всего общества, в целом, при этом есть законы природы, и есть юридические законы. Их отличие огромно, законы природы - это то, что случается несмотря ни на что: чьи-то капризы, нежелание, настроения, ситуацию и т.д. Эти законы природы можно знать, а можно и не знать, однако от этого ничего не зависит: сила земного притяжения действует независимо даже от того, если кто-нибудь не хочет ее признавать. Однако, если прыгнуть со слишком большой высоты, можно не сомневаться, вряд ли останешься целым и невредимым. Поэтому каждый знает, нужно быть осторожным, когда прыгаешь с большой высоты. И не важно, видит тебя кто-нибудь при этом, или не видит. Наличие или отсутствие свидетеля данного случая не влияют на результат падения. Скорее всего, наличие свидетеля более желательно и необходимо для того, чтобы тебе могли оказать необходимую помощь, если вдруг ты себе что-то повредил.
А юридические законы, в соответствии с установками современной теории государства и права, прежде всего, это нормативные правовые акты, для принятия которых применяется особый процедурный порядок, привлекаются специально на то уполномоченные органы государственной власти, при всем этом эти нормативные правовые акты регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой. С законами природы мы всегда на стороже - они безжалостны, обладают моментальным действием, их невозможно упросить, умилить, смягчить, облегчить последствия их действия. И наоборот, юридические законы меняются в соответствии с государственно-правовым развитием общества, исчезают старые, ненужные, появляются новые, необходимые. В отличие от них, законы природы действуют постоянно, вечно, их никто не может отменить.
Тем не менее, даже имея полное представление о том правовом принципе, который гласит, что незнание закона не является основанием для освобождения от ответственности за нарушение данного закона, в обыденной жизни мало кто добровольно занимается изучением законов. Это и понятно, потому что человек обращается к закону и ищет у него поддержку и защиту только тогда, когда попадает в правовую ситуацию.
Однако Конституция, как Основной закон, стоит особняком среди всех законов не только своей самой высшей юридической силой, потому что юридическая сила закона определяется местом того органа, который принял данный закон, в иерархической лестнице государственных органов, но и потому, что Конституция принимается всенародным голосованием. Ф.М. Раянов, отмечая это, особо подчеркивает то, что как решение вопроса о сущности права как предмета работы юристов, так и разрешение проблем юриспруденции, в целом, органически связано с состоянием взаимосвязанности общества (гражданского общества) и государственной власти. Он пишет, что другими словами проблемы юриспруденции нужно начинать осмысливать в увязке с проблемами конституционализма и правового государства. «Если мы пойдем таким путем, - подчеркивает Ф.М. Раянов, - то непременно выйдем на утверждение о том, что право - это, прежде всего, общественный договор. В современном же мире общественный договор - это конституция страны» [1, с. 24]. На основе Конституции (общественного договора), пишет Ф.М. Раянов в своей статье «Актуальные проблемы теории и практики правового государства в России», «правовое государство не само себя ограничивает своими же законами, а его деятельность ограничивается гражданским обществом, и, в первую очередь, государствоучредительными документами (Конституцией, другими, имеющими такое же значение, законами)» [2, с. 6].
Правовая культура современного общества зеркально отражает отношение людей к праву, в целом, и к Конституции, как Основному закону, в частности. По нашему мнению, воспитание уважительного отношения к Конституции страны связано с тем, что Конституция представляет собой правильное изложение всего того, что связано с данным государством, т.е. того, что оно представляет собой, как оно организовано и устроено, кто в данном госу-
дарстве хозяин и на что он имеет право. На наш взгляд, воспитание уважительного отношения к Конституции страны связано с наличием знаний о том, что такое Конституция, зачем она нужна людям, проживающим на территории той или иной страны? Поэтому уважительное отношение к Конституции формируется на основе этого знания и оказывает огромное влияние на основные направления дальнейшего развития правовой культуры общества в целом. По нашему мнению, при таком подходе, во-первых, Конституция сама рассматривается как достижение, как ценность, потому, что правовая культура, прежде всего, представляет собой совокупность правовых ценностей, накопленных в течение жизни того или иного человеческого общества. Во-вторых, правовая культура предполагает знание основных требований действующего законодательства и умение ими пользоваться в реальных жизненных ситуациях. Любая деформированность представлений об основных требованиях действующего законодательства, в конце - концов, приводит к правовому нигилизму [3, с. 87].
