Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / здоровье / студенческая молодёжь / ценностные приоритеты / healthy lifestyle / health / student youth / value priorities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Изосимов Александр Николаевич

Рассматриваются проблемы студенческой молодёжи по сохранению своего здоровья и встраиванию основ здорового образа жизни в систему ценностных ориентиров, важных для жизни. Проведено исследование, в котором выявлены несоответствия знаний о ЗОЖ у студентов и применением в жизни факторов, укрепляющих здоровье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Изосимов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS

The problems of student youth on preserving their health and embedding the foundations of a healthy lifestyle into the system of values important for life are considered. A study was carried out, which revealed discrepancies between students' knowledge of healthy lifestyles and the use of health-enhancing factors in life

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ»

УДК 378.172 А. Н. Изосимов

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

Рассматриваются проблемы студенческой молодёжи по сохранению своего здоровья и встраиванию основ здорового образа жизни в систему ценностных ориентиров, важных для жизни. Проведено исследование, в котором выявлены несоответствия знаний о ЗОЖ у студентов и применением в жизни факторов, укрепляющих здоровье.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, студенческая молодёжь, ценностные приоритеты.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -445-89-95

Формирование здорового образа жизни у молодёжи является одной из наиболее значимых проблем современной отечественной науки. Высокий уровень её социальной значимости подчёркивается рядом нормативных актов, важнейшими из которых являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 4 декабря 2007 г., Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г.».

Здоровая молодёжь — самый ценный капитал общества и государства. Однако исследователи отмечают недостаточный уровень здоровья и сформированности здорового образа жизни у студенческой молодёжи [1; 2; 3; 5]. В наибольшей степени это касается студентов вузов, среди которых менее 50 % уделяют значительное внимание здоровому образу жизни и физической культуре [5].

При большом объёме работ, связанных с проблемами состояния здоровья студенческой молодёжи, здорового образа жизни, роли спорта и физической культуры в его формировании, а также в той или иной степени касающихся вопросов воздействия спорта на процесс формирования здоровья и здорового образа жизни в молодёжной среде, данная проблема является актуальной и на сегодняшний день._

Изосимов Александр Николаевич — старший преподаватель, и. о. заведующего кафедрой физической культуры и туризма (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: aiecsandr_bir@mail.ru.

© Изосимов А. Н., 2021

89

Образ жизни студенчества определяет состояние его здоровья: возросшая интенсивность информационного потока за счёт внедрения новейших технических средств и компьютерных технологий в процесс обучения, высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка в сочетании с несбалансированным режимом питания, труда и отдыха приближает студентов к так называемому пределу физиологических возможностей организма, когда компенсаторные механизмы организма с трудом справляются с повышенной нагрузкой.

Поэтому проблема здорового образа жизни студенчества является актуальнейшей проблемой, определяющей будущее страны, её научный и экономический потенциалы.

В рамках опроса студентов 1 — 4 курсов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, очной формы обучения бакалавриата, проведённого нами по опроснику Г. Н. Шилкиной [9], респондентам было предложено выбрать наиболее важные для себя в жизни ценностные ориентиры.

Таблица 1

Какие из нижеперечисленных ценностных ориентиров вы считаете наиболее важными для себя в жизни?

Ценностные ориентиры Три основных, % Один — самый главный, %

Здоровье 87 41,3

Удачная семейная жизнь 32,4 7,1

Дети 27,6 10,1

Удовлетворённость работой 12,3 2,7

Хорошие отношения с людьми 14,1 2,6

Материальная обеспеченность 13,4 16,5

Карьера 13,4 3,8

Возможности совершенствования 11,5 2,3

Здоровый образ жизни 7,6 1,9

Физическое совершенство 3,5 1,3

Материальная независимость 7,6 3,8

Собственный бизнес 2,5 1,1

Активная общественная жизнь 3,4 3,1

Высокий культурный уровень 4,3 1,6

Возможность активного отдыха 3,6 0

Свобода от всяких обязательств 7,8 0,8

Около 90 % студентов одним из трёх основных ценностных ориентиров выбрали «Здоровье», а 41,3 % обозначили его как самый главный, что свидетельствует о понимании молодёжью важности здоровья в жизни (рис. 1). На втором месте по значимости оказалась «Удачная семейная жизнь» — 32,4 и 7,1 % соответственно, на третьей позиции — «Дети» (27,6 и 10,1 %).

В то же время молодёжь не соотносит ценностные ориентиры «здоровье» и «физическое совершенство», «здоровый образ жизни», видимо

90

предполагая, что здоровье заложено генетически и вести здоровый образ жизни для его поддержания вовсе необязательно.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Здоровье Здоровый Физическое

образжизни совершенство

Рис. 1. Уровень значимости ценностных ориентиров «здоровье» и «физическое совершенство», «здоровый образ жизни»

При этом здоровый образ жизни как «необходимый» для будущей профессиональной деятельности оценивают только 18 %, хотя то, что он «приносит определённую пользу», считают 54,3 %, но 21,4 % респондентов «без него могут и обойтись» (таблица 2).

