Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О ТРУДЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О ТРУДЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
понятие / имплементация / трансформация / преобразование / ссылка / бланкетные нормы / конвенция / международно-правовые нормы / национальное законодательство / труд / закон / договор / Республика Таджикистан.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарзода Давлатхон Курбонмурод

Статья посвящена изучению и анализу понятия, сущности и способов имплементации международно-правовых норм о труде в национальном (внутригосударственном) законодательстве. В статье рассматривается эффективность имплементации международно-правовых стандартов труда в национальном законодательстве и обеспечение необходимых условий для реализации. Также проанализировано соответствие национального законодательства Конвенции № 111 от 1958 года «О дискриминации в сфере труда и занятости», которая была ратифицирована Республикой Таджикистан в 1993 году. Сделан вывод, что независимо от процесса глобализации во многих сферах жизни и деятельности каждое государство имеет полное преимущественное право выбора конкретной политики в отдельных отраслях, в том числе в сфере труда, то есть защищает свою самостоятельность в решении внутренних проблем, вопросы и добросовестное обеспечивает исполнение международное признание договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О ТРУДЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

международно-правовым принципам и нормам, создает условия для создания правового государства [19].

Как Л.Х. Мингазов отмечает, что реализация международных соглашений является одним из главных условий эффективности международно-правовых принципов и норм, а это означает, прежде всего, внедрение этих норм в национальные нормативные акты [13].

«Международный договор - это соглашение между субъектами международного права, заключенное в письменной форме в одном или нескольких документах, содержащее в себе нормы права» [20], - пишет К.Л. Томашевский.

Международный договор рассматривается и как достигнутое в итоге переговоров явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами международного права, призванное регулировать их взаимоотношения путем установления обязательств [11]. Такое определение международного договора представляется более убедительным и ряду других авторов, поскольку, по их мнению, распространяется оно на все виды международных договоров, независимо от того, какие государства или иные субъекты международного права в них участвуют, независимо от формы, наименования договоров, независимо от регулируемого им объекта, а также процедуры их заключения [18].

Легальное определение понятия «международный договор» содержится в соответствующих международных правовых актах. Так, в соответствии с Венской Конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и Венской Конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г., договор - это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Такие договоры могут быть заключены и международными организациями, и между одним или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациями.

В ст. 2 Закона Республики Таджикистан «О международных договорах Республики Таджикистан», международный договор Республики Таджикистан определяется как один из международных правовых актов, признанных Таджикистаном, заключенный с иностранным государством (иностранными государствами) или международной организацией (международными организациями) в письменной форме и регулируемый международным правом независимо от того, содержится ли такой договор в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного названия [4].

Необходимо отметить, что действие указанного закона распространяется и на международные договоры Республики Таджикистан, независимо от их характера (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) и названия (договор, соглашение, конвенция, протокол, пакт, обмен письмами или нотами и другие международные договоры), с иностранными государствами и международными организациями (ч.2 ст.1).

О различных формах международных договоров говорится и в специальной литературе, в частности о таких его формах, как: договоры, соглашения, конвенции, декларации, пакты, хартии, уставы, программы, типовые акты, модельные законы [12].

Одним из способов внедрения международно-правовых норм, в том числе норм в сфере труда, в национальные нормативно-правовые акты является имплементация. С этимологической точки зрения имплементация происходит от латинского языка «impleo», что означает «наполнять», «исполнять».

В юридической литературе понятие «имплементация» получила различные толкования. Например, В. А. Батир под понятием имплементации понимает поведение государства, которое направлено на реализацию целей международных норм и выражается в соответствующих им действиях [1].

В словаре международного права содержится следующее определение этого понятия: «Имплементация в широком смысле означает осуществление международно-правовых и внутригосударственных норм во исполнение международно-правовых, а также создание на международном и внутригосударственном уровнях условий для такого осуществления» [17].

Юридический энциклопедический словарь имплементацию определяет как фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляемую путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты [24].

B.И. Вайнштейн и Е.В. Тютина толкуют имплементацию как деятельность государства по реализации международно-правовых норм путем приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами или путем прямого (непосредственного)применения этих норм. [2].

C.А. Раджабов имплементацию определяет как организационно - правовую деятельность субъектов международного права, предпринимая самостоятельно на внутригосударственном уровне либо совместно в сотрудничестве с другими субъектами, направленная на осуществление как целой международно-правовых норм на международном уровне, так и реализацию государством принятых на себя в соответствии с международным правом обязательств на национальном уровне [15].

