Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровый образ жизни / студенческая молодежь / здоровьесберегающие технологии / health / healthy lifestyle / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Р. Соколов, Н.У. Ярычев, И.Е. Емельянова

Правильный образ жизни, сформированный в молодом возрасте, может оказывать устойчивое влияние на здоровье в дальнейшей жизни. Поступление в высшие учебные заведения становится незабываемым и интересным опытом, но в то же время стрессовым событием для многих молодых людей, поскольку они сталкиваются с проблемами адаптирования к изменениям в учебной нагрузке, сетях поддержки и своей новой среде. В сочетании с этими изменениями и новыми обязанностями они обладают большей свободой и контролем над своим образом жизни, чем когда-либо прежде. Однако исследования во всем мире показали, что многие студенты занимаются различными видами деятельности, которые плохо сказываются на здоровье и здоровом образе жизни. В связи с этим данная статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся в высших учебных заведениях страны и формирования у них ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.Р. Соколов, Н.У. Ярычев, И.Е. Емельянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A HEALTHY LIFESTYLE AND ITS FORMATION AMONG STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Healthy behavior formed at a young age can have a lasting impact on health in later life. Admission to higher education institutions becomes an unforgettable and interesting experience, but at the same time a stressful event for many young people, as they face problems adapting to changes in academic workload, support networks and their new environment. Combined with these changes and new responsibilities, they have more freedom and control over their lifestyle than ever before. However, studies around the world have shown that many students are engaged in various activities that have a bad effect on the health and healthy lifestyle of the risky. In this regard, this article is dedicated to a problem of preserving and strengthening the health of students in higher educational institutions of the country and the formation of their value orientation to health and a healthy lifestyle. Creation of the process of forming a health culture based on the close relationship of practical activities while observing organizational and pedagogical conditions and active motivation of participants in the educational process. In this regard, the work highlights the problem of preserving and strengthening the health of students in higher educational institutions of the country and studies the ways to form value orientation to health and a healthy lifestyle in students.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

физически, не должна испытывать трудностей в выстраивании конструктивного взаимодействия и должна обладать высоким уровнем развитости чувственной стороны. Решения пары должно являться исключительно обоюдным и не должно быть отягощено внешними факторами, такими как добрачная беременность или брак из финансовой выгоды.

Библиографический список

Хотя бы один из супругов должен иметь свою жилплощадь или в случае её отсутствия супруги не должны испытывать проблем во взаимоотношениях с родительской семьей своей второй половины, для того чтобы отношения молодой семьи не получали негативного окраса ввиду конфликтного взаимодействия с родительской семьей и трудностей в организации бытовой деятельности.

1. Балдицына Е.И. К вопросу об определении понятия «Брак» в системе семейного права. Актуальные вопросы современной науки. 2019; № 5-1: 237-243.

2. Большой энциклопедический словарь. Москва, 1997.

3. Ерохина Л.Д. Установки на осознанное родительство в молодежной среде. Проблемы современной науки и образования. 2016; № 12 (54): 147-150.

4. Заманова А.Д. Психологическая готовность молодежи к браку Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии: тезисы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Москва: Издательство «РИТМ», 2020.

5. Орлова И.Н. Социально-психологическая готовность студенческой молодежи к созданию семьи. Автореферат диссертации кандидата психологических наук, Москва, 2017.

6. Чимбеева С.Д., Санжаева РД. Ролевые установки и ожидания как фактор готовности юношества к семейным отношениям. Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2018; № 2: 206-208.

7. Шнейдер Л.Б., Соломатина Е.М. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2016.

References

1. Baldicyna E.I. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «Brak» v sisteme semejnogo prava. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2019; № 5-1: 237-243.

2. Bol'shoj 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1997.

3. Erohina L.D. Ustanovki na osoznannoe roditel'stvo v molodezhnoj srede. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016; № 12 (54): 147-150.

4. Zamanova A.D. Psihologicheskaya gotovnost' molodezhi k braku. Aktual'nye problemy teorii i praktiki psihologii i sociologii: tezisy VI Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva: Izdatel'stvo «RITM», 2020.

