Научная статья на тему 'Культура речи или педагогическая риторика? (к вопросу о коммуникативной компетенции бакалавров и магистров образования)'

Культура речи или педагогическая риторика? (к вопросу о коммуникативной компетенции бакалавров и магистров образования) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
392
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ РЕЧИ / TEACHER EDUCATION / TEACHER''S COMMUNICATIVE CULTURE / PEDAGOGICAL RHETORIC / PEDAGOGICAL SPEECH GENRES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вершинина Галина Борисовна

Компетентностный подход к подготовке бакалавров и магистров образования требует включения в учебные планы вузов педагогической риторики, которая сформирует коммуникативную культуру будущих педагогов, подготовит их к качественному использованию профессиональных видов речевой деятельности, средств выразительности устной и письменной речи, монологических, диаи полилогических жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF SPEECH OR PEDAGOGICAL RHETORIC? (ON THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BACHELORS AND MASTERS OF EDUCATION)

The competency-based approach to the training of Bachelors and Masters of Education requires including the pedagogical rhetoric in the curricula of universities. It will form the communicative culture of future teachers, will prepare them for a qualitative use of professional types of speech activity, expressive means of speech, writing, monologue, dialogic and polylogic genres.

Текст научной работы на тему «Культура речи или педагогическая риторика? (к вопросу о коммуникативной компетенции бакалавров и магистров образования)»

КУЛЬТУРА РЕЧИ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА? (К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ)

CULTURE OF SPEECH OR PEDAGOGICAL RHETORIC? (ON THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BACHELORS AND MASTERS OF EDUCATION)

Г.Б. Вершинина

G.B. Vershinina

Педагогическое образование, коммуникативная культура педагога, педагогическая риторика, педагогические жанры речи.

Компетентностный подход к подготовке бакалавров и магистров образования требует включения в учебные планы вузов педагогической риторики, которая сформирует коммуникативную культуру будущих педагогов, подготовит их к качественному использованию профессиональных видов речевой деятельности, средств выразительности устной и письменной речи, монологических, диа- и полилогических жанров.

Teacher education, teachers communicative culture, pedagogical rhetoric, pedagogical speech genres.

The competency-based approach to the training of Bachelors and Masters of Education requires including the pedagogical rhetoric in the curricula of universities. It will form the communicative culture of future teachers, will prepare them for a qualitative use of professional types of speech activity, expressive means of speech, writing, monologue, dialogic and polylogic genres.

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, является для подготовки учителя XXI века чрезвычайно актуальным. Как известно, деятельность педагога, представителя соционо-мической профессии, требует не только общекультурной, профессиональной, предметной, но и коммуникативной компетенции. Она включает успешное использование всех видов речевой деятельности, комплекса вербальных, ритмико-интонационных, пантомимических средств, богатого репертуара монологов, диа- и полилогов, которые могут классифицироваться по различным основаниям и включаться в информативно-воздействующее пространство урока как учебно-научного поликодового полилога на основе категориальных признаков текста. Обеспечить такую компетенцию «силами» учебной дисциплины «Культура речи», рекомендованной разработчиками новых ФГОС для обязательного изучения в высшей школе, без учета специфики деятельности педагога не представляется возможным.

Для этого необходимы резервы педагогической риторики, комплексной научной дисциплины, характеризующей законы, правила, способы, средства, жанровые формы успешного общения в различных учебно-речевых ситуациях. Не повторяя высказанных ранее аргументов [Вершинина, 2012], обоснуем свою научную позицию через анализ особенностей монологов, диа- и полилогов, которые использует педагог.

Ведущим профессиональным жанром речи, который не может быть подготовлен ортологи-ческим образованием учителя, безусловно, должен считаться урок. Его риторический генезис вбирает в себя: а) содержание обучения (предметные понятия, правила, определения и др.); б) паралингвистическую (пантомимическую, ритмико-интонационную) и вербализованную системы способов организации учебной деятельности. Они воплощаются в жанровые «матрицы» дидактических монологов, диа- и полилогов (школьной репродуктивной или проблемной

