УДК 81'42; 801.7
Kerenskaya S. A. INTENSION AND PARTICIPANTS OF COMMUNICATION AS COMPONENTS OF CREATIVE PORTRAIT Of А TEACHER. In the article there is an attempt to consider a pedagogical genre of creative portrait of а teacher as speech work with point of view of its determinating genre characteristics: intension, participants of communication.
Key words: creative portrait of а teacher, speech genre, formative genre characters, determinating genre characters, intension, participants of communication.
С.А. Керенская, соискатель КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ ИНТЕНЦИИ И КОММУНИКАНТОВ КАК КОМПОНЕНТЫ TD0F) ЕСКОТО ПОРТРЕТА У) ИТЕЛЯ
В статье делается попытка рассмотрения педагогического жанра творческого портрета учителя как речевого произведения с точки зрения его жанровоопределяющих признаков: интенции, коммуникантов.
Ключевые слова: творческий портрет учителя, речевой жанр, жанрообразующие признаки, жанровоопределяющие признаки, интенция, коммуниканты.
Творческий портрет учителя, представляющий собой разновидность педагогической речи, является особой формой, которую в лингвистике называют речевым жанром. Анализ работ по теории речевых жанров (М.М. Бахтина, А.К. Ми-хальской и др.) свидетельствует о его многоаспектности. Мы следуем общепризнанного подхода, основателем которого является М. М. Бахтин, и считаем, что жанр - это тип высказываний, которые создаются «на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закреплённые бытом и обстоятельствами формы жизненного общения» [1, с. 56]. Выбор данной позиции мы объясняем необходимостью изучения творческого портрета учителя как элемента определённого типа речевой ситуации, компонентами которой являются тема, предмет речи, интенция, отношения между участниками речевого события и обстоятельства, в которых совершается общение, и др. Данный подход, на наш взгляд, позволяет рассмотреть творческий портрет учителя как речевое произведение с точки зрения жанрообразующих признаков, которые объединяют творческий портрет учителя, творческий портрет личности [2], портретный очерк учителя [3] и др. как формы реализации профессиональной речи учителя, дают «схему, направление поисков при доказательстве жанровой принадлежности» [4, с. 53], неодинаково действуют в различных жанрах и жанровоопределяющих признаков, которые представлены характерными для данного жанра свойствами, «выполняют дифференцирующую роль: помогают подтвердить жанровое ожидание, обнаружить жанр, оценить его своеобразие» [5, с. 379].
Традиционно в исследовании типических форм высказываний используют модель описания речевых жанров Т.В. Шмелёвой. В связи с этим мы выделили ряд жанрообразующих (объёма, содержания, подготовленности речи, формальной (структурно-композиционной и языковой) организации речи) и жанровоопределяющих факторов (интенции, коммуникантов (адресанта и адресата), канала (способа) передачи информации, сферы употребления). Охарактеризуем в рамках данной статьи творческий портрет учителя как профессионально значимый жанр с учётом жанровоопределяющих параметров интенции и коммуникантов. Данные факторы рассматриваются нами на основе анализа более 300 образцов, взятых из художественной, научно-методической литературы, и творческих портретов учителей, созданных студентами в ходе экспериментальной работы.
Фактор коммуникативной интенции (цели речевого жанра, намерения, замысла) является ведущим жанровым признаком потому, что интенция адресанта формирует выска-
зывание, задаёт ему определённые параметры. Опираясь на анализ образцов творческого портрета учителя, можно предположить, что одной из ведущих функций в исследуемом нами жанре является эмоционально-образное воздействие на адресата, которая, как показывает анализ речевой практики учите-лей-словесников, может дополняться другими интенциями. В связи с этим, опираясь на результаты сопоставительного анализа интенций творческого портрета учителя, творческого портрета личности, портретного очерка учителя и наблюдений за деятельностью педагогов, мы выявили, что при подготовке и произнесении творческого портрета учителя адресант реализует комплекс задач: аргументативную (убедить системой доказательств, «служащей обоснованию определённой точки зрения с целью её понимания (или принятия) индивидуальным или коллективным реципиентом» [6, с. 67-68]), воздействующую (сформировать своё мнение о предмете речи, его оценку, привлечь адресатов к анализу факта или явления, совместному его обобщению), информативную (передать адресату информацию и обеспечить её усвоение).