5. Orlova I.N. Social'no-psihologicheskaya gotovnost' studencheskoj molodezhi k sozdaniyu sem'i. Avtoreferat dissertacii kandidata psihologicheskih nauk, Moskva, 2017.

6. Chimbeeva S.D., Sanzhaeva R.D. Rolevye ustanovki i ozhidaniya kak faktor gotovnosti yunoshestva k semejnym otnosheniyam. Gumanitarnyj vektor. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2018; № 2: 206-208.

7. Shnejder L.B., Solomatina E.M. Praktikum po psihologii sem'i i semejnomu konsul'tirovaniyu. Moskva: NOU VPO Moskovskij psihologo-social'nyj universitet, 2016.

Статья поступила в редакцию 01.11.22

УДК 378

Sokolov P.R., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: ilpavlo23@gmail.com

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philology), Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Kadyrov Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

Emelyanova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Theory and Methodology of Educational Activities, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: emelirrina@rambler.ru

THE CONCEPT OF A HEALTHY LIFESTYLE AND ITS FORMATION AMONG STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE. Healthy behavior formed at a young age can have a lasting impact on health in later life. Admission to higher education institutions becomes an unforgettable and interesting experience, but at the same time a stressful event for many young people, as they face problems adapting to changes in academic workload, support networks and their new environment. Combined with these changes and new responsibilities, they have more freedom and control over their lifestyle than ever before. However, studies around the world have shown that many students are engaged in various activities that have a bad effect on the health and healthy lifestyle of the risky. In this regard, this article is dedicated to a problem of preserving and strengthening the health of students in higher educational institutions of the country and the formation of their value orientation to health and a healthy lifestyle. Creation of the process of forming a health culture based on the close relationship of practical activities while observing organizational and pedagogical conditions and active motivation of participants in the educational process. In this regard, the work highlights the problem of preserving and strengthening the health of students in higher educational institutions of the country and studies the ways to form value orientation to health and a healthy lifestyle in students. Key words: health, healthy lifestyle, student.

П.Р. Соколов, аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: ilpavlo23@gmail.com Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, д-р филол. наук, проф., проректор по учебной работе ФГБОУ «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

И.Е. Емельянова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. теории и методики образовательной деятельности

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: emelirrina@rambler.ru

ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Правильный образ жизни, сформированный в молодом возрасте, может оказывать устойчивое влияние на здоровье в дальнейшей жизни. Поступление в высшие учебные заведения становится незабываемым и интересным опытом, но в то же время стрессовым событием для многих молодых людей, поскольку они сталкиваются с проблемами адаптирования к изменениям в учебной нагрузке, сетях поддержки и своей новой среде. В сочетании с этими изменениями и новыми обязанностями они обладают большей свободой и контролем над своим образом жизни, чем когда-либо прежде. Однако исследования во всем мире показали, что многие студенты занимаются различными видами деятельности, которые плохо сказываются на здоровье и здоровом образе жизни. В связи с этим данная статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся в высших учебных заведениях страны и формирования у них ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенческая молодежь, здоровьесберегающие технологии.

Актуальность данной статьи заключается в том, что студенческая молодёжь во время учёбы в высших учебных заведениях, не следит за своим здоровьем и не приучена к здоровому образу жизни, что приводит к дефициту на рынке труда здорового работоспособного специалиста. В этой связи требуется разработка современного подхода к нынешним реалиям. Большую роль здесь играет физическая активность учащихся, которая, согласно статистике, снижа-

ется с каждым годом, так как молодёжь в массовом порядке вовлечена в виртуальные игры, взаимодействия, которые поглощают львиную долю свободного времени [1-13].