Таблица 2

Насколько важен здоровый образ жизни для вашей будущей профессиональной деятельности?

Ответ Процент от числа ответов

Необходим 18

Приносит определённую пользу 54,3

Без него можно и обойтись 21,4

Затрудняюсь ответить 6,3

На вопрос «Считаете ли вы достаточными свои знания и умения в сфере здорового образа жизни?» (таблица 3) положительно ответили 87,3 % респондентов: по 38,6 % опрошенных могут «осуществить контроль за физической нагрузкой занимающихся физкультурой и спортом», «разработать для себя и рекомендовать для друзей и знакомых оптимальный двигательный режим», «рекомендовать обоснованный режим питания для друзей и знакомых», «рассказать о специфике воздействия определённых видов физических упражнений на организм человека»; 27,6 % могут «рассказать о специфике воздействия определённых видов физических упражнений на организм человека».

91

Таблица 3

Считаете ли вы достаточными свои знания и умения в сфере здорового образа жизни?

Вопрос Процент положительных ответов

Считаете ли вы достаточными свои знания и умения в сфере здорового образа жизни? 87,3

Вы готовы:

- осуществить контроль за физической нагрузкой занимающихся физкультурой и спортом; 36,8

- разработать для себя и рекомендовать для друзей и знакомых оптимальный двигательный режим; 36,8

- рекомендовать обоснованный режим питания для друзей и знакомых; 36,8

- рассказать о специфике воздействия определённых видов физических упражнений на организм человека? 27,6

Указанное исследование позволяет сделать вывод, что среди ценностных ориентиров современной молодёжи здоровье входит в число приоритетных. Однако (см. рисунок 2) молодёжь не видит прямой взаимозависимости между ценностными ориентирами «здоровье» и «здоровый образ жизни», «занятия физкультурой и спортом». Выявлена достаточно хорошая информированность студентов о здоровом образе жизни, но низка мотивационная активность ведения здорового образа жизни как одного из аспектов формирования профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодёжи, базового основания для успеха в любой сфере будущей профессиональной деятельности.

■ Необходим

При носит определенную пользу

■ Без него можно и обойтись

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Насколько важен здоровый образ жизни для вашей будущей профессиональной деятельности?

В настоящее время сфера образования России получает социальные заказы, которые требуют специального внимания к здоровьесберегаю-щим технологиям [7]. Данные заказы направлены на то, чтобы состояние

92

здоровья студенческой молодёжи не выходило за пределы социально востребованных необходимых условий его воспроизводства, сохранения и увеличения нации.

От того, насколько успешно на сегодняшний момент нам удастся сформировать, убедить в их эффективности и соответственно закрепить здоровьесберегающие ориентации и навыки здорового образа жизни в молодёжной среде, и будет в значительной степени зависеть благополучие человека на всём протяжении его жизненного пути [6].

На сегодняшний день мощным эффективным средством, которое может оказывать действенное влияние на уровень здоровья студенческой молодёжи во всех его аспектах, является повышение роли и значимости физической культуры личности, а также развитие основ современного физкультурного образования, что в условиях его обновления становится всё более острой объективной необходимостью.

Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи заключается в сохранении и укреплении здоровья и может успешно реа-лизовываться только при условии создания единой целостной системы физкультурного образования страны, которое в своей основе будет ориентировано на здоровьесберегающие технологии [4; 8].

Список литературы

1. Антоненко М. Н., Соловьева Р. О. Формирование здорового образа жизни у студентов / / Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 30-34.

2. Бабина В. С. Проблема здоровья студенческой молодёжи // Молодой учёный. 2015. № 11. С. 572 - 575.

3. Виленский М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 27-32.

4. Глыбочко П. В., Бугаева И. О., Еругина М. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи / / Саратовский научно-медицинский журнал. 2009. Т. 5. № 1. С. 9 — 11. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi-1 (дата обращения: 31.07.2021).

5. Золотухин С. А. Студенческая молодёжь как вероятностная группа риска современного общества / / Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодёжи в глобальном мире: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Саратов, 4 — 15 октября 2010 г. / под ред. проф. В. Н. Белова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2010. С. 15 — 17.

6. Изосимов А. Н., Жигайлова В. И. Увеличение двигательной активности студентов в период дистанционного обучения / / Актуальные вопросы и перспективы развития науки, техники и технологии: материалы II Международной научно-практической конференции, Чистополь, 26 марта 2021 г. / под общ. ред. Е. А. Назарова. Казань: ООО ПК «Астор и Я», чУдПО «НИОЦ», 2021. С. 119—124.

