References
1. Sal'nikov V.P., Sal'nikov M.V. Pravovaya ontologiya grazhdanskogo soznaniya (The legal ontology of civic consciousness), Yuridicheskii mir, 2005, No. 11, pp. 48-53.
2. Rayanov F. M. Teoreticheskie i prakticheskie problemy formirovaniya pravovogo gosudarstva v Rossii (Theoretical and practical problems of the formation of the rule-of-law state in Russia), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2013, No. 2 (32), pp. 10-19.
3. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura kak pravovaya samoorganizatsiya poryadka (Legal culture as a legal self-organization of law), Pravo ipolitika, 2011, No. 4 (136), pp. 670-675.
4. Rayanov F. M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo - sut' vsei sovremennoi teorii obshchestvennogo razvitiya (Civil society and the rule of law are the essence of the whole modern theory of social development), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2015, No. 1 (39), pp. 6-15.
5. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Chto takoe pravo? Voprosy ontologii i gnoseologii (What is law? Questions of ontology and gnoseology), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2015, No. 2 (40), pp. 14-22.
6. Rayanov F.M. Ponimanie grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva v otechestvennoi yuridicheskoi nauke i sovremennye potrebnosti v ego pereosmyslenii (Understanding of civil society and the rule-of-law state in national legal science and modern needs for its rethinking), Pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i realizatsii, sbornik stat'ei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii, posvyashchennoi 10-letiyu zhurnala «Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika» (g. Ufa 16-17 aprelya 2015 g.), otv. red. F.Kh. Galiev. V 2 ch. Ch. 1. Ufa, RITs BashGU, 2015.
7. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura kak pravovaya real'nost' (Legal culture as a legal reality), Politika i obshchestvo, 2011, No. 4, pp. 77-82.
8. Rayanov F.M. Filosofiya prava: diskursivnyi analiz i novye vyvody (Philosophy of law: discursive analysis and new conclusions). M.,Yurlitin-form, 2017.
9. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Filosofiya prava: nastoyashchee i budushchee (Philosophy of law: the present and the future), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2016, No. 2 (44), pp. 7-14.
Дата поступления: 28.01.2018 Received: 28.01.2018
УДК 340
ОТ ПРАВОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ -К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
ЕНИКЕЕВ Рафаэль Наилевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
В процессе государственно-правового развития общества исторически складываются объективные потребности в правовой организации общественной жизнедеятельности людей. Эти потребности, в свою очередь, вызывают необходимость учреждения государ-
FROM LEGAL ORGANIZATION OF SOCIAL LIFE - TO THE RULE-OF-LAW STATE
ENIKEEV Rafael Nailevich
Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia.
E-mail: [email protected]
In the process of state law development of society, historically there are objective needs for legal organization of people's social life. These needs, in their turn, call for the establishment of special state bodies that are engaged in law making and create guarantees to
ственных органов, которые занимаются правотворческой деятельностью и созданием гарантий для обеспечения соблюдения правил поведения, закрепленных в законах. По мере развития общества и государства так же объективно появляется потребность в совершенствовании государственно-правовых институтов. Так человечество выходит на позиции правового государства.
Ключевые слова: правовая организация общественной жизнедеятельности; правовое регулирование общественных отношений; происхождение государства и его законов; потребности в совершенствовании государственно-правовых механизмов; объективные потребности в правовом государстве; понятие и признаки правового государства.
Любому сообществу людей, соответственно его природе, объективно присуща определенная степень организованности и упорядоченности. Отсюда любая общность людей, в первую очередь, нуждается в определенных правилах поведения, скрепляющих разных людей, и даже с разными интересами и возможностями, в единое целое. Без этого никакое общество людей, большое оно или маленькое, уже государственно-организованное или еще нет, просто не может называться обществом и, тем более, успешно функционировать. Поэтому совокупность этих правил поведения, которая естественно и органически взаимно связывает людей в определенное единство, и которая неотделима от этих же людей с момента их появления на свет (рождения), принято обозначать естественным правом.