Каждое государство на планете Земля, в том числе и Российское, нуждается в полноценном здоровом поколении, именно поэтому здоровье становится мерой качества жизни любого общества, а также конечным результатом государ-

ственной политики. Необходимо отметить, что в течение последних лет в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию обозначались пути улучшения в сфере здравоохранения, включая восстановление системы профилактики заболеваний и формирование культуры здорового образа жизни. Программы, разработанные и реализуемые органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления, направлены на профилактику, раннее обнаружение и лечение заболеваний, а также формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни [2].

Между тем авторы С.Д. Неверкович [2] и Ю.М. Николаев [3] полагают, что вопросы повышения активности обучающихся в плане физкультурной деятельности обусловлены наличием у них соответствующей мотивации.

Имеются в виду в основном потребности и интересы студентов, а также их желание приобрести хорошую физическую форму и сохранить на долгие годы молодость и крепкое здоровье.

Р.К. Малинаускас [4], Л.А. Барановская [5] предпринимают попытку выделить различные виды ответственности обучающихся, которая ассоциируется с формированием у них здоровьесберегающей позиции.

Но понятно, что данная позиция сама по себе не сформируется - её нужно развивать в процессе воспитательских воздействий со стороны профессорско-преподавательского состава.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать понятие «здоровый образ жизни» и сформировать стремление к нему у студенческой молодёжи на современном этапе развития.

В качестве основных задач определим следующие:

- проанализировать сущность здоровья и здорового образа жизни;

- изложить результаты анкетирования студентов по заданному вопросу;

- рассмотреть функции, которые изменят представление о здоровом образе жизни, и их реализацию среди студенческой молодёжи;

- показать высокий потенциал дисциплины «физическая культура» и элективных курсов по физической культуре в процессе формирования у студентов основ здорового образа жизни.

Научная новизна статьи состоит в описании современного подхода к организации учебного процесса, способствующего выпуску здорового конкурентоспособного человека с ценностной ориентацией на здоровый образ жизни.

Теоретическая значимость заключается в том, что был проанализирован современный подход к обучению, прививающему стремление к здоровому образу жизни, расширяющему теорию и методику профессионального образования в вопросах формирования здорового образа жизни у студенческой молодёжи.

Практическая значимость заключается в том, что были разработаны систематизирующие подходы, позволяющие изменить учебное обучение и развить стремление к здоровому образу жизни среди студенческой молодежи Российской Федерации на современном этапе развития.

В процессе решения обозначенных задач определимся с трактовками понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» среди многочисленного наличия терминов в просторах Интернета. Многие ведущие ученые представляли разные понимания дефиниции «здоровье». Всемирная организация здравоохранения понимает здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].

Как отмечает Л.В. Ананьева, всего обобщённо выделяют пять ведущих элементов системы здоровья:

1) уровень и гармоничность физического развития;

2) функциональное состояние организма;

3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;

4) наличие заболевания или дефекта развития;

5) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [12].

Заметим, что здоровье человека зависит от многих окружающих его факторов. К важных можно отнести следующие: это наследственная склонность к тем или иным заболеваниям или же, наоборот, генетических предрасположенностей к физическому развитию. К другим можно отнести тот образ жизни, который ведет индивидуум.

Под понятием здорового образа жизни (далее по тексту - ЗОЖ) следует понимать существенно более сложное понятие, включающее не только физическую активность и грамотно составленный рацион. ЗОЖ - это особый подход ко всем аспектам собственного здоровья. Он включает в себя определенные привычки и принципы поведения, направленные на укрепление всех систем организма.

ЗОЖ призван обеспечить лучшие условия для всех процессов жизнедеятельности, минимизировав вероятность развития заболеваний. Его задача - максимально улучшить здоровье и заметно увеличить общую продолжительность жизни, обеспечив хорошее самочувствие в пожилом возрасте [3].

Формирование установки на здоровый образ жизни у студента - это прерогатива нашего государства, и она подразумевается в создании некоего алгоритма, связанного с энергичностью молодого организма, молодостью, исправной работой всех систем его организма, а также с готовностью работать на благо общества в сложной обстановке, требующей большой как умственной, так и физической отдачи.

