Научная статья на тему 'Правовое государство в России: некоторые концептуальные подходы'

Правовое государство в России: некоторые концептуальные подходы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
342
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / RULE-OF-LAW STATE / ORTHODOX MENTALITY / SOCIAL JUSTICE / STATE POWER / POLITICAL ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мазурин Станислав Фёдорович, Сальников Михаил Викторович

Основная мысль, которая характерна почти всем современным концептуальным подходам к пониманию правового государства, заключается в том, что его невозможно построить по сверху спущенному приказу, без формирования духовного и нравственного менталитета в широких слоях общества. В правовом государстве законы и публичная власть должна обладать особым духовно-нравственным менталитетом и пользоваться полным доверием абсолютного большинства населения. Поэтому, правовым государством следует считать такое государство, в котором его законы и публичная власть, с присущим ей духовно-нравственным менталитетом, пользуются полным доверием граждан, используя свои должностные полномочия исключительно на благо своего народа и национальной безопасности государства, в котором нет места коррупционным проявлениям, а национальные доходы справедливо распределяются между всеми слоями общества, реально обеспечивая им достойный уровень жизни и гармоничные отношения между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RULE-OF-LAW STATE IN RUSSIA: SOME CONCEPTUAL APPROACHES

The basic idea, which is characteristic of almost all modern conceptual approaches to the understanding of the rule-of-law state, is that it cannot be built on orders from above, without forming a spiritual and moral mentality in wide sections of society. In the rule-of-law state, laws and public authority must have a special spiritual and moral mentality and enjoy the full confidence of the absolute majority of the population. Therefore, the rule-of-law state of law is such a state where its laws and public authority, with its inherent spiritual and moral mentality, enjoy the full confidence of citizens, using their official powers exclusively for the benefit of their people and the national security of the state, where there is no place for corrupt practices, and national incomes are fairly distributed among all segments of society, really providing them with a decent standard of living and harmonious relations between people.

Текст научной работы на тему «Правовое государство в России: некоторые концептуальные подходы»

УДК 340.1+34(091)

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

МАЗУРИН Станислав Фёдорович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового регулирования градостроительной деятельности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: svyatoslav53@mail.ru САЛЬНИКОВ Михаил Викторович доктор юридических наук, профессор, Президент Фонда содействия науке и образованию в области правоохранительной деятельности « Университет», г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: salnikov-mihail66@yandex.ru

Основная мысль, которая характерна почти всем современным концептуальным подходам к пониманию правового государства, заключается в том, что его невозможно построить по сверху спущенному приказу, без формирования духовного и нравственного менталитета в широких слоях общества. В правовом государстве законы и публичная власть должна обладать особым духовно-нравственным менталитетом и пользоваться полным доверием абсолютного большинства населения. Поэтому, правовым государством следует считать такое государство, в котором его законы и публичная власть, с присущим ей духовно-нравственным менталитетом, пользуются полным доверием граждан, используя свои должностные полномочия исключительно на благо своего народа и национальной безопасности государства, в котором нет места коррупционным проявлениям, а национальные доходы справедливо распределяются между всеми слоями общества, реально обеспечивая им достойный уровень жизни и гармоничные отношения между людьми.

Ключевые слова: правовое государство, православный менталитет, социальная справедливость, государственная власть, политическая элита.

THE RULE-OF-LAW STATE IN RUSSIA: SOME CONCEPTUAL APPROACHES

MAZURIN Stanislav Fedorovich

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Legal Regulation of Town-Planning Activities of the Saint Petersburg State University ofAr-chitecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia.

E-mail: svyatoslav53@mail.ru SALNIKOV Mikhail Viktorovich Doctor of Law, Professor, President of the Foundation for Supporting Science and Education in the Field of Law Enforcement Activities "University", St. Petersburg, Russia.

E-mail: salnikov-mihail66@yandex.ru

The basic idea, which is characteristic of almost all modern conceptual approaches to the understanding of the rule-of-law state, is that it cannot be built on orders from above, without forming a spiritual and moral mentality in wide sections of society. In the rule-of-law state, laws and public authority must have a special spiritual and moral mentality and enjoy the full confidence of the absolute majority of the population. Therefore, the rule-of-law state of law is such a state where its laws and public authority, with its inherent spiritual and moral mentality, enjoy the full confidence of citizens, using their official powers exclusively for the benefit of their people and the national security of the state, where there is no place for corrupt practices, and national incomes are fairly distributed among all segments of society, really providing them with a decent standard of living and harmonious relations between people.