Так, ведущими интенциями творческого портрета учителя могут быть: 1) воздействовать на принятие решения о поощрении учителя; 2) дать интересную, яркую характеристику жизни и творчества педагога; 3) проинформировать о профессиональных достижениях педагога и др. Среди дополнительных интенций, наличие которых обнаруживается и в содержании, и в языковом оформлении изученных нами творческих портретов учителей, можно выделить следующие: вызвать интерес к неповторимой личности и творчеству учителя, дать нравственный урок на примере жизни учителя, отстоять свою позицию в оценке педагогического творчества учителя и др. Как видим, в творческом портрете учителя сосуществуют несколько задач, т. е. исследуемый жанр имеет полиинтен-циональный характер.
Анализ образцов исследуемого жанра показал, что его коммуникативное намерение расширяется за счёт включения компонентов других жанров, а также из-за введения творческого портрета учителя в другие жанры. Это позволило нам рассмотреть исследуемый жанр как комплексный (комбинированный), содержащий элементы других жанровых разновидностей речи. Так, при включении элементов рассказа о случае из жизни коммуникативные намерения адресанта дополняются интенциями, характерными для данного высказывания: заинтересовать и воздействовать чувства, внести реальность в повествование об учителе, биографии - включить достоверные сведения о профессиональном росте педагога и т. д.
Выявленные нами особенности коммуникативных задач адресанта творческого портрета учителя позволяют говорить о
том, что данное высказывание обладает связностью. При этом мы опираемся на психолингвистические исследования, согласно которым именно интенция способствует связности компонентов текста. Связность текста наряду с завершённостью проявляется в его композиции, в процессе соединения его частей, внешне выражается на уровне понимания смыслов всех компонентов текста.
Под фактором коммуникантов мы понимаем совокупный признак, объединяющий особенности адресанта и адресата, их взаимодействие в условиях высказывания об учителе. Фактор адресанта (автора речи) является обязательным компонентом смысловой структуры речевого жанра, «конструируется автором, «разыгрывается» им в соответствии с его замыслами и речевым мастерством» [7, с. 43]. Творческий портрет учителя создаётся и используется в различных сферах общения и имеет своего специфического адресанта. Исследуемый жанр в учебной ситуации вузовского занятия создаётся адресантом-преподавателем или самим студентом. В профессиональной сфере общения творческий портрет учителя создаёт его коллега. Вне урочной деятельности адресантами исследуемого жанра могут быть обучающиеся и их родители. В публицистической или художественной сферах авторами творческого портрета учителя выступают журналист или писатель. Как видим, автор рассматриваемого нами жанра является информированным по теме высказывания человеком, стремящимся поделиться с адресатом своей точкой зрения, отношением к описываемому педагогу, убедить в справедливости своей оценки учителя.
Наблюдения за речевой деятельностью педагогов и студентов педагогического вуза дают основания сделать вывод о том, что успех и результативность творческого портрета учителя выше у того адресанта, кто имеет опыт, связанный с использованием данного жанра в профессиональной деятельности, умеет пользоваться средствами выразительности устной речи, включать в высказывание поликодовые части, доказывать свою позицию в оценке коллеги и др. Данный «набор качеств» автора высказывания о педагоге такого характера можно считать основным компонентом фактора адресанта творческого портрета учителя, от личности которого, от его умения всесторонне представить творческую деятельность и личность коллеги, от его коммуникативного поведения зависит создание положительного имиджа будущего учителя и благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе, и, как следствие, общая позитивная оценка педагогической профессии в обществе.
Фактор адресата рассматривали в своих работах многие лингвисты (Н.Д. Арутюнова, Т.Г. Винокур и др.) в связи с тем, что «любое речевое произведение имеет своего адресата, роль которого в тексте определяется тем, что он обусловливает в той или иной мере коммуникативную природу речевого произведения» [7, с. 97], существенный признак любого высказывания - «его обращённость к кому-либо, его адресован-ность» [8, с. 290]. Вслед за М.М. Бахтиным, мы считаем фактор адресата определяющим для речевого жанра, что каждый речевой жанр имеет свой образ адресата - «некоторые обязательные условия его коммуникативного облика» [8, с. 44], учёт которых позволяет автору создавать высказывание определённого жанра с направленностью на адресата. Творческий портрет учителя ориентирован на широкий круг адресатов, имеет свою особую аудиторию: в профессиональной сфере общения он функционирует среди коллег-педагогов и обучающихся средней и высшей школ, в познавательной - адресован всем заинтересованным людям: родителям, бывшим студентам и т. д. Таким образом, адресат исследуемого нами жанра - это современник учителя, описываемого в творческом портрете, который обладает определённой информацией о данном педагоге.
