Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы самовыражения младших школьников в процессе музыкального обучения'

Теоретико-методологические основы самовыражения младших школьников в процессе музыкального обучения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
936
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОВЫРАЖЕНИЯ / ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ В КАТЕГОРИЯХ / МУЗЫКАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECT OF SELF-EXPRESSION / THE THEORY OF REFLECTION IN THE CATEGORIES MUSIC-ANTHROPOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Деньгина Марина Васильевна

На основании проведенного исследования выделены педагогические условия для развития самовыражения младших школьников на уроках музыки в условиях гимназии с углубленным изучением дисциплин гуманитарного цикла. Разработана методика развития самовыражения младших школьников на уроках музыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological basis of expression of junior schoolchildren in the process of musical education

Based on the study highlighted the pedagogical conditions for the expression of junior school children on music lessons in school with indepth study of the disciplines of human cycle, the integration of music with the objects of humanitarian cycle of sectarian organizations and forms of extracurricular activities aimed at personal development of students. self-expression, subjects of the educational process, interaction with the institutions of supplementary education, visits to cultural institutions, the use of computer, multimedia learning tools are considered. The technique of expression on primary school children music lessons includes the use of: the integrity of a connection and relationship, modeling artistic and creative process, developed by us musically-anthropological method and techniques (improvisation, interpretation, intonation plastic, tactile sensations, theatrical stage Action).

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы самовыражения младших школьников в процессе музыкального обучения»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

УДК 78 : 373 . 016

М. В. ДЕНЬГИНА

Гимназия № 16, г. Тюмень

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ_________________________________________

На основании проведенного исследования выделены педагогические условия для развития самовыражения младших школьников на уроках музыки в условиях гимназии с углубленным изучением дисциплин гуманитарного цикла. Разработана методика развития самовыражения младших школьников на уроках музыки.

Ключевые слова: психолого-педагогический аспект самовыражения, теория отражения в категориях, музыкально-антропологический подход.

Потребность в самовыражении, творчестве, эмоциональных впечатлениях всегда была свойственна человеку. В связи с этим на современном этапе наблюдается устойчивый интерес к области научного знания, которое является вершиной теоретического обоснования, толкования и понимания современной музыкальной жизни, и в частности музыкального образования.

В основных нормативно-правовых документах «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция художественного образования», «Государственный образовательный стандарт по предмету «Музыка» обозначены проблемы повышения уровня общей культуры учащихся, где развитию музыкальной культуры в рамках среднего общего образования придается большое значение в формировании личности учащихся.

Сегодня музыка приобретает многофункциональность, затрагивая все сферы индивидуальной и общественной жизнедеятельности человека. Этому способствовали следующие факторы:

— увлечение музыкальным искусством и музыкальной самодеятельностью в мире и в России стало самым массовым, по сравнению с другими видами эстетического творчества;

— всепроникающая роль музыки: музыкальное искусство является вспомогательным средством в других видах деятельности;

— технизация музыки: электромузыкальные инструменты, современные звукозаписи, гигантские музыкальные архивы;

— глобализация музыки: музыкальная культура заимствует лучшие образцы массовой культуры: туризм, Интернет, музыкальные фестивали, конкурсы, «фабрики», создание хоровых кружков, отделений, реставрация музыкальных произведений прошлых эпох способствуют этому.

В настоящее время, в век открытия новых горизонтов культурных реалий: от традиционного миро-видения до виртуального и мультимедийного измерения, возникает необходимость в нахождении новых смыслов, иных способах толкования и понимания отдельных видов искусств, поиск новых идей в процессе музыкального обучения.

Педагоги, психологи, ученые доказывают необходимость существования специальной научной дисциплины — антропологии — науки о человеке. Такое современное жизненное, научное состояние заставляет размышлять не просто о музыке как об отдельно взятом, специфическом виде искусства, а как о музыкальной антропологии.

Непосредственная взаимообусловленность музыкального искусства и антропологии отражает новый уровень «самости» музыки, углубляя мироощущение и миропонимание детей на уроках музыки, вступающих в культурный диалог с музыкальным искусством, учителем-воспитателем, с самим собой, с самим собой в музыке и вокруг музыкального бытия, с самим собой для других. Современная практика преподавания музыки способна порождать новаторские идеи, при этом сохраняя сложившиеся лучшие традиции в общей педагогике и музыкальной педагогике в частности.