Поэтому и юридические законы, точно так же, как и законы природы, должны выполняться несмотря ни на что: на нежелание, на не восприятие, на капризы и т.д., потому, что от этого зависит оптимальная организация жизни людей в обществе. Несомненно, для этого нужно воспитать у людей чувство уважительного отношения не только к Основному закону, но и ко всем остальным нормативным правовым актам, имеющимся в современном государстве, которое стремится стать правовым.
По мнению Ф.М. Раянова, нет сомнения в том, что действующая Конституция Российской Федерации соответствует современным требованиям и особенно это относится к первым трем статьям первой главы этой конституции. «Представляется, - пишет он, - что именно из-за этого Российская Федерация сегодня не занимает высокие места в мире по своим социально-экономическим и общественно-политическим показателям» [4, с. 226].В то же время он отмечает то, что строгое соблюдение, реализация на практике именно этих позитивных статей Конституции Российской Федерации как раз и оставляют желать значительного продвижения. «Такое отставание происходит не потому, что наша Конституция не соответствует требованиям Нового времени, - отмечает Ф.М. Раянов, - а потому, что именно эти статьи Конституции, по большому счету, не соблюдаются. Отсюда и на вопрос о том, нуждается ли сегодня Конституция Российской Федерации в изменениях и дополнениях можно ответить однозначно: действующая Конституция Российской Федерации нуждается не столько в изменениях, сколько в реализации тех ее положений, которые на сегодня остаются не функционирующими» [4, с. 226].
В своих работах, посвященных исследованию основных проблем современного правоведения, Г.В. Мальцев писал о том, что в последнее время возрастает значение интернационального институтогенеза, т.е. процесса создания институтов, которые приходят в страну из области внешней политики, международных отношений и международного права, и за этими институтами стоят факторы глобализации и стремление многих стран совместно решать общие проблемы. В то же время он подчеркивал, что, тем не менее, основным и ведущим компонентом институтциональной структуры общества являются социальные институты, которое общество создает для себя в целях решения собственных проблем [5, с. 784]. По мнению Г.В. Мальцева, наиболее надежный и эффективный институт - не «трансплантированный», заимствованный из зарубежных экономических, юридических и политических систем, а тот, который целенаправленно построен на социокультурном базисе национальной экономики, права и политики, «выращен» в отечественной институциональной среде [5, с. 784]. Конституция страны как раз и является тем самым надежным и эффективным институтом, представляющим собой принятый государствообразующим многонациональным народом Российской Федерации общественный договор.
Как отмечает Ф.М. Раянов, общественный договор, с одной стороны, - это и есть инструмент формирования государства, и, с другой стороны, одновременно, ограничения пределов деятельности правителей. Поэтому, «получается, что в отличие от всевозможных дру-
гих способов возникновения государств, государство, формируемое свободными гражданами на основании общественного договора, и есть правовое государство» [6, с. 11].
Правовая культура, безусловно, относится к тем специфическим явлениям в жизни общества, которые сложно, а, может быть, даже невозможно культивировать. Но независимо от этого, на наш взгляд, представляется не только возможным, но и обязательным создание необходимых условий для распространения правовых знаний, для дальнейшего укрепления в общественном правосознании уважительного отношения к праву и требованиям действующего законодательства, что «является важнейшим условием дальнейшего совершенствования не только правовой культуры, но и культуры вообще» [7, с. 287].
Осмысливая проблемы, связанные с формированием и развитием правовой культуры, Д.А. Керимов писал, что она тысячами нитей связана с общей культурой людей. Одновременно с этим он обращал внимание на то, что «ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредованно) определяет характер законодательства, обусловливает его адекватность историческому и национальному духу народа, потребностям и интересам людей» [8, с. 349]. Более того, Д.А. Керимов был убежден том, что правовая культура посредством установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления правопорядка правовая культура «создает условия для прогресса общей культуры» [8, с. 349].