Key words: rule-of-law state, Orthodox mentality, social justice, state power, political elite.

За несколько тысячелетий до современной цивилизации, истории развития человеческого общества известны многие формы государственного устройства, но не одна из них в полной мере не отвечала понятиям социально справедливого, правового государства. Современный мир технического прогресса и развития демократии, по своему духовному и нравственному состоянию мало чем отличается от прошедшей исторической эпохи, в которой сознание абсолютного большинства политических элит всех государств было устремлено к материальным приоритетам, лежащим в основе всех мировых конфликтов [13; 14; 19].

После 1991 года, в период полного распада Советского Союза - государства зрелого социализма, которое в истории человеческого общества было наиболее приближено к понятию социально справедливого, авантюристической частью партократической элиты России была принята антинародная программа перехода российского государства от административно-командной к рыночной системе экономики. Несмотря на многие критические замечания современных историков и правоведов, принижающих сущность социалистической административно-командной системы экономики СССР, лишь благодаря ей, советскому государству, находящемуся в катастрофическом положении после окончания Великой Отечественной войны, с полностью разрушенным народным хозяйством, всего за 15 лет удалось полностью восстановить всю довоенную систему экономики, трудоустроить, одеть, обуть и накормить все населении государства. При этом Советским Союзом оказывалась немалая экономическая помощь всему социалистическому лагерю - государствам Варшавского договора и другим странам. Такого не смогло бы сделать не одно государство в мире, с капиталистической системой экономики. Безусловно, административно-командная политика советского государства имела свои недостатки, связанные с необоснованным вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов, нерациональным перераспределением финансовых средств, направляемых на поддержание убыточных предприятий и приоритетное развитие отдельных союзных республик (современных прибалтийских государств) и др. Вместе с тем, в условиях данной системы уровень коррупции и преступности в СССР был значительно ниже, чем в условиях рыночного хозяйствования, более справедливым, чем в условиях рыночной экономики, являлось и распределение национальных доходов государства между всеми слоями общества, в котором не было глобального дисбаланса между самыми состоятельными и самыми бедными слоями населения.

Программа рыночной экономики явилась универсальным средством мошеннического присвоения узким кругом высокопоставленных чиновников и активизировавшихся вокруг них преступных сообществ, создавших на том этапе по своей сущности олигархическое государство [1; 2; 11; 12; 26; 32], всех средств производства и недвижимого имущества, ранее находящихся в совместной (общенародной) собственности. Характерной особенностью переходного периода явилось то, что, несмотря на острые разногласия, возникшие в российском обществе по поводу владения, пользования и распоряжения общественными средствами производства, сырьевыми ресурсами и землей, в России принимается Конституция - Основной закон государства, в ст. 1 которого, недвусмысленно заявлено о том, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, а в ст. 7 говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для более глубокого уяснения сущности правового, социального государства, необходимо рассмотреть некоторые взгляды ученых, исследующих государство с позиции отнесения его к социальному, правовому.

Еще задолго до Рождества Христова, известные мыслители, философы и правоведы древней Греции, Платон и его ученик Аристотель, придавали огромное значение развитию права и формированию государства социальной справедливости. В своих трудах, дошедших до нас, Платон отмечал, что государство - это выражение идей справедливости [18, с. 15-46].

Изучая со своими учениками государства различного типа и их правовые системы, Аристотель пришел к выводу о том, что все государства, следует классифицировать на две основные группы: по числу правящих элит (один, немногие и большинство) и по достигаемым целям (общее благо и личная выгода). Исходя из этого, в первой группе им выделены три «правильные, или относительно хорошие» формы государств: монархия, аристократия и полития (смешение аристократического правления с умеренной олигархией) и три «неправильные, или дурные» формы правления: тирания, крайняя олигархия и демократия (охлократия -власть толпы). Если первые три формы правления направлены к всеобщему благу, то вторые три формы к личному обогащению и удержанию власти любой ценой [3, с. 652-655]. Данное обстоятельство хорошо известно в научной литературе [5; 16; 23; 29].