Определение, предложенное В.А. Батырь и определение, содержащееся в Словаре международного права, представляют собой некий набор обтекаемых слов и словосочетаний типа «поведение государства», «осуществление целей международных норм», «соответствующих действий», «осуществление международно-правовых и внутригосударственных норм», «создание условий для такого осуществления» и т. д.

В определении, содержащемся в юридическом словаре, несколько некорректным представляется, во-первых, толкование имплементации не как реализации международно-правовых норм, а как реализации международных обязательств; во-вторых, сведение имплементации исключительно к трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. Кстати, принято употреблять словосочетания «реализация прав», «исполнение обязательств», а не «реализация обязательств».

Трансформация - не единственный, а один из способов имплементации норм международных актов во внутригосударственных нормативных правовых актов. Как известно, способов имплементации несколько: инкорпорация, трансформация, отсылка (общая, частная или конкретная), создание в законодательстве бланкетных норм, в которых содержатся упоминания об источниках.

Определение понятия имплементации, предложенное В.И. Вайнштейном и Е.В. Тютиной, наводит на мысль о том, что имплементация имеет место как на стадии приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами, так и на стадии правоприменения.

Существуют две стадии реализации международно-правовых норм-правотворческая и правоприменительная.

Внутригосударственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с международно-правовыми нормами именно на правотворческой (нормотворческой) стадии. Поскольку имплементация есть приведение внутригосударственных нормативных правовых актов в соответствие с международно-правовыми нормами, постольку она может и должна быть осуществлена на стадии правотворчества (нормотворчества).

Резюмируя, мы предлагаем следующее определение понятия имплементации: «Имплементация - это приведение государством в рамках осуществляемой им правотворческой (нормотворческой) деятельности внутригосударственных нормативных правовых актов в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также с нормами признанных им международно-правовых актов».

Сущность имплементации норм международного трудового права в национальное законодательство выражается в том, что люди во всем мире, независимо от расы, национальности, пола и других различий, являются одинаковыми, равными, все люди. Никто не превосходит другого и не отличается от другого, поэтому человеческое общество старается быть близким друг к другу нормами, принципами, стандартами во всех областях, особенно в сфере труда, и обеспечивать людям благоприятные условия труда. Человек может свободно выбирать свою трудовую деятельность и менять ее при необходимости. То есть национальное законодательство всех государств в сфере труда не должно сильно отличаться друг от друга. Внедрение необходимо для устранения таких различий.

В юридической литературе указывается на несколько способов имплементации норм международно-правовых актов. Так, Е.Ю. Зарубаева выделяет следующие способы имплементации :

а) инкорпорация - непосредственное включение норм международного права во внутригосударственное право;

б) трансформация - переработка норм международного права и договора ввиду необходимости учета национальных правовых традиций и стандартов юридической техники (для этой цели нередко принимаются специальные законы);

в) общая, частная или конкретная отсылка;

г) создание в законодательстве бланкетных норм, в которых содержатся упоминания о первоисточниках [6].

И.В. Шестерякова ссылается на следующие способы реализации международных договоров в сфере труда на национальном уровне:

1) инкорпорация, т.е. включение международных трудовых норм в национальное законодательство о труде без изменений;

2) трансформация, т.е. включение международных трудовых норм в национальное трудовое законодательство с определенными изменениями, переработкой при сохранении общего смысла и содержания международной трудовой нормы;

3) отсылка, т.е. включение в национальное законодательство нормы, «отсылающей» к международному документу, решающему вопрос по существу [23].

Ряд других авторов выделяет такие способы имплементации, как: трансформация, инкорпорация, рецепция и отсылка[22].

В ряде случаев в юридической литературе различают прямую, опосредованную, общую и индивидуальную трансформацию.

Прямая трансформация понимается в том смысле, что международный договор, который заключен государством и вступил в действие, непосредственно

приобретает силу закона, что подтверждается Конституцией государства. Опосредованная трансформация означает, что вопрос о порядке введения в действие международных договоров внутри страны, регламентируется Конституцией и иными законодательными актами государства. Посредством общей трансформации государством определяется вопрос о том, что все или только определенные виды международных нормы могут составлять часть его национального права. Индивидуальная трансформация предполагает издания государством специального акта при каждом случае введения международных норм в национальное право страны.