7. Петренко Д. А. Теоретические аспекты физкультурного образования студенческой молодёжи / Д. А. Петренко, В. И. Палевич, А. М. Федорченко [и др.] //

93

Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5 (74). С. 174-178. DOI: 10.37493/2307-907X-2019-74-5-174-178

8. Свиридова И. А., Ковтун Л. О. Готовность студенческой молодёжи к сохранению и укреплению здоровья / / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1 (13). С. 55 — 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-studencheskoy-molodezhi-k-sohraneniyu-i-ukreplemyu-zdorovya (дата обращения: 31.05.2021).

9. Шилкина Г. Н. Здоровый образ жизни как один из аспектов формирования профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодёжи / / Профессионально-личностное становление и развитие специалиста: история и современность: сборник статей, Рязань, 23 — 24 ноября 2016 года. Рязань: Издательство «Концепция», 2017. С. 335 — 340.

* * *

Izosimov Alexander N.

PHYSICAL CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The problems of student youth on preserving their health and embedding the foundations of a healthy lifestyle into the system of values important for life are considered. A study was carried out, which revealed discrepancies between students' knowledge of healthy lifestyles and the use of health-enhancing factors in life.

Keywords: healthy lifestyle, health, student youth, value priorities. DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -445-89-95

References

1. Antonenko M. N., Solovyov R. O. Formation of a healthylifestyle among students [Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u studentov], Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya, 2019, vol. 4, no. 1, pp. 30—34.

2. Babina V. S. The problem of student youth health [Problema zdorov'ya studencheskoj molodyozhi], Molodoj uchyonyj, 2015, no. 11, pp. 572 — 575.

3. Vilensky M. Ya. Physical culture in the humanitarian educational space of the university [Fizicheskaya kul'tura v gumanitarnom obrazovatel'nom prostranstve vuza], Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 1996, no. 1, pp. 27—32.

4. Glybochko P. V., Bugayeva I. O., Yerugina M. V.Formationof a healthylifestyle of student youth [Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi], Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2009, vol. 5, no. 1, рр. 9— 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi-1 (accessed 31 July 2021).

5. Zolotuhin S. A. Student yout has a probabilistic risk group of modern society [Studencheskaya molodezh' kak veroyatnostnaya gruppa riska sovremennogo obshchestva], Mirovozzrencheskiye i povedencheskiye strategii sotsializatsii molodozhi v global'nom mire: sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Saratov, 4 — 15 oktyabrya 2010 g. (Worldview and behavioral strategies for socialization of youth in the global world: collection of proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Saratov, October 4 — 15, 2010), Saratov, SGU Publ., 2010, pp. 15 — 17.

94

6. Izosimov A. N., ZHigajlova V. I. Increaseofstudents' motor activity during the period of distance learning [Uvelichenie dvigatel'noj aktivnosti studentov v period distancionnogo obucheniya], Aktual'nyye voprosy i perspektivy razvitiya nauki, tekkhniki i tekhnologii: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chistopol', 26 marta 2021 g. (Topical issues and prospects for the development of science, technology and technology: materials of the II International Scientific and Practical Conference, Chistopol, March 26, 2021), Kazan, 2021, pp. 119 — 124.

7. Petrenko D. A., Palevich V. I., Fedorchenko A. M., Javakhov A. V., Kudrya A. D. Theoretical aspects of physical education of student youth [Teoreticheskie aspekty fizkul'turnogo obrazovaniya studencheskoj molodezhi], Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2019, no. 5 (74), pp. 174—178. DOI: 10.37493/2307-907X-2019-74-5-174-178.

8. Sviridova I. A., Kovtun L. O. Status and health problems of students [Gotovnost' studencheskoj molodezhi k sohraneniyu i ukrepleniyu zdorov'ya], Professional Education in Russia and Abroad, 2014, no. 1 (13), pp. 55 — 59. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ gotovnost-studencheskoy-molodezhi-k-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovya (accessed 31 may 2021).

9. SHilkina G. N. A healthy lifestyle as one of the aspects of the formation of the professional and personal strategy of modern student youth [Zdorovyj obraz zhizni kak odin iz aspektov formirovaniya professional'no-lichnostnoj strategii sovremennoj studencheskoj molodezhi], Professional'no-lichnostnoe stanovlenie i razvitie specialista: istoriya i sovremennost': sbornik statej, Ryazan', 23 — 24 noyabrya 2016 goda (Professional and personal formation and development of a specialist: history and modernity: collection of articles, Ryazan, November 23 — 24, 2016), Ryazan, Kontseptsiya Publ., 2017, pp. 335—340.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•Jc -Jc -Jc

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.