Все эти области обогащают лексический арсенал языка и служат важным элементом коммуникации и понимания мира. Язык, как основной инструмент взаимодействия и самовыражения, постоянно развивается и изменяется, что является первоочередным принципом функционализма.
Газета является важным средством коммуникации, отражающим потребности и изменения аудитории, а также принимающим участие в культурном развитии. В каждой публикации содержатся новые слова и заимствования, которые могут как ясно передать смысл текста, так и вызвать недопонимание и неопределенность. Использование новой лексики также отражает коммерческие интересы издания, привлекая внимание читателей и создавая уникальный стиль.
Заголовок статьи играет важную роль в привлечении внимания читателя и предварительно формирует ожидания от содержания. Газеты несут информационную и убеждающую функции, из-за чего выразительные средства используются для воздействия на публику. Неологизмы, как часть публичной речи, способствуют формированию социального образа и вызывают эмоциональные реакции.
Особенностями языка в СМИ являются социокультурные оценки, которые подчеркивают уникальный стиль изложения и воздействия на читателя. Использование новизны и динамичности в лексике способствует актуализации общественных реалий и современных тенденций. Динамичный процесс обновления языка отражает изменения в сферах жизни общества.
Таким образом, язык в средствах массовой информации является ключевым инструментом формирования и передачи общественных преобразований, а новые лексические образования служат индикаторами актуальных изменений в современном мире, обогащая коммуникацию и понимание общества.
Выводы.Таким образом, можно сделать вывод, чтонеологизмы играют значимую роль в публицистическом тексте. Они отражают современную реальность, придают свежесть и оригинальность, помогают избежать повторений и устаревших терминов, стимулируют креативность и становятся важным инструментом для передачи информации. Однако использование неологизмов должно быть осмысленным и соответствовать контексту, в котором они используются.
Аннотация. В данной статье дано определение понятию «неологизм» и описана роль их применения в текстах публицистического стиля. Использование неологизмов в текстах публицистического стиля речи является оправданным и необходимым. Они помогают поддерживать актуальность выражений и отражают современную реальность. Новые слова способствуют более эффективному выполнению основных задач публицистического стиля речи - информированию аудитории и эмоциональному воздействию на нее. Неологизмы обогащают немецкий язык и публицистический стиль, в частности, способствуют усилению эмоционального влияния на читателя.
Ключевыеслова: неологизмы, публицистический стиль, влияние неологизмов, немецкий язык.
Annotation. This article defines the concept of "neologisms" and describes the role of their use in texts of publicistic style of speech. The use of neologisms in the texts of publicistic style of speech is justified and necessary. They help to maintain the relevance of expressions and reflect modern reality. New words contribute to more effective fulfilment of the main tasks of the publicistic style of speech - Informing the audience and emotional impact on it. Neologisms enrich the German language and the journalistic style, contribute to the strengthening of the emotional impact on the reader.
Keywords: neologisms, publicist style, impact of neologisms, German.
Литература:
1. Абрамов, Б.А. Текст как закрытая система языковых знаков / Б.А. Абрамов // Лингвистика текста: материалы научной конференции. Ч. 1. -М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974. - 389 с.
2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 144 с.
3. Касаткин, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин. - М.: Высшая школа, 1991.-399 с.
4. Котелова, Н.З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов / Н.З. Котелова // Новые слова и словари новых слов. -М., 1982. -456 с.
5. Кожина, М.Н. К основаниям функциональной стилистики / М.Н. Кожина. - Пермь, 1968. - 252 с.
6. Лосева, Л.М. Как строится текст / Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
7. Мурзин, Л.Н. Текст и его восприятие / Л.Н. Мурзин. - Свердловск: Изд. Уральского ун-та., 1991. - 171 с.
8. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка: учебное пособие / Н.М. Шанский. - М., 1964. - 423 с.