Об инкорпорации принято говорить тогда, когда международные договоры порождают тождественные нормы и правила в национальном праве в силу самого акта их ратификации, признании, подписании, присоединении.

Инкорпорация создаст возможность внесения в первоначальный текст внутригосударственных правовых актов всех последующих официальных изменений и дополнений, и исключить отмененные нормы, выявит противоречия и несогласованность[17].

Об отсылке речь ведут в тех случаях, когда в основном законе в общей форме закреплено, что «в случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

актам применяются нормы международно-правовых актов» (п. 3 ст. 10 Конституция Республики Таджикистан) [10].

В.А. Батырь выделяет два способа имплементации: во-первых, отсылку - обеспечение выполнения международного договора, нормы которого сформулированы достаточно конкретно и полно, путем указания во внутригосударственном правовом акте на то, что в установленных случаях надлежит применять правила международных договоров; во-вторых, инкорпорация - принятие государством правовых норм, способствующих исполнению предписаний международного права. Инкорпорация дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованность, противоречия и

др[1].

И.О. Хлестова считает, что под понятием «трансформация» следует понимать способ осуществления международного права посредством издания внутригосударственных актов в целях реализации международно-правового обязательства государства [21].

А.В. Иванова предлагает выделить два этапа реализации международных стандартов труда во внутригосударственном механизме имплементации норм международного права. Первый этап состоит в анализе действующего законодательства на предмет его соответствия нормам международного права, в выражении согласия на обязательность для государства международного договора, еще не вступившего в силу. Второй этап состоит в подготовке и принятии соответствующими государственными органами нормативных актов, направленных на реализацию международных обязательств, вытекающих из вступивших в силу для государства международных договоров. Следует отметить, что определение способов выполнения международных обязательств относится к проявлению государственного суверенитета и входит во внутреннюю компетенцию каждого государства[7].

В трудовом праве Республики Таджикистан в основном используются инкорпорация и трансформация.

Следует отметить, что Таджикистан принял множество нормативных правовых актов о труде, которые отвечают требованиям положений конвенций и рекомендаций МОТ, в частности: Трудовой кодекс Республики Таджикистан; законы Республики Таджикистан «Об объединениях работодателей», «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» и др.

Международная Организация Труда (МОТ), будучи специализированным учреждением ООН, выполняя свою нормотворческую функцию, разрабатывает и принимает разнообразные акты - устав организации, декларации, конвенции, рекомендации, пакты и др.

«Вклад Международной Организации Труда в вопросе урегулирования трудовых отношений и расширения социального партнёрства между государствами, профессиональными союзами и работодателями и принятыми ею документами в форме конвенций и рекомендаций способствуют справедливому регулированию трудовых отношений», - подчёркнуто Основателем мира и национального единства - Лидером нации, Президентом Республики Таджикистан уважаемым Эмомали Рахмон в речи на встрече с руководителями и активистами Федерации независимых профессиональных союзов Республики Таджикистан 24 октября 2019 года [16].

С 1993 года, будучи полноправным членом этой организации, Республика Таджикистан признала 51 конвенцию и 22 рекомендации МОТ.

В конце, проанализируем соответствие Конвенции № 111 от 1958 года «О дискриминации в сфере труда и занятости» [8], которая была ратифицирована Республикой Таджикистан в 1993 году.

В отношении этой конвенции отметим, что ст. 17 Конституции Республики Таджикистан гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, образования, политических убеждений, социального и имущественного положения, а также равноправие мужчины и женщины.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Также статья 7 ТК РТ запрещает дискриминацию в трудовых отношениях, согласно части первой упомянутой статьи «Все граждане имеют равные права на труд, дискриминация в трудовых отношениях запрещается. Запрещается любая дискриминация, исключение, предпочтение или отказ в приеме на работу независимо от национальности, расы, пола, языка, религиозных убеждений, политических взглядов, социального статуса, образования или имущества, которые нарушают равенство возможностей в сфере занятости».

Доказательством этих утверждений является недавнее принятие Закона Республики Таджикистан «О равенстве и ликвидации всех форм дискриминации» [5] от 19 июля 2022 года под № 1890, свидетельство адаптации упомянутой Конвенции о трудовые отношения с национальным законодательством, в том числе в области регулирования трудовых отношений. Этот закон определяет организационно-правовые основы реализации прав и равных возможностей всех лиц в Республике Таджикистан, а также устанавливает правовую систему эффективного предотвращения и защиты от любых форм дискриминации.

