О направлении постановления уведомляется прокурор и лицо, в отношении которого вынесено постановление с разъяснением ему порядка обжалования».
Библиографический список
1. Михайлов В. И. Выявление причин преступления и принятие иргдупррдитгльиих мор по улотюму делу / П. И. Мнхайлоп (идр.|. - М„ 1967. - 157 е.; Якубович Н. А. Теоретические основы предварительного следствия/Н. А. Якубович. - М., 1971.
- 142 е.; Лопушлнский Ф. А. Следственная профилактика: опыт, решение проблемы / Ф. А. Лопушанский. - Киев, 1980.
- 212 е.; Назаров В. В. Процессуальнаядеятельность следователя по предупреждению преступлений. Автореф. дис...канд. юрид. наук. - Харьков, 1980. - 21 е.; ЖуковА. М. Предупредительная деятельность следователя по уголовным делам / А. М. Жуков. - Саратов, 1990. - 103 с.; ВеренчиковИ. Р, Профилактическая деятельность следователя. Автореф. дис...канд. юрид. наук. - Минск, 1990. - 19с.; Алескерова Н. М. Воспитательная роль предварительного следствия. Автореф. дис...канд. юрид. наук. - М„ 1990. - 23 е.; Карачалов М. С. Профилактическая
деятельность следователя ОВД. Автореф. дис...канд. юрид. наук. |
- М„ 2005. - 26 с.
2. Чувилев А. А. Действия следователя при выявлении нового преступления / А. А. Чувилев//Законность. - 1994. - №7.
- С. 43-45.
3. Рыжпкои А. П. Уголовный процесс: учеб. для вузов / А. П. Рыжаков. - М.: НОРМА - Ичфра-М, 2001. - С 325-326; Уго-лопио-процессуалыгое право Российской Федерации: учебник / ред. А. П. Лупинская. - М.: Юристь, 2003. - С. 381.
4. Марфицин П. Г. Возбуждение уголовного дела в отношении нового лица или при выявлении нового преступления / П. Г. Марфицин, И. С. Смирнова // Уголовный процесс. - 2006. -№ 12. - С. 7-11.
КОВАЛЕНКО Лилия Викторовна, ст. преподаватель кафедры уголовного права, процесса и криминалистики.
Дата поступления статьи в редакцию: 15.12.200в г. У Коваленко Л.В.
М. А. ШЛОТГАУЭР
Омсний государственный университет им. Ф. М.Достоевского
ПОНЯТИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ И ЖИЛИЩНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ_
Давая определение понятию «жилое помещение», законодатель использует два критерия: »предназначенность» и «пригодность» для проживания граждан. В статье обосновывается необходимость определения жилых помещений исходя из изначально заданного функционального назначения — предназначенности для проживания.
В законодательстве и доктрине нет единых критериев классификации недвижимости на жилую и нежилую. Не утихают п научных кругах споры о понятии жилой недвижимости, несмотря на то что вступивший в силу 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс РФ (далее ЖК РФ) впервые закрепил легальное определение жилого помещения как объекта жилищных прав.
В соответствии с п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) жилым является помещение, предназначенное для проживания граждан. При этом если жилое помещение является объектом договора найма, то таковым признается изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (п. 1 ст. 673 ГК),
Анализируя утративший силу Жилищный кодекс РСФСР, можно было выделить как минимумам не вполне последовательных определения жилого помещения.
1, Жилое помещение - это дома и помещения, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений (ч. 1 ст. 7 ЖК РСФСР).
2. Жилое помещение — это помещение, предоставляемое для проживания, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям (ч. 1 ст. 40 ЖК РСФСР).
3. Жилое помещение — это помещение, предоставленное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям (ст. 97 ЖК РСФСР).
Также и утративший силу в связи с введением в действие ЖК РФ, Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1991г. под жилым помещением понимал жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и строениях, пригодные для постоянного и временного проживания (ч. 2 ст. 1). , Таким образом,, законодатель использовал для выделения жилых помещений из других объектов недвижимости несколько критериев: «пригодность для постоянного проживания» и «предназначенность для проживания». По мнению А. Борисенко [ 1 ], «законодатель использовал различные критерии в зависимости от того, объектом каких отношений являлось жилое помещение, Жилое помещение могло быть объектом найма, если оно соответствовало критерию «пригодно-
ста для постоянного проживания граждан» и могло быть объектом купли-продажи, если отвечало требованию «предназначенности для проживания людей».
