Научная статья на тему 'Методика создания творческого портрета учителя как педагогического речевого жанра'

Методика создания творческого портрета учителя как педагогического речевого жанра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керенская Светлана Александровна

В статье представлен опыт создания творческого портрета учителя как профессионального речевого жанра в системе вузовской подготовки студентов-филологов педагогической академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика создания творческого портрета учителя как педагогического речевого жанра»

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА УЧИТЕЛЯ...

УДК 378.147

Керенская Светлана Александровна

Методист кафедры гуманитарного образования Института повышения квалификации, svetik_ksa@mail.ru, Новокузнецк

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА

Kerenskaya Svetlana Aleksandrovna

Teaching methods specialist ofhumanities department of institute ofqualification improvement, svetik_ksa@mail. ru, Novokuznetsk

TEACHING METHODOLOGY OF CREATION OF CREATIVE PORTRAIT OF A TEACHER AS PEDAGOGICAL SPEECH

GENRE

Коммуникативная практика учителя требует владения специальным оценочным жанром, целью которого является заинтересовать личностью и творчеством педагога, что позволит анализировать, обобщать свой опыт и деятельность коллег. Этот жанр может быть назван творческим портретом учителя. Основным предметом речи в нём может стать портретная характеристика и характеристика творчества педагога.

Готовы ли современные учителя к созданию и использованию такого жанра в профессиональной сфере общения? С целью выявления готовности пе-дагогов-практиков создавать и уместно использовать творческий портрет учителя в педагогической среде мы предлагаем учителям ответить на ряд вопросов: «Приходилось ли вам рассказывать об учителе-коллеге?», «С какой целью?», «Какую информацию о коллеге вы включачи в своё сообщение?», «Какие сведения, на ваш взгляд, отражают специфику профессии учителя?», «Опишите сложившийся у вас образ типичного учителя» и др. Анализ ответов показывает, что учителя не умеют отбирать те личностные качества, о которых можно говорить в творческом портрете, не всегда корректно используют примеры профессиональной деятельности коллеги. Поэтому, на наш взгляд, возникает потребность в целенаправленном изучении этого жанра в рамках высшего или дополнительного профессионального образования.

Обучение может осуществляться на третьем курсе факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии в рамках программы «Риторика (педагогическая риторика)». Общей целью занятий может стать формирование у студентов-филологов умений создавать творческий портрет учителя, а также готовности использовать этот жанр в будущей профессионально-педагогической деятельности. Обучение может состоять из двух занятий. В ходе первого занятия («Учитель, перед именем твоим... или Творческий портрет учителя как профессионально значимый жанр педагогической речи») определяется исходный уровень знаний студентов о творческом портрете учителя, формируется первичное представление о рассматриваемом

нами жанре с помощью выполнения ряда заданий различного типа. Например, «Проанализируйте видеофрагмент. Оцените коммуникативное поведение учителя. В каких ситуациях нам приходится говорить об учителях?» или «Какие жанры речи вы будете использовать, рассказывая об учителе? В какие тексты может воплотиться наблюдение за деятельностью учителя? Создайте схему “Персонифицированные жанры речи об учителе”». Отвечая на эти вопросы, студенты осваивают жанровые признаки творческого портрета учителя, учатся отличать его от родственных персонифицированных жанров: портретного очерка, литературного портрета и т. д. Особое внимание может быть уделено рассмотрению творческого портрета учителя как разновидности корпоративной речи (его задачи, коммуникативная ситуация использования, содержание и др.), выявлению отличительных особенностей высказывания об учителе (поликодовый характер, особый набор микротем и др.), что позволяет сформировать у студентов умение распознавать творческий портрет учителя на основе его жанровых признаков, подготовить к его созданию.

На втором занятии («Не смейте забывать учителей!., или Учимся создавать творческий портрет учителя») студенты учатся создавать творческий портрет учителя. В содержание занятия могут войти следующие методические элементы.

Проблемно-репродуктивная беседа организуется при проведении задания № 1 («Вспомните, из ката компонентов состоит фактор внутреннего наполнения жанра? Охарактеризуйте содержание и форму творческого портрета учителя»). Во время выполнения этого задания студенты выделяют на основании анализа текстов-образцов два содержательных блока: портретную характеристику (описание внешнего вида, речевой манеры, коммуникативная характеристика и основные черты характера учителя, важные для профессии) и характеристику творчества (набор биографических сведений, анализ методики, вклад учителя в педагогику, методику обучения школьному предмету). Студенты определяют форму и назначение каждой части творческого портрета учителя: вступление вводит в тему, представляет учителя, основная часть раскрывает особенности личности и творческой индивидуальности педагога, заключение обобщает эти сведения, даёт информацию о недавнем периоде жизни учителя.