9. Duden: Duden online. - Bibliografisches Institut, 2016. - URL.: www.duden.de (датаобращения : 28.03.2024)
УДК 378.147
ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ПЕРСОНАЛИИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
Терех Екатерина Алексеевна студент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург);
Феоктистова Олеся Владимировна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)
Постановка проблемы. В современной лингвистической литературе представлены исследования, в которых рассматривается творческий портрет персоналии как разновидность речи, обладающая специфическими особенностями. Отмечается, это поликодовое высказывание, иллюстрирующее персональную творческую деятельность яркой личности, которое реализует комплекс коммуникативных задач, например: сформировать определенный образ человека, вызвать эмоционально-эстетические чувства адресата, привлечь внимание к исторической эпохе, творчеству. Этот жанр используется в различных сферах, в том числе в образовательной, где помимо информативной функции выполняет воздействующую, обусловленную влиянием биографических сведений на познавательный интерес и развитие личностных качеств обучающегося.
Обзор научных источников свидетельствует, что сегодня нет устойчивого и до конца определенного представления о наименовании высказываний, посвященных личности творца. Нередко понятия «портрет», «автобиографический портрет», «автобиографический рассказ», «творческий портрет» используются как синонимы. Отсюда возникают трудности в определении границ данного высказывания, его жанрообразующих параметров, условий использования.
Цель статьи: проанализировать научные лингвистические источники и определить содержание понятия «творческий портрет персоналии».
Изложение основного материала исследования. Анализ научной литературы показывает, что понятие «портрет» сегодня используется в наименованиях разных жанров. Его употребление генетически обусловлено связью с портретом в живописи как визуальным способом субъектной организации. Применительно к речевым произведениям данное понятие указывает не только на описание наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств, но и на фиксацию того, что сформировано в человеке социальной средой, культурной традицией, его индивидуальностью и находит выражение в характерных формах поведения [7].
Как видно, различные и до конца не определенные содержательные параметры объясняют широкое использование этого термина в контексте номинации разнообразных по сфере использования и коммуникативной направленности типов текстов. Объединяющим для данных высказываний является обращенность к образу человека, отличительным - форма и модель его построения.
В научных источниках мы не обнаружили специальных исследований, посвященных жанровым особенностям персонифицированных жанров, более того, сама система данных типов текста до конца не определена.
Приведем примеры персонифицированных жанров, определим их особенности, отдельно остановимся на характеристике творческого портрета.
Жанр автобиографического портрета создается самим автором, который выбирает события своей биографии, выстраивает историю своей жизни. При этом мысли и субъективные переживания не входят в повествование. «Портрет» адресанта речи создается слушателем / читателем на основе событийного рассказа, главное в котором путь как движение к достижимой или недостижимой цели. Такое высказывание обладает ретроспективностью и обращено к прошлому, к событиям, которые уже произошли с автором. Появление данного жанра вызвано потребностью человека в самопрезентации, в самосознании и самопознании, а также обусловлено желанием обозначить собственную позицию на фоне истории, вписать себя в контекст современной культуры.
Обратимся к другому жанру - жанру автобиографического рассказа. Это «комплексный информативный речевой жанр, коммуникативной целью которого является предъявление информации: рассказ о жизни с момента рождения до момента общения» [3, С. 54].
Речевой жанр автобиографического рассказа обладает неофициальным характером, имеет устную форму и не всегда предполагает хронологический порядок повествования. Этими характеристиками он отличается от официального документа - автобиографии. Но есть у них и схожие особенности: за автором остается право выбора и отброса фактов о собственной жизни.
Данный жанр отличатся тем, что имеет относительно устойчивый набор структурно-смысловых компонентов, повторяющихся фрагментов, которые характеризуются как тематической, так и композиционной общностью организации текстов. Можно говорить о типичном построении данных текстов:
1. Сообщение огоде,месте рождения.
2. Сведения о семье, родителях, о достатке и доходах семьи.
3. Описание фактов и объяснение причин, связанных со сменой места жительства.
4. Рассказ о событиях личной жизни говорящего, о сфере деятельности.
5. Информация о детях,их судьбе.
6. Характеристика жизни в настоящее время; сопоставление современной (сегодняшней ситуации) жизни с её прошлыми этапами.
7. Подведение итогов своей жизни (наличие трудностей, возможностей их преодоления).
В центре внимания данного высказывания - образ автора. В отличие от жанра автобиографического портрета он создается за счет событийного и субъективного компонентов, поскольку включает личностную оценку происшедших событий.
Другой жанр - жанр биографического рассказа представляет собой повествование о фактах из жизни, которые объясняются, сопоставляются, сравниваются, обобщаются. События представлены сторонним субъектом, который может выражать личное отношение к сообщаемому. Очевидно, образ творца открывается адресату через субъективную оценку автора высказывания.