Однако здоровье студентов оставляет желать лучшего, так как при поступлении в вузы только что окончившие школу имеют малый процент абсолютного здорового состояния, а при выпуске из университетов этот процент сокращается чуть ли не вдвое из-за разных факторов воздействия на всём пути к заветному диплому.

Это умозаключение было сделано из проведенного опроса респондентов среди выпускников школ и этих же выпускников, но уже являющимися студентами высших учебных заведений города Москвы.

В опросе участвовали порядка 100 человек, которые ответили на три интересующих нас вопроса: «Здоровы ли Вы?», «Если нет, то какое заболевание у Вас присутствует?» и «Как давно появилось у вас это заболевание?». Подведя итоги опроса, мы зафиксировали, что порядка 40% опрошенных получили то или иное заболевание во время учёбы в среднем образовательном учреждении, 10% уже имели проблемы со здоровьем, не связанные с учёбой, но усилившиеся в школьные годы. Повторный опрос показал, что количество респондентов с отклонениями по здоровью в учебное время увеличилось чуть ли не вдвое.

В связи с этим фактом приходится признать, что сегодня абсолютное большинство студентов обладают весьма низкими знаниями о здоровом образе жизни и в принципе не связывают здоровье с глобальными планами на свое будущее -с профессиональной, общественной и семейной сферами. Ведущие специалисты страны подчеркивают, что в молодежной среде наблюдается слишком большая привязанность к вредным привычкам, участию в незащищенных половых отношениях и неспособность играть позитивную социальную роль в социальной среде.

Эти удручающие обстоятельства показывают нам, что есть необходимость в изменении подхода учебного процесса дисциплины «Физическая культура» в вузах страны. Если ситуация по здоровью не была взята под строгий контроль в средних учебных организациях, то формирование у учащихся бережного отношения к собственному здоровью как важной составляющей успеха в жизни в целом и в профессии в частности должно лечь на плечи педагогов высших учебных заведений. Перечислим основные функции, которые смогут помочь изменить представление о ЗОЖ и поднять процент здоровых учащихся при выпуске во взрослую жизнь.

Информационная:

- введение таких терминов, как «здоровый образ жизни», «валеологиче-ская культура»;

- анализ глобальных тем, которые пагубно влияют на здоровье и его развитие и сохранность;

- формирование валеологию (науки о здоровье).

Аксиологическая:

- сформировать позитивное отношение среди студентов на здоровый образ жизни;

- разработать мотивационный подход к здоровому образу жизни.

Деятельностная:

- привлечение студентов к саморазвитию в области здорового образа жизни;

- организация спортивных, игровых и патриотических оздоровительных мероприятий;

- развитие спортивных комплексов на территориях вузов;

- привлечение мастеров спорта для углубленного вовлечения студентов в ЗОЖ и наблюдения за здоровьем.

В первую очередь это осуществляется на занятиях физической культурой, поэтому не следует преуменьшать значение данного предмета - одного из ведущих компонентов образовательного процесса в вузах. Важно понимать, что урок физкультуры - это не только физическая подготовка, форсирование олимпийских высот, наращивание мускулатуры, гонка за результатами. Не меньшее значение имеют воспитание уважения к собственному телу, формирование потребности в здоровом образе жизни, а в педагогическом вузе - еще и физкультурно-оздоровительное наставничество детей [4].

Физическая культура является важной частью учебного процесса как в общеобразовательной, так и в высшей школе. При этом физическое совершенствование представляется важным фактором эффективного обучения учащихся и студентов.

В целом можно отметить, что занятия физической культурой обеспечивают формирование и развитие социальной коммуникативности, жизненно важных умений, навыков, организованности, а также содействуют соблюдению дисциплины, активному противоборству с вредными привычками и нежелательными видами поведения [12].

Приоритетной задачей физкультурно-спортивной деятельности в вузах является достижение и сохранение оптимальной готовности к профессионально-трудовой деятельности.

Физическая готовность включает в себя необходимый и достаточный в конкретных условиях уровень развития и подготовленности, а также его длительное устойчивое сохранение.