Согласно части 1 статьи 1 этого закона «Дискриминация - любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, формированное на реальных и (или) предполагаемых основаниях в отношении любого физического и юридического лица или группы лиц, их родственников или лиц, связанных с ними иным образом и основано на признаках расы, цвета кожи, происхождения, пола, языка, религии и убеждений, национальной или этнической принадлежности, инвалидности, состояния здоровья, возраста, гражданства, взгляда, имущественного положения или иного обстоятельства и целью или следствием которого является ухудшение, уничтожение и (или) умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных основах, всех прав и свобод человека».

Также в закон впервые были введены такие понятия, как притеснение и сегрегация. В части 3 статьи 6 этого закона подчеркивается, что « преследование на рабочем месте - любая форма нефизического преследования (домогательства) на рабочем месте с повторяющимися действиями, которые оказывают унижающее воздействие на лицо и имеют целью ухудшения условий труда работника или его профессионального статуса» [5].

Закон Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации», был принят 1 марта 2005 г [3]. Он регулирует отношения по обеспечению конституционных гарантий равноправия мужчин и женщин в социальной, политической, культурной сферах, а также в любой другой сфере, т.е. направлен на предотвращение дискриминации по признаку пола.

Кроме того, во исполнение Конвенции № 111 от 1958 года «О дискриминации в сфере труда и занятости» были приняты два важных долгосрочных государственных документа. 1) Государственная программа «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001 -2010 годы» (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 6 августа 2001 года №391). 2) «Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011 -2020 годы» (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 мая 2010 года № 269 [14]). Основной целью этих двух важных документов является реализация долгосрочной государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Таджикистане, расширение понимания значимости и значимости социальных отношений между мужчинами и женщинами, прежде всего. , среди работников системы государственного управления, которые на всех уровнях принимают решения, организация и развитие системы социально-экономических, политических, организационно-правовых условий, гарантирующих положительный вклад женщин в развитие общества, эти цели были реализованы в течение срока действия указанной программы и стратегии.

В заключение отметим, что запрет дискриминации в трудовых отношениях направлен на реализацию равных возможностей граждан и обеспечение единых условий труда. Государство гарантирует равную и эффективную защиту права на недискриминацию и принимает меры по

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

продвижению политики и программ, направленных на обеспечение равенства и ликвидацию любой формы дискриминации. Доказательством этих утверждений являются действующие нормы Конституции Республики Таджикистан, действующего законодательства и принятые важные государственные документы, о которых мы упоминали выше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батырь В.А. Актуальные проблемы имплементации норм МТП в законодательстве РФ // Московский журнал международного права (спец. выпуск). - 1999. - С. 195-200.

2. Вайнштейн В.Н., Тютина Е.В. Применение норм международного права в сфере нового Трудового кодекса Российской Федерации // Марийский юридический вестник. - 2002. Вып. 2. - С. 153.

3. Закон Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации» от 1.03.2005 г., № 89. // Адлия: Централиз. банк правовой информации РТ. Версия 6.0 / М-во юстиции РТ. - Душанбе, 2023. - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM).

4. Закон Республики Таджикистан «О международных договорах Республики Таджикистан» от 23.07.2016 г., №1326 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2016 г., № 7, ст. 606.

5. Закон Республики Таджикистан «О равенстве и ликвидации всех форм дискриминации» от 19.07.2022 г. №1890 // Официальный сайт Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан[Электронный ресурс]. Источник доступа: URL: http://www.mmk.tj (дата обращения: 21.11.2023 с.).

6. Зарубаева Е.Ю. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в правовой системе России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - С. 56.

7. Иванова А.В. Реализация международных стандартов труда в национальном законодательстве // LEX PORTUS № 4 (6) 2017. - С. 162-171.

8. Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 года. // МОТ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. МБТ. Женева. 1991. Т. 2. Ст. 1262.

9. Консепция правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 годы, утвержденная указом Президента Республики Таджикистан от 6 февраля 2018 года, № 1005. [Электронный ресурс]. Источник доступа: URL: http://www.mmk.tj (дата обращения: 21.11.2023 с.).

10. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г., принятая всенародным референдумом. - Душанбе, Гандж, 2016 - 135 с.

11. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2007. - С. 148.