Понятие «портрет» и «творческий портрет» соотносятся как общее и частное. Если в предыдущих рассмотренных нами жанрах в центре внимания был образ человека, то наименование, в котором используется «творческий», предполагает обращенность к личности, способной «креативно мыслить и созидать принципиально новое, отсекая всё шаблонное и заурядное» [1,С. 244].
Как следует из различных научных источников, понятие «творческого портрета персоналии» чаще всего используется в искусствоведении с целью исследования творческой жизни художника, поскольку именно портрет позволяет с наибольшей полнотой представить неповторимый художественный мир мастера, раскрывая природу его искусства, последовательно развертывая цепочку характеристик, благодаря которым читатель становится собеседником-единомышленником, заинтересованным в осмыслении проблем жизни, искусства и творчества во всей их взаимосвязи, сложности и противоречивости [5; 6]. Авторами таких портретов выступают специалисты (об актерах рассказывают драматурги, о режиссерах режиссеры, о композиторе - исполнители его произведений). Для создания образа творца здесь используются автобиографические, биографические заметки, воспоминания, художественные интерпретации, включаются элементы эстетического анализа творчества.
Речевой жанр творческого портрета используется также в журналистике с целью привлечь внимание читателя / зрителя к реальной личности, дать ей психологическую характеристику и подчеркнуть ее общественную значимость.
Портрет персоны в журналистике имеет свои особенности, он создается за счет биографических данных, описания внешности, сведений об этапах жизненного пути, характеристики социальной роли персоны в обществе. Специфичны языковые единицы, которые позволяют реализовать замысел автора (номинации персоны, дескрипции персоны, указатели на ее действия), что обусловлено акцентом в «портрете» - номинацией персоны.
При этом описание личности проходит через весь текст, поэтому целостный портрет складывается не в определенной части текста, а благодаря всему тексту: детали, описывающие человека, входят во все композиционный части в соответствии с задумкой автора текста.
Даже если автор осведомлен о биографических данных, то основной задачей описания личности становится утверждение реальности существования данного человека. Для создания данного эффекта в тексте встречается косвенное упоминание деталей внешности человека, указание на возраст через дату рождения, могут присутствовать топонимы (показать особенности этнического происхождения). Помимо этого, для того чтобы дополнить образ персоны, к описанию
внешности человека добавляют описание окружающей обстановки, что помогает выделить наиболее значимые для понимания личности моменты.
Использование жанра творческого портрета в педагогическом дискурсе способствовало формированию новых жанровых форм педагогической речи.
На школьном уроке творческий портрет персоналии - это особый педагогический монолог, жанровые признаки которого формируются под влиянием учебно-речевой ситуации» [4, С. 90]. Для его создания отбирается наиболее яркая информация, способная вызвать познавательный интерес у обучающихся личности творца, сформировать потребность в знакомстве с ее творчеством. Коммуникативными интенциями речи учителя могут быть: внушить чувства восхищения, удивления личностью писателя, поэта; способствовать восприятию изучаемого произведения; обобщив полученные учениками сведения о писателе, обозначить новые черты личности, творчества; дать нравственный урок; популяризировать произведения творца и др.
По мнению ученых-методистов, творческий портрет персоналии обладает значительным методическим потенциалом в обучении русскому языку как иностранному, например, в профессиональной подготовке студентов-музыкантов: данный «узкопрофессиональный жанр органично вписывается в курс изучения русской литературы в иностранной аудитории, так как весь корпус текстов и заданий по изучению данной дисциплины выстраивается исключительно вокруг профессионального репертуара музыкантов» [1, С. 245], и «использование различных автобиографических, биографических заметок, воспоминаний, художественных интерпретаций; подключение эстетического анализа творчества, человеческого» и профессионального опыта реципиента помогает в ходе работы по созданию портрета творца [там же].
Каковы условия и методические возможности использования творческого портрета на уроках русского языка как иностранного?
