Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕИ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПОНЯТИЕИ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЧП / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / P3 / 3P

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарифзянов А.Р.

Статья посвящена взаимодействию государства и частного сектора с помощью механизма государственно-частное партнерство. Произведен анализ зарубежной и отечественной литературы, который показал, что нет устоявшегося определения государственно-частное партнерства. Дано авторское определение понятию государственно-частное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MODERN ECONOMY

The article is devoted to cooperation between the government and the private sector through public-private partnership mechanism. The analysis of foreign and domestic literature showed that there is no well-established definition of a public-private partnership. Аuthor gave its own definition of the concept of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕИ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Зарифзянов А.Р. студент магистратуры 6 курса факультет «Общий стратегический менеджмент» Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аблаев И.М. научный руководитель Россия, г. Казань

ПОНЯТИЕИ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Статья посвящена взаимодействию государства и частного сектора с помощью механизма государственно-частное партнерство. Произведен анализ зарубежной и отечественной литературы, который показал, что нет устоявшегося определения государственно-частное партнерства. Дано авторское определение понятию государственно-частное партнерство.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, частно-государственное партнерство, публично-частное партнерство, ГЧП.

CONCEPT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MODERN ECONOMY.

Zarifzyanov A.R.

The article is devoted to cooperation between the government and the private sector through public-private partnership mechanism. The analysis of foreign and domestic literature showed that there is no well-established definition of a public-private partnership. АШ^г gave its own definition of the concept of public-private partnership.

Key words: Public-Private Partnership, P3, 3P

В современном мире темпы развития экономик стран настолько высоко, что достижение стратегически важных целей невозможно без тесного сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Разрабатываемые и реализуемые программы и стратегии развития ориентированы на совместное использование бюджетных и частных средств - без этого невозможно осуществить масштабные, стратегические проекты и обеспечить высокую конкурентоспособность страны. Во всем мире давно признанной формой взаимодействия государства и бизнес-сообщества выступает государственно-частное партнерство (на английском языке термин принято называть Public-Private Partnership, PPP, 3P, P361). Такого рода партнерства осуществляются, когда государство заинтересовано в частных инвестициях и управлении при сохранении публичной собственности на объект.

Данное сотрудничество существует давно: во Франции в XVI в.

61 Wikipedia. - Официальный сайт. - режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Public-private_partnership, свободный._

построен канал в долине Кро у города Салон-де-Прованс62 по концессионному соглашению. Государственно-частное партнерства (ГЧП) широко использовались в форме концессий при строительстве железных дорог многими странами на рубеже XIX-XX вв.

В отечественной истории существует множество примеров успешной реализации сотрудничества частного бизнеса и государства. Во второй половине XIX в. на основе государственно-частного партнерства были построены российские железные дороги, строительство, металлургическая отрасль. Коммунальное хозяйство в губернских и уездных городах в XIX веке и начале XX века отдавалась в концессию частным предпринимателям. Также проекты государственно-частного партнерства реализовались в царской России и в период нэпа, обеспечивая водо-, электроснабжение и освещение улиц63.

На современном этапе развития ГЧП связан с внедрением в 1992 г. частной финансовой инициативы (Private Financing Initiative, PFI64) в Великобритании, суть которой состоит в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов. Расходы частного инвестора компенсируются либо за счет платежей из бюджета либо, за счет доходов от эксплуатации. Во многих случаях инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала.

В настоящее время государственно-частное партнерство является важнейшим условием нормального развития и функционирования рыночной экономики. Это подтверждается опытом как развитых, так и развивающихся стран, активно использующих механизмы ГЧП. Такого рода проекты позволяют интегрировать бизнес-модели в государственную сферу65, а также предлагают решения наиболее острых проблем государственной политики66. Мировой опыт показывает, что механизмы ГЧП наиболее успешно реализуются в создании новой и поддержании действующей инфраструктуры общественного сектора. В России сформировались определенные формы ГЧП, включая инфраструктурные проекты.