В ХХ — ХХ1 вв. музыка, как и все виды искусства, испытывает на себе влияние постмодернизма. И. П. Ильин дает объяснение «новому видению мира» в век постмодернизма с его новыми понятиями: «мир как хаос», «кризис авторитетов»... [1]. Постмодернизм обновляет эстетику, но преувеличивает роль хаоса в современном бытии, а теория отражения не абсолютизирует хаос, не позволяет ему господствовать в жизненном пространстве и времени.

Теория отражения, ее категории: идеальное — материальное, субъективное — объективное, действие — взаимодействие, адекватность — неадекватность, координация — субординация, а также метод музыкально-антропологический позволяют увидеть предмет музыки в дополнительном аспекте, обнаружив особую грань, как в процессе обучения на уроках музыки, так и в самости музыкального бытия, углубляя их характеристики.

Музыка как вид искусства открывает младшему школьнику возможность ощущать и познавать мир, музыкальное бытие, и в процессе познания — рационально развиваться и саморазвиваться, а в процессе духовного становления — выражать и самовыражаться, самореализовываться, самосовершенствоваться, творить, то есть выявляется художественно-

эстетический диалог «музыка — младший школьник» и другая культурная диада «учитель музыки — ученик». Принцип диалога господствует в демократической музыкальной педагогике и психологии, а также в процессе самой педагогической практики, активизируя деятельность учащихся младшего школьного возраста и педагога. Совершенствование образования, и в частности развитие самовыражения детей на уроках музыки, требуют развития культуры диалогизма, а также монолога и полилога.

Музыкальное искусство через диалог «втягивает» растущего человека в модель жизни, обуславливает самоактуальность, развивает его способности изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Самовыражение помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. Развитие самовыражения младшего школьника рождает единство и целостность человеческой гармонии, пробуждая в нем наиболее высокие и тонкие чувства. Музыка способна проникать не только в сущность самого младшего школьника, она пропитывает своим интонационным миром весь образовательный социум.

Музыка всегда признавалась важным средством развития личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что самовыражение младших школьников на уроках музыки оказывает воздействие на общее развитие детей: обогащается духовно эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что термин «самовыражение» используется в двух значениях: с одной стороны, при характеристике отдельного ученика, как обозначение особенного и единичного в нем, с другой стороны, как указание на целостность качеств личности, делающих его уникальным и обозначающих определенный уровень его развития. Мы придерживаемся второй трактовка понятия «самовыражение», так как мы подходим к пониманию ребенка как «самости», «целостности», которые и являются причиной его самовыражения.

Понятие «самовыражение» означает такой способ жизнедеятельности ребенка, который определяет не только его самостоятельность, но и творчество самой жизнедеятельности. В этом отношении можно сказать, что самовыражение есть у каждого ребенка, но не каждый способен ярко самовыражаться на уроках музыки. «Самовыражение» ребенка на уроках музыки — это самостоятельная сфера приложения целенаправленных чувственно-логических усилий младшего школьника, это особый ракурс его работы, требующий использования своих, специфических форм деятельности.

Раскрывая в психолого-педагогическом аспекте понятие самовыражения, необходимо учитывать то, что в каждом возрасте одна из психических функций доминирует: например, в раннем детстве доминирует восприятие (наглядно-образное), а в младшем школьном возрасте становится мышление (словесно-логическое и чувственно-логическое). Потребность в самовыражении присуща каждому ребенку, но в разных пропорциях, она должна быть обязательно удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний.

В начале XX в. врач, психолог и педагог Мария Монтессори разработала и представила общие закономерности детского развития в возрастной периодизации, где для каждого периода характерна своя доминанта развития, требующая соответствующих условий для реализации. Младший школьный возраст М. Монтессори определяет как «период спокойный и безмятежный, период здоровья, силы и устойчивости». В возрасте 6 — 9 лет ребенок исследует окружающий мир, выходя в своем познании за пределы возможностей органов чувств, используя дошкольный витагенный опыт. Главная сфера интересов ребенка младшего школьного возраста стремительно расширяется, он испытывает жажду знаний и стремится понять причины вещей. Поэтому этот период наиболее благоприятен для развития самовыражения детей младшего школьного возраста.