Фрагменты, применённые нами в качестве текстов-образцов, принадлежат не только профессиональной сфере коммуникации, но художественной литературе и публицистике. Они, на наш взгляд, содержат те сведения, которые уместны в творческом портрете учителя. В двух графических образцах, приводимых нами в качестве примеров в данной статье, курсивом отмечены микротемы «портретная характеристика» и «характеристика творчества».

Фрагмент 1. Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у неё руки поют. Движения у неё были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы, и рука пела, рука объясняла всё, что оставалось непонятным в словах. Ксении Андреевне не приходичось повышать голос на учеников, ей не

надо было прикрикивать. Зашумят в классе, она подымет свою лёгкую руку, поведёт ею - и весь класс словно прислушивается, сразу становится тихо <...> Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице <...> Много людей прошло за тридцать два года через класс Ксении Андреевны. Строгим, но справедливым человеком прослыла она <...> Волосы у Ксении Андреевны давно побелели, но глаза не выцвели и были такие же синие и ясные, как в молодости. И всякий, кто встречал этот ровный и светлый взгляд, невольно веселел и начинал думать, что, честное слово, не такой уж он плохой человек и на свете жить безусловно стоит <.. .> [2, с. 30-39].

Фрагмент 2. <...> родичся Васичий Александрович в 1918 г., на Украине, неподачеку от села Павлыш, которое он прославил <...> В этой семье было четверо детей, и все четверо - три брата и сестра - стали учителями, потому что в этой семье всегда очень любили книгу. Или потому, что мать Сухом линских была человеком великой доброты и нежности. Или, может быть, потому, что отец четверых Сухомлинских был человеком великой принципиальности, великой честности, великого трудолюбия. А может быть, ещё и потому, что школьный учитель и вообще учение, знание очень высоко ценились в крестьянских домах <.. .> А ведь искусство воспитания детей, искусство делать их счастливыми и хорошо подготавливать к будущей взрослой жизни - это искусство всегда имеет своим источником народную педагогику. Какие бы книги ни читали люди, как бы ни менялись их взгляды в течение жизни, они всегда помнят, как их самих воспитывали главные воспитатели - отец, мать, первый школьный учитель <...> Когда Василий Александрович вернулся в родные края, у него были уже и опыт учителя, и опыт директора школы <.. > Естественно, что его назначили заведующим районо - районным отделом народного образования, хотя ему было всего двадцать семь лет. А через два года, когда война окончилась и стало больше работников, Сухомлинский попросился с административной работы назад в школу. Для учителя школа никогда не может быть «понижением» в должности, школа - это всегда повышение, потому что от самого учителя зависит, какою она станет <.. .> Сухомлинский считал, что самое важное в школе, в воспитании - воспитание чувств. И самое трудное <...> [3, с. 237-250].

Аналитические задания № 2 («Какие типы текстов вы знаете? Как строится композиция каждого из них? Определите структурно-смысловую модель творческого портрета учителя») и № 3 («Какие стичи речи вам знакомы? Как вы думаете, к какому функциональному стилю речи относится творческий портрет учителя?») учат определять структурно-смысловую модель и стилистическую окраску этого жанра. В ходе выполнения этих заданий студенты, анализируя тексты-образцы, определяют, что творческий портрет учителя - это текст смешанного структурно-смыслового типа речи с ведущей ролью аргументативной модели. Во вступлении выделяется тезис всего текста, который поясняется, аргументируется впоследствии в основной части. При этом аргументы могут быть представлены различными речевыми жан-

рами, например, рассказом о случае из жизни (повествование), портретной характеристикой (описание) и т. д. Заключение творческого портрета учителя является выводом всего текста: подтверждает истинность тезиса, обобщает сведения, подводит итоги.

Студенты относят рассматриваемый жанр к художественно-публицистическому стилю: во-первых, творческий портрет учителя - это жанр, встречающийся в художественной литературе и периодической печати; во-вторых, одна из его специфических особенностей заключается в единстве информативной, эстетической и побуждающей функций; в-третьих, особенна его многостиль-ность; в-четвёртых, в нём широко проявляется индивидуальность автора, что является причиной создания особой образности текста.

Таким образом, выполняя эти задания, студенты делают вывод, что творческий портрет учителя - это сложный жанр, имеющий глубокий «подтекст» в стилистическом и структурном планах.