Как показывает исторический опыт, абсолютное большинство политических элит современного мира, сделали свой выбор в пользу своих эгоистических целеустремлений, предпочитая дурные, демократические формы правления, способствующие развитию крайней олигархии и обнищанию значительной части населения [15; 17].

Совершенно справедливой следует признать оценку приснопамятного Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского - Иоанна (Снычева), характеризующего сущностное проявление демократии: «Все идеи демократии замешаны на лжи. Уже в определении - ложь! Слово это переводится на русский язык как "власть народа" или "народоправство", но, ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя, немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло - политика, профессия - жестокая и беспощадная борьба за эту власть. Более того, человеческая история на всем своем протяжении не знала ни одного государства, где был бы на деле реализован принцип народоправства. Древняя Греция, Древний Рим - страны - родоначальницы демократии, ее классические представители - одновременно являлись классическими рабовладельческими хищниками, относя сам термин "народ", "граждане" лишь к элитарному кругу людей, составлявшему ничтожный процент от общего населения страны» [22, с. 341].

Время не властно над хищными, реакционными методами демократии и породившей ею олигархией. Те же самые хищные методы управления, которые применялись в указанных исторических рабовладельческих государствах, успешно, но в уже более унифицированном, изощренном виде, реализуются политическими элитами всех государств мирового сообщества, провозглашающих себя демократическими. Стремление народов этих государств к равноправию и социальной справедливости, постоянно наталкивается на корыстные интересы публичной власти и порожденной ею олигархической прослойки, находящихся в тесной взаимозависимости. Связь политических властей государства с олигархической прослойкой, способствует существованию такого социально опасного явления как системно-функциональная коррупция [30]. Реальным выражением такой коррупции является несправедливое распределение публичной властью национальных доходов и важнейших экономических ресурсов государства между всеми слоями общества. В таком обществе, в результате непомерной эксплуатации труда наемных работников и захвата всех основных средств производства олигархической прослойкой, обогащается лишь политическая элита государства и порождаемая ею олигархия, представленная родственниками, свойственниками и ближайшими друзьями чиновников центральной политической власти, не по заслугам имеющими финансовые доходы в сотни и тысячи раз превышающие минимальный прожиточный минимум, устанавливаемый ими для малообеспеченных слоев населения. При этом абсолютное большинство наемных работников и члены их семей проживают за чертою бедности. Безусловно, в таком государстве ее публичная власть не пользуется доверием абсолютного большинства своего народа, и такое государство не может по своему определению признаваться правовым,

социально справедливым. О такой власти почти две тысячи лет назад свидетельствовал Христос Спаситель [Ин. 10: 1-16].

В правовой литературе нет единого мнения о сущности правового государства, как нет и единого подхода к определению, в котором бы сочетались все признаки, отвечающие данному понятию [4; 7; 8; 9; 10; 27; 28; 31]. Большинство передовых идей и критериев оценки правового государства, современные ученые заимствовали в трудах дореволюционных правоведов: А.С. Алексеева, В.М. Гессена, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, С.А. Котлярев-ского, П.И. Новгородцева, Н.И. Павлиенко, М.А. Рейснера и некоторых других ученых.

Без формирования духовного и нравственного менталитета в широких слоях общества правового государства не построить. Государственная политическая элита, лишенная духовного православного менталитета, склонная к преимущественному удовлетворению собственных материальных интересов и получению власти, никогда не будет служить интересам абсолютного большинства населения и национальным интересам своего государства. В условиях рыночной демократии, политическая элита государства всегда особое значение уделяла лишь материальным приоритетам, полностью игнорируя Божие законы развития природы, общества и нравственного самосознания человека. Результатом такой политики явился многолетний экономический кризис, оказавший негативное влияние на социальный уровень жизни абсолютного большинства гражданского общества России и способствовавший обогащению узкого круга государственных чиновников, и покровительствуемой ими олигархии.

Истории развития человеческого общества известны многочисленные факты социальных и экономических кризисов различных государств, и их последствия, связанные с внутренними и внешними противоречиями, приводящими к насилию, местным кровавым конфликтам и внешней военной агрессии. Вместе с тем, мало кто из политических деятелей и высших должностных лиц публичной власти, задумывался над тем, что все эти конфликты возникают, чаще всего, там и тогда, где и когда народ и его политические элиты игнорируют Заповеди Господние, где гонение православной культуры, является неотъемлемой частью государственной светской политики.