лекции, слова учителя; воспроизводящем, эвристической беседы; индивидуального, фронтального, уплотненного и пр. видов опроса; отзывов об ответах по предмету, рецензий, педагогических требований, замечаний и пр.). Наряду с названными речевая организация урока включает виды сопроводительных вербально-графических, вербально-иконических монологов, которые вводят в текст урока и объединяют по риторическим законам семиотически-разнородные компоненты предметной информации - наглядные средства обучения (таблицы, репродукции, слайды, аудиозаписи и пр.). Следовательно, современный урок должен изучаться как совместное (полиадресантное и по-лиадресатное) учебно-научное (или межстилевое) высказывание педагога и школьников (поликодовый полилог), который: имеет все признаки текста (информативность, связность, цельность, модальность, завершенность, коммуникативность и др.); обладает комбинированной внешней (рамочной) и внутренней жанровой формой; является образцом научной или художественно-публицистической речи; решает комплекс коммуникативно-методических задач (обучает воспринимать, осмыслять, усваивать и использовать учебную и другую информацию).

Коммуникативная компетенция педагога должна предусматривать также уместное использование в профессиональных целях группы: а) этикетных, эпидейктических жанров (приветствие, благодарность, извинение, пожелание, поздравление, похвала, напутствие, порицание, речь к подарку, застольное слово и пр.); б) жанров повествования (юмористический или нравоучительный рассказ о случае из жизни самого учителя, о происшествии, свидетелями или участниками которого были ученики; притча; родословная с ее внутренними микрожанрами в форме родового древа, поколенной росписи, автобиографических и биографических повествований в виде семейных легенд, преданий, истории семейной реликвии, профессии, фамилии, фотографии и пр.; предметная сказка или детектив); в) инструкций к учебной деятельности; г) регламентированных жанров служебной

документации (учебно-воспитательный план работы, тематическое и календарное планирование, конспект урока, характеристика ученика, класса, коллеги; отчет о работе; объяснительная, докладная, служебная записки; официальные письма и пр.); д) многочисленных вариантов публичных выступлений (доклад на научно-методическом семинаре, педсовете; популярная лекция для родителей; высказывания дискуссионного характера и пр.); е) литературно-художественных жанров, которые изучаются на уроке или используются в воспитательных целях; ж) жанровых форм комической речи (шутка, историческая байка или анекдот, комический афоризм и др.); з) жанров морально-этического характера (нравоучения, нравственная беседа); и) словесных «пейзажей» (зарисовка, этюд, путевой и пейзажный очерк) и пр. Общее количество педагогических жанров в науке пока не определено и в полной мере не охарактеризовано. Многие из них учителя не только используют в профессиональном общении, но и изучают с учениками на предметных уроках и уроках развития речи (риторики). Как известно, речевые жанры - это предмет интереса речеведения, к которому имеет отношение педагогическая риторика, но не культуры речи - науки о литературной языковой норме.

Особую группу высказываний учителя, в первую очередь гуманитарного цикла, которые должны осваиваться в системе не ортологиче-ского, а риторического образования, составляют т.н. персонифицированные жанры, где предметом речи является личность. Это, например1:

а) портретная габитарная характеристика (описание внешности):

1. «Александр Сергеевич Пушкин, по воспоминаниям современников, был некрасив. Сам он в стихотворении, сочиненном на французском языке, описал свою внешность так: "Мой рост с ростом самых долговязых не может равняться; у меня свежий цвет лица, русые волосы и кудрявая голова... Сущий бес в проказах, сущая обезьяна лицом, много, слишком много ветрености!".

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

1 Здесь и далее как иллюстрации приведены реальные педагогические монологи.

X

Н

и

щ м

Ему вторит запись в дневнике Д.Ф. Фикель-мон, внучки М.И. Кутузова: "Невозможно быть более некрасивым - это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков, и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде". Но после общения с поэтом мнение той же самой современницы в корне меняется: "Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства... Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться".