Задания аналитического характера № 4 («На основании аначиза текстов-образцов определите, какие жанры входят в состав творческого портрета учителя?») и № 5 («Охарактеризуйте творческий портрет учителя с точки зрения входящих в его состав обязательных и “факультативных " жанров. Обоснуйте своё мнение») формируют осмысление рассматриваемого жанра как комплексного с точки зрения специфики функционирования в нём интерактивных жанров. Так, студенты при анализе графических образцов определяют, что творческий портрет учителя может включать в свой состав одновременно несколько жанров, например, портретную характеристику, отзыв, краткий конспект урока, воспоминания и др. Они объясняют это тем, что автор соединяет информацию логическую и эмоциональную для того, чтобы дать разностороннюю, наиболее полную оценку педагога и сделать содержание высказывания об учителе многообразным, ярким, интересным для адресата. Студенты отмечают «двойственный» характер творческого портрета учителя: одновременно с возможностью включения в свой состав нескольких жанров он может сам облачаться в формы других речевых жанров, таких, как эссе, очерк, лекция, беседа и др., т. е. является рамочным [1, с. 95] жанром.

Студенты выявляют «обязательные» жанры, составляющие «ядро» творческого портрета учителя: портретная характеристика, фрагменты отзыва, рецензии. Использование этих жанров даёт наиболее полное представление об учителе как о состоявшейся, цельной личности и предоставляет возможность всестороннего анализа его деятельности, оценки его педагогического творчества. Свои наблюдения студенты оформляют в форме схемы «Обязательные внутренние жанры творческого портрета учителя».

Три следующих задания требуют применения на практике полученных студентами знаний и направлены на формирование их готовности к самостоятельному созданию творческого портрета учителя.

При выполнении аналитико-конструктивного задания № 6 («Создайте из фрагментов текстов цельный, связный творческий портрет учителя») студенты систематизирует полученные теоретические знания об особенностях творческого портрета учителя как особого жанра педагогической речи. Сту-370

денты из различных фрагментов текстов об учителе (характеристики деятельности, портретного описания, речевого портрета, краткого конспекта урока) создают цельный творческий портрет учителя, при необходимости добавляют фразы-скрепы, недостающие структурно-смысловые компоненты. Анализ полученных текстов выявляет трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы по созданию творческого портрета учителя. Такими трудностями, в частности, являются вопросы систематизации материала об учителе и корректного озаглавливания текста.

Работа над аналитико-конструктивным заданием № 7 («Создайте тан ваших наблюдений за деятельностью педагога») направляет студентов на создание плана наблюдений за творческой деятельностью учителя. При составлении этого плана студенты учатся отбирать и систематизировать материал, раскрывать основную мысль творческого портрета учителя. Такая работа над материалами наблюдений позволяет им правильно сгруппировать и определить последовательность подачи сведений о педагоге в своём будущем творческом портрете учителя. Так, студенты создают такие пункты плана: какие чувства вызывает у вас этот учитель; чем он(а) отличается от других учителей: на уроке, вне урока; как организует обучение, в какой последовательности; на какие особенности личности учеников может повлиять этот педагог; когда ему (ей) нужно что-то отстоять перед руководством, он(а)...

Выполнение аналитического задания № 8 («Какие типы заголовков вы знаете? Выберите из представленных заголовков те, которые, по вашему мнению, наиболее полно отражают замысел творческого портрета учителя. Озаглавьте тексты») формирует у студентов умение озаглавливать творческий портрет учителя. Студенты определяют заголовок как один из основных проводников информации в высказывании и выявляют такие его разновидности: тематический, смысловой, выражающий главную мысль, интригующий, обозначающий место, время действия или имя учителя и др. Основываясь на анализе заголовков к графическим образцам, студенты резюмируют, что те из них, которые передают смысл творческого портрета учителя, отражают основную интенцию высказывания (привлечь внимание адресата, заинтересовать, воздействовать) и называют предмет речи, являются наиболее уместными для творческого портрета учителя.

В качестве контрольного может выступить домашнее задание творческого характера («На основе своих наблюдений за деятельностью педагога вуза создайте его творческий портрет»), которое направлено на проверку знаний и умений студентов создавать творческий портрет учителя самостоятельно.

Представленная методика является одним из вариантов обучения студентов-филологов созданию профессионального жанра творческого портрета учителя. Одним из результатов этой методики является формирование у будущих учите-лей-словесников умений строить высказывание, в центре внимания которого находится творческая личность и деятельность коллеги, что свидетельствует прежде всего об овладении умением объективно оценивать творчество коллег и свою деятельность и о бережном к ним отношении.

Библиографический список

1. Журавлева, И. В. Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы [Текст]: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» / И. В. Журавлева. - Новокузнецк, 2003. - 297 с.

2. Кассиль, Л. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3 [Текст]/ Л. Кассиль. - М.: Детская литература, 1987. - 592 с.

3. Соловейчик, С. Час ученичества [Текст]/ С. Соловейчик. - М.: Детская литература, 1972. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.