Тем самым физическая культура ориентирует студентов различных направлений подготовки на усвоение не только готовых знаний и умений, но и овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Помимо приведенных аспектов значимости физической культуры в формировании ЗОЖ у студентов, которыми должны руководствоваться преподаватели, на чьи плечи ложится эта прерогатива за будущее здоровое поколение, следует отметить важность заинтересованности самого молодого поколения в соблюдении здоровья и ведении здорового образа жизни: отказаться от вредных привычек (алкоголя, курения, наркотиков и т. п.), от случайных половых связей с малознакомыми людьми, перестать подвергать себя напрасному риску, соблюдать и чтить семейные ценности, прописанные в законодательстве Российской Федерации, соблюдать режим труда и отдыха. Помимо вышесказанного, государ-

Библиографический список

ство должно взять на себя внедрение и развитие программы в здоровом теле, здоровый дух.

Подводя итоги, стоит отметить, что проведенный опрос показывает, что молодое поколение в тяжелое для страны время имеет слабое здоровье, у него отсутствует четко сформированная направленность на развитие здорового образа жизни. Также стоит отметить, что ценностное отношение к здоровью и нацеленность на здоровый образ жизни позволяет человеку развиваться в физическом и психологическом смыслах. Отсутствие вредных привычек, соблюдение режима труда и отдыха, необходимое количество часов сна, сбалансированное питание и достаточная двигательная активность позволяют стать более работоспособным, энергичным, устойчивым к стрессу и заболеваниям. Именно поэтому отмечается необходимость формирования системы здорового образа жизни, а также развитие ценностного отношения к себе и своему здоровью.

1. Бирюкова Н.В. Формирование здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза на основе комплексной технологии. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Грозный. 2022.

2. Неверкович С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р и др. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Николаев Ю.М. Теоретические основы прошлого, настоящего и будущего физической культуры в контексте развития общего образования и культуры. Теория и практика физической культуры. 2016; № 10: 99-104.

4. Малинаускас РК. Мотивация студентов разных периодов обучения. Социологические исследования. 2005; № 2: 134-138.

5. Барановская Л.А. Социальная ответственность как психолого-педагогический феномен. Вестник КрасГАУ. 2006; Выпуск 11: 409-414.

6. Бирюкова Н.В., Фетисов А.С. Формирование здоровьесберегающей позиции учащихся как педагогическая проблема. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-1: 289-292.

7. Бирюкова Н.В., Фетисов А.С. Формирование здоровьесбережения учащихся в предуниверсарии: определение факторов риска в распределении бюджетного времени. Гуманитарные науки. 2020; № 4 (52): 47-52.

8. Росстат впервые назвал число ведущих здоровый образ жизни россиян. Available at: ttps://www. rbc.ru/society/08/11/2019/5dc41d349a7947456b9d9bca

9. Чичерин Л.П., Щепин В.О., Никитин М.В. Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и медицины. 2014; № 3: 11-15. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/pravovye-aspekty-ohrany-zdorovya-detey-ipodrostkov-v-rossiyskoy-federatsii

10. Ткаченко Д. Что такое ЗОЖ: 10 главных составляющих. Дневник знаний.ру. Available at: https://dnevnik-znaniy.ru/zdorovie/chto-takoe-zozh.html

11. Цветкова Л.Н., Солнцева Н.С., Девятиярова Е.А. ЗОЖ как алгоритм здоровья студентов. Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС ВО 3++: материалы XLVI научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019: 398-400.

12. Ананьева Л.В. Методика формирования здорового образа жизни студентов вузов: учебно-методическое пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2020.