В школьном обучении М. Монтессори излагает общие принципы, в которых заложена основа самовыражения детей: первый принцип — содействие педагога развитию ребенка; второй принцип — взаимодействие ребенка с подготовленной средой; третий принцип — свобода выбора в подготовленной среде; четвертый принцип — индивидуальная активность и дисциплина [2].

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин в своих работах отмечают, что у детей в начальной школе закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь), необходимость которых связана с дальнейшим обучением в школе. Л. С. Выготский называет эти процессы «натуральными» и к концу младшего школьного возраста они должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и непроизвольные [3].

Изучение педагогической, психологической литературы показывает, что: во-первых, ведущими характеристиками самовыражения младшего школьника становятся качества личности, относящиеся к «самости» и описываемые через приставку «само-»: самонаблюдение, самосознание, самопонимание, самопознание, самоуглубление, самосозерцание; самодисциплина, самоустремленность и другие; вера в себя, самоуважение, самоинтерес; служит источником развития самовыражения, самоочищения, саморазвития. Во-вторых, признаками самовыражения младшего школьника являются: яркость, оригинальность, привлекательность или обаяние (внешность, поведение, отношение к другим детям). Детские возрастные особенности самовыражения включают в себя целый комплекс универсальных характеристик: наличие дошкольного витагенного опыта, познавательного интереса, мотивации, активности, эмоциональности, чувствительности, перцептивности.

Музыка — это отражение художественно-реальной жизни и воплощение ее идеальных оснований. Она способна с поразительной глубиной выражать мир мыслей и чувств ребенка, вызванных явлениями и предметами действительности. В ней отражается единство, заключённое в речевых интонациях и эмоциях, чувствах.

Ф. А. Селиванов отмечает, что процесс отражения подчинен принципам любого (взаимо)действия, активности и/или пассивности, адекватности и/или неадекватности идеального и/или материального, субъективного и/или объективного, индивидуального и/или социального. В этом его всеобщность [4].

Единство многообразия музыкального отражения занимает достойное место в антропологии музыки.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Исследования по «оси» идеального — материального раскрывают дополнительные возможности понимания многих противоположностей и их взаимообусловленностей. Субъект любого масштаба есть не что иное, как идеально-материальный, чувственно-рациональный феномен.

При исследовании вопроса об отношении идеального и материального в музыке, находим возможные решения, которые можно сформулировать следующим образом: 1) идеальное способно отражать материальное; 2) идеальное не способно отражать материальное; 3) материальное способно отражать идеальное; 4) материальное не способно отражать идеальное. С точки зрения первого и третьего пунктов идеального и материального, достигают адекватной взаимообусловленности. С точки зрения второго и четвертого решений, возникает неадекватность соотношений идеального и материального. Данные выводы важны для дальнейшего исследования самоотражения и самовыражения в музыке, и в процессе музыкального обучения детей.

А. Ф. Лосев указывает, что «.музыке свойственно отражать не только идеальное, но и материальное, чувственное и логическое, субъективное и объективное — всю противоречивую жизненную полифонию» [5]. Теория отражения находит противоречия, взаимно сохраняя и порождая друг друга, отождествляясь, «сливаются в одну самопротиворечивую цельность сущности» [6].

По поводу отражения А. Н. Сохор высказывает свое мнение: «Понятие отражения предполагает обязательную возможность соотнесения отражаемого и отраженного» [7]. Адекватность (и/или неадекватность) необходима при соотношении «отражение — отражаемый», «отражение — отражающий», «отражаемый — отражение — отражающий»; сохраняется различная степень соответствия между видами музыкального отражения: музыкальное бытие — исполнитель (слушатель) — образ; учитель — музыкальное произведение — ученик. Необходимо учесть, что, во-первых, отражаемый обладает многими признаками, а отражающий принимает лишь отдельные; во-вторых, отражающий изменяет, по-своему стороны отражаемого. Несомненно, из богатства трактовок термина «адекватность» (это и равенство, и тождество, и эквивалентность, и соответствие) выделяем в отношении отражения именно момент соответствия.