В ст. 1 и ст. 7 Конституция Российской Федерации характеризует Россию как правовое и социальное государство, определяя, таким образом, направление основного вектора позитивной динамики в процессе дальнейшего государственно-правового развития страны на формирование социального демократического правового государства, что предполагает наличие у граждан присущего представителям становящегося правового государства и гражданского общества специфического правосознания. Правосознание как комплекс представлений, эмоций и чувств, непосредственно связано с действующей в государстве системой права, впрямую стыкуется с правовой культурой, это позволяет говорить о том, что «правовая культура и есть фактически реализованное в повседневной деятельности и поведении правосознание» [9, с. 35], при всем этом у каждого государствообразующего общества своя правовая культура. Таким образом, становится очевидным то, что в современном обществе нужно создать соответствующие условия для совершенствования правовой культуры, для приобретения людьми правовых знаний, необходимых для решения своих жизненно важных вопросов [10, с. 120].
Н.И. Матузов писал о том, что у государства должна быть общенациональная идея, которая бы консолидировало все общество. Он подчеркивал, что сама Конституция есть не что иное, как система идей, выраженная в концептуальной политико-юридической форме [11, с. 398]. «Продолжение реформ в России, - подчеркивал он, - требует прочной правовой основы, особенно в экономической сфере. Однако при этом важно иметь четкое представление о пределах и реальных возможностях юридических законов, путях их воплощения в жизнь» [11, с. 200]. На наш взгляд, речь идет о создании надежного механизма реализации правовых установок действующего законодательства, и, в первую очередь, установок Конституции.
Все это связано с Конституцией, которая, являясь Основным законом, представляет собой Общественный договор, что предполагает обязательность всего того, что в нем написано. Но для этого нужно знать, понимать и признавать все то, о чем говорится в Конституции, что имеет прямое отношение к правовой культуре общества, которая должна способствовать тому, чтобы установки Основного закона страны имели такую же действенность, как и законы природы, ибо человеческое общество, безусловно, это соответствующая составляющая той же естественной природы. Без выполнения этого условия, все проблемы, имеющие правовой характер, будут решаться исключительно с помощью применения принудительной силы государства, что в демократическом правовом государстве и гражданском обществе
должно происходить только в особых случаях, а не на основе позитивного правосознания и цивилизованного самоуправления, присущих правовой культуре современного общества.
Библиографические ссылки
1. Раянов Ф.М. Теория правового государства в России: состояние, пути переосмысления // Lex Russica. 2015. № 8. С. 14-24.
2. Раянов Ф.М. Актуальные проблемы теории и практики правового государства в России // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 1 (19). С. 3-8.
3. Галиев Ф.Х. Правовая культура и вопросы воспитания уважительного отношения к конституции страны // Реализация положений Конституции Российской Федерации в законодательстве : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Конституции Российской Федерации. Ч. I. Челябинск, 2013. С. 87-88.
4. Раянов Ф.М. Правовое обществоведение : монография. М. : Юрлитинформ, 2018.
5. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М. : Норма, 2007.
6. Раянов Ф.М. Сущность правового государства: историко-цивилизационный подход // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 4 (30). С. 8-16.
7. Галиев Ф.Х., Раянов Ф.М. Обществоведение в XXI веке: теоретико-правовой аспект. Уфа : Башк. энцикл., 2018.
8. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 4-е изд. М. : Изд-во СГУ, 2008.
9. Галиев Ф.Х. Историческая обусловленность правовой культуры // История государства и права. 2010. №19. с. 34-39.
10. Галиев Ф.Х. Конституция и общественное сознание // Методология современного конституционализма: конституционализация позитивного права; конституционная аксиология пропорциональности : материалы XIV Международной научно-практической конференции по конституционному праву, Санкт-Петербург, 20-22 мая 2016 г. / под общ. ред. А.А. Ливеров-ского, В.П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. С. 114-122.
11. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов : Изд-во Сарат. гос. академии права, 2004.
References
1. Rayanov F.M. Teoriya pravovogo gosudarstva v Rossii: sostoyaniye, puti pereosmysleniya (The theory of the rule-of-law state in Russia: status, ways of rethinking). Lex Russica, 2015, No. 8, pp. 14-24.
2. Rayanov F.M. Aktual'nyye problemy teorii i praktiki pravovogo gosudarstva v Rossii (Actual problems of the theory and practice of the rule-of-law state in Russia). Pravovoye gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2010, No. 1 (19), pp. 3-8.