Конечно, нам, жившим долгое время представлениями о наличии некой общественно-экономической формации, которая, якобы, объективно преобразовывает одни общества другими и, соответственно, каждая пришедшая новая общественно-экономическая формация порождает соответствующие государственно-правовые институты, поворот в сторону естественно - правовых основ организации общества, является каким - то новым и неизведанным. В таких условиях влияния общественно-экономической формации в нашей стране больше обращалось внимание на нормы позитивного права: общественно-экономическая формация могла порождать лишь нормы позитивного права. Однако подобное понимание роли и значения общественно-экономической формации в обществе были присущи преимущественно в нашей стране, где нам довольно длительное время пришлось жить и творить в соответствии с марксистским учением об обществе, о социалистическом и коммунистическом строительстве. Более того, если строго следовать марксистскому учению об обществе, то при коммунистическом обществе (конечная цель этого учения) такие явления, как государство и его законы вообще должны были отмереть.
Однако марксистское учение об обществе было воспринято меньшей частью человечества на Земле. Значительная часть (больше двух третьей) человечества организовала свою общественную жизнедеятельность, опираясь не на учение об общественно-экономической формации, а на естественно-правовые основы жизнедеятельности людей, т.е. на основе уважительного отношения к естественным, прирожденным правам и свободам человека. Поэтому лишь после распада, так называемого социалистического лагеря и его гегемона - СССР, и наша страна приняла новую постсоветскую Конституцию, которая, как нам представляется, полностью освободилась от марксистского учения об обществе. Более того, в постсоветской
ensure compliance with the rules of conduct enshrined in laws. As the society and its states develop, there is also an objective need for improving state law institutions. Thus, humankind comes to the positions of the rule-of-law state.
Key words: legal organization of social life; legal regulation of public relations; origin of the state and its laws; needs for improving state law mechanisms; objective needs for a rule-of-law state; concept and signs of the rule-of-law state.
Конституции Россия позиционировала себя демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Новая Конституция Российской Федерации 1993 года также ориентирует нас организовать общественную жизнь россиян на основании естественных, прирожденных прав и свобод человека (ст.ст. 17-18). Вот в этих условиях как раз и приобретает большую актуальность проблема организации общественной жизнедеятельности россиян на основе новых подходов. Вместо категории «общественно-экономическая формация» нам сегодня также необходимо освоить такие категории, как «гражданское общество», «правовое государство» и некоторые другие.
Благо, что освоение этих новых государственно-правовых институтов мы начинаем не на пустом месте. Тем не менее, правовое государство как научное понятие и особая организация политической власти стало привлекать «особое внимание исследователей, вернувшись после долгого перерыва в российское поле научно-теоретических исследований непосредственно в связи с наступлением перестроечного и постперестроечного времени. Однако сравнительно быстро оно заняло свое место не только в научно-теоретических разработках, но и в конкретизации и официальном обозначении формы и элементов формы отечественного государства в Конституции Российской Федерации» [1, с. 21]. Не только в зарубежных странах, но и в нашей постсоветской Российской Федерации уже имеется немало научных публикаций, посвященных гражданскому обществу и правовому государству.
Так, профессор Ф.М. Раянов еще в 2013 году выступил со статьей «Теоретические и практические проблемы формирования правового государства в России». Здесь он впервые в отечественной юридической науке заявил: «Правовое государство - самостоятельный тип государства. Оно не наслаивается на какой - то другой тип государства. Правовое государство формируется из новых общественных институтов, отсутствующих у государств, не доросших до уровня правового государства. К их числу относятся такие институты, как государство образующий народ (гражданское общество), который является источником власти и носителем суверенитета; гражданское общество, которое формирует государственную власть, определяет направление ее деятельности и осуществляет парламентский (законодательный и бюджетный) контроль за деятельностью исполнительной власти» [2, с. 13-14]. Как пишут Р.Ф. Исмагилов и В.П. Сальников, «в простейшем практическом выражении смысл государства состоит в том, что оно в своих пределах подчиняет насилие праву, произвол - законности, заменяя хаотическое и истребительное столкновение частных элементов природного человечества правильным порядком их существования, причем принуждение допускается лишь как средство крайней необходимости, заранее определенное, закономерное и оправданное, постольку оно исходит от общей и беспристрастной власти» [3, с. 282].