Давайте взглянем на первый портрет Пушкина, который увидели читатели. Он был опубликован с гравюры Е. Гейтмана (учитель демонстрирует репродукцию портрета). Существует мнение, что гравюра создавалась с портрета неизвестного художника. Данное изображение поэта вышло в свет вместе с его поэмой "Кавказский пленник". Какие особенности внешности отметил художник? Вы убедились, что портрет подчеркивает в юноше арапские черты. Ранее поэт нарисовал свой портрет для неопубликованного тогда сборника стихотворений (учитель демонстрирует графический автограф поэта). Пушкин написал много автопортретов, но почти ни один не был известен современникам. Сегодня мы понимаем, что все работы Пушкина точны и содержательны, но одновременно трагичны и не лишены самоиронии. Самому писателю казалось, что у него нет портрета, который по-настоящему выражал его внешний и внутренний мир, но в 1823 году, он писал в "Евгении Онегине" такие строки: Быть может (лестная надежда), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! Прими ж мои благодаренья, Поклонник мирных Аонид, О ты, чья память сохранит Мои летучие творенья, Чья благосклонная рука Потреплет лавры старика!». 2. «Чехов был очень интересным человеком. Он умел расположить к себе самого

взыскательного собеседника. Вот как вспоминал о нем В.Г. Короленко: "Передо мной был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний... В лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Простота этих движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще в это первое свидание Чехов произвел на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья... И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону..."»;

б) речевая характеристика (но экране - репродукции портретов A.C. Пушкина и H.H. Гончаровой):

«Сколько нежности, заботы, доброго юмора содержат письма поэта жене, Наталье Николаевне Гончаровой! Прочитаем эти строки:

1. "Что, жёнка? каково ты едешь? что-то Сашка и Машка? Христос с вами! Будьте живы и здоровы и доезжайте скорее до Москвы. Жду от тебя письма из Новагорода... Поутру сидел я в моем кабинете, читая Гримма и ожидая, чтоб ты, мой ангел, позвонила... Вечер провел я дома, сегодня проснулся в семь часов и стал тебе писать сие подробное донесение... Обнимаю и целую тебя и благословляю всех троих" (17 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву).

2. "Теперь, жёнка, должна ты быть уже около Москвы. Чем дальше едешь, тем тебе легче; а мне!., береги себя, будь осторожна; пляши умеренно, гуляй понемножку, а пуще скорее добирайся до деревни. Целую тебя крепко и благословляю всех вас. С нетерпением ожидаю твоего письма из Новагорода и тотчас понесу его Катерине Ивановне. Покамест - прощай, ангел мой.

Целую вас и благословляю" (19 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву).

В этих трогательных строчках, написанных быстрым нервным летящим почерком, простых, подчас просторечных, обыденных словах мы ощущаем нетерпеливое волнение поэта, его грусть, переживания, вызванные разлукой с любимой сердцу "жёнкой"».

В названную группу жанров педагогической речи входит творческий портрет исторического деятеля, художника, композитора, писателя, актера, театрального или кинорежиссера и др. Зачастую информация в таких высказываниях имеет поликодовый характер, так как включает на правах органичного текстового компонента схему или географическую карту как доказательство реальности событий, в которых участвовала историческая личность, художественно-эстетическую цитату из произведения деятеля искусства (фрагмент музыкальной пьесы, репродукции картин, иллюстрации к художественному тексту, кинофрагмент и пр.) в виде:

1) фрагмента биографического рассказа или части творческого портрета писателя, который обладал даром певца, играл на музыкальном инструменте, сочинял музыку (см. информацию об А. Грибоедове, А. Пушкине, М. Лермонтове, Л. Толстом, Б. Пастернаке, М. Цветаевой и др.) или просто был меломаном и дружил с музыкантами (как Н. Гоголь, И. Гончаров, А. Островский, Ф. Достоевский, А.Чехов, А. Блок, А. Ахматова и др.), например:

а) «По традиции, принятой в русских дворянских семьях, Александр Сергеевич с детства учился музыке. Он очень хорошо играл на фортепиано и обладал большими познаниями в теории музыки», - сообщает П.Г. Андреев. Увлечение музыкой пришло к будущему "солнцу русской поэзии" в раннем детстве, но окрепло в период обучения в Царскосельском лицее, где уроки музыки преподавал Людвиг-Вильгельм Теп-пер де Фергюсон. По воспоминаниям однокашников Пушкина, песня, народная и авторская, салонная вокальная и танцевальная музыка были практически единственным удовольствием в жизни лицеистов, (б сопровождении сменяю-

щихся репродукций картин, рисунков пушкинской поры звучат образцы музыкальных произведений начала XIX века.) Директор лицея Эн-гельгардт и Теппер, преподаватель музыки, пианист и композитор, проводили для учащихся музыкальные вечера, где звучали в исполнении маэстро или лицеистов с разными вариациями и облегчениями концерты Бортянского (звучит музыкальный фрагмент)»;

