УДК 37.013.73
М. В. Деньгина
Тюмень
ПРИНЦИП САМОВЫРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ: ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: принцип самовыражения в философии музыки; самовыражение младших школьников на уроках музыки; метод моделирования художественно-творческого процесса; многоуровневость самовыражения детей на уроках музыки.
АННОТАЦИЯ. В педагогическом ключе рассматривается сущность самовыражения младших школьников. Музыка и философия музыки способны наиболее глубоко раскрыть сущность самовыражения детей, их эмоциональный, интеллектуальный, деятельностно-практический уровни. Теория отражения раскрывает взаимообусловленность философии музыки и принципа самовыражения младших школьников. Философия музыки и принцип самовыражения детей обладают своими точками соприкосновения — выражаемое (композитор — музыкальное сочинение), выражающее (музыкальное произведение — исполнитель) и слушатель (ученик — учитель) в развитии самовыражения.
M. V. Dengina
Tyumen
EXPRESSION AS A PHILOSOPHICAL PRINCIPLE (FOR EXAMPLE, YOUNGER PUPILS)
KEY WORDS: self-expression of primary schoolchildren; the principle of selfexpression in the philosophy of music; multilevel expressions and music.
ABSTRACT. The essence of expression in the junior school teacher vein. Music and philosophy of music is able to reveal more deeply the essence of self-expression: allocated multidimensional and multilevel. The philosophy of music is comparable to the philosophical principle of self-expression.
В процессе музыкального обучения принцип самовыражения школьников на уроках музыки является, пожалуй, одним из наиболее важных и сложных проблем педагогики. В музыкальной педагогике XXI в. возрос иссле-
довательский интерес ученых к личностному мироощущению и миропониманию музыкального искусства: труды В. Поду-ровского, Н. Сусловой, О. Панковой,
О. Гвоздевой и др., опирающиеся на труды М. Арановского, Б. Асафьева, Д. Ка-
балевского, В. Медушевского и других музыковедов; рассуждения о музыкальном мышлении можно встретить в работе И. Красильникова, о познании музыки пишут М. Н. Щербинина, О. А. Покотило; разрабатываются программы по самовыражению, например «Школа самовыражения» (автор А. Ф. Яфальян). Встречаются отдельные работы, в которых исследуется эмоциональный уровень восприятия музыки, — это исследования Ю. Холопова, В. Н. Холоповой, М. А. Смирнова, В. Т. Морозова, В. В. Медушевского, В. А. Апрелевой.
Если принцип самовыражения младших школьников приводит к субъективному проявлению личности на уроках музыки, то философия музыки, и в частности теория отражения, раскрывают объективное отражение действительности в музыке. А взаимообусловленность философии музыки и самовыражения младшего школьника выявляет целостное взаимоотражение.
Самовыражение младших школьников на уроках музыки зависит от их интеллектуального, психологического, эмоционального уровней развития.
Необходимость развития самовыражения у детей требует разработки разных педагогических программ и методик, осуществляющих постепенное и поэтапное развитие целостного самовыражения детей на уроках музыки. Для того чтобы самовыражение младших школьников было активным и ярким, учителю необходимо заинтересовать учащихся своим уроком музыки, используя в учебном процессе многообразие нетрадиционных уроков.
Личностное самовыражение детей на уроках музыки адекватно содержанию изучаемого предмета музыки. На уроках музыки мы опираемся на известную во всей педагогической практике школьного музыкального образования программу Д. Б. Кабалевского и разработанную на основе данной концепции программу
Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критской, М. С. Красильниковой.
Музыкальное самовыражение учащихся на уроках музыки можно рассматривать в широком и узком понимании. В узком понимании самовыражение младших школьников выявляет качественные стороны личности, например, эмоциональные, логические, двигательно-практические.