В другой своей работе профессор Ф.М. Раянов пришел к выводу о том, что «Гражданское общество и правовое государство - это тренд всего современного общественного развития. Именно те страны мира, которые встали на путь гражданского общества и правового государства, на сегодня являются самыми развитыми во всех сферах общественной жизни. Отечественная наука «Теория государства и права» сегодня должна быть фундаментально и всесторонне переосмыслена с позиций классического научного понимания гражданского общества и правового государства» [4, с. 14].
Проблемы гражданского общества и правового государства нашли еще более подробное отражение и в последующей статье того же профессора Ф.М. Раянова, которая была помещена в сборнике статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика». Здесь он пишет: «подлинное правовое государство это отнюдь не абстрактное подчинение государства праву, не связывание государства собственными законами, а, прежде всего, представляет собой учение о структуре и функционировании такой власти, которая учреждается гражданским обществом и им же эффективно контролируется» [5, с. 10]. Действительно, несмотря на то, что функционирование гражданского общества невозможно без государства, «только правовое государ-
ство может обеспечить невмешательство государства и его должностных лиц в частную жизнь граждан, гарантировать и предоставлять им надежный механизм реализации свободы выбора соответствующей модели поведения, соблюдения обозначенных в конституции страны гражданских прав...» [6, с. 30].
В целом, Уфимская школа правового государства, организованная после принятия новой Конституции 1993 года, совершенно по новому подходит к пониманию гражданского общества и правового государства. По нашему мнению, именно этот новый подход к пониманию гражданского общества и правового государства способен вывести эти же институты из аморфного состояния, при котором, к сожалению, они пребывают сегодня в отечественной теоретической правовой науке. И, действительно, лишь при новом подходе к пониманию и соотношению гражданского общества и правового государства, эти институты приобретают реальные черты и признаки, которые и могут привести их и к практическому функционированию и в нашей стране.
К тому же, Уфимская школа правового государства вовсе не замыкается лишь границами Республики Башкортостан, а получает распространение по всей Российской Федерации. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации представителей Уфимской школы правового государства в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и в других городах. Так, например, недавно в Москве 3 тысячным тиражом опубликована монография научного руководителя Уфимской школы правового государства проф. Ф.М. Раянова под названием «Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы». В этой монографии, впервые в отечественной теоретической правовой науке, всесторонне осмыслены пути становления и развития подлинных институтов гражданского общества и правового государства и сделаны совершенно новые выводы. В заключительной части этой монографии читаем: «нам и в нашей стране уже пора понять, что теория правового государства, в научном плане, - это не часть существующей научной и учебной дисциплины «Теория государства и права», которая возникла и до сих пор функционирует только в нашей стране. Правовое государство и в нашей стране достойно быть самостоятельным объектом и предметом теоретической части современной юриспруденции. Только такой подход к теоретической части отечественной юридической науки может отвечать современным мировым вызовам» [7, с. 254].
Бесспорно, путь от правовой организации общественной жизни к правовому государству не может быть простым и коротким. Определение нашего государства правовым государством в Конституции Российской Федерации 1993 года говорит о том, что государственно-правовое развитие российского общества уже идет по этому пути. При этом как утверждают современные исследователи, «сегодняшняя общественно-политическая ситуация, во многом продиктованная кардинальной трансформацией всех сфер жизнедеятельности российского общества, не только вносит свои коррективы в функциональную и управленческую специфику государства, но и сказывается на мышлении и образе жизни наших современников» [8, с. 8-9], что свидетельствует о том, что правовое государство в нашей стране уже функционирует. Очевидность того, что многие моменты, связанные с правовой организацией общественной жизни, отражаются в образе жизни и правовой культуре наших сограждан, многие из которых объясняют свое поведение и поступки реализуемым ныне правовым принципом «разрешено все, что впрямую не запрещено законом», на наш взгляд, не требует доказательства.
