Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный государственный образовательный стандарт / ФГОС НОО / вычислительный навык / вычислительный прием / методика обучения математике в начальной школе / начальное образование / federal state educational standard / FGOS NOO / computational skill / computational technique / methods of teaching mathematics in primary school / primary education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.М. Суходолова

Развитие вычислительной культуры человека является одним из наиболее приоритетных направлений школьного образования. В данной статье анализируется новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, описываются его характерные особенности и отличия от предыдущего ФГОС. Далее раскрывается суть понятия «вычислительный навык», приводится классификация вычислительных приёмов в соответствии с современными учебниками по математике в начальной школе. Затем выделяются этапы формирования вычислительных навыков и их основные свойства. Предлагается концептуальная модель их развития в условиях реализации нового ФГОС. Автор делает вывод о том, что от качества проделанной работы в процессе формирования вычислительных навыков будет зависеть успешность освоения ребёнком не только математики, но и других дисциплин, изучаемых в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPUTING SKILLS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART OF PRIMARY GENERAL EDUCATION

The human computing culture development is one of the most priority school education areas. The article analyzes the new federal state educational standard of primary general education, describes its characteristic features and differences from the previous Federal State Educational Standard. Further, the essence of the “computational skill” concept is revealed, the computational techniques classification is given in accordance with modern textbooks on mathematics in elementary school. Then the stages of computational skills and their main properties formation are highlighted. Their development conceptual model in the context of the new federal state educational standard implementation is proposed. The author concludes that the quality of the work done in the forming computational skills process will determine the success of the child’s mastering not only mathematics, but also other disciplines studied in secondary school.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Тем самым физическая культура ориентирует студентов различных направлений подготовки на усвоение не только готовых знаний и умений, но и овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Помимо приведенных аспектов значимости физической культуры в формировании ЗОЖ у студентов, которыми должны руководствоваться преподаватели, на чьи плечи ложится эта прерогатива за будущее здоровое поколение, следует отметить важность заинтересованности самого молодого поколения в соблюдении здоровья и ведении здорового образа жизни: отказаться от вредных привычек (алкоголя, курения, наркотиков и т. п.), от случайных половых связей с малознакомыми людьми, перестать подвергать себя напрасному риску, соблюдать и чтить семейные ценности, прописанные в законодательстве Российской Федерации, соблюдать режим труда и отдыха. Помимо вышесказанного, государ-

Библиографический список

ство должно взять на себя внедрение и развитие программы в здоровом теле, здоровый дух.

Подводя итоги, стоит отметить, что проведенный опрос показывает, что молодое поколение в тяжелое для страны время имеет слабое здоровье, у него отсутствует четко сформированная направленность на развитие здорового образа жизни. Также стоит отметить, что ценностное отношение к здоровью и нацеленность на здоровый образ жизни позволяет человеку развиваться в физическом и психологическом смыслах. Отсутствие вредных привычек, соблюдение режима труда и отдыха, необходимое количество часов сна, сбалансированное питание и достаточная двигательная активность позволяют стать более работоспособным, энергичным, устойчивым к стрессу и заболеваниям. Именно поэтому отмечается необходимость формирования системы здорового образа жизни, а также развитие ценностного отношения к себе и своему здоровью.

1. Бирюкова Н.В. Формирование здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза на основе комплексной технологии. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Грозный. 2022.

2. Неверкович С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р и др. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Николаев Ю.М. Теоретические основы прошлого, настоящего и будущего физической культуры в контексте развития общего образования и культуры. Теория и практика физической культуры. 2016; № 10: 99-104.

4. Малинаускас РК. Мотивация студентов разных периодов обучения. Социологические исследования. 2005; № 2: 134-138.

5. Барановская Л.А. Социальная ответственность как психолого-педагогический феномен. Вестник КрасГАУ. 2006; Выпуск 11: 409-414.

6. Бирюкова Н.В., Фетисов А.С. Формирование здоровьесберегающей позиции учащихся как педагогическая проблема. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-1: 289-292.

7. Бирюкова Н.В., Фетисов А.С. Формирование здоровьесбережения учащихся в предуниверсарии: определение факторов риска в распределении бюджетного времени. Гуманитарные науки. 2020; № 4 (52): 47-52.