Как показывает мировая историческая практика и события, происходящие в последнее десятилетие во многих государствах мира и в нашей братской православной Украине, неповиновение законной власти ведет не только к разрушению государственности, утрате суверенитета таких государств, но и к трагическим последствиям для их народов. Безусловно, недоверие к законной власти и неповиновение ей происходит не без внешнего сатанинского влияния, исходящего от человеконенавистнических кругов США, стремящихся к мировому господству, получающих огромные прибыли на торговле оружием, финансовом и промышленном мошенничестве, организации кровавых конфликтов, «цветных революций» и захвате экономических ресурсов иных суверенных государств. Противостоять сатанистскому влиянию данной идеологии может только православный менталитет, сохранившийся в России и некоторых других малочисленных государствах, в которых еще возможно построение правового, социально справедливого государства, основанного на взаимной любви, взаимоуважении и взаимном доверии между властью и народом.

Учитывая вышеизложенное, можно попытаться сформулировать подходы к пониманию правового государства. Правовым - социально справедливым, следует считать такое государство, в котором его законы и публичная власть, обладающая православным духовно-нравственным менталитетом, пользуются полным доверием абсолютного большинства населения, используя свои должностные полномочия исключительно на благо своего народа и национальной безопасности государства, в котором нет места коррупционным проявлениям, а национальные доходы справедливо распределяются между всеми слоями общества, реально обеспечивая им достойный уровень жизни.

Библиографические ссылки

1. Абдрахманов А.И., Хабибулин А.Г. Министерство внутренних дел на рубеже эпох: традиции и перспективы // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 10. С. 22-30.

2. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 гг. 2-е изд., доп. / отв. ред. С.В. Степашин. М. : Олита, 2005.

3. Аристотель. Сочинения. Т. 4. М. : Мысль, 1983.

4. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / В.М. Боер и др. ; под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Алетейя, 1999.

5. Верховодов Е.В., Сальников В.П., Романовская В.Б. «Естественное право» и «добродетель» в трудах Аристотеля // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 8. С. 201-208.

6. Второе соборное послание святого апостола Петра // Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Т.2. М. : Московский Сретенский монастырь; Новая книга, 1996.

7. Галиев Ф.Х. В.М. Гессен об институтах правового государства // Государственно-правовые институты современного общества : сб. ст. к Всероссийской научно-практической конференции посвященной 100-летию Республики Башкортостан (г. Уфа, 14 декабря 2018 г.) / отв. ред. Ф.М. Раянов. Уфа : РИЦ БашГУ, 2018. С. 55-61.

8. Галиев Ф.Х. Проблема толерантности в условиях гражданского общества и правового государства // Проблемы формирования правового государства в России : материалы Международной научно-практической конференции (20-21 марта 2013 г.). Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. С. 119-128.

9. Галиев Ф.Х. Правовая культура в информационном пространстве гражданского общества и правового государства // Юридическая мысль. 2011. № 3 (65). С. 23-31.

10. Галиев Ф.Х., Комаров С.А. Правовое государство и правовая культура: взаимосвязь и взаимообусловленность // Юридическая наука. 2016. № 6. С. 10-14.

11. Галиев Ф.Х., Раянов Ф.М. Обществоведение в XXI веке: теоретико-правовой аспект. Уфа : Башк. энцик., 2018.

12. Галеотти Марк. Воры. История организованной преступности в России / пер. с англ. А. Финогенова и П. Миронов ; ред. А. Смятковский. М. : Индивидуум паблишинг, 2019.

13. Егоршин В.М. Полиция - Милиция - Полиция (общее состояние и оперативно-розыскной аспект) // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 11. С. 167-187.

14. Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Логос права: Парменид - Гегель - Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права : монография. М. : Юрлитинформ, 2019.

15. Захарцев С.И., Сальников В.П. Философия и юридическая наука : монография. М. : Юр-литинформ, 2019.

16. Идея справедливости в традициях постклассической философии права / Р.Ф. Исмагилов и др.; под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», 2012.

17. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Платон, Аристотель, Фома Аквинский и идея справедливости в естественно-правовой традиции // Мир политики и социологии. 2016. № 9. С. 19-26.

18. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Право и справедливость: исторические традиции и современные модели (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в ХХ-ХХ1 вв.) : монография. СПб. : Фонд «Университет», 2017.

19. История философии права : монография / А.П. Альбов и др.; отв. ред.: А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. СПб. : Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1998.

20. Колядин А.М. Политическая элита: понятие и сущность // Правовое поле современной экономики. 2016. № 7. С. 45-53.

21. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. 4-е изд. М., 2010.

22. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. М. : Юристъ, 2004.

23. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Русская Симфония. СПб. : Царское Дело, 2007.

24. Мусаев М.А. Эпоха античности и начало становления идеи о правах человека: роль правового гуманизма // Правовое поле современной экономики. 2015. № 10. С. 97-108.

25. От Матфея Святое Благовествование // Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Т.1. М. : Московский Сретенский монастырь; «Новая книга», 1997.

26. Послание к Римлянам святого апостола Павла // Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Т.2. М. : Московский Сретенский монастырь; Новая книга, 1996.

27. Приватизация: глобальные тенденции и национальные особенности / отв. ред. В.А. Виноградов; Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН. М. : Наука, 2006.

28. Раянов Ф.М., Минниахметов Р.Г., Пономарев Д.А. Право и законность в демократическом обществе. М., 2004. С. 18-41.

29. Раянов Ф.М. Сущность правового государства: историко-цивилизационный подход // Правовое государство: теория и практика. 2912. № 4 (30). С. 8-16.

30. Романовская Л.Р., Верховодов Е.В. Античные корни естественно-правовой теории // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2002. № 1. С. 84-88.

31. Сальников В.П. Институализация коррупционных отношений // Защита и безопасность. 2013. № 1 (64). С. 13-15.

32. Сальников В.П., Ромашов Р.А., Сальников М.В. Теория правового государства (попытка современной интерпретации) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2002. № 3 (15). С. 3-14.

33. Хабибулин А.Г. Концептуализм и системность в реформировании полиции: опыт первых десятилетий XX и XXI вв. // Законодательство. 2013. № 5. С. 56-61.

References

1. Abdrakhmanov A.I., Khabibulin A.G. Ministerstvo vnutrennikh del na rubezhe epokh: traditsii i perspektivy (Ministry of the Interior at the turn of the epoch: traditions and perspectives). Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2012, No. 10, pp. 22-30.

2. Analiz protsessov privatizatsii gosudarstvennoy sobstvennosti v Rossiyskoy Federatsii za period 1993-2003 gg. (Analysis of the processes of privatization of state property in the Russian Federation for the period 1993-2003). 2-ye izd., dop., otv. red. S.V. Stepashin. Moscow, Olita, 2005.

3. Aristotel'. Sochineniya (Writings). T. 4. Moscow, Mysl', 1983.

4. Pravovoye gosudarstvo: real'nost', mechty, budushcheye (The rule-of-law state: reality, dreams, future). V.M. Boyer i dr., pod red. V.P. Sal'nikova. St. Petersburg, Aleteyya, 1999.

5. Verkhovodov Ye.V., Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B. «Yestestvennoye pravo» i «do-brodetel'» v trudakh Aristotelya ("Natural law" and "good-natured" in the works of Aristotle). Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2015, No. 8, pp. 201-208.

6. Vtoroye sobornoye poslaniye svyatogo apostola Petra (The Second Conciliar Epistle of the Holy Apostle Peter). Novyy Zavet Gospoda nashego Iisusa Khrista. T.2. Moscow, Moskovskiy Sretenskiy monastyr'; Novaya kniga, 1996.

7. Galiyev F.Kh. V.M. Gessen ob institutakh pravovogo gosudarstva (Hessen on the institutions of the rule-of-law state). Gosudarstvenno-pravovyye instituty sovremennogo obshchestva, sb. st. k Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii posvyashchennoy 100-letiyu Respubliki Bashkortostan (g. Ufa, 14 dekabrya 2018 g.), otv. red. F.M. Rayanov. Ufa, RITS BashGU, 2018, pp. 55-61.

8. Galiyev F.Kh. Problema tolerantnosti v usloviyakh grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva (The Problem of Tolerance in the Conditions of Civil Society and the Rule-of-Law state). Problemy formirovaniya pravovogo gosudarstva v Rossii, materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (20-21 marta 2013 g.). Ufa, RITS BashGU, 2013, pp. 119-128.