Библиографические ссылки
1. Галиев Ф.Х. Понятия «правовое государство» и «гражданское общество» в социокультурном измерении // Правовое государство. 2012. № 4 (30). С. 20-25.
2. Раянов Ф.М. Теоретические и практические проблемы формирования правового государства в России // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 2 (32). С. 10-19.
3. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Право и справедливость: исторические традиции и современные модели (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в XX-XXI вв.) : монография. СПб. : Фонд «Университет», 2017.
4. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство - суть всей современной теории общественного развития // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 6-15.
5. Раянов Ф.М. Понимание гражданского общества и правового государства в отечественной юридической науке и современные потребности в его переосмыслении // Правовое государство: проблемы понимания и реализации : сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика» (г. Уфа 16-17 апреля 2015 г.) / отв. ред. Ф.Х. Галиев. В 2 ч. Ч. 1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.
6. Галиев Ф.Х. Правовая культура в информационном пространстве гражданского общества и правового государства // Юридическая мысль. 2011. № 3 (65). С. 25-31.
7. Раянов Ф.М. Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы. М. : Юрлитинформ, 2017.
8. Галиев Ф.Х Правовая культура и культурные традиции: сущностно-содержательное взаимодействие // Правовое государство: теория и практика. 2009. № 4 (18). С. 8-9.
References
1. Galiev F.Kh. Ponyatiya «pravovoe gosudarstvo» i «grazhdanskoe obshchestvo» v sotsiokul'-turnom izmerenii (The concepts of "rule-of-law state" and "civil society" in the socio-cultural dimension), Pravovoe gosudarstvo, 2012, No. 4 (30), pp. 20-25.
2. Rayanov F.M. Teoreticheskie i prakticheskie problemy formirovaniya pravovogo gosudarstva v Rossii (Theoretical and practical problems of the formation of the rule-of-law state in Russia), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2013, No. 2 (32), pp. 10-19.
3. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Pravo i spravedlivost': istoricheskie traditsii i sovremennye modeli (Istoriko-pravovoi analiz teoreticheskikh issledovanii aktual'nykh voprosov otnosheniya idei prava i idei spravedlivosti v XX-XXI vv.) (Law and justice: historical traditions and modern models (historical and legal analysis of theoretical studies of topical issues of the relationship of the idea of law and the idea of justice in the XX-XXI centuries)), monografiya. SPb., Fond «Universitet», 2017.
4. Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo - sut' vsei sovremennoi teorii ob-shchestvennogo razvitiya (Civil society and the rule-of-law state are the essence of the whole modern theory of social development), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2015, No. 1 (39), pp. 6-15.
5. Rayanov F.M. Ponimanie grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva v otechestvennoi yuridicheskoi nauke i sovremennye potrebnosti v ego pereosmyslenii (Understanding of civil society and the rule-of-law state in national legal science and modern needs for its rethinking), Pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i realizatsii, sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 10-letiyu zhurnala «Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika» (g. Ufa 16-17 aprelya 2015 g.), otv. red. F.Kh. Galiev. V 2 ch. Ch. 1. Ufa, RITs BashGU, 2015.
6. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura v informatsionnom prostranstve grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva (Legal culture in the information space of civil society and the rule-of-law state), Yuridicheskaya mysl', 2011, No. 3 (65), pp. 25-31.
7. Rayanov F.M. Filosofiya prava: diskursivnyi analiz i novye vyvody (Philosophy of law: discursive analysis and new conclusions). M., Yurlitin-form, 2017.
8. Galiev F.Kh Pravovaya kul'tura i kul'turnye traditsii: sushchnostno-soderzhatel'noe vzai-modeistvie (Legal culture and cultural traditions: essence-content interaction), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2009, No. 4 (18), pp. 8-9.
Дата поступления: 28.01.2018 Received: 28.01.2018