8. Росстат впервые назвал число ведущих здоровый образ жизни россиян. Available at: ttps://www. rbc.ru/society/08/11/2019/5dc41d349a7947456b9d9bca

9. Чичерин Л.П., Щепин В.О., Никитин М.В. Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и медицины. 2014; № 3: 11-15. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/pravovye-aspekty-ohrany-zdorovya-detey-ipodrostkov-v-rossiyskoy-federatsii

10. Ткаченко Д. Что такое ЗОЖ: 10 главных составляющих. Дневник знаний.ру. Available at: https://dnevnik-znaniy.ru/zdorovie/chto-takoe-zozh.html

11. Цветкова Л.Н., Солнцева Н.С., Девятиярова Е.А. ЗОЖ как алгоритм здоровья студентов. Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС ВО 3++: материалы XLVI научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019: 398-400.

12. Ананьева Л.В. Методика формирования здорового образа жизни студентов вузов: учебно-методическое пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2020.

13. Основы здорового образа жизни (ЗОЖ). Available at: http://multiurok.ru/files/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-zozh-61.html

References

1. Biryukova N.V. Formirovaniezdorov'esberegayuschejpoziciistudentov medicinskogo vuza na osnove kompleksnojtehnologii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Groznyj. 2022.

2. Neverkovich S.D., Aronova T.V., Bajmurzin A.R. i dr. Pedagogika fizicheskojkul'tury i sporta: uchebnik. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

3. Nikolaev Yu.M. Teoreticheskie osnovy proshlogo, nastoyaschego i buduschego fizicheskoj kul'tury v kontekste razvitiya obschego obrazovaniya i kul'tury. Teoriya i prakíika fizicheskoj kul'tury. 2016; № 10: 99-104.

4. Malinauskas R.K. Motivaciya studentov raznyh periodov obucheniya. Sociologicheskie issledovaniya. 2005; № 2: 134-138.

5. Baranovskaya L.A. Social'naya otvetstvennost' kak psihologo-pedagogicheskij fenomen. Vestnik KrasGAU. 2006; Vypusk 11: 409-414.

6. Biryukova N.V., Fetisov A.S. Formirovanie zdorov'esberegayuschej pozicii uchaschihsya kak pedagogicheskaya problema. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-1: 289-292.

7. Biryukova N.V., Fetisov A.S. Formirovanie zdorov'esberezheniya uchaschihsya v preduniversarii: opredelenie faktorov riska v raspredelenii byudzhetnogo vremeni. Gumanitarnye nauki. 2020; № 4 (52): 47-52.

8. Rosstat vpervye nazval chislo veduschih zdorovyj obraz zhizni rossiyan. Available at: ttps://www. rbc.ru/society/08/11/2019/5dc41d349a7947456b9d9bca

9. Chicherin L.P., Schepin V.O., Nikitin M.V. Pravovye aspekty ohrany zdorov'ya detej i podrostkov v Rossijskoj Federacii. Problemy social'nojgigieny, zdravoohraneniya imediciny. 2014; № 3: 11-15. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-ohrany-zdorovya-detey-ipodrostkov-v-rossiyskoy-federatsii

10. Tkachenko D. Chto takoe ZOZh: 10 glavnyh sostavlyayuschih. Dnevnikznanij.ru. Available at: https://dnevnik-znaniy.ru/zdorovie/chto-takoe-zozh.html

11. Cvetkova L.N., Solnceva N.S., Devyatiyarova E.A. ZOZh kak algoritm zdorov'ya studentov. Razrabotka uchebno-metodicheskogo obespecheniya dlya vnedreniya innovacionnyh metodov obucheniya pri realizacii FGOS VO 3++: materialy XLVI nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, magistrantov, soiskatelej TGPU im. L.N. Tolstogo. Tula: Tul'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. L.N. Tolstogo, 2019: 398-400.

12. Anan'eva L.V. Metodika formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov vuzov: uchebno-metodicheskoe posobie. Samara: Izdatel'stvo Samarskogo universiteta, 2020.

13. Osnovy zdorovogo obraza zhizni (ZOZh). Available at: http://multiurok.ru/files/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-zozh-61.html

Статья поступила в редакцию 07.11.22

УДК 37.373.3

Sukhodolova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Educational Disciplines, Gzhel State University

(Elektroizolyator, Russia), E-mail: evgeniya.sukhodolova@gmail.com

DEVELOPMENT OF COMPUTING SKILLS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART OF PRIMARY GENERAL EDUCATION. The human computing culture development is one of the most priority school education areas. The article analyzes the new federal state educational standard of primary general education, describes its characteristic features and differences from the previous Federal State Educational Standard. Further, the essence of the "computational skill" concept is revealed, the computational techniques classification is given in accordance with modern textbooks on mathematics in elementary school. Then the stages of computational skills and their main properties formation are highlighted. Their development conceptual model in the context of the new federal state educational standard implementation is proposed. The author concludes that the quality of the work done in the forming computational skills process will determine the success of the child's mastering not only mathematics, but also other disciplines studied in secondary school.