В широком понимании самовыражению детей присущи такие черты, как всеохватность и полифункциональность. То есть ребенок не только способен слу-шать-слышать музыкальное творение, но и «перевоплощаться» в композитора, углубляться в его идею и замысел написания музыкального произведения, чувственно и логически охватывать в одном произведении единство музыкальных образов и образов музыки, и в частности образ героя. Младший школьник, его чувственное восприятие, раскрывает не только качественную сторону ощущения, но и «со-ощущения», переживания и «со-переживания» музыкальным образам, целостному музыкальному произведению.
Самовыражение младших школьников на уроках музыки есть подсистема в системе музыкального образования. Учителю музыки необходимо организовывать разные формы деятельности учащихся для того, чтобы они могли присваивать художественно-творческое содержание музыкального процесса. С помощью присвоения младшими школьниками художественно-творческого содержания уроков музыки учитель раскрывает механизм развития самовыражения учащихся в единстве музыкального творения, учителя, других учащихся.
Данное определение не может быть законченным и истинным, так как учителям музыки свойственно постоянно расширять и углублять понимание самовыражения младших школьников на
уроках музыки, а значит, есть необходимость постоянного его совершенствования.
Постепенное и поэтапное развитие самовыражения младших школьников на уроках музыки приводит к формированию у школьников основы единства, целостности и всеобщности жизненных фактов и явлений, музыкального бытия и бытия музыки, духовного становления личности через художественно-творческое и исследовательское самовыражение.
В отражательном процессе, и в частности через категорию «действие и / или взаимодействие музыки и ученика-слушателя на уроке», музыкальное произведение предстает для ребенка младшего школьного возраста как целостное музыкальное бытие или бытие музыки, раскрывающее свою идеальную и материальную взаимообусловленность, обнажающее свои связи с обществом, природой, с сущностными силами человека, вступая в диалог с научными дисциплинами. Учитель стремится выстроить урок музыки как музыкально целостный учебно-познавательный, художественнотворческий и исследовательский процесс музыкального образования.
Опираясь на методику музыкального образования Л. В. Школяр, В. А. Школяр, мы обращаемся не просто к музыке, а к философии музыки. Появление в педагогике на современном этапе методов конструирования, планирования, исследовательского метода, основанных на диалоговом взаимодействии, обусловлено требованиями практики и характеризуют они не внешние проявления деятельности младших школьников, а ее внутреннюю сущность, то есть характер духовного становления личности. Предложим метод, который разработан и апробирован в педагогической практике Л. В. Школяр, В. А. Школяр: метод моделирования художественно-творческого процесса позволяет младшему школьнику ставить себя в позицию творца-
композитора, творца-художника, творца-поэта, как бы заново создавать произведение искусства для себя и для других. Самовыражение младшего школьника в данном методе тождественно прохождению пути рождения музыки, воссозданию ее как бы «изнутри» и проживанию самого момента воссоздания.
Этот метод моделирования требует от детей младшего школьного возраста самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творческого подхода (воображает, фантазирует, сравнивает, образует, выбирает, создает), развития способности к индивидуальному слушанию-слышанию и творческой интерпретации. Учителю необходимо поставить так педагогическую задачу, решение которой будет направлено на мысленное экспериментирование с материалом, самостоятельный поиск еще неизвестных связей внутри явлений, проникновение в его природу.
Выявляются и другие педагогические задачи, которые необходимы для развития самовыражения младших школьников на уроках музыки: осуществить диа-логизацию учителя и ученика, культуру диалога в системе «учитель — ученик»; развивать эмоционально-образное, смысловое самовыражение учащихся в музыке через применение разных форм деятельности; не только обучать определенным знаниям, умениям и навыкам о музыке, но и пробуждать творческую активность, мотивацию учащихся к музыкальному искусству; воспитывать нравственные качества: доброту, терпение, уважение противоположного мнения, выявление своего «Я»; работать над постепенным и поэтапным становлением целостного самовыражения младших школьников.
Так, например, учащиеся первых классов, знакомясь с «китом марш», будут не просто рассматривать его как музыкальный жанр, находить его отличительные черты, выявлять его в разных
музыкальных произведениях, а исследовать всеобщность марша, его отношение и значимость в ритмической организации человеческой деятельности. Рождая вместе с учащимися интонацию марша, необходимо проследить за его предназначением в жизни человека, общества, в природе, в Космосе. Тогда знакомство с ним не будет отождествляться как со знанием, ключевым понятием процесса обучения, а значит, будет осуществляться настоящее художественное рождение деятельности младших школьников в их проявлении самовыражения.