Представляется, что критерии выделения жилых помещений из других объектов недвижимости должны быть едины и не могут зависеть от характера отношений, объектом которых они являются. И отношения найма, и отношения купли-продажи являются, по своей сути, отношениями гражданско-правовыми, а жилое помещение, в свою очередь, — объектом гражданского права. Наличие в законодательстве различных определений одного понятия, без сомнения, приведет к «путанице» в правоприменении и нарушению единства судебной практики.
На практике коллизии законодательства воплощались в абсурдные решения высших судебных инстанций. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ признала жилым щитовой сборно-разборный дом, в котором истец проживал на основаниидоговора имущественного найма с 1989г. Дом пришел в негодность и был снесен. Истцу было предложено переселиться в аналогичный щитовой сборно-разборный дом. Он дал на это согласие и подписал договор имущественного найма на представленное помещение, а потом отказался и потребовал представить ему благоустроенное жилое помещение. Районный судиск оставил без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам областного суда это решение отменила и вынесла новое, обязав ответчика предоставить истцу отдельную благоустроенную квартиру жилой площадью не менее 12 кв.м. Президиум Верховного суда РФ, отклонив протест заместителя Генерального прокурора РФ, указал, что истцу по договору имущественного найма было передано не просто имущество, а жилое помещение на период работы у ответчика. По договору истец обязан был использовать предоставленное жилое помещение по его целевому назначению, вносить арендную плату и платежи за коммунальные услуги, соблюдать правила пользования жилым помещением. Президиум Верховного суда РФ пришел к выводу, что снесенный дом использовался именно как жилой, что обязывает ответчика в связи с его сносом обеспечить истца другой благоустроенной жилой площадью в соответствии со ст. 92 ЖК РСФСР (Бюллетень ВС РФ. - 2000. - №8. - С. 5-6.) [2].
Выходит, что абсурдность «эксклюзивного» в своем роде решения высшей судебной инстанции заключается в том, что, во-первых, Верховный судпризналжилым помещением объект, который не является недвижимым имуществом, а во-вторых, придал целевому назначению жилых помещений субъективный характер.
Надежда в решении вопроса о критериях отнесения помещений к жилым возлагалась на долгожданный ЖК РФ, вступивший в силу 1 марта 2005 г.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В соответствии со ст. 17. ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. При определении видов жилых помещений (жилого дома, квартиры, комнаты) ЖК РФ также используеткритерий «предназначенности для удовлетворения бытовых и иных нужд связанных с проживанием, или для использования в качестве мест непосредстве иного проживания ».
Таким образом, ЖК РФ не внес в сложившуюся правовую ситуацию ничего нового, по-прежнему использовав два критерия для определения жилого помещения.
Представляется, что единственным критерием разграничения недвижимости на жилую и нежилую является изначальное целевое назначение жилой недвижимости — предназначенность для постоянного проживания граждан. И именно такой подход к определению жилого помещения должен быть воспринят законодателем.
В соответствии с Толковым словарем русского языка [3] предназначенный — такой, которому суждено что-нибудь, который создан для того, чтобы быть чем-нибудь, делать что-нибудь. Пригодный — такой, что может пригодиться, годный, подходящий, полезный для чего-нибудь [4].
Предназначенность — это изначальное, заданное при проектировании и строительстве функциональное назначение помещения для целей постоянного проживания человека. Назначение жилых помещений определяется в проектной документации, которая составляется в соответствии с описаниями, содержащимися в специальных строительных нормах и правилах, регламентирующих проектирование, строительство жилых помещений (СНиП 2.08.01 — 89 «Жилые здания»).