Key words: federal state educational standard, FGOS NOO, computational skill, computational technique, methods of teaching mathematics in primary school, primary education.

Е.М. Суходолова, канд. пед. наук, доц., Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор,

E-mail: evgeniya.sukhodolova@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие вычислительной культуры человека является одним из наиболее приоритетных направлений школьного образования. В данной статье анализируется новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, описываются его характерные особенности и отличия от предыдущего ФГОС. Далее раскрывается суть понятия «вычислительный навык», приводится классификация вычислительных приёмов в соответствии с современными учебниками по математике в начальной школе. Затем выделяются этапы формирования вычислительных навыков и их основные свойства. Предлагается концептуальная модель их развития в условиях реализации нового ФГОС. Автор делает вывод о том, что от качества проделанной работы в процессе формирования вычислительных навыков будет зависеть успешность освоения ребёнком не только математики, но и других дисциплин, изучаемых в средней школе.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС НОО, вычислительный навык, вычислительный прием, методика обучения математике в начальной школе, начальное образование.

Актуальность темы настоящей статьи обосновывается, прежде всего, рядом процессов, фиксирующихся в различных аспектах жизни нашей страны на протяжении трёх последних десятилетий [1-5]. В подобных условиях неизбежно должна претерпеть ряд существенных изменений российская школа. В частности, это касается сферы начального общего образования.

Принятие ФГОС НОО нового поколения [6] предоставляет педагогам-исследователям и практикам широкие возможности в плане проектирования и реализации новых технологий обучения младших школьников [2; 7-11]. В свою очередь, одним из перспективных направлений дальнейших исследований в этой области является процесс формирования у них вычислительных навыков [7; 9; 11; 12; 13]. Этому, последнему, посвящена настоящая статья.

В виду вышеизложенного её цель состоит в рассмотрении процесса формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста в условиях реализации требований нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- анализ содержания ФГОС НОО 2021 в русле интересующего нас процесса;

- исследование структуры и содержания термина «вычислительный навык»;

- анализ современных учебников математики, предназначенных для начальной школы, с точки зрения формирования вычислительных навыков.

При подготовке статьи применялись методы:

- анализ содержания ФГОС НОО 2021;

- исследование современных учебников математики для начальной школы;

- изучение специальной литературы.

Научная новизна статьи состоит в описании концептуальной модели формирования вычислительных навыков учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС нового поколения.

Теоретическая значимость заключается в расширении знаний об основных особенностях процесса развития вычислительных навыков у младших школьников.

Её практическая значимость обусловлена выявленной в результате анализа современных учебников по математике хронологией изучения вычислительных приемов, а также приведённым в настоящей статье описанием основных этапов их введения.

Значимое отличие ФГОС НОО 2021 от Стандартов предыдущего поколения - вариативность образовательной программы [6]. Её введение позволяет руководству и учителям учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся [14, с. 34]. При этом вариативность образовательной программы может быть достигнута следующими путями:

- утверждение в ней учебных предметов, учебных курсов и учебных модулей;

- реализация программ углубленного изучения отдельных предметов;

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов [6].

Кроме того, повышенное внимание уделяется предметным результатам освоения учебной дисциплины «Математика». Процесс её освоения младшими школьниками должен обеспечивать:

- достаточный уровень сформированности представлений о числе;

- наличие системы умений и навыков, связанных с эффективным решением устных и письменных учебных задач, а равно и с оценкой полученных результатов;

- достаточный уровень развития пространственного мышления обучающихся;

- овладение к завершению обучения в начальной школе элементами математической речи;

- сформированную систему навыков, связанных с эффективным применением математических знаний в целях решения как учебных, так и практических задач [1; 6].

Таким образом, не должен вызывать удивления тот факт, что в новом Стандарте прописана необходимость развития вычислительных навыков младших

школьников [6]. Сказанное подводит нас к проблеме определения данного термина.

Большинство современных педагогов согласны понимать дефиницию «вычислительный навык» (ВН) как высокую степень овладения школьником вычислительными приёмами [2; 7; 11; 12; 14]. Основными критериями их сформиро-ванности являются:

- осознанность;

- обобщённость;

- рациональность;

- прочность;

- автоматизм [3; 5; 13].