Во-первых, в обучении русскому языку как иностранному функционирует жанр творческого портрета, предметом которого являются ученые, писатели, художники, композиторы, общественные деятели и другие. Методически оснащенные тексты биографического содержания на занятиях по русскому языку как иностранному выступают дидактическим материалом, поскольку являются основой для организации лексической и грамматической работы. Во-вторых, на уроках русского языка как иностранного аутентичные тексты, которые принадлежать творческим людям. Рассказ учителя о личности автора может предварять или сопровождать изучение его произведений, тем самым делает процесс чтения или аудирования более осознанным, что способствует развитию лингвистических и коммуникативных компетенций студентов-инофонов. В-третьих, обращение к персоналии исторического прошлого России способствует расширению запаса языковых средств обучающихся, формированию навыков и совершенствованию умений чтения, слушания, говорения, формированию социокультурной и лингвострановедческой компетенций. Понимание особенностей биографических текстов способствует оптимизации межкультурной коммуникации на уроке.
Выводы. Таким образом, понятие «портрет» и «творческий портрет» соотносятся как общее и частное. Наименование жанра, в котором используется «творческий», предполагает обращенность к личности, способной «креативно мыслить и созидать нечто новое. Данный тип высказываний распространен в искусствоведении, журналистики и педагогической коммуникации. На уроках обучения русскому языку как иностранному тексты в жанре творческого портрета могут использоваться как дидактический материал для организации лексической и грамматической работы. Его методический потенциал связан с расширением запаса языковых средств обучающихся, формированием навыков и совершенствованием умений чтения, слушания, говорения, а также формированием социокультурной и лингвострановедческой компетенций.
Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «творческий портрет персоналии» в лингвистической и лингвометодической литературе. В результате обзора научных источников делается вывод о том, в настоящее время не сложилось определенного и научно обоснованного наименования высказываний, посвященных личности творца, что создает сложности в исследовании речевых особенностей данного жанра. Проводится сопоставительный анализ понятий «портрет», «автобиографический портрет», «автобиографический рассказ», «творческий портрет». Устанавливается, что понятие «портрет» и «творческий портрет» соотносятся как общее и частное. Наименование, в котором используется «творческий», предполагает обращенность к личности, способной к креативно мыслить и созидать нечто новое. Данный тип высказываний распространен в искусствоведении, журналистики и педагогической коммуникации.
Ключевые слова: жанр «портрет», творческий портрет персоналии, жанр автобиографического рассказа, жанр биографического рассказа, творческий портрет персоналии на уроках русского языка как иностранного.
Annotation. The article examines the content of the concept of "creative portrait of personality" in linguistic and linguistic methodological literature. As a result of the review of scientific sources, it is concluded that at present there is no definite and scientifically justified naming of statements dedicated to the personality of the creator, which creates difficulties in studying the speech characteristics of this genre. A comparative analysis of the concepts of "portrait", "autobiographical portrait", "autobiographical story", "creative portrait" is carried out. It is established that the concept of "portrait" and "creative portrait" correlate as general and particular. The name in which "creative" is used implies an appeal to a person capable of thinking creatively and creating something new. This type of utterance is common in art criticism, journalism, and educational communication.
Keywords: genre "portrait", creative portrait of a personality, genre of an autobiographical story, genre of a biographical story, creative portrait of a personality in in lessons of Russian for foreign learners.
Литература:
1. Буевич, O.B. Творческий портрет Ф.М. Достоевского на уроках рки в мононациональных группах творческого вуза / О.В. Буевич, C.B. Тимина, A.A. Фролов // Русская литература в иностранной аудитории: Сборник научных статей по итогам XIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19 ноября 2021 года. Том Выпуск 10. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И Герцена, 2022. - С. 243-248
2. Волошина, C.B. Речевой жанр автобиографического рассказа как фрагмент энциклопедии речевых жанров / C.B. Волошина // Вопросы лексикографии. - 2012. - № 1(1). - С. 52-61
3. Журавлева, И.В. Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы: специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Журавлева Ирина Владимировна. -Ярославль, 2003. - 20 с.
4. Журавлева, И.В. Языковая организация жанра творческого портрета персоналии / И.В. Журавлева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 68-3. - С. 90-93
5. Касьянова, Д. Творческий портрет как жанр искусствоведческого издания / Д. Касьянова // 2006. - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObje/ (дата обращения 15.03.2024)
6. Коняева, Ю.М. Речевой жанр «Творческий портрет» в аспекте категории персональности / Ю.М. Коняева // Медиалингвистика. - 2016. - № 4(14). - С. 47-56
7. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, - 2009. - 438 с.