Научная статья на тему 'Понятия «Глобализация образования», «Интернационализация образования», «Международное образование»: общее и различное'

Понятия «Глобализация образования», «Интернационализация образования», «Международное образование»: общее и различное Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
529
80
Поделиться
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Абабкова Марианна Юрьевна

Интернационализация и глобализация мировой экономики оказывает влияние на схожие процессы в сфере образования. Многообразие используемых понятий в литературе, посвященной проблемам современного образования, вносит некоторую путаницу в понимание сущности процессов глобализации и интернационализации образования. В статье рассмотрены понятия «глобализации образования», «интернационализации образования», приведены общие подходы к пониманию сущности этих процессов.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Абабкова Марианна Юрьевна,

Текст научной работы на тему «Понятия «Глобализация образования», «Интернационализация образования», «Международное образование»: общее и различное»

УДК 339.138 ББК 65.290-2

ПОНЯТИЯ «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», «МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ

М.Ю.Абабкова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики в конце ХХ - начале ХХ! веков является глобализация - качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.

Интернационализация хозяйственной деятельности - это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве. Экономические процессы, ведущие к глобализации, можно представить взаимосвязанной цепочкой этапов, представленной на рис. 1.

Междунаро-

дное

экономиче- Междунаро- Глобализа-

Развитие Междунаро- ское дная

производи- -> дное -► сотрудниче- —► экономи- —► ция

тельных сил разделение ство (интернаци- ческая мировой экономики

труда онализация производства и капитала) интеграция

Рис. 1. Этапы интернационализации хозяйственной деятельности [2]

Глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок. Это проявляется во многих измерениях: глобальная экономика, радикальные технологические изменения, политическая глобализация, глобализация культуры, глобализация идей и образования [8].

Интернационализация и глобализация экономики оказывают влияние на схожие процессы в сфере образования:

1) транснациональное производство повышает требования к уровню квалификации рабочей силы и качеству профессионального образования, тем самым предопределяя появление международных образовательных стандартов;

2) глобализация экономики и развитие технологий создают экономику глобального знания, предполагающую интернационализацию университетов и предлагаемых ими программ обучения;

3) либерализация свободной торговли объективно приводит к глобализации высшего профессионального образования (транснациональное образование) и глобализации университетов (их укрупнению для завоевания доли мирового образовательного рынка);

Процесс интернационализации образования является историческим явлением, имеющим определенные периоды развития (рис. 2).

Многие исследователи в области образования не считают понятия «интернационализация» и «глобализация» идентичными.

Интернационализация предполагает сохранение и развитие национальной системы образования. С процессом интернационализации связан такой порядок мироустройства, при котором доминирующая роль в управлении образованием принадлежит государствам с четкими политическими границами, через которые может осуществляться традиционная деятельность по интернационализации образования (перемещение студентов, обмен персоналом, сотрудничество университетов, совместная исследовательская работа).

Глобализация предполагает, по сути, демонтаж национальной образовательной системы, подразумевает фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы утрачивают свое значение [5, с. 55- 59].

Согласно профессору Дж. Местенхаузеру (Университет Миннесоты, США), необходимо разделять понятия «интернационализация» {internationalization) и «международное образование» (international education).

Интернационализация определяется как программа реформ на институциональном уровне, которая начинает работать, когда образовательная организация сталкивается с необходимостью коренных реформ собственной учебной и научной деятельности вследствие изменившихся внешних условий развития системы образования. Сущность интернационализации образования заключается в ее всеобъемлющем характере, сочетающем междисциплинарные, многоуровневые и кросс-культурные ценности, а также в том, что интернационализация охватывает всю вузовскую структуру, как весь процесс обучения, так и управление им [9]. На наднациональном уровне процесс интернационализации проявляется

в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования, в единой или близкой ориентации образовательной политики [7].

Международное образование реализуется на практике как набор определенных образовательных программ, задачей которых является дополнительная подготовка студентов к будущей профессии, развитие знаний, умений и навыков, которые могут пригодиться выпускникам на рынке труда любой страны в условиях интернационализации хозяйственной жизни [9].

Основная проблема развития российского международного образования связана с местом России на международном рынке образовательных услуг. К примеру, доля образовательных учреждений США на международном рынке образования составляет 37 %, Великобритании -28 %. В образовательных учреждениях США, стран Западной Европы, а также Канады, Австралии и Новой Зеландии сегодня обучаются более 85 % всех иностранных студентов, стажеров, аспирантов. Только в Соединенных Штатах обучается около 600 тыс. чел., в Великобритании, Франции, Германии, Испании и других западноевропейских странах - более 1 млн. чел. [1, с. 12- 25].

В российских вузах обучается только 3,2 % иностранных студентов (67,7 тысяч человек на дневных отделениях и 15 - на заочных и вечерних отделениях) от их общемировой численности (более 2,5 млн чел.). Российские высшие учебные заведения на данном рынке практически не представлены, зато, по оценкам некоторых специалистов, российские потребители приобретают образовательные услуги на сумму в 4- 5 раз больше бюджета российского образования в долларовом эквиваленте [3].

Для сравнения: накануне распада СССР в советских высших и средних профессиональных учебных заведениях (как общегражданских, так и партийно-профсоюзных, комсомольских и военных) обучалось в общей сложности до 180 тыс. иностранных граждан (70 % из которых, или 126,5 тыс. чел., - в образовательных учреждениях РСФСР), а советская высшая школа занимала второе место в мире (после США) по фактическому количеству иностранных студентов [1, с. 12- 25].