Анализ ФГОС, а равно и современных учебников математики, предназначенных для начальной школы, позволяет выделить основные этапы формирования вычислительных навыков (табл. 1).

Таблица 1

Этапы формирования ВН у учащихся начальной школы

№ п/п Наименование Характеристика

1. Знакомство с сутью арифметического действия Не связан с числовой работой на примерах, осуществляется с использованием наглядных материалов, либо устных жизненных примеров

2. Введение числовых примеров Через многократное повторение аналогичных действий отрабатывается владение учащимися вычислительными приемами. Этот этап направлен на формирование автоматизма и прочности, он протекает с последовательным сворачиванием устных и письменных рассуждений в ходе решения, включает развитие математической речи [4; 6; 12]

3. Использование основных свойств конкретного вычислительного приема Осуществляется формирование у учащихся таких свойств навыков, как рациональность и осознанность

4. Интеграция в учебный процесс различного рода заданий Успешная реализация данного этапа позволяет добиться формирования навыка, которому присущи все перечисленные выше свойства [1; 4; 8; 10]

Согласно Стандарту нового поколения, в ходе осуществления учебной деятельности школа может применять различные образовательные технологии, в т. ч. связанные с дистанционным образованием [6]. Соответственно, формирование вычислительных навыков младших школьников подразумевает широкое использование различных интерактивных тренажеров [13, с. 44]. В их числе можно выделить ряд наиболее распространённых (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее популярные интерактивные тренажёры, применимые в процессе развития ВН младших школьников

№ п/п Наименование

1. Фоксворд

2. ЯКласс

3. Matematica.club

4. Умназия [8; 11; 14]

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в условиях активизации большинства процессов в различных сферах жизни РФ отечественная

начальная школа с неизбежностью должна претерпеть некоторые существенные изменения.

В новых условиях перед педагогами-исследователями и практиками открываются широкие возможности для проектирования и реализации новых технологий обучения младших школьников. Одним из перспективных направлений дальнейших исследований в соответствующей области является процесс формирования у них вычислительных навыков.

Существенное отличие ФГОС НОО 2021 от Стандартов предыдущего поколения составляет вариативность образовательной программы. Её введение позволяет руководству и учителям учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся.

При этом повышенное внимание уделяется предметным результатам освоения учебной дисциплины «Математика».

По указанным причинам не вызывает удивления тот факт, что в новом Стандарте прописана необходимость развития вычислительных навыков младших школьников.

Библиографический список

Термин «вычислительный навык» может быть определён как высокая степень овладения школьником вычислительными приёмами. Основными критериями сформированности таких навыков являются следующие: осознанность, обобщённость, рациональность, прочность, автоматизм.

Анализ ФГОС и современных учебников по математике для начальной школы позволяет выделить основные этапы формирования вычислительных навыков: знакомство с сутью арифметического действия; введение числовых примеров; использование основных свойств конкретного вычислительного приема; интеграция в учебный процесс различного рода заданий.

Далее, согласно Стандарту нового поколения, в ходе осуществления учебной деятельности школа может применять различные образовательные технологии, в т. ч. связанные с дистанционным образованием. Таким образом, формирование вычислительных навыков младших школьников подразумевает широкое использование различных интерактивных тренажеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кожурова А.А., Пухова А.В. Развитие логического мышления младшего школьника в зависимости от языковой среды и социального окружения. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 37-39.

2. Швалева Т.А., Врублевский Ю.Д., Ермохин А.В. Использование коррекционно-оздоровительных действий при обучении русскому языку детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 74-76.

3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Москва: Владос, 2016.

4. Щербатых С.В., Рогачева А.Ю., Лыкова К.Г Теория и практика формирования стохастической культуры учащихся общеобразовательной школы средствами новых инфокоммуникационных технологий. Москва: ФЛИНТА, 2019.

5. Кипяткова О.С. Создание задачника для курса методики преподавания математики в начальной школе. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 4 (109): 95-100.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.Дvailable at: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

7. Каракотова С.А., Алиева Д.К. Анализ эффективности интерактивных методов обучения в образовательных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 179-181.

8. Марчук Е.В., Подгорная Т.В. Современный урок в начальной школе. Интерактивная наука. 2022; № 2 (67): 26-30.