Отражение в музыкальном искусстве раскрывается в первую очередь в его соотношении музыки и бытия. В «Энциклопедическом музыкальном словаре» музыкальное содержание определяется как «отражение реальной действительности.». Выделим три вида соотношений: музыка восходит к действительности; музыка нисходит от действительности; музыка изображает и выражает действительность.

Первый вид отражает хаотичность мира в разнообразии современных музыкальных направлений, в результате чего происходит отрыв от классических законов в социальной сфере эстетического, этического, культурного. В основе второго вида заложено использование приемов подражания звукам природы: шум моря, пение птиц, гром, и др. Третий вид создаёт целостность музыкального отражения — это единство духовного и материального, субъективного и объективного, индивидуального и социального. Здесь углубляются, усложняются и расширяются возможности третьего вида, сохраняя при этом все качества (свойства) отражения. Следовательно, два первых вида доказывают свою односторонность: в первом виде отражения субординирует духовная сторона,

второй вид приближает к материальному отражению, а третий вид способен соединить идеальное и материальное в некотором синтезе.

Таким образом, антропология музыки исследует многие стороны музыкального бытия: чувственное и логическое в музыке, отношение материального и идеального; прогресс и регресс в музыке.

Теория отражения, и в частности ее категории, являются основой углубления мироощущения и миропонимания младших школьников на уроках музыки, с целью развития их самовыражения в современных условиях: использование компьютерных технологий в музыке, исторические факты, отраженные в музыке; влияние музыки на психологию и психику человека, оздоровление с помощью музыки (арт-терапия, музыкальная терапия, музыкальный дизайн, вокалотерапия) и др.

Самовыражение, взятое в динамике развития навыков, может иметь три тесно между собой связанные стадии: стадия доминирования эмоциональночувственного самовыражения, стадия доминирования деятельностно-практического самовыражения, стадия доминирования рационально-логического самовыражения.

Средства самовыражения (слово, «самость», движение, рисунок, тактильность и другие), ставят младшего школьника перед выбором в аспекте отношения и обогащения опыта в самовыражении и самовыражении языком музыки. Исходя из изложенного, мы вводим понятие «ситуация самовыражения». Ситуация самовыражения — есть совокупность педагогически скоординированных ситуаций, обеспечивающих в своем единстве максимально возможное на уроке музыки раскрытие самовыражения младшего школьника. Часто повторяющаяся системная ситуация самовыражения ребенка на уроках музыки способствует его культурному развитию. В этой связи можно дифференцировать три типа ситуаций самовыражения: учебно-духовная, учебно-творческая и учебно-познавательная (рис. 1).

Во всех ситуациях (учебно-духовная, учебнотворческая и учебно-познавательная) используется музыкальный язык как средство самовыражения младших школьников на уроках музыки.

Э. Ганслик указывает: «.чтобы звучание стало музыкой, звуковая структура — или «игра звуков», должна стать особым языком, на котором высказывается некое духовное содержание. Самостоятельной сложностью обладает сам музыкальный язык: «язык — интонация», «язык — интонация — знак — символ»; «язык — интонация — смысловая общность» [8].

Для того, чтобы определить педагогические возможности использования музыкального языка для самовыражения учащихся начальной школы, необходимо рассмотреть субъективную сторону самой музыки, так как именно музыкальный язык способен отражаться в чувствах и логике школьников.

Известное определение К. Маркса, согласно которому «язык есть непосредственная действительность мысли». «Язык не повторяет чистую и абстрактную стихию мысли, но он её осуществляет, реализует и заново интерпретирует, чтобы стать ближе к действительности в её первоначальном и для мышления исходном существовании» [9]. Звуко-нотный язык музыки не тождествен языку словесному с его точностью и определённостью понятий.