В конце ХХ - начале ХХ1 веков высшее образование во всех передовых странах является экспортоориентированной отраслью. Например, Европейский союз разработал специальные стипендии и программы, стимулирующие студентов ехать учиться за пределы своей страны. В ведущих вузах Великобритании, США, Канады до 80 % студентов составляют иностранные граждане [4].

В контексте понятия «интернационализация высшего образования» развивается понятие «интернационализации университета». По мнению Дж. Местенхаузера, интернационализация университета связана с существенными изменениями в содержании университетского образования,

Понятия «глобализация образования», «интернационализация образования», _«международное образование»: общее и различное

о\

Начальный период (эпоха средних веков и Возрождения)

• Становление вропей-ских университетов.

• Преподавание латыни в большинстве университетов как начало би-лингвального образования.

• Мобильность слушателей и преподавателей университетов.

Второй этап (XVIII -сер. XX вв.)

Период экспорта образовательных систем

• Привнесение в высшее образование колоний элементов системы образования доминиона.

Третий этап

(1945 г. - конец XX в.)

Доктрина расширения политического влияния со стороны сверхдержав

• Распространение

русского языка и

билингвального образования на русском языке в странах Восточной и Центральной Европы, в странах третьего мира.

• Укрепление

английского

языка

качестве языка-посредника и создание англоязычных билингвальных школ в странах Западной Европы, Азии и Африки.

Четвертый этап

(конец XX в. - начало XXI в.)

Глобализация образования

• Переход от эпизодических

международных контактов в образовательной области между

отдельными странами к

содержательной научнопедагогической кооперации и

всестороннему партнерству.

• Совместная разработка

межкультурных образовательных программ с билингвально-

дидактическим компонентом,

• Конструирование новых

педагогических технологий в

русле открытого обучения,

• Проведение совместных

научных исследований в

различных областях знаний.

Рис. 2. Этапы развития интернационализации образования [5, с. 55-59]

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии

которое должно нести международное знание. Студентам необходимы международные знания, чтобы в своей дальнейшей профессиональной деятельности успешно общаться и решать проблемы с людьми из других стран на любом уровне (рис. 3).

Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации - реализация международных программ обучения и т.д. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие, даже из крупных центров академического образования, могут считаться в истинном смысле международными [6].

А

X

03

о

Л

о

&

сЗ

А

X

03

о

Л

о

со

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

- Программа реформ на институциональном уровне;

- Процесс обучения;

- Управление образованием.

ФОРМЫ:

- Мобильность преподавателей;

- Интернационализация учебных планов;

- Транснациональное образование;

- Гармонизация систем высшего образования;

- Международное сотрудничество.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА

- Включение в общемировые и европейские интеграционные процессы в сфере образования и науки;

- Содержание университетского образования;

- Подготовка специалистов для зарубежных стран, обучение иностранных студентов.

л

Я

03

о

л

о

&

8

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- Включение в учебные планы вузов интернациональных дисциплин (иностранные языки, культурология, политология, менеджмент и

др.);

- Обогащение образовательных программ международным знанием, позволяющим осуществлять сравнительный анализ;

-Применение в образовательном процессе технологий, подтвердивших свою эффективность в образовательных системах других стран;

- Использование новых способов и приёмов оценивания учебных достижений студентов.

Выделим причины, требующие системного преобразования в образовательных организациях на основе интернационализации:

1) Разрыв между доступным и существующим знанием. Задача образования в этом случае - предоставить возможность получения знания на основе глобальных источников;

2) Наличие человеческих ресурсов для преодоления этого разрыва. В данном случае приоритеты смещаются с вузовского образования на подготовку педагогических кадров;

3) Вузы должны приложить все усилия для принятия концептуальных и структурных мер по интеграции международного образования в управление университетом, признавая его приоритетным;

4) Понимание студентами важности и необходимости получения знаний, умений и навыков, которые помогут им занять достойную нишу на рынке труда любой страны;

5) Международное образование шире, чем просто подготовка специалистов: выполняя более широкие задачи, международное образование должно занять достойное место в приоритетных направлениях таких сфер как экономика, бизнес, маркетинг, международные отношения [9].

Планируя и осуществляя деятельность по реализации программ международного образования, университет может использовать подходы, заимствованные у бизнеса, в том числе планирование, финансовое моделирование, идентификация рисков, изучение международных рынков и применение технологий международного маркетинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арефьев А. Л., Чепурных Е.Е., Шереги Ф.Э. Международная деятельность в области образования: практика исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2005.

2. Владимирова И. Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mevriz.ru/articles/2001/3/945.html.

3. Конспект выступления ректора МЭСИ В.П.Тихомирова. Некоммерческое партнерство. Гильдия маркетологов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/mou03.html.

4. Лайко М. Ю.,. Сагинова О.В., Фэруэзер Д. Выход российских вузов на международный

рынок образовательных услуг (на примере Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова). [Электронный ресурс].Режим доступа:

http://www.marketologi.ru/lib/saginova/inter_vuz.html.

5. Певзнер М. Н. Интернационализация как ведущая тенденция развития современного вуза // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 55- 59.

6. Сагинова О. В. Маркетинг образовательных услуг. Российский рынок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.russianmarket.ru/?pg=showdoc&iid=1461>.

7. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор

конкурентоспособности (на примере Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.marketologi.ru/lib/saginova/inter_vuz2.html.

8. Синицына Г.П., Баташова С.М. Некоторые аспекты интернационализации высшего

образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o50.htm.

9. Широбоков С., Бринев Н. Эффективное управление университетом: роль

международного образования в становлении конкурентоспособного вуза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_02.htm.