9. Раджабова З.Б., Магомедова Д.О. Методика организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики. Вестник социально-педагогического института. 2022; № 1 (41): 56-62.

10. Зверева Л.Г, Темирова Э.Э. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022; № 1-1 (64): 143-145.

11. Колесникова О.В. Нестандартные уроки математики. Инновационная наука. 2022; № 1-1: 45-48.

12. Дойникова Ю.П. Система формирования вычислительных умений у младших школьников с учетом особенностей использования дифференцированного подхода. Вестник магистратуры. 2022; № 5-3 (128): 90-93.

13. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject. Journal of Global Research in Mathematical Archives. 2019; № 6: 43-45.

14. Чекин А.Л. Математический взгляд на актуальные проблемы методики обучения математике в начальной школе. Москва: МПГУ, 2018. References

1. Kozhurova Д.Д., Puhova A.V. Razvitie logicheskogo myshleniya mladshego shkol'nika v zavisimosti ot yazykovoj sredy i social'nogo okruzheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 37-39.

2. Shvaleva Т.Д., Vrublevskij Yu.D., Ermohin A.V. Ispol'zovanie korrekcionno-ozdorovitel'nyh dejstvij pri obuchenii russkomu yazyku detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 74-76.

3. Beloshistaya A.V. Metodika obucheniya matematike v nachal'noj shkole. Moskva: Vlados, 2016.

4. Scherbatyh S.V., Rogacheva A.Yu., Lykova K.G. Teoriya i praktika formirovaniya stohasticheskoj kul'tury uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly sredstvami novyh infokommunikacionnyh tehnologij. Moskva: FLINTA, 2019.

5. Kipyatkova O.S. Sozdanie zadachnika dlya kursa metodiki prepodavaniya matematiki v nachal'noj shkole. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2019; № 4 (109): 95-100.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

7. Karakotova S.A., Alieva D.K. Analiz 'effektivnosti interaktivnyh metodov obucheniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 179-181.

8. Marchuk E.V., Podgornaya T.V. Sovremennyj urok v nachal'noj shkole. Interaktivnaya nauka. 2022; № 2 (67): 26-30.

9. Radzhabova Z.B., Magomedova D.O. Metodika organizacii samostoyatel'noj raboty mladshih shkol'nikov na urokah matematiki. Vestnik social'no-pedagogicheskogo instituta. 2022; № 1 (41): 56-62.

10. Zvereva L.G., Temirova 'E.'E. Innovacionnye metody i peredovye tehnologii v sovremennom prepodavanii. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2022; № 1-1 (64): 143-145.

11. Kolesnikova O.V. Nestandartnye uroki matematiki. Innovacionnaya nauka. 2022; № 1-1: 45-48.

12. Dojnikova Yu.P. Sistema formirovaniya vychislitel'nyh umenij u mladshih shkol'nikov s uchetom osobennostej ispol'zovaniya differencirovannogo podhoda. Vestnik magistratury. 2022; № 5-3 (128): 90-93.

13. Rasulov Т.Н., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject. Journal of Global Research in Mathematical Archives. 2019; № 6: 43-45.

14. Chekin A.L. Matematicheskij vzglyad na aktual'nye problemy metodiki obucheniya matematike v nachal'noj shkole. Moskva: MPGU, 2018.

Статья поступила в редакцию 11.11.22

УДК 37.013

Fardzinova M.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian and English Philology, North Ossetian State Pedagogical Institute

(Vladikavkaz, Russia)

Mouravova M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian as a Foreign Language, Moscow State University of Food Production

(Moscow, Russia)

INFORMATION TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AS A MEANS OF INTRODUCING SECONDARY SCHOOL STUDENTS TO NATIONAL CULTURE. The paper discusses issues related to the speech development of students in the process of writing creative works (essays) using electronic platforms. According to the authors, modern communication technologies make it possible to make a modern lesson not only dynamic and interesting, but also activate the interaction of teacher and student, contribute to the successful development of various educational information by schoolchildren. The study emphasizes that creative works on landscape canvases are rich non-linguistic material through which Russian language lessons can be enlivened. The teacher has the opportunity to demonstrate to students the rich possibilities of the language and the need for their careful study in order to communicate, express their thoughts and feelings. In general, all types of art have a powerful functional means of influencing the emotional, mental, and spiritual sphere of human activity. Art has a particularly beneficial effect on the student's not yet formed personality, so it is very important to use works of art in school practice. Currently, there is an opportunity to widely use all kinds of art with the help of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.