Язык музыки многогранен, обладает системностью: во-первых, это особая знаковая система, несущая общечеловеческую информацию. Во-вторых, это многофункциональная система, обладающая следую-

Учитель музыки

Ситуации самовыражения младших школьников на уроках музыки Учебно-духовная Учебно-творческая Учебно-познавательная

«Дошкольный витагенный» опыт ребенка

Рефлексия Общение

«Культурный» опыт ребенка Познание, осознание самопознание

Рис. 1. Ситуации самовыражения младших школьников на уроках музыки

щими функциями: коммуникативной (например, «нотознак» — исполнитель), информационной (семантическая, эстетическая, социальная, этическая), познавательной (например, музыкальный образ — слушатель), регулятивной (композитор — исполнитель — слушатель), ценностной (музыкальное произведение). В-третьих, музыка — один из древнейших видов искусственного языка, творящий вторую природу. Музыкальная интонация — музыкальный язык — средство познания и общения учащихся с шедеврами музыкальной культуры. Единство музыкального языка и речи признано всеми учеными: известно, что они восходят к общим корням и имеют общее происхождение — текст словесный и текст музыкальный, облеченные в форму, обладающие определенной информацией.

Музыкальный язык, как и художественный язык, обладают своим специфическим содержанием: в партитуре есть звуки-ноты, музыкальные фразы при исполнении, а художественный язык содержит в себе «буквы», «слова», «предложения». Отдельный звук (или нота = буква), например, входит в музыкальную тему ( = предложение), в которой обретает определённую функцию — участвует в развитии мелодии, в аккордовых связях, завершает музыкальное построение (= абзац) и т.п. Каждое из двух содержаний расположено в пространстве и времени. Художественный образ имеет своё содержание — микрообразы и какие-то их фрагменты, которые по-своему упорядочены формами разного масштаба, уровня. Музыкальный образ также имеет своё содержание — интонацию, которая образует микро- и макрообразы и воплощается в музыкальных формах, типах, видах, жанрах.

Музыкальный язык, не обладая понятийностью, обладает смыслом, подлежащим пониманию. Стало быть, мы вправе предположить, что в ситуации музыкального смыслообразования возникает особый тип рациональности, совершенно не связанный с понятийностью и, более того, имеющий принципиально иную специфику.

Музыкальный язык лишён точных смыслов, свойственных понятию, но первое сконцентрировало в себе обобщённые смыслы. В смыслообразовании музыки помогает отражение эмоциональной природы. Музыкальная интонация, беря начало в чистом цар-

стве чувственности, обладает высокой степенью концентрированного смысла. В отличие от интонации речевой, которая усиливает смыслосодержание слова, его понятийную наполненность, интонация музыкальная есть одновременно само смыслосодержание и смысловыражение. Следовательно, логика развёртывания возникает не «после», даже не в самом процессе, а сразу же заключена в самой интонации.

Рассматривая «самость» музыки и обнаруживая в ней наличие музыкального языка, выявляется проблема ее содержательного анализа. Важно, чтобы анализируя музыкальное произведение музыкальным языком, младшие школьники сохраняли связь содержания и формы. Художественную идею музыкального произведения необходимо выражать в единстве, слитности, одновременности всех противоположных направлений — от содержания к форме и от формы к содержанию, то есть осуществляется анализ через синтез и синтез через анализ, частное понимается через общее и общее через частное, чувственное через логическое и логическое через чувственное.

Каждая выявленная младшим школьником отдельно взятая абстракция, выделяемая путем анализа, должна сама по себе быть конкретной. Конкретность целого в ней не должна гаснуть и исчезать, она есть выражение всеобщей сущности.

Другая сторона языка музыки заключена в том, что процесс размышлений у младших школьников необходимо направить в русло диалектической логики, где происходит связь и соотношение, становление и противопоставление, где есть неразрывность процесса и его результата. А результат — это и есть идея композитора, которую школьники выражают и самовыражают чувственно-логическим и деятельностно-практическим способами.

Постижение музыкального языка младшими школьниками должно формировать целостное восприятие музыки, способствовать развитию самовыражения младших школьников.

Основываясь на проведенном анализе понятия «самовыражение», обосновании необходимости развития самовыражения в младшем школьном возрасте, теории музыкального отражения действительности и ее основных категориях (субъективного — объективного, идеального — материального, адекватного — неадекватного, субординации — координации, дей-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

ствие — взаимодействие), определении педагогических возможностей использования музыкального языка для самовыражения учащихся начальной школы мы уточнили понятие «развитие самовыражения младших школьников на уроках музыки» как процесс целенаправленного, целостного обучения младших школьников музыке с целью развития миропонимания, мироощущения, художественной деятельности учащихся, основанный на реализации музыкально-антропологичекского подхода.