12. Международное трудовое право: Учебное пособие / Н.Л. Лютов, П.Е. Морозов / Под ред. К.Н. Гусова. М. Проспект, 2011. - С. 34; Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. С. 68, 73 - 80.

13. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. - М., 1990. - С. 155.

14. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 мая 2010 года №269 «Об утверждении Национальной стратегии активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011-2020 годы». [Электронный ресурс]. Источник доступа: URL: https://comwom.tj. docx (дата обращения: 22.11.2023).

15. Раджабов С.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в Республике Таджикистан: проблемы теории и практики. - Душанбе: «Дониш», 2006. - С. 81-85.

16. Речь Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на встрече с руководителями и активистами Федерации

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

независимых профессиональных союзов Республики Таджикистан. - Душанбе 24.10.2019. [Текст] Режим доступа: http://president.tj/ru/node/21697 (дата обращения: 10.11.2023).

17. Словарь международного права. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1986. - С. 56-102.

18. Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М., 1980. С. 11; Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. Дисс... д. ю. н. - С. 70-71.

19. Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал Российского права. - 2010. - № 6. -С. 37-38.

20. Томашевский К.Л. Очерки трудового права. История, философия, проблемы системы источников / Науч. ред. О.С. Курылева. Минск, 2009. - С. 238.

21. Хлестова И.О. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Журнал Российского права. - 1997. - № 12. - С. 22.

22. Черниченко С.В. Личность и международное право. - М.: Международные отношения, 1974. - С. 49-53; Усенко Е.Т. Согласование и взаимодействие международного и национального права в российской Конституции // Московский журнал международного права. - 1995. - № 2. - С. 21.

23. Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2011. - С. 277.

24. Юридический энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1996. - С. 116.

ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ

75

ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 537.426.21.29

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1,3-ДИБЕНЗИЛОКСИ-2-ЭТОКСИПРОПАНА

ОЛИМОВ РАХМОНАЛИ АМОНАЛИЕВИЧ

кандидат химических наук, доцент, профессор Российская Академия Естествознания. декан факультета инженерии и архитектуры Дангаринский государственный университет, Таджикистан КИМСАНОВ АБДУГАФОР БУРИЕВИЧ кандидат биологических наук, доцент кафедры высокомолекулярных соединений и химической технологии химического факультета Таджикский национальный университет,

Таджикистан

Аннотация. Глицерин по особенностям строения и реакционной способности занимает важное место среди многоатомных спиртов. Используя это, в последнее время удалось осуществить ряд химических превращений, которые привели к синтезу его новых функциональных производных.

Синтез новых производных 1,3-диоксолана в последнее время все больше привлекает внимание исследователей в различных странах мира.

Диоксоланы на основе глицерина используется в качестве реагентов для тонкого органического синтеза, для получения биологически активных соединений.

Эфиров глицерина, также обладают выраженной биологической активностью и на их основе был создан ряд эффективных лекарственных препаратов, которые нашли успешное применение в медицинской практике.

В данной статье показана фармакологическая активность 1,3-дибензилокси-2-этоксипропан и можно судить о том, что данный препараты является малотоксичными.

Ключевые слова: Глицерин, 1,3-дибензилокси-2-этоксипропан, папаверин -растворители.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Простые эфиры глицерина являются биологически активными, и нашли широкое практическое применение в качестве эффективных лекарственных препаратов, полупродуктов для тонкого органического синтеза, растворителей для инъекций, регуляторов роста растений, реактивов, компонентов для парфюмерно-косметических изделий и т.д. Особенно важной является их роль и в протекании сложных физиологических процессов, в организме животных и растений. Различные пути синтеза и структурные особенности простых эфиров глицерина изложены в работе [1-3].

Циклические эфиры глицерина также обладают выраженной биологической активностью и на их основе был создан ряд эффективных лекарственных препаратов, которые нашли успешное применение в медицинской практике [4-9].

Среди исследованных производных глицерина нас заинтересовал 1,3-дибензилокси-2-этоксипропан. Новое соединение было подвергнуто фармакологическому исследованию в частности острая токсичность (LD5o) виляние на сердечно-сосудистую систему и дыхание спазмолитическую активность на изолированном отрезке тонкой кишки крысы, сформулировано фармакодинамика нового соединения [10]. .

Изучение показателей острой токсичности (LD5o) является обязательным приемом, т.к. оно отражает одну из основных фармакологических критериев оценки нового вещества. В дальнейшем определяет целесообразность расширенного исследования фармаколо-гических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.