3. Galiyev F.Kh. Pravovaya kul'tura i voprosy vospitaniya uvazhitel'nogo otnosheniya k konstitutsii strany (Legal culture and issues of developing respect for the country's constitution). Realizatsiya polozheniy Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii v zakonodatel'stve, materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvya-shchennoy 10-letiyu Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii. Ch. I. Chelyabinsk, 2013, pp. 87-88.
4. Rayanov F.M. Pravovoye obshchestvovedeniye (Legal social science), monografiya. Moscow, Yurlitinform, 2018.
5. Mal'tsev G.V. Sotsial'nyye osnovaniya prava (Social grounds of law). Moscow, Norma, 2007.
6. Rayanov F.M. Sushchnost' pravovogo gosudarstva: istoriko-tsivilizatsionnyy podkhod (The essence of the rule-of-law state: a historical-civilizational approach). Pravovoye gosudarstvo: teoriya i praktika, 2012, No. 4 (30), pp. 8-16.
7. Galiyev F.Kh., Rayanov F.M. Obshchestvovedeniye v XXI veke: teoretiko-pravovoy aspekt (Social Studies in the XXI Century: Theoretical and Legal Aspect). Ufa, Bashk. entsikl., 2018.
8. Kerimov D.A. Metodologiya prava: predmet, funktsii, problemy filosofii prava (Methodology of law: subject, functions, problems of philosophy of law). 4-ye izd. Moscow, Izd-vo SGU, 2008.
9. Galiyev F.Kh. Istoricheskaya obuslovlennost' pravovoy kul'tury (The historical conditionality of legal culture). Istoriya gosudarstva iprava, 2010, No.19, pp. 34-39.
10. Galiyev F.Kh. Konstitutsiya i obshchestvennoye soznaniye (Constitution and public consciousness). Metodologiya sovremennogo konstitutsionalizma: konstitutsionalizatsiya pozitivnogo prava; konstitutsionnaya aksiologiya proportsional'nosti, materialy XIV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po konstitutsionnomu pravu, Sankt-Peterburg, 20-22 maya 2016 g., pod obshch. red. A.A. Liverovskogo, V.P. Sal'nikova. St. Petersburg, Fond «Universitet», Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet, 2017, pp. 114-122.
11. Matuzov N.I. Aktual'nyye problemy teorii prava (Actual problems of theory of law). Saratov, Izd-vo Sarat. gos. akademii prava, 2004.
Дата поступления: 11.11.2019 Received: 11.11.2019
УДК 342.9
ОСОБЕННОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЖЕНЩИНЫ-СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПЕТРАНЦОВ Александр Семенович
преподаватель кафедры огневой подготовки ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России», г. Воронеж, Россия. E-mail: [email protected]
За десятки лет существования Российской Фе- ] дерации и реализации ей взятых международных обязательств по совершенствованию 1 национальной правовой системы в сфере пра- ] вовой регламентации равенства полов, в оте- ! чественном законодательстве отсутствует легальное определение понятия равенства полов (гендерное равенство), нет единого формаль- i ного и доктринального подхода относительно ! концепции равенства и равноправия полов. 1 Де-юре государство закрепило правовые ос- i новы оформляющейся модели правового равенства полов на государственной службе, составляющие, в том числе, базу современной кадровой политики МВД России, как части ] государственной кадровой политики. Действующая кадровая политика МВД России направлена на повышение престижа и обеспе-
THE FEATURES OF ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS OF A FEMALE LAW ENFORCEMENT OFFICIAL
PETRANTSOV Alexander Semenovich
Instructor of the Department of Fire Training of the FSGEI HE «Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia», Voronezh, Russia.
E-mail: [email protected] For the decades of the existence of the Russian Federation and the implementation of its international obligations to improve the national legal system in the field of legal regulation of gender equality, domestic legislation lacks a legal definition of gender equality (equality of the genders), there is no single formal and doctrinal approach regarding the concept of gender equality and egalitarianism. De jure, the state secured the legal foundations of an emerging model of legal equality of the genders in public service, including the basis of the modern personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as part of the state personnel policy. The current personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia is aimed at enhancing prestige and ensuring the quality of human resources for the activities of