13. Основы здорового образа жизни (ЗОЖ). Available at: http://multiurok.ru/files/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-zozh-61.html

References

1. Biryukova N.V. Formirovaniezdorov'esberegayuschejpoziciistudentov medicinskogo vuza na osnove kompleksnojtehnologii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Groznyj. 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Neverkovich S.D., Aronova T.V., Bajmurzin A.R. i dr. Pedagogika fizicheskojkul'tury i sporta: uchebnik. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

3. Nikolaev Yu.M. Teoreticheskie osnovy proshlogo, nastoyaschego i buduschego fizicheskoj kul'tury v kontekste razvitiya obschego obrazovaniya i kul'tury. Teoriya i prakíika fizicheskoj kul'tury. 2016; № 10: 99-104.

4. Malinauskas R.K. Motivaciya studentov raznyh periodov obucheniya. Sociologicheskie issledovaniya. 2005; № 2: 134-138.

5. Baranovskaya L.A. Social'naya otvetstvennost' kak psihologo-pedagogicheskij fenomen. Vestnik KrasGAU. 2006; Vypusk 11: 409-414.

6. Biryukova N.V., Fetisov A.S. Formirovanie zdorov'esberegayuschej pozicii uchaschihsya kak pedagogicheskaya problema. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-1: 289-292.

7. Biryukova N.V., Fetisov A.S. Formirovanie zdorov'esberezheniya uchaschihsya v preduniversarii: opredelenie faktorov riska v raspredelenii byudzhetnogo vremeni. Gumanitarnye nauki. 2020; № 4 (52): 47-52.

8. Rosstat vpervye nazval chislo veduschih zdorovyj obraz zhizni rossiyan. Available at: ttps://www. rbc.ru/society/08/11/2019/5dc41d349a7947456b9d9bca

9. Chicherin L.P., Schepin V.O., Nikitin M.V. Pravovye aspekty ohrany zdorov'ya detej i podrostkov v Rossijskoj Federacii. Problemy social'nojgigieny, zdravoohraneniya imediciny. 2014; № 3: 11-15. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-ohrany-zdorovya-detey-ipodrostkov-v-rossiyskoy-federatsii

10. Tkachenko D. Chto takoe ZOZh: 10 glavnyh sostavlyayuschih. Dnevnikznanij.ru. Available at: https://dnevnik-znaniy.ru/zdorovie/chto-takoe-zozh.html

11. Cvetkova L.N., Solnceva N.S., Devyatiyarova E.A. ZOZh kak algoritm zdorov'ya studentov. Razrabotka uchebno-metodicheskogo obespecheniya dlya vnedreniya innovacionnyh metodov obucheniya pri realizacii FGOS VO 3++: materialy XLVI nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, magistrantov, soiskatelej TGPU im. L.N. Tolstogo. Tula: Tul'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. L.N. Tolstogo, 2019: 398-400.

12. Anan'eva L.V. Metodika formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov vuzov: uchebno-metodicheskoe posobie. Samara: Izdatel'stvo Samarskogo universiteta, 2020.

13. Osnovy zdorovogo obraza zhizni (ZOZh). Available at: http://multiurok.ru/files/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-zozh-61.html

Статья поступила в редакцию 07.11.22

УДК 37.373.3

Sukhodolova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Educational Disciplines, Gzhel State University

(Elektroizolyator, Russia), E-mail: evgeniya.sukhodolova@gmail.com

DEVELOPMENT OF COMPUTING SKILLS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART OF PRIMARY GENERAL EDUCATION. The human computing culture development is one of the most priority school education areas. The article analyzes the new federal state educational standard of primary general education, describes its characteristic features and differences from the previous Federal State Educational Standard. Further, the essence of the "computational skill" concept is revealed, the computational techniques classification is given in accordance with modern textbooks on mathematics in elementary school. Then the stages of computational skills and their main properties formation are highlighted. Their development conceptual model in the context of the new federal state educational standard implementation is proposed. The author concludes that the quality of the work done in the forming computational skills process will determine the success of the child's mastering not only mathematics, but also other disciplines studied in secondary school.

Key words: federal state educational standard, FGOS NOO, computational skill, computational technique, methods of teaching mathematics in primary school, primary education.

Е.М. Суходолова, канд. пед. наук, доц., Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор,

E-mail: evgeniya.sukhodolova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.