9. Galiyev F.Kh. Pravovaya kul'tura v informatsionnom prostranstve grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva (Legal culture in the information space of civil society and the rule-of-law state). Yuridicheskaya mysl', 2011, No. 3 (65), pp. 23-31.

10. Galiyev F.Kh., Komarov S.A. Pravovoye gosudarstvo i pravovaya kul'tura: vzaimosvyaz' i vzaimoobuslovlennost' (The rule-of-law state and legal culture: the relationship and interdependence). Yuridicheskaya nauka, 2016, No. 6, pp. 10-14.

11. Galiyev F.Kh., Rayanov F.M. Obshchestvovedeniye v XXI veke: teoretiko-pravovoy aspekt (Social Science in the 21st Century: Theoretical and Legal Aspect). Ufa, Bashk. entsik., 2018.

12. Galeotti Mark. Vory. Istoriya organizovannoy prestupnosti v Rossii (Thieves. The history of organized crime in Russia), per. s angl. A. Finogenova i P. Mironov ; red. A. Smyatkovskiy. Moscow, Individuum pablishing, 2019.

13. Yegorshin V.M. Politsiya - Militsiya - Politsiya (obshcheye sostoyaniye i operativno-rozysknoy aspekt) (Police - Militia - Police (general status and operational-search aspect). Yuridicheskaya nau-ka: istoriya i sovremennost', 2012, No. 11, pp. 167-187.

14. Zakhartsev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Logos prava: Parmenid - Gegel' - Dostoyev-skiy. K voprosu o spekulyativno-logicheskikh osnovaniyakh metafiziki prava (Logos of law: Par-menides - Hegel - Dostoevsky. To the issue of the speculative logical foundations of the metaphysics of law: monograph), monografiya. Moscow, Yurlitinform, 2019.

15. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Filosofiya i yuridicheskaya nauka : monografiya (Philosophy and legal science: monograph). Moscow, Yurlitinform, 2019.

16. Ideya spravedlivosti v traditsiyakh postklassicheskoy filosofii prava (The idea of justice in the traditions of postclassical philosophy of law). R.F. Ismagilov i dr.; pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. St. Petersburg, Fond «Universitet», 2012.

17. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Platon, Aristotel', Foma Akvinskiy i ideya spravedlivosti v yestestvenno-pravovoy traditsii (Plato, Aristotle, Thomas Aquinas and the idea of justice in the natural-legal tradition). Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 9, pp. 19-26.

18. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Pravo i spravedlivost': istoricheskiye traditsii i sovremennyye modeli (Istoriko-pravovoy analiz teoreticheskikh issledovaniy aktual'nykh voprosov otnosheniya idei prava i idei spravedlivosti v XX - XXI vv.) (Law and Justice: Historical Traditions and Modern Models (Historical and legal analysis of the theoretical studies of topical issues of the relationship between the idea of law and the idea of justice in the XX - XXI centuries), monografiya. St. Petersburg, Fond «Universitet», 2017.

19. Istoriya filosofii prava (History of philosophy of law), monografiya, A.P. Al'bov i dr., otv. red.: A.P. Al'bov, D.V. Maslennikov, V.P. Sal'nikov. St. Petersburg, Yuridicheskiy institut (Sankt-Peterburg), Sankt-Peterburgskiy un-t MVD Rossii, 1998.

20. Kolyadin A.M. Politicheskaya elita: ponyatiye i sushchnost' (Political elite: the concept and essence). Pravovoye pole sovremennoy ekonomiki, 2016, No. 7, pp. 45-53.

21. Lazarev V.V., Lipen' S.V. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of State and Law). 4-ye izd. Moscow, 2010.

22. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of State and Law), uchebnik. Moscow, Yurist", 2004.

23. Mitropolit Sankt-Peterburgskiy i Ladozhskiy Ioann (Snychev). Russkaya Simfoniya (Russian Symphony). St. Petersburg, Tsarskoye Delo, 2007.

24. Musayev M.A. Epokha antichnosti i nachalo stanovleniya idei o pravakh cheloveka: rol' pravovogo gumanizma (The era of antiquity and the beginning of the formation of the idea of human rights: the role of legal humanism). Pravovoye pole sovremennoy ekonomiki, 2015, No. 10, pp. 97-108.