Рассмотрим подробно адресата творческого портрета учителя в учебной ситуации. На вузовском занятии творческий
портрет учителя адресован студентам-третьекурсникам, которые, как показывает анализ научной литературы, отличаются половой принадлежностью (юноши и девушки), типом темперамента (сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики), памяти (зрительная, слуховая, моторная, речедвигательная), скоростью выполнения мыслительных реакций, уровнем обученности, сформированности коммуникативных умений и др.
Общеизвестно, что для юношеского возраста характерны подготовка к профессиональной карьере, формирование социально ответственного поведения, построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения, способности к рефлексии, появляются возможности для создания идеалов (например, семьи, общества, определённого человека, которым может стать и педагог), проблема выбора жизненных ценностей. Как показал анализ проведённых нами занятий в вузе и педагогическая практика, у студентов повышается способность к анализу и рефлексии своей профессиональной деятельности, деятельности других студентов и творчества педагогов школы и др. Наблюдая за деятельностью студентов, мы выявили их коммуникативные действия. Адресат следит за рассуждениями адресанта о педагоге, мысленно возражает ему или соглашается с ним, оценивает логичность цепи рассуждений, формирует свою оценку деятельности педагога и др.
Думаем, представленные данные об особенностях адресата творческого портрета учителя свидетельствуют о том, что одним из главных признаков данного высказывания является целостность, которая осуществляется на уровне его содержательной стороны и выражает «коммуникативные действия, поступок человека, имеющий смысл» [9, с. 60]. Поэтому целостность текста рассматривается как категория восприятия. Адресат «видит» текст как целое произведение, в противном случае, если текст воспринимается как нечто разрозненное, то он разрушается.
При характеристике фактора адресата мы учитывали, что уровень информированности, степень готовности к размышлению об индивидуальности и профессиональной деятельности педагога, к высказыванию собственной оценки этой деятельности у студентов различны. Поэтому результативность творческого портрета учителя зависит не только от его содержания, которое, как мы выяснили, составляют характеристика личности и творчества педагога, их оценка и т. д., но и от способности адресанта учесть особенности аудитории и отдельных её представителей, готовности адресата к восприятию такой информации, связанной с наличием у него опыта интеллектуально-речевой деятельности.
Наблюдения за профессиональной деятельностью педагогов позволили нам говорить о том, что творческий портрет учителя преимущественно устное высказывание (наряду с письменным и письменным озвученным), характеризующееся направленностью на широкую аудиторию, т. е. он является публичным жанром. Учёные (Л.А. Введенская, Л.К. Граудина,
Н.И. Порубов и др.) выделяют такие признаки публичного говорения, как наличие обратной связи от аудитории, преимущественно устная форма реализации речи, сочетание подготовленности текста и элементов спонтанности, одновременное использование языковых, паралингвистических, контактоустанавливающих средств общения (пантомимическая, ритмико-интонационная организация высказывания). Эти свойства характерны также для рассматриваемого нами типа высказывания, например: «Я бы хотела познакомить вас с личностью и творчеством учителя (Указательный жест на слайд.)/ Марины Валентиновны (Меняет слайд.)/ <...> Посмотрим какими словами/ выразила своё жизненное кредо Марина Валентиновна (Смена слайда.)/ «У каждого ребёнка/ в глубине души спрятаны колокольчики/ Надо только отыскать их/ затронуть/ чтобы они зазвенели добрым/ весёлым звоном»/ И действительно/ это учитель который старается найти личностный подход к каждому ребёнку/ каждому
«дать» не только знания/ но и привить любовь к добыванию этих знаний// <...> Около года назад я присутствовала на обычном/ самом обычном уроке пятого «А» класса/ Марина Валентиновна проводила урок развития речи/ Детям быто дано/ задание написать мини-сочинение/ за пять минут на тему «Пробуждение весны»/ <...> За отведённое учителем время они создали/ действительно такие сочинения/ которые можно назвать шедеврами/ Они не просто написали о том/ что тает снег и пригревает солнышко/ но ещё также отметили то как/ как просыпается матушка земля/ цитирую/ о том/ как (Читает вслух.)/ «пробуждается от глубокого зимнего сна подснежник/ поднимает свою маленькую белоснежную головку к солнцу/ подставляет нежные зелёные ладошки его теплу/ дарящему жизнь»/ и представили себя в виде этого подснежника/ Прослушав эти сочинения/ думаю вы со мной согласитесь/ к своему стыду/ я не могла не вспомнить своих убогих отписок в одиннадцатом классе <...> //1
Для того чтобы придать данному высказыванию направленность на аудиторию, студентка использовала побудительные синтаксические конструкции («Давайте рассмотрим <...> биографические сведения», «Посмотрим, какими слова-
Автор данного высказывания - Золотухина Ирина, студент 3 курса.