На сегодняшний день нет единого определения взаимодействию предпринимательского сектора с государством. Например, Всемирный банк, ВМФ, ОЭСР и большинство стран Европы используют аббревиатуру PPP (Public-Private Partnership)67. При этом в Великобритании широко

62Кунченко Н. Е., Точеная Т. И. Государственно-частное партнерство как современный фактор регионального развития //Проблемы региональной экономики. - 2013. С. 18.

63 Макаров И. Н. Государственно-частное партнерство в Советской России: опыт Новой экономической политики //Государственно-частное партнерство. - 2015. - Т. 2. - №. 1. - С. 7-14.

64 Bing L. et al. The allocation of risk in PPP/PFI construction projects in the UK //International Journal of project management. - 2005. - Т. 23. - №. 1. - С. 25-35.

65 Ferlie E. The New Public Management in Action. - Oxford University Press, USA, 1996., P. 239-240.

66 Ferlie E., Lynn L. E., Pollitt C. The Oxford handbook of public management. - Oxford University Press, USA, 2007. P. 348.

67 Heinz W. Public private partnership. - VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 1999. - С. 552-570._

применяется термин «частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative - PFI)68, а во Франции - «концессия» и «сообщества смешанной экономики» (SEM)69. В США, Австралии и Канаде, Япония, Индия, Австралия, Малайзия, Сингапур используется обозначение P3 или 3P Partnership70.

В России понятие государственно-частное партнерства начинает только укореняться, и механизмы использования такого рода отношений является не столь популярной как в зарубежных странах. Каждый из партнеров, как государство, так и бизнес, наделяет ГЧП своим смыслом, исходя из собственных интересов. Федеральный центр стремится переложить бремя изношенной инфраструктуры на бизнес, не имея возможности и желания в полном объеме софинансировать проекты. Региональная власть использует проекты ГЧП для привлечения в регион средств из федеральных источников. С точки зрения бизнес структур ГЧП больше рассматривается ка источник получения денег, основанный на быстро окупаемых инфраструктурных объектах, которые в свою очередь находятся в государственной и муниципальной собственности (здания, сооружения, земли и прочее).

Термин государственно-частное партнерство закреплен на законодательном уровне в 2005 г. в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»71.

На сегодняшний день осуществляется применение механизмов государственно-частного партнерства для ускоренного развития и модернизации общественной инфраструктуры на территории РФ72. При министерствах и Государственной Думе созданы экспертные советы по ГЧП, реализуются проекты с применением институтов ГЧП. В органах государственной власти субъектов России также создаются структурные подразделения по вопросам ГЧП. Термин ГЧП часто упоминается в правовых документах. Следует заметить, что на федеральном уровне понятие государственно-частное партнерство не закреплено, тем не менее, оно широко применяется в различных нормативных правовых актах и программных правительственных документах73. В Российской Федерации не существует единого понятия государственно-частного партнерства, однако в 62 субъектах страны понятие ГЧП и его формы закреплены законодательно.

Какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП,

68 Broadbent J., Laughlin R. Control and legitimation in government accountability processes: the private finance initiative in the UK //Critical perspectives on accounting. - 2003. - Т. 14. - №. 1. - С. 23-48.

69 Bergère F. Le partenariat public-privé en France //Presupuesto y Gasto Público. - 2006. - Т. 45. - С. 59-64.

70 Dewulf G., Garvin M., Duffield C. What are the benefits of standardised PPP procurement processes. - Working paper proceedings, 2011. - С. 9-11.

71 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

72Центр развития государственно-частного партнерства - Официальный сайт. - режим доступа: http://pppcenter.ru, свободный.

73Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Конституция РФ и др._

не имеется и в профессиональной сфере. В литературе под государственно-частным партнерством часто понимается некий альянс государства и бизнеса в целях реализации социально значимых проектов и программ. Нередко возникает путаница между такими понятиями, как «ГЧП», «приватизация», «субсидии частному бизнесу», «благотворительность» и др.

Такие термины как «государственно-частное партнерство», «частно-государственное партнерство» и «публично-частное партнерство» до 2005 года использовались как синонимы. На сегодняшний день термин «государственно-частное партнерство» стал общепринятым 74. Данная путаница заметно затрудняет изучение механизма государственно-частное партнерство как инструмента взаимодействия государства и предпринимательского сектора.