Таким образом, теоретико-методологические основы самовыражения младших школьников в процессе музыкального обучения раскрывают сущность понятия «самовыражение»; дается психолого-педа-гогическое обоснование необходимости развития самовыражения младших школьников на уроках музыки; рассматривается музыкальное отражение действительности как способ накопления и углубления мироощущения и миропонимания младших школьников; определяются педагогические возможности использования музыкального языка для самовыражения учащихся начальной школы.

Библиографический список

1. Ильин, И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин. - М. : ИНИОН РАН, 2001. - 374 с.

2. Монтессори, М. Дети — другие / пер. с нем. Н. Нефедово-вой. — М. : Карапуз, 2004. — 336 с.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Ростов н/Д : Феникс, 1998. — 480 с.

4. Селиванов, Ф. А. Сравнительный анализ предметов отражения форм общественного сознания / Ф. А. Селиванов // Общественное сознание и его формы. — Тюмень, 1984. — С. 2 — 5.

5. Лосев, А. Ф. Форма — Стиль — Выражение / сост. А. А. Тахо-Годи. — М. : Мысль, 1995. — 944 с.

6. Щербинин, М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (опыт эстетической антропологии) : монография. — Тюмень : ТюмГУ, 2005. — 312 с.

7. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки : сб. ст. / А. Н. Сохор. — Л. : Сов. комп., 1980. — Ч.1. — 294 с.

8. Ганслик, Э. О музыкально-прекрасном / Э. Ганслик. — М. : Юргенсон, 1910. — 162 с.

9. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М., 1961. — Т. 20. — 827 с.

ДЕНЬГИНА Марина Васильевна, преподаватель музыкального искусства, заведующая кафедрой общего и эстетического развития.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.10.2009 г.

© М. В. Деньгина

Книжная полка

Волков, Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление [Текст] : практ. пособие / Ю. Г. Волков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. — 170, [1] с. — Библиогр.: с. 169-170. — ISBN 978-5-98281-179-0. — ISBN 978-5-16-003652-6.

Автор пособия имеет многолетний опыт научного руководства соискателями и аспирантами, а также членства в ВАК России. В книге рассмотрены все стадии процесса — от получения первоначальных сведений о том, что представляет собой диссертация, как сориентироваться в многообразии задач подготовительного периода, как выбрать тему, руководителя, кафедру, до процедур обсуждения, защиты и подготовки документов после защиты. В приложениях приводятся перечень необходимых документов, положения о порядке присуждения ученых степеней, о диссертационном совете с образцами документов, а также некоторые другие сведения.

Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Т екст] : учеб. пособие для системы доп. образования — повышения квалификации преподавателей вузов / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под ред. С. Д. Резника. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 388, [1] с. : табл., формы. —(Менеджмент в высшей школе). — Библиогр.: с. 287-295. — ISBN 978-5-16-003687-8.

Рассмотрены технологии и организация деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

Особое внимание уделено подготовке и проведению учебного занятия, организации научно-исследовательской и воспитательной работы среди студенчества, самооценке личной деятельности преподавателя.

Книга задумана как составная часть серии учебников «Менеджмент в высшей школе», комплексно охватывающих объекты и субъекты управления в вузе: «Студент вуза», «Преподаватель вуза», «Управление кафедрой», «Управление факультетом», «Управление вузом».

Для преподавателей вузов, а также для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель вуза», для заведующих кафедрами, деканов и ректоров вузов.

Риторика [Т екст] : учебник / З. С. Смелкова [и др.] ; под ред. Н. А. Ипполитовой. — М. : Проспект, 2008. — 447 с. : табл. — Библиогр.: с. 442-443. — ISBN 978-5-482-01640-4.

В учебнике изложены основные теоретические и практические вопросы курса «Риторика». Раскрыта специфика педагогического общения, речевой деятельности учителя, основных педагогических речевых жанров. В приложении содержатся четыре урока голосо-речевого тренинга.

Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся культурой профессионального общения в сфере обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.