б) «Сохранилось немало воспоминаний о Грибоедове-пианисте. "Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик", - писал К. Полевой. П. Каратыгин тоже искренне восхищался музыкальной одаренностью Александра Грибоедова: "Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно... Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать... Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы..."»;

в) «Гораздо менее известны глубокая музыкальная одаренность М. Лермонтова, его любовь и неизменный интерес к музыке. Он унаследовал музыкальные способности от своей матери, Марии Михайловны. Очень рано проявилась его удивительная музыкальная память. Лермонтов отлично запомнил, например, оперу Катари-но Альбертовича Кавоса "Князь-невидимка, или Личарда-волшебник", которую он слышал в первый раз, когда ему было всего пять лет. К ранней юности относится и собственная его попытка написать оперное либретто. Когда Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете, он, наряду с общими науками, начал усиленно заниматься музыкой. Из его высказываний известно, что уже в годы пребывания в пансионе он играл на скрипке и фортепиано. В газетах того времени сохранилось известие о музыкальном выступлении Лермонтова на отчетном вечере в университетском пансионе. Поэт исполнил allegro из скрипичного концерта Людвига Маурера. Позднее, будучи сту-

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

дентом Московского университета, Лермонтов многократно выступал в близком домашнем кругу как пианист и певец»;

2) компонента биографического рассказа о композиторе, с которым дружили писатель, художник, или чья музыка «живет» на страницах художественного текста или живописном полотне (см. картины В.А. Тропинина, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, И.М. Прянишникова, П.А. Федотова, М.В. Нестерова, К.Е Маковского,

B.В. Васнецова, И.Э. Грабаря и др.);

3) компонента творческого портрета танцовщика - исполнителя партий героев балетных интерпретаций художественной литературы (Г. Улановой, М. Плисецкой, М. Лиепы, В. Васильева, Е. Максимовой и др.).

Так, история танцевального искусства содержит многочисленные примеры «перевода» художественного текста на язык пластики танцоров. Это, например, балеты П. Чайковского,

C. Прокофьева, Ж. Оффенбаха и др., созданные по мотивам сказок Ш. Перро («Золушка», «Спящая красавица», «Синяя Борода», «Кот в сапогах»), Э. Гофмана («Щелкунчик и мышиный король», «Коппелия») и др. В язык балета воплощены произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Отелло» («Венецианский мавр»), «Антоний и Клеопатра», «Шекспириана» и др.; В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»; А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка», «Руслан и Людмила», «Золотая рыбка» и др.; Л. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина»; А. Чехова «Чайка», «Дама с собачкой» и др. В слово педагога о танцовщике входят портретная характеристика личности (описание внешнего вида исполнителя, его сцени-

ческого костюма, ярких черт характера, отношение к славе, неудачам, коллегам, педагогам и др.), характеристика творчества (воспоминания о том, как возникла любовь к хореографии, кто повлиял на выбор профессии, как проходило становление мастерства; сведения о манере исполнения, балетных партиях; впечатления зрителей, мнения рецензентов и др.). Поскольку хореография - синтетическое искусство, основанное на музыке и движениях танцоров, в творческий портрет танцовщика учитель включает и сопровождает словом поликодовые материалы: фотографии, музыкальные и видеоцитаты спектаклей. Информация о композиторе и исполнителях танцевальных партий обогатит эмоциоген-ную структуру урока истории, музыки, литературы, изобразительного искусства, повысит риторический «градус» слова учителя.

Подведем итоги. Изучение курса культуры речи и других языковедческих дисциплин не готовит будущего бакалавра и магистра образования к многоаспектной профессиональной деятельности. Коммуникативную компетенцию современного учителя обеспечит освоение арсенала педагогической риторики, которая должна войти в базовую часть высшего образования России.

Библиографический список

1. Вершинина Г.Б. Проблемы классификации педагогических жанров: Риторика в новом образовательном пространстве: сб. науч. тр. XVI Междунар. науч. конф. / Санкт-Петербургский гос. горный ун-т. СПб., 2012. С. 248-251.

2. Лермонтов М.Ю. и музыка [Электронный ресурс]. URL: lermontov.rhga.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.