В понимании понятия ГЧП стоят не только терминологические проблемы, но и несовпадающие представления такого партнерства. В научных кругах и среди практиков не прекращаются споры о природе и целях функционирования государственно-частного партнерства.

В 2002 г. появились первые отечественные работы, посвященные тематике государственно-частного партнерства.

В. Варнавский одним из первых дал определение понятию ГЧП. Специалист в области ГЧП, австралийский экономист Г. Ходж различает, по крайней мере, пять понятий в современной литературе, а именно: контрактное соглашение между государственным агентом и частным сектором, которое позволяет последнему участвовать в предоставлении общественных благ; альтернатива приватизации; способы преодолеть провалы рынка за счет управления частным сектором; поддержка бизнес структур в кризис; языковая игра, выдуманная юристами, консультантами и брокерами для получения большей комиссии75.

К наиболее важному признаку ГЧП данные специалисты отнесли единую цель создания ГЧП, которое подразумевает разделение рисков перед партнерами, затрат и прибыли.

Одним из интересных определений дали специалисты Х. Ван Хаам и Ю. Коппеньян. Они считают, что «ГЧП представляет собой долгосрочное сотрудничество государственного и частного секторов, в рамках которого они совместно разрабатывают продукт или услуги, разделяют риски, затраты»76. Схожее определение ГЧП дает М. Джеррард, уточняя, что к ГЧП можно относить только те совместные проекты бизнеса и власти, в которых используются коммерческие механизмы управления и инвестирования. Он пишет о том, что ГЧП предполагает использование

74Центр развития государственно-частного партнерства Внешэкономбанка - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.veb.ru/about/PPP/, свободный.

75Hodge G. A. Risks in public-private partnerships: Shifting, sharing or shirking? //Asia pacific journal of Public administration. - 2004. - Т. 26. - №. 2. - С. 155-179.

76Skelcher C. Public-private partnerships. - Oxford University Press, New York, 2005. - С. 347-370.

частных инвестиций и методов управления частного сектора в совместных проектах бизнеса и власти. При данном раскладе бизнес-сообщество должно быть занято непосредственно процессом производства благ и услуг, а государство в свою очередь сосредоточиться на контроле, установив стандарты качеств.

Такой подход позволил М. Джеррарду сформулировать преимущества ГЧП проектов по сравнению с общественным сектором и традиционными государственными закупками. Он пришел к выводу, что механизм ГЧП позволяет государству производить блага и оказывать услуги с меньшими затратами и рисками. В данном случае автор видит альтернативу приватизации.

П. Розенау и Б. Вайс имеют схожую точку зрения. По мнению Б. Вайса, ГЧП выступает альтернативным источником финансирования затрат на инфраструктуру. Он пишет, что ГЧП является своего рода формой приватизации, способом «заключения различных соглашений, в соответствии с которыми значительно возрастет участие частных компаний в финансировании, проектировании, строительстве, владении и эксплуатации государственных предприятий»77.

Следующее определение предлагает Д.М. Амунц: «ГЧП - это специфическая, различных видов форм взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации»»78.

Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Европейский банк развития, Азиатский банк развития имеют схожий взгляд на место и функции ГЧП в современной экономике.

Они также считают, что государственно-частное партнерство более ориентировано на преодоление провалов рынка, обращая внимание на то, что в развивающихся странах таких «провалов» гораздо больше, чем в развитых странах. В таких условиях ГЧП вынуждено брать на себя дополнительные функции по обеспечению устойчивого развития, созданию инфраструктуры, используя бюджетные средства более эффективно79.

Всемирный банк предполагает, что ГЧП это - «соглашение между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемое с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство

77Weiss B. Public/private partnerships: Financing a Common Wealth. - Government Finance Research Center, Government Finance Officers Association, 1985.. P. 15.

78 Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. -2005. - №12. . - С. 16-24.

79O'Rourke A. Public-private partnerships: the key to sustainable microfinancing //Law & Bus. Rev. Am. - 2006. -Т. 12. - С. 179._

повышения эффективности бюджетного финансирования»80.