Вернемся к основному вопросу — принципу самовыражения младших школьников на уроках музыки в философско-педагогическом ключе. Принцип — это руководящая идея, основополагающее правило. «Общее положение — есть принцип. Принципы упорядочивают наши мысли» [5. С. 29]. Принцип «работает» в теоретической и практической деятельности педагогического процесса музыкального образования.
Таким образом, определяя понятие развития самовыражения младших школьников в педагогической теории и практике, попытаемся рассмотреть данное определение в широком и узком понимании, обогатив философской теорией отражения, и в частности ее категориями: действие и взаимодействие, координация и субординация, адекватность и неадекватность, субъективное и объективное, личностное и социальное.
Самовыражение в узком аспекте способно отражать только свое собственное самоотражение, т. е. субъективную оценку субъекта. В широком смысле самовыражение субъекта вступает в действие и/или взаимодействие с действительностью, где происходит субъективирование объекта и объективирование субъекта. Следовательно, для музыкального самовыражения необходим не только ученик — слушатель, ученик — исполнитель, но и взаимообусловленность и адекватное со-
отношение следующей цепочки: учитель-воспитатель — музыкальное произведение (композитор — исполнитель, его интерпретация) — ученик (слушатель, исполнитель).
Урок музыкального искусства — это интерпретация сущности музыкального способа миропостижения и духовного самовыражения детей, их адекватная эстетическая оценка на музыкальное произведение. Как писал А. Ф. Лосев, «школа мысли заключается не в умении оперировать внутренними элементами мысли, но в умении осмыслять и оформлять ту или иную внемыслительную реальность, то есть такую предметность, которая была бы вне самой мысли» [3. С. 36]. Другими словами, если перенести эту мысль на музыкальный процесс обучения и развития самовыражения детей, то музыкой владеет не тот, кто знает ее с гармонической, теоретической стороны, а тот, кто с их помощью может раскрывать музыкальный образный мир в синтезе музыкального мироощущения и миропонимания через отражение действительности.
Если положить принцип самовыражения в основу интерпретации учения А. Ф. Лосева о сущности и специфике искусства, то выявляются положения, которые, во-первых, формируют у детей способность видеть не только события, явления, факты в музыкальных произведениях, но и их глубинную сущность, умение обобщить их и выявить логику взаимодействия внутреннего и внешнего музыки с действительностью, человеком (исполнителем, слушателем), с самим собой (с самим собой в себе); во-вторых, приучают ребят к самостоятельной работе — слушательской и исполнительской деятельности, в целях приобщения их к музыкальной культуре, в частности, к классическим образцам музыкального искусства, а также пробуждают их активность, интерес к музыке и самообразованию, самореализации; в-третьих,
стимулируют познавательную мотивацию учащихся посредством постоянного соотнесения нового музыкального материала с накопившимися знаниями, умениями и навыками в процессе музыкального обучения. Отсюда следует, что самовыражение как философский принцип постоянно находится в движении, как и сама музыка, т. е. необходимо подчеркнуть диалектическую значимость как практики, так и теории музыкального образования, как урока музыки, так и развития самовыражения младших школьников на уроках музыки.
Таким образом, рассматривая принцип развития самовыражения младших школьников на уроках музыки в философском аспекте, и в частности в теории отражения, необходимо подчеркнуть следующее: во-первых, ребенок способен выражать самого себя, не вступая ни в какое действие и/или взаимодействие, то есть происходит самоотражение своего «Я». В процессе действия и/или взаимодействия музыки, учащегося, учителя рождается их взаимообусловленность, которая приводит к соотношению взаимоотражения и самоотражения учителя, младших школьников и музыки. Именно категории действия и/или взаимодействия отражают координацию и/или субординацию, адекватность и/или неадекватность процесса музыкального образования, а также диалог, полилог музыки, учителя, ученика и/или учащихся. Музыка в своем самоотражении тоже способна выявлять соотношение внутреннего и внешнего, идеального и материального.