Библиографический список
1. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков.
- М.: Флинта: Наука, 1998.
2. Журавлёва, И.В. Творческий портрет персоналии как профессионально-значимый жанр речи учителя русского языка и литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2003.
3. Ильина, А.В. Методика обучения студентов-филологов созданию портретного очерка (На примере портретного очерка об учителе): автореф. дис. .канд. пед. наук. - М., 1994.
4. Антонова, Л.Г. Письменные жанры речи учителя: учебное пособие к спецкурсу «Теоретические основы частной педагогической риторики». - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1998.
5. Антонова, Л.Г. Обучение студентов-словесников профессионально значимым письменным жанрам: дис. .д-ра пед. наук. - М., 1998.
6. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2006.
7. Шмелёва, Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Культура речи : сборник статей и материалов. - Великий Новгород: Новгородский региональный Центр развития образования, 1998.
8. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986.
9. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982.
Bibliography
1. Pedagogicheskoe rechevedenie: slovarj-spravochnik / pod red. T.A. Ladihzhen-skoyj i A.K. Mikhaljskoyj; sost. A.A. Knyazjkov.
- M.: Flinta: Nauka, 1998.
2. Zhuravlyova, I.V. Tvorcheskiyj portret personalii kak professionaljno-znachi-mihyj zhanr rechi uchitelya russkogo yazihka i literaturih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yaroslavlj, 2003.
3. Iljina, A.V. Metodika obucheniya studentov-filologov sozdaniyu portretnogo ocherka (Na primere portretnogo ocherka ob uchitele): avtoref. dis. .kand. ped. nauk. - M., 1994.
4. Antonova, L.G. Pisjmennihe zhanrih rechi uchitelya: uchebnoe posobie k speckur-su «Teoreticheskie osnovih chastnoyj pedagogicheskoyj ritoriki». - Yaroslavlj: izd-vo YaGPU, 1998.
5. Antonova, L.G. Obuchenie studentov-slovesnikov professionaljno znachimihm pisjmennihm zhanram: dis. ...d-ra ped. nauk. -M., 1998.
6. Desyaeva, N.D. Kuljtura rechi pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vihs-shikh pedagogicheskikh uchebnihkh zavedeniyj.
- M.: Akademiya, 2006.
7. Shmelyova, T.V. Rechevoyj zhanr. Vozmozhnosti opisaniya i ispoljzovaniya v pre-podavanii yazihka // Kuljtura rechi : sbornik stateyj i materialov. - Velikiyj Novgorod: Novgorodskiyj regionaljnihyj Centr razvitiya obrazovaniya, 1998.
8. Bakhtin, M.M. Problema rechevihkh zhanrov // Ehstetika slo-vesnogo tvorchestva / M. M. Bakhtin. - M.: Iskusstvo, 1986.
9. Zhinkin, N.I. Rechj kak provodnik informacii. - M.: Nauka, 1982.
Статья поступила в редакцию 08.07.11.
ми выразила своё жизненное кредо <...>» и др.), формы глагола 1-го лица множественного числа (рассмотрим, посмотрим и др.), а также невербальный элемент - использование слайд-презентации с фотографиями учителя. Таким образом, адресант творческого портрета учителя привлёк внимание адресатов и облегчил им восприятие информации о незнакомом педагоге.
Итак, данная статья является очередным шагом в изучении творческого портрета учителя как профессионального речевого жанра. В данной работе новыми являются следующие положения: творческий портрет учителя рассматривается как текст, как синтаксическая и коммуникативная единица, которая решает комплекс коммуникативных интенций, адресуется широкой аудитории; её ведущей структурно-смысловой моделью является аргументативный текст; представляет собой комплексный (комбинированный) жанр, включающий элементы различных жанровых разновидностей речи; предполагает использование разнообразных языковых средств, способствующих передаче информации об учителе; воздействующих на мысли и чувства адресата, делающих речь образной и эмоциональной.