25. Ot Matfeya Svyatoye Blagovestvovaniye (Matthew's Holy Gospel). Novyy Zavet Gospoda nashego Iisusa Khrista. T.1. Moscow, Moskovskiy Sretenskiy monastyr'; «Novaya kniga», 1997.

26. Poslaniye k Rimlyanam svyatogo apostola Pavla (Epistle to the Romans of the holy Apostle Paul). Novyy Zavet Gospoda nashego Iisusa Khrista. T.2. Moscow, Moskovskiy Sretenskiy monastyr'; Novaya kniga, 1996.

27. Privatizatsiya: global'nyye tendentsii i natsional'nyye osobennosti (Privatization: global trends and national characteristics), otv. red. V.A. Vinogradov; In-t nauch. inform. po obshchestv. naukam RAN. Moscow, Nauka, 2006.

28. Rayanov F.M., Minniakhmetov R.G., Ponomarev D.A. Pravo i zakonnost' v demokratiche-skom obshchestve (Law and legality in a democratic society). Moscow, 2004. S. 18-41.

29. Rayanov F.M. Sushchnost' pravovogo gosudarstva: istoriko-tsivilizatsionnyy podkhod (The essence of the rule-of-law state: the historical-civilizational approach). Pravovoye gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2912, No. 4 (30), pp. 8-16.

30. Romanovskaya L.R., Verkhovodov Ye.V. Antichnyye korni yestestvenno-pravovoy teorii (Antique roots of the natural-legal theory). Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo, Seriya: Pravo, 2002, No. 1, pp. 84-88.

31. Sal'nikov V.P. Institualizatsiya korruptsionnykh otnosheniy (Institutionalization of corruption relations). Zashchita i bezopasnost', 2013, No. 1 (64), pp. 13-15.

32. Sal'nikov V.P., Romashov R.A., Sal'nikov M.V. Teoriya pravovogo gosudarstva (popytka sov-remennoy interpretatsii) (Theory of the rule-of-law state (attempts of modern interpretation). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitetaMVD Rossii, 2002, No. 3 (15), pp. 3-14.

33. Khabibulin A.G. Kontseptualizm i sistemnost' v reformirovanii politsii: opyt pervykh desya-tiletiy XX i XXI vv. (Conceptualism and systemacy in police reform: the experience of the first decades of the 20th and 21st centuries). Zakonodatel'stvo, 2013, No. 5, pp. 56-61.

Дата поступления: 01.02.2019 Received: 01.02.2019

УДК 347.44 + 004

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ПУЧКОВ Олег Александрович

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права, директор Института прокуратуры Уральского государственного юридического университета, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: argun061@gmail.com

Последнее десятилетие цивилизация имеет дело с принципиально новым способом бытия человека - бытия, обретающего новую сущность - пространственно-временную цифровую трансценденцию. Эта новая черта имплицитно значима для сферы права. В силу своего консервативного характера право запаздывает за новыми технологическими трендами XXI века, однако оно также пытается перестроиться, обретая новые формы и обновленное содержание. Одним из образцов таких изменений может служить контрактное (договорное) право, которое является юридическим выражением свободы акторов экономики (в том числе в сельском хозяйстве, промышленном производстве). Время традиционных почтовых сообщений ушло в прошлое, и вот мы становимся очевидцами, как договаривающиеся стороны задей-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TRANSFORMATION OF CONTRACTUAL LAW UNDER THE CONDITIONS OF INFORMATION TECHNOLOGIES: NEW TRENDS

PUCHKOV Oleg Aleksandrovich

Doctor of Law, Professor of the Department of Theory of State and Law, Director of the Institute of Prosecution Service of the Ural State Law University, Yekaterinburg, Russia.

E-mail: argun061@gmail.com

The last decade, civilization has to deal with a fundamentally new way of human existence, the existence acquiring a new essence -space-time digital transcendence. This new feature is implicitly significant for the sphere of law. By virtue of its conservative nature, the law is late for new technological trends of the 21st century, but it is also trying to restructure itself, acquiring new forms and updated content. One of the examples of such changes is contract (contractual) law, which is a legal expression of the economy actors' freedom (including agriculture, industrial production). The time of traditional mail messages is a thing of the past, and now we are witnessing how contracting parties use all the technological power to gain competitive advantages at the expense of digital technol-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.