По А. Ф. Лосеву, особенностью музыкального искусства является выражение процесса «чистого становления», то есть музыка передает себя в чистом виде, без каких-либо смыслообразований, но являет собою чистое выражение самой жизни, чистое становление чувства, которое есть «именно не что иное, как мироощущение, не меньше» [3. С. 315].
А. Ф. Лосев видит все психологические и социальные проблемы музыки в отражении мироощущений, адекватные эмоциональной природе музыкального искусства. Таким образом, музыкальное миропонимание и мироощущение равно познает один и тот же человек (ученик, учитель, человек). «Человеческая душа и сознание есть тоже организм, живущий своей особой, внутренне-объединенной жизнью... Органическое представление о душе и сознании должно заставить нас искать и находить общий корень этих двух познаний» [3. С. 298]. Так, очевидно, что сущность принципа самовыражения младшего школьника на уроках музыки в философском аспекте, как единичного в целостном музыкальнообразовательном процессе, обладает своими точками соприкосновения — выражаемое (например, композитор — музыкальное сочинение), выражающее (музыкальное произведение — исполнитель) и слушатель (ученик — учитель) в развитии своего самовыражения.
Есть необходимость сопоставить определение развития самовыражения младших школьников на уроках музыки и философского определения самости музыки, предложенное Т. В. Лазутиной, так как в данных определениях мы находим тождество:
«Музыка — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком, это способ воспроизведения, сохранения, регуляции и развития специфической информации» [4. С. 41]. Если музыку рассматривать в философской теории отражения, то это сущность всеобщего свойства музыкального отражения — взаимоотражения и самоотраже-ния по «оси» идеального и материального, внутреннего и внешнего. Данное определение доказывает, что музыка может быть как самостоятельной (инструментальная), так и несамостоятельной (например, прикладная, функциональная), но есть еще промежуточный вари-
ант — музыка смешанная (программная, вокально-инструментальная).
Музыка как музыкальное бытие в отражательном процессе есть самобытие, музыкальное бытие и бытие музыки (данное высказывание является частнонаучным в синтезе с философией).
Следовательно, философия музыки, как и принцип самовыражения детей на уроках музыки при действии и/или взаимодействии друг с другом, рождает те новые качественные стороны, которые необходимы для духовного становления личности и раскрытия им самости музыки. Музыкальное самовыражение и самовыражение языком музыки младших школьников необходимо развивать в определенной гармонии личностных сущностных сил: деятельностно-практических (витально-волевые), астрально-чувственных и ментально-разумных (через пластику движений, через интуицию и эмоции, чувства, аффекты, через смыслообразы).
В методике изучения музыкальной культуры младших школьников Л. В. Школяр выделяет три компонента понятия музыкальной культуры: музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие [7. С. 291]. Уровни самовыражения следующие:
— 1 уровень — привлечение имеющегося музыкального опыта;
— 2 уровень — эмоциональность;
— 3 уровень — степень осознанности замысла;
— 4 уровень — изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;
— 5 уровень — художественность воплощения замысла.
То есть развитие самовыражения личности в области музыки обладает как многоуровневостью, так и многоаспект-ностью. Самовыражение младших школьников на уроках музыки отражается в таких аспектах, как психологический, эстетический, этический, социоло-
гический, философский, медицинский, музыкальный. Музыка также способна выявлять свою многоуровневость и мно-гоаспектность, но это другой исследовательский вопрос. Из перечисленных уровней видно, что самовыражение имеет тесную связь с прошлым, настоящим и будущим ребенка. Проблема отношений, связи, взаимодействий и обособленности всего отдельного является фундаментальной для науки XXI столетия. Расширилось и углубилось понятие самовыражения. Подобная деятельность дает человеку возможность не ограничиваться эмоциональной отзывчивостью на музыку, а черпать из духовной кладовой ценнейшие для бытия, социума и человеческого духа смысловые ценности.