Таким образом, предназначенность помещения для жилых целей — «это изначально заданная функция, обозначенная в соответствующих документах, которая не зависит от характера фактического использования объекта и от сохранения им способности удовлетворять жилищные потребности граждан» [5]. Такое помещение может стать непригодным для проживания (аварийным) в результате износа или под влиянием особых обстоятельств. Сама по себе непригодность в тот или иной момент для целей проживания не отменяет признака предназначенности, а значит, и не переводит жилое помещение в разряд нежилых. «Пригодность» характеризует фактическую возможность использовать помещение для целей проживания и определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 552 утверждено Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания. В соответствии с данным положением непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом состоянии, находящиеся в аварийном состоянии, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Решение о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания, служит основанием для решения вопросов капитального ремонта, реконструкции и модернизации зданий, в том числе отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке. При этом данное положение не распространяется на индивидуальные жилые дома, находящиеся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых помещениях.
Таким образом, критерий «пригодность» не влияет на статус жилого помещения, не изменяет отношения собственности, т.е. не влечет прекращение права собственности на жилое помещение и возникновение права собственности на нежилое помещение, а соответственно, не может быть положен в основу определения жилого помещения как такового.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «жилое помещение» имеет условно собирательное значение [6]. К жилым помещениям относятся, как собственно помещение — комната, так и жилой дом - строение, не являющееся помещением. С технической точки зрения, помещение — это пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное
строительными конструкциями [7]. В законодательстве понятие «помещение» содержалось в утратившем силу в связи с принятием ЖК РФ Федеральном законе «О товариществах собственников жилья» от 15.06.1996 г. и во Временной методике оценки жилых помещений, утвержденной Приказом Минстроя России от 30.10.1995 г № 17-115, рекомендованной к применению временно до принятия части второй ГК РФ и ЖК РФ. В данных нормативных актах помещение определяется как единица комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, иной связанный с жилым зданием объект недвижимости), выделенная в натуре, предназначенная для самостоятельного использования для жилых, нежилых и иных целей.
Наряду с термином «жилое помещение» законодатель применяет как равнозначный термин «жилище» (Конституция РФ, ЖК РФ и др.). Представляется, что термин «жилище» шире понятия «жилое помещение» и включает в себя как с технической, так и с юридической точки зрения все объекта жилой недвижимости, а соответственно, его применение в законодательстве более обоснованно. Кроме того, применение термина «жилище» отвечало бы принципу единства юридической терминологии. В Конституции РФ, как базовом нормативном акте высшей юридической силы, заложены основные принципы отраслевого законодательства, в том числе, основные понятия. Жилище, на взгляд автора, определяющее понятие жилищного законодательства. Следовательно, использование в законодательстве термина «жилище» применительно к жилой недвижимости в полной мере отвечало бы принципам последовательности законодательства и единства юридической
терминологии, а также, способствовало единообразному применению действующих норм права при реализации гражданами конституционного права на жилище.
Получается, что в самом кратком виде жилище можно было бы определить как недвижимое имущество, предназначенное для постоянно! о проживания граждан и зарегистрированное в этом качестве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Библиографический список
1. Борисенко А. Жилая недвижимость как объект купли-продажи/А. Борисеин, // Законность. - 2004. - №2. - С. 41,
2. Кузьмин? И. Понятие жилого ломещения/ И. Кузьмина // Российская юстиция. - 2001. - № 9. - С. 29.
3. Толковый словарь русского языка / ред. Д. Н. Ушаков. — М. • 1У39. - Т. 3. - С. 718.
4. Там же. С. 782.
5. Кузьмина И. Понятие жилого помещения / И. Кузьмина //Российская юстиция. - 2001. - №9. - С. 30.
6. Фогель В. А. Жилое помещение как объект права собственности / В. А. Фогель// Нотариус. — 2003. - № 1. — С. 41,
7. Система нормативных документов в строительстве : основные положения. СНиП 10-01-94. - М.: ГП ЦПП, 1994.
ШАОТГАУЭР Мария Александровна, аспирантка кафедры гражданского права.
Дата поступления статьи в редакцию: 15.12.2006 г. Ф Шлотгауэр М.А.
УДК 347.4J/.47 Л. А. ЧЕРВ АНЬ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
К ВОПРОСУ О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В статье предпринят анализ норм, регулирующих отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, в рамках реализации обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Указывается на недостатки правового регулирования в данной области, которые препятствуют достижению цели данного вида страхования -возмещение вреда потерпевшим, и предлагается возможное решение данных вопросов.
Конституция РФ [ 1 ] закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конститу-
ции РФ). Право на благоприятную окружающую среду составляет важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граж-