Так, Международный валютный фонд и Организация экономического сотрудничества и развития акцентируют внимание на распределении рисков между партнерами.

Таким образом, мы считаем, что государственно-частное партнерство это - институциональный и организационно-экономический альянс, подкрепленный политической волей, между государством и предпринимательским сектором в целях реализации долгосрочных национальных и международных, масштабных и локальных социально значимых проектов и программ в ведущих отраслях экономики, за счет передачи бизнесу ответственности по контролю и функционированию, основанный на прозрачности и равноправии между участниками.

Использованные источники:

1. Wikipedia. - Официальный сайт. - режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Public-private_partnership, свободный.

2. Кунченко Н. Е., Точеная Т. И. Государственно-частное партнерство как современный фактор регионального развития //Проблемы региональной экономики. - 2013. С. 18.

3. Макаров И. Н. Государственно-частное партнерство в Советской России: опыт Новой экономической политики //Государственно-частное партнерство. - 2015. - Т. 2. - №. 1. - С. 7-14.

4. Bing L. et al. The allocation of risk in PPP/PFI construction projects in the UK //International Journal of project management. - 2005. - Т. 23. - №. 1. - С. 25-35.

5. Ferlie E. The New Public Management in Action. - Oxford University Press, USA, 1996., P. 239-240.

6. Ferlie E., Lynn L. E., Pollitt C. The Oxford handbook of public management. -Oxford University Press, USA, 2007. P. 348.

7. Heinz W. Public private partnership. - VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1999. - С. 552-570.

8. Broadbent J., Laughlin R. Control and legitimation in government accountability processes: the private finance initiative in the UK //Critical perspectives on accounting. - 2003. - Т. 14. - №. 1. - С. 23-48.

9. Bergére F. Le partenariat public-privé en France //Presupuesto y Gasto Público. - 2006. - Т. 45. - С. 59-64.

10.Dewulf G., Garvin M., Duffield C. What are the benefits of standardised PPP procurement processes. - Working paper proceedings, 2011. - С. 9-11.

11.Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

12.Центр развития государственно-частного партнерства - Официальный сайт. - режим доступа: http://pppcenter.ru, свободный.

13. Центр развития государственно-частного партнерства Внешэкономбанка

80 Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

- Официальный сайт. - режим доступа: http://www.veb.ru/about/PPP/, свободный.

14.Hodge G. A. Risks in public-private partnerships: Shifting, sharing or shirking? //Asia pacific journal of Public administration. - 2004. - Т. 26. - №. 2. - С. 155179.

15.Skelcher C. Public-private partnerships. - Oxford University Press, New York, 2005. - С. 347-370.

16.Weiss B. Public/private partnerships: Financing a Common Wealth. -Government Finance Research Center, Government Finance Officers Association, 1985.. P. 15.

17. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №12. . - С. 16-24. 18.O'Rourke A. Public-private partnerships: the key to sustainable microfinancing //Law & Bus. Rev. Am. - 2006. - Т. 12. - С. 179.

19.Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

Зарифзянов А.Р. студент магистратуры 6 курса факультет «Общий стратегический менеджмент» Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аблаев И.М. научный руководитель Россия, г. Казань РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН В РЕЙТИНГЕ РЕГИОНОВ ПО РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Статья посвящена уровню развития Республики Татарстан в России по проектам государственно-частного партнерства. Даны примеры реализующихся проектов в Республике Татарстан на основе данного механизма.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, частно-государственное партнерство, муниципально-частного партнерства, ГЧП.

TATARSTAN REPUBLIC IN RATING OF REGIONS OF DEVELOPING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS.

Zarifzyanov A.R.

The article is devoted to the level of development of the Republic of Tatarstan in the Russian project of public-private partnership. The examples of realized projects in the Republic of Tatarstan on the basis of this mechanism. Key words: Public-Private Partnership, P3, 3P

Средний показатель по уровню развития ГЧП в России по прогнозу на 2015 год должен был составить 29,2%, фактическое среднее значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.