Сегодня прослеживается не только прогресс в сущностных силах ребенка на уроках музыки, можно заметить и то, что общее число фигурантов музыкальной коммуникации расширилось до семи: композитор — исполнитель — звукорежиссер — программист — слушатель — музыковед — музыкальный критик.
Таким образом, основной целью музыкального образования в развитии самовыражения младших школьников на уроках музыки является постепенное, поэтапное постижение (выражая — самовыражаюсь) младшими школьниками музыкального искусства в философско-научном ключе, целиком и полностью построенном на диалектической логике. Подчеркнем и другие важные характеристики: во-первых, единым основанием содержания развития самовыражения учащихся выступает субъект, взятый целостно в своей деятельности; во-вторых, происходит взаимообусловленность, взаи-моотражение закономерностей происхождения самого искусства и выражения сущностных сил ребенка, воплощение его отношения к миру. Для нас ребенок не воспроизводит готовые музыкальные алгоритмы, его духовный мир «отражается» в музыкальном бытие и бытие му-
зыки; в-третьих, не от музыки идти к слушателю, а слушатель извне выявляет все явления и факты музыки.
Следовательно, опираясь на постепенное развитие самовыражения учащихся на уроках музыки, мы развиваем фундаментальные человеческие способности — «искусство думать и размышлять», «искусство чувствовать и со-
ощущать», «искусство слышать и воображать, фантазировать, мечтать», «искусство самовыражения, самоактуализации, самореализации», при этом рождаются и/или возрождаются «образ-мыслей», «образ-эмоций», «образ-восприятий», а также самоотражение, взаимоотражение и отражение музыки, учителя, ученика.
СПИСОК
1.
ЛИТЕРАТУРЫ
ВАСИЛЕВ, С. Теория отражения и художественное творчество / С. Василев. — М. : Прогресс, 1970.
2. ИЛЬИН, И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин. — М. : ИНИОН РАН, 2001.
3. ИСЬЯНОВА, Л. М. Гипотезы, размышления, полемика. А. Ф. Лосев : созвучное сокровенному / Л. М. Исьянова // Педагогика. — М., 2001. — № 5.
4. ЛАЗУТИНА, Т. В. Символичность музыки / Т. В. Лазутина. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2005.
5. РОЖКО, К. Г. Принцип деятельности / К. Г. Рожко. — Томск : Томск. ун-т, 1983.
6. ХОЛОПОВА, В. Н. Понятие «Музыка» // Музыкальная академия. — М., 2003. — № 4.
7. ШКОЛЯР, Л. В. Музыкальное образование в школе / Л. В. Школяр. — М. : Академия, 2001.
8. Яфальян, А. Ф. Влияние искусства на духовное здоровье ребенка в условиях школы самовыражения // Педагогическое образование. — Екатеринбург, 2009. — №1.
LIST OF LITERATURE
1. VASSILEV, S. The theory of reflection and arts / S. Vassilev. — Moscow : Progress, 1970.
2. IL'IN, I. P. Postmodernism : glossary / Ivan Ilyin. — M. : INION Russian Academy of Sciences, 2001.
3. ISYANOVA, L. M. hypotheses, reflections, polemics. AF Losev: consonant innermost / L. M. Isyano-va // Pedagogy. — M., 2001. — № 5.
4. LAZUTINA, T. symbolism Music / T. V. Lazutina. — Yekaterinburg : Bank of Cultural Information, 2005.
5. ROZHKO, K. G. Principle activities / C. G. Rozhko. — Tomsk : Tomsk. University, 1983.
6. KHOLOPOVA, V. N. notion «Music» // Academy of Music. — M., 2003. — № 4.
7. SHKOLYAR, L. Music education in schools / L. Shkolyar. — Moscow : The Academy, 2001.
8. YAFALYAN, A. F. The influence of art on the spiritual health of the child in a school of selfexpression // Teacher Education. — Yekaterinburg, 2009. — № 1.
Получено 10.11.09 